В чем заключается суть административной ответственности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Административная ответственность – это форма юридической ответственности и должностных лиц, и граждан, которая возникает вследствии административного нарушения или административного поступка. За совершение административного правонарушения по закону государства к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки) применяются полномочными органами и должностными лицами конкретные административные взыскания. К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

Административная ответственность применяется за административный проступок, а административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1).

Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Рассмотрим более детально, что значит административная ответственность .

Административная ответственность наступает с шестнадцати лет. Для военнослужащих и категорий граждан, которые приравниваются к ним, административные правонарушения четко определяются в их дисциплинарном уставе. За совершение административного нарушения применяется административное взыскание, которое налагается компетентными органами или их представителями.

Наличие административного нарушения определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На видео: Понятие административной ответственности

Признаки административной ответственности

Важно понятие наказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (статья 3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации).

Для административной ответственности прежде всего характерно то, что между должностным лицом (или органом), которое налагает административное взыскание, и лицом, которое совершило административное правонарушение, обычно отсутствуют отношения подчиненности (по службе или работе).

Характерные черты административной ответственности

Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

  1. административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, а это означает, что она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, или же их нормами об административных правонарушениях;а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
  2. назначается только за административные проступки;
  3. субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;также субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
  4. за административные проступки предусмотрены административные взыскания;
  5. административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, например: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и другими;
  6. административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц – правонарушителей;
  7. если применяется административное взыскание, то это не влечет за собой судимости и последующего увольнения с места работы;
  8. меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

Виды административной ответственности

Виды административных взысканий определены в статье 3.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  • Предупреждение – это выносимое официальное осуждение управляемым органом в письменной форме, которая установлена законодательством государства;
  • Административный штраф – это взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства, размер которого определяется в статье, которая устанавливает ответственность за конкретное правонарушение;
  • Изъятие орудия совершения правонарушения или предмета административного правонарушения – это изымаемая принудительно вещь, которая продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от её продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (уже не применяется, так как статья 3.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации утратила силу с 1 июля 2011 года).
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права охоты, управления транспортным средством и такое прочее);
  • Административный арест – он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контр террористической операции — до тридцати суток; Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до двенадцати лет, несовершеннолетним, инвалидампервой и второй групп.
  • Дисквалификация – это отстранение физического лица (или лишение его права занимать ответственные, руководящие должности) в исполнительном органе управления юридического лица, лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), а также осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и управление юридическим лицом в иных случаях;
  • Приостановление деятельности административное.
  • Запрет административный на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (был введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ; и вступил в силу с 20 января 2014 года);
  • Лишение (окончательное или временное) специального права, предоставленного данному гражданину (например, управление транспортным средством, право охоты);
  • Исправительные работы сроком до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до двадцати процентов его заработной платы в доход государства. Такой вид наказания применяется только в судебном порядке;
  • Административная депортация за пределы государства Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Установление административной ответственности

Административная ответственность устанавливается законодательными органами государства, и в соответствии со статьей 1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном.

Субъектом административной ответственности может быть или вменяемое физическое лицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста, или организация (то есть юридическое лицо).

Административное наказание по общему правилу может быть назначено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные наказания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по таким делам и порядок исполнения постановлений по делу об административных правонарушениях определены названным Кодексом.

Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и другое).

Административная ответственность в Российской Федерации

В некоторых странах СНГ, в том числе и в Российской Федерации действует достаточно большое количество самых разных административных правил. К их числу можно отнести, например, правила дорожного движения, противопожарные, санитарно-эпидемиологические правила, правила поведения в общественных местах, правила торговли, правила по технике безопасности и охране труда, таможенные правила, правила рыбной ловли и охоты, охрана окружающей среды и природных ресурсов, правила военного учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и многие многие другие.

За нарушения этих административных правил применяются разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме этого, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия, наказание и иные предупредительные меры.

Стоит также учесть, что административная ответственность предусматривает нормы не только административного права, но затрагивает и целый ряд других отраслей права, в частности сюда относится такие отрасли права как трудовое и финансовое.

Законодательная основа административной ответственности в Российской Федерации

Законодательную основу административной ответственности образует целая система нормативных правовых актов, которая содержит правовые нормы, которые и устанавливают административную ответственность. Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации, также к ним относят Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также ряд федеральных законов государства об ответственности за административные правонарушения.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится только в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, мы рассмотрели, что административная ответственность – это особый вид правовой ответственности, можно сказать, специфическая форма негативной реакции со стороны государства в лице его уполномоченных компетентных органов на соответствующую категорию противоправных проявлений (прежде административных проступков), согласно которой лица, которые совершили эти правонарушения, должны дать ответ перед уполномоченными государственными органами за свои неправомерные действия и понести за это административные взыскания или наказания, установленные законом формы и порядка.

Социальная роль административной ответственности

Невозможно переоценить социальную роль административной ответственности, так как она является чрезвычайно важной прежде всего потому, что возникает как правовое последствие недопустимой и ненадлежащей реализации отдельными гражданами и юридическими лицами своих прав и свобод, а также обязанностей в обществе Она включает не только ретроспективную ответственность (как следствие правонарушения), но и такой позитивный аспект, как определенный внутреннее состояние человека, его отношение к порученному делу, общества, своим поведением.

Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее (в известной мере условное) определение административная ответственность — это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности, проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния.

На видео: Вся административная ответственность

В приведённом определении охвачены основные, но далеко не все элементы, признаки, характеризующие административную ответственность.

Мы коротко рассмотрели административная ответственность и ее признаки, характерные черты, виды, а также социальную роль в современном государстве.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Административная ответственность, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

А учёные предлагают разные трактовки, что приводит к терминологической путанице.

Штраф

Зато сегодня чётко понятно, при каких условиях наступают неблагоприятные последствия для правонарушителей. В этой статье мы рассмотрим понятие с разных сторон: теоретической и практической.

Административная ответственность — это .

Административная ответственность – это меры государственного принуждения, которые влекут отрицательные последствия для лиц, виновных в совершении административных правонарушений (это что?).

Последние законодательно закрепляются в КоАП РФ и региональных законах субъектов федерации.

Административная ответственность обладает следующими отличительными чертами:

  1. может назначаться не только судом, но и должностными лицами правоохранительных органов (это что?);
  2. субъектами выступают не только физические лица, но и организации;
  3. административное правонарушение и административная ответственность связаны с причинением вреда не просто конкретному лицу, а интересам общества в целом (в этом ключевое отличие от гражданской ответственности).

Понятие часто отождествляют с мерами административного взыскания даже в учебной литературе. Однако на практике встречаются ситуации, когда ответственность наступает, а наказание не назначается или не исполняется.

Например, в результате истечения сроков привлечения или издания акта амнистии (это как?). При этом в течение 1 года считается, что лицо ранее совершало правонарушение.

Стыдно

То есть, субъект всё равно проходит через общественное порицание, и это влечёт для него неблагоприятные последствия.

Условия для наступления ответственности

С какого возраста наступает административная ответственность? Согласно статье 2.3. КоАП РФ – с 16 лет. За проступки более молодых подростков и детей отвечают родители или законные опекуны.

Для констатации факта правонарушения нужно соотнести фактически содеянное с указанным в статье закона составом. Последний включает 4 признака:

    Деяние.
    Что совершает субъект. Деяние выражается в действии (например, нанесение побоев) или в бездействии (например, непредоставление пешеходам преимущества в дорожном движении).

Наличие общественного вреда.

В практике встречаются ситуации, когда объективно деяние подпадает под описание в законе, но фактически не причиняет вреда общественным отношениям.

Это основание для освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ. Но решать такой вопрос вправе только судья.

Маска

Например, покупатель берёт в магазине резинку для волос за 15 руб., а кассир забывает пробить чек. Наказание должно быть назначено торговой организации по статье 14.5 КоАП РФ. Однако очевидно, что такое деяние практически не причиняет вреда обществу.

Срок давности привлечения к административной ответственности

После выявления проступка должностное лицо в первую очередь учитывает сроки давности привлечения к административной ответственности. Этот вопрос подробно описан в статье 4.5 КоАП.

По общему правилу, срок давности составляет 2 месяца с момента совершения деяния. А если дело рассматривается в суде – 3 месяца.

Например, человек перешёл дорогу на красный свет 3 января 2020 года. Но этот факт всплыл с камеры наблюдения только 4 марта. Значит, нарушителя уже нельзя наказать.

Часы

Однако есть множество видов деяний, для которых установлены другие сроки давности:

  1. несоблюдение законодательства об экспортном контроле, защите окружающей среды, об авторском праве, налогах и сборах – 3 года;
  2. нарушение законов о противодействии коррупции (что это?), терроризму (это что?) – 6 лет.

И таких исключений из общего правила – десятки. А если правонарушение длящееся (например, уклонение от уплаты подоходного налога), то сроки начинают исчисляться с момента обнаружения.

Виды административной ответственности

Первая классификация понятия полностью совпадает с разделением правонарушений в главах 5-21 КоАП РФ. Критерий – объект посягательства (сфера общественных отношений).

Среди самых распространённых видов административной ответственности можно привести такие примеры:

  1. за правонарушения против здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия, нравственности;
  2. за нарушения ПДД;
  3. за налоговые правонарушения и т.д.

Также ответственность делят на общую и специальную.

Первая применяется по отношению к любым лицам. Вторая затрагивает только субъектов (это кто такие?), обладающих особым профессиональным или правовым статусом. Например, юридических лиц, военнослужащих, собственников транспортных средств или недвижимости.

Наручники

К последним относятся предупреждение, штраф, лишение прав и другие меры, перечисленные в главе 3 КоАП РФ. Однако ответственность необязательно выражается в наказаниях.

Заключение

Итак, если говорить простыми словами, административная ответственность – это ответственность, которая наступает за административные правонарушения. В отличие от гражданской, она носит более публичный характер. Но не такая строгая, как уголовная.

При решении вопроса о привлечении лица к ответу перед обществом должностные лица должны строго руководствоваться законом.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сейчас Минюст подготовил проект нового КоАП, так что, нас ждут какие-то кардинальные изменения, вроде даже отдельно будет принят процессуальный кодекс об административных правонарушениях, действующий же КоАП включает в себя не только материальное, но и процессуальное право.

Во многих статьях КоАП отсутствует субъективная сторона правонарушения и это реальная проблема, к примеру, один человек выложил в интернете фото парада победы 1945 года, на которой воины бросают немецкие знамёна, так того человека привлекли к административной ответственности за демонстрацию нацистских символов, а всё потому, что так в статье и сказано — демонстрация и точка, а вот была бы субъективная сторона, например, демонстрация с целью пропаганды нацистской символики, вот уже надо доказывать, что целью была пропаганда.

А учёные предлагают разные трактовки, что приводит к терминологической путанице.

Штраф

Зато сегодня чётко понятно, при каких условиях наступают неблагоприятные последствия для правонарушителей. В этой статье мы рассмотрим понятие с разных сторон: теоретической и практической.

Административная ответственность — это .

Административная ответственность – это меры государственного принуждения, которые влекут отрицательные последствия для лиц, виновных в совершении административных правонарушений (это что?).

Последние законодательно закрепляются в КоАП РФ и региональных законах субъектов федерации.

Административная ответственность обладает следующими отличительными чертами:

  1. может назначаться не только судом, но и должностными лицами правоохранительных органов (это что?);
  2. субъектами выступают не только физические лица, но и организации;
  3. административное правонарушение и административная ответственность связаны с причинением вреда не просто конкретному лицу, а интересам общества в целом (в этом ключевое отличие от гражданской ответственности).

Понятие часто отождествляют с мерами административного взыскания даже в учебной литературе. Однако на практике встречаются ситуации, когда ответственность наступает, а наказание не назначается или не исполняется.

Например, в результате истечения сроков привлечения или издания акта амнистии (это как?). При этом в течение 1 года считается, что лицо ранее совершало правонарушение.

Стыдно

То есть, субъект всё равно проходит через общественное порицание, и это влечёт для него неблагоприятные последствия.

Условия для наступления ответственности

С какого возраста наступает административная ответственность? Согласно статье 2.3. КоАП РФ – с 16 лет. За проступки более молодых подростков и детей отвечают родители или законные опекуны.

Для констатации факта правонарушения нужно соотнести фактически содеянное с указанным в статье закона составом. Последний включает 4 признака:

    Деяние.
    Что совершает субъект. Деяние выражается в действии (например, нанесение побоев) или в бездействии (например, непредоставление пешеходам преимущества в дорожном движении).

Наличие общественного вреда.

В практике встречаются ситуации, когда объективно деяние подпадает под описание в законе, но фактически не причиняет вреда общественным отношениям.

Это основание для освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ. Но решать такой вопрос вправе только судья.

Маска

Например, покупатель берёт в магазине резинку для волос за 15 руб., а кассир забывает пробить чек. Наказание должно быть назначено торговой организации по статье 14.5 КоАП РФ. Однако очевидно, что такое деяние практически не причиняет вреда обществу.

Срок давности привлечения к административной ответственности

После выявления проступка должностное лицо в первую очередь учитывает сроки давности привлечения к административной ответственности. Этот вопрос подробно описан в статье 4.5 КоАП.

По общему правилу, срок давности составляет 2 месяца с момента совершения деяния. А если дело рассматривается в суде – 3 месяца.

Например, человек перешёл дорогу на красный свет 3 января 2020 года. Но этот факт всплыл с камеры наблюдения только 4 марта. Значит, нарушителя уже нельзя наказать.

Часы

Однако есть множество видов деяний, для которых установлены другие сроки давности:

  1. несоблюдение законодательства об экспортном контроле, защите окружающей среды, об авторском праве, налогах и сборах – 3 года;
  2. нарушение законов о противодействии коррупции (что это?), терроризму (это что?) – 6 лет.

И таких исключений из общего правила – десятки. А если правонарушение длящееся (например, уклонение от уплаты подоходного налога), то сроки начинают исчисляться с момента обнаружения.

Виды административной ответственности

Первая классификация понятия полностью совпадает с разделением правонарушений в главах 5-21 КоАП РФ. Критерий – объект посягательства (сфера общественных отношений).

Среди самых распространённых видов административной ответственности можно привести такие примеры:

  1. за правонарушения против здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия, нравственности;
  2. за нарушения ПДД;
  3. за налоговые правонарушения и т.д.

Также ответственность делят на общую и специальную.

Первая применяется по отношению к любым лицам. Вторая затрагивает только субъектов (это кто такие?), обладающих особым профессиональным или правовым статусом. Например, юридических лиц, военнослужащих, собственников транспортных средств или недвижимости.

Наручники

К последним относятся предупреждение, штраф, лишение прав и другие меры, перечисленные в главе 3 КоАП РФ. Однако ответственность необязательно выражается в наказаниях.

Заключение

Итак, если говорить простыми словами, административная ответственность – это ответственность, которая наступает за административные правонарушения. В отличие от гражданской, она носит более публичный характер. Но не такая строгая, как уголовная.

При решении вопроса о привлечении лица к ответу перед обществом должностные лица должны строго руководствоваться законом.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сейчас Минюст подготовил проект нового КоАП, так что, нас ждут какие-то кардинальные изменения, вроде даже отдельно будет принят процессуальный кодекс об административных правонарушениях, действующий же КоАП включает в себя не только материальное, но и процессуальное право.

Во многих статьях КоАП отсутствует субъективная сторона правонарушения и это реальная проблема, к примеру, один человек выложил в интернете фото парада победы 1945 года, на которой воины бросают немецкие знамёна, так того человека привлекли к административной ответственности за демонстрацию нацистских символов, а всё потому, что так в статье и сказано — демонстрация и точка, а вот была бы субъективная сторона, например, демонстрация с целью пропаганды нацистской символики, вот уже надо доказывать, что целью была пропаганда.

Читайте также: