Средний школьный возраст изобразительная деятельность

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Возрастные особенности младших школьников в сфере изобразительной деятельности

Младший школьный возраст (7-8 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

В начале учебного года первоклассники рисуют все предметы на одной горизонтальной линии. Причем человек и дом даются во фронтальном изображении, а машина и животные – в профильном.

Во 2-м классе в детских рисунках появляются некоторые изменения. Обучающиеся начинают лучше чувствовать форму, линию, больше внимания обращают на цвет и на расположение предметов на листе бумаги. Более близкие предметы на бумаге располагаются ниже, чем удаленные, предметы в пространстве рисуются с кажущимся уменьшением по мере удаления от зрителя. Постепенно обучающиеся 2-го класса к концу учебного года переходят на другую ступень развития, которую можно назвать ступенью правдоподобного изображения. Перестройка изобразительной деятельности у младших школьников заключается в переходе от рисунка – описания и перечисления отдельных деталей к рисунку – изображение предметов в более или менее точном соответствии с его реальной видимостью.

В технических приемах изображения школьник переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого (задуманного) закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения.

Учащиеся второго класса способны не только увидеть, но и выразить при помощи цвета настроение светлой радости, тихой грусти или состояние тревожного беспокойства.

Учащиеся 4-го класса активно осваивают работу красками и кистью, графическими материалами, учатся пользоваться линией, пятном, то есть получают и отрабатывают те основы мастерства, которые позволяют им чувствовать, себя более уверенно на следующем этапе обучения.

Таким образом, изобразительная деятельность доступна каждому обучающемуся, в том числе и детям младшего школьного возраста, независимо от степени их одаренности.

Приобщение учащихся к красоте, открытие в них способности чувствовать прекрасное, привитие колористической культуры – долгий процесс, состоящий из определенных, вытекающих друг из друга шагов.

Без знаний особенностей изобразительной деятельности младших школьников нельзя грамотно выстроить комплекс учебно-творческих заданий, которые способствовали развитию творческой индивидуальности в изобразительной деятельности обучающихся.

Таким образом, к моменту обучения во втором классе обучающиеся обладают:

- любознательностью, яркостью воображения;

- длительным, устойчивым вниманием;

- достаточно развитой наглядно-образной памятью;

- остротой и свежестью восприятия, но не умеют еще управлять самостоятельно им;

- не могут самостоятельно анализировать натуру и явления природы.

К моменту обучения, в третьем классе обучающиеся обладают ценнейшим качеством культуры зрительного восприятия – умением всматриваться в окружающий мир, понимать замысел художника, следовательно, глубже понимать саму жизнь.

Брызгов Н.В. Функции цвета в различных видах искусства // Искусство и образование. 2009. №.4(60). С. 5 –12.

Велтистов М. Е. Развитие творческого воображения ребенка в изобразительной деятельности // Одаренный ребенок. 2008. №.6. С. 34 – 48.

Велтистов М. Е. Философские и психолого-педагогические условия подготовки художника-педагога к развитию творческого воображения учащихся // Одаренный ребенок. 2009. №.2. С. 28 – 45.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.С 181 – 185, С. 277 – 300.

Иванова О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка. - С-П: Речь, 2009.

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства.- М.: Творческий центр,1993.

Коломенский Е.А. Психологическая наука – школе. М.: Просвещение, 1988.

Коротеева Е. И. Восприятие цвета в развитии художественно – творческих способностей школьников // Искусство в школе. 1996. №2. С. 42 – 45.

Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник для 2 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976.

Лахути, М.Д. Универсальное пособие для детей и взрослых. – М.: Росмен, 2002.

Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992.

. Лопатина И.А. Роль эмоций в творчестве // Одаренный ребенок. 2008. №.4. С. 13 – 19.

Мелик – Пашаев А.А. Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке, М.: Просвещение, 2009.

Михайлова Т. Чувство и цвет //Искусство в школе. 2010. №1. С. 39 – 40.

Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: AKADEMA , 2000. С. 249-321.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: AKADEMA ,1981.

Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.

Неменский Б.М.Изобразительное искусство. Методическое пособие 1 -4 классы. – М.: Просвещение, 2010.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка РАН

Институт русского языка им. В.В. Виноградова М., 1999.

Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2006.

Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с зпр, С-П.: Речь. 2007.

Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Питер, 2001. 216 с.

Ульянова Н.С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников. Об уроках изобразительного искусства // Искусство и образование. 2005. № 5(37). С. 29 – 33.

Чарнецкий Я . Я . Изобразительное искусство в школе продленного дня. Б-ка учителя изобразительного искусства.- М.: Просвещение 1991. 159 с.

Шутова Т.В. Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства // Искусство и образование. 2004. №.6. С. 32 – 34.

Будучи одновременно и продуктом и процессом игры, детский рисунок, по мнению М.Н. Нестерова, ценен вдвойне, т.к. является отражением внутреннего мира ребенка и к тому же единственным документом, нарисованным рукой самого ребенка, самой верной фиксацией сложных переживаний.

В эволюции изображения формы в детских рисунках установились 4 ступени.

До 4 лет - период каракуль.

1 ступень (4-6лет)ребенок рисует схематически то, что знает о предмете, а не то, что видит. Дошкольный и младший школьный возраст некоторые авторы (А.Б. Бакушинский, И.П. Сакулина, В.А. Фаворский) рассматривают как период преимущественно двигательного (а не зрительного, как в дальнейшем) освоения действительности. Изобразительная деятельность детей этого возраста характеризуется большой динамикой образов: художественный замысел на этапе претворения в материале мгновенен, зыбок, повержен трансформации, стремится вобрать в себя различную информацию, идущую извне. Сам характер детского рисования, как процесса игры, способствует увеличению числа сюжетов и персонажей по мере воплощения первоначального замысла на листе бумаги.

Все это определяет приемы стимуляции художественного замысла, которыми пользуется педагог:

1. Емкий, с оттенком юмора, рассказ педагога, направленный в основном на обострение внимания и наблюдательности детей, помогающим им выделять и оценивать интересные колоритные моменты окружающей среды.

2. Рассказ педагога, стимулирующий у детей образные реакции (пластика движения рук, имитирующих движение веток деревьев, звуки, имитирующие завывание ветра, шум бури и т.п.). В свою очередь, это стимулирует художественный замысел в детском рисунке.

3. Чтение ритмичных стихов, сюжет которых насыщен динамическими действиями и характеризуется повествовательностью.

4. Пение, рассказы самих учащихся также создают активную основу для возникновения замысла.

5. Демонстрация рисунков учащихся старших детей, рождающаяся у детей активную реакцию.

6. Фактура и цвет художественного материала, силуэт графической линии, характер цветового подмалевка, рождающие всевозможные зрительные ассоциации, также способствует развитию замысла в определенном направлении.

2 ступень (7-9 лет) - в рисунке можно обнаружить визуальные признаки формы. Характерна большая в сравнении с предыдущим периодом композиционная завершенность. Воплощенный замысел (в условиях педагогического руководства изобразительной деятельностью) уже предполагают какую-то интеграцию последовательных впечатлений. На смену сверхдинамичному восприятию деятельности, адекватно реализующемуся в рисовании-игре, постепенно приходит преимущественно зрительная установка восприятия окружающего мира. Техника выполнения рисунков обычно однообразная, преобладает жесткая линейность их изображения, цвет очень часто используется как обозначение, а не цветовое выражение формы. Младшие школьники игнорируют реальный цвет изображаемых объектов. Отдают предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, в основном теплой части спектра. Цвет в представлении ребенка становится насыщеннее, чем в восприятии.

Приемы стимуляции художественного замысла:

1. Чтение поэтических строк, дающих большой простор воображению слушателя, что способствует рождению собственной трактовки образа в художественных замыслах учащихся.

2. Звучание музыки, которое иногда является стимулом, определяющим сам характер изображения, а иногда только фоном, сопровождающим деятельность.

3. Демонстрация слайдов репродукций произведений художников с яркими, контрастными, эмоционально-выразительными образами, а также демонстрация подлинников (живописи, графики, скульптуры) направленная на освоение как образности, так и языка художественной выразительности каждого конкретного вида искусства.

4. Восприятие и изучение под определенным углом зрения живой натуры.




5. Стимуляция образа при помощи линии произвольного цветового пятна, побуждающих к развитию замысла в определенном направлении.

6. Совместная работа ребенка с педагогом по освоению графических и живописных упражнений, направленных на раскрытие выразительных возможностей различных художественных материалов.

7. Изучение вспомогательного материала по архитектуре, костюму, декоративно-прикладного искусства, и т.д. позволяющее более успешно воплотить темы определенных заданий.

С возрастом появляется стремление детей к наиболее адекватному решению цветовой характеристики образа, подаче формы, пропорций.

Уровень изобразительных умений детей зависит от качества представлений о реальных вещах. В начальных классах изобразительная деятельность отвечает широким познавательным, творческим интересам детей. Она охватывает все наиболее существенные стороны интеллектуальной жизни ребенка. Главное здесь разностороннее, целостное познание мира и овладение доступными для детей формами отражения их знаний и представлений о нем.

Основные учебно-воспитательные задачи в этом возрасте:

Развитие эмоциональности, эстетического восприятия действительности, творческой активности и инициативы, обучение умению сроить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами, обучение доступным их возрасту основам изобразительных умений, приемам пользования графическими и живописными материалами, ознакомление с разными видами ДПИ.

Виды работ:

1. Композиция на темы.

2. Рисование и живопись отдельных предметов по памяти, наблюдению с натуры - имеет творческий характер.

5. Знакомство с искусством.

3 ступень (10-11 лет) ребенок воспринимает объективный мир плоскостно, поэтому рисует плоские изображения формы. Полный переход к зрительному реализму к 12 годам.

Будучи одновременно и продуктом и процессом игры, детский рисунок, по мнению М.Н. Нестерова, ценен вдвойне, т.к. является отражением внутреннего мира ребенка и к тому же единственным документом, нарисованным рукой самого ребенка, самой верной фиксацией сложных переживаний.

В эволюции изображения формы в детских рисунках установились 4 ступени.

До 4 лет - период каракуль.

1 ступень (4-6лет)ребенок рисует схематически то, что знает о предмете, а не то, что видит. Дошкольный и младший школьный возраст некоторые авторы (А.Б. Бакушинский, И.П. Сакулина, В.А. Фаворский) рассматривают как период преимущественно двигательного (а не зрительного, как в дальнейшем) освоения действительности. Изобразительная деятельность детей этого возраста характеризуется большой динамикой образов: художественный замысел на этапе претворения в материале мгновенен, зыбок, повержен трансформации, стремится вобрать в себя различную информацию, идущую извне. Сам характер детского рисования, как процесса игры, способствует увеличению числа сюжетов и персонажей по мере воплощения первоначального замысла на листе бумаги.

Все это определяет приемы стимуляции художественного замысла, которыми пользуется педагог:

1. Емкий, с оттенком юмора, рассказ педагога, направленный в основном на обострение внимания и наблюдательности детей, помогающим им выделять и оценивать интересные колоритные моменты окружающей среды.

2. Рассказ педагога, стимулирующий у детей образные реакции (пластика движения рук, имитирующих движение веток деревьев, звуки, имитирующие завывание ветра, шум бури и т.п.). В свою очередь, это стимулирует художественный замысел в детском рисунке.

3. Чтение ритмичных стихов, сюжет которых насыщен динамическими действиями и характеризуется повествовательностью.

4. Пение, рассказы самих учащихся также создают активную основу для возникновения замысла.

5. Демонстрация рисунков учащихся старших детей, рождающаяся у детей активную реакцию.

6. Фактура и цвет художественного материала, силуэт графической линии, характер цветового подмалевка, рождающие всевозможные зрительные ассоциации, также способствует развитию замысла в определенном направлении.

2 ступень (7-9 лет) - в рисунке можно обнаружить визуальные признаки формы. Характерна большая в сравнении с предыдущим периодом композиционная завершенность. Воплощенный замысел (в условиях педагогического руководства изобразительной деятельностью) уже предполагают какую-то интеграцию последовательных впечатлений. На смену сверхдинамичному восприятию деятельности, адекватно реализующемуся в рисовании-игре, постепенно приходит преимущественно зрительная установка восприятия окружающего мира. Техника выполнения рисунков обычно однообразная, преобладает жесткая линейность их изображения, цвет очень часто используется как обозначение, а не цветовое выражение формы. Младшие школьники игнорируют реальный цвет изображаемых объектов. Отдают предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, в основном теплой части спектра. Цвет в представлении ребенка становится насыщеннее, чем в восприятии.

Приемы стимуляции художественного замысла:

1. Чтение поэтических строк, дающих большой простор воображению слушателя, что способствует рождению собственной трактовки образа в художественных замыслах учащихся.

2. Звучание музыки, которое иногда является стимулом, определяющим сам характер изображения, а иногда только фоном, сопровождающим деятельность.

3. Демонстрация слайдов репродукций произведений художников с яркими, контрастными, эмоционально-выразительными образами, а также демонстрация подлинников (живописи, графики, скульптуры) направленная на освоение как образности, так и языка художественной выразительности каждого конкретного вида искусства.

4. Восприятие и изучение под определенным углом зрения живой натуры.

5. Стимуляция образа при помощи линии произвольного цветового пятна, побуждающих к развитию замысла в определенном направлении.

6. Совместная работа ребенка с педагогом по освоению графических и живописных упражнений, направленных на раскрытие выразительных возможностей различных художественных материалов.

7. Изучение вспомогательного материала по архитектуре, костюму, декоративно-прикладного искусства, и т.д. позволяющее более успешно воплотить темы определенных заданий.

С возрастом появляется стремление детей к наиболее адекватному решению цветовой характеристики образа, подаче формы, пропорций.

Уровень изобразительных умений детей зависит от качества представлений о реальных вещах. В начальных классах изобразительная деятельность отвечает широким познавательным, творческим интересам детей. Она охватывает все наиболее существенные стороны интеллектуальной жизни ребенка. Главное здесь разностороннее, целостное познание мира и овладение доступными для детей формами отражения их знаний и представлений о нем.

Основные учебно-воспитательные задачи в этом возрасте:

Развитие эмоциональности, эстетического восприятия действительности, творческой активности и инициативы, обучение умению сроить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами, обучение доступным их возрасту основам изобразительных умений, приемам пользования графическими и живописными материалами, ознакомление с разными видами ДПИ.

Виды работ:

1. Композиция на темы.

2. Рисование и живопись отдельных предметов по памяти, наблюдению с натуры - имеет творческий характер.

5. Знакомство с искусством.

3 ступень (10-11 лет) ребенок воспринимает объективный мир плоскостно, поэтому рисует плоские изображения формы. Полный переход к зрительному реализму к 12 годам.

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков.

ВложениеРазмер
uchet_vozrastnyh_osobennostey_v_hudozhestvennom_obrazovanii_i_vospitanii_detey_podrostkovogo_perioda.docx 24.35 КБ
uchet_vozrastnyh_osobennostey_v_hudozhestvennom_obrazovanii_i_vospitanii_detey_podrostkovogo_perioda.docx 24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учёт возрастных особенностей

в художественном образовании и воспитании детей подросткового возраста

Психологические особенности творческой деятельности подростков

Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее доступных средств самовыражение ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Детский рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Также как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты.

В. С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребёнку передавать предметный мир вначале по – своему, и лишь позже – по принятым изобразительным законам.

Характер художественно – творческой деятельности подростков получил многостороннее освещение в трудах Л. С. Выготского, Г. В. Лабунской, Б. П. Юсова и др. Учёные доказали, что художественно – творческая деятельность ребёнка находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею.

В 10 – 11 лет развитие рисунка в общих чертах заканчивается, и в последующие годы происходит лишь его совершенствование. Изобразительная деятельность естественна для ребёнка, близка, приятна ему, не требует волевых и интеллектуальных усилий. Благодаря этому у ребёнка не появляются тревожные переживания, напряжение. Таким образом, занятия рисованием способствуют интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребёнка думать, анализировать, сравнивать, сочинять и воображать.

Занятия декоративно-прикладной деятельностью

в эстетическом воспитании подростков

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития, т.е. формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно ещё важно потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным, которое развивает в ребёнке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребёнку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Воспитательная сила искусства заключается в том, что оно заставляет ребёнка глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Это содействует умственному развитию, которое обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребёнка. Совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, умение планировать свою деятельность. Практическое мышление также развивается через представления и образное мышление в таких видах деятельности, как рисование, конструирование.

Соединение изобразительного искусства и декоративно-прикладной деятельности и цирка производит особое воспитательное воздействие на ребёнка. Выбирая циркового персонажа, выполняя эскизы и рисунки для неё, изготавливая маски, костюмы и декорации, дети общаются друг с другом в коллективном творчестве, вовлекаются в единый процесс, в котором развиваются их эстетические взгляды – чувство прекрасного и безобразного, комического и трагического, вера в добро и справедливость, дружбу. Создавая образы любимых героев, ребёнок выбирает тех, которые наиболее близки его внутреннему миру. Он соотносит героя со своим душевным состоянием, учится находить правильное решение – эта способность может помочь ему в дальнейшей жизни при поиске выхода из трудных ситуаций.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребёнка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребёнка, и продолжает своё становление долгие годы.

Огромную роль в формировании личности учащегося играет среда, в которой он родился и рос, в которой определился его талант. Среда – понятие емкое, в нем все: предки, семья, люди, нас окружающие, культура, природа и т.д. С этой целью, а также с учетом требований современной школы к повышению уровня образования необходимо расширение диапазона образовательных дисциплин, а конкретно – введение в преподавание всех видов искусств.

Изучение искусств должно идти в соответствии с определенными принципами:

Принцип историзма, требующий рассмотрения художественной культуры в широком контексте общественных преобразований;

Принцип целостности, помогающий представить художественную культуру во всем многообразии её форм, способов сохранения, развития и преобразования;

Принцип художественно-эстетической самобытности, основанный на базе определения характерных черт и особенностей какой-либо художественной культуры, её специфической роли в мировом художественном процессе.

Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить.

Развитие художественного восприятия, творчества и практическая деятельность в учебном процессе их содержательное взаимодействие являются одними из главных задач образования детей.

В настоящее время, когда возрождается понимание преобразующей роли культурной среды в становлении личности и общества в целом, особую актуальность приобретает развитие художественного объемно- пространственного мышления. Этот тип мышления является специфической разновидностью умственной деятельности человека, без развития которых в дальнейшем, многие профессиональные задачи не могут быть решены.

Художественное творчество, по мнению психологов и педагогов, имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Изобразительное искусство и художественное конструирование как одни из самых ярких и интересных видов деятельности, позволяют детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение.

Изобразительное искусство, как все виды искусств, находится во взаимоотношениях с человеком на трех уровнях: восприятия окружающей действительности и искусства, изучения искусства и создания произведения искусства.

Известный искусствовед и педагог А.В. Бакушинский в работе, посвященной развитию художественного творчества детей, предлагал не ограничиваться только изображением на плоскости, но и заниматься различного вида конструированием из различных материалов. Выдающийся психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что детское восприятие носит синкретичный характер, т.е. дети соединяют различные виды искусств в единое целое художественное действие.

Дети часто теряют жизненную уверенность из-за неумения выразить свои мысли, изобразительное искусство и художественное творчество играют решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка. Поэтому многие ученые считают, что задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать свои чувства, выбрать средства и способы их выражения.

Декоративно-прикладная деятельность предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Занятия вырабатывают усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, развивают у детей пространственное мышление. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению, как конкретной формы, так и проблемы в целом.

Художественно-творческая деятельность направлена не только на отражение впечатлений, но и на выражение своего отношения к создаваемому. Занимаясь художественным конструированием, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка об орудиях деятельности – карандаш, кисть, ножницы.

Существующие на сегодняшний день типовые программы по изобразительному искусству широко применяют различные материалы для детского художественного творчества и для конструирования.

В наше время тема конструирования сувениров очень актуальна и своевременна. Дети сталкиваются с коллекционированием сувениров, а также дарят их своим близким. Изготовление сувениров на занятиях ИЗО и ДПИ имеет не только обучающее и развивающее значение, но и в немало важной степени имеет воспитательный потенциал. Изготовленный сувенир, который максимально использован с прагматической точки зрения. Не только повышает интерес к занятиям, формирует уважение к творчеству других людей, но и способствует самоутверждению личности детей и подростков, определению их места в коллективе.

Минимум теоретических сведений, который дает основу для декоративно-прикладной деятельности и художественного конструирования:

Общее представление о роли и значении ДПИ и художественного конструирования в современном мире.

Представление о выразительных средствах изобразительного языка ДПИ и художественного конструирования (ритм, симметрия, выделение главного, статика, динамика и т.д.).

Знание того, что любую форму можно расчленить на геометрические фигуры.

Знать, что все предметы окружающего мира выполнены из определенных материалов.

Взаимосвязь между формой и материалом предмета.

Наиболее существенным признаком конструкторской деятельности является целеполагание – то есть более или менее четкое осознание конечной цели работы, того, что должно в результате получиться.

Виды учебного конструирования:

- Конструирование по образцу (по предмету);

- Конструирование по модели;

- Конструирование по заданным условиям (проектирование).

Конструирование по образцу. Образец – это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которой ученики могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством учителя. Образец может быть представлен на уроке в натуральном (вещественном) виде, в виде рисунка или фотографии. Он конкретно позволяет представить все внешние особенности предмета и его устройство во всех необходимых подробностях. Для демонстрации чаще всего используют разборные образцы.

Задача ученика на таком уроке как можно точнее воспроизвести образец. Для того, что бы это сделать необходимо конструкцию внимательно рассмотреть, проанализировать, выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения.

Конструирование по заданным условиям. Это один из самых творческих видов конструирования. В данном случае ребенок должен спроектировать предмет в соответствии с некоторыми условиями: функциональное назначение, размер, материал, оформление и т.д.

Многие занятия предусматривают соединение различных видов конструирования. Типовая схема занятия следующая :


В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развития обучающегося. Педагог может снабдить результативное формирование творческих возможностей школьников, которое считается полноценным элементом воспитательного и образовательного процесса в школе.

Проанализировано понятие творческой активности рассмотрены проблемы формирования творческой активности обучающихся в ходе изучения композиции на занятиях художественной деятельностью, показана в образовательной программе дополнительного образования школьника, ее специфика (художественно-эстетическая устремленность, вариативность).

Ключевые слова: активность, творчество, станковая композиция, программа дополнительного образования, творческий потенциал

В настоящее время вопрос развития и формирования творческой активности, обучающихся один из важных в педагогической науке. Она сопряжена с необходимостью современного общества в личности умственно и творчески развитой, которая способна к преображению окружающей реальности, к самоорганизации, самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию. Активность в творческой сфере личности представляет собой качество, которое основывается на внутренней необходимости в познании и проявляется в результативной деятельности [6, c. 78].

Таким образом, заказ общества на творческую личность, деятельно участвующую в случающихся в стране преобразованиях, определяет потребность в вырабатывание принципиально новых подходов к исполнению воспитательно-образовательного процесса, содействующего развитию, формированию и совершенствованию творческих возможностей, обучающихся среднего школьного возраста [8, c. 34].

Изучению этой проблемы посвящены труды В. Н. Банникова, Н. В. Гросул, В. А. Горского, Л. Г. Савенковой, А. С. Хворостова, Л. В. Школяр и др. В современных обстоятельствах в концепции дополнительного образования особенное внимание уделяется воспитанию художественного и эстетического потенциала подрастающего поколения. Существенным элементом подобного воспитания считается активность творчества школьников [11, c. 298].

Основной задачей художественного образования считается сохранение традиций русской академической школы и знакомство с ее базовыми принципами в детских школах искусств. Станковая композиция считается основным предметом в течение всего курса обучения в ДХШ. От правильно избранной методики преподавания композиции зависит успех обучения школьников изобразительному искусству и подготовки их к последующему поступлению в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Значение этого предмета сложно переоценить. Он дает возможность развивать творческое мировоззрение и формирует образное мышление, содействует раскрытию и формированию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и формированию их художественного вкуса. Станковая композиция — предмет весьма сложный для освоения, потому в ходе обучения детей и подростков в особенности значительна роль педагога — его грамотность, умение заинтересовать обучающихся и донести до них важность знания основ композиции в их дальнейшей творческой жизни. Подобное лидерство, безусловно, предполагает постоянное самообразование и творческую деятельность самого педагога над совершенствованием методики и своих профессиональных компетенций [9].

В основание нашего изучения находится гипотеза о том, что развитие активности творчества, учащихся на занятиях по композиции будет успешным, если [1, c. 168]:

‒ творческая активность, как активность особенного рода по исполнению эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя через опосредствующее звено — художественное произведение, выступает педагогическим средством организации художественно-творческой активности учеников на занятиях по художественному искусству;

‒ применяется организованная система занятий вырабатывания творческой активности в течение обучения художественному искусству, которая включает поэтапную систему его формирования и соответственные каждому этапу технологии.

‒ внедрятся в образовательный процесс внеурочная программа, с помещением музеев города, мастерских художников, мастер-классов, музейных крестов, творческих выставок, театров живописи и. т.д.

‒ программа вариативная, комплексная, содержит в себе занятия по современным типам художественного искусства, таким как коллаж, витраж, декупаж, батик, мозаика, пэчворк, линогравюра, силуэтное вырезание, вышивка и т. д.

Большой возможностью в этой сфере обладает, по нашему мнению, художественная школа. Базируясь на своем опыте и анализируя включение обучающихся в активную творческую деятельность, мы обозначили следующие педагогические критерии развития способностей творчества учеников школьного возраста в рамках дополнительного образования [4, c. 343]:

‒ поэтапный характер организации воспитания способностей творчества учеников в условиях художественной школы, гарантирующий продуктивность деятельности творчества школьников и их умственного формирования;

‒ разумное соединение разных организационных форм творческой деятельности, стимулирующее формирование коммуникативно-творческих умений и навыков обучающихся, а также навыков самоуправления и саморегуляции;

‒ снабжение вариативности и возможности выбора учениками направлений, форм и методов реализации деятельности творчества в соответствии с их интересами и нуждам, содействующее формированию их творческой активности и самостоятельности.

Мы полагаем, что выделенные педагогические условия не только гарантируют адекватный уровень сформированности творческих возможностей обучающихся, но и будут содействовать достижению более значительной степени формирования их личности по сопоставлению с другими учениками.

Занятия по композиции обращены на формирование у обучающихся самостоятельных художественных замыслов, которые возникают в ходе деятельности с разными материалами, притом материал со свойственными ему свойствами считается отправной точкой для формирования художественной идеи.

Знакомство со средствами выражения и языком образов художественного искусства содействуют проявлению у школьников неординарных разновидностей композиций. Условность языка станковой композиции учитывается в курсе подготовительных заданий — упражнений, обращенных на решение проблемных ситуаций, на деятельность с заданиями, отправными формами, которые дают возможность помочь в выполнении изображения, непременным условием считается выработка и формирование эскиза работы.

Педагогическими условиями успешного преподавания станковой композиции считаются [5, c. 21]:

‒ выход за границы одного вида искусства;

‒ активное подключение в классические формы обучения современных, игровых и проектных средств деятельности;

‒ обращение к региональной (близкой) художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировым художественным процессом.

Образующие оценки работ: первое — талантливость к овладению материалом (стремительное получение нужных навыков в деятельности с материалом, наблюдательность); второе — художественный вкус; активность в решении определенной задачи; третье — установление новых приемов решений, комбинаций (активность, самостоятельность, инициативность); пятое — демонстрация эмоционально-волевой сферы личности в деятельности (аккуратность).

Критерии нахождения интереса можно подразделить на две группы: процессуальную и результативную. Процессуальная группа критериев дает возможность установить интерес в ходе работы. Это подобные критерии, как [2, c. 67]: эмоциональная чувствительность; художественная проницательность, активность подключения в работу; отношение к поиску и исследованию; отношение к сложностям, появившимся в ходе работы; продолжительность хода работы.

Формирование творческих способностей идет в течение индивидуальной жизни, а среда и воспитание их функционально развивают. В то же время применение проектной деятельности может существенно увеличить творческую активность учеников, привить интерес к творческому поиску, сформировать навыки созидания и самореализации. Проектная деятельность занимает особенное место в формировании творческих способностей. Ей свойственны компоненты творчества и новизны. В процессе планирования и исполнения, систематически усложняющихся проектов формируются логическое мышление, воображение, развивается интерес к труду, нарабатывается творческий опыт.

Таким образом, композиция считается основным предметом на протяжении всего курса обучения в Детской художественной школе, потому, что как раз данный предмет непосредственным образом должен влиять на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их, т. е. формировать то, без чего не может состояться художник. Она помогает развитию творческого мировоззрения и формирует художественное, образное мышление, прививает умение видеть и понимать жизненные явления, содействует раскрытию и формированию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и формированию их художественного видения, что считается главными задачами обучения [9].

В течении одного и того же процесса обучения у одних людей развивается шаблонное мышление, а у остальных вырабатывается индивидуальный творческий стиль мыслительной деятельности. Потому для педагога в первую очередь нужно вовремя обнаружить и сформировать творческие способности личности каждого учащегося.

В процессе ведения работы над композицией у преподавателя должен быть постоянный контакт с учащимися. Учащиеся должны уметь анализировать работы мастеров и своих одноклассников, учиться друг у друга. Необходимо проведение индивидуальных консультаций и коллективных обсуждений композиционных работ. Практика показывает особенную значительность последовательного ведения работы над композицией. При твердом, но в то же время тактичном преподавательском контроле соблюдения всех этапов деятельности и сроков их выполнения, обучающийся неизбежно достигает позитивного результата, вследствие чего в итоге работы у ученика появляется чувство удовлетворения, желание развиваться и совершенствоваться.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, творческая активность, станковая композиция, формирование, художественное искусство, изобразительное искусство, занятие, творческая деятельность, образное мышление, образовательный процесс.

Читайте также: