Стандартизация педагогической профессии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

Инструмента роста качества российского образования.

Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

Новые компетенции педагога:

Работа с одаренными учащимися.

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

Характеристика обобщенных трудовых функций.

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы)

Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте ГБОУ СОШ № 184

Особенности применения Профессионального стандарта в образовательных организациях

Ключевая роль в реформировании образования принадлежит педагогу. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, является умение учиться. Мобильность, готовность к переменам, способность мыслить нестандартно, а также самостоятельность и ответственность в принятии решений – это все характеристики профессионала, что можно отнести и к педагогу.

Те должностные инструкции и громоздкие квалификационные характеристики, которые сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, что не отвечают духу времени и отвлекают от непосредственной работы с детьми.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену устаревшим документам, что регламентируют его деятельность, призван раскрепостить педагога и стимулировать его развитие.

Работа педагога, как и любая другая профессиональная деятельность, подверглась стандартизации. Разработаны определенные нормативные документы, которые формулируют требования к специалистам образовательных учреждений.

Что собой представляет профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором указывается перечень требований, которые определяют его квалификационный уровень, необходимый для качественного выполнения профессиональных обязанностей.

Требования предъявлены к умениям, знаниям, личностным качествам учителя и его опыту работы. Сегодня уже разработаны четыре профессиональных стандарта в сфере образования:

  1. Стандарт педагога (воспитателя, учителя), который утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года.
  2. Стандарт педагога-психолога, что утвержден приказом Минтруда РФ от 24 июля 2015 года.
  3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования для взрослых и детей, что был утвержден приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 года.
  4. Стандарт специалиста в сфере воспитания. Был утвержден приказом Минтруда РФ от 10 января 2017 года.

Готовые работы на аналогичную тему

Профессиональный стандарт педагога обязателен к внедрению по нескольким причинам, одна из которых – это несоответствие современным требованиям старых квалифицированных норм. Постановлением правительства было установлено, что полный переход на новые стандарты будет завершен до 1 января 2020 года. К этому времени соответствие профессиональному стандарту будет выступать главным критерием при принятии нового сотрудника на работу.

Считается, что новый профессиональный стандарт усовершенствует подготовку специалистов общеобразовательной системы, а также позволит передавать учащимся актуальные знания.

В соответствии с планом Министерства образования и науки РФ использование профессионального стандарта педагога сможет решить такие задачи:

  • выявить четкие требования к квалификации педагогов вне зависимости от их направления и сферы деятельности;
  • обеспечить должную подготовку учителей и повысить качество образования;
  • уведомить специалистов системы образования о тех требованиях, что будут к ним предъявляться;
  • мотивировать педагогов с целью повышения общего уровня образования в стране;
  • стимулировать работников сферы образования усовершенствовать уровень своей квалификации.

Профессиональный стандарт педагога призван стать официальным документом Российской Федерации, который будет регламентировать аспекты трудовой деятельности (в частности, карьерный рост и прием на работу).

Главная особенность нового стандарта педагога – это возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей. Документ будет дополнен внутренними стандартами, которые зависят от специфики образовательного учреждения.

Характеристики и структура профессионального стандарта педагога

Все профессиональные стандарты разрабатываются и составляются профильными ведомствами и министерствами по утвержденному шаблону, который был утвержден приказом Министерства труда РФ №147н от 12 апреля 2013 года. В соответствии с данным приказом текст стандарта педагога в 2018 году структурирован следующим образом:

  1. Общая информация о профессии педагога: краткое описание деятельности и официальная классификация.
  2. Описание и характеристика трудовых функций и требований, которые предъявляются к квалификации, опыту работы и образованию педагога.
  3. Сведения об организации, которая разрабатывала документ.

Профессиональный стандарт педагога имеет несколько характеристик:

  • данный документ описывает все требования к квалификации педагогов;
  • отдельные положения стандарта могут дополняться и корректироваться, чтобы соответствовать специфике образовательного учреждения или конкретного региона;
  • документ дифференцирует стандарты для педагогов различных уровней;
  • к учителям математики и русского языка выдвигаются дополнительные требования (поскольку эти дисциплины являются ключевыми и обязательными на ЕГЭ);
  • стандарт предусматривает, что личные и профессиональные качества педагога не разделимы;
  • профессиональный стандарт дает возможность отказаться от технократического подхода к оценке педагогических специальностей, а также сделать упор на их индивидуальных особенностях;
  • стандарт необходим для того чтобы мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Компетенции педагогов согласно профессиональному стандарту

Профессиональный стандарт педагога определяет ряд обязанностей и требований для всех сотрудников образовательных учреждений:

  • наличие высшего педагогического образования;
  • безупречное знание дисциплин в рамках учебной программы, которая утверждена Министерством образования и науки РФ;
  • умение планировать проведение уроков, а также анализировать их эффективность и осуществлять последующую коррекцию;
  • знать нестандартные методы обучения, которые выходят за рамки традиционных понятий об образовательном процессе;
  • применять индивидуальный подход в работе с учениками, студентами и дошкольниками;
  • уметь объективно оценивать знания;
  • иметь соответствующие компетенции;
  • использовать формы воспитательной работы во время внеклассной деятельности и на уроках;
  • регулировать поведение учащихся и сглаживать конфликтные ситуации в коллективе;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся;
  • практиковать индивидуальный подход и доносить до учеников ценность и значимость знаний;
  • сотрудничать с профильными специалистами;
  • знать особенности развития учащихся в конкретном возрасте;
  • знать и владеть приемами психодиагностики;
  • использовать специфику перехода от игрового процесса к учебному (это важно для педагога, который работает в начальной школе);
  • нести ответственность за успеваемость учащихся;
  • уметь организовывать самостоятельную деятельность детей, которая будет для них залогом всестороннего развития;
  • взаимодействовать с родителями.

Как внедрить профессиональный стандарт педагога

Прежде чем внедрить профессиональный стандарт педагога, необходимо провести ряд мероприятий. Законодательно определенного алгоритма и плана внедрения стандартов не существует, каждое учебное учреждение может разработать этот порядок индивидуально. Внедрение профессионального стандарта педагога осуществляется специальными комиссиями, в которых есть представители профсоюзов и администрации.

Рабочая группа должна реализовать такие мероприятия:

  1. Составить список стандартов педагогов, которые нужно реализовать в конкретном учебном заведении. Для этого нужно сверить наименования, что прописаны в стандартах, и должности работников. После сверки составляется официальный договор комиссии.
  2. Проводится ревизия трудовых договоров и внутренних актов учебного заведения. Если необходимо, в трудовые отношения сотрудников вносятся изменения.
  3. Осуществляется проверка сотрудников на соответствие профессиональных стандартов.
  4. После окончания проверки составляется отчет и передается руководству.

Нужно отметить, что утвержденного порядка увольнения педагога, который не будет соответствовать профессиональному стандарту, пока не существует. Даже если такое несоответствие будет выявлено, но педагог работает по трудовому законодательству, выполняет свои обязанности на должном уровне и прошел аттестацию, то нет никаких оснований для его увольнения.

В процессе внедрения профессионального стандарта педагога необходимо придерживаться таких рекомендаций:

Социальный заказ современной системе образования обусловлен постоянно возрастающими требованиями информационного общества к качеству образовательных услуг. Несомненно, система образования призвана быть структурой ориентированной на результат, на формирование устойчивой мотивации всестороннего развития личности, на адаптацию к глобальным вызовам современности, на готовность и объективную возможность применить профессиональные знания, умения и навыки в разработке совместных глобальных и региональных проектов.

Актуальность исследования обусловлена изменением парадигм общественного развития, новизной личностных и социальных требований к системе профессионального образования учителя, неудовлетворённостью работодателей качеством результатов профессиональной деятельности преподавателей и недостаточным уровнем готовности к непрерывному профессиональному образованию. Такой подход обуславливает углублённое изучение процесса профессионального развития учителя в системе непрерывного образования как объективной закономерности, а также необходимость профессиональной стандартизации в системе образования.

Процесс стандартизации в производственной сфере является важнейшим элементом управления качеством. Стандартизация определяется как нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики, т.е. комплексе средств, устанавливающих соответствие стандартам. По определению международной организации по стандартизации, это – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности[2].

В связи с тем, что современная система образования становится одним из основных ресурсов развития общества и направлена на обеспечение качественных образовательных услуг, возникла необходимость в активной стандартизации, установлении комплекса правил, норм, требований к учителю, как объекту стандартизации. Стандарты обычно представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы и являются обязательными[4].Несомненно, замысел и исходные положения стандартов педагога положительны и направлены на: определение точных ориентиров для определения профессиональных компетенций учителя, для оценки его подготовленности к профессиональной деятельности и результатов труда; сохранение творчества и профессиональной свободы учителя; упрощение квалификационных требований и характеристик; сосредоточение внимания учителя на непосредственной работе с учениками.

Предоставляя описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, так называемую функциональную карту вида профессиональной деятельности, данный документ определяет обобщенные трудовые функции учителя: педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ, а также трудовые функции, среди которых: обучение, воспитательная и развивающая деятельность. Отдельной строкой выделены педагогическая деятельность по реализации программ различных ступеней образования, а также модули предметного обучения математике и русскому языку. Описание общепедагогической функции в области обучения предполагает целый ряд трудовых действий, среди которых: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; формирование универсальных учебных действий; формирование мотивации к обучению; объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся [3].

Анализ требований предъявляемых к умениям учителя выявляет их многовекторность, комплексность и сложность в практической реализации. К необходимым профессиональным умениям относят владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.; объективное оценивание знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями, а также разработка, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Особое внимание уделено использованию и апробированию специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Несоизмеримыми являются объём требований к современному учителю в трёх основных направлениях деятельности – обучении, воспитании и развитии и требований к результатам деятельности, определённым федеральными государственными стандартами – предметным, метапредметным и личностным. Однако, предъявляя конкретные требования к образованию и обучению учителя, стандарт не предусматривает требований к опыту практической работы.

В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность учителей разных специальностей характеризуется одновременно и общими однородными элементами: организационными, педагогическими задачами. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой стандарта современного учителя. Рассматривая процесс стандартизации в образовании как деятельность по установлению норм, правил и характеристик для достижения качественного результата работы и образовательных услугв соответствии с уровнем развития современной науки, техники и технологии, для обеспечения информационной, технической и кадровой совместимости, необходимо выделить особые профессиональные стандарты учителей-специалистов в сфере каждого учебного предмета. В рамках нашего исследования перспективным является разработка стандартов учителей, преподающих естественнонаучные дисциплины. Профессиональные стандарты являются основой разработки образовательных стандартов, методических материалов, программ профессионального обучения и установления квалификационных уровней. Профессиональный стандарт учителя является векторным документом, определяющим трудовые функции, квалификацию, личностные качества, а также направления и задачи профессионального развития учителя. Деятельностный подход, основополагающий для федерального государственного стандарта второго поколения, позволяет рассматривать профессиональное развитие процессуально и динамически как механизм формирования и развития субъекта профессиональной деятельности в контексте жизненного развития [1]. Профессиональное развитие педагогов можно определить как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов, определенных государственными образовательными стандартами, и, тем самым, способствующих развитию личности ребенка на основе формирования комплекса компетентностей. Стандарт профессионального развития учителей должен быть направлен на объединение в единую систему всех элементов, обеспечивающих применение новых знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, решения педагогических проблем, достижения позитивных результатов в процессе непрерывного профессионального образования. В динамичных условиях современного общества деятельность успешного профессионала характеризуется готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений.

Список литературы

1. Пуховська Л. Теоретичні засади професійного розвитку вчителів: рух до концептуальної карти // Порівняльна професійна педагогіка. — К.; Хмельницький: ХНУ, 2011. — Вип.1. — С.97-106.

3. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

4. Энциклопедия. Социология / А. А. Грицанов [и др.]. — Минск: Интерпрессервис, 2003. — 1312 с.



Весной 2012 года президент Российской Федерации Владимир Путин поручил Министерству образования разработать профессиональный стандарт учителя математики. Сейчас идет разговор о создании среднего варианта, независимо от преподаваемой учебной дисциплины.

профессиональный стандарт учителя

Работа экспертов

Рабочую группу, которая была создана для того, чтобы разработать профессиональный стандарт учителя, возглавил Е. А. Ямбург, директор центра образования г. Москвы. К работе были подключены заслуженные педагоги страны, известные своими авторскими методиками. Все предложения, разработанные ими, опубликовали на официальном сайте Минобрнауки. Любой учитель, родитель, представитель заинтересованной общественности могли изучить профессиональный стандарт современного учителя и оставить свои комментарии.

профессиональный стандарт учителя математики

Содержание концепции

Заслуженные учителя России отнеслись к поставленной перед ними задаче серьезно, составили некий общий профессиональный стандарт учителя, наполнив его новыми компетенциями, в числе которых:

  • работа с талантливыми и одаренными детьми;
  • реализация программ инклюзивного образования;
  • работа с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • преподавание учебной дисциплины учащимся с девиантным поведением, социально уязвимым и зависимым детям.

профессиональный стандарт учителя начальных классов

Задачи стандарта

Профессиональный стандарт учителя должен:

  • соответствовать особенностям профессиональной деятельности учителя;
  • не стать неким инструментом для регламентации труда педагога;
  • побуждать учителя к поиску новых педагогических идей и решений;
  • избавить педагога от выполнения тех функций, которые ему несвойственны, отвлекают его от качественно выполнения непосредственных обязанностей;
  • отвечать международным регламентам и нормам;
  • соответствовать требованиям ведомств и министерств, занимающихся начислением пенсии, исчислением педагогического стажа.

профессиональный стандарт современного учителя

Основные характеристики стандарта

Профессиональный стандарт учителя является рамочным документом. В нем определены основные требования к квалификации педагога. Его общенациональные рамки дополняются региональными требованиями с учетом демографических, социокультурных особенностей региона.

Кроме того, профессиональные стандарты учителя РФ дополняются (по желанию) внутри образовательного учреждения, учитывая направление работы, реализуемые в ОУ программы: инклюзивное обучение, работа с одаренными детьми.

Профессиональный стандарт учителя литературы учитывает специфику преподаваемого предмета. Он имеет несколько модификаций, разработанных для начальной, основной, старшей ступени обучения. С учетом стратегии современного образования, он наполнен психолого-педагогическими компетенциями, которые должны помочь учителю решать проблемы обучения, воспитания, развития подрастающего поколения России.

профессиональный стандарт учителя литературы

Личностные качества

Особое внимание уделено личности самого педагога. Профессиональный стандарт учителя начальных классов предполагает готовность обучать всех детей независимо от их способностей, склонностей, уровня развития. Сам педагог обязан постоянно самосовершенствоваться, изучать психологические особенности детского и подросткового возраста, не допускать возникновения конфликтных ситуаций с воспитанниками, их родителями.

зачем нужен профессиональный стандарт современному учителю

Варианты применения

Цель использования

С помощью стандарта можно выявлять квалификацию учителя, необходимую для качественного воспитания и обучения школьников.

Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовки педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.

профессиональные стандарты учителя РФ

Содержание стандарта

1 часть. Обучение.

3 часть. Развитие (содержит профессиональные и личностные компетенции, которые нужны педагогу для реализации развивающей деятельности).

4 часть. Профессиональные компетенции для учителя начальных классов.

5 часть. Компетенции воспитателя, которые отражают специфику работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Методика оценивания

Для работы с ребятами, которые имеют ограниченные возможности, в качестве результативной работы определяются интегративные показатели, которые свидетельствуют о стабильной динамике развития школьника. Такие показатели преобладают в начальной школе.

При оценке профессиональных качеств современного педагога должна быть обеспечена обратная связь с непосредственными потребителями услуг, в качестве которых выступают родители и ученики.

Нюансы введения стандарта

Педагоги с опаской относятся к тем нововведениям, которые разработало Министерство образования РФ. Теория профстандарта для педагогов создана Шадриковой В. Д.

Автор предлагает под таким стандартом понимать некую систему требований к компетентностям субъекта деятельности, которые в совокупности определяют реальность занимания определенной должности, связаны с успехом педагогической деятельности. Чего боятся учителя? При несоответствии одному из компонентов разработанной системы оценки их могут лишить права осуществлять педагогическую деятельность.

Рабочая группа, столкнувшаяся с такой реакцией учителей, предложила им высказать свои замечания. Например, обсуждался такой критерий, как обязательность высшего педагогического образования. Ущемленными окажутся педагоги с огромным стажем работы, которые не смогли своевременно получить высшее образование.

Контрастом выступает документ, принятый в Англии для оценки деятельности педагогов. Учитель обязан ставить такие цели, которые будут вдохновлять школьников. В обязанности педагога включена помощь в достижении ребятами хороших учебных результатов. Есть и другие требования, которые изложены доступным и понятным языком, не предполагающим использования дополнительного словаря терминов.

Заключение

Читайте также: