Статья о реализации проекта в доу изготовление куклы из ниток

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Ильиных Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ детский сад №12
Населённый пункт: город Красновишерск, Пермский край
Наименование материала: Краткосрочная образовательная практика для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Куклы из ниток"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Краткосрочная образовательная практика

Возраст детей: 5 – 7 лет

Количество детей: 6 – 8 девочек

Количество занятий: 4

Руководитель: воспитатель 2 младшей группы ДОУ детского сада №12

Актуальность темы:

продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у

в о о б р а же н и е ,

дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится

чтить память своих предков.

состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся

сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности,

оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит

свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт

человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в

своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В

этом главная ценность традиционной народной куклы.

Положительная или отрицательная она, это зависит от того, кто это сделал.

Даже, если в магазинах полно игрушек, разных видов и по разной цене,

самыми дорогими, будут те куклы, в которых вложили душу, сделали сами.

Кукла из ниток своими руками это рождение маленького чуда, которое

будет поднимать настроение, каждый раз, когда на нее смотришь.

Сам процесс, создания игрушки из ниток, привлекает свое внимание и

будут с ней играть.

Цель: Научить ребёнка самостоятельно делать куклу из ниток.

Познакомить детей с историей народных кукол самоделок

технологией изготовления куклы в нетрадиционной технике.

Дать представление о различных видах самодельных народных

кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых.

Создать условия для совместной деятельности детей, родителей и

Научить понимать друг друга. Обсуждать процесс совместной

деятельности и оценивать результат.

нитки разных цветов, технологические карты изготовления кукол из ниток,

1 – этап: подготовительный (первое занятие)

2 – этап: практический: заготовка куклы (второе занятие).

узелков. Научить детей наматывать нитки на картон. Обучение завязыванию

узелков. Наматываем на картонный шаблон шерстяные нитки светлого цвета

30 – 40 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем,

стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с

3 – этап: практический: голова куклы, руки куклы (третье занятие) .

На шаблонную картонку наматываем шерстяные нитки 20-30 витков.

Под пряжу по обоим сгибам пропускаем нить и завязываем. Просовываем

руки под головой и перевязываем ниткой, получается платье (юбка) .

4 – этап: завершающий: юбка для куклы и украшение для куклы

(четвертое занятие). Куклы мальчики сделают ноги в штанишках, а куклы

девочки – красивые юбочки и платочки. Просовываем руки под головой и

перевязываем ниткой, получается платье (юбка). Разделяем пучок ниток на

две части и заматываем внизу нитками, получаются штанишки. Украшаем

куклу ленточками. Кукла готова.

Предполагаемый

куклы из ниток, дети знают о народных самодельных куклах, их назначении,

роли в жизни детей и взрослых.

Пояснительная

Основной направленностью КОП является знакомство

детей с процессом изготовления самодельной куклы из

украшения готовой куклы бусинами, лентами, тесьмой.

самодельной куклы, интерес к трудовой деятельности,

Цель: Научить ребёнка самостоятельно делать куклу из

-Познакомить детей с историей народной самодельной

нетрадиционной технике (из ниток).

самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и

-Создать условия для совместной деятельности детей и

совместной деятельности и оценивать результат.

Форма: КОП направленна на формирование конкретного

практического умения в определенной деятельности и

1 часть – организационная;

2 часть – показ, объяснение;

3 часть – начало практической части;

4 часть – пальчиковая игра;

5 часть – окончание практической части;

Основной метод - показ, зрительный ориентир, помощь

воспитателя, образец, технологические карты.

Словесный – указание, объяснение

Практический – отработка практических навыков.

Длительность реализации: 1 месяц.

Возраст детей от 5 до 7 лет.

Количество занятий: 1 занятие в неделю по 25-30 минут.

цветов, основа для намотки, крючок, ножницы, тесьма,

лента, бусины, картон, готовая кукла, альбом «Народные

качественного продукта своей деятельности.

Занятие 1. Знакомство с народной игрушкой куклой самоделкой.

культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить детей с историей народной куклы самоделкой,

способами изготовления этой куклы, развивать интерес к культуре русского

развитию детей, прививать им любовь к Родине (русской культуре, русскому

языку); развивать у детей творческие и познавательные способности с учётом

их возрастных и психологических особенностей; воспитывать уважение к

народной культуре и традициям.

Оборудование: сундук, альбом "Русская народная кукла самоделка ",

куклы, музыка "Русские народные песни, колыбельные, плясовые").

"Полянка". Педагог вносит сундучок.

-Как вы думаете, что может быть в сундуке? (ответы детей)

- Но этот сундук необыкновенный, он волшебный. Чтобы его открыть,

надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:

«Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты…

— Давайте вместе с вами скажем эти слова.

— Скажем? Только ласково, как в старину разговаривали с вещами,

Дети открывают сундук.

-Что это (ответы детей)

-Вы играете в такие куклы? Почему (ответы детей)

-Где делают такие куклы (ответы детей)

-Как вы понимаете, что значит "игрушки-самоделки"? (ответы детей)

-Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили

такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети

-Из какого материала сделаны ваши игрушки (ответы детей)

Возьмите, потрогайте кукол, из чего они сделаны?

— Да, они сделаны из соломы, ниток, сена, бересты, из простых лоскутков

оберегают от всего плохого.

-Видите, каких удивительных человечков умели делать на Руси.

Солома-это стебли хлебных растений. (Рассматривание игрушек из соломы).

Очень забавные старинные куколки-стригунки. Они названы так потому, что

их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить

на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы

танцевать. (показ, как танцует кукла-стригунок)

-Но, пожалуй, самой любимой куклой в старину была кукла, сделанная

лоскутков (показ куклы - кубышки) .

-Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления

суеверными и думали, что лицо "оживает".

Если такая куколка сломается, то кому-то может быть плохо. Кроме

того, глаза-зеркало души-необходимо закрывать, чтобы защитить человека от

- Вечерами дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, рассказывали

сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол, водили хороводы.

На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели да водили …

-Хоровод,- подсказывают дети.

-Давайте и мы поведём хоровод.

Далее педагог демонстрирует альбом "Народные куклы-самоделки", идёт

- Куклы наших прабабушек проживали в играх целую жизнь: они вели

"кукольное" хозяйство, "ходили в гости", "справляли свадьбы", "отмечали

праздники" и т.д. Так играли девочки постарше. Когда девушка выходила

замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребёночек,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель : Научить ребёнка самостоятельно делать куклу из ниток .

1. Познакомить детей с историей кукол и технологией изготовления куклы в нетрадиционной технике.

2. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей и воспитателя.

3. Дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых.

4. Строить общение по схеме : ребенок – родитель - воспитатель.

5. Научить понимать друг друга. Обсуждать процесс совместной деятельности и оценивать результат.

Оборудование и материалы : Шерстяные нитки разных цветов (темные и светлые, картонный шаблон, ножницы, клей, картон, разноцветные ленточки.

1 – этап : подготовительный (первое занятие.

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение. Чтение стихотворения

Подарили куклу Мне на день рожденья.

Это просто чудо,

Радость и везенье.

Только с ней играю,

Обо всём на свете

С Машей забываю.

Спать кладу в кроватку

Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой ,

С Машенькой к порядку.

Куклу берегу я ,

С ней я стала лучше,

Воспитатель : Про кого это стихотворение?

Дети : Про куклу .

Воспитатель : Молодцы, правильно. Кукла не рождается сама : создает ее человек. Кукол делали по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость . Кукла не имела лица . По народным поверьям , кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла , которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

Воспитатель : А как вы думаете из чего раньше изготавливали кукол?

Дети : Из дерева, кукурузы, теста.

Воспитатель : Правильно, но не только, также их делали из глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток , Сегодня мы с вами будем изготавливать кукол. Но куклу мы будем выполнять необычную, а из ниток .

Ребята, а вам хотелось бы иметь самодельные куклы ?

Послушайте рассказ. Чтение познавательного рассказа.

2 – этап практический : заготовка куклы (второе занятие) .

Воспитатель предлагает рассмотреть нитки , знакомство с их свойствами, завязыванию узелков. Научить детей наматывать нитки на картон. Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток . У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро . Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы . Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны. Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Точно также сделайте второй пучок, поменьше это будут руки куклы. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны.

Во время выполнения работы воспитатель помогает детям советом, уточнение последовательности и приемов выполнения работы.

3 – этап практический : голова куклы , руки куклы (третье занятие) . Сделаем голову, отступив немного от верха перевяжем ниткой. Получилась голова. Далее мы с вами отгибаем половину нижних ниток к верху и кладем туда заготовку второго пучка перевязываем снизу получились руки у куклы и платье (юбка) , а если разделить пучок ниток на две части и замотать нитками, получаются штанишки.

4 – этап завершающий : юбка для куклы и украшение для куклы (четвертое занятие) .

Воспитатель:

Украшаем куклу ленточками по желанию детей.

Предполагаемый результат : Дети умеют самостоятельно делать куклы из ниток , дети знают о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых

Оценить 1316 0

Творческий проект

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ ИЗ НИТОК

Руководитель: Игумнова Оксана Викторовна педагог-организатор

Исторические сведения…………………………………………….3 - 5

Экономическое обоснование……………………………………. .6

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Описание работы

Цель проекта: пробудить интерес у подростков к прошлому своего народа, народной кукле.

Задачи проекта:

Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

Изучить виды кукол.

Изучить технологию изготовления народных кукол.

Изготовить куклы своими руками.

Гипотеза: старинным способом создания кукол из ниток на основе кисточки можно самостоятельно изготовить кукол для игры и в качестве сувенира-оберега.

Этапы реализации проекта.

Знакомство с историей возникновения народной куклы.

Изучение видов кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Методы:исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Предмет исследования: народные куклы.

Инструменты и материалы для практической работы: два мотка ниток разных цветов, ножницы, книга или другая основа для наматывания нитей, пистолет для работы с горячим клеем, горячий клей, клей с блёстками, материалы для украшения: шипы, стразы, декоративные цветы.

Ожидаемые результаты:

Знакомство с историей, видами народных кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Создание продукта – кукол из ниток на основе кисточки.

Актуальность проекта

Кукла – самый зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. К сожалению, сейчас не все девочки любят играть в куклы. Чуть больше половины моих одноклассниц и подруг ответили положительно на вопрос , играли ли они в куклы. Большинство современных девчонок предпочитают создавать куклу, наряжать её, и даже строить ей жильё в компьютерной игре.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.

Выбранная тема показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка

Исторические сведения

Куклы были обереговые, обрядовые и игровые.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с самого рождения. У кукол не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.

Я очень люблю весну. Узнала, что наши предки готовились к ней по-своему. Чтобы разукрасить и себя, и природу к приходу весны делались куколки Мартинички. От слова Март. Куколки изготавливались из ниток на основе кисточки.

Практическая часть

Неудивительно, что у меня появилась идея изготовить кукол к приближающемуся весеннему празднику. За их основу я взяла Мартиничек. Куклы изготовлены из ниток без использования иголки по определённой схеме (приложение 1).

После творческого преобразования мои куклы носят имена Маша и Толик, и выглядятпо-иному. Размер кукол в два раза больше размера Мартиничек; кроме белого и красного используются другие цвета, на лицах имеются рты и глаза; мною использованы современные материалы для украшения одежды.

t1638433798aa.jpg

Дети старших, подготовительных группы, воспитатели, родители, педагог дополнительного образования по ИЗО.

Продолжительность проекта:

А ктуальность проекта:

Одни только дети знают, чего ищут.

Они отдают всю душу тряпичной кукле,

и она становится им очень-очень дорога,

и если ее у них отнимут, дети плачут. “

Антуан де Сент-Экзюпери

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является декоративно-прикладное искусство во всем разнообразии его жанров и проявлений.

Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла.

Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции . Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Традиционной игрушкой даже в самых бедных крестьянских семьях с давних пор была тряпичная кукла. В стародавние времена, желая привлечь в дом удачу, богатство, отогнать злых духов, хозяйки на все случаи жизни делали куколки-обереги. В некоторых домах таких куколок накапливалось до ста штук. Их шили матери, бабушки, старшие сестры. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа .

Являясь частью культуры всего человечества , кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа , его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол , но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол , а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры .

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций . Каждый человек должен знать историю своего народа , иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков .

Куклы , как элемент культуры , представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа . Необходимо изучать , возрождать и развивать богатые традиции русской куклы .

Проект призван сыграть роль в сохранении и передаче культурных народных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр, подарков , мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Проект даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далёких предков.

Передо мной возникла проблема: можно ли оживить традиции и социально–культурную связь поколений?

На мой взгляд, традиционная игровая культура и детская игра немыслима без народной игрушки.

Зачем изготавливать тряпичных кукол?

Таких куколок можно дарить родным и близким на праздники и просто так, можно поучаствовать в выставке декоративно – прикладного искусства, можно подарить куколок в музей, чтобы все узнали о существовании оберегов в виде куколок.

Практическая значимость:

Повышение качества образовательного процесса.

Создание методической копилки по о знакомлению детей с культурными традициями русского народа через изучения истории русской тряпичной куклы .

Создание предметно развивающей среды по теме.

Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.

Новизна проекта:

познакомить дошкольников с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.

исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;

изучение классификации тряпичных кукол;

обогащение активного словаря ребенка через знакомство с тряпичной куклой;

освоение технологии изготовления кукол;

изготовление образцов кукол-оберегов;

знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.

развивать познавательную и творческую активность через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы, мастер-классы.

развивать интерес у детей и их родителей к изучению истории и создания русской народной тряпичной куклы;

способствовать развитию совместной деятельности взрослого и ребенка в изготовлении тряпичной куклы;

развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);

развивать эстетический вкус и творчество детей.

воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству;

воспитание на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

воспитывать чувство патриотизма , уважения к национальным традициям;

воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы.

Методы и приемы работы:

1.Беседы с детьми.
2.Чтение художественной литературы.
3.Рассматривание иллюстраций.

4.Показ презентаций.
5.Самостоятельное рисование.
6.Заучивание стихотворений, потешек, песен, колыбельных.
7.Информационные листы, консультации для родителей.
8.Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

10.Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
11.Трудовые поручения, действия.
12.Инсценировка сюжетов .

13. Анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству.

14. Обобщение, моделирование, систематизация.

Интеграции образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие (СКР);

- речевое развитие (РР);

-познавательное развитие (ПР);

-художественно-эстетическое развитие (ХЭР);

- физическое развитие (ФР).

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного проекта получится собрать информацию по истории создания и изготовления тряпичных кукол.

Дети узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.

Они подробно узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали. Дети овладеют техникой изготовления тряпичных кукол-оберегов.

Повысится воспитательная компетентность родителей в вопросе понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа на примере изготовления кукол.

Появится интерес у родителей к совместному творчеству со своим ребенком, отношения родителей и детей станут более близкими и доброжелательными.

Повысится качество образовательного процесса в работе воспитателей, пополнится предметно-развивающая среда.

Получится создать мини-музей из коллекции кукол – оберегов.

Разработанные материалы проекта можно использовать при проведении образовательной деятельности в ДОУ, на выступление педсовета, методического объединения.

Этапы реализации проекта

I подготовительный

1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.

2.Пополнить развивающую среду:

- подбор художественной литературы по теме;

- подбор фотографий, иллюстраций, видео;

- подготовка материала для творчества: ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.;

- подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных ;

- подбор потешек, песен на тему русского быта;

4.Разработка конспектов НОД по теме.

5. Разработка мастер- класса по теме.

6. Подготовка консультаций для родителей .

8. Привлечение родителей к работе по теме (подбор художественной литературы, иллюстраций, игр, фотографий, видеоматериалов по теме).

II основной

1.Разработать план мероприятий в соответствии интеграции образовательных областей.

2.Продолжить работу по проекту в соответствии плана.

III заключительный

Результативность проекта:

Изучена история традиционной русской народной тряпичной куклы, ее виды и предназначения.

Изготовлены образцы тряпичных кукол для выставки и мини-музея.

Обогатился словарный запас детей по теме.

Родители и дети освоили технологию изготовления тряпичных кукол.

Подготовлена презентация для детей и для родителей.

Проведет совместный мастер-класс с детьми и родителями.

У родителей появился интерес к совместному творчеству со своим ребенком в работе по проекту.

Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:

- представления о музее;

- проектно-исследовательские умения и навыки;

- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

- активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.

Рекомендации:

Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждениях для повышения уровня интеллектуального развития детей. Опыт внедрения проекта может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного учреждения. Опыт может быть использован для создания подобных проектов, имеющих проблемы в других направлениях.

Список литературы:

1.Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок, Белый город, 2010 г.

2. Волкова Яна, Детские куклы и обереги - Издательство: Хоббитека , 2017 г.

3.Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество : Традиционные народные куклы . Керамика. – Волгоград : Учитель, 2009.

4.Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству, работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. - Волгоград : Учитель, 2009.

5.Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла . Культура , традиции , технология. – М.: Культура и традиции , 2007.

7. Колпакова Ирина, Возвращение мудрости предков -Издательство: Формат-М , 2016 г.

8. Кретова Марина , Лоскуток. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет - Издательство: Сфера , 2016 г.

10.Лыкова И.А., Мои куколки. Мастерим игрушки из лоскутков - Издательство: ИД Цветной мир , 2013 г.

11. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010 г.

12.Ожегов С. И. Словарь русского языка. 70000 слов/ Под ред. Шведовой Н. Ю. – 22-е изд. стер. – М.: Русский язык. 1990.

13.Чуксина С.Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г.

14.Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г.

15.Юрина Н. Куклы. Москва. Слово, 2002 г.

План мероприятий

Работа с педагогами, воспитателями

Месяц проведения

Наименование мероприятия

Ответственный

Работа педагогов в соответствии плана проекта.

Работа с родителями

февраль-март

Сбор материалов для изготовления тряпичных кукол-оберегов ( ткань, нитки, вата , тесьма и др.)

Работа с детьми

Месяц проведения

Интеграции образовательных областей

Наименование мероприятия

Ответственный

СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР

Презентации:

Чтение художественной литературы:

Заучивание потешек, песен на тему русского народа:

( др. на усмотрение воспитателя)

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевые игры:

Подвижные игры:

Пальчиковые игры:

Хороводные игры:

Конструирование:

группы, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре

СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР

Рассматривание : фотографий, картин, иллюстраций , посвященных жизни в старину.

Презентация:

Чтение художественной литературы:

Заучивание потешек, песен на тему русского народа:

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевые игры:

Подвижные игры:

Пальчиковые игры:

Хороводные игры:

Лепка из соленного теста(пластилина):

группы, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре

СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР

Презентация:

Знакомство с историей кукол и изготовление

Чтение художественной литературы:

В.Приходько Стихи о матрешках, куклах

Заучивание потешек, песен на тему русского народа:

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевые игры:

Пальчиковые игры:

Хороводные игры:

группы, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре

СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР

Рассматривание альбомов:

Презентация:

Чтение художественной литературы:

стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов;

Заучивание потешек, песен на тему русского народа:

Читайте также: