Что такое микроклимат доу

Обновлено: 02.07.2024

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

сплочению группы.

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива :

Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары. Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим). А теперь ответьте на вопросы: Какие качества понадобятся ребенку, что бы выполнить подобное задание? Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно справились с заданием.

• дерево эмоций - развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;

• шкатулка добрых дел - развитие совместной деятельности детей;

• гора успехов - развитие чувства уверенности и ответственности у детей;

Анализ занятия Материал прислала Елена Смирнова Анализ занятия1. Как воспитатель выполнил поставленные задачи? 2. Подготовка (в том числе гигиенические.

Наши достижения В презентации представлена информация о достижении детского сада и педагогов. Детский сад окружён со всех сторон зеленью, здесь хороший.

В общеобразовательных учреждениях гигиенические нормативы температуры воздуха составляют: 18 - 24 °C - в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе 17 - 20 °C - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских 20 - 24 °C - спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната 20 - 22 °C - медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала 19 - 21 °C - санитарных узлах и комнатах личной гигиены.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

В основных помещениях детского сада гигиенические нормативы температуры воздуха составляют: 22 – 24 °C - Приемные, игровые ясельных групповых ячеек 21 – 23 °C - Приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек 19 – 20 °C - Спальни всех групповых ячеек 22 – 24 °C - Помещения медицинского назначения 25 – 26 °C - Раздевалка с душевой бассейна.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. Параметры микроклимата в общеобразовательных и дошкольных организациях контролируются с применением лабораторно-инструментальных исследований.

В случае несоответствия гигиеническим нормативам параметров микроклимата в помещениях Управления по субъектам Российской Федерации применяют меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности.

Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогреватели с инфракрасным излучением.

Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать + 80 градусов по С.

Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы, конструкция которых не имеет защитных устройств, следует ограждать съемными решетками из дерева или термостойких материалов, разрешенных к применению в установленном порядке. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не используются.

В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых здания, должна быть не менее + 22 градусов по С.

Нормативная температура воздуха в различных помещениях ДДУ должна составлять:

- приемные, игровые младшей, средней и старшей групп +22-24 градусов по С, а в подготовительной группе + 21-23 градусов по С;

- групповые, раздевальные всех видов групп + 21-23 градусов по С;

- спальни всех видов групп + 19-20 градусов по С;

- туалетные комнаты ясельных групп + 22-24 градусов по С;

- туалетные комнаты дошкольных групп + 21-23 градусов по С;

- залы для музыкальных и гимнастических занятий + 19-20 градусов по С;

- прогулочные веранды не менее + 12 градусов по С;

- зал с ванной бассейна не менее + 29 градусов по С;

- раздевалка с душевой в бассейне + 25-26 градусов по С;

- медицинские помещения + 22-24 градусов по С;

- отапливаемые переходы не менее + 15 градусов по С.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60 %, в производственных помещениях пищеблока и постирочной- не более 70 %.

Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях проводится естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 градуса по С.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах, избегая сквозняка.

Скорость движения воздуха в основных помещениях не более 0,1 метра в секунду.

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

То есть практически все свои внутренние силы организм человека затрачивает только на обеспечение нашей жизнедеятельности, почти не оставляя ресурсов на поддержание нормального функционирования своих органов, на воспроизводство затраченных средств иммунной системы, а следовательно и на борьбу с инфекционными и хроническими заболеваниями, на полное и быстрое восстановление функциональных возможностей организма в целом.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4° (с учетом возраста, детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы центрального отопления, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.

38. Нарушения сер­дечно-сосудистой деятельности у детей, причины, симптомы и предупреж­дение

Наиболее распространенными заболеваниями сердца в ран­нем возрасте являются его врожденные пороки и миокардиты. У более старших детей существенное место среди них занимает ревматизм, нередко также приводящий к порокам сердца.

Врожденные пороки сердца формируются на ранних этапах развития эмбриона (на 2–8 неделе беременности) и зависят от анатомических нарушений строения сердца, крупных сосудов и клапанного аппарата сердца. Выявление врожденных пороков сердца обычно происходит сразу после рождения, небольшая часть из них самопроизвольно компен­сируется в первые недели или месяцы жизни.

Причины: экзогенные воздействия на органогенез преимущественно в первом триместре беременности (краснуха, алкоголизм матери, применение некоторых лекарственных средств, воздействие ионизирующего излучения и др.).

Симптомы весьма многооб­разны и определяются особенностями порока, степенью ком­пенсации и возникающими осложнениями. Чаще всего дети отличаются маленьким ростом, физической слабостью, нередко у них развивается бледность кожных покровов или их синюшность (цианоз). Хроническая кислородная недостаточность приводит к изменению ногтевых фаланг в виде барабанных палочек.

Миокардит– воспаление сердечной мышцы – чаще всего раз­вивается при инфекционных заболеваниях.

Причины: поражение мышцы сердца (чаще всего вирусами), воздействие токсинов (при дифтерии), патологи­ческие иммунные реакции (при ревматизме).




Профилактика: своевременное лечение инфекционных заболеваний.

Без своевременного и полноценного лечения миокардит приводит к существенным изменениям в сердечной мышце.

Ревматизм– хроническое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов и частым поражением суставов.

Причины.Возбудителем ревматизма является стрептококк. Установлено, что для возникновения болезни имеет значение не только нали­чие у ребенка стрептококка, но и особого состояния, повышен­ной чувствительности (аллергии) по отношению к микробу.

Симптомы.Ревматизм развивается постепенно и вначале не дает ка­ких-либо ярких и характерных симптомов. Ребенок становится вялым, у него снижается аппетит, возникают головные боли, боли в области живота, повышенная утомляемость, температура может повышаться, но незначительно (37–37,5 °С). Состояние ребенка то несколько улучшается, то ухудшается, однако даже при видимом здоровье болезнь не прекращается, а медленно и незаметно продолжает развиваться, поражая в первую очередь сердечную мышцу (миокардит), а иногда и клапанный аппарат.

Обморок– легкая форма сосудистой недостаточности, обусловленная гипоксией головного мозга.

Этиология: переутомление, страх, бо­ль, отрицательные эмоции, резкая перемена поло­жения тела, длительное стояние, неполноценное питание, длительное пребывание в душном помещении, интоксикации и инфекционные заболевания и др.

Симптомы. Обмороку предшествуют слабость, тошнота, шум в ушах, головокружение, онемение конечностей, потемнение в глазах, зевание, потоотделение. Бессознательное состоя­ние чаще всего наступает в вертикальном положении больного. Он медленно опускается на землю, лицо бледнеет, зрачки расширяются, кожный покров влажный. Пульс слабого наполнения, артериальное давление снижено, дыхание редкое, поверхностное. Потеря сознания обычно продолжается до 30 секунд, иногда немного больше. В течение нескольких минут после обморока больной испытывает общую слабость, головокружение, разбитость, тревогу.

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

То есть практически все свои внутренние силы организм человека затрачивает только на обеспечение нашей жизнедеятельности, почти не оставляя ресурсов на поддержание нормального функционирования своих органов, на воспроизводство затраченных средств иммунной системы, а следовательно и на борьбу с инфекционными и хроническими заболеваниями, на полное и быстрое восстановление функциональных возможностей организма в целом.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4° (с учетом возраста, детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы центрального отопления, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.

38. Нарушения сер­дечно-сосудистой деятельности у детей, причины, симптомы и предупреж­дение

Наиболее распространенными заболеваниями сердца в ран­нем возрасте являются его врожденные пороки и миокардиты. У более старших детей существенное место среди них занимает ревматизм, нередко также приводящий к порокам сердца.

Врожденные пороки сердца формируются на ранних этапах развития эмбриона (на 2–8 неделе беременности) и зависят от анатомических нарушений строения сердца, крупных сосудов и клапанного аппарата сердца. Выявление врожденных пороков сердца обычно происходит сразу после рождения, небольшая часть из них самопроизвольно компен­сируется в первые недели или месяцы жизни.

Причины: экзогенные воздействия на органогенез преимущественно в первом триместре беременности (краснуха, алкоголизм матери, применение некоторых лекарственных средств, воздействие ионизирующего излучения и др.).

Симптомы весьма многооб­разны и определяются особенностями порока, степенью ком­пенсации и возникающими осложнениями. Чаще всего дети отличаются маленьким ростом, физической слабостью, нередко у них развивается бледность кожных покровов или их синюшность (цианоз). Хроническая кислородная недостаточность приводит к изменению ногтевых фаланг в виде барабанных палочек.

Миокардит– воспаление сердечной мышцы – чаще всего раз­вивается при инфекционных заболеваниях.

Причины: поражение мышцы сердца (чаще всего вирусами), воздействие токсинов (при дифтерии), патологи­ческие иммунные реакции (при ревматизме).

Профилактика: своевременное лечение инфекционных заболеваний.

Без своевременного и полноценного лечения миокардит приводит к существенным изменениям в сердечной мышце.

Ревматизм– хроническое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов и частым поражением суставов.

Причины.Возбудителем ревматизма является стрептококк. Установлено, что для возникновения болезни имеет значение не только нали­чие у ребенка стрептококка, но и особого состояния, повышен­ной чувствительности (аллергии) по отношению к микробу.

Симптомы.Ревматизм развивается постепенно и вначале не дает ка­ких-либо ярких и характерных симптомов. Ребенок становится вялым, у него снижается аппетит, возникают головные боли, боли в области живота, повышенная утомляемость, температура может повышаться, но незначительно (37–37,5 °С). Состояние ребенка то несколько улучшается, то ухудшается, однако даже при видимом здоровье болезнь не прекращается, а медленно и незаметно продолжает развиваться, поражая в первую очередь сердечную мышцу (миокардит), а иногда и клапанный аппарат.

Обморок– легкая форма сосудистой недостаточности, обусловленная гипоксией головного мозга.

Этиология: переутомление, страх, бо­ль, отрицательные эмоции, резкая перемена поло­жения тела, длительное стояние, неполноценное питание, длительное пребывание в душном помещении, интоксикации и инфекционные заболевания и др.

Симптомы. Обмороку предшествуют слабость, тошнота, шум в ушах, головокружение, онемение конечностей, потемнение в глазах, зевание, потоотделение. Бессознательное состоя­ние чаще всего наступает в вертикальном положении больного. Он медленно опускается на землю, лицо бледнеет, зрачки расширяются, кожный покров влажный. Пульс слабого наполнения, артериальное давление снижено, дыхание редкое, поверхностное. Потеря сознания обычно продолжается до 30 секунд, иногда немного больше. В течение нескольких минут после обморока больной испытывает общую слабость, головокружение, разбитость, тревогу.

Читайте также: