Что такое казус руста кратко

Обновлено: 02.07.2024

Я ждал команду на посадку, утверждал Руст. Но ее не последовало. Поэтому я сохранил курс 117, двигаясь на высоте 600.

Руст лукавил. Он не собирался садиться, потому что в его задачу входило во что бы то ни стало долететь до Красной площади. И нарушителя облетывали не однажды. Чтобы избежать дальнейших встреч с истребителями, Руст потом уйдет на малую высоту. Такое решение мог принять только летчик, который был хорошо осведомлен о способах противодействия нашей системе ПВО.

И все же могла ли потребоваться немецкому летчику-любителю промежуточная посадка? Судя по тому, как умело, с резкой потерей высоты он ушел от финских истребителей ПВО, можно сделать вывод, что перехватчиков Руст не боялся. Мастерски сымитировав падение в залив, он пересек нашу границу, а финские летчики, обнаружив с воздуха радужное пятно на волнах, вернулись успокоенные на базу.

Еще одна загадка. Почему не только наши истребители, отправленные на перехват Руста, но и локаторы сразу нескольких радиотехнических подразделений потеряли воздушного нарушителя? Произошло это где-то на середине маршрута.

Бывший заместитель начальника отдела боевой подготовки радиотехнических войск Московского округа ПВО подполковник Е.Суховеров считает, что немецкий летчик сознательно пошел на промежуточную посадку, чтобы запутать наших локаторщиков. Т. е. из нарушителя границы, каким его идентифицировали в районе Финского залива, стать просто нарушителем режима полетов, по которому никто стрелять уже не будет.

Не менее странным выглядит появление сразу шести неопознанных целей в районе Осташкова, Кувшиново и Селища. Дежурная смена радиотехнического батальона, наблюдая эти отметки на экранах своих РЛС, стала выдавать координаты целей в 16:39. Сопровождение их длилось где-то около получаса. Потом, убедившись, что цели движутся с курсом и скоростью, соизмеримыми с направлением и скоростью ветра, на них перестали обращать внимание, решив, что видят на своих индикаторах отметки от облаков.

Специалисты не исключают, что в момент перелета Руста шары запускались для перегрузки информационных каналов ПВО: эту тактику не раз практиковали на северных и северо-западных направлениях наши скандинавские соседи. Однако проверять эту версию эксперты из органов почему-то не стали.

Кстати, именно в то время, когда операторы РЛС пытались разобраться в мишуре всевозможных отметок, засыпавших экраны индикаторов, оперативный дежурный командного пункта Московского округа ПВО генерал-майор В.Резниченко дал команду на выключение АСУ для проведения внеплановых регламентных работ. Это генеральское решение во время сложной поисково-спасательной операции, когда в воздухе находилось сразу несколько важных воздушных объектов, выглядело довольно странным.

Я ведь и после этого не собирался выключать АСУ, волновался от нахлынувших воспоминаний Владимир Борисович, но мне стали угрожать: дескать, позвоним куда надо, и неприятностей не оберетесь. Эх, если бы знать только, во что это потом выльется.

Когда задумываешься об этом, то выходка немецкого летчика-любителя кажется далеко не безобидной. Вся эта история очень сильно похожа на спектакль, разыгранный по тщательно продуманному сценарию, в котором наверняка были замешаны западные спецслужбы и многочисленные агенты влияния, внедренные в наши эшелоны власти.

Автор публикации приводит в подтверждение слова американского специалиста по национальной безопасности Вильяма Е.Одома, который считает, что после пролета Руста в Советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году.

С учетом столь сокрушительных последствий можно предположить, что полет западногерманского летчика-любителя был вовсе не мальчишеской шалостью, а искусно замаскированной шпионской миссией по изучению ракетоопасных направлений и графика дежурства радиолокационных средств советской ПВО.

Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб, приводит автор слова генерала армии Петра Дейнекина, главнокомандующего ВВС РФ в 1991-1997 гг. – И, что самое важное, проведена эта спецоперация с согласия и ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На эту печальную мысль о внутреннем предательстве наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода.

Я в ту пору был командующим зенитно-ракетными войсками ПВО СССР и оказался, что называется, на острие событий, вспоминает еще один непосредственный участник тех событий генерал-полковник Расим Акчурин, брат известного кардиолога Рената Акчурина. В тот самый роковой момент я проверял в Прибалтике Ленинградскую армию ПВО. Если бы Руста сбили, уверяю вас, даже его фрагментов собрать бы не удалось. Но мы не имели права его обстреливать, могли только принудить к посадке. Посадить его, однако не получилось, потому что у истребителей и у самолетика Руста были слишком разные скорости. Но Руста сопровождали, и наши машины пролетали над ним.

Я считаю, что это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами, считает Игорь Морозов, бывший полковник КГБ, участник войны в Афганистане. Спустя 25 лет становится очевидным, что Западу (и это уже ни для кого не является секретом) удалось привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна обезглавить Вооруженные Силы СССР.

Вот такие грустные факты привел в своей публикации военный журналист Евгений Кириченко.

4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.

Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием


На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Немецкий самолет на Красной площади — 33 года перелёту Матиаса Руста


28 мая 1987 года, когда в СССР отмечался День пограничника, спортивный самолет американского производства "Сессна-172" нарушил воздушное пространство Советского Союза и совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 летчик Матиас Руст вышел из самолета и тут же стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

В истории пограничной службы и ПВО СССР были два позорных случая. 15 Мая 1941 года немецкий самолёт Ju-52 вторгся в советское воздушное пространство, безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона "Динамо". Пограничники и ПВО проспали.

46 лет спустя, 28 мая 1987 года, на День пограничника, опять немецкий самолет перелетев государственную границу СССР, приземлился на Красной Площади.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Как могло случиться, что девятнадцатилетний очкастый паренек вышел победителем в сражении с мощнейшей системой противовоздушной обороны?

Вполне устроившее тогдашних россиян объяснение, что советские перехватчики просто не могли летать так медленно, как летела Cessna, сейчас представляется как минимум наивным. Ведь для того, чтобы посадить самолет, которым управляет не военный ас, а пилот-любитель, не надо зажимать его в тиски, вполне достаточно дать предупредительный выстрел поверх цели. И уж, во всяком случае, военные никак не должны были допустить, чтобы неизвестно кто, несущий на борту неизвестно что, спокойно пролетел в центр столицы.
Но ведь это же случилось. И причиной того стала цепь удивительных совпадений. Цепь настолько загадочная, что многие западные журналисты, плохо знакомые с советскими реалиями, узнав о ней, поспешили объявить перелет удачной инсценировкой.

Попытки финского диспетчера вновь связаться с самолетом успеха не имели: сразу после сеанса связи Руст выключил все радиоприборы, за исключением радиокомпаса. Поведение летчика создавало реальную угрозу безопасности полетов на весьма оживленной линии Москва — Хельсинки, и диспетчерские службы вынуждены были на лету изменять маршруты полетов воздушных судов, попадавших в опасную зону. А вскоре Cessna и вовсе пропала с экранов радаров. Прибывшие в точку исчезновения спасатели обнаружили растекшееся по поверхности моря масляное пятно. Уже через три часа на месте работали водолазы, тщетно пытавшиеся отыскать на дне морском остатки моноплана.

Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Самолета на дне не было. Его там и не могло быть, он был в воздухе. После того, как летчик снизился до пятидесяти метров и стал практически невидим для гражданских служб, он сбросил в воду припасенные канистры с маслом и продолжил свой путь к границам СССР.


Так Cessna летела еще километров двести, пока опять не пропала с экранов радаров в районе города Старая Русса. По предположению журналистов из немецкой газеты Bunte, здесь Руст сделал промежуточную посадку. Действительно, если разделить общую длину маршрута, по которому летел Руст, а это примерно тысяча километров, на время полета (около семи часов), то получится, что самолет летел со средней скоростью 140 км/час, в то время как крейсерская скорость Cessna-172R составляет 220 км/час. Косвенно подтверждает гипотезу о промежуточной посадке тот факт, что вылетавший из Мальами в джинсах и зеленой рубашке Руст прилетел в Москву в красном комбинезоне. Если вы считаете, что он мог переодеться по дороге, то попробуйте проделать подобное, сидя за рулем легкового автомобиля. Могу вас уверить: кабина Cessna не намного просторнее.

Так что в зону ответственности ПВО Московского округа Руст влетел уже как нарушивший режим полета московский вертолет. Оперативный дежурный Центрального командного пункта, понадеявшись на то, что в Московском округе сами разберутся со своим нарушителем, дал приказ снять цель с оповещения.

На этом кончается детектив и начинается анекдот

Как утверждал на процессе сам пилот, первоначально он хотел посадить самолет в самом Кремле, но, убедившись, что на его территории нет подходящей площадки, решил посадить его прямо перед Покровским собором. Однако площадь была заполнена народом, и Руст с включенными посадочными огнями несколько раз прошел над головами гуляющих, помахивая крыльями. В ответ на это гуляющие махали ему руками и дружески улыбались.


Версии о мотивах Руста

Мировые СМИ выдвигали разные версии причин полёта Руста: выиграть пари, произвести впечатление на девушку. Многие представители Советских Вооружённых Сил считали полёт акцией иностранных спецслужб.

В советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил.

Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года, за несколько дней до событий получил выговор, но должность свою сохранил.

Правда, с новой кандидатурой глава СССР не угадал: пришедший на смену Соколову Дмитрий Язов впоследствии предал Президента и принял активное участие в путче.

4 сентября 1987 года завершился суд над Матиасом Рустом





Не так прост, как кажется


По мнению экспертов, реальный налёт Руста превышал официальный и был гораздо выше заявленных 50 часов. А минимизировали его воздушный опыт умышленно – для уменьшения наказания любителю.

Сам же Руст впоследствии уточнил, что на момент посадки в Москве его общий налёт был вдвое больше – не 50 часов, а 100: 40 часов нужно было налетать для получения прав , 50 часов составил путь из Гамбурга в Скандинавию и 10 – из Хельсинки в Москву.


Согласно записи в формуляре борта, лайнер пилоту не принадлежал, а был для полета арендован и дополнен топливными баками под длительный перелет.

Путь Матиаса до Москвы был многоэтапным и извилистым. Причем, начинался маршрут… в противоположном направлении.




В 13.21 по московскому времени Руст оторвался от земли и, выйдя из зоны аэропорта, выключил связь. Сменив эшелон, пролетел на 200-метровой высоте вдоль берега Балтийского моря к загодя намеченной точке в районе Сипоо на трассе между Хельсинки и Москвой, где и исчез в 14.00 с экранов радиолокаторов. В ходе поисков обнаружили какое-то масляное пятно в 40 километрах от берега Финского залива и к месту предполагаемого крушения стянули спасателей. За ложную тревогу впоследствии Русту выставят счёт на 100 с лишним тысяч долларов, который он (не без чьей-то помощи?) оплатит.



Вот кто-то с горочки спустился…




В шутку и всерьёз

Другой российский журналист Алексей Егоров в 2015 году попытался проверить бдительность ПВО, поднявшись на подобном самолете в Калининградской области. Обойти систему ему не удалось – на перехват тут же двинулся вертолёт Ми-24.


Когда самолёт-нарушитель был возвращен в Германию (а сделала это советская сторона спустя считанные месяцы после полета!), аэроклуб выплатил штраф в 13 тысяч дойчмарок. А что стало с этим легендарным бортом дальше?


Полтора года литовцы приводили борт в божеский вид, и всё это время Иван Григорьевич лично отслеживал ход восстановительных работ, появляясь на месте каждый месяц, чтобы ремонт делался в его присутствии. Сделали всё на славу – на 180 литрах керосина лайнер пролетит полторы тысячи километров.

Горечь вместо триумфа

Жизнь же пилота сложилась еще более непредсказуемо, чем судьба его самолёта. На родине вместо славы его ждало поражение. В аэроклубе Матиаса Руста попеняли за легкомыслие, поставившее под угрозу человеческие жизни, и сразу после возвращения лишили лётной лицензии. А вернее, не продлили выданную ранее. Чтобы возобновить разрешение на пилотирование самолётов, от Руста потребовали заключение психиатров о его вменяемости. Матиас решил не беспокоить врачей и не тратиться на суды. В 2000 году приобрел лицензию в Южной Америке и дважды в год с тех пор летает на Карибах.



Писали, что в Германии тоже пытались завести на Руста уголовное дело, но после расследования обстоятельств скандального перелёта возбуждать процесс не стали. По свидетельству же самого пилота, подробностями полёта немецкие спецслужбы не интересовались вообще и на эту тему не задали ему ни одного вопроса. Единственное, что их волновало: был ли угон самолёта? Когда выяснилось, что из аэроклуба борт был взят легально, и на законы Германии Руст не посягал, его оставили в покое.
Альтернативную службу Руст проходил в одной из больниц Риссена и умудрился отличиться даже там: в ноябре 1989 года пырнул ножом понравившуюся медсестру, отказавшую ему в свидании. Через два года его снова приговорили к тюремному заключению, и вновь освободили досрочно – за решёткой Матиас провёл только 15 месяцев.

Почти по Барону Мюнхгаузену



А дальше – два факта биографии, которые сам Руст никогда не комментировал. Весной 2001 года Матиас предстал перед судом по очередному обвинению. На этот раз – в краже кашемирового свитера за $80 в гамбургском универмаге. Отделался штрафом в $4500. И наряду с этим – выигрыш в казино Лас-Вегаса $750 тысяч! Поразительное везение или. Другому бы счастливчику хватило на всю жизнь, а азартный игрок спустил куш очень быстро.

Что в жизни 49-летнего Руста правда, а что мистификация? И дружит ли этот парень с головой, напрашивается вопрос после всего о нем прочитанного, в том числе и в автобиографических мемуарах.

Когда немецкое телевидение делало программу об этой неординарной личности, фильм показали без запланированного разговора с гостем студии – в последний момент Матиас Руст решил на съемку не идти…

Читайте также: