Средства массовой информации план урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок обществознания (базовый уровень). 11 класс.

Учитель: Кобзева А. В.

Цели и задачи:

- Способствовать формированию представления о функциях и роли СМИ в жизни общества, в становлении российской демократии;

- Создать условия для определения задачи журналистских расследований, роли пропаганды в избирательных технологиях.

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.

Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении, через деловое сотрудничество усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижений.

Оборудование:

Учебник. Кравченко. Обществознание, 11 класс. М.; Просвещение, 2009.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. М.; Просвещение. 2008.

Рабочие листы для учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок исследование.

План изучения нового материала

1. Что такое СМИ, функции СМИ и каково его место в информационном обществе?

2. Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.

3. Интернет как средства массовой информации.

« Средства массовой информации не менее опасны,

Капица Петр Леонидович

В современном мире, каждый день на нас обрушивается огромный поток информации, как разобраться в этом? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, друзья.

1. Что происходит сегодня в стране и в мире?

2. Как к этому относиться? Как мы должны поступать?

3. Что правильно, а что нет?

4. Что благотворно, а что вредно? И откуда мы с вами черпаем эти знания и узнаем о тех или иных событиях? (ответы учеников)

Некоторые исследователи считают, что решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существование в нем различных точек зрения.

ВЫВОД -таким образом, возникают противоречия. Какие?

А теперь, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока

Вопрос: так ли велика роль СМИ в современном обществе? На этот сложный вопрос мы попробуем найти ответ.

Какие вопросы на ваш взгляд должны быть освещены на уроке?

1. Что такое СМИ, функции СМИ и каково его место в информационном обществе?

2. Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.

3. Интернет - как средства массовой информации.

Современное общество. Давайте вспомним, к какому типу оно относиться?

- Дайте определение информационному обществу.

- Назовите особенности информационного общества.

Итак, гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения массовой информации. Мы живем в постоянно меняющемся мире, в эпоху перемен. И быть в курсе всех событий, особенно политических, нам помогают СМИ.

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, - важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.

1. - Что же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

Чтобы предоставить аргументы, отвечая на этот вопрос необходимо проанализировать ряд источников ( раздаточный материал из источников)

Найдите определение: средства массовой информации

( После работы с документом, один ученик зачитывает определение, и учитель дает краткое пояснение)

В определении СМИ ключевым словом является информация.

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

В узком смысле информация - совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных вопросах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)

Еще в XVIII в. французский просветитель Ш.Л. Монтескье предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С переходом от постиндустриального общества к информационному, появилась версия, о том, что СМИ является четвертой ветвью власти.

Проблемный Вопрос: Согласитесь ли вы с этой точкой зрения?

1 Группа. Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.

Став главным средством массовой информации, телевидение приобрело целый ряд не свойственных другим СМИ функций и ролей. Телевидение производит смыслы, образы, оно создает новые для людей понятия и целый язык, на котором учит людей распознавать и понимать жизнь. Оно предлагает людям модели, стандарты, примеры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает планировать и строить свою жизнь. Таким образом, телевидение стало из просто разновидности СМИ важнейшим, базовым социальным институтом, влияние которого прослеживается на всех сторонах жизни общества.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений . Под редакцией Л. В. Полякова

Вопросы:

  1. Почему огромная роль в СМИ отводится ТВ?
  2. Как телевидение влияет на политическую активность граждан?
  3. Какие проблемы возникают в мире в связи с расширением аудитории СМИ?

2 Группа. Место СМИ в Информационном обществе.

В информационном обществе доминирует не тот, кто владеет крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Благодаря научно-технической революции знание, в том числе научное, становится основой власти в информационную эпоху, подчиняя себе и силу, и богатство. Меняется и сам облик власти — отказываясь от прямого и грубого господства, она принимает более мягкие формы влияния и доминирования.

В информационном обществе индустриальные государства начинают проигрывать глобальную конкуренцию тем, кто раньше вступил в новую фазу общественного развития.

Одна из главных причин краха СССР — его неспособность перешагнуть барьер между индустриальной и информационной эпохами, адаптироваться к новым вызовам и возможностям, задаваемым научно-технической революцией.

В информационном обществе, как и в индустриальном, есть свои предприниматели, военные, чиновники, чернорабочие. Но не они образуют социальную ткань этого общества, не они в нем доминируют. Социальная основа информационного общества — это широкий слой работников, участвующих в сборе, создании, переработке, распространении и доставке информации. А важным требованием к государству становится следующее: обеспечить наилучшие условия для широкой циркуляции общественно полезной информации, создать сложную и всеобъемлющую информационную инфраструктуру, без которой больше немыслимы ни быстрое развитие экономики, ни полноценное функционирование человеческого общества. ( ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .Под редакцией Л. В. Полякова)

Что такое политическая пропаганда? Каково политическое влияние СМИ на общество? Можно ли представить демократическое общество без СМИ?

3 Группа. ИНТЕРНЕТ

В последние годы альтернативой телевидению по популярности, распространению и глубине воздействия на людей постепенно становится глобальная сеть Интернет.

В западных странах постоянное подключение к Интернету имеют от 40 до 80% населения, в наиболее быстро развивающихся странах (Китай, Индия, Бразилия, Россия) — от 5 до 25%.

Вопросы. Насколько сильна власть СМИ? Какую роль в обществе играют СМИ? Можно ли сделать СМИ независимыми?

Ярким примером такой манипулятивной полити­ческой роли СМИ стали события в югославском крае Косово в 1998 г. Представив дело так, что в Косово сербы безнаказанно и массово уничтожают мирных албанцев, западноевропейские и американские СМИ ничего не сообщали своим зрителям и читателям о деятельности албанских сепаратистов по изгнанию сер­бов из мест их исторического обитания в Косово. Ни­чего не говорилось о тесных связях сепаратистов с международной наркомафией и исламскими экстре­мистами. Эта интервенция нанесла стране громадный экономический и гуманитарный урон, привела к свержению ее законно избранного правительства, расчле­нению Югославии и превращению ее части — края Косово — в фактический протекторат НАТО.

Вопросы:

2) Каковы основные задачи СМИ?

Роль СМИ проявляется, прежде всего, в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника и выпишите функции СМИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества. Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления стандартизованности и экспрессивности, учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие коммуникации.

ЧУРАКОВА И.А.,

учитель русского языка и литературы,

УРОК – ПРОЕКТ

Основополагающий вопрос:

Участники: учащиеся 9-х классов

Учебные предметы: обществознание, русский язык, информатика

Аннотация проекта. Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества. Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления стандартизованности и экспрессивности, учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие коммуникации.

Обработка информации: анализ литературы, обобщение, сопоставление с известными с известными фактами, аргументированные выводы.

Дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления,

навыков работы в группе, приобретение навыков самостоятельной работы

с большим объемом информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические задачи::

- расширить представление о средствах массовой информации, о классификации изданий на качественную и массовую;

- совершенствовать основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;

- показать языковые особенности средств массовой информации;

- рассмотреть массовую коммуникацию как тип дискурса (особый тип коммуникации);

Этапы и сроки проведения:

Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем - первый урок, 15 мин;

Выбор творческого названия проекта – первый урок, 15 мин;

Самостоятельная работа – третий урок

Творческая зашита полученных результатов – четвертый урок.

Выводы исследования:

- все позитивные и негативные процессы, происходящие в обществе, находят прямое отражение в средствах массовой информации через язык газет;

- на газетном материале публицистического стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий;

- через сферу СМИ происходит обновление языка, языка социума;

- оценочность – главная отличительная черта газет публицистического стиля;

- язык газет - неисчерпаемый источник идей, к которым будет прикован взгляд исследователя.

Работы учащихся на темы:

1. Информация. Коммуникация. Газета. 1 гр.

наши сверстники? 2 гр.

3. Социологический опрос. 2 гр

4. Влияние СМИ на население. 3 гр.

информационная заметка в газету

8.Лингвистический анализ новостных газетных статей. 1 гр.

9.«Профильное обучение это

- актуальность темы 3 б

- ставить цели 3 б

- изученность темы 3 б

- строить гипотезу 5 б

- выбирать форму защиту 5 б

- источники информации 5 б

- работать с документами 5 б

- полнота списка литературы 5 б

- работать в музее 5 б

- обоснованность оценки 3 б

- брать и оформлять интервью 5 б

- научность информации 5 б

- умение анализировать 5 б

- научность проекта 5 б

- сопоставлять точки зрения и сделать вывод самостоятельно 5 б

- делать сноски на источники 4 б

- оформление приложения 4 б

- составлять проект 5 б

библиографии 5 б

- оформлять титульный лист 3 б

- логичность и самостоятельность

выступления 5 б

на выступлении 5 б

- отвечать на вопросы 4 б

- научность реферата 5 б

- участвовать в обсуждении

- научность статьи для

- объективно оценивать других 5 б

(таблицы, диаграммы и др.) 4 б

до слушателей 5 б

- оформить разработку 5 б

Всего баллов за работу по этапам:

Максимальный балл – 180

Рейтинговая система позволяет дать объективную индивидуальную оценку пройденных этапов.

Результативность:

развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры;

активное использование определённых видов мышления: системного, алгоритмического, объектно-ориентированного, логического.

формирование устойчивого познавательного интереса и положительной мотивации к учебной деятельности;

формирование умений и навыков в организации самостоятельной работы;

обучение конструированию своих знаний и ориентированию в информационном пространстве.

Готовность к уроку.

Почему так часто сравнивают слово и оружие?

Какую роль они играют в жизни человека?

1. Аналитическая беседа.

1. Что относится к средствам массовой информации?

( К средствам массовой информации относятся:

* радио, печатные (газеты, журналы) и электронные (Интернет- издания).

2. На какие виды подразделяются СМИ?

( Средства массовой информации подразделяются на- визуальные (периодическая печать),

- аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение).

3. Каковы основные функции СМИ?

( Основными функциями СМИ являются:

* познавательно- просветительская (сообщается информация культурного научного плана);

* функция воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей, например, рекламная акция, предвыборная кампания);

* развлекательная (задача журналиста – доставить адресату чувство удовольствия).

4. В чём различие между средствами массовой информации?

( Различные СМИ обладают разными возможностями:

* телевидение – это звучащее слово, сопровождаемое движущимся изображением;

* газета – это слово напечатанное, иллюстрированное фотографиями и рисунками.

5. В чём сходство различных видов СМИ?

(* работа всех СМИ связана со словом:

Только слово позволяет полноценно передать информацию;

* адресат СМИ является массовым: это не один человек, а определенные социальные группы (объединяющим началом которых служит возраст, профессия, социальный статус, культурный уровень и т.д.);

* автор СМИ часто выражает не свою личную, а коллективную точку зрения (газеты, телеканалы и т.д.).

Перед вами газеты разных изданий.

2. Задание. Разделить их на качественное и массовое.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в определении качества изданий. Предметом исследования является публицистический стиль, отраженный в новостных газетных статьях.

В ходе работы над проектом группа №1 изучала СМИ как способ информации и коммуникации.

Информация. Коммуникация. Газета.

- Каковы особенности массовой коммуникации типа дискурса?

(Дискурс – это особый тип коммуникации.

Большое внимание к языку газеты

обусловлено важной ролью средств массовой информации в современном обществе. СМИ воздействуют на развитие экономики, науки, культуры, на всю общественную жизнь).

Итак, каждая статья в газете – это серьёзный разговор с людьми, которые ждут не только правдивого и оперативного изложения фактов, но и глубокого их анализа, серьёзных обобщений.

А какую роль играет СМИ в жизни человека?

Над этой проблемой работала группа № 2.

Как влияет СМИ на население?

Что же читают наши сверстники?

Социологический опрос.

- Давайте вспомним, какое важное событие произошло в стране 2 декабря 2007 года?

Представьте, что вы корреспонденты газеты. Проанализируйте результаты выборов.

А теперь обратимся к школьной жизни.

Какое последнее событие произошло в школе и как вы его смогли отразить в творческой работе?

Современная публицистическая речь, наиболее полно реализует себя на страницах газет. Она является первым письменным источником, который отражает общеязыковые тенденции.

А теперь обратимся к жанрам текстов СМИ и их языковым особенностям.

В ходе работы над проектом вы изучали

жанровые группы публицистики.

Предлагаю дать характеристику каждой из групп:

2). Информационно-публицистические жанры (репортаж, интервью, журналистское расследование, обзор): в них помимо объективной информации содержится авторская оценка;

3). Публицистические жанры (комментарий, прогноз, рецензия, версия): в этих жанрах оценка события является более важной, чем описание самого события;

4). Художественно-публицистические жанры (статья, очерк, фельетон): в этих текстах используются различные приемы изобразительности, создания художественного текста,

5). Рекламные жанры (объявление, рекламное интервью, статья).

6). Художественные жанры (рассказ, зарисовка).

7). Разговорные жанры (переписка с читателями).

9). Развлекательные жанры (игра, гороскоп, кроссворд, анекдот).

29 ноября – 05 декабря, 2007г, с.2/

Обратимся к языку газеты.

- Итак, газеты на своих полосах отражают политическое содержание, политическую окраску и выбор языковых средств.

Социальная оценочность – важнейший принцип языка публицистики, коммуникативная значимость газетно-публицистического стиля.

5. Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с интересными людьми приглашенные на урок и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в группах); усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

этап УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Попросите проанализировать игру.

С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?

Что произошло с информацией?

Почему так получилось?

Кто несет ответственность?

Учитель обращает внимание на то, что именно информации, ее влиянию на человека и будет посвящен урок.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть, вообще не забивать свою голову информацией? Может быть, она не столько полезна, сколько вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать? Должна ли эта информация иметь какие- либо ограничения или нет? Что такое факт и мнение? Как человеку сделать свой выбор? Попробуем ответить на эти вопросы.

Какова роль СМИ в жизни людей?

Как относиться к информации, которую предлагают СМИ?

2 этап РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение понятий:

СМИ, информация, СМИ-четвертая власть, власть, общественность.

СМИ - это систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данного общества.

Власть - это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений. Право и возможность распоряжаться кем –, чем-нибудь, подчинять своей воле.

Общественность – это передовая часть общества, выражающая его мнение.

Учащимся предлагается в данное им определение вставить пропущенные слова и объяснить, почему они вставили именно эти слова и как они связаны с содержанием определения.

Учащимся предлагается определение, в которое необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, почему именно эти слова здесь необходимы.

Задание№3 (внимание на слайд)

Что имел виду Томас Джефферсон, говоря о том влиянии, которое могут оказывать СМИ на общество?

Предварительные результаты.

Во время обсуждения результатов работы над понятиями, заданиями, каждая группа представляет свои результаты, свою формулировку понятиям. Другие группы могут задавать вопросы.

3этап. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ СМИ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ?

СМИ приносят пользу человеку и обществу:

СМИ наносят вред человеку и обществу:

Учащимся предлагается составить рассказ о том, что произойдет с конкретным человеком (учителем, врачом, студентом, политиком и.д.), если СМИ в течение целого дня не будет давать никакой информации (объявят забастовку). Предварительно проанализировать схему №2 СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы обсуждения:

1. Доверять или не доверять СМИ?

2. Какое должно быть отношение к информации предоставляемой СМИ?

Ученики отвечают на вопросы:

Как вы понимаете это высказывание?

Какая информация, предоставляемая СМИ , является шокирующей?

4 этап. СОЦИАЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ИНФОРМАЦИИ, КОТОРУЮ ПРЕДЛАГАЮТ СМИ?

На урок приглашен журналист, который поможет профессионально ответить на вопросы и найти аргументы в защиту право СМИ на распространение объективной информации.

Представьте себе следующую ситуацию. По телевидению показали документальный фильм о нечеловеческом содержании и пытках людей, похищенных с целью выкупа. В фильме были подробно показаны издевательства и пытки, которым подвергались пленники. Эти кадры специально снимали бандиты, чтобы шантажировать родственников жертв. Показ фильма потряс всю страну и вызвал неоднозначную оценку у населения. Одни считали, что фильм очень полезен, так как способствует формированию негативного отношения людей к насилию, действиям бандитов, похищению людей. Другие резко осуждали показ этого фильма, так как трансляция по телевидению изощренных сцен насилия, страшных мучений людей, изуверских пыток является пропагандой насилия. К тому же у части телезрителей были случаи сердечных приступов, нервных срывов и расстройств, особенно у пожилых людей и детей (дети не спали по ночам, кричали, плакали и т.п.). Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Мнение людей разделились. Правительство стало получать множество писем. В одних письмах высказывались требования запретить показ подобных фильмов, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фильмы как предостережение для общества. Правительство должно решить, что рекомендовать телекомпаниям.

гр. – общественность пишет письмо в поддержку СМИ.

гр. – общественность пишет письмо против показа подобных передач и публикации материалов в газете и журнале.

гр. – журналисты защищает право СМИ на распространение объективной информации.

гр. – правительство (эксперты) выносят решение.

(Сначала слово общественности (1-2 гр.) для обоснования своей позиции. Затем журналисты защищают право СМИ на распространение объективной информации. Эксперты выносят решение, насколько убедительными были аргументы сторон.)

1. Транслировать или не транслировать, публиковать или не публиковать информацию, содержащую насилие и жестокость?

2. Должны ли в свободном обществе существовать ограничения для СМИ?

3. Нужно ли ограничивать СМИ в трансляции и публикации информации?

4. Существует ли предел доверия СМИ?

5. Каково ваше личное отношение к скандальной информации?

Многие из класса хотели бы связать свою дальнейшую судьбу с профессией журналист и подготовили вопросы:

В период предвыборной кампании СМИ стремится дать как можно больше информации о кандидатах. Избирателей интересует все, в том числе и личная жизнь кандидатов.

Как должны действовать СМИ, чтобы удовлетворить запросы избирателей и не нарушить при этом право на личную неприкосновенность частной жизни?

Какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения СМИ и правительства в современном обществе?

Трудна ли профессия журналиста?

Версия происхождения журналистики острослова К. Чапека.

Познай себя. Тест – Телевидение – ваш друг или враг?

Кроссворд№1, СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

5.этап. ВЫВОДЫ:

1. СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

2. В свободном обществе должны существовать свободные СМИ, но это не значит, что не должно быть никаких ограничений. Законодательство Р.Ф. запрещает распространять информацию, разжигающую социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. СМИ не должно нарушать права человека и нравственные нормы общества.

6.этап. РЕФЛЕКСИЯ.

Спасибо за урок. Удачи всем!

Уровень успешности занятия

Работа группы Полезность информации

7. этап. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

8.этап. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Структура занятия

1 этап. Мотивация.

У учащихся должна появиться потребность, желание обсуждать проблемы, выносимые за урок.

Работа в группах;

исследовательский метод; поисковый

метод; работа со словарем

Учащиеся усвоят понятия:

3 этап. Изучение основной проблемы:

Работа в группах. Метод

моделирования, исследовательский метод; аналитический метод;

Учащиеся покажут умения моделирования различных ситуаций, прогнозировать последствия того или иного решения, анализировать схемы, таблицы, аргументировать и формулировать выводы, выполнять заданную роль.

4 этап. Социологический опрос.

ролевая игра (элемент дебатов)

Учащиеся покажут умение аргументировать свою точку зрения, принимать аргументы других, делать выбор и отстаивать его.

5 этап. Итоговая дискуссия.

6 этап. Рефлексия.

7.этап. Домашнее задание.

8.этап. Оценки за урок.

Учащиеся должны суметь сформулировать выводы, показать понимание того, что они приобрели новые умения делать выбор;

После добавления публикации на сайт, в личном кабинете вы сможете скачать бесплатно свидетельство и справку о публикации в СМИ.

Получите свидетельство бесплатно сразу после добавления публикации.

Стать экспертом и скачать свидетельство бесплатно.

Опубликует не менее 15 материалов и скачайте бесплатно.

Рецензия сразу

Рецензия
на методическую разработку

Опубликуйте материал и скачайте рецензию бесплатно.

Содержимое публикации

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Урок обществознания в 9 классе Роль СМИ в политической жизни.

Цели и задачи: 1) формировать знания о средствах массой информации, их роли в политической жизни, механизме политического манипулирования и его последствия;

2) развивать навыки критического мышления, анализа ситуаций, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) воспитывать гражданственность.

Этап мотивации к учеб­ ной дея­ тельно­сти

Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Вместе мы сможем узнать многое новое, дополнить наши знания . Улыбнемся друг другу, у нас все получится

II . Акту­ ализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

тестовая работа по теме политические партии и общественно - политические движения (приложение1)

III . Этап выявления места и причины затруднения

Нет ничего могущественнее слова. Ряды сильных доводов и высоких мыслей невозможно прорвать. Слово разит свирепых, и рушит крепости. Это невидимое оружие. Без него мир принадлежал бы грубой силе.
(А. Франс)

Нет ничего сильнее обнародованного слова.
(А. С. Пушкин)

Что объединяет данные высказывания?

В каком институте политической системы наиболее ярко проявляется сила слова?

IV . Построение проекта выхода из затруднения

СМИ и информация

Роль СМИ в политике

V . Этап реализации построенного проекта

1. Работа над понятиями ( информация, СМИ)

- Вставить пропущенные слова

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

- Выделить способы распространения информации. (радио, телевидение, интернет, социальные сети, газеты). Каким понятием ыА объединяем данные способы (средства массовой информации)

3. Выделите ассоциации понятия СМИ – высказывание обучающихся

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

4. «СМИ – представляют собой учреждения, занимающиеся сбором, анализом,

открытой, публичной пе­редачей различной информации для широких слоёв

населения с помо­щью специальных технических средств.

- Отличительные признаки СМИ (выделить на основе понятия)

1) Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специаль­ных технических средств.

2) Потребители – широкие слои населения.

3) Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в интернете и др.).

4) Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.

5) Движение основного информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю.

2. Функции СМИ

Для чего необходимы СМИ в государстве (обучающиеся заполняют таблицу)

Удовлетворение потребности населения в ин­формировании

Формирование обще­ственного мнения

Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрыты­ми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением.

Образование и социали­зация граждан

Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентировать­ся в сфере политики, понимать суть происходя­щих процессов, оценивать те или иные события.

Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, пред­отвращая, возможно, ещё большие злоупот­ребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. не­подконтрольных государству.

Выражение обществен­ных интересов

Выявление актуальных проблем, формулирова­ние интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти воз­можность получатьинформацию о реальных настроениях населения

Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и дру­гими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения.

- Работая с документами определите отношение закона к СМИ

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

–Объяснить ст. Конституции.

3. Проблема формирования общественного мнения СМИ, манипуляции сознанием в современном мире

Мы живем в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?

Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.

Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Вывод: Необходимость критически воспринимать информацию СМИ

VI . Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Объяснить высказывания

Средства массовой информации не меннее опасны, чем средства массового уничтожения.

Сергей П. Капица

VII . Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни современного демократического общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести до телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

Читайте также: