Что такое изразец кратко

Обновлено: 07.07.2024

Нас часто спрашивают, что такое майолика. Следующий вопрос — а что такое изразцы? И одно ли это и то же? Чтобы ответить сразу и всем на этот вопрос, мы решили написать эту небольшую статью.
Если кратко, то изразцы и майолика — это не совсем одно и то же, изразцы — это скорее один из частных случаев майолики, да и то — не всегда. Итак, по порядку.

Что такое майолика

Наиболее известные майолики

Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.

Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.

Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.

Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.

В других статьях на нашем сайте мы пишем достаточно подробно о развитии майолики в разных регионах мира и в случае интереса к вопросу, вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.

Что такое изразцы

Как из фарфора изготавливают и изысканные предметы искусства и унитазы, так же из майолики можно сделать изразцы, глазурованную черепицу, вазы и прекрасные тонкие скульптуры. Как и любая другая керамическая технология она имеет множество применений в декоративно-прикладном искусстве.

О происхождении сине-белых росписей на керамике вы можете прочитать здесь.
А о появлении фарфора в России здесь.
Об изразцах здесь.

Отзывы наших клиентов

Удивительная работа! Прекрасный мастер! Очень тонкая, одухотворенная красивая работа! С портретов, написанных Юлией, смотрят чудесные, как будто знакомые женщины.


Сделала вместе уже два камина (в гостиной и в спальне) - удивительные художественные идеи и отличное исполнение.


Изразцы́ (Кафель от нем. Kachel ) — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др [1] .

Содержание

Описание

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. [2]

Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях. [3]

Изразцы известны начиная с VIII века в странах Европы, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. Изготовление изразцов — сложный процесс.

Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.

Фотографии


Изразцы для облицовки камина

Копия расписного изразца XIX века


Старинный изразец из Кирилло-Белозерского монастыря



Камин, покрытый изразцами


Примечания

  1. ↑Изразец // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — Россия, Санкт-Петербург, 1907—1909.
  2. ↑Изразцы (Большая советская энциклопедия)
  3. ↑Изразцовое искусство Москвы

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Изразцы" в других словарях:

Изразцы — кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. Изразцы с тыльной стороны имеют открытую коробку (румпу) для крепления в кладке. С лицевой стороны Изразцы могут быть гладкими или рельефными, покрытыми белой … Художественная энциклопедия

изразцы — (кафель, кафли), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен; имеют с обратной стороны вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Бывают гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовыми) и неглазурованными… … Энциклопедия техники

изразцы — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. * *… … Энциклопедический словарь

Изразцы — – декоративные плитки из обожженной глины, покрытые цветной глазурью. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают при температуре до 1150 град. С. Изразцы могут быть гладкими или рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), или… … Словарь строителя

ИЗРАЗЦЫ — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей, каминов и т.д. Известны с 8 в. в странах Европы, широко распространились в 16 17 вв. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С… … Современная энциклопедия

Изразцы — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей, каминов и т.д. Известны с 8 в. в странах Европы, широко распространились в 16 17 вв. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИЗРАЗЦЫ — (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке … Большой Энциклопедический словарь

Изразцы — мн. Керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.п., с наружной стороны покрытая глазурью; кафель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Изразцы — (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованные (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Большой … Энциклопедия культурологии

Изразцы — декоративные керамич. плитки для облицовки стен, каминов, печей и т. д. Лицевая сторона И. м. б. гладкой или рельефной, покрытой белой или цветной глазурью (майоликовые И.), либо неглазуров. (терракотовые И.). С внутр. стороны И. имеют открытую… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь



Изразцами называют один из видов архитектурной керамики. Ими облицовывают фасады зданий и используют во внутренней отделке — стен, печей, каминов.

Изразцы состоят из двух элементов: наружной плитки, которую декорируют (лицевая пластина), и коробчатого выступа на обороте для сцепления с кладкой (румпа).

Золотым веком русских изразцов стало XVII столетие. Мастера-изразечники начали создавать поливные изразцы — с верхним покрытием. Появились изразцы в виде тарелок и колонок.


ИЗРАЗЕ́Ц, -зца́, м. Керамическая плитка для облицовки стен и печей; кафель. Печи обложены пестрыми старинными --- изразцами. И. Гончаров, Обрыв. На печных изразцах были изображены синеватые парусные корабли. Паустовский, Северная повесть.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ИЗРАЗЕ'Ц, зца́, м. Кирпич, тонкая плитка из обожженной глины, покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. Изразцы употребляются для облицовки печей.

изразе́ц

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: скопляться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?


Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.





Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.


Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа — это один из самых больших и важных «секретов" изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления — это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова — некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих "Русское изразцовое искусство XV-XIX веков"

Читайте также: