Становление педагогических и естественнонаучных основ отечественной физической культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы - солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.

Содержание работы

Введение. 3
1. Развитие идейно-теоретических и научных основ системы
физического воспитания и спорта. 4
2. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его
педагогическая деятельность. 8
2.1.Научные труды. 10
2.2. Педагогическая деятельность. 12
Заключение. 15
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Создание в России системы физического воспитания.docx

  1. Развитие идейно-теоретических и научных основ системы

физического воспитания и спорта. 4

  1. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его

педагогическая деятельность. 8

2.1.Научные труды. 10

2.2. Педагогическая деятельность. 12

Список литературы. 16

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы - солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.

Вторая половина 19 в – 1917 г. – небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях.

В начале второй половины 19 века феодально-крепостническая система переживала глубокий экономический, политический и военный кризис. Правительство вынуждено было пойти на проведение некоторых реформ. После отмены крепостного права (1861) и проведения земской (1864), военной (1974) и школьных (60-80-е гг.) реформ быстрыми темпами началось развитие капитализма в России. На этой основе шло оформление новой для страны системы физического воспитания и спорта, ее организационных, методических и идеологических основ. Эта система формировалась как часть русской национальной культуры.

  1. Развитие идейно-теоретических и научных основ системы физического воспитания и спорта.

Во второй половине 19 века вопросы физического воспитания как составной части общего образования и всестороннего развития личности широко и глубоко рассматривались в философской, педагогической и научной литературе.

Чернышевский и Добролюбов подвергли резкой критике официальную педагогику и систему воспитания в крепостнической России. Им принадлежит главная заслуга в разработке новой педагогики и ее основных принципов – демократизма, народности и гуманизма. Революционные демократы указывали, что целью воспитания должна быть подготовка нового человека, близкого к народу, настоящего патриота Родины. Такой человек представлялся им всесторонне духовно и физически развитым, закаленным нравственно и морально, воспитанным защитником народных интересов.

Чернышевский и Добролюбов считали, что гармоническое развитие человека должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Говоря о средствах физического воспитания, о гигиене занятий физическими упражнениями, они были сторонниками народных физических упражнений, подвижных игр, прогулок, закаливания.

Полезным средством физического развития они считали физический труд. Отстаивая народные средства физического воспитания. Чернышевский и Добролюбов подвергли справедливой критике тех деятелей, которые старались подражать всему иностранному и насаждали в России иностранные методы гимнастики.

Значительный вклад в развитие теории физического воспитания внес крупнейший русский критик-публицист Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). В своих сочинениях он поднимал важные вопросы о пользе и необходимости физического воспитания детей. Физическое воспитание, по его мнению, прежде всего должно содействовать оздоровлению и закаливанию организма.

В числе средств физического воспитания великий педагог называл и гимнастику. Он считал ее полезной и нужной для привития определенных навыков и умения правильно оценивать свои силы. Взгляды Ушинского не были свободны от недостатков. Его мировоззрение отличалось средством

материалистических и идеалистических элементов. Вопросы физического воспитания им трактовались с чисто биологической позиции. Несмотря на некоторые слабые стороны его педагогической системы, Ушинский являлся выразителем прогрессивных педагогических течений своего времени.

Большое влияние на развитие естественнонаучных основ физического воспитания оказали представители прогрессивной русской медицины и физиологии. В работах выдающегося русского ученого, врача, педагога и общественного деятеля Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) была обоснована идея о зависимости строения органов тела человека от их функций. Это положение дало возможность выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела человека. В дальнейшем на этой основе были разработаны принципы функциональной анатомии.

Выдающийся русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) первым в мировой физиологической науке показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии трудовых движений и физических упражнений. Они создали материальные предпосылки для выяснения процессов формирования двигательных навыков человека в труде и спорте, положили начало изучению проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека.

2. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его педагогическая деятельность

Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.

Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, насилия и угнетения.

Исходя из того, что главной задачей школы является образование, т.е. приобретение знаний и умений, свою систему П.С.Лесгафт назвал системой физического образования, которую строил исходя из достижений современной ему науки. Его труды в области анатомии, педагогики, биологии, истории не потеряли своего значения до настоящего времени.

Основные положения теории физического образования сводятся к следующему:

- как умственное, так и физическое образование должно способствовать подготовке человека к высокопроизводительному труду на благо всего общества;

- творческая активность как умственной, так и физической деятельности человека возможна лишь при сознательном выборе средств для достижения поставленных целей. Поэтому одной из важных задач физического образования П.Ф. Лесгафт считал выработку умения сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а также анализировать их;

- под гармоничным развитием П.Ф.Лесгафт понимал правильное сочетание развития умственных и физических сил человека;

- гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принципа постоянности и последовательности усложнения упражнений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей физического развития каждого человека;

- правильное физическое развитие может быть осуществлено только с помощью научно обоснованной системы физического образования;

- сама система физического образования должна состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в различных условиях и в различной форме, постепенно усложняющихся в зависимости от педагогических задач.

Особое внимание Лесгафт обращал на использование народных игр. Он видел в них большое воспитывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свободных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время.

Отсталость крепостной системы сказалась на поражении России в Крымской войне (1853-1856). Военные действия со всей очевидностью показали неудовлетворительную физическую подготовленность российской армии. Поэтому в 1861 г. было отменено крепостное право и проведен ряд реформ. Для развития ФК были важны две реформы – школьная и военная.

В 1864 г. вышел новый устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения, который уже предусматривал штатного преподавателя гимнастики. Учебные заведения должны были иметь гимнастические снаряды, а врачам вменялось в обязанность наблюдать за занятиями с тем, чтобы упражнения содействовали правильному физическому развитию и укреплению сил молодежи. Правда, занятия гимнастикой не были обязательным предметом и проводились только для желающих.

С 1871 г. гимнастика становится обязательным предметом для пансионеров (детей, живущих во время учебы не дома, а при учебном заведении), для остальных же учащихся она оставалась не обязательной. Зато преподавалась для всех учащихся бесплатно.

Благодаря освободительному движению и вопреки противодействию ведомства просвещения обогащение знаниями в области ФК было значительно выше ее практики.

Свой вклад внесли философы-материалисты, революционные демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, критик и публицист Д.И. Писарев, педагог К.Д. Ушинский, писатель Л.Н. Толстой, хирург, анатом, педагог и общественный деятель Н.И. Пирогов, физиологи И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, врачи-гигиенисты Е.А. Покровский и Е.М. Дементьев, теоретик ФВ В.Е. Игнатьев, В.В. Гориневский, работавший в области создания спортивной медицины, ученые П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, историки ФК П. Тиханович и А.Г. Берглинд.

В педагогических трудах и деятельности врачей-гигиенистов Егора Арсеньевича Покровского (1834-1895) и Евстафия Михайловича Дементьева (1850-1918) была теоретически обоснована идея всестороннего развития детей народными и подвижными играми. Они отрицательно отзывались о немецкой и шведской гимнастиках, насаждавшихся в школах России, (т.к. у нас для этого не было ни материальных условий, ни квалифицированных учителей) и провели огромную работу по сбору и систематизации народных игр. Игры на свежем воздухе особенно рекомендовались ими для детей младшего возраста. Они не отрицали спорт и гимнастику, как средства ФВ детей более старшего возраста.

Дементьев провел обследование санитарного состояния ряда производственных организаций московской губернии, где использовался труд детей школьного возраста и раскрыл тяжелейшие условия труда, низкий уровень физического развития рабочей молодежи в сравнении с учащимися привилегированных школ одного и того же возраста. Он справедливо критиковал всю систему воспитания в России, правительственные чиновники которой не проявляли внимания к состоянию здоровья детей трудящихся.

Исследования Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) открыли путь к познанию общих закономерностей, которые привели к формированию нового воззрения на вопросы ФВ и спортивной тренировки. В ходе исследований выяснилось, что функционирование человеческого организма представляет единое целое и неотделимо от окружающей среды. Было установлено, что различные ФУ оказывают слияние не только на отдельные группы мышц, но и на функционирование внутренних органов человека, и его душевные процессы, а также то, что при нагрузках нельзя использовать закостенелые схемы, а следует принимать во внимание возрастные и половые особенности человека и даже его индивидуальные склонности. В ходе изучения кровообращения в коже и слизистой оболочке было указано на важность метеорологической закалки (воздушные ванны, солнечные лучи, душ). В результате тренировки с использованием ФУ наряду с укреплением мышц растет выносливость организма, улучшается быстрота и точность движений. Параллельно с готовностью совершать движения во всем организме произошли такие изменения, которые обеспечили наиболее благоприятные условия для функционирования органов движения путем более экономичной деятельности органов кровообращения и дыхания. Сеченов создал теорию утомления при физической работе. Он экспериментально доказал, что активный отдых более эффективен, чем пассивный.

И.П. Павлов (1849-1936) изучил механизм рефлекторной деятельности человека, что позволило ему установить последовательность образования динамического стереотипа. На основании этой теории разработано учение о стойкости двигательного навыка, т.е. таком состоянии функциональной системы, когда она приобретает стационарный характер благодаря многократным повторениям одних и тех же двигательных действий.

Т.о., к. XIX-н.XX вв. – это период больших успехов естественных и педагогических наук, обеспечивших перестройку образования в России.

2. Создание в России системы физического образования.

На состояние работы по ФВ и приобщению к спорту подрастающего поколения существенное влияние оказало положение с кадрами преподавателей. Централизованной подготовки учителей гимнастики в Росси не существовало. Учителями гимнастики в учебных заведениях были лица, получившие подготовку следующим образом:

- на различных курсах в армии и флоте, а также просто отставные военные, занимавшиеся гимнастикой во время службы;

- окончившие курсы при различных гимнастических обществах, а иногда и только занимающиеся гимнастикой;

- учителя, прошедшие кратковременные курсы гимнастики, организуемые в каникулярное время в учебных округах;

Отсутствие единой системы подготовки преподавателей ФВ в стране приводило к большому разнообразию, но низкому качеству этой работы в учебных заведениях.

Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) – крупнейший ученый в области анатомии и педагогики, внесший огромный вклад в развитие теории и практики ФВ. Его по праву считают основоположником отечественной системы физического образования.

В 1877 г. Лесгафт организовал двухгодичные Общеобразовательные педагогические курсы при 2 Санкт-Петербургской военной гимназии и первые в России высшие гимнастические курсы. Но они были закрыты уже в 1882 г.

В период 1893-1896 гг. Лесгафт работал ученым секретарем Общества содействия физическому развитию (ОСФР). Члены Общества занимались вопросами пропаганды ФВ среди родителей, воспитателей, а также практическими делами: в частности, Лесгафт взялся за новое, ранее не существовавшее в России дело – организацию площадок для игр и проведение экскурсий с учащимися. Со временем стало не хватать преподавателей в этом Обществе и Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для их подготовки. В 1896 г. были открыты Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Заведующим этих курсов был назначен П.Ф. Лесгафт. Его курсы по сравнению с другими военными (государственными) и частными высшими учебными заведениями, были значительно прогрессивней по содержанию образования, формам и методам обучения двигательным действиям. У поступающих не требовали документов, подтверждающих сословность, политическую благонадежность, и учениц учили оберегать детей от произвола, физических наказаний.

Лесгафт боролся против насаждения во всех учебных заведениях немецкой и шведской гимнастики и добивался включения спортивных и подвижных игр в учебные программы.

Из-за участия учениц в событиях 9 января 1905 г. Высшие курсы Лесгафта были закрыты. В 1906 г. на их базе бала открыта Высшая вольная школа (ВВШ), но и она через два года была закрыта.

Процесс физического образования детей школьного возраста

1 ступень для учащихся младшего возраста (7-12 лет). Задача физического образования – научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, производить движения всеми частями тела. Эти упражнения назывались простыми (элементарными).

2 ступень для учащихся среднего возраста (12-15 лет). Цель – научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предмета, при умении правильно бегать - бежать как можно быстрее, при умении правильно прыгать – прыжка на дальность и высоту и т.п. Эти упражнения назывались сложными или с увеличивающимися напряжениями.

3 ступень для учащихся старшего возраста (15-18 лет). Это период обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, пробегать определенное расстояние за определенное время, метать в цель и т.п.

Основываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, Лесгафт разработал соответственно ступеням, классификацию ФУ и игр:

1). Простые упражнения (двигательные действия головой, туловищем, конечностями), выполняемые на свежем воздухе, и сложные (ходьба, бег, метания) с различными по весу отягощениями;

2). Упражнения с увеличивающимся напряжением с палками и гирями, в т.ч. борьба, лазанье, прыжки;

3). Упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений, например, бег на время в заданном темпе, прыжки на определенные расстояния различными способами, метания в цель мячей, деревянных и железных шаров;

4). Упражнения в игровых ситуациях (подвижные и народные игры), простые и сложные преодоления расстояний на коньках и лыжах, плавание, походы и экскурсии, фехтование и т.д.

Упражнения первых трех групп соответствовали ступеням обучения, а четвертой – использовались как контрольные.

Основные положения теории физического образования П.Ф. Лесгафта:

1. Как умственное, так и физическое образование должно способствовать подготовке человека к труду на благо общества.

2. Необходимо умение сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а также анализировать их.

4. Под гармоничным развитием Лесгафт понимал правильное сочетание умственных и физических сил человека

5. Гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принципа постоянности и последовательности усложнения упражнений с учетом половых, возрастных, индивидуальных особенностей физического развития каждого человека.

6. Правильное физическое развитие может быть осуществлено только с помощью научно обоснованной системы физического образования.

7. Система физического образования должна состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в различных условиях и в различной форме, постепенно усложняющихся в зависимости от педагогических задач.

Высокие требования Лесгафт предъявлял к преподавателю ФВ. Он отмечал, что педагог должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями по анатомии, физиологии и психологии.

Несмотря на ряд недостатков (непонимание классового характера воспитания, отрицание методов поощрения и наказания, спортивных соревнований, снарядовой гимнастики и пр.), созданная П.Ф. Лесгафтом система физического образования отличалась оригинальностью и была передовой для своего времени. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Система П.Ф. Лесгафта не стала в России национальной системой ФВ из-за отсутствия государственной программы, квалифицированных кадров и материально-технической базы.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры).

3. Физическая подготовка в армии, в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях.

Физическая подготовка в армии.

Физическая подготовка в войсках и военно-учебных заведениях была введена при активном участии генералов Михаила Ивановича Драгомирова (1830-1905) и М.Д. Скобелева (1843-1882). Солдаты и офицеры войсковых соединений под командованием Скобелева и Драгомирова прославились военно-физической подготовленностью в русско-турецкой войне (1877-1878). Они были обучены штыковому бою и стрельбе в оборудованном специальными снарядами гимнастическом городке с полосой препятствий.

Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрывал роль ФК в обучении и воспитании молодежи.

Как член МОК (1894), Бутовский был одним из организаторов Игр I Олимпиады в Афинах. В 1900 г. он вышел из состава МОК, не добившись создания в России национального олимпийского комитета.

Физическая подготовка в образовательных учреждениях.

В России того времени единой системы ФВ, как и единой программы по нему, в русских дореволюционных школах не существовало. В большинстве средних учебных заведениях преподавалась сокольская гимнастика, в остальных – шведская, немецкая, военная гимнастика и физическое образование по системе П.Ф. Лесгафта.

Однако в России открывались учебные заведения нового типа, организованные на принципах частной и общественной инициативы, т.е. негосударственные. В них, напротив, занятия по ФВ являлись обязательными, а в некоторых ежедневными. Опытные школы, как правило, имели собственные программы ФВ. Эти программы подчеркивали важность врачебного и педагогического контроля за процессом ФВ учащихся.

В программах опытных школ, условия которых позволяли использовать внеурочные формы работы по ФВ, стали планироваться различные экскурсии и походы. Почти все опытные школы имели просторные гимнастические залы, несколько площадок для проведения игр на открытом воздухе, а в некоторых школах имелись даже свои бассейны.

Политика царского правительства накануне и в начале ХХ в. была ориентирована на такую систему образования, при которой 9/10 населения оставалось вне ФВ. Среди промышленно развитых стран самая высокая смертность детей школьного возраста была в России. Преподавание гимнастики и военное обучение для учащихся начальных школ было введено после революции 1905-1907 гг.

Некоторым земским и частным педагогическим учебным заведениям правительство разрешило командировать за границу специалистов физической культуры для ознакомления с постановкой дела в различных школах. Министерство народного просвещения (1802) не готовило специалистов ФК, но выпускники учительских институтов (1872) и учительской семинарии военного ведомства (1863) могли преподавать и репетировать по всем учебным дисциплинам.

Для распространения ФК (конкретно - гимнастики) в учебных заведениях России большое значение имели военные реформы Александра II. В связи с принятием закона о всеобщей воинской повинности (1874) резко возросло количество людей, которые должны были пройти военную службу. Именно тогда, с целью подготовки учащихся к службе в армии руководители военного ведомства ввели обязательные занятия гимнастикой во всех видах средних школ. Но отсутствие необходимого количества преподавателей не позволило сразу же проводить уроки ФК (гимнастику) в большинстве школ. Эти уроки не получили распространения и уже в 1876г., следствие перегруженности учебного плана сначала в Петербургском, а затем и в других учебных округах часы на военную подготовку и гимнастику были сняты и было предложено проводить занятия с учениками ФУ в большую перемену между уроками ежедневно по полчаса.

Однако армии нужны были резервы здоровых молодых людей, и уже в 1889 г. по предложению военного министерства гимнастика стала обязательным предметом в средних и рекомендуемым предметом в начальных учебных заведениях. Но существовавшие в ту пору циркуляры, наставления и инструкции по гимнастике сводили ее фактически к строевым упражнениям и военной муштре, которая отбивала всякое желание к занятиям у учеников и не приносила никакой пользы их физическому развитию.

Хотя среди студенческой молодежи также была большая тяга к занятиям ФУ, но условий для этого не имелось, интереса правительства к их физическому развитию не проявлялось. В программу высших учебных заведений ФВ не включалось (кроме учительских институтов), а после революции 1905 г. правительство запретило даже существовавшие отдельные студенческие спортивные клубы, например, Петербургского, Киевского политехнического институтов и несколько других.

Физическая подготовка в общественных физкультурно-спортивных организациях.

Большое значение для развития ФК в дореволюционной России имело возникновение нового типа физкультурных организаций (в отличие от спортивных кружков) – общественных физкультурно-спортивных организаций. Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей ФВ детей. Таких организаций к 1914 г. в России было 360.

Внешкольное ФВ учащихся.

После первой русской революции (1905-1907 гг.) правительство, напуганное революционным движением в стране и активным участием в нем российской молодежи, стало стремиться создавать молодежные спортивные организации с целью наилучшего содействия на формирование политических взглядов у учащихся. Создаваемые организации можно было бы разделить на следующие типы:

- различные спортивно-гимнастические организации и общества содействия физическому образованию молодежи.

Т.о., прогрессивные идеи в области ФВ детей нашли свое применение в практике деятельности передовых для к. XIX-н.XX вв. опытных частных школах России. И хотя для России таких школ было мало, но многое из этого богатейшего наследия не утратило своей ценности и значимости и в наши дни.

В целом, несмотря на проведение ряда реформ, постановка ФВ в образовательных учреждениях России этого периода была крайне неудовлетворительной. Деятельность же общественных физкультурно-спортивных организаций не отличалась массовостью. Недостатки в ФВ молодежи закрывали перед ней перспективы увлечения спортом.

Просветительская деятельность российской интеллигенции во второй половине XIX – начале XX века во многом способствовала формированию отечественной науки о физическом воспитании. Целая плеяда блестящих умов внесла свой вклад в это благородное дело.

Чернышевский и Добролюбов оказали огромное влияние на развитие передовой общественной мысли, на демократическое движение, приблизив своей неутомимой деятельностью реформы 60-х годов XIX века. Философия, история, политическая экономия, социология, антропология, эстетика, литературоведение и другие сферы общественной жизни и науки получили глубокое, оригинальное освещение в их трудах.

Для Чернышевского и Добролюбова очень близки были и вопросы народного просвещения, проблемы отечественной педагогики, в том числе вопросы физического воспитания. Взгляды Чернышевского и Добролюбова на эти проблемы тесно связаны с их социально-политическими и философскими воззрениями. В основе взглядов Чернышевского и Добролюбова на проблемы воспитания лежало материалистическое учение о единстве и целостности человеческого организма, о единстве физического и духовного начал, о влиянии внешней среды на развитие человека. Из этого учения вытекает идея необходимости всестороннего – духовного и физического – воспитания личности.

Но Добролюбов, естественно, не ограничивается одним лишь провозглашением этого положения. В полемике с возможными противниками он выступает против имевшей тогда хождение теории, по которой тот или иной физический недуг рассматривался как усилитель духовной деятельности человека. Показывая мистический характер подобной точки зрения, Добролюбов утверждает, что, например, Бетховен и другие представители творческого труда, страдавшие каким-либо физическим недостатком, оставили бы миру произведения еще краше и замечательнее, будь они совершенно здоровы.

Со всей страстностью своей натуры восстает Добролюбов против системы современного ему воспитания, основанного на схоластике, нудных, отвлеченных внушениях; воспитания, пренебрегающего возрастными особенностями детского организма. Он указывает, что ранняя умственная перегрузка детей, отсутствие наглядности и конкретности в преподавании усугубляется безразличным отношением воспитателей и родителей к физическому развитию своих питомцев.

Прогрессивные идеи Чернышевского и Добролюбова способствовали усилению внимания в русском обществе к естественным и педагогическим наукам, что вместе с развитием физической культуры и спорта дало импульс возникновению и развитию научных основ физического воспитания. Труды выдающихся русских ученых: хирурга, анатома и педагога Н. И. Пирогова (1810—1881), педагога К. Д. Ушинского (1824—1870), писателя, педагога, мыслителя Л. Н. Толстого (1828—1910), физиологов И. М. Сеченова (1829—1905) и И. П. Павлова (1849—1936) и ряда других ученых и деятелей физической культуры заложили педагогические и естественнонаучные основы физического воспитания в нашей стране.

Значительную роль в формировании научных основ физического воспитания сыграли врачи Е. А. ПОКРОВСКИЙ (1834—1895) и Е. М. ДЕМЕНТЬЕВ (1850—1918). Они глубоко верили в возможность науки преобразовать жизнь общества на разумных началах, считая, что высокий уровень развития естественных наук, пропаганда научных, в частности гигиенических, знаний может разрешить проблему всеобщего физического воспитания, а вместе с тем и улучшить жизнь народа, особенно детей.

Как организатор и пропагандист физического воспитания Е. А. Покровский многое сделал в Москве для создания вечерних школ для матерей и воспитателей, площадок для игр и физических упражнений, музеев-выставок детской мебели, игрушек и игр.

Евстафий Михайлович Дементьев – известный санитарный врач – был учеником и последователем Покровского.

В 1882—1884 гг. он участвовал в первом массовом обследовании санитарного состояния фабрик и заводов Московской губернии. В опубликованных результатах обследования были показаны антисанитарные условия труда и быта, пагубно отражавшиеся на здоровье рабочих.

В своей книге Е. М. Дементьев опровергал утверждение народников об отсутствии в России класса фабричных рабочих и показал, что крупная машинная индустрия в России, как и на капиталистическом Западе, неизбежно отрывает крестьянина от земли.

Большое значение для развития естественнонаучных основ физического воспитания имели работы ученых Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

В работах русского хирурга-анатома Николая Иванови­ча Пирогова (1810- 1881) была обоснована идея о зависи­мости строения органов тела от их функций. Это позволило выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела, развитие мышечной мас­сы. На этой основе разрабатываются принципы функцио­нальной анатомии. Им был впервые в России издан анато­мический атлас.

Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 -1905) показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии физических упражнений, проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека.

Научные положения Сеченова получили развитие в тру­дах русского физиолога И.П. Павлова (1849 - 1936). Его учение о высшей нервной деятельности, единстве физиче­ского и психического, об образовании условных рефлексов имело значение для изучения роли физических упражнений в формировании двигательных навыков и умений для тру­довой и спортивной деятельности. Учение Павлова о типах нервной деятельности помогли в развитии теории и мето­дики физического воспитания, врачебного контроля за за­нимающимися физическими упражнениями.

37. Научно-педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физиче­ского образования.

1. Системы физического воспитания подчинены зако­номерностям физиологии. Параллельно с развитием физио­логии постоянно нужно пересматривать и развивать физи­ческие упражнения.

2. Физическое воспитание является необходимым сред­ством формирования гармонично развитого человека. Только гармонично развитый человек способен во всех об­ластях жизни на оптимальную производительность с наи­более экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок.

3. Гармоничное развитие основывается на единстве фи­зических и духовных сил человека и происходит при веду­щей роли сознания.

4. Обучение физическому воспитанию по существу яв­ляется частичной передачей учебного материала, накоп­ленного в ходе истории.

5. Нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического об­разования.

6. Учебный материал из системы физического образова­ния охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, мета­ние, борьба, вольные упражнения, игры и туризм.

7. Физическое воспитание осуществляется в соответст­вии с общепедагогическими принципами, поэтому в ходе обучения большое внимание следует обращать на посте­пенность, последовательность, возрастные особенности че­ловека и принципы очередности.

П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показатель­ных выступлений. Несмотря на эти недостатки, разработал многие положения, которые имеют решающее значение в теории физического воспитания.

Классификация физических упражнений состояла из че­тырех разделов.

1. Простые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями).

2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метанием деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазание).

3. Упражнения с изучением пространственных и вре­менных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на расстояние).

4. Систематические упражнения в виде сложных дейст­вий (игры сложные и простые, плавание, бег на коньках и лыжах, фехтование, походы и экскурсии).

В педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта важное место занимала подготовка кадров физического воспита­ния. В 1877 - 1882 гг. он создает и возглавляет учебно-гим­настические курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армий. В 1896 г. по образцу этих курсов - Высшие курсы воспитательниц и руководи­телей физического образования. На базе этих курсов в 1918 г. был открыт институт физического образования име­ни П.Ф. Лесгафта.

Читайте также: