Статистика и экономика музейной деятельности кратко

Обновлено: 03.07.2024

Аннотация: В статье анализируется обеспеченность музеями населения России и европейских стран, а также посещаемость российских и европейских музеев. В рамках изучаемой проблемы объектом исследования являются музеи России и Европы, а предметом исследования — их количественные измерения: число музеев и число музейных посещений. Объективная информация о развитии российской музейной сферы не только на национальном уровне, но и в сравнении с другими странами региона необходима для целей стратегического планирования и осуществления конструктивной культурной политики. Эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Европейской группы по музейной статистике. Статистическая информация анализировалась с помощью табличного метода и графического метода. Новизна исследования состоит в том, что данные о российских музеях впервые представлены в контексте европейских статистических показателей. Статистические сведения России и большинства европейских стран собраны на основе разных дефиниций, разных методов и разных классификаций, поэтому данные таблиц и диаграмм имеют исключительно ориентировочный характер. Для разработки стратегии дальнейшего развития музейной деятельности в России необходим полномасштабный учет всех действующих музеев независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и наличия статуса юридического лица.


Ключевые слова: музей, число музеев, посещение музеев, музейная статистика, музейная статистика Европы, музейная статистика России, статистика культуры, социальная статистика, социология культуры, культурная политика

Abstract: In her research Yureneva analyzes the abundance of museums in Russia and European countries as well as attendance of Russian and European museums. Within the framework of this article, the object of the research is the museums of Russia and Europe and the subject of the research is their quantitative measurement, i.e. the number of museums and the number of attendances. Unbiased information about the development of Russian museum not only at the national level but also in comparison to other countries is important for strategic targetting and developing the cultural policy. The empirical basis of the research implies data of the Russian Federal State Statistics Service and European Group for Museum Statistics. Statistical informatin is analyzed using the tabular method and graphic presentation. The novelty of the research is caused by the fact that for the first time in the academic literature data about Russian museums is presented in comparison with European statistical values. Statistics in Russia and the majority of European countries have been collected on the basis of very different definitions, methods and classifications, thus data presented in tables and graphs are of preliminary nature. To develop the strategy of museum development in Russia it is necessary to carry out a full-scale record of all existing museums disregardidng their departmental affiliation, ownership and status of a legal entity.

sociology of culture, social statistics, cultural statistics, Russian museum statistics, European museum statistics, museum statistics, visits to museums, number of museums, museum, cultural policy

Анализ объективной и научно обоснованной статистической информации о социальных, культурных и иных общественных явлениях — одно из непременных слагаемых успешного и эффективного развития страны. В последние десятилетия нововведения в российском законодательстве и осуществление административной реформы повлекли за собой необходимость кардинальных изменений в содержании статистических данных, формах и методах их сбора, обработки и распространения. Наряду с другими отраслями социальной статистики перемены коснулись и статистики культуры, одной из задач которой является наблюдение за деятельностью организаций и учреждений культуры, в том числе музеев. Появились новые количественные параметры, характеризующие масштабы и темпы развития музейной сферы, а современная многоуровневая система сбора и обработки статистических данных позволяет теперь оперативно получать справочную и аналитическую информацию, отражающую деятельность музеев в регионах, федеральных округах и России в целом.

Так, с 2002 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) периодически публикует сведения о числе музеев и числе их посещений в пересчете на одного жителя в различных странах мира [4, c. 139–140] . Эти показатели, наряду с прочими, призваны дать общее представление об уровне и качественных сторонах жизни населения России и зарубежных стран. Однако отсутствие пояснений относительно сопоставимости публикуемых сведений весьма ограничивает их аналитический потенциал, не позволяя проводить корректный сравнительный анализ и правильно интерпретировать данные в социологии, культурологии и средствах массовой информации.

Надо сказать, что с 1990-х гг. отсутствие сопоставимой статистики культуры было предметом обсуждения на многих международных конференциях, а Статистическое бюро Европейского Союза (Евростат) в 1997 г. учредило Экспертную группу по вопросам гармонизации статистики культуры. Попытки решения этой проблемы в музейной сфере предпринимались с 1995 г. на Берлинских конференциях, проводившихся по инициативе Института музейных исследований Государственных музеев Берлина с участием всех заинтересованных стран, а в декабре 1999 г. в Гааге начала свою деятельность Рабочая группа по музейной статистике. В июне 2002 г. обе эти организационные формы объединились в Европейскую группу по музейной статистике (EGMUS/ ЕГМУС); она приступила к сбору и анализу информации, имеющей отношение к музеям, а в долгосрочной перспективе ее работа ориентирована на гармонизацию музейной статистики, то есть на максимальное увеличение международной сопоставимости статистических данных [10, 1–2] . В качестве инструмента организации статистики на национальном и международном уровне ЕГМУС предложила Краткий перечень ключевых показателей музеев — ALOKMI (Abridged List of Key Museum Indicators), который в процессе апробаций и обсуждений дополняется и совершенствуется [9] .

По состоянию на 2017 г., ЕГМУС имеет статистические сведения и доклады о положении дел в национальной музейной сфере от 32 стран, среди которых есть и члены Евросоюза, и государства, не входящие в это объединение. Более 10 лет назад Россия выразила желание присоединиться к данному проекту, но пока в нем не участвует [8, с.12] .

Между тем объективная информация о развитии российской музейной сферы не только на национальном уровне, но и в сравнении с другими странами региона необходима для целей стратегического планирования и осуществления конструктивной культурной политики. Ввиду отсутствия подобного рода исследований представляется не только интересным, но и важным сопоставить некоторые количественные измерения, характеризующие обеспеченность музеями населения России и зарубежных стран, а также посещаемость российских и европейских музеев. С одной стороны, это дает возможность получить представление об общеевропейском контексте развития отечественной музейной сферы. С другой стороны, это позволяет сравнить российский и европейский подходы к оценке музейной отрасли, ведь любое статистическое наблюдение предваряет концептуальный анализ изучаемого объекта: какие параметры следует учитывать и как их можно измерить?

Число музеев в России и странах Европы

а) учреждения, обеспечивающие хранение, и выставочные галереи в библиотеках и архивных центрах;

б) природные, археологические и этнографические памятники и достопримечательности, исторические памятники и объекты музейного характера в силу их собирательской, хранительской и коммуникационной деятельности [9] .

Кроме того, ЕГМУС предлагает учитывать музеи не только как административные единицы, но и принимать во внимание местоположение объектов. Применительно к российским реалиям этот подход можно сравнить с учетом так называемых сетевых единиц, к которым относятся не только музеи, являющиеся юридическими лицами, но также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев.

К 2017 г. определение музея, принятое ЕГМУС, использовали 12 стран, а статистические наблюдения 20 стран основывались на дефиниции ИКОМ или же на национальных критериях, разработанных на уровне законодательства или профессиональных музейных объединений. Некоторые из национальных определений по своей сути совпадают с дефиницией ИКОМ (например, в Дании, Ирландии, Испании), другие же имеют существенные особенности (например, в Хорватии и Венгрии) [8, с. 27–28, 63] . При этом в большинстве стран многие типы учреждений, признанных ИКОМ в качестве имеющих характер музеев (зоопарки, ботанические сады, научные центры, планетарии, природные заповедники), в статистику не включаются.

Данные ЕГМУС о числе музеев в европейских странах и данные ГИВЦ Минкультуры о числе музеев в России представлены в таблице 1. В нее не включены сведения о музеях Словакии и Бельгии, поскольку они не обновлялись с 2003–2004 гг. и не учитывают последнюю редакцию дефиниции музея ИКОМ. Статистические показатели стран указаны в соответствии с последними из предоставленных ими данных [9; 1, с. 6; 5, с. 30; 3, с. 224] .

Последние 10 лет индустрия музеев в России развивается по всем показателям: растет количество музеев, общее число посещений и т.д. Однако проблемы с доступностью остаются. Группа ученых* из НИУ ВШЭ решила разобраться, какие именно факторы влияют на посещаемость музеев.

Руками не трогать!

В исследовании приведены такие данные: на сегодняшний день интересуются музеями и посещают их 16% россиян, 70% не знают о музеях и не интересуются, а еще 14% знают о музеях, но не посещают их. Такой статистике, по мнению исследователей, среди прочих причин способствуют высокие цены, отсутствие семейных абонементов и программ, слишком большое количество ограничений и правил и т.д. По словам Абанкиной, общая структура и принятый стиль поведения во многих российских музеях слишком архаичны.

Таблица 1. Данные о количестве музеев, просветительская и выставочная деятельность музеев в Российской Федерации за 2000-2011 годы

Ресурсы решают все

Чтобы дать точный ответ на вопрос, от чего зависит посещаемость музеев, авторы исследования провели факторный анализ. Для этого использовались информационные данные музеев, расположенных на территории РФ, и обобщенные показатели производственного и экономического развития регионов (80 регионов за период 2010-2012 гг.). Всего было отобрано 35 факторов, которые исследователи обобщили в пять главных компонентов, описывающих деятельность музеев:

  • ресурсы музея (музейные коллекции, трудовые, информационные ресурсы и т.д.);
  • структура населения региона (главным образом доля урбанизированного населения, доля лиц старше 18 лет);
  • экономическое развитие региона (все факторы, связанные с инвестициями в целом в регион, в основной капитал, накопленные финансовые ресурсы региона, ВВП на душу населения и т.д.);
  • человеческий капитал региона (прежде всего доля людей с высшим образованием);
  • масштабы музейной деятельности (количество проведенных выставок, число экскурсий, лекций и т.д.);

Второй по важности компонент – 7-8% дисперсии – это структура населения региона. Основной потребитель музейных услуг – урбанизированное население старше 18 лет. Чем выше доля этого населения, тем выше посещаемость музеев.

На третьем месте с мизерным показателем в 0,8% фактор масштаба музейной деятельности. Он начал проявляться лишь в 2012 году, отметил Деркачев. Инновационная активность музеев вносит пока очень скромный вклад в посещаемость, но положительная динамика налицо.

* директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина,
ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок
Павел Деркачев,
ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок
Людмила Филатова

Театры, музеи и библиотеки как социально-культурные институты государства. Формирование, сохранение и развитие культуры народа. Экономическое состояние театров, музеев и библиотек Хабаровского края. Разработка бизнес-плана создания учреждения культуры.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.05.2012
Размер файла 75,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Современное экономическое положение театров, музеев, библиотек.

Социально-экономические факторы их развития.

Содержание

    Введение
  • 1. Театральные и концертные учреждения края
  • Музеи
  • Библиотеки
  • 2. Социально-экономические факторы развития учреждений культуры
  • 3. Бизнес-план
  • Резюме
  • Описание предприятия и отрасли
  • Описание услуг
  • Оценка конкурентов и маркетинг
  • Производственный план
  • Организационный план
  • Финансовый план
  • Эффективность проекта
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Театры, музеи и библиотеки являются основными социально-культурными институтами любого государства. Они формируют духовную жизнь общества, его нравственный, этический облик. От экономического состояния совокупности данных учреждений зависит не только удовлетворение духовных потребностей населения страны, но и развитие культуры нации, сохранение традиций, культурных ценностей, норм и идеалов общества. Именно развитие данной сферы общества должно стать приоритетом государства, так как она может дать толчок развитию множества других сфер.

Академик Д.С. Лихачев утверждал, что "без культуры в обществе нет и нравственности, не действуют социальные, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука". На вопрос, что мешает нашей стране в социально-экономическом плане уверенно продвигаться вперед, академик С.С. Шаталин сказал, что нам мешает "бескультурье во всех сферах - политической, социальной, в общении, в работе и т.д." Академик Л.И. Абалкин считает, что достичь высокого качества работы "нельзя, если не будет решен вопрос культуры быта, культуры человеческого общения, культуры труда, технологической культуры". [5, 61 с.].

Театры, музеи и библиотеки во все времена считались основными институтами формирования, сохранения и развития культуры народа. Насколько стабильна и развита та или иная страна, как в культурном, так и в экономическом плане, можно узнать посмотрев на деятельность и количество основных социально-культурных учреждений.

Очевидно, что при такой значимости театров, музеев и библиотек нельзя обойтись без глубокого анализа их деятельности. Знания, полученные в процессе изучения их деятельности, позволят выделить позитивные тенденции и негативные стороны, что, в свою очередь, позволит найти пути решения проблем культуры России в целом.

Объектом исследования курсовой работы является социально-экономическое положения театров, музеев и библиотек.

Цель работы - всесторонне рассмотреть современное экономическое состояние театров, музеев и библиотек Хабаровского края, как основных социально-культурных институтов российского общества.

Задачами работы являются:

1. Анализ деятельности театральных и концертных учреждений Хабаровского края.

2. Рассмотрение современного экономического положения музеев края.

3. Анализ экономического положения библиотек края.

4. Выявление социально-экономических факторов развития учреждений культуры.

5. Разработка бизнес-плана создания организации культурно-досугового типа, на основе анализа учреждений культуры.

Гипотеза исследования состоит в том, что характерными чертами современного социально-экономического состояния учреждений культуры Хабаровского края (театров, музеев и библиотек) является стабильность и развитие их профессиональной и финансовой деятельности, но в тоже время существует ряд проблем, не позволяющих в полной мере реализовать их потенциал.

1. Анализ деятельности государственных учреждений культуры и искусства в Хабаровском крае.

Сегодня в Хабаровском крае преодолена негативная тенденция 90-х годов прошлого века по закрытию государственных учреждений культуры и сокращению штатов их работников. Это способствовало тому, что в целом по отрасли возросло количество учреждений культуры и искусства и вновь стали востребованы ее специалисты. Дополнительно к 15 краевым организациям и учреждениям образованы еще 3 новые - дирекция краевого цирка, дом творческой интеллигенции, краевой парк культуры и отдыха в г. Хабаровске. Основная работа органов управления отрасли и учреждений культуры и искусства края была направлена на реализацию мер по обеспечению доступности населения края к духовным ценностям отечественной и мировой культуры, сохранению существующей сети, оптимизацию ее деятельности в новых экономических условиях. [21, 5-7 с.]

Рассмотрим подробнее конкретные культурные институты:

1. Театральные и концертные учреждения края

В 2002 году данными учреждениями выполнены планы по количеству спектаклей и концертов на 107 %, по количеству зрителей на 107%. В течение того же года в крае продолжала развиваться концертная и театрально-зрелищная деятельность. За этот период осуществлено 19 новых постановок: в краевом театре музыкальной комедии - "Большой джазовый концерт", "Летучая мышь", "Брак по-американски", "Бременские музыканты"; в краевом театре драмы - "Пять романсов в старом доме", "Детектор лжи", "Номер 13", "Неуловимый Фунтик"; в краевом театре юного зрителя - "Орех Кракатук"; в краевом театре кукол - "Пиноккио", "Лисенок - плут", "Новый год в кругу друзей"; в Хабаровском муниципальном театре пантомимы "Триада" - "Первый раунд", "Ночной полет"; в Комсомольском-на-Амуре муниципальном театре драмы - "Бес", "С любимыми не расставайтесь", "Тартюф", "Подруга жизни", "Тук-тук! Кто там?".

В течение двух лет театрами и концертными организациями края поставлено 43 новых спектаклей, 194 концертных программ. Их собственные доходы за одиннадцать месяцев 2002 г. составили 14 млн. рублей, что выше плана на 18%.

Продолжается восстановление гастрольной деятельности краевых театрально-зрелищных учреждений. Целевое выделение Правительством и Законодательной Думой края 3 млн. рублей на организацию гастролей способствовали улучшению культурного обслуживания жителей отдаленных и сельских районов края: из 18 районов ими было охвачено 13 или 73%. Краевой театр музыкальной комедии выезжал в г. Николаевск-на-Амуре, краевой театр юного зрителя играл спектакли в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском и Хабаровском районах; театр драмы - в г. Советской Гавани, Ванино, Хабаровском, им. Лазо районах; театр кукол - в г. Николаевске-на-Амуре, Вяземском, Хабаровском, им. Лазо, Бикинском, Нанайском районах; Дальневосточный симфонический оркестр выступил с концертами в городах Комсомольске-на-Амуре и Амурске. За данный период краевой филармонией дано 804 концерта, 433 из них или почти 54% в городах и районах края, в том числе и в сельской местности.

Несмотря на все эти положительные факторы, все же имеются и проблемы в творческом развитии краевых театров и концертных организаций. Из-за отсутствия жилья, невысокой заработной платы на протяжении уже ряда лет они испытывают острый дефицит в высокопрофессиональных кадрах - режиссерах, художниках, композиторах, артистах, свето - и звукооператорах и других специалистах. Долгое время вакантными остаются ставки главных режиссеров в краевых театрах музыкальной комедии, драмы, кукол, главных художников в театрах драмы, юного зрителя. Отсутствие стажировок специалистов краевых, муниципальных театров и концертных коллективов в известных центрах искусства России, не возможность приглашения на разовые постановочные работы ведущих отечественных мастеров искусств, на работу в краевые учреждения талантливых артистов и высокопрофессиональных специалистов из других регионов страны заметно снижают художественный уровень краевых и муниципальных театров, коллективов концертных учреждений. [21, 9-10, 20-21 с.]

Музеи

Основными направлениями музейной деятельности в 2002 г. стали научное комплектование коллекций музеев, их изучение и популяризация. Музейные фонды увеличились еще на 15 тыс. экспонатов и в целом составили 400095 предметов. Осуществляется техническое перевооружение музеев, приобретено компьютерное оборудование и новые компьютерные программы. Продолжена работа по автоматизации учета экспонатов, инвентаризации музейных коллекций, увеличен объем их каталогизации.

социальный экономический библиотека музей

В течение 2002 года музеями края осуществлялась работа по реставрации предметов живописи, графики, мебели, чучел, предметов этнографии. Особое внимание уделялось вопросам сохранности и безопасности краевых, городских и районных музеев. Установлены новые пожарно-охранные сигнализации в Амурском, Комсомольском-на-Амуре и Николаевском-на-Амуре краеведческих музеях.

Активно развивались связи с музеями стран Азиатско-Тихоокеанского региона: проводились совместные научные исследования и экспедиции, издавались сборники научных статей, каталоги. В Японии успешно завершила работу выставка из фондов государственных музеев края "Модернизм Российского Дальнего Востока", в г. Ниигата в парковом комплексе "Русская деревня" открыта экспозиция "История и современное развитие Хабаровского края", проведена международная выставки в КНР. За 2002 год проведено 300 тематических и персональных выставок как в музеях края, так и за их пределами, более 7 тыс. экскурсий, 554 культурно-массовых мероприятий. [12, 95-104 с.]

Из-за недостаточного финансирования не осуществляется программа по созданию единой информационной сети в крае, крайне слабо пополняются музейные фонды современными произведениями художественного искусства, предметами антиквариата и другими историко-культурными ценностями, их основной источник - подарки отдельных жителей. Особую тревогу вызывает состояние хранения и сохранности экспонатов в муниципальных и ведомственных музеях.

Библиотеки

Исполняя роль информационно-образовательных, научно-методических, духовных и культурно-просветительских центров, библиотеки проводили тематические выставки литературы, литературные и культурно-досуговые мероприятия с различными категориями читателей. Сегодня фактически каждый третий житель края является пользователем государственной библиотечной сети, что свидетельствует о растущей потребности населения в библиотечном обслуживании.

В 2002 году активно развивалась международная деятельность Дальневосточной государственной научной библиотеки: открыт немецкий информационный центр, продолжено сотрудничество с Хэйлунцзянской провинциальной библиотекой, благодаря чему возобновился международный книгообмен.

Отличительной чертой деятельности Дальневосточной государственной научной библиотеки стала ее ярко выраженная научно-исследовательская и методическая направленность. Библиотекой в сентябре прошлого года организована и проведена международная научно-практическая конференция "Библиотеки в едином информационном пространстве Дальневосточного региона". Дальнейшее развитие получила редакционно-издательская деятельность: выпускался журнал по вопросам теории и практики библиотековедения, библиографоведения и книговедения "Вестник ДВГНБ", сборники научно-методических материалов "Библиотечная орбита" и "Библиографический бюллетень".

В прошедшем году краевая детская библиотека осуществляла свою деятельность с детьми по восьми основным программам. Среди них особую общественную значимость имела работа с трудными подростками, детьми-инвалидами. Являясь краевым методическим центром, библиотека стала организатором проведения семинаров-практикумов "Детская библиотека - центр психологической поддержки детей и подростков", "Детская библиотека накануне XXI века: формирование профессиональных творческих навыков", курсов повышения квалификации по программе библиотерапии "Детская библиотека - центр библиопсихологической помощи детям и подросткам". За год библиотекой было выпущено 14 сборников и методических рекомендаций. [12, 45-70 с.], [22].

По-прежнему острыми остаются проблемы сокращения библиотечного фонда, комплектования муниципальных библиотек новой литературой, организации ежегодной подписной кампании. Из-за недостаточного финансирования не осуществляется программа по созданию единой информационной библиотечной сети.

2. Социально-экономические факторы развития учреждений культуры

Основным фактором развития театров, музеев и библиотек является полное и своевременное финансирование из государственного бюджета, которое напрямую зависит от культурной политики государства. Одним из важных направлений культурной политики государства, определенных основами законодательства Российской Федерации о культуре, является сохранение культурного наследия и художественного творчества, а также их развитие. Именно поэтому состояние организаций культуры, деятельность которых направлено на производство, сохранение и распространение значимых для общества культурных ценностей, находится в сфере государственных интересов.

В связи с вышесказанным, можно выделить еще один фактор успешного развития учреждений культуры - это социально-экономическая стабильность страны. Во времена перестройки Россия находилась в глубоком кризисе, который отразился и на деятельности социально-культурных институтов. Закрывались тысячи театров, значительно уменьшилось количество клубов, помещения и инвентарь музеев, библиотек и других учреждений требовали ремонта, миллионы работников сферы культуры не получали заработную плату и лишались работы. На сегодняшний день, когда ситуация в стране стабилизировалась, социально-культурные институты, впервые за многие годы, не просто выживают, а активно развиваются.

Немаловажным экономическим фактором развития театров, музеев и библиотек является тенденция увеличения доли собственных доходов в структуре финансовых ресурсов. Данные учреждения ведут активный поиск путей увеличения собственных доходов. Например, библиотеки предоставляют такие платные услуги, как выдача книг на дом, услуги электронных каталогов, также они проводят выставки литературы, литературные и культурно-досуговые мероприятия. [3, 90-118 с.]

В России юридически закреплены: свобода совести, свобода вероисповедания, право па культурою деятельность; право на личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, право на гуманитарное и художественное образование, право создавать общественные объединения в области культуры, атеизм не является больше позицией государства. Государство перестало заниматься идеологической цензурой, и российскому читателю вернули многие выдающиеся произведения художественной литературы и философии.

Радикальные перемены произошли в отношении "государство - интеллигенция". Прекратилась дискриминация передовой интеллигенции: возвращено гражданство изгнанным, высланным, уехавшим в период предыдущих политических режимов, их произведения не просто реабилитированы, они стали достоянием тех, для кого предназначались - зрителей, слушателей, читателей. Были ликвидированы спецхраны, переполненные запрещенными произведениями русской и мировой классики. Плюрализм (многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности) публикаций расширил круг чтения рядового гражданина, обеспечил возможность настоящего духовного выбора (а подлинность выбора - критерий подлинности свободы), позволил формировать домашнюю библиотеку без оглядки на "стук в дверь" за то, что в ней имеются произведения запрещенных авторов. [1, 330 с.] Все эти факторы создают надежный фундамент для развития учреждений культуры.

3. Бизнес-план

Резюме

Проектируемое праздничное агентство организует и проводит торжественные мероприятия, предлагает широкий перечень услуг, с учетом специфики каждого вида праздника.

Миссией организации является достижение соответствия содержания услуг запросам различных классов людей.

Главной целью настоящего бизнеса является получение прибыли за счет оказания услуг праздничного характера.

Реализация данного проекта обеспечит решение следующих задач:

удовлетворение потребности населения г. Хабаровска в высококачественных услугах организации торжеств;


Определены и проанализированы показатели эффективности деятельности государственных музейных учреждений в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова:

Keywords:

Обзор статьи

Список использованной литературы

1. Игнатьева Е.Л., Коваль В.О. Стандарты качества бюджетных услуг в области культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2008. № 10.

2. Кочева Е.Ю. Стандарт ресурсного обеспечения культурно-досуговых мероприятий // Справочник руководителя учреждения культуры. 2009. № 11.

3. Отчёт Государственного Эрмитажа за 2000 – 2010 годы. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011.

4. Стриженков Р.В. Оценка качества услуг учреждений культуры с использованием методики SERVQUAL // Справочник руководителя учреждения культуры. 2008. № 7.

Читайте также: