План развития качества образования в группе доу по социальному развитию

Обновлено: 04.07.2024

Проведя комплексное обследование детей. Я определила уровень их социального развития путем собеседования с родителями и детьми, собственными наблюдениями за различными реакциями поведения, использования соответствующих диагностических методик, что позволило мне произвести отбор информации для дальнейшей социально-педагогической работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. Тесты позволили выделить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, конфликтности, трудности в общении у детей

После этого я рассмотрела некоторые виды деятельности по социальному развитию, которые можно осуществлять, направлять и контролировать через воспитание и обучение в детском саду. Виды деятельности :

1. Социальное развитие через коллективную игру.

2. Социальное развитие через умение общаться.

3. Социальное развитие через семейное воспитание.

4. Взаимодействие с социальными партнерами.

Я поставила цель, которая заключается в формировании у детей социальных умений и навыков.

умение устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты, владеть навыками самообслуживания и общения.

Все виды деятельности социального развития взаимосвязаны, поэтому работа проводилась комплексно.

Социальное развитие через коллективную игру.

Большое значение для игры имеет развитие у детей навыков самореализации и самоорганизации. Развитие этих навыков способствуют лучшему социальному развитию дошкольников. Старшие дошкольники уже умеют самостоятельно выбирать тему и роль, продумать содержание игры, с кем будут играть, определить, какие атрибуты необходимы для осуществления задуманного. Все эти навыки в будущем помогут детям достигать поставленных целей. Чем деятельнее поведение ребенка в игре, чем оно длительнее, тем больше приносит ему радости, тем лучше усваивает смысл общественных отношений и явлений.

Например, строительная игра. Дети распределили роли. Одни возят кирпичи, другие строят, третьи делают украшения для замка (флажки, шторы и т. д.). Играли долго, но оказалось, что развесить украшения нельзя, потому что Наташа не собрала флажки на нитку. Дети стали упрекать Наташу, не разобравшись. Мне пришлось вмешаться, используя метод беседы. Оказалось, что она не смогла вдеть нитку в иголку, а когда попросила девочек ее помочь, то они отказались. Из наших рассуждений, по горячим следам мы сделали вывод о том, что когда просят помочь нужно помогать и, причем, сразу, а не когда-то потом. Что от каждого играющего зависит результат общего дела. Нужно быть честным и признаваться в своей несправедливости. В этой игре дети сами организовали и реализовали замысел, т. к помогли Наташе и замок украсили.

Воспитание взаимоотношений в игре есть приобретение опыта овладения культурой общения в жизни. Игровой коллектив – это группа самостоятельно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, обеспечивающие одинаковые права каждого ребенка на активную роль и выдумку в игре. В дружном игровом коллективе дети умеют договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать конфликты и спорные вопросы. Я приучаю детей доказывать, отстаивать свою точку зрения путем бесед, переговоров со сверстниками.

Коллективные игры способствуют воспитанию у детей умение ощущать себя в окружающем мире. Ребенок не сам по себе, он среди людей, поэтому он должен научиться, подчиняться законам общества. Коллективные игры помогают усвоить детям эти правила. Они способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, ответственности за свои действия, учат сопереживать, оказывать помощь, оценивать свои и чужие поступки, принимать решения. Также игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего воспитания проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. Например, агрессивному ребенку можно поручить роль доктора Айболита или, если это девочка роль няни, бабушки, мамы.

Тематика игр дошкольников различна, из поколения в поколение дети играют в больницу, в школу, в дом, в магазин. Однако с изменением социальной жизни взрослых у детей появляются новые игры, которые не всегда могут оказывать положительное воспитательное значение на ребят. Нужно умело подводить детей к выбору игр, которые формируют правильные взаимоотношения между людьми в социуме. Кроме того видя поведенческие образцы взрослых, дети отображают их в игре, поэтому нужно научить детей видеть приемлемые для подражания поступки старших и поступки, требующие осуждения.

Уровень развития взаимоотношений в игре и отображение в ней социальной жизни зависит от многих факторов, и прежде всего от условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти качества в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, умений и навыков коллективной жизни, которые он будет применять в своей деятельности, социальной жизни став взрослым.

Социальное развитие через умение общаться.

В последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении, что заметно замедляет социальное развитие детей.

Такие дети не могут самостоятельно обратиться к другому человеку. Они не умеют поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовать свои действия с партнерами по общению или адекватно выразить им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В тоже время общительность, умение контактировать с окружающими людьми составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей социальной жизни.

Например. Ева и Юля лепят, каждая сама по себе. Сидят за одним столом, но каждая разговаривает только со своими поделками. Я подсаживаюсь к ним со своим слепленным зайчиком и начинаю разговаривать то с Юлей, то с Евой, то с их поделками. Я провоцирую девочек на диалог между ними, помогаю им выстроить сюжет для игры и разговора. Когда дети начинают хорошо общаться, я удаляюсь.

Социальное развитие через семейное воспитание

Климат семьи зависит от нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов всех членов семьи. Их отношения укрепляют общие дела и заботы, семейные праздники, совместный отдых, поэтому я расцениваю организацию совместного досуга как важное

Т. о. вся моя работа направлена на укрепление семьи, т. к семья - это первая социальная ячейка общества с характерным для нее укладом стилем отношений всех членов семьи, которые составляют соответствующий нравственный микроклимат в социальном воспитании детей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

. Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в активной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, которое осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе.

Хорошо идет работа с Саргатской средней общеобразовательной школой. Дети не раз были там на экскурсии. Ребята познакомились со школой, классом, посидели за партами, писали по доске мелом, познакомились с правилами поведения на уроке и на перемене. В течение года к нам приходит учитель и школьники. Они рассказывают малышам о том, как интересно в школе. Показывают театрализованные сказки, организуют конкурсы и развлечения, дарят подарки, сделанные своими руками. Т. о наши малыши имеют четкое представление о том, что ждет их в школе, какое там должно быть поведение и зачем дети учатся.

Часто провожу экскурсии в дендрарий, на стадион, в школу искусств, в центр детского творчества. Эти посещения развивают у детей интерес к разным видам деятельности (танцам, рисованию, спорту и т. д., малыши видят, что полезные дела приносят радость, признание, гордость за свои достижения. Они с удовольствием общаются со школьниками, задают вопросы, рассматривают поделки, картины. В детях зарождается желание быть похожими на старших, чем-то увлекаться, заниматься спортом. Я воспитываю умение заполнять свободное время полезными делами, вести здоровый образ жизни, умение общаться и выполнять общее дело совместно с другими детьми. Во время прогулок ходим по улицам нашего поселка, знакомимся с природой, транспортом, предприятиями и организациями. Обращаю внимание на чистоту поселка, архитектуру зданий - все это сделано руками Саргатчан, все это нужно беречь и приумножать. Дети получают знания и навыки о том, как нужно заботиться о деревьях, цветах, птицах, бережно относиться к культурным ценностям созданных руками человека, т. е. обо всем, что нас окружает. Заботиться значит любить свою малую Родину.

С удовольствием дети посещают библиотеку. Здесь они знакомятся с творчеством детских писателей и их автобиографией. Вместе с сотрудниками библиотеки развиваю интерес к чтению, формирую навык правильного поведения в библиотеке, умение ориентироваться в помещении, где находятся сказки, книги о животных, или книги конкретных писателей. В читальном зале мы слушали произведения К. Чуковского, участвовали в литературной викторине, где дети показали высокий уровень знаний художественных произведений и приобретали опыт поведения в общественных местах.

Все экскурсии, поездки, мероприятия с социальными партнерами помогают развивать в детях социальные умения и навыки. Овладение детьми этими навыками помогает им общаться в коллективе, сплачивает детей, формирует подгруппы по интересам, развивает дружеские отношения.

Т. О. взаимодействие дошкольников с социальной средой, адаптирует его к внешним условиям и формирует как субъект общественных отношений. В этих отношениях ребёнок не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает. В детском саду созданы все условия для формирования у обучающихся навыков и умений социальной жизни.

Успех социального развития дошкольников могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого и детей:

*системный, комплексный подход, охватывающий все направления, звенья и всех участников процесса социализации.

*мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний.

*использование приемов, вызывающие доброжелательные эмоции дошкольников.

*осознанное создание воспитателем в своем поведении, словах образца для подражания.

Создание ситуаций и развивающей среды способствующей развитию правильного выбора детьми действий в социальных отношениях.

*похвала, одобрение в адрес детей.

Формирование культуры безопасности у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС через разные виды деятельности На протяжении всего пути развития человечества по вопросам безопасности личности уделялось большое внимание в связи с тем, что человека.

Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы) Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря,идут.

Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду. «Высокое назначение духовного и практического опыта народа, национального искусства заключается, прежде всего, в его многофункциональной.

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание Григорьева Вера Николаевна Закончила: ГОУВПО г. Биробиджан. Специальность по диплому: Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта.

Отчёт Воспитание нравственно — патриотических качеств дошкольников через разнообразные виды деятельности. Задача воспитания нравственно – патриотических качеств дошкольников важна и актуальна в частности для детей средней группы. Воспитание чувства.

Пояснительная записка.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия Программы развития и Образовательной программы ДОУ № 8.


Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

Комплексно-целевая программа рассчитана на 1 год и направлена на решение следующих задач:
создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
формирование у детей основ личности будущего гражданина;
профилактика у детей социально-личностных проблем.

2. Пояснительная записка.
Авторы плана-программы.

О.В.Влазнева, заведующий ДОУ №8,

И.А.Малик, ст.воспитатель ДОУ № 8.

И.А.Малик, педагог-психолог,
Ковальчук С.И., воспитатель,
Улыбина Н.Э., музыкальный руководитель,
Харламова О.Ю., воспитатель


МИССИЯ муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада первой категории № 8 заключается в удовлетворении потребностей семьи в:

· оздоровительной работе с ребенком;
· развивающей деятельности;
· развитие индивидуальных способностей, заложенных в каждом ребенке.
· приобретение способностей, которые необходимы для жизни в современном обществе
(основы правовой культуры, нравственно-патриотического воспитания);
· готовности ребенка к дальнейшему обучению.

Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого ребенка, создание условий для удовлетворения базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках образовательного пространства, представляют суть процесса обеспечения его безопасности и смыслом деятельности ДОУ.

Организация целенаправленной педагогической деятельности для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.

3. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом .

Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Обоснование плана- программы.

Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-личностному направлению педагогов детского сада, как с детьми, так и с родителями.

Объект исследования – социализация дошкольников.

Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении № 8.

Цель исследования – разработка методов и приёмов воспитания дошкольников, способствующей позитивной социализации в дошкольном образовательном учреждении.

Индивидуальная программа В.И.Масенко;

Опыт работы педагогического коллектива по данному направлению обобщен педагогами ДОУ. Кроме этого обобщён опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством театрализованной деятельности в детском саду. Неоднократно коллектив ДОУ принимал активное участие областных смотрах-конкурсах по безопасности дорожного движения.

Работая по данным программам, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом. На данный момент в детском саду продолжает развитие социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому мы стараемся привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.

Есть необходимость в оптиматизации и индивидуализации педагогического общения персонала с воспитанниками.

Реализация плана-программы поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.

4. Цель и задачи плана-программы.

Цель плана-программы: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

Задачи плана-программы:
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика у детей социально-личностных проблем.

Сроки реализации плана-программы.
Реализация плана-программы рассчитана на один учебный год.


Этапы реализации плана-программы :

- подготовка диагностического инструментария;
- определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей.

5. Ожидаемые результаты.


Предполагаемая модель личности выпускника ДОУ №8

1. Человек – творец самого себя:

* демонстрация самооценки: умение видеть достоинства и недостатки (без угнетения, чувства неполноценности и комплексов);

* уверенность в своих способностях, вера в себя и в свою уникальность: "любящий себя";

* стремление взяться за новые для себя задачи.


2. Мировоззрение, мироощущение, осмысленность личной жизни:

* элементарные представления о современной научной картине мира;

* умения рассказывать о своей Родине, народе, о наиболее важных событиях истории; чувство гордости за Отчизну, Донской край, свой род;

* представления о смысле жизни, идеале, счастье;

* представления о жизненном целеполагании (целеустремленность).

3. Личностные качества (черты характера):

* стремление к обретению свободы, внутренняя свобода;

* умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;

* умение регулировать свое поведение и естественную двигательную активность;

* решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;

* умение правильно оценивать критические замечания, преодолевать в себе апатии в случае неудачи;

* терпение, умение переносить трудности.

4. Уважение к окружающим, культура поведения (общения):

* умение жить так, чтобы людям, находящимся рядом, было хорошо;

* желание творить добро и милосердие, не ожидая пока попросят о помощи;

* умение устанавливать дружеские отношения: интерес к людям, общительность;

* умение работать в сотрудничестве со сверстниками: терпимость, уступчивость;

* готовность идти на контакт, доброжелательность;

* умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем;

* уважение к окружающим: умение приветствовать, чувство меры в общении;

* установление межличностных отношений с педагогами;

* умение аргументировано отстаивать свою точку зрения перед ровесниками и взрослыми;

* культура речи: умения слышать и слушать, понимать смысл текста и простых понятий, говорить разборчиво, законченными фразами, использовать речь как инструмент мышления, связно и бегло излагать свои мысли, использовать собственный богатый словарный запас (без вульгарщины).

5. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

* самостоятельность в работе;

* умение творчески подходить к работе;

* умение не мешать окружающим;

* умение ценить работу и творческие способности других людей;

* уважительное отношение к материальным ценностям.

6. Интеллектуальное развитие:

* владение приемами мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения;

* развитие качеств мышления (алгоритмического, логического, комбинаторного), необходимых для применения знаний на практике;

* умение решать логические и творческие задачи;

* умение ориентировать в справочной, художественной, научно-популярной литературе;

* умение и желание организовать себя;

* стремление в интеллектуальному саморазвитию.

7. Здоровье и здоровый образ жизни:

* физически и психически здоровый ребенок, относящийся к своему здоровью и здоровью других людей как к важной личной и общественной ценности;

* умения и навыки правильного выполнения естественных движений;

* потребность в ежедневных самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

* представления о здоровом образе жизни, правилах личной гигиены, охране и укреплении здоровья;

* знание и применение правил безопасности и безопасного поведения;

* умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

8. Творческое развитие, эстетическая культура:

* умения и навыки, связанные с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе творческой деятельности;

* умения перевоплощаться через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира;

* способность сопереживать и подражать, выражать собственные чувства и эмоции с помощью движений, мимики, жестов, интонации;

* умения выражать свои чувства с помощью языка изобразительного искусства;

* умения выразить через танец свое творческое начало;

* навыки работы с глиной, владение приемами поиска и создания образа;

* первоначальные музыкально-практические умения и навыки пения в хоре;

* умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, учении;

* представления об эстетической мере;

* умение аккуратно и красиво оформлять свои работы.

9. Отношение к природе:

* знания о предметах и явлениях природы;

* представления о сложившихся противоречиях между обществом и природой, путях их разрешения;

* о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми;

* убеждения в необходимости охраны природы как в своем крае, так и в своей стране, на всей планете;

* умения, позволяющие участвовать в практической деятельности по охране природы, не вредить окружающей среде.


На локальном уровне:

- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
- развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- повышение уровня педагогической культуры родителей.

Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Следующим этапом достижения главной задачи дошкольного образования (развитие личности ребёнка, формирование осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляция детьми своего поведения в соответствии с ними) будет создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать проект.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Д анная программа разрабатывалась на основе следующих документов:

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

Актуальность

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. дошкольников.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Исторический опыт убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых.

Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников( диагностика);

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся коммуникативных и эмоциональных проблем.

Педагог-психолог должен вести работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Социально личностное развитие способствует формированию положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. На сегодняшний день, в условиях внедрения ФГОС ДО проблема социально-личностного развития детей становится особенно актуальной.

Педагогу-психологу совместно с воспитателями необходимо создавать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогать осознать необходимость людей друг в друге.

Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта.

Педагогам необходимо уделять особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогать детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих - радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; учить выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого необходимо вместе с детьми обсуждать различные проблемные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривать картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организовывать театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

В процессе реализации программы дети осваивают социальные навыки: усваивают различные способы разрешения конфликтных ситуаций, учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.).

Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в детском общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).

В связи с вышесказанным, очень важно тесное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями в направлении социально-личностного развития.

Обоснование программы .

Данная программа является программой социально-педагогической направленности.

Таким образом, основной целью программы является:

Создание условий для позитивной социализации ребенка в дошкольном образовательном учреждении, профилактика и коррекция социально-личностных проблем у детей.

-Формировать установку на положительное отношение к себе, адекватную самооценку;

- Формировать умение понимать различные средства общения;

-Развивать умение общаться с помощью невербальных средств: мимики, жестов, пантомимики;

-Помочь в осознании своей идентичности: представить каждого ребенка как индивидуальность, признать его значимость для окружающих;

- Формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения;

-Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливы

-Развивать умения межличностного общения со сверстниками;

-Способствовать повышению групповой сплоченности детей, снижению тревожности.

Социально – личностное развитие детей представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время, которое направлено на оптимизацию процесса социализации ребёнка в обществе, на усвоение норм и правил поведения, формирование морально-нравственных установок и ценностей личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе.

У многих детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность, агрессивность в общении со сверстниками).

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Основные принципы организации программы:

Установление партнерских отношений с детьми. Использование способов и средств, учитывающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями.

Интеграция, предполагающая взаимосвязь содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, познавательное, художественное и др.).

Организация воспитательно-образовательного процесса с учетом актуального состояния развития ребенка.

Системность подачи материала.

Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного образовательного учреждения и в семье. Любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются единомышленниками и активными помощниками.

Необходимым условием эффективности программы является участие в ней педагогов и родителей.

Реализация программы

Первое направление (Педагог – психолог - родители).

Немаловажную роль в развитии и воспитании ребенка имеет психологический климат в семье. В работе с родителями рекомендуется использовать разные формы работы:

Консультации. Проводятся для тех родителей, кто в них нуждается.

Семинары-практикумы, проводятся с целью совершенствования сотрудничества педагогов с родителями. Готовясь к семинару-практикуму, необходимо продумать, как создать атмосферу, при которой родители могли бы рассказать о своем положительном опыте, о своих трудностях.

Совместная досуговая деятельность, которая включает проведение конкурсов, КВН, викторин. Активные формы обучения родителей целесообразно сочетать с традиционными формами, способствующими педагогическому просвещению родителей о закономерностях психического развития детей, методах воспитания в семье (Приложение 2).

Второе направление (педагог – психолог - педагоги ).

Содержание работы в данном направлении заключается в психологическом сопровождении педагогического процесса и информационной помощи педагогам (Приложение 3).

Применяются следующие формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями социально-личностного развития детей и выработке единой стратегии воспитания;

Релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения педагогов.

Участие педагогов в реализации программы заключается в следующем:

Применение комплекса игр, рекомендованных педагогом-психологом согласно возрастным особенностям.

Проведение с детьми бесед, направленных на развитие социально-личностной сферы.

Третье направление (педагог-психолог – дети).

Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально-организованных занятий, а также в участии педагога-психолога в играх.

Сроки реализации программы:

программа рассчитана на 3 года психологического сопровождения детей 5-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: диагностика; развивающие, коррекционно-развивающие занятия; консультации.

Она состоит из 75 занятий: 1 год-25, 2 год-25, 3 год -25 занятий.

Продолжительность каждого занятия- 25-30 минут. Занятия по программе начинаются в октябре, после завершения периода адаптации детей в группе и заканчиваются в апреле.

В занятиях принимают участие все дети возрастной группы. Из их числа формируются подгруппы с количественным составом 7-10 человек. Отбор детей производится на основании диагностики. При формировании подгрупп учитывается социальный статус детей в группе.С детьми нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы дополнительно проводится индивидуальная работа.

Этапы реализации программы:

1. Вводно-диагностический – проводится анализ результатов диагностики и в соответствии с выявленными проблемами ставятся задачи программы, определяется ее содержание, формулируются принципы и результаты работы;

2. Реализация программы;

3. Итогово-диагностический: на данном этапе подводятся итоги занятий, а также анализ педагогической деятельности.

Содержание программы
Содержание психолого-педагогической работы включает следующие направления:

- социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, формирование его положительной самооценки, а также способствует лучшему пониманию других людей и самого себя.

Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они не только позволяют выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим.

«Я и мои особенности;

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастают добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.

Темы данного раздела предполагают обучение детей выражению своих эмоции так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения. Средства: разнообразные этюды, упражнения на невербальное общение.

Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Важно научить детей правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам. Для этого детям предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками.

Данный раздел призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение. В процессе организации совместной деятельности педагог помогает каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в процессе решения конфликтных ситуаций.

«Вместе веселее) (расширение опыта позитивного взаимодействия,, развитие желани я соотносить свои желания с желаниями других)

В связи с тем, что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

Для реализации поставленных задач по развитию психоэмоциональной сферы детей применяются следующие методы и приёмы:

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учётом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

- успешность деятельности педагогов и детей;
- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.

Говоря о новом качестве образования, стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности.

Движущей силой развития ДУ становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это характеризует творческого педагога.

Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

Важнейшим инструментом, обеспечивающим качество дошкольного образования, является образовательная программа и методическое обеспечение. Один из путей достижения решения качества дошкольного образования - интеграция. Только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои интересы и творческие способности.

В детском саду осуществляются все режимные моменты и встраивают в них содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дошкольного образования осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Содержание образовательных областей охватывает все виды детской деятельности.

Качество образования зависит от развития предметно-развивающей среды, обогащение и наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Организовать предметно- развивающую среду следует так, чтобы были задействованы все виды деятельности. Создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования, повысить имидж ДОУ невозможно без помощи родителей. Но как привлечь в образовательный процесс родителей? Для этого нужно искать новые формы и методы работы с родителями (это круглые столы, участие в конкурсах, соревнованиях, помощь воспитателю в различных видах деятельности). Влияние семьи является частью процесса качества образования.

Поэтому одной из задач, стоящих перед педагогами, является сохранение всех аспектов здоровья детей в процессе воспитания и обучения, использование здоровьесберегающих образовательных технологий. С целью сохранения физического и психического здоровья дошкольников следует обеспечить психологический комфорт ребенка. В дошкольном детстве эта составляющая определяет качество образования в целом. Так как именно "благополучный" ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.

Основных показателей качества дошкольного образования два: уровень готовности выпускников детского сада к обучению в школе и уровень здоровья воспитанников.

Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования в нашем ДОУ.
Один из путей достижения решения качества дошкольного образования - интеграция. Воспитатели в нашем детском саду осуществляют все режимные моменты и встраивают в них содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дошкольного образования осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Содержание образовательных областей охватывает все виды детской деятельности. Общая цель каждого воспитателя- способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон.

Качество дошкольного образования – качество жизни каждого ребенка в детском саду. Эта проблема нерешенная до настоящего времени. На сегодняшний день система дошкольного образования воспринимается как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. По ФГОС дошкольное образование является первой ступенью образования.

Влияющим фактором на качество дошкольного образования является то, что в детском саду набран штат воспитателей с высшим педагогическим образованием, имеющим первую квалификационную категорию.
Воспитатели постоянно работают над самообразованием, участвуют в конкурсах. В учреждение также работают все необходимые специалисты: учитель- логопед, педагог по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, медработник. Все специалисты сотрудничают между собой во благо здоровья, развития и образования детей.

Состояние предметно-развивающей среды также является современным подходом к решению проблем качества дошкольного образования. В детском саду постоянно пополняется и совершенствуется развивающая среда. Наличие развивающих игр и игрушек согласно возрастным особенностям.

Влияние семьи также является частью процесса качества образования. Большая работа ведется с родителями воспитанников, это круглые столы, конкурсы, соревнования, проведение мероприятий, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми.

Читайте также: