Деятельность психолога в доу с детьми имеющими проблемы в поведении

Обновлено: 05.07.2024

Одной из актуальных проблем в работе практического психолога ДОУ является проблема детских капризов и непослушания. Дети не только капризничают, проявляют упрямство, а демонстрируют агрессивное поведение, которое направлено как на сверстников, так и на взрослых. Конечно, такое поведение дошкольников мы не можем рассматривать как девиантное, но и игнорировать эти проявления не стоит.

Воспитатели, родители обращаются за советами, пытаются отыскать причины, предотвратить негативное воздействие, которые разрушают душу ребенка, создают эмоциональный дискомфорт как самому ребенку, так и окружающим.

В нашей статье мы представляем материал, который поможет понять природу возникновения детского непослушания. Практические упражнения пригодятся родителям, воспитателям, практическим психологам ДОУ. Они помогут предотвратить, преодолеть проявления деструктивного поведения дошкольника.

Детское непослушание - это демонстрация неустойчивых и отрицательных навыков поведения и общения, которые приводят к эмоциональным и физическим конфликтам, создающим психотравмирующий фон для развития детской личности.

Главной причиной детского непослушания является неблагоприятное морально-эмоциональное окружение ребенка. Это и компьютерные игры, и телепередачи. Но, все же, наблюдая за детьми, проводя беседы, можно сделать вывод - дети понимают, что фильм - это игра, мультик - это не на самом деле.

Главным примером для подражания остаются взрослые, окружающие ребенка. Всем известный неоспоримый факт, что дети подражают все то, что видят и слышат. А эмоциональное состояние большинства взрослых и их отношение к жизни, мягко говоря, радужным не назовешь.

Конечно, мы не можем влиять на развитие компьютерной техники, заниматься цензурой телевидения. Мы работаем с конкретным случаем, с реальными людьми. Поэтому, считаем целесообразным углубить просветительскую работу именно среди родителей. Очень часто, общаясь с родителями, понимаешь, что большинство проблем возникает из-за незнания родителями возрастных особенностей ребенка, из-за неумения адекватно воспринимать ребенка, через собственную низкую психологическую и социальную культуру.

Вообще для того, чтобы предупредить непослушание детей, нужно знать индивидуальные особенности ребенка. Одинаковые проявления негативного поведения у разных детей могут быть обусловлены определенными свойствами личности.

Еще одной причиной непослушания детей является агрессивность. Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносит физический и моральный ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Детская агрессивность - это признак ненормального развития. Причины возникновения могут быть разными. Это и некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Но огромную роль играет воспитание в семье и, которое начинается с рождения ребенка. Очень часто дети становятся свидетелями агрессивных действий взрослых (споры, крики, драки). На закрепление агрессивного поведения влияет характер наказаний, которые применяют родители (резко подавляет агрессивные проявления, очень часто физически, или не обращают внимания). Тем самым убеждая детей в допустимости такого поведения.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия, это прежде всего, внутренний дискомфорт, это реакция на события, происходящие вокруг, и на которые ребенок не знает как реагировать. Он чувствует себя отверженным, не нужным, уверенным, что его не любят. Других людей воспринимает с подозрением, настороженно. Вину за свои недобрые поступки (драку, обзывание, сломанные игрушки) часто перекладывает на других. Такие дети не осознают собственную агрессивность, не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность, но хорошо чувствуют неприязнь к себе со стороны взрослых и сверстников. Это убеждает их в своей ненужности.

коррекционная работа с гиперактивными детьми, работа с агрессивными детьми, детское непослушание, консультация детское непослушание, консультация детские капризы, детские капризы консультация для родителей, консультация упрямство и детские капризы, детские капризы и упрямство консультация для родителей

Независимо от причины агрессивного поведения, взрослые при взаимодействии с такими детьми должны соблюдать определенные правила. В первую очередь, предотвращать агрессивные проявления (перехватить руку занесенную для удара, отвлечь ребенка, переключить внимание), быть доброжелательным к ребенку, но подчеркивать, что такое поведение недопустимо. Эффективным в работе с такими детьми является использование элементов изотерапии - рисование того, кого хочется побить, но наделяя его некими смешными чертами, недостатками. Во время лепки можно вылепить свое настроение, а затем самостоятельно его украсить. Хорошие результаты дает использование арттерапии, когда разыгрываются представления, где агрессивный ребенок играет роль богатыря, рыцаря, который помогает людям избавляться от беды. Будет целесообразным и моделирование ситуаций, где ребенок сам становится объектом агрессии, а затем обсуждение желаемого поведения.

Таким образом, главная задача взрослых в работе с агрессивными детьми, научить их бесконфликтно взаимодействовать с окружением, научить трансформировать свои агрессивные проявления в социально приемлемые способы реагирования. Потому что агрессия, гнев, обида - это чувства, которые присущи каждому человеку, они являются инстинктивной формой поведения направленной на самозащиту и выживание в мире. Нельзя их искоренять, но для того, чтобы человек комфортно чувствовал себя в социуме он должен обладать навыками саморегуляции, самоконтроля. Уметь анализировать свои мысли и поступки, проявлять эмпатию к окружающим.

Часто встречаются дети, которые не могут усидеть на одном месте, молчать, выполнять указания и инструкции, спорят, раздражаются, бывают безответственными. Их движения лихорадочные, беспорядочные. Иногда наблюдается плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Поступки - импульсивные, поведение слабо управляемое правилами. Такие дети часто обижаются, но быстро забывают об обидах. Внимание не устойчиво. Начинают отвечать, не дослушав вопрос, не слышат, когда к ним обращаются. Их интересы разные, игры шумные. Эти дети часто эгоистичны, требовательны, легко контактируют, но их болтливость вызывает раздражение у окружающих. Это портрет гиперактивного ребенка. Взрослым следует знать, что такое поведение ребенка обусловлено ​​не плохим характером или невоспитанностью, а индивидуальными особенностями личности.

Гиперактивность - это специфическими особенность психики, определяемая как физиологическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.

Взаимодействуя с таким ребенком, взрослые должны знать, что дисциплинарные меры на них действуют слабо. Наказание, установки желаемых результатов не принесут, а наоборот, могут вызвать истерику или агрессию. Тактика вседозволенности также недопустима, потому что дети очень быстро начинают манипулировать взрослыми. Работать с такими детьми нужно комплексно, то есть придерживаться одних требований как в дошкольном учреждении, так и дома. Для такой работы требуется тесное взаимодействие психолога, педагогов и родителей. Проявления гиперактивности нельзя игнорировать, так как в подростковом возрасте они могут развиться в асоциальное поведение (правонарушения, наркомания, алкоголизм).

Эффективны игры с имитацией полярных поведенческих проявлений.

Игры с водой, песком, глиной, пальчиковые игры, изотерапия - имеют большое коррекционное влияние, но нужно помнить, что коррекционная работа с гиперактивными детьми наиболее эффективно тогда, когда оно проводится поэтапно: индивидуальная, парная, подгрупповая. Гиперактивные дети больше всего нуждаются в терпении и сострадании том, что в основе их поведения лежат органические нарушения, в которых ребенок не виноват.

Неугомонный, непоседливый, любознательный, эмоциональный, впечатлительный - это характеристика психологически здорового ребенка. Такое поведение детей требует от взрослого много внимания, терпения, знаний и энергии. Поэтому уделяйте детям как можно больше своего времени, отдавайте им свои знания и энергию, будьте примером для подражания, так как именно от нас взрослых зависит развитие гармоничной личности ребенка, его дальнейшая адаптация в обществе.

Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого.

Приоритетным направлением становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи. В структуре деятельности можно выделить следующие блоки:

• Коррекционно-развивающий;

• Социально-педагогический.

Диагностическое обследование в условиях детского сада для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. На первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а так же исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющимся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный элемент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционные образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Основными задачами обследования являются:

• Изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

• Определение характера динамики развития и обучаемости;

• Дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Важным аспектом исследований является выявление качественных особенностей познавательной деятельности (мотивации, волевых усилий и произвольной регуляции, программирования).

Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы психологического и педагогического воздействия, определить задачи и содержание работы.

В течение года проводится обследование в три этапа.

Второй этап (первые 2 недели января). Цель: выявление особенностей динамики развития.

Третий этап (последние недели апреля). Определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной среды (используемые диагностические методики см. в Приложении).

Наблюдения, психологические исследования в начале года показали, что дети имеют потенциально-сохраненные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций (нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координации движения). Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задания, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного при выполнении последующих заданий. Результаты фиксируются в протоколах обследования, которые совместно с индивидуальными профилями прилагаются.

Коррекционно-развивающий блок.

Своей задачей в этом разделе психолог видит развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

• Развитие сферы образов, представлений;

Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, конкретно-понятийного (словестно-логического, в том числе элементарного, умозаключающего мышления;

• Совершенствование мнестической деятельности;

• Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

Для решения этих задач используются игры и упражнения (см. Тематические планы коррекционно-развивающих занятий). Так же используются следующие разработки :

Что бы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитое мышление (способность к интеллектуальной децентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально-организованная игровая деятельность способствует совершенствованию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:

• Развитие и тренировку организма, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

• Профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутичных проявлений, других отклонений в поведении

• Развитее социальных эмоций;

• Создание условий для развития самосознания и самооценки;

• Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• Предупреждение, преодоление негативных черт личности и формирующего характера.

В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией, полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Каждое занятее включает:

1. Психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации).

2. Игру-сказку (разыгрывание придуманных сюжетов).

3. Беседу о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений).

4. Подвижную игру (развитие активности, общей моторики, умение действовать по правилам).

5. Релаксацию (успокоение и расслабление).

Продолжительность каждого занятия 30 минут. После каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры, упражнения, и на их основе стоит свою дальнейшую работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, впоследствии усложняются. Для работы в данном направлении используются следующие материалы:

Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с задержкой психического развития. В настоящее.

Эмоциональное неблагополучие у детей встречается все чаще. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная.

Выделяют четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:

- борьба за внимание

- борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки

- потеря веры в собственный успех

ВложениеРазмер
konsultatsiya_trudnye_deti.docx 33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация с элементами практики для педагогов ДОУ

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста. Методы и

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме

профилактики трудностей в поведении и нарушений

эмоционально-личностного развития дошкольников.

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов.

К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

выделим три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.

В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Дети отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу.

Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.

Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладали агрессивность, импульсивность.

Рассмотрим некоторые важные проблемы психологии развития ребёнка, и прежде всего то, какую роль играют в данном процессе биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия.

Признав значение природных особенностей человека, мы должны подчеркнуть, что они являются условиями, предпосылками, но не движущими причинами психического развития ребёнка.

Ни одно из специфических для человека психических качеств не может возникнуть путём созревания органических задатков. Для этого требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания .

Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

Остановимся на том, что личность дошкольника формируется в семье. В семье, где царит покой, доброжелательность, ребёнок спокоен, уверен в себе, его принимают таким, каков он есть. Но часто встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок невротизируется, испытывает психо-эмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

Психологи рассматривают нарушения в стиле воспитания ребёнка как наиболее важные факторы в возникновении отклонений в психо-эмоциональном развитии детей.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста . Среди них можно выделить нарушения поведения, отставание в развитии и различные формы детской нервности.

Подчеркну, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в работу практического психолога, это относится к детской психиатрии .

Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами : Ошибками в воспитании и определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы.

Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребёнка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним.

Основные причины трудностей в поведении детей.

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психолог (Рудольф Дрейкурс) выделил четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание . Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки . Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить . Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: воспитательница более внимательна к послушным детям, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, воспитатель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание.

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость . Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо. "

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех . Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение (1).

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев (2).

Нетрудно представить, как педагоги и родители в подобной ситуации себя чувствуют.

Сталкиваясь с таким ребенком, взрослый не только раздражен, он злится и хочет заставить его подчиниться. Приняв такой стиль поведения, ребенок бросает вызов или провоцирует, а взрослый, ввязавшись в бесплодную борьбу, иногда чувствует себя побежденным. И порочный круг замыкается. Вместо этого лучше ребенку уступить, выйти из борьбы, тогда сразу же появляется возможность переговоров. Оставляйте ребенку право выбора, предлагайте несколько возможностей для дальнейшего поведения, из которых он может выбрать сам. Это докажет ему, что он важен, нужен и значим.

Не надо ничего приказывать или требовать. Лучше всегда ребенка просить о чем бы то ни было и добиваться обоюдного согласия при переговорах, чтобы они стали переговорами двух победителей. Тогда результат вполне может устроить и ребенка, и вас.

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас – обида (3).

Что такое месть? Это, по определению психологов, возвращенная боль.

Чаще всего дети мстят, когда их насильно заставляют делать что-нибудь, наказывают или кричат, шлепают — одним словом, унижают. И еще дети с физическими недугами и недостатками, которые думают, что они не такие, как все, что весь мир против них.

Месть могут возвращать не тому, кто причинил боль, а совсем другому, потому что боль носить в себе очень тяжело, особенно ребенку.

Почему мстят суперблагополучные ребятишки (чрезмерно опекаемые или избалованные)? Потому что чувствуют себя нелюбимыми: они знают, что могут делать все что угодно и без последствий, а поэтому не чувствуют себя ценными, нужными, любимыми.

Кроме того, избалованные дети не чувствуют себя сильными: ведь родители многое делают за них. Обожаемые и избалованные дети теряют к себе уважение и перестают уважать родителей, которые не могут установить определенных границ во взаимоотношениях.

Ему кажется, что весь мир против него, что он никому не нравится, и он хочет свести счеты за ту боль, которую ему причинили. Такие дети хотят казаться хуже, чем есть на самом деле, и думают, что их никто не понимает.

Первая реакция взрослого на месть ребенка — боль и обида, которые перерастают в злость и желание свести счеты. Ребенок активно не нравится, воспитатели его считают неблагодарным, избалованным и хотят проучить любым способом. И тем самым еще больше показывают, что не любят ребенка, и этим наносят новую боль. А он все больше убеждается, что его никто не любит, он не нужен и не важен.

Что делать взрослому в этом случае?

Возможно, это потребует усилий, но мы должны признать чувства самого ребенка, его право на это.

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния (4).

Всем своим видом такой ребенок говорит: оставьте меня в покое. Чаще всего ошибочную цель – уклонение — преследуют дети с какими-нибудь физическими недостатками, болезненные, то есть те, которых много опекали родители. Из-за опеки родителей они не очень верят в свои силы и чувствуют полную беспомощность, они не притворяются.

Ребенок с такой проблемой в поведении, постоянно отказываясь от любой деятельности, может чувствовать себя глупым по сравнению с окружающими, сдается и не желает участвовать ни в каких мероприятиях, не хочет, чтобы от него что-либо требовали, не может себе ставить высокие цели. Родитель или педагог, сталкиваясь с вечно несчастным, беспомощным существом, чувствует себя совершенно ошарашенным, ему становится жалко ребенка, который ничего не может сделать и не верит в свои силы. И взрослый всячески старается все сделать за него, жалеет и хочет спасти, тем самым еще больше показывает, что ребенок недееспособен.

Что же делать с таким ребенком?

Относиться по-дружески, но ни в коем случае не жалеть. Большие цели разбивать на очень маленькие и стараться каждый раз поощрять ребенка в тот момент, когда он добился пусть даже маленького результата. То есть за каждый сделанный самостоятельно шаг хвалить и поддерживать во всех начинаниях. Итак, подбадривайте, но не спасайте. Дайте понять, что он значим и нужен в этом мире, что вы всегда готовы прийти к нему на помощь — чтобы не боялся ошибиться. В поддержке он должен быть уверен.

Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

- Если идет борьба за внимание , необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Важно! Недопустимо взрослым вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек .

- Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение , то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом".

Если вы испытываете обиду , то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

- Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

"Центр развития ребёнка - детский сад", в котором я осуществляю свою профессиональную деятельность, работает с февраля 2008 года. Муниципальное дошкольное учреждение находится в Рудничном районе города Кемерово. Одной из основных задач детского сада "Планета детства", в котором я работаю, является: сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника и коррекция нежелательных личностных проявлений. МАДОУ № 238 посещают 280 воспитанников, среди них 75% из полных семей, 22 % - неполных, 1,5 % - опекаемых, 1,5 % - многодетных, большинство родителей воспитанников имеют высшее образование. "Сложные дети", или "проблемные дети"…Эти категории детей в нашем детском саду составляют небольшой процент, однако доставляет большие трудности во взаимодействии в системе "педагог - ребенок". Проведя анкетирование среди педагогов, выяснилось, что воспитатели не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми, имеют потребность в повышении психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми и, именно поэтому, я считаю целесообразным проводить психологическую работу по данной теме.

Теоретико-методологическую основа, на которую я опиралась при обобщении опыта моей работы: теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский); принцип системного подхода в психологии (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов); теоретические представления о проблеме саморазвития и профессионального роста педагога (А.К. Маркова), теоретические представления отечественных исследователей (Г.Э. Бреслав, Л.М. Семенюк, Р.В. Овчарова). Также при проведении данной психологической работы я использовала труды следующих авторов: Е.А.Алябьевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Шевченко Ю.С., Кряжевой Н.Л., К. Фопель.

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. В обычной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Но и среди детей, воспитывающихся в полной семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено разными факторами. Очень многие из них носят социально-психологический, социально-экономический и социально-культурный характер. Основой профилактики эмоционального неблагополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка, а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.

Основные этапы организации психологической работы

Научная новизна данного опыта работы заключается в следующем: обоснованы понятия "агрессивность", "тревожность", "гиперактивность", выявлены особенности психологической работы проблемных детей в условиях ДОУ.

Цель обобщения опыта моей работы: выявить и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения проблемных детей старшего дошкольного возраста (агрессивных, гиперактивных, тревожных) с целью обеспечения динамики снижения нежелательных личностных проявлений. Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:

  • проанализировать методическую литературу по проблеме психолого - педагогического сопровождения проблемных детей в ДОУ;
  • провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами МАДОУ по данной проблеме;
  • подобрать диагностические методики с целью выявления причин негативного поведения дошкольников и последующего выбора эффективного инструментария для его коррекции, перехода энергии детей в позитивное русло;
  • составить конспекты занятий с детьми и проводить коррекционно-развивающую работу с проблемными дошкольниками;
  • осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу педагога-психолога с родителями воспитанников проблемных детей;
  • провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.

При проведении психологической работы с проблемными детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы.

4. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коррекции нежелательных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.

Я считаю, что материал, представленный в обобщении опыта моей работы будет способствовать эффективному снижению уровня агрессивности, тревожности и других нежелательных личностных проявлений старших дошкольников, формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере взаимодействия с проблемными детьми, гармонизации детско-родительских отношений. Созданные методические практические материалы для работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми могут использоваться педагогами, психологами ДОУ при подготовке и проведении родительских собраний, лекториев для родителей, в индивидуальной работе с родителями.

Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям деятельности педагога - психолога: психологическое консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа. Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами МАДОУ.

Цель работы педагога-психолога с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.

В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:

  • формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
  • осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности;
  • обучить эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: "Детские страхи", "Тревожные дети", "Возрастные особенности детей" и др. В каждой группе создана папка "Консультации педагога-психолога для родителей" с тематическими консультациями. Второй год в детском саду я применяю такую форму работы с родителями как "Почта доверия" и считаю её эффективной формой взаимодействия между психологом и семьей. Также в рамках индивидуальных консультаций я предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями психолога по интересующим их вопросам.

Работа педагога-психолога с дошкольниками В практике психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми я применяю следующее:

  • проверяю соответствие жалоб родителей/педагогов истинному положению вещей (т.е. необходимо исключить субъективизм у взрослых в оценке поведения ребенка);
  • анализирую жалобы и претензии к ребенку и взаимоотношения его с тем, кто обращается к психологу, поскольку не исключено, что негативные проявления носят избирательный характер;
  • изучаю личность ребенка с помощью диагностических методов, беседую с родителями, педагогами воспитанников.

Я уделяю особое внимание ближайшему окружению дошкольников, в первую очередь семьи. Индивидуальную коррекционную работу с агрессивными детьми я провожу по следующим направлениям: обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии; отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом, с тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции.

В нашем дошкольном учреждении имеется отдельный кабинет психолога, необходимое оборудование для проведения коррекционных занятий. Я изучила и проработала методическую литературу. Материал в ней направлен в основном на развитие психических процессов и на снятие психомышечного напряжения (релаксацию).

В то же время, разработанный мной цикл занятий ориентирован на коррекцию детского поведения, так как волшебная среда, в которую попадает ребенок, меняет стиль его поведения, что и подтвердилось при дальнейшем анализе эффективности цикла занятий. Игры были мной модифицированы под целостный сюжет занятий, чтобы дети, попадая в волшебную комнату, целиком погружались в сюжет игры, не переключаясь на что-то другое.

С декабря 2008/2009 учебного года в МАДОУ мною составлен и реализуется цикл занятий с детьми по психоэмоциональной коррекции, который называется "Интересные путешествия".

Задачи цикла занятий:

  • коррекция нежелательных личностных особенностей;
  • формирование у детей представлений о своих сенсорных возможностях;
  • развитие познавательной сферы и органов чувств;

- обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

Основные методы, применяемые на занятиях: фототерапия, сказкотерапия, элементы телесной терапии, специальные упражнения, импровизация; аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки.

Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:

  • признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;
  • уважительное, доброжелательное отношение к детям;
  • недопустимость упреков и порицаний;
  • обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка;
  • постепенность коррекционного процесса.

Цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и включает три этапа: диагностический, коррекционный и контрольный. Курс практических занятий проводится в составе коррекционно-развиваюших групп (5-6 детей), которые были сформированы на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. Состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака, напротив, дети с разными проблемами (гиперактивные, агрессивные, тревожные) занимаются вместе. Продолжительность игрового занятия зависит от индивидуальных особенностей воспитанников и составляет от 25 до 40 минут. Курс состоит из десяти занятий, проводимых один раз в неделю. Занятия имеет свою тему и цель. Перевоплощаясь в определенный образ, дети с увлечением участвуют в занятиях.

На каждого ребенка, намеченного к прохождению курса игротренинга, заводится индивидуальный коррекционный лист, в котором кратко фиксируется причина назначения на занятия, что помогает при планировании дальнейшей работы с ребенком.

Коррекционный (формирующий) этап Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Я считаю своей главной задачей обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения (особенно с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, истерические реакции). На индивидуальных занятиях я особое внимание уделяю обучению дошкольников релаксации.

Контрольный этап. Данный этап представляет собой проведение оценки результативности проводимых занятий и заключается в сравнении показателей первичной (до начала занятий) диагностики с результатами обследования после занятий с акцентом на указанные в коррекционной карте отклонения в поведении.

Результаты наблюдений, мнений взрослых, диагностики обобщаются и анализируются, т.е. являются своего рода материалом, на основании которого готовится письменное заключение по итогам реализации проведенных занятий в отношении каждого ребенка. В нем резюмируются нарушения (отклонения) в поведении, выявленные до работы, используемые методы и приемы работы с данным ребенком, их эффективность (или неэффективность), общая оценка результатов и дальнейшие рекомендации родителям и педагогам.

Я планирую вносить также в свой план работы перечень мероприятий по контролю и дальнейшему наблюдению за детьми, которые проходят курс цикла занятий.

В результате второго года проведения психологической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, можно говорить о положительных промежуточных результатах: дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других (если говорить об агрессивных детях). Те дошкольники, кому данный цикл занятий был назначен для снижения тревожности, приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях.

Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению заинтересованных взрослых, в результате прохождения курса занятий у детей наблюдается снижение агрессивности, тревожности, дошкольники стали увереннее в себе, стали относиться терпимее друг другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).

Цель работы педагога-психолога с педагогами: формирование толерантного отношения, поведения, развития коммуникативных навыков во взаимодействии с проблемными дошкольниками.

В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:

  • формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
  • развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
  • повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми;
  • способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).

Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у проблемных дошкольников необходимо выполнение следующих условий:

Дети сидят за жёлтыми столами

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Суть деятельности психолога в ДОУ

Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Педагог показывает детям рисунок с космосом

Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития

Несколько слов о терминологии

Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • восприятие.

Цели и задачи занятий по психологии в детском саду

Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:

  • развивать психологические функции малышей;
  • способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
  • оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
  • диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
  • заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).

Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки на экране выставляют жёлтые смайлики

Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный

Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста

  • создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
  • формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
  • развивать сферу познания;
  • развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
  • повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
  • тренировать психологические качества;
  • формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
  • учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
  • отрабатывать координацию движений.
  • развивать сферу познания;
  • учиться передавать чувства в эмоциях;
  • осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
  • практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
  • развивать сферу познания;
  • воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
  • практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
  • учиться описывать свои переживания словами;
  • сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).

Формы психологических занятий в ДОУ

В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.

Педагог сидит за столом с девочками

Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей

Таблица: классификация форм занятий по психологии

Читайте также: