Средства связи предложений в тексте план урока

Обновлено: 02.07.2024

(1)Вернуться к молчанию в том смысле, что говорить для себя, а молчать от внимания к другому. (2)Просить молчания, значит, просить внимания к человеку. (3)Разговор выявляет свое первенство, а внимание рождает друзей(4). Вот почему разговор – серебро, а молчание – золото.

Образец ответа: Это текст, потому что все его части композиционно и тематически связаны между собой. Здесь грамматическая связь между частями – цепная, так как здесь наблюдается повтор ключевого слова (молчанию – молчания – молчать); для усиления главной мысли используется антоним (молчания – разговор). Сказуемые в 1 и 2 предложениях выражены одинаковыми формами глаголов в неопределенной форме несовершенного вида.

Слово учителя:Итак, чтобы получился текст, нужно помнить, что предложения в тексте должны быть связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, и согласуются между собой. На данном уроке мы рассмотрим различные средства связи предложений в тексте, которые вам помогут создавать собственный текст без грамматических и речевых ошибок. (Cлайд 3)

1. Слово учителя

2. Работа с таблицами

Для того чтобы лучше закрепить материал, учитель просит всех учащихся рассчитаться по порядку от 1 до 3-х (1,2,3). Учащиеся получают таблицы с теоретическим материалом для изучения с учётом цифры. (Приложение 2)

Работа с таблицами разбивается на 3 этапа:

1-й этап – 15 минут каждый ученик работает со своей таблицей: №1 – лексические средства; №2 – морфологические средства ; №3 – синтаксические средства.
2-й этап – ученики объединяются вместе под одинаковыми номерами (обсуждают материал и выбирают того, кто будет объяснять свой материал другим учащимся – 10 минут)
3-й этап – учащийся, выбранный от каждой группы, опираясь на слайды презентации, подготовленной учителем, рассказывает об особенностях средств связи предложений в тексте, изученные и записанные им в тетрадь в виде таблицы.

Остальные учащиеся дополняют свои таблицы недостающим материалом.

III. Практические занятия

Учитель подводит итог выступлений учащихся и объясняет им, как работать с заданиями ЕГЭ ( А-8 и В-7), чтобы избежать ошибок (слайды 23-26). Алгоритм анализа текста распечатан для каждого учащегося.

– Ребята! Мы хорошо потрудились. Теперь мы имеем точное представление, как могут быть связаны предложения в тексте.
Разберем задания А-8 и В-7 ЕГЭ, но cначала познакомимся с алгоритмом анализа текста (слайды 23-26).

Разбор примеров из ЕГЭ.

1. Рассмотрим предложенный отрывок текста (В-7):

Задание. Среди предложений 13-20 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ: Среди предложений 13-20 только два начинаются союзом: 16(но)-17(чтобы).

  • Противительный союз НО в 16 предложении противопоставляет его содержание предыдущим предложениям.
  • Подчинительный союз ЧТОБЫ служит для связи двух простых предложений в составе 17-го сложноподчиненного предложения.

Следовательно, правильный ответ – 16.

2. Рассмотрим предложенный отрывок текста (В-7):

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте. а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию. (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

Задание. Среди предложений 13-20 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ.

3. Рассмотрим предложенный отрывок текста (А-8).

Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) прежде всего
2) однако
3) кроме того
4) иными словами

(5)Все числа в компьюторе представляются с помощью нулей и единиц (т.е. двоичная система). (6) …компьюторы обычно работают в двоичной системе счисления.

Обрати внимание! Предложение в тексте может не только вводить новую информацию, которой не было в предыдущем предложении, но и противопоставлять ее уже известной информации, дополнять уже известное, либо повторять его.

IV. Подведение итогов урока

Учащиеся выполняют тесты, распечатаны для каждого учащегося (Приложение 3, Приложение 4), которые сразу же проверяются.
Учитель анализирует ошибки.

В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся составить краткий текст, основную мысль которого выражала бы одна из пословиц приведенных (по выбору). Пословицы распечатаны для каждого учащегося.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстами на уроках русского языка"Способы и средства связи предложений в тексте".

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;

совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.

3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

Структура урока:

Организация начала урока.

Объяснение нового материала

Работа с учебником

Работа по карточкам

Синтаксический разбор предложения.

Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

- Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.

- Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

- Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)

Объяснение нового материала

- Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

- Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

- Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.

- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира ( :

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

Текстоведение

- Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

- Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

- Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

- Наличие главной мысли (идеи)

- Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

- Логическая связь частей

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

4. Работа с учебником.

- Пока мы будем выполнять упражнение, 2 ученика будут работать по карточкам (Приложение №1)

-Давайте докажем, что перед нами текст

В ходе обсуждения особенностей текста подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания

5. Работа в парах.

Учитель. -Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.

- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов

Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.

- Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.

6.Составление схемы.

Выполнение задания №1. (раздаточный материал)

Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .

Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Строки, которые получились:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев

Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.

- Определить тему стихотворения и его основную мысль.

И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль - показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.

- Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)

- Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?

-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их? Определите способ связи предложений в тексте? (Это параллельная связь).

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.

- Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.

7. Практическая работа

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Текст. Способы и средства связи предложений в тексте

Цели: 1) дать определение и признаки текста;

2) дать понятие темы, идеи, микротемы;

3) познакомить с основными способами и средствами связи предложений в тексте;

4) совершенствовать навыки работы с текстом;

Вид занятия : урок

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование урока : конспект, таблицы №1,2.

1. Организационный момент

3. Изложение нового материала

2) Признаки текста

3) Тема, микротема, идея

4) Способы связи предложений в тексте

5) Средства связи предложений в тексте

Рассказ с элементами беседы/

приём маркировки текста

4. Закрепление изученного материала

1) Укажите средства связи предложений в тексте

2) Творческое задание. Придумайте текст с цепной

и параллельной связью

Самостоятельная работа с последующей проверкой

5. Подведение итогов проведенного урока

Обобщение, комментарии с пояснением

6. Задание для самостоятельной
работы студентов во внеурочное время

Рассказ с пояснением

Практическая часть

Тема: Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Частные дидактические цели:

- знать основные признаки текста;

- знать способы связи предложений в тексте;

- знать средства связи предложений в тексте

- совершенствовать навыки работы с текстом;

- соблюдать в речи нормы лексической сочетаемости слов.

Вид занятия : урок

Тип урока : изучение нового материала

Учебное время : 2 часа

Ход и содержание урока

I Оргмомент.

III . Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод/метод маркировки текста, частичное конспектирование учебного материала)

Обратимся к этимологическому словарю Н.М. Шанского.

Текст. Заим. в ХVIII.в. из немец. Языка, где ТЕХТ/ лат. textus “словесное единство”, “ткань”, производное от texo “тку”.

Л.В. Щерба писал, что на языке лингвистов тексты – “совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы”.

Текст - явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства, признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.

Признаки текста:

Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей и не вошедшая в данную последовательность языкового материала, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности .

Языковед Л.В. Щерба писал: “Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов”. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. А как связываются между собой предложения в тексте? Ведь предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Они связаны. Причем связанными могут быть не только предложения расположенные рядом, но и предложения, отделенные друг от друга одним или несколькими другими предложениями.

Параллельная связь предложений в тексте

В сложных синтаксических целых с параллельной связью даётся описание ряда одновременно происходящих или сменяющих друг друга явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Первое предложение в таких сложных синтаксических целых обычно имеет обобщающее содержание, а последующие предложения, однотипно построенные, раскрывают это общее содержание. Например: Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы (В. Белов).

Цепная связь предложений в тексте

В сложных синтаксических целых с цепной связью даётся постепенное развитие мысли. Предложения и по смыслу, и структурно как бы “цепляются” одно за другое; то, что в первом предложении сообщается как нечто новое, в последующем предложении становится элементом известным, ранее упомянутым; каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Цепная связь предложений осуществляется чаще всего с помощью повторов, местоименных слов, синонимических замен. Например: За садом находился у них большой лес, который был совершенно пощажён предприимчивым приказчиком,может быть, оттого, что стук топора доходил до самых ушей Пулъхерии Ивановны. Он был глух, запущен, старые древесные стволы были закрыты разросшимся орешником и походили на мохнатые лапы голубей. В этом лесу обитали дикие коты . Лесных диких котов не должно смешивать с теми удальцами, которые бегают по крышам домов. Находясь в городах, они, несмотря на крутой нрав свой, гораздо более цивилизованны, нежели обитатели лесов (Н. Гоголь )

Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения

Работа с таблицами № 1,2.

IV . Отработка умений

1. Упражнения для работы в парах.

А) Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. ( Ю. Трифонов )

Б) Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

В) Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью соединительного союза.

(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря. (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. ( А. Чехов)

2. Определите способы связи предложений в тексте. Докажите свою точку зрения.

I вариант. Солнце уже оторвалось от леса, вышло в чистый, готовый для него простор, держась чуть справа, как вчера и позавчера, десять и двадцать лет назад. Оно еще все было неяркое, четкое и не слепило глаза. Росы в огороде, казалось, даже прибавилось, горящими, заманчивыми искрами она блестела повсюду. Деревня просыпалась под крышами, над крышами поплыл дым, по улице тяжело и сыто, содрогая землю, брел скот, хлопали в избах тугие двери, раздавались первые, хорошо слышные поутру звуки.

II вариант. Государственная Третьяковская галерея в Москве – одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя Павла Михайловича Третьякова, подарившего 1892 году городу свою картинную галерею ( около двух тысяч произведений ), а также небольшую коллекцию брата Сергея Михайловича Третьякова и дом в Лаврушенском переулке, который начали перестраивать под музейное здание .

3. Творческое задание. Придумайте текст с цепной и параллельной связями

3. Спишите текст, ответьте на вопросы

Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят, что с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Можно ли данное высказывание назвать текстом?

Определите тему высказывания.

Как в данном тексте связаны предложения?

Назовите признаки текста.

Что такое цепная (последовательная) связь?

Что такое параллельная связь?

V. Итог урока

- Что такое текст? Тема, идея, микротема, абзац?

- Какие способы и средства связи предложений в тексте вы можете назвать?

VI . Домашнее задание.


Урок развития речи, комбинированный. Проводится в форме игры для учащихся 5 класса. Используются разные образовательные технологии.

Содержимое разработки

План-конспект урока русского языка

Учитель: Лабовкина Екатерина Валериевна

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок развития речи.

Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнять словарный запас учащихся;

Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать своё мнение;

Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.

Образовательные технологии: проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, дифференцированное обучение, личностно-ориентированная, технология встречных усилий, информационно-коммуникативная технология (презентация).

Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, работа с карточками.

Оборудование: презентация, карточки (дидактический материал), учебник, бандероль (оценки).

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: знать особенности цепной и параллельной связи предложений; уметь уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания.

- Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями, справочной литературой.

- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

I. Организационный этап

Цель: подготовить учащихся к занятию; настроить на совместную работу на уроке.

Проверка посещаемости класса и готовности к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой случай произошел со мной рано утром сегодня? Когда я ехала на работу, по пути мне встретился почтальон Печкин на красивом велосипеде. Он попросил меня передать Вам вот эту бандероль. Только сказал, чтобы сразу я Вам ее не отдавала. Сначала вы должны рассказать мне урок. Так будет куда лучше! Я дала ему обещание, что открою бандероль в конце нашего урока. Договорились?

Сегодня на уроке мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными. Захватите с собой побольше знаний и хорошего настроения. Желаю нам удачи!

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: сформулировать тему и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

1. Проверка д\з

- Прочитайте текст (упр. 382 с. 58).

- Ребята, скажите, как связываются предложения в тексте?

- Как вы считаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке? (Проблемный вопрос).

Ребята отвечают (Как связываются предложения в тексте).

Учитель. Мы сегодня будем говорить непросто о тексте, а о том, как связываются предложения в тексте.

III. Актуализация знаний.

Цель: проверить ранее усвоенные знания.

- Ребята, а что вы знаете о тексте?

- Назовите основные средства грамматической связи предложений в тексте.

- А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на текст, который у вас на парте. Давайте прочитаем!

1. Мини-исследование текста.

Цель: научить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.

«Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается.

2. Беседа по вопросам.

Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.

- Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!

- Чем необычно это письмо? Кто его написал?

- А можно это письмо назвать текстом?

Ребята делают вывод:

- Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.

- Скажите, а каким должен быть текст?

- Что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Фёдора?

- Сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 – Шарика, Матроскина и дяди Фёдора). Учащиеся высказываются.

3. Немного теории (памятки у учащихся на парте).

Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.

Шарик утверждает, что…

- Текст – это высказывание на определённую тему.

- В тексте есть основная мысль.

- К тексту можно подобрать заголовок.

- Текст может быть большим и маленьким.

- В тексте все предложения связаны между собой грамматически.

- В тексте есть смысл.

- В тексте может быть нарушен порядок предложений.

Учитель. Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите.

(Ученики высказываются).

- Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик?

Вывод: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.

IV. Усвоение новых знаний.

1. Работа с карточками.

Учитель. – Давайте проведём небольшой эксперимент: у вас на партах лежат карточки с разными предложениями. Составьте из них текст и определите, как связываются предложения.

Карточка 1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На День рождения мама подарила мне крошечного пушистого котёнка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звёздочкой на голове и маленьким носом.

Карточка 1.2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

- Прочитайте свои тексты. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте? (Предложение в тексте могут связываться при помощи повторяющихся слов).

- Ребята, а можете доказать, чем цепная (последовательная) связь отличается от параллельной?

Вывод: В тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и соединяются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление новых знаний.

Цель: закрепить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне (Соревновательный момент).

Карточка 2.1.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти.

Карточка 2.2.

Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.

VII. Организация домашнего задания

1. Выполнить упр. 390 с.60-61.

2. Выучить теорию – параграф 52.

3. Написать письмо почтальону Печкину, применяя разные средства связи предложений.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: подвести итоги урока.

- Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?

- Как связываются предложения в тексте?

- В чём особенность цепной связи?

- Было очень приятно с вами работать. Самым активным я поставлю хорошие отметки, а для этого пришло время открыть бандероль.

IX. Оценивание учащихся.

Открытие бандероли (оценки).

Комментированное выставление оценок.

Спасибо за урок!


-75%

Читайте также: