В чем состоят особенности социализации молодежи кратко

Обновлено: 08.07.2024

Социализация молодежи — двусторонний процесс (1) постоянной передачи обществом и (2) освоения индивидом, по возрасту относящимся к молодежи, социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий молодому человеку функционировать в данном обществе.

Специфика социализации молодежи связана с ее возрастными особенностями. Социализация молодежи включает завершение первичной и начало вторичной стадий социализации.

Вторичная социализация имеет принципиальное отличие, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение, а также общество и сам индивид в его же представлениях оказываются другими с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает присвоение молодом человеком социальной субъектности в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми другими, ориентацией на обобщенного другого (в понимании Дж. Г. Мида), но и отождествлением себя с всеобщностью других, т. е. с обществом. Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации молодого человека, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного другого — решающая фаза социализации. Сложность, кризисность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в период первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе.

В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, и также реальных значимых других. Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

Э. Эриксон для описания развития личности выделяет восемь последовательных стадий психосоциального становления индивида. Каждая стадия жизненного цикла личности характеризуется специфической задачей. Подростковый или ранний юношеский возраст (5-я стадия) определяется Эриксоном как ключевая стадия для приобретения чувства идентичности, когда происходит первое цельное осознание себя и своего места в мире, которым заканчивается долгое опробование себя в различных ролях и экспериментирование в отношениях с окружающими. Конец юности и начало зрелости (6-я стадия) является переходом к решению собственно взрослых задач, поиском спутника жизни и близких дружеских связей, преодолевающим чувство одиночества Эриксон, 1996).

Разработка проблем становления и развития личности в российской социологии ведется с конца XIX в. Эта проблема была одной из самых актуальных для этико-субъективной школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев). В отечественной науке были выдвинуты плодотворные идеи и положения, относящиеся к процессу социализации (концепция общественного воспитания К. Д. Ушинского, идея М. М. Бахтина о диалоге как форме сосуществования личности, концепция Л. С. Выготского о соотношении индивидуального и общественного в индивиде, идеи советских психологов о возможности коррекции отклоняющегося развития детей, теория детского коллектива А. С. Макаренко и др.).

Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обуславливает социально-типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и т. д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Общество обустраивает процесс передачи социального опыта новым поколениям в институциональных формах (см. Институты социализации молодежи). Чем шире пласт социальности с ее типическими и нетипическими свойствами осваивается индивидом, тем богаче его личность и ярче его индивидуальность. Мера социально-типического и нетипического обусловлена сходством и различиями социальных норм, культурных ценностей, способов поведения и социализационных практик на уровне различных общностей и групп. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга. Баланс социально-типического и индивидуально-личностного в процессе социализации варьируется как объективными, так и субъективными факторами, среди которых объективным факторам принадлежит определяющая роль. Причем, на определенном этапе объективные процессы опережают личностные изменения. Но субъективные процессы могут оказаться более динамичными в случае, когда в ходе социализации активизируется неадаптивность личности, связанная с отрицанием определенных социальных норм и ценностей, созданием новых образцов. Это может привести к новому качеству личностного потенциала общества, к другой совокупности типических личностных черт. В таком случае субъективные процессы, опережая объективные, становятся первостепенным фактором общественных изменений. Социализация, являясь сложным многосторонним процессом, может быть классифицирована по различным критериям. Прежде всего критериален характер самой социальности общества по ее основным параметрам. По этому критерию, отражающему условия осуществления процесса социализации, выделяются следующие ее типы: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный (Ковалева, 1996). В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа. В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социализационного процесса, позволяющее различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др. Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию.

Социология изучает также проблемы нормы и отклонения социализации. В общем виде социализационная норма выступает результатом действия общественного механизма воспроизводства социальной сущности человека (Ковалева, Луков, 1999, 2012). Социализационная норма определяется: во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие; во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; в-третьих, как устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. Суть различия состоит в назначении той и другой нормы: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализационной — регуляция вместе с освоением нормы. Социализационная норма обусловлена параметрами социальности данного общества. Ее регуляторами выступает культура, социальные нормы и ценности. В ее изменениях не просматривается тенденция к тотальной упорядоченности и всестороннему контролю процессов социализации индивидов. Социализационная норма коррелируется с социальными типами личности, доминирующими в обществе, с возрастной характеристикой индивида, его статусными притязаниями. Формализация такой нормы осуществляется в законодательных и иных нормативных правовых актах, имеющих прямое или косвенное отношение к социальному воспроизводству человеческого потенциала общества, фиксируется в различных Уставах, программах, положениях, инструкциях и других документах, регулирующих жизнедеятельность людей в социальных институтах и организациях, выступающих агентами социализации индивидов. Социализационная норма представлена в ценностном сознании членов общества, а также является важнейшим компонентом общественного мнения, выступающего важнейшим неформальным регулятором поведения людей. Социализация не всегда бывает успешной. Социализация индивида почти всегда имеет отклонение, которое определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Отклоняющаяся социализации проявляется в различных формах отклоняющегося поведения, а также обнаруживается как несоответствие личностного развития индивида эталонам, установленным в обществе (Ковалева, Реут, 2001).

Реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Основными особенностями социализации российской молодежи с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающей предсказуемость жизненного пути) к другой модели (вариативной, стратифицированной) стали следующие: трансформация основных институтов социализации; деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующийся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека (Ковалева, 2003, 2007, 2012).

Социологическое исследование социализации молодежи целесообразно вести с учетом различных уровней абстракции, поскольку социализационные процессы происходят как с индивидуальными субъектами, действующими на микроуровне, так и в объективно существующем обществе, т. е. на макроуровне. Здесь неизбежно упрощение самого общества как многомерного социального феномена, который в рамках предмета исследования приходится рассматривать как самостоятельно развивающийся организм. При этом свершается абстрагирование от того, что оно состоит из индивидов и движется индивидами. Еще больше упрощение происходит на уровне индивида, ибо учесть индивида — значит учесть каждого индивида, а в свете задач данного исследования — учесть особенности социализации каждого молодого человека.

Параметры социальной реальности обуславливают процесс социализации, происходящий с индивидами в конкретных условиях общественной действительности. Вместе с тем обнаруживается зависимость социальной реальности от того, как социальность воплощена в личностях.

Социальная реальность детерминирует меру освоения социальных качеств человеком, баланс и глубину объективных и субъективных сторон социализации. Она определяет фактические границы социализации ее ценностно-нормативные основания, институциональные и неинституциональные составляющие, вариантивность. В демократическом обществе оказывается более важным способность человека не подчиняться схемам формализованного поведения, а рассматривать их как набор инструментов своего личностного развития. Тогда смена этих инструментов перестает носить драматический, а порой и трагический характер для человека. Он чувствует себя тем более свободным, чем в меньшей мере ощущается настойчивое давление властных структур. Всякое принуждение прямое или косвенное ущемляет пра­ва личности, ограничивает возможности индивидуального выбора.

Социализация молодёжи – процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе.

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Социализация продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Выделяются агенты и институты социализации .

Агенты социализации молодёжи – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей: родители, родственники, соседи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д.

Институты социализации молодёжи – учреждения, организации, влияющие на процесс социализации молодёжи и направляющие его: вуз, предприятие, армия, церковь, государство, средства массовой информации и т.д.

Так как социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – ближайшее окружение молодого человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная – сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т. п.

Социализация молодёжи проходит этапы, совпадающие с её жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Например:

- поступление в ВУЗ (цикл студенческой жизни);

- женитьба (цикл семейной жизни);

- трудоустройство (трудовой цикл);

- служба в армии (армейский цикл).

Каждый раз, вступая в новый цикл, молодёжь должна многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения) и ресоциализация (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения).

Иногда молодой человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация не может восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей (тюрьма, колония, психиатрическая больница, алкоголизм, наркомания).

Специфика социализации молодёжи состоит в том, что в молодёжном возрасте завершается первичная её стадия и начинается вторичная. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия – это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом. Для нее характерно то, что индивид осваивает нормы и ценности окружения с учетом уже усвоенных им на первом этапе.




Существенным отличием социализации молодёжи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые вторичные агенты социализации.

Социализация молодёжи – процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе.

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Социализация продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Выделяются агенты и институты социализации .

Агенты социализации молодёжи – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей: родители, родственники, соседи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д.

Институты социализации молодёжи – учреждения, организации, влияющие на процесс социализации молодёжи и направляющие его: вуз, предприятие, армия, церковь, государство, средства массовой информации и т.д.

Так как социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – ближайшее окружение молодого человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная – сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т. п.

Социализация молодёжи проходит этапы, совпадающие с её жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Например:

- поступление в ВУЗ (цикл студенческой жизни);

- женитьба (цикл семейной жизни);

- трудоустройство (трудовой цикл);

- служба в армии (армейский цикл).

Каждый раз, вступая в новый цикл, молодёжь должна многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения) и ресоциализация (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения).

Иногда молодой человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация не может восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей (тюрьма, колония, психиатрическая больница, алкоголизм, наркомания).

Специфика социализации молодёжи состоит в том, что в молодёжном возрасте завершается первичная её стадия и начинается вторичная. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия – это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом. Для нее характерно то, что индивид осваивает нормы и ценности окружения с учетом уже усвоенных им на первом этапе.

Существенным отличием социализации молодёжи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые вторичные агенты социализации.

Тема социализации молодежи достаточно актуальна, так как существуют негативные явления среди молодежи, которые являются прямым следствием нарушений процесса социализации.

Молодежь – социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Социализация молодежи — двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом, по возрасту относящимся к молодежи, социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий молодому человеку функционировать в данном обществе.

Этапы социализации молодежи:

1. Адаптация – (с рождения до подросткового возраста). На данном этапе происходит усвоение правил и ценностей.

2. Индивидуализация – (подростковый период). Этот этап характеризуется выбором человека норм поведений и ценностей, соответствующих ему.

3. Интеграция – суть данного этапа заключается в поиске своего места в обществе. Интеграция проходит успешно, если человек отвечает требованиям общества.

4. Трудовая социализация молодежи – (молодость и зрелость), когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу.

5. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.

Первая особенность социализации молодежи заключается в том, что на этапе молодости заканчивается первичная стадия социализации и начинается вторичная. Благодаря первичной стадии человек становится полноценным членом общества. Вторичная же стадия – процесс, который происходит уже с социализированным индивидом. Для данной стадии характерно усвоение ценностей и норм общества, в котором находится человек.

Специфика социализации молодежи связана с ее возрастными особенностями.

Также к особенностям социализации молодежи можно отнести и барьеры перехода – это границы между этапами жизни или жизненными ситуациями. Преодолеть такие барьеры помогают ритуалы перехода, которые состоят из трех этапов: 1) фаза отделения от группы, 2) пограничная фаза, 3) фаза реинтеграции.

1. Мегафакторы (всеобщие) — космос, планета, мир, которые влияют в силу своей глобальности на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы (большие) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

3. Мезофакторы (промежуточные) — тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура определенной общности, в том числе и молодежная субкультура.

4. Микрофакторы (непосредственно влияющие на людей) — семья и домашний очаг, соседи, группы сверстников, воспитательные организации (в том числе и образовательные учреждения), общественные организации, микросоциум.

Выделяют также факторы, которые оказывают влияние непосредственно на социализацию молодежи:

1. Семья – первая и основная ячейка, в которой происходит социализация личности. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям.

2. Отношение равенства. Данный фактор обеспечивает появление у личности каких качеств как самостоятельность, независимость, позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли

4. Средства массовой информации – один из самых сильных факторов, который оказывает большое влияния на социализацию и поведение молодежи в целом, так как воздействует через интернет и телевидение – то, чем сейчас в большей степени интересуется молодежь.

5. Организации – данные организации, а именно молодежные объединения, церковь, спортивные клубы и тд, тоже оказывают большое влияния на социализацию.

Вышеперечисленные факторы чаще всего проявляют себя через рефлексивный механизм социализации молодежи. Рефлексивный механизм – механизм, который выступает как внутренний диалог, который можно представить, как мысленный разговор с другими людьми или с собственным Я.

Считают, что существует еще несколько таких механизмов. Например, традиционный механизм, под которым понимается усвоение норм, ценностей ближайшего социального окружения.

Также есть и межличностный механизм социализации – процесс общения молодого человека с родителями, педагогами, друзьями.

Стилизованный механизм – исходя из названия, можно понять, что данный механизм связан со стилем жизни молодежи, относящейся к определённой субкультуре.

Институциональный механизм социализации - социализация личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых – производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация молодежи процесс очень сложный и не однозначный. Данный процесс осуществляется оказанием на него влияния вышеперечисленных факторов, социальных институтов, механизмов и критериев и имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в работе с молодежью.

1. Абушкин Б. М. Практика оценки и сертификации квалификации педагогов на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога [Текст] / Б. М. Абушкин, Т.В. Маркова // Подготовка педагогов к вариативной работе с потенциально успешными учащимися различных категорий (девиантной, инклюзивной, одаренной и др.) Материалы Городской научно-практической конференции. ‑ М., 2014. ‑ С. 41-44.

2. Ермилов, Н. Н. Технология биос - новый метод восстановления психической работоспособности [Текст] / Н. Н. Ермилов, А. Я. Рац, Б. Н. Рыжов, О. В. Чибискова // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 71-76.

3. Зотова, М. В. Основные аспекты социальной работы с молодежью [Текст] / М. В. Зотова, А. Н. Комарова / В книге: Современные проблемы общества в контексте практической подготовки студентов Тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции / Составитель Е.С. Спирина. М., 2017. ‑ С. 83-92.

4. Зотова, М. В. Исторический аспект профессиональной подготовки бакалавров в зарубежной и отечественной науке. [Текст] / М. В. Зотова // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2016. № 3 (77). С. 75-87.

5. Романова, Е. С. Психологические аспекты активизации творческого потенциала и организации самостоятельной научно-практической работы студентов ГБОУ ВО МГПУ ИПССО [Текст] / Е. С. Романова, С. Ю. Решетина, Б. М. Абушкин // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. ‑ 2015. № 5. ‑ С. 153-162.

6. Кожинова, О. В. Нравственные и религиозные ценности современных подростков [Текст] / О. В. Кожинова, О. В. Чибискова / В сб.: Психология нравственности и религия: XXI век Материалы международной конференции. ‑ Щелково, 2011. ‑ С. 217-223.

Особенности социализации молодежи

В процессе социализации общество оказывает огромное влияние на деятельность и поведение индивида, но существует ситуация, когда происходит обратное. В случае привнесения новых ценностей в общество молодежью, говорят о процессе ювентизации. Ювентизация - аспект социализации, где проявляется субъективность молодого человека по отношению к внешней среде. Она описывает перемены и нововведения, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-политической системе общества.

Социализационный процесс может быть как стихийным, так и контролируемым со стороны общества, с помощью социальных институтов (семья, школа, церковь), и определенных видов деятельности (спорт, труд), которые оказывают опосредованное влияние на этот процесс.

Институты социализации, включают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, регулирующих сферы человеческой деятельности, и формируют статусно-ролевые структуры, посредством которых обеспечивается реализация данных требований. Деятельность института социализации связана с подготовкой молодежи к взаимодействию в общественной жизни, благодаря этому достигается относительная устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом.

Главной особенностью социализации молодежи на современном этапе является формирование нового, социокультурного типа личности в условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, который должен быть ориентирован, прежде всего, на саморазвитие, повышение своего социального статуса за счет освоения достижений культуры, возвышение духовности, интеллекта, значимости в жизни общества.

Современная молодежь, в большинстве, не понимает старшее поколение, т. к. воспитываться в условиях иного политического строя, убеждений, идеологий. На сегодняшний день, молодежь, как правило, следует за тем, что модно. Модно быть патриотом; модно заниматься спортом или наоборот; модно учится в университете, не важно на кого, лишь бы получить высшее образование; модно жить без родителей.

А. Ю. Борисов, И. А. Пелдола


Особенности социализации молодежи


Читайте также: