Срп в доу что это
Обновлено: 05.07.2024
1.3.СРП создается для детей в возрасте от 1,6 до 4 лет, с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность СРП основана на межведомственном взаимодействии, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям.
1.4. СРП помощи является структурным подразделением МКДОУ № 9.
1.5. Целью деятельности СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
1.6. Основными задачами СРП являются:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
1.7. Предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи осуществляется на бесплатной основе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Организация деятельности СРП
2.1. СРП в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации.
2.3. Кадровый состав СРП:
Работники СРП могут быть как штатными работниками, так и работниками МКДОУ № 9 по внутреннему совмещению.
Деятельность СРП осуществляется в помещениях МКДОУ № 9 во вторую половину дня.
Информация о предоставлении диагностической, психолого-педагогической, методической и консультативной помощи размещается на официальном сайте МКДОУ № 9.
Режим работы СРП, график ее работы, утверждается приказом МКДОУ № 9.
В СРП принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинского заключения (рекомендаций) о состоянии здоровья ребенка.
Между руководителем Учреждения и родителями ребенка (законными представителями) заключается договор сроком на 1 год с возможностью последующей пролонгации.
Основными видами работы с ребенком и его семьей являются индивидуальные, консультации, а также тренинги для родителей (законных представителей).
Занятия с детьми специалисты СРП проводят с обязательным участием родителей (законных представителей); возможно одновременное участие в занятии двух различных специалистов.
Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 2 часов в неделю.
Индивидуальная работа специалистов СРП:
- с детьми - 1 час не реже одного раза в неделю;
- с родителями (законными представителями) - 0,5 часа не реже одного раза в неделю.
2.13 Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется диагностическим обследованием ребенка, по итогам которого:
- дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в СРП и направляются на ПМПк для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в СРП и направляются на ПМПк для определения дальнейшего образовательного маршрута.
3. Руководство Службой ранней помощи
3.1. Общее руководство работой СРП осуществляет заведующий МКДОУ № 9 или лицо, назначенное руководителем СРП по приказу.
Руководитель СРП помощи обеспечивает организацию эффективной работы СРП;
3.2. Ответственность за создание условий и работу СРП несет заведующий МКДОУ № 9.
Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста.
Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1.5 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.
Задачи службы :
1. Информировать родительские, общественные и профессиональные организации о работе службы ранней помощи, ее миссии, целях и задачах.
2. Формировать позитивное отношение к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
3. Взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования.
4. Планировать и организовывать процесс комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.
5. Оказывать комплексную помощь ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
6. Оказывать информационно-просветительскую, консультативно-методическую и психотерапевтическую помощь в семье, сопровождать ее на всем протяжении нахождения в службе.
7. Планировать и организовывать процесс управления службой ранней помощи и непрерывного профессионального образования специалистов.
Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1. 5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей на основании справки о состоянии здоровья.
Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием.
1. Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др., у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.
Зачисление семей с детьми в службу производится на основании заявления родителей и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы ранней помощи в порядке, определяемым Уставом учреждения.
Перечень должностей работников Службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования науки РФ, Госкомвуза РФ от 14 августа 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. №32.
Примерное штатное расписание: руководитель Службы, методист, социальный работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач-педиатр, врач детский невролог, врач детский психиатр, медицинская сестра.
К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести :
1. Консультативно – диагностическое направление:
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы :
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
• проведение психотерапевтических занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Информационно-методическое направление:
• информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи совместно с социальными институтами детства: женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, ДОУ (информирование с помощью буклетов, объявлений, информационных писем;
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
• повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.
4. Организационное направление:
• организация взаимодействия службы с учреждениями здравоохранения по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями;
• координация деятельности специалистов разного профиля и родителей по реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи;
• организация взаимодействия службы ДОУ и республиканского Центра ранней психолого-педагогической помощи по вопросам выявления детей раннего возраста с отклонениями в развитии, координации содержания и методов ранней психолого-педагогической помощи;
• организация обобщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.
Организационная модель службы представлена тремя взаимосвязанными блоками.
1 блок ориентирован на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ.
В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:
• развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
• коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
Коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся индивидуально 1-2 раза в неделю в присутствии родителей. Это особенно важно, так как на занятиях родители обучаются методам и приемам грамотного взаимодействия с ребенком, происходит их вовлечение в коррекционный процесс;
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.
Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи
1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
2. Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
4. Заседание ПМПк. Квалификация выявленных отклонений в развитии. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
5. Промежуточная диагностика.
6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.
Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Так, если в 2010-2011 году из Службы ранней помощи были выведены 35% детей, то в 2011-2012 г. г. этот показатель вырос до 68%.
Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.
Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.
Оптимизация образовательного процесса через внедрение здоровьесберегающих технологий Реализуя программу развития, коллектив ДОУ работает в направлении здоровьесбережения детей дошкольного возраста. На протяжении трех лет.
Здравствуйте! Вас приветствуют специалисты
Службы ранней помощи (СРП) "Росточек"
На страницах сайта мы будем делиться своим опытом работы в СРП.
Что такое ранняя помощь?
Миссией Службы ранней помощи, является всесторонняя поддержка и оказание помощи семьям с детьми имеющих детей с отклонениями в развитии, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами, а также с риском отставания в развитии в одной из следующих областей: познавательное, речевое, социальное и эмоциональное развитие, развитие движений, самообслуживание, подключение специалистов на ранних этапах развития ребёнка, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком включение в процесс развития ребёнка коррекционных мероприятий. Специалисты Службы ранней помощи помогут родителям воспринимать ребенка естественно, но при этом признать самобытность, уникальность и ценность его личности на данный момент развития. Возможно, Вам захотелось лучше разобраться в причинах поведения Вашего ребенка, больше узнать об особенностях его развития. Служба ранней помощи ждет вас и ваших детей!
Приглашаем Вас посетить:
- Консультации по вопросам развития и воспитания детей от 1 года до 3 лет;
- Индивидуальные и групповые совместные занятия для детей и родителей
Квалифицированные специалисты ДОУ окажут консультативную помощь семье по организации воспитания ребенка и по вопросам коррекции его развития:
- Учитель-логопед
- Педагог-психолог
- Учитель-дефектолог
- Инструктор по физической культуре
- Музыкальный руководитель
- Воспитатель
Цель работы:
Целью данной программы является психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка от 1 года до 3 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Задачами ранней помощи являются:
- улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
- повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Как попасть в Службу ранней помощи на первичный приём?
Запись на первичный приём в Службу ранней помощи осуществляется по телефону:
43-11-46
Время записи: понедельник-четверг с 10.00 до 13.00
Перед первичным приемом в Службе ранней помощи мы просим родителей заполнить анкету, составленную по шкалам KID или RCDI
В Службе ранней помощи проводятся следующие мероприятия:
Первичный прием
При обращении в Службу ранней помощи, и заполнению анкет, семье назначается дата первичного приема. Прием проводят два специалиста нашей службы, которые в ходе беседы с родителями и игры с ребенком проведут скрининги, а также оценят навыки игры и взаимодействия, обсудят результаты оценки по шкале KID или RCDI и дадут свои рекомендации.
На первичном приеме проходит сбор и анализ информации об условиях жизни семьи и ребенка; анализ медицинской документации; оценка развития ребенка, выявление ограничений жизнедеятельности ребенка, определение ресурсных возможностей ребенка и семьи.
Задача первичного приема – определить нуждаемость семьи в услугах ранней помощи и выдать семье консультационное заключение. По итогам первичного приема семья получает заключение, согласно которому ребенка либо зачисляют в программу службы, либо даются общие рекомендации, и родители самостоятельно их используют.
Углубленная оценка
Цель проведения углубленной оценки – выявить четкие параметры, на которые надо ориентироваться при составлении индивидуальной программы семье и ребенку. Углубленную оценку проводят узкие специалисты по современным методикам.
На основе анализа проблем и потребностей семьи и ребенка, междисциплинарной командой специалистов службы составляется программа помощи. В программе определяются формы, методы и сроки работы с семьей и ребенком. В процессе выполнения, в программу могут вноситься коррективы, которые также определяются междисциплинарной командой специалистов на основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, происшедших в результате работы.
В случае отказа родителей от услуг службы ранней помощи, специалистами службы могут быть даны рекомендации родителям по дальнейшей работе с ребенком. В любом случае, за семьей оставляется право повторного обращения в службу ранней помощи.
Составление индивидуальной программы ранней помощи
Программа составляется на срок до 6 месяцев. Четко формируются цели программы, как для ребенка, так и для родителя (законного представителя), а также даются рекомендации по созданию среды.
Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни в естественных жизненных ситуациях. А именно:
- Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
- Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
- Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
- Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
- Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).
Основной целью консультаций является возможность для родителей приобрести необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей.
Программы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Часто это касается детей, которым сразу после рождения был поставлен диагноз (например, синдром Дауна), детей, родившихся недоношенными, с малой массой тела, или детей, которые были прооперированы сразу же после рождения. Некоторые дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от типичных образцов развития.
Таким образом, в Службе ранней помощи осуществляется психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью максимально нормализовать жизнь семьи с ребенком с особенностями в развитии, помочь родителям почувствовать себя уверенней в общении и воспитании ребенка.
Услуги Службы ранней помощи оказываются БЕСПЛАТНО.
Перечень услуг службы ранней помощи:
- определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи;
- проведение оценочных процедур и разработка индивидуальной программы ранней помощи (далее - ИПРП);
оказание услуг в рамках ИПРП:
- содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;
- содействие развитию общения и речи ребенка;
- содействие развитию мобильности ребенка;
- содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;
- содействие развитию познавательной активности ребенка;
- психологическое консультирование;
- поддержка социализации ребенка;
- проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
- проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
- оказание услуг вне ИПРП:
- пролонгированное консультирование без составления ИПРП;
- краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без ИПРП;
- консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.
Перечень документов
- документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);
- документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка;
- копию свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала).
График работы Службы: ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ с 10.00 до 13.00
Запись по телефону: 43-11-46
понедельник-четверг с 10.00 до 13.00
Заместитель заведующего по ВМР
Анисимова Ольга Алексеевна
Наш адрес: 693008 г. Южно-Сахалинск пр. Победы 86-а
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ПРИЕМА
Перед первичным приемом в Службе ранней помощи мы просим родителей заполнить анкету, составленную по шкалам KID или RCDI
Для детей до 16 месяцев — заполняется анкета KID.
Для детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 мес. — заполняется RCDI
* Пожалуйста, прежде чем идти на прием, удостоверьтесь, что ваша заполненная анкета обработана.
Способ заполнения анкеты:
Процедура заполнения скрининга
- Внизу страницы скачайте Вопросник, который соответствует возрасту Вашего малыша.
- Необходимо распечатать бланк Анкета и бланк Ответы (Так удобней будет заполнять скрининг).
Внимание: В обязательном порядке в анкете должны быть указаны фамилия, имя, отчество ребенка, номер телефона, адрес электронной почты.
- Ответить на вопросы скрининга, отмечая на листе Ответы необходимую цифру (1, 2 или 3). Варианты, в каком случае ставится какая цифра, обозначены в конце листа Ответы. Правильный ответ можно обводить в кружок или выделять цветом.
Поводом обращения в СРП может быть беспокойство родителей или профессионалов в связи с вопросами развития и воспитания ребенка раннего возраста.
Руководитель структурного подразделения "Службы ранней помощи" - Дудина Татьяна Николаевна
Мы проводим:
-консультации по вопросам развития и воспитания детей;
-индивидуальные занятия с детьми, имеющими отставание или риск отставания в развитии;
Адрес: Санкт – Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 110, корп.1 лит.А ГБДОУ детского сада № 80 Невского района Санкт-Петербурга.
Телефон: 8 (962) 695 50 21
Режим работы: понедельник, среда, пятница с 11.00 – 19.00.
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Событие взаимодействия с социальными партнёрами : участие специалистов Службы ранней помощи в проекте "Вокруг ребёнка: совершенствование системы ранней помощи в Петербурге"
Организатор: "Социальная школа Каритас" при поддержке Фонда президентских грантов
Методические рекомендации для родителей детей:
С расстройствами аутистического спектра: 1, 2, 3,
Читайте также: