Староверы двумя перстами кратко почему

Обновлено: 07.07.2024

Здравствуйте! Если возможно, мне бы хотелось более подробно узнать (может быть Вы посоветуете литературу на эту тему) о истории раскола Русской Церкви в результате реформ Патриарха Никона. Почему староверы крестятся двумя перстами? Если в церкви креститься двумя перстами, то будет ли это большим грехом? Меня очень интересует этот вопрос, т.к. мои прабабушка и прадедушка были очень набожными староверами, и я сейчас не знаю, как мне правильно поступать: придерживаться старой веры или можно совместить ее с настоящей. В храме спросить у священника я как-то стесняюсь. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в этом вопросе.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):

Хорошие книги по этому вопросу:
C. Зеньковский "Русское старообрядчество", Н. П. Каптерев "Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович".

"Придерживаться старой веры", как это понимают старообрядцы значит фактически находиться в расколе с Вселенской Церковью, т. к. старообрядцы всех направлений, за исключением единоверов, едины в одном - в непризнании православности Вселенской Православной Церкви.

Вопрос об употреблении одного из видов крестного знамения, признанных Русской церковью равноспасительными, не является насущной проблемой для нашего спасения. Креститься двумя перстами не является грехом, но для некоторых людей может быть соблазном, т. к. в течение 3-х столетий это крестное знамение считалось "раскольничьим". На поместных соборах 1918 и 1971 гг.. Русская церковь признала равноспасительность старых обрядов, но конечно, те, кто не общается с Вселенской Церковью находятся в сомнительном положении. Как верные чада Православной Церкви мы можем посоветовать Вам ни в коем случае не разрывать общение с Русской Православной Церковью и постараться отнестись со смирением к некоторому неприятию старых обрядов среди некоторых ее чад.

Единоверческая церковь возникла как путь возвращения старообрядцев, находящихся в расколе, во Вселенскую Церковь. "Единоверие" значит, что вера одна, вера Вселенской Православной Церкви. Смотрите: /news/001127/01.htm Это такая же православная церковь, как и другие, там служат священники, рукоположенные нашими епископами, и поминается Святейший Патриарх Алексий.

Интересно, почему в те годы тысячи людей отдавали свои жизни за, казалось бы, такое узко-обрядовое понимание православия? Какая разница, как креститься, двумя или тремя пальцами? Ведь учение Христа намного выше и шире этих обрядовых мелочей. Ответить на данный вопрос и такие рассуждения без глубокого и вдумчивого изучения проблемы невозможно, и все же, попробуем сделать это.

И все же, спросит вдумчивый читатель, двуперстие — это обряд, который может меняться, или неизменная основа Православной церкви? Для дальнейшего рассмотрения вопроса предлагаю обратиться к основе основ христианства — Святому Евангелию.

Евангелист Матфей описывает происходившее на тайной вечери, положившее начало таинству Евхаристии:

И евангелист Лука повествует о произошедшем по воскресении Господнем, когда шли апостолы Лука и Клеопа в Еммаус. И примкнул к ним Исус под видом путника, и спросил их, о чем они беседуют. Они рассказали ему о бывших во дни сия… И той путник рече к ним:

О, несмысленная и косная сердцем, что не верите, о чем говорили пророки. Не сейчас ли подобает пострадати Христу, и войти в славу свою? И начат от Моисея, и от всех пророков рассказывать им от всех писаний, в которых говорилось о нем…

К вечеру пришли они в селение и пригласили путника разделить с ними трапезу и ночлег.

И бысть яко возлежа с нима, и приим хлеб благослови, и преломив даяше има. У них же отверзостеся очи, и познаста его, и той невидим бысть има. (Лк. зач 113).

И только по благословлению хлеба узнали апостолы Исуса, до этого принимавшие его за простого попутчика. И дальше в зачале 114:

Вы же есте свидетелие сим. И се аз послю обетование Отца моего на вы… Извед же их вон до Вифании, и воздвиг руце свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо, и тии поклонишася ему.

Благословление не было преподаваемо Христом разными способами: одноперстием, двуперстием, троеперстием, ладонью, так или иначе. Эти слова святаго Евангелия, по моему глубокому убеждению, ясно указывают — Христос показал и заповедовал нам обычай благословления, некий тайный знак. Устное, тайное, во всех подробностях не описанное действие. За раскрытием этой тайны логично обратиться к свидетелю всего происходившего, евангелисту Луке. Согласно церковному преданию, сохранившемуся практически во всех христианских странах, первым иконописцем, написавшим большое количество икон, считается евангелист Лука. На иконах, написанных евангелистом Лукой, в том числе на образе Тихвинской Божией Матери, десница Исуса Христа изображена благословляющей двуперстно.

Также о необходимости веры не только написанным законам, но и устным установлениям говорит святой апостол Павел в своем послании к Солуняном:

Ему вторит св. Василий Великий, известный проповедник православия 4-го века:

Именно ученикам было вверено сохранить в памяти и записать произшедшее. Но записано все это было уже несколько десятилетий спустя после смерти и воскресения Спасителя. И тут мы уже вступаем в область Священного Предания. Предание (по-латыни traditio) значит то, что передается из рук в руки, из уст в уста (3 изд. Ниж. Новг. 2006 г. с. 20). И в 21 веке так же напоминается о необходимости Веры преданию.

Отсутствие же между христианами первых веков по этому поводу споров и разногласий, которые неизбежно были бы вынесены для рассмотрения на Вселенские соборы, только подтверждает вышесказанное. И вот происходит интересная ситуация: мы незыблемо верим словам Евангелия, написанным евангелистом Лукою, и не дерзаем их изменять! А к его же свидетельству о перстосложении относимся пренебрежительно, как к чему-то маловажному и могущему изменятся с течением времени.

Феодорит, епископ кирский, бывший во времена Третьего и Четвертого Вселенских соборов, встретив ересь монофизитскую, осужденную на Четвертом Вселенском соборе, сильно противу оныя ратовал. Но как сия ересь придумала во означение одной природы во Христе одним перстом изображать крест, то, без всякого сомнения, противу сея ереси и было изложено богословское уяснение изображения в сложении перст от блаженного Феодорита епископа кирскаго, которую приводил во свидетельство Стоглавый собор.

Здесь хочется добавить, что все общества, искажающие основные догматы православия, изобретали и свой физически наглядный символ.

Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет анафема.

Здесь следует добавить о том, что, вероятнее всего, начало троеперстию положил своим указом папа римский Иннокентий III, занимавший римскую кафедру с 1198 г. по 1216 г.

Протопоп Аввакум в своем житии называет родоначальником троеперстия римского папу Фармоза, который занимал римский престол с 891–896 гг. Хотя до разделения Церкви на Восточную и Западную произошедшего 1054 г. было еще далеко, и папа Стефан VII (896–897гг.) исповедовал двуперстие. В евангелии от Марка говорится:

Кто хочет верить — тот верит, кто хочет видеть — тот видит Божественную мудрость во всем, начиная с мельчайших полевых цветов и заканчивая мудрым ходом планет во вселенной по заданному Богом закону. А не просто, кто как захочет… или что от себя придумает. Крестное знамение не придумано людьми и не должно рассматриваться как некая эволюционирующая от менее догматически насыщенной к более насыщенной форме. Двуперстное крестное знамение, заповеданное нам Господом Исусом Христом, является истинным и точным выражением основных догматов Православной веры.

I. Предварительные понятия. О догмате и обряде; возражения

4) Если можно изменять обряды, то почему некоторые лица были признаны еретиками из-за обрядов? Отв. Потому, что употребляли обряды вопреки прямому запрещению Церкви. Таковы, напр., четыренадесятники. 249

5) Зачем было п. Никону исправлять старые обряды, когда Церковь и при них была православна? Отв. Для полного согласия с греческою церковью. 250

6) Вследствие исправления книг и обрядов многие соблазнились, а в Евангелии строго запрещено соблазнять кого-либо ( Мф. 18:6–7 ). Отв. В Евангелии говорится о соблазнителях – частных лицах, а не о Церкви, которую, по словам Господа И. Христа, необходимо слушать, чтобы избежать осуждения ( Мф. 18:17 ). 251

II. Разбор учения старообрядцев

1) О двуперстном сложении для крестного знамения и благословения

а) Важность вопроса о перстосложение в полемике со старообрядцами

б) Перстосложение с догматической точки зрения

в) Исторические свидетельства о формах перстосложения для крестного знамения

а) Евангелист Лука хотя говорит о благословении апостолов Спасителем, но о том, употребил ли Он при этом какое-либо перстосложение и если употребил, то какое именно, ничего не говорит ( Лк. 14:50–51 ). 268 Что же касается Тихвинской иконы Божией Матери, то, во 1-х, с достоверностью неизвестно, кто был её действительным написателем. Например, в Ч.-Минеи (под 26 июня) говорится, что она писана не еванг. Лукою, а св. Германом, патр. константинопольским. Поэтому, видеть в ней свидетельство ев. Луки нельзя. Во 2-х, самая десница Спасителя изображена здесь с перстосложением не двуперстным, а более близким к именословному, именно: великий перст приложен к среднему суставу безымянного, малый перст несколько отделен от безымянного и возвышен, а указательный и великосредний несколько наклонены. 269

Будучи предано от Самого Христа Спасителя, двуперстие, по мнению старообрядцев, существовало во время апостолов, неизменно держалось во вселенской Церкви до конца X ст., когда было передано с христианскою верою на Русь, и даже долее – до тех пор, пока иподиакон Дамаскин не научил греков троеперстию, от которых научился ему патр. Никон, а затем научил тому же и русских. Но такое мнение не согласно с историческими данными. Св. Василий Великий говорит, что обычай знаменовать лицо свое крестообразно христиане приняли от апостольского предания (Вас. В. прав. 91, в Кормч. л. 249), но самого способа крестного знамения не указывает. Равным образом и другие из древнейших отцов и учителей Церкви не говорят, как следует слагать персты для крестного знамения по апостольскому преданию, 273 хотя некоторые из них указывают, какое перстосложение употреблялось в древности и какие члены тела были им ограждаемы. А так как перстосложение это, по их словам, было различно; то можно думать, что апостолы не заповедали христианам определенного перстосложения для крестного знамения, но указали лишь на способ изображения на себе креста перстами руки, предоставив им выбирать персты по своему усмотрению, соответственно той мысли веры, которую потребуется выразить по обстоятельствам времени. 274

Так обр., исторические свидетельства ясно показывают, что в древней церкви употреблялось в разное время и по разным местам различное перстосложение, смотря по тому, какую мысль веры нужно было выразить этим внешним действием, по обстоятельствам времени. Но с конца XIII в. в константинопольской церкви стало исключительно употребляться троеперстие. Поэтому утверждение старообрядцев, что содержимое ими двуперстие беспрерывно употреблялось в греко-восточной церкви не только до последней четверти X в., когда перешло с христианством на Русь, но и позднее, не справедливо. 283 Но старообрядцы с этим не соглашаются и, чтобы подтвердить свое мнение, приводят различные доказательства.

Стараясь доказать существование двуперстия в греческой церкви с глубокой древности, старообрядцы утверждают, что оттуда оно перешло на Русь вместе с христианством при св. кн. Владимире. В доказательство этого они ссылаются на св. мощи и, особенно, на св. иконы, относящиеся, по их мнению, ко времени св. Владимира и его преемников.

В конце XIV и начале XV в. у нас происходили сильные споры о перстосложении и ревнители троеперстия и двуперстия стали искать доказательств, каждый в свою пользу, но нашли только сказание о Мелетии, которое и протолковали, одни в пользу троеперстия, а другие – двуперстия. 327 В XVI в. церковная власть пытается сделать двуперстие обдержным обычаем и делает о нем постановление на Стоглавом соборе, оградив его клятвою. Это определение находится в 31 гл. Стоглава, но говорит не о том перстосложении, которое принято старообрядцами, содержит в себе много такого, с чем сами старообрядцы не согласятся, как с неправильным, даже с еретическим, и утверждается на неправильных основаниях.

г) Перстосложение для архиерейского и иерейского благословения; возражения

2) Имя Иисус Христос нельзя изобразить буквами на всех языках, потому что на разных языках оно пишется различно. 350 Отв. Это и не требуется. Язык греческий, как язык классический и священный, известен многим народам и многими постоянно изучается. Все знающие греческий язык и могут объяснить незнающим значение именословного перстосложения. Поэтому, старообрядцы, высказывая это возражение, обнаруживают только излишнее притязание. 351

3) Над буквами IС. Хс. в перстосложении именословном нет титл и потому имя Иисус Христос здесь не образуется. 352 Отв. Но и в двуперстном сложении и в дикирии, без разъяснения и без веры ничего не образуется; но так как верою мы соединяем с ними образование двух естеств во Христе, то, осеняясь ими, принимаем освящение: так точно и в именословном благословении. 353

2) О седмипросфории на проскомидии; возражения

Православная церковь для совершения проскомидии употребляет пять просфор, а старообрядцы требуют для этого семь просфор. Этой разности старообрядцы придают догматическое значение и утверждают, что на пяти просфорах не может совершиться таинство евхаристии, а некоторые говорят, что семь просфор должно быть по числу семи таинств, семи веков, семи вселенских соборов и седмичных дней. 354

Такое разнообразие в практике греческой церкви отразилось и на практике русской церкви, где также употреблялось в разное время неодинаковое число просфор – от одной до восьми. Так, в харатейных Служебниках XII в. преп. Варлаама Хутынского и Антония Римлянина (Син. библ. №№ 604 и 605, у Озер. 2, 412–13, 416) упоминается только об одной просфоре, а в харатейном Служебнике XII в., хранящемся в библ. Спб. дух. акад., прежде же в библиотеке новгородского Софийского собора под № 5, указывается пять просфор: для агнца, в честь Богоматери, за святых, за здравие и за упокой. В пергаменной Кормчей XIII в., хранящейся в Московской синод. библиотеке под № 132, в ответах св. Нифонта, еп. новгородского, иеромонаху Кирику сказано, что по нужде можно служить на одной просфоре; в Служебниках же того же века или совсем не указывается числа просфор, или же, как напр. в Служебнике, хранящемся в библиотеке СПБ. дух. акад. под № 55, число это определяется пятью.

Возражения: 1) Протопоп Аввакум и его последователи утверждают, что м. Киприан, препод. Никон и прочие древнерусские святые служили на семи просфорах, а киевопечерская церковь соблазнилась, т. е. впала в погрешность, отменив две просфоры – за патриарха и царя потому, что не имела над собой патриарха и царя. 361 Отв. а) В Служебнике Киприана (Син. библ. № 601) количество просфор не обозначено, а в Служебнике пр. Никона, находящемся в ризнице Троицко-Сергиевой лавры, нет и чина проскомидии. 362 Патриарха и царя не было при м. Киприане, пр. Никоне и др. древлерусских святых: значит, и они не употребляли просфор за патриарха и царя? 363

3) Православная Церковь установила вынимать из 3-й просфоры 9 частиц, а из 4-й и 5-й – неограниченное число, но этого до п. Никона не было. 364 Отв. В Стрятинском Служебнике 1604 года, Киевских – 1620, 1629 и 1639 гг. и некоторых других указано вынимать из 5-й просфоры 9 частиц, а о вынутии несколько частиц из 6 и 7-й просфоры говорится и в патриарших Служебниках (см. напр. Служ. 1647 г).

3) О трехсоставности креста Христова; возражения

Старообрядцы учат, что истинный и животворящий крест есть крест трехсоставный или восьмиконечный, с изображением распятия, титлой и подножием; четвероконечный же крест, без изображения распятия, есть лишь ветхозаветная сень, образ креста Христова и в древности почитаем не был, а введен в употребление и почитание латинянами, от которых перенял его патр. Никон и ввел в России. Такое учение было высказано сначала первыми расколоучителями (Никитой, Лазарем, Аввакумом, Аврамием и др.) и в Соловецкой челобитной, а затем подробно раскрыто в Поморских и Керженских ответах. 365 На первых порах его держались все старообрядцы, но затем среди них начались споры о титле и формах креста, кончившиеся разделением между ними. Несогласия по этим вопросам не прекратились между старообрядцами и по настоящее время, почему одни из них поклоняются восьмиконечному кресту с титлой I. Н. Ц. I., а другие (филипповцы) не поклоняются; некоторые почитают кресты, сделанные лишь из рябинового дерева (рябиновцы) и при том, без изображения распятия, иные (дьяконовцы и австрийцы-окружники), воздавая преимущественное поклонение восьмиконечному кресту, считают, однако, достойным почитания в четвероконечный.

4) Если бы четвероконечный крест имел силу сам по себе, то не было бы положено священнику осенять его рукою. Отв. Священник осеняет рукою и освящает не самый крест, а одежду или какой-либо другой предмет, имеющий на себе знамение креста. Старообрядцы не сомневаются в святости восьмиконечного креста, между тем, священник, по указанию Иосифовского Служебника (л. 131 об., 127, 160 и 168) должен осенять рукою предметы, имеющие и этот вид креста, напр., кадило, просфоры.

4) О посолонии в церковных кругохождениях

5) Об обливании в таинстве крещения

в) В юго-западных епархиях, действительно, бывают случаи поливательного крещения, но православная Церковь никогда не давала на это канонического дозволения, и высшая церковная власть всеми зависящими от неё мерами старается ввести и здесь обдержный обычай – совершать крещение чрез погружение. 395

Возражения. 1) Св. отцы составили Символ веры на основании Св. Писания, а в Евангелии Дух Св. называется истинным ( Ин. 14:17; 15:26 ); следов., и в Символе веры следует читать со словом истинного. – Отв. Нужно читать Символ веры в том виде, в каком он составлен св. отцами. 399

В греческих рукописях и печатных книгах имя Спасителя для краткости часто писалось Iς, 409 но в полном виде оно всегда писалось, равно как и произносилось Ιησοῦς. Это можно видеть из того, что имена Иисуса Навина, Иисуса сына Сирахова, Иисуса Иоседекова, обыкновенно пишемые не под титлою, в древних греческих библиях, напр., в Синайском кодексе библии конца III в., изд. Тишендорфом, и в Ватиканском кодексе IV в., везде писаны Ιησοῦς (см. свид. из этих кодексов в Вып. Озер. 2, 136–139). В обеих этих рукописях имя Спасителя писано сокращенно ις, но есть и полное начертание Ιησοῦς в Синайском кодексе (т. IV, л. 29. столб. 1): Ιησοῦν ζητῆτε – Иисуса ищете (Вып. Озер. 2, 137) и в Ватиканском кодексе, (т. V, л. 1, столб. 3): και καλέσεις τὸ ὄνομα αὐτοῦ Ιησοῦς, т. е. и наречеши имя ему Иисус (там же, 139).

В пергаменном евангелии, первая и большая половина которого писана в VIII или IX в., а конец – в XII в. (Москов. Синод. библ. № 399), 410 в части древнейшего письма, после оглавления евангелия от Иоанна, на об. 163 л., писец сделал такую крестообразную надпись (см. стр. 197), что выходит по продольной линии ιησου, по поперечной σωσον (перекрестие в средней σ), т. е. Иисусе спаси.

Древние отцы и учители Церкви, напр., Климент Александрийский, 411 Кирилл Иерусалимский, 412 Епифаний Кипрский 413 и др. производили имя Иисус от греческого глагола ἰάομαι, исцеляю, ιησοῦς – исцеляющий, а от глагола ἰάομαι (будущее ἰήσομαι) существительное имя будет не ισοῦς, а Ιησοῦς. 414 В древности в имени Спасителя указывали число 888. Гностики II и III вв. пользовались этим для своих вычислений. Св. Ириней эти вычисления опровергает, но что в имени Спасителя действительно заключается число 888, этого не опровергает (кн. 2, гл. 24). 415 Таким образом, начертание Иисус совершенно согласно с греческим начертанием.

У нас на Руси сначала тоже употреблялось и трикратное и сугубое аллилуиа. Но затем, в силу установившегося взгляда, что обряд должен существовать лишь в одной форме и что всякая другая форма – неправославна, у нас возникли споры об аллилуйи.

III. О клятвах соборов 1656 и 1667 гг. и порицаниях полемических книг на именуемые старые обряды

Старообрядцы утверждают, что одною из главных причин отделения их от греко-российской Церкви служат клятвы соборов 1656 и 1667 гг. По мнению их, собор 1656 г. признал двуперстие для крестного знамения не православным, еретическим преданием и подверг отлучению всех крестящихся двуперстно; 426 а собор 1667 г. положил клятву на все старые обряды и книги. Этими клятвами греко-российская Церковь осудила и опорочила как древлерусскую православную Церковь и просиявших в ней святых, так и принятых ею в общение единоверцев, которым сама же дозволила употребление старых обрядов. 427 Такими действиями она не только стала в противоречие сама с собою, или, вернее, с собором 1667 г., 428 но и утратила православие, лишилась благодати, перестала быть истинною Христовою Церковью. 429 Такие мысли старообрядцы стали проводить с особенною настойчивостью в своих сочинениях и беседах с недавнего времени: когда некоторые из единоверцев, неправильно понимая постановления собора 1667 г., начали ходатайствовать пред Св. Синодом о разрешении якобы лежащих на них клятв, и когда даже некоторые из православных светских писателей высказали мысли, близкие к раскольническим понятиям о соборе 1667 года. 430

2) Современные собору двуперстники придавали (как и нынешние старообрядцы) двуперстному сложению значение догмата, так как учили, что самые персты, ими слагаемые, суть таинство Св. Троицы. Затем, соединяя это таинство с тремя разделенными и неравными перстами (1, 4 и 5-м), они давали основание подозревать их в неправом мудровании и о Св. Троице, почему патриархи – Макарий и Паисий уподобляют их древним еретикам – арианам, македонианам и др. (Деян., л. 31 об. – 32). Относительно же Феодоритова слова, как основания для двуперстного сложения, патриархи высказали не более того, что высказал п. Иоасаф I-й относительно особого чина священнического погребения, яко бы оно составлено попом Еремеем, еретиком болгарским. 444

Старообрядцы говорят, что наложив клятвы на соборе 1667 г., православная Церковь осудила и опорочила древлерусскую церковь и просиявших в ней святых, утратила православие и стала безблагодатной. – а) Если бы на означенном соборе был осужден (предан анафеме) какой-либо догмат веры, т. е. люди, держащиеся того догмата, то чрез это церковь, принявшая его определения, лишилась бы благочестия. Но если бы клятвы были положены на обряды, то церковь осталась бы православною и не лишилась бы благодати Св. Духа, потому что обряды до существа веры не касаются. 447 Так, римский папа Виктор (II в.) положил проклятие на восточные церкви за празднование Пасхи вместе с иудеями, в 14 день месяца писана. Несмотря на то, что этот обычай восточных христиан вел свое начало от апостолов и папа, наложивши проклятие, превысил свою власть, – так как восточные церкви не были подчинены ему, – однако, не только римская церковь за эту неправую клятву не лишилась благодати Св. Духа, но и папу Виктора никто не считал отпавшим от православия, и никто, даже из восточных христиан, осужденных им, не учинил с ним церковного разделения. Отцы Церкви и, между прочим, Ириней Лионский только зазирали ему за неправедное проклятие (Кн. о вере, гл. 22, л. 199 об.).

4) Наконец, не нужно забывать, что православные писатели, употреблявшие порицательные выражения, жили в то время, когда при состязаниях спокойно употребляли такие выражения, каких никто теперь не позволит себе употреблять. 461 Нынешние архипастыри не только не употребляют в своих сочинениях таких резких выражений, но и не одобряют их. 462

IV. Взгляд раскольников-старообрядцев на некоторые особенности в религиозной и гражданской жизни

Живя совершенно обособленно от православной Церкви, старообрядцы имеют не мало особенностей в религиозной и гражданской жизни. Всем таким особенностям они придают важное, догматическое значение и нарушение их считают ересью. Из числа этих особенностей наиболее важны следующие:

1) Летосчисление

2) Общение с иноверными

По мнению старообрядцев, православному христианину следует избегать общения с иноверными в пище и питии. Не соблюдающих этого требования они осуждают; равным образом укоряют и православную Церковь за то, что она не возбраняет есть и пить вместе с неверными, 463 но – несправедливо.

3) Брадобритие

По мнению старообрядцев, брадобритие есть обычай еретический и само по себе составляет ересь; поэтому часто упрекают православных за бритье бороды и усов и даже саму Церковь признают виновною в отступлении от православия за допущение такого обычая. 470

4) Новое иконописание

5) Партесное пение

6) Замечание о других особенностях

V. Новые раскольнические обвинения против православной Церкви

В последнее время раскольнические начетчики, напр., Мельников Ф. и др. с особенною силою выдвигают новые обвинения против православной Церкви, которые, в сущности, не имеют никакого отношения к вере. Так, они обвиняют её в цезаропапизме.

1) Цезаропапизм

2) О телесных озлоблениях

3) О подлогах

Здравствуйте! Если возможно, мне бы хотелось более подробно узнать (может быть Вы посоветуете литературу на эту тему) о истории раскола Русской Церкви в результате реформ Патриарха Никона. Почему староверы крестятся двумя перстами? Если в церкви креститься двумя перстами, то будет ли это большим грехом? Меня очень интересует этот вопрос, т.к. мои прабабушка и прадедушка были очень набожными староверами, и я сейчас не знаю, как мне правильно поступать: придерживаться старой веры или можно совместить ее с настоящей. В храме спросить у священника я как-то стесняюсь. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в этом вопросе.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):

Хорошие книги по этому вопросу:
C. Зеньковский "Русское старообрядчество", Н. П. Каптерев "Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович".

"Придерживаться старой веры", как это понимают старообрядцы значит фактически находиться в расколе с Вселенской Церковью, т. к. старообрядцы всех направлений, за исключением единоверов, едины в одном - в непризнании православности Вселенской Православной Церкви.

Вопрос об употреблении одного из видов крестного знамения, признанных Русской церковью равноспасительными, не является насущной проблемой для нашего спасения. Креститься двумя перстами не является грехом, но для некоторых людей может быть соблазном, т. к. в течение 3-х столетий это крестное знамение считалось "раскольничьим". На поместных соборах 1918 и 1971 гг.. Русская церковь признала равноспасительность старых обрядов, но конечно, те, кто не общается с Вселенской Церковью находятся в сомнительном положении. Как верные чада Православной Церкви мы можем посоветовать Вам ни в коем случае не разрывать общение с Русской Православной Церковью и постараться отнестись со смирением к некоторому неприятию старых обрядов среди некоторых ее чад.

Единоверческая церковь возникла как путь возвращения старообрядцев, находящихся в расколе, во Вселенскую Церковь. "Единоверие" значит, что вера одна, вера Вселенской Православной Церкви. Смотрите: /news/001127/01.htm Это такая же православная церковь, как и другие, там служат священники, рукоположенные нашими епископами, и поминается Святейший Патриарх Алексий.

Между двумя заветами

Между двумя заветами Когда в Библии допускается непосредственное примыкание книг Нового Завета к ветхозаветным книгам, то пропускается так называемый промежуточный период. Несмотря на то что этот период (по определению) не дает канонической библейской литературы, он

Сказка про Ёга с двумя точками

Сказка про Ёга с двумя точками Любопытные бывают имена на свете. Вот одного человека звали Ёг. Все, кто первый раз слышал его имя, даже и не думали, что его так зовут. Думали, что это профессия или увлечение. Думали, что он йогой занимается, вот он и йог. Поэтому Ёгу

Почему староверы крестятся двумя перстами?

Почему на иконах Спаситель и святые благословляют двумя перстами?

Почему на иконах Спаситель и святые благословляют двумя перстами? иеромонах Иов (Гумеров)Это не двоеперстие. На иконах Спасителя и святителей мы видим имясловное (именословное) благословение. Сложением перстов образуется имя Иисуса Христа: IC XC. Так благословляют

МЕДИТАЦИЯ НАД ДВУМЯ МЫСЛЯМИ БОДХИ

МЕДИТАЦИЯ НАД ДВУМЯ МЫСЛЯМИ БОДХИ Склоняюсь к лотосным стопам Атиши,[9] Неотделимого от несравненного Цонкапы. Здесь я предлагаю простую нить слов, Сжато объясняя, как созерцать Два вида мысли бодхи: Относительную и абсолютную — Сущность их учений. I. Как медитировать

Братья староверы

Братья староверы В конце шестидесятых годов прошлого века, когда в СССР сталинское отношение к религии начинало сменяться хрущевскими гонениями, я, совсем мальчишкой, работал после школы в районной газете. И редактор послал меня сделать материал с заседания бюро райкома

Ватикан и папство между двумя мировыми войнами

Глава 40. 1. Иосиф в темнице с двумя придворными фараона.

Глава 40. 1. Иосиф в темнице с двумя придворными фараона. 1. После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.Евр. текст ст. 1 не называет виночерпия и хлебодара главными или начальствующими, но прибавка эта у LXX и слав. в

Жизнь и борьба пророка: человек с двумя сердцами. Часть 4

Жизнь и борьба пророка: человек с двумя сердцами. Часть 4 Повторимся: история донесла, что у Мохаммеда за всю жизнь родилось семеро детей — три мальчика и четыре девочки. Несмотря на то, что у него было 11 жен, родили только двое: Хадиджа — шестерых, из них было два мальчика и

2. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, н двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

2. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, н двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. Серафимы. Слово seraphim встречается единственный раз в Библии только здесь и поэтому истолковать его значение довольно затруднительно.

8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; (Мк. 9:43-45). Буквально. хорошо тебе войти в жизнь увечному или хромому (. ? . ).

Глава 40 Иосиф в темнице с двумя придворными фараона

Глава 40 Иосиф в темнице с двумя придворными фараона 1. После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским Евр. текст ст. 1 не называет виночерпия и хлебодара главными или начальствующими, но прибавка эта у LXX и слав. в ст. 1

1. Как крестятся в КГБ

1. Как крестятся в КГБ В 2000 году я получил редкостную возможность пройти обучение в музеях Кремля, дававшее право работать гидом у иностранных туристов.До сих пор благодарю Бога за это! Когда еще я смог бы обойти каждый уголок территории Кремля, открытой для посетителей,

СТАРЫЙ ПЕТУХ С ДВУМЯ КУРИЦАМИ.

СТАРЫЙ ПЕТУХ С ДВУМЯ КУРИЦАМИ. Урбан восьмой умер 29 июля 1644 года. Его преемником стал Иннокентий десятый.Новый папа был отталкивающе безобразен и к тому же глупее гусыни. Прибавим для полноты портрета, что он был лжив, хитер, лицемерен, труслив, мстителен, жесток и очень

Читайте также: