Сроки проектов в школе

Обновлено: 06.07.2024

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Лора Кравченко

Уже несколько лет “Гуманитарно-юридический лицей №86” города Ижевска работает в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и мы можем подводить промежуточные итоги в плане выполнения сформулированных в них требований. С 2016 года организуем работу учащихся 9-х и 10-х классов над индивидуальным проектом, и за эти годы накопили определенный опыт, которым многие педагоги просят поделиться.

Для начала позволю себе длинную цитату из документа 1 (пункт 11)

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Итак, наши учащиеся работают над индивидуальным проектом дважды: в 9-м и 10-м классах. Приветствуется продолжение работы в 10-м над темой, выбранной в 9-м классе. Но это не обязательно. Обучающийся может работать над совершенно разными проектами в разных предметных областях или метапредметным проектом.

Сроки: на выполнение проекта отводится 4 месяца, с сентября по декабрь.

Сентябрь - учащиеся определяются с идеей и темой проекта (ограничений в тематике нет), выбирают научного руководителя (учителя-предметника). Выбор за учеником. Учителей, сопровождающих учеников в их проектной и исследовательской деятельности не очень много, поэтому количество обучающихся, прикрепленных к одному педагогу регулируется заместителем директор по науке.

Октябрь-ноябрь - основная работа над проектом.

Ноябрь (первая половина) - предзащита проекта.

Декабрь (вторая половина) - защита проекта.

Январь (вторая половина) - повторная защита для тех, кто не смог по уважительным причинам попасть на первую.

Исключения: если ученик аргументирует просьбу продления срока проекта (проект долгосрочный, требует длительной обработки информации), то администрация всегда идет на встречу и продлевает срок работы над проектом согласно объему работы ученика. Но не более 1 учебного года.

Учебным планом отводится 1 час в неделю на электив “Проектная деятельность”, на котором школьники знакомятся с этапами проектной деятельности или повторяют изученное ранее, и работают над проектом. Нужно отметить, что времени, отведенного учебным планом, конечно, не хватает, и значительную часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно во внеурочное время.

После организационного собрания ученики выбирают направление работы, тему проекта и тьютора, который будет их сопровождать. Тьюторов может быть и несколько, если проект межпредметный. В 2019 году одну исследовательскую работу по архитектурным особенностям г. Ижевска в 30-50-е годы сопровождали три тьютора: два учителя лицея (учитель искусства и методист, наставник проектов), а также учитель истории из сопредельного государства. Интересный опыт, который требует, возможно, отдельного поста. В локальном акте лицея есть пункт о том, что тьютором может являться не только школьный учитель, но и педагог дополнительного образования, тренер, а также родители. Иногда ученик настаивает на самостоятельной работе над проектом, и это не запрещено. Мы стараемся давать школьникам как можно больше свободы выбора. Но справедливости ради нужно признать, что проекты, выполненные не под руководством педагога-профессионала, практически всегда слабые, а иногда и очень слабые, такие, что ученик вынужден приходить на повторную защиту несколько раз.

Выбор темы и тьютора сопровождается подписанием информационного документа , в котором прописаны сроки выполнения всех этапов проекта. Этот документ подписывают ученик, один из его родителей и тьютор(ы). Копия остается ученику, а оригинал передается заместителю по НМР для дальнейшей работы.

Дальше начинается самый непростой этап, когда кажется, что времени еще очень много и можно не торопиться. Тут решающим фактором является грамотное сопровождение тьютора, который включается в работу с учениками. Каждый учитель решает для себя самостоятельно, как ему работать со школьником: кто-то делает это только в очной форме после уроков, кто-то выносит общение в сеть. Самым удачным вариантом, на наш взгляд, является сопровождение проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения. Это значит, что основные теоретические знания и небольшую практическую часть ученик получает и выполняет на элективном курсе, а остальной объем работы - в сети.

image

Для сопровождения проектной и исследовательской деятельности создана виртуальная среда, основной частью которой является социальная сеть "ВКонтакте". В группе “Индивидуальный проект”, выложены все необходимые для ребят учебные и информационные материалы. Навигация в группе организована с помощью графического меню, поэтому что найти все документы достаточно легко.

Обсуждения текущих вопросов сейчас происходят в беседах. Например, для учащихся, работающих над проектами по физике или межпредметными проектами с тьютором - автором статьи, созданы сразу несколько бесед “ВКонтакте”. Сейчас это очень удобный инструмент, так как беседа позволяет сохранять и быстро находить все вложения, отправленные школьникам: ссылки на документы, фото, аудио и видео материалы.

Непосредственная работа над проектом ведется параллельно в нескольких направлениях: самостоятельная работа ученика (поиск и обработка информации, выполнение некоторой практической части работы), работа с тьютором в онлайн-документе и работа над практической частью в школьной лаборатории.

На этапе планирования работы: написания цели, задач проекта, выбора объекта и предмета исследования (тут у ребят всегда сложности), выбора методов исследования - ученик переходит к работе в гугл-документе с доступом по ссылке. Часто именно гугл-документ является основной площадкой для взаимодействия наставника с учеником вне учебного заведения. Здесь тьютор видит, что делает обучающийся, на каком этапе он находится, какие испытывает затруднения. Тьютор может оставлять комментарии, а может писать просто в самом документе свои соображения. Иногда достаточно полчаса совместной работы вечером, чтобы ученик понял, как выйти из затруднений и двигаться дальше. Шаблон такого документа можно увидеть по ссылке

Таким образом, в школьной лаборатории ученик делает только экспериментальную часть, если она необходима. Всю остальную работу - в сети.

Естественно, оформление результатов проекта также происходит в общем гугл-документе. Можно работать в синхронном или асинхронном режиме. Вся история правок сохраняется и можно вернуться к любой из версий в любой момент. В конце работы все комментарии убираются, документ оформляется согласно требованиям локального акта лицея, добавляется титульный лист и распечатывается.

Видео - рассказ об организации проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения:

За месяц до защиты проектов проводится предварительная защита. На нее обучающиеся приходят с теми материалами, которые уже есть на данный момент. За 3 мин они озвучивают название работы, цель, задачи и показывают уже выполненный объем. Учителя, слушающие ребят, дают советы, как улучшить работу, указывают на недостатки, помогают решить любые проблемы, возникшие в ходе работы.

К защите ученик должен подготовить:

  1. текстовую часть работы ( требования к работе );
  2. продукт (в исследовательских проектах продукта может не быть);
  3. презентацию к выступлению.

Защита проектов происходит по секциям в несколько дней. Комиссия состоит из трех человек - учителей различных профилей. Регламент на защите выдерживается жестко: 5 мин - доклад, 3 мин - вопросы. На защиту приглашаем и родителей защищающихся лицеистов.

После слушаний выставляются баллы согласно критериям и ученик получает "зачет" (от 50-ти баллов). максимальный балл - 100. Если учащийся получил "незачет", то обязан доработать проект и прийти на повторную защиту через 1,5-2 недели. При этом, родители получают уведомление о неудовлетворительном результате ребенка.

защита проектов

На фото один из членов комиссии рассматривает продукт проекта - фотоальбом с фотографиями, выполненными различными фотоаппаратами - от пленочного до цифрового

Учащимся, чьи работы получили 90 баллов и выше, комиссия рекомендует принять участие в научно-практической конференции школьников “Шаг в науку”, которая проходит в лицее в конце февраля. Часто бывает, что из небольшой проектной работы вырастает глубокое исследование, которое позже ученик представляет на различных Всероссийских конференциях и конкурсах.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  1. Откуда брать темы для проектов, исследования?

Лучше всего отталкиваться от интересов ребенка, поэтому сначала выясняем, что ему интересно, потом под этот интерес либо он сам выдвигает, либо учитель предлагает темы. Например, в начале этого года паренек подошел с полным непониманием, что ему делать. На вопрос “что он любит?” ответил “играть в компьютерные игры” (как неожиданно!) Тут же предлагаю интерес перенести в проектную деятельность, изучить тему образовательных мобильных приложений. Найти в сети мобильные образовательные игры, поиграть в них немного, найти достоинства и недостатки, создать таблицу, классифицировать игры, проверить собственные знания и знания одноклассников, и дать совет геймера, стоит ли в них играть, чтобы повысить качество знаний. Чем не проект? И работа у мальчишки получилась.

2. А с гуманитарными предметами как быть? Там лишь рефераты получатся? Какие там методы исследования, только опрос?

Конечно же нет. Да и реферативные работы запрещены в нашем лицее (вполне возможно, что в других учебных заведениях такого запрета нет). Честно говоря, я иногда жалею, что не гуманитарий, потому что темы для гуманитарных проектов можно выбрать просто захватывающие! Думаю, читателям не надо напоминать, что проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного продукта, результата.

Итак, какой может быть проблема при изучении русского или иностранного языка? Проблема чтения и понимания текста школьниками существует? Программы по литературе и истории не имеют точек соприкосновения - это проблема? Недостаток материалов с национальными особенностями - существует такая проблема?

Имея сформулированную проблему, можно нанизать целую “гирлянду” тем для проектов: историческая канва литературных произведений (изучи исторический период, который описывается в произведении, проведи параллели, найди причины, почему герои поступают именно так, возможно на них влияют конкретные исторические события, создай ленту времени, на которой отобрази исторический и литературный ряд, проанализируй полученный результат); виртуальные экскурсии по… (собери информацию, отсортируй, создай свой видеоряд, озвучь, сними, смонтируй фильм); русские сказки на английском (татарском, удмуртском…) языке (выбери любимые сказки первоклассников вашего лицея, переведи, запиши аудио файл, подбери видеоряд, возможно, из рисунков самих первоклассников, проведи занятие, используя полученный продукт). Этот ряд примеров можно продолжать бесконечно.

3. Что делать, если нет научности в проекте?

Давайте вернемся к цитате, приведенной мною в начале текста. Прочитайте этот текст внимательно еще раз. Где-нибудь упоминается термин “научный”? Нет, речь идет об учебных проектах. Обратите внимание на то, что должны отражать результаты выполнения индивидуального проекта, какие навыки. И вы увидите, что речь идет о навыках, необходимых каждому человеку в любой сфере деятельности, чтобы быть успешным. А научностью пусть занимаются научные центры ;)

4. Как мотивировать учителей к тому, чтобы становиться наставниками в проектной деятельности?

Это очень сложный вопрос, потому что не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, да и он требует временных затрат. Мы пошли по простому пути: стимулируем материально (премии за количество сопровождаемых учеников и за качество работ по итогам НПК и конкурсов). В каждом коллективе есть увлеченные исследованиями педагоги, на них и стоит опираться.

На этом останавливаюсь. Тема эта бесконечна, статья может превратиться в нечитаемую из-за ее размера.

Большое спасибо Татьяне Серовой за мотивацию к написанию этой статьи и за неубывающий интерес к теме проектной деятельности в школе.

Отвечу на любые вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в школе, так как за пределами этой статьи их осталось много.

Лора Кравченко

Уже несколько лет “Гуманитарно-юридический лицей №86” города Ижевска работает в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и мы можем подводить промежуточные итоги в плане выполнения сформулированных в них требований. С 2016 года организуем работу учащихся 9-х и 10-х классов над индивидуальным проектом, и за эти годы накопили определенный опыт, которым многие педагоги просят поделиться.

Для начала позволю себе длинную цитату из документа 1 (пункт 11)

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Итак, наши учащиеся работают над индивидуальным проектом дважды: в 9-м и 10-м классах. Приветствуется продолжение работы в 10-м над темой, выбранной в 9-м классе. Но это не обязательно. Обучающийся может работать над совершенно разными проектами в разных предметных областях или метапредметным проектом.

Сроки: на выполнение проекта отводится 4 месяца, с сентября по декабрь.

Сентябрь - учащиеся определяются с идеей и темой проекта (ограничений в тематике нет), выбирают научного руководителя (учителя-предметника). Выбор за учеником. Учителей, сопровождающих учеников в их проектной и исследовательской деятельности не очень много, поэтому количество обучающихся, прикрепленных к одному педагогу регулируется заместителем директор по науке.

Октябрь-ноябрь - основная работа над проектом.

Ноябрь (первая половина) - предзащита проекта.

Декабрь (вторая половина) - защита проекта.

Январь (вторая половина) - повторная защита для тех, кто не смог по уважительным причинам попасть на первую.

Исключения: если ученик аргументирует просьбу продления срока проекта (проект долгосрочный, требует длительной обработки информации), то администрация всегда идет на встречу и продлевает срок работы над проектом согласно объему работы ученика. Но не более 1 учебного года.

Учебным планом отводится 1 час в неделю на электив “Проектная деятельность”, на котором школьники знакомятся с этапами проектной деятельности или повторяют изученное ранее, и работают над проектом. Нужно отметить, что времени, отведенного учебным планом, конечно, не хватает, и значительную часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно во внеурочное время.

После организационного собрания ученики выбирают направление работы, тему проекта и тьютора, который будет их сопровождать. Тьюторов может быть и несколько, если проект межпредметный. В 2019 году одну исследовательскую работу по архитектурным особенностям г. Ижевска в 30-50-е годы сопровождали три тьютора: два учителя лицея (учитель искусства и методист, наставник проектов), а также учитель истории из сопредельного государства. Интересный опыт, который требует, возможно, отдельного поста. В локальном акте лицея есть пункт о том, что тьютором может являться не только школьный учитель, но и педагог дополнительного образования, тренер, а также родители. Иногда ученик настаивает на самостоятельной работе над проектом, и это не запрещено. Мы стараемся давать школьникам как можно больше свободы выбора. Но справедливости ради нужно признать, что проекты, выполненные не под руководством педагога-профессионала, практически всегда слабые, а иногда и очень слабые, такие, что ученик вынужден приходить на повторную защиту несколько раз.

Выбор темы и тьютора сопровождается подписанием информационного документа , в котором прописаны сроки выполнения всех этапов проекта. Этот документ подписывают ученик, один из его родителей и тьютор(ы). Копия остается ученику, а оригинал передается заместителю по НМР для дальнейшей работы.

Дальше начинается самый непростой этап, когда кажется, что времени еще очень много и можно не торопиться. Тут решающим фактором является грамотное сопровождение тьютора, который включается в работу с учениками. Каждый учитель решает для себя самостоятельно, как ему работать со школьником: кто-то делает это только в очной форме после уроков, кто-то выносит общение в сеть. Самым удачным вариантом, на наш взгляд, является сопровождение проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения. Это значит, что основные теоретические знания и небольшую практическую часть ученик получает и выполняет на элективном курсе, а остальной объем работы - в сети.

image

Для сопровождения проектной и исследовательской деятельности создана виртуальная среда, основной частью которой является социальная сеть "ВКонтакте". В группе “Индивидуальный проект”, выложены все необходимые для ребят учебные и информационные материалы. Навигация в группе организована с помощью графического меню, поэтому что найти все документы достаточно легко.

Обсуждения текущих вопросов сейчас происходят в беседах. Например, для учащихся, работающих над проектами по физике или межпредметными проектами с тьютором - автором статьи, созданы сразу несколько бесед “ВКонтакте”. Сейчас это очень удобный инструмент, так как беседа позволяет сохранять и быстро находить все вложения, отправленные школьникам: ссылки на документы, фото, аудио и видео материалы.

Непосредственная работа над проектом ведется параллельно в нескольких направлениях: самостоятельная работа ученика (поиск и обработка информации, выполнение некоторой практической части работы), работа с тьютором в онлайн-документе и работа над практической частью в школьной лаборатории.

На этапе планирования работы: написания цели, задач проекта, выбора объекта и предмета исследования (тут у ребят всегда сложности), выбора методов исследования - ученик переходит к работе в гугл-документе с доступом по ссылке. Часто именно гугл-документ является основной площадкой для взаимодействия наставника с учеником вне учебного заведения. Здесь тьютор видит, что делает обучающийся, на каком этапе он находится, какие испытывает затруднения. Тьютор может оставлять комментарии, а может писать просто в самом документе свои соображения. Иногда достаточно полчаса совместной работы вечером, чтобы ученик понял, как выйти из затруднений и двигаться дальше. Шаблон такого документа можно увидеть по ссылке

Таким образом, в школьной лаборатории ученик делает только экспериментальную часть, если она необходима. Всю остальную работу - в сети.

Естественно, оформление результатов проекта также происходит в общем гугл-документе. Можно работать в синхронном или асинхронном режиме. Вся история правок сохраняется и можно вернуться к любой из версий в любой момент. В конце работы все комментарии убираются, документ оформляется согласно требованиям локального акта лицея, добавляется титульный лист и распечатывается.

Видео - рассказ об организации проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения:

За месяц до защиты проектов проводится предварительная защита. На нее обучающиеся приходят с теми материалами, которые уже есть на данный момент. За 3 мин они озвучивают название работы, цель, задачи и показывают уже выполненный объем. Учителя, слушающие ребят, дают советы, как улучшить работу, указывают на недостатки, помогают решить любые проблемы, возникшие в ходе работы.

К защите ученик должен подготовить:

  1. текстовую часть работы ( требования к работе );
  2. продукт (в исследовательских проектах продукта может не быть);
  3. презентацию к выступлению.

Защита проектов происходит по секциям в несколько дней. Комиссия состоит из трех человек - учителей различных профилей. Регламент на защите выдерживается жестко: 5 мин - доклад, 3 мин - вопросы. На защиту приглашаем и родителей защищающихся лицеистов.

После слушаний выставляются баллы согласно критериям и ученик получает "зачет" (от 50-ти баллов). максимальный балл - 100. Если учащийся получил "незачет", то обязан доработать проект и прийти на повторную защиту через 1,5-2 недели. При этом, родители получают уведомление о неудовлетворительном результате ребенка.

защита проектов

На фото один из членов комиссии рассматривает продукт проекта - фотоальбом с фотографиями, выполненными различными фотоаппаратами - от пленочного до цифрового

Учащимся, чьи работы получили 90 баллов и выше, комиссия рекомендует принять участие в научно-практической конференции школьников “Шаг в науку”, которая проходит в лицее в конце февраля. Часто бывает, что из небольшой проектной работы вырастает глубокое исследование, которое позже ученик представляет на различных Всероссийских конференциях и конкурсах.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  1. Откуда брать темы для проектов, исследования?

Лучше всего отталкиваться от интересов ребенка, поэтому сначала выясняем, что ему интересно, потом под этот интерес либо он сам выдвигает, либо учитель предлагает темы. Например, в начале этого года паренек подошел с полным непониманием, что ему делать. На вопрос “что он любит?” ответил “играть в компьютерные игры” (как неожиданно!) Тут же предлагаю интерес перенести в проектную деятельность, изучить тему образовательных мобильных приложений. Найти в сети мобильные образовательные игры, поиграть в них немного, найти достоинства и недостатки, создать таблицу, классифицировать игры, проверить собственные знания и знания одноклассников, и дать совет геймера, стоит ли в них играть, чтобы повысить качество знаний. Чем не проект? И работа у мальчишки получилась.

2. А с гуманитарными предметами как быть? Там лишь рефераты получатся? Какие там методы исследования, только опрос?

Конечно же нет. Да и реферативные работы запрещены в нашем лицее (вполне возможно, что в других учебных заведениях такого запрета нет). Честно говоря, я иногда жалею, что не гуманитарий, потому что темы для гуманитарных проектов можно выбрать просто захватывающие! Думаю, читателям не надо напоминать, что проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного продукта, результата.

Итак, какой может быть проблема при изучении русского или иностранного языка? Проблема чтения и понимания текста школьниками существует? Программы по литературе и истории не имеют точек соприкосновения - это проблема? Недостаток материалов с национальными особенностями - существует такая проблема?

Имея сформулированную проблему, можно нанизать целую “гирлянду” тем для проектов: историческая канва литературных произведений (изучи исторический период, который описывается в произведении, проведи параллели, найди причины, почему герои поступают именно так, возможно на них влияют конкретные исторические события, создай ленту времени, на которой отобрази исторический и литературный ряд, проанализируй полученный результат); виртуальные экскурсии по… (собери информацию, отсортируй, создай свой видеоряд, озвучь, сними, смонтируй фильм); русские сказки на английском (татарском, удмуртском…) языке (выбери любимые сказки первоклассников вашего лицея, переведи, запиши аудио файл, подбери видеоряд, возможно, из рисунков самих первоклассников, проведи занятие, используя полученный продукт). Этот ряд примеров можно продолжать бесконечно.

3. Что делать, если нет научности в проекте?

Давайте вернемся к цитате, приведенной мною в начале текста. Прочитайте этот текст внимательно еще раз. Где-нибудь упоминается термин “научный”? Нет, речь идет об учебных проектах. Обратите внимание на то, что должны отражать результаты выполнения индивидуального проекта, какие навыки. И вы увидите, что речь идет о навыках, необходимых каждому человеку в любой сфере деятельности, чтобы быть успешным. А научностью пусть занимаются научные центры ;)

4. Как мотивировать учителей к тому, чтобы становиться наставниками в проектной деятельности?

Это очень сложный вопрос, потому что не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, да и он требует временных затрат. Мы пошли по простому пути: стимулируем материально (премии за количество сопровождаемых учеников и за качество работ по итогам НПК и конкурсов). В каждом коллективе есть увлеченные исследованиями педагоги, на них и стоит опираться.

На этом останавливаюсь. Тема эта бесконечна, статья может превратиться в нечитаемую из-за ее размера.

Большое спасибо Татьяне Серовой за мотивацию к написанию этой статьи и за неубывающий интерес к теме проектной деятельности в школе.

Отвечу на любые вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в школе, так как за пределами этой статьи их осталось много.

Документ 23

-научно-теоретическое и практическое значение;

-степень освещённости данного вопроса в литературе.

Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.

Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.

1.10.Проектные задания должны быть чётко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, составлен план работы над проектом.

4.1.Учащийся пишет заявление на разработку индивидуального итогового проекта на имя директора школы (Приложение №2), где указывает тему проекта, область исследования, фамилию, имя, отчество, должность руководителя проекта, сроки выполнения проекта. Заявление должно быть написано не позднее 15 октября текущего учебного года

4.2.Утверждение тем индивидуальных итоговых проектов директором школы должно быть не позднее 1 ноября текущего учебного года.

4.3.В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.

4.3.1. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта. Возможен выбор темы проекта и ранее.

4.3.2. Основной этап (ноябрь-март): разработка плана реализации индивидуального итогового проекта совместно с педагогом; сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, оформление работы, предварительная проверка работы руководителем проекта.

4.3.3. Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.

4.4.Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, который является руководителем проекта.

4.5.Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.

5.Типы индивидуальных итоговых проектов и формы их представления

Формы предоставления проектного продукта

Решение практических задач

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п.

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п.

Привлечение интереса публики к конкретной проблеме

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссёр-постановщик, судья, литературный персонаж).

6.Структура и состав материалов индивидуального итогового проекта

6.1.Индивидуальный итоговый проект имеет следующую структуру:

Оглавление (здесь приводятся пункты работы с указанием страниц)

Содержание (главы основной части)

Заключение (основные выводы)

Приложения (буклет, продукт) – при наличии

Рецензия руководителя проекта

6.2.В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются :

-выносимый на защиту продукт проектной деятельности , представленный в одной из описанных выше форм;

-подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов исходного замысла, цели и назначения проекта, краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; для творческих, а именно конструкторских проектов в пояснительную записку включается и описание особенностей конструкторских решений;

-во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, даётся характеристика работы: в чём заключается значимость и (или) ценность полученных результатов;

-основная часть состоит из двух разделов: теоретического и практического

(теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов, п рактический раздел — описание изготовления проектируемого изделия);

-заключение содержит основные выводы;

-в конце работы приводится список используемой литературы;

-в приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и т.д., если они помогут пониманию полученных результатов.

-отзыв руководителя проекта содержит краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе его инициативность и самостоятельность, ответственность, исполнительскую дисциплину. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

6.3.Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

7.Требования к оформлению и хранению индивидуального итогового проекта

7.1.Общие требования к оформлению работы

7.1.1.Работа выполняется на листах формата А4, шрифтом Times New Roman, кегль шрифта работы 14, в заголовках допускается кегль шрифта 16, интервал между строк – 1,0. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

7.1.2.Титульный лист оформляется по образцу (Приложение №1), считается первым, но не нумеруется.

7.1.3.Каждая новая глава и все элементы структуры проекта начинаются с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки и выделенного жирным шрифтом, не ставят.

7.1.4.Сокращений в тексте быть не должно.

7.1.5.Объём текста исследовательской работы, включая список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц.

7.1.6.Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

7.1.8.Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов.

7.1.9.Все материалы проектной работы помещаются в папку-скоросшиватель.

7.1.10.Индивидуальный итоговый проект хранится в административной части в течение 1 года после его защиты.

7.2. Требования к оформлению результатов работы в соответствии с замыслом проекта или целями исследования

7.2.2.В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна.

7.2.3.Культура оформления работы определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности.

8. Требования к защите индивидуального итогового проекта

8.1.Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии (или комиссий по предметным областям) образовательного учреждения. Регламентируется данное требование ежегодным приказом директора школы.

Состав комиссии для оценки индивидуальных итоговых проектов в количестве не менее 3 и не более 7 человек утверждается приказом директора школы.

8.2.Процедура защиты состоит в выступлении учащегося (не более 10 минут), который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и делает выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

8.3.Обучающийся может использовать мультимедийные формы для представления своего проекта.

Читайте также: