Что должен знать выпускник начальной школы по обж

Обновлено: 07.07.2024

На днях, один уважаемый руководитель общеобразовательного учреждения (история умалчивает его фамилию по вполне понятным соображениям) заявил, что ученику по обж достаточно уметь эвакуироваться из школы. Если честно был слегка ошарашен.

В результате изучения курса ОБЖ по выпуску из учебного заведения учащиеся должны знать:

упражнения для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
гигиену труда и отдыха;
приемы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа;
способы развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к жизненным ошибкам и неудачам;
правила этикета и общения с людьми;
факторы опасностей в повседневной жизни;
меры безопасности в быту;
правила дорожного движения;
порядок и правила самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях;
технику самостраховки при падении, освобождения от захватов, нанесения ударов и постановки блоков руками и ногами;
факторы чрезвычайных ситуаций и способы самоспасения и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
способы предвидения, распознавания и избежания опасностей и защиты от них в том случае, если избежать этих опасностей не удалось.

Наряду со знаниями, выпускники учебных заведений, прошедшие подготовку по курсу ОБЖ, должны уметь:

применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
соблюдать гигиену труда и отдыха;
использовать приемы и способы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к ошибкам и неудачам;
регулировать взаимоотношения с людьми;
соблюдать меры безопасности в повседневной жизни;
оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
осуществлять страховку при падении, освобождаться от захватов, технически правильно наносить удары и ставить блоки руками и ногами;
предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении;
избегать опасностей криминогенного характера и защищаться в том случае, если этих опасностей избежать не удалось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Цели рабочей программы:

конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников;

формирование социального опыта школьника;

осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

прививать обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;

развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы;

Формировать важнейшие качества современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие.

Основной формой организации учебного процесса является внеурочная система обучения. В ходе учебного процесса используются как традиционные формы занятий ( объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и особенно актуальные для младшего школьника следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).

При организации внеурочных занятий применяется деятельностный подход,

ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю)

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Принципы и методы обучения младших школьников ОБЖ
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельностиследует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Должны знать:

-общие понятия и чрезвычайные ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;

-общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;

-наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;

-правила безопасного поведения в парке, скверах. В лесу, понятие об ориентировании на местности;

-опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

Должны знать:

-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторож­ности следует принять при движении по льду водоемов;

-правила поведения на пляже. Правила купания в обо­рудованных и необорудованных местах;

-правила безопасного поведения в лесу, в поле;

-возможные опасные ситуации при движении по откры­той местности: ориентирование, правила -поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила --поведе­ния при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье. -Как живет наш орга­низм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

Учащиеся должны знать:

Чем опасны водоёмы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоёмов;

Правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

Правила безопасного поведения в лесу, в поле;

Возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др..

Ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.

От чего зависит наше здоровье? Как живёт наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес.

Травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки.

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений.

Учащиеся должны уметь:

Правильно переходить по льду.

Правильно вести себя на пляже.

Ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой.

Уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них.

Уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами.

Оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении.

4 класса.

учащиеся должны знать:

правила перехода дороги;

правила движения на велосипедах;

правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров;

основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, прикатании на лодке;

способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;

как ориентироваться на местности;

как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной безопасности при разведении костра;

факторы, влияющие на состояние здоровья- (курение, алкоголь, токсикомания).

учащиеся должны уметь:

правильно переходить дорогу, перекрёсток;

ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным признакам;

определять расстояние по карте и по местности;

организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;

завязать 1-2 вида узлов;

развести и погасить костёр;

оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).


Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей.

Статические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.

Аристотель (384–322 до н. э.,) и Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

М. В. Ломоносов (1711–1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.

Значительный вклад внесли в развитие теории безопасности русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.

За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.

В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, купирования, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.

Итак, актуальность работы связана прежде всего с актуализацией одной из задач образования — воспитания безопасного поведения детей младшего школьного возраста.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина — основы безопасности жизнедеятельности. Можно дать такое определение этой дисциплины: безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Основные положения учебной дисциплины ОБЖ:

- С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

- Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом.

Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В начальной школе у школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить разработку оптимальных педагогических условий как определение путей воспитания безопасного поведения, этапов работы, последовательное прохождение ребенком которых способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребенка правил поведения, накопления соответствующего опыта.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др. описаны компоненты, последовательное поэтапное выполнение которых обеспечивает интериоризацию, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений. Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:

На 1 этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать школьников в умении проявлять эти правила;

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

ОБЖ обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший ОБЖ, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

Учителю на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания учащихся об опасности и безопасности, одновременно помогая детям преодолевать страхи и тревоги, учить правильно реагировать на опасность. Для профилактики психотравм на уроках ОБЖ необходимо соблюдение ряда условий. Информация о факторах риска должна сочетаться со сведениями о том, как научиться избежать опасности и как действовать в опасной ситуации. Учащиеся должны научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды. Еще важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться за помощью к взрослым.

Практическое исследование показало, что уровень знаний учеников об основах безопасности значительно выше при использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-тестов, стихов, загадок и пословиц, учебных задач, кроссвордов, инсценировок.

Поэтому в качестве основных задач учителя выступает подбор наиболее эффективных форм работы по ознакомлению младших школьников с опасностями и их предупреждению. И как следствие — создание отдельного направления ОБЖ во внеурочной деятельности младших школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): опасность, безопасное поведение, безопасность жизнедеятельности, начальная школа, окружающий мир, младший школьный возраст, ребенок, горное дело, дорожная безопасность, повседневная жизнь.

Предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

что такое обж в школе

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать опасные ситуации, оценивать их.

программа обж в школе

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

предмет обж в школе

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

преподавание обж в школе

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

методика преподавания обж в школе

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется эвристическая беседа. Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета – научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

изучение обж в школе

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

оборудование кабинета обж в школе

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ – залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы безопасности жизнедеятельности способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

Читайте также: