Сравнительная характеристика педагогических технологий начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

• •полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

• •индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

• •содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• •поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

• •партнерство с семьей;

• •приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• •формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• •учёт этнокультурной ситуации развития детей;

• •обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:

Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста:

-Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

-Восприятие художественной литературы и фольклора;

-Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

-Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

-Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

-Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребё нка дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Структура основной программы включает

три основных раздела (целевой, содержательный, организационный).

1 Целевой раздел.

Цели и задачи программы

.Принципы и подходы к формированию программы

Планируемые результаты освоения ООП ДО.

2 Содержательный раздел.

Содержание образования по пяти образовательным областям.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы.

Коррекционная работа в ДОО

3. Организационный раздел

Организация образовательной деятельности в режимных моментах

Особенности организации предметно – пространственной среды

Материально – техническое обеспечение программы

Каждый из трех основных разделов включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса

В соответствии с ФГОС данная программа учитывает интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности и интересы дошкольников.

Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

- В Программе реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из образовательных областей) .

Дополнительная часть (региональный компонент) .

Библиотеку Программы составляют более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение.

В дополнительной части Программы предложены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами развития дошкольников:

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

Основная идея программы – социализация ребенка, т. е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей. В центре программы поставлен ребенок и его физическое и эмоциональное здоровье.

Самопознание ребенка активно лоббируется.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе.

Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от- ношения ко всем воспитанникам, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Вывод: мне понравились обе технологии, так как они разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Главной задачей, стоящей перед авторами Программ является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программ — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения.

Для достижения целей обеих Программ первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от- ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны- ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества программа

1. все возрастные категории: младенческий возраст (от рождения до года,

ранний возраст, (от 1года до 3лет,

дошкольный возраст (от 3до7лет). образования.

2. Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:

3. Наличие отдельных разделов:

Описание форм, способов и методов работы

Коррекционная работа в ДОО.

Материально - техническое обеспечение.

Кадровые условия реализации Программы

Развитие игровой деятельности.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Важным преимуществом Программы является наличие приложений с подробными перечнями:

Примерное комплексно – тематическое планирование.

Примерный список литературы и т. д.

Примерный музыкальный репертуар

Список нормативных документов

4. Достоинством программы является то, что она обеспечена полным учебно - методическим комплектом, включающим методические пособия по всем направлениям развития ребенка, пособия по инклюзивному образованию.

Анализ педагогических технологий Современные образовательные технологии. (сравнительная характеристика). 1. Технология исследовательской деятельности. Концептуальные основы.

Анализ педагогических технологий Анализ проблемы состоит из следующих мыслительных шагов: Предварительное описание проблемной ситуации; Вычленение конкретной задачи из.

Использование современных педагогических технологий в валеологическом просвещении дошкольников Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых.

Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР СРАВНТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель сравнительного анализа: выявление технологии, которая формирует устойчивую мотивацию к учебной деятельности и обеспечивает саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.

Те проблемного обучения

Те развития критического мышления

создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельность учащихся по их разрешению

развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности

обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий

овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей

развитие мыслительных навыков обучающихся,

усвоение знаний и формирование умений

1. Создание учебной проблемной ситуации (реальной или формализованной) с целью возбудить у учащихся интерес к данной учебной проблеме и мотивировать целесообразность ее рассмотрения.

Постановка познавательной задачи (или задач), возникающей из данной проблемной ситуации, четкая ее формулировка.

Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу, обсуждение возможностей моделирования ее условия или замены имеющейся модели более простой и наглядной.

Процесс решения поставленной задачи (обсуждение задачи в целом и деталях, выявление существенного и несущественного в ее условиях, ориентация в возможных трудностях при ее решении, вычисление подзадачи и последовательность ее решения, соотношение данной задачи с имеющимися знаниями и опытом. Разработка возможных направлений решений основной задачи, отбор, воспроизведение известных теоретических положений, могущих быть использованы в указанном направлении решения задачи, сравнительная оценка направления решения и выбор одного из них, разработка плана решения задачи в выбранном направлении и его реализация в целом, детальная реализация плана решения задачи и обоснование правильности всех шагов возникающего решения задачи).

Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания.

Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.

Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.

Подведение итогов проделанной работы, выявление существенного в содержании, способах решения, результатах, обсуждение возможных перспектив применения новых знаний и опыта.

Трехфазная структура урока:

Задачи фазы вызова: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла

Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

Формы, методы и средства

постановка учебной проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

побуждающий к гипотезам диалог

подводящий диалог от проблемы

подводящий диалог без проблемы

сопоставление альтернативных точек зрения

разные виды парной и групповой работы

публикации письменных работ учащихся

метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

Изменение содержания и (или) структуры учебного материала;

Поощрение познавательной активности учащихся.

направляет усилия учеников в определенное русло

сталкивает различные суждения

создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

1) создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек); 3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; 4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации.

Ребенок становится активным участником образовательного процесса  находит требующуюся информацию в различных источниках;

 критически осмысливает информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

 систематизируетинформацию по заданным признакам;

 переводит визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

 видоизменяет объем, форму, знаковую систему информации;

 находит ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

 длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Применение технологий на уроках

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки

Обсуждают свои результаты

Самое гордое слово в русском языке.

Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно.

Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может обрастать ворохом смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне.

Но есть в русском один очень хитрый суффикс: - иссимус

Конечно, это суффикс "приезжий", не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, "женятся" на русских корнях, дружат с русскими приставками.

А вот "- иссимус" не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.

1. Угадайте что это за слово.

2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?

3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.

Положительные моменты использования технологии

активизация развивающего потенциала обучения;

самостоятельная поисковая деятельность;

высокий познавательный уровень;

личностная включенноть всех участников в процесс обучения;

практическая направленность процесса обучения.

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст .

- работать с потоком информации ;

- ясно и конкретно выражать свои мысли ;

- работать в группе , выстраивать взаимоотношения в коллективе .

 Повышается мотивация обучения у обучающихся;

 Развиваются интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Вывод: применение элементов каждой из данных технологий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений обучающихся, их нравственного потенциала, формирует устойчивую мотивацию к учебной деятельности и обеспечивает саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.

Следует отметить, что в высшей школе на протяжении веков традиционно доминировала сначала лекционная, а затем лекционно-практическая методика обучения, характерными элементами которой являются:

— лекция как основная форма передачи большого объема систематизированной информации, которая должна быть ориентировочной основой для самостоятельной работы студентов;

— семинарско-практические занятия — форма организации, углубление, расширение, закрепления учебного материала, использование его на практике и для контроля знаний, полученных на лекции и в процессе с самостоятельной работы

— основой обучения является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента;

— учебная группа — форма организации студентов, постоянный состав которой сохраняется на протяжении всего периода обучения в вузе;

— учебный год, обычно делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы;

— завершается обучение в высшем учебном заведении государственными экзаменами, и (или) защитой дипломной (выпускной) работы Традиционная система обучения более или менее удовлетворяла общественные потребности, однако конец ХХ — начало XXI века ознаменовались революционными социально-экономическими, информационными изменениями, которые требовали кардинальных изменений в образовательном среде.

Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, на наш взгляд, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии. , Мы полагаем, что сравнительный анализ позволит выделить как положительные, так и отрицательные стороны технологий, используемых в разные исторические периоды, а, значит, поможет педагогам более осознанно подходить к проблеме их выбора.

Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной науке этот термин употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы обучения. Мы, в свою очередь, придерживаемся точки зрения, согласно которой, педагогическая технология – это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели .

К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70–90-ые гг.).

Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях .

Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностические направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.

Теперь перейдем к описательному анализу традиционных и инновационных педагогических технологий, который будет базироваться на следующих критериях:

1. Краткая характеристика технологии;

2. Составные элементы технологии;

3. эффективность использования технологии.

Заключительная составляющая анализа будет представлена в виде выводов по рассматриваемой проблеме.

Итак, обратимся к краткому рассмотрению традиционных педагогических технологий, к которым относятся: формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение), обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии и др. .

Формирующая технология

(традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)

1. Как следует из названия, данные технологии представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе лежит информирование, фактологическое просвещение учащихся, построенное на организации репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

3. Что касается эффективности технологий такого типа, то можно отметить, что она экономична, ее применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у учащихся большой объем знаний и умений. Именно это и привлекает педагога.

Обобщенная технология развивающего обучения

1. В основе технологии – способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей.

2. Составные элементы этой технологии –

1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности);

2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения;

3) рефлексивная деятельность учащихся;

4) активно-деятельностная позиция школьника;

5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.

3. Процесс развития ребенка длителен и требует больших затрат педагогических сил и времени. Эта проблема решается с помощью технологии развивающего обучения.

Проектная технология (метод проектов)

1. Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

2. Элементы технологии представлены достаточно широко. Выделим основные фазы:

2) избрание проблемы: самостоятельное формулирование проблемы и определение целей исследования;

3) формулирование подтем (проблем): определение круга вопросов, консультирование;

4) планирование работы: обсуждение, принятие проблем;

5) Осуществление проекта;

6) Представление проекта: демонстрация результата, появление новых вопросов, прогнозирование новых проблем;

7) Оценка проекта: оценка со стороны, самооценка, выявление успехов и неудач.

3. Особенно эффективной данная технология является в системе профессионального образования.

Игровые технологии

2. Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно -деятельностные, инновационные игры .

1. Дебаты – это позиционная технология, использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.

2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.

2. Этапы создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает: индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.

3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т.к. развивает практическое мышление.

Технология проблемного обучения

1. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность учащихся по творческому разрешению проблем. Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.

2. Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций:

учитель сам подводит школьников к противоречию, предлагая им решить проблему;

педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон;

ставит конкретнее вопросы и др.

К методам проблемного обучения относятся: проблемное изложение и исследовательские методы.

3. В ходе решения проблемных ситуаций ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия.

2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.

3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.

Итак, мы привели краткое описание традиционных и современных педагогических технологий. Теперь представим результаты сопоставительного анализа, которые можно получить на основе внимательного изучения вышеописанных технологий.

Технология коммуникативного обучения

Этот подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором обучающийся активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, выслушивает и понимает альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, ведёт поиск оснований для общей позиции, формулирует истинную точку зрения. Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как дискуссионный.

Технология проблемно-поискового обучения

Особенностью данного подхода является реализация идеи “ обучение через открытие”. В рамках этого подхода обучающийся должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом обучающийся может опираться в своей деятельности на цикл познания, строить гипотезы, их проверять, находить верное решение из разнообразных способов.

Методы обучения при проблемно-поисковом подходе: проблемное изложение, исследовательский метод, частично-поисковый.

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как проблемное обучение.

Традиционные педагогические технологии характеризуются:

— ориентацией на научность в изложении материала;

— организационной четкостью педагогического процесса;

— упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);

— учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);

— ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;

— постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.

— шаблонное построение уроков;

— отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;

— трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;

— уравнительный подход ко всем школьникам;

— организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;

— субъект – объектный характер отношений между учителем и учениками;

— ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:

— обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

— обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;

— меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

— формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;

— обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;

— являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

— ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.

Следовательно, современные педагогические технологии, на наш взгляд, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.

Сравнительные особенности традиционного и инновационного обучения.

Две педагогики, две модели учебно-воспитательного процесса.

Параметры сравнения

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты — проекты.

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Проблемные: Проблемного изложения;частично-поисковый, эвристический; исследовательский,рефлексивный

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Продуктивный, творческий, проблемный

Знания — репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность — рефлексия — знания

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности


В основных государственных документах, которые касаются образовательных учреждений, часто фигурируют педагогические технологии. Классификация, таблица, отличительные признаки представлены ниже.

таблица педагогические технологии классификация

Постулаты современного образования

Идеология, используемая в современной школе, предполагает выделение трех основных моментов формирования гармонически развитой личности:

  • поиск эффективных средств для развития подрастающего поколения;
  • превращение школы в перспективный фактор усовершенствования российского общества;
  • совершенствование российской образовательной системы путем внедрения новых образовательных технологий

классификация современных педагогических технологий

Инновации как средство развития российских школ

Что собой представляют педагогические технологии? Классификация (таблица по ФГОС) практически не отличается от классической системы, в ней представлены все те же инновационные методики, применяемые педагогами на разных ступенях обучения школьников. Классно-урочная система занятий предполагает применение учителями определенных программ по предмету, поэтому классификация педагогических технологий обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной учебной дисциплины.

классификация педагогических технологий обучения

Что такое технологии?

Особенности технологий

Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:

  • строгое и однозначное выявление цели обучения;
  • выбор содержания, структурирование материала;
  • оптимальность организации учебной деятельности;
  • приемы, методы, средства обучения.

Кроме того, должна быть учтена квалификация педагога, сформирована объективная методика выставления оценок.

 педагогические технологии классификация таблица в доу

Признаки педагогических технологий

Что представляет собой классификация педагогических технологий по Селевко? В таблице, предложенной автором, учтены определенные признаки:

  • гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения;
  • экономичность резерва учебных часов;
  • оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки;
  • использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники;
  • конструирование и использование различных дидактических пособий и наглядных материалов.

классификация современных педагогических технологий таблица

На что ориентированы педагогические технологии?

  • формирование положительной мотивации к образовательному процессу;
  • интенсификация коммуникативной среды;
  • развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору;
  • охрана здоровья школьников.

Специфика технологий в педагогике

Классификация по ФГОС образовательных технологий в зарубежной и отечественной педагогике осуществляется разными авторами абсолютно по-разному. В связи с тем, что по новым образовательным стандартам на первый план выходит развивающее обучение, то есть, сама личность ребенка, в качестве приоритетных выделяют следующие технологии:

  1. Дифференцированное обучение. Что собой представляют подобные педагогические технологии? Классификация, таблица в ДОУ составлена в учетом психологических особенностей детей, основывается на разноуровневом подходе к каждому малышу. При составлении учебного материала, воспитатель ориентируется на мотивацию познавательной активности своих подопечных. Опытный педагог включает в свою профессиональную деятельность элементы дифференциального подхода, предлагаемого Н. П. Гузиком.
  2. Проектная деятельность. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение данной методики в отдельный блок. Именно в процессе проектирования у современных дошкольников и учеников образовательных учреждений формируется умение работать в команде. Учитель выступает в роли наставника, поэтому подрастающее поколение получает возможность саморазвиваться, понимать свою роль в современном обществе. Ребята, освоившие проектную технологию, более успешны в учебе, они быстрее адаптируются у современных реалиях.
  3. Игровые технологии. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение игры как эффективного средства обучения и воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте. В процессе игровой деятельности ребята получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.

классификация педагогических технологий по селевко в таблице

Проблемное обучение

Данная методика основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Учащиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей.

Применение в современной образовательной системе перспективно-опережающего обучения допускается ФГОС второго поколения. Ребята учатся решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.

Технология педагогических мастерских

Исследования в современной школе

Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий. В условиях школьной лаборатории ребята учатся определять количественное содержание в различных плодах и продуктах аскорбиновой кислоты, выявлять индивидуальные особенности пищевых продуктов. При проведении исследований, в качестве наставника к ребятам прикрепляется педагог. Опытный учитель только сопровождает эксперимент, предоставляет своему подопечному необходимую теоретическую информацию, учит практическим навыкам. Среди инноваций отметим технологию решения изобретательских (исследовательских) задач ТРИЗ. Для того чтобы учащийся мог самостоятельно искать способы решения задачи, поставленной ему педагогом, сначала он изучает научные литературные источники. Вместе с учителем молодой исследователь ставит задачи, определяет актуальность, выдвигает гипотезу своих опытов. Важным этапом в любой проектной и экспериментальной деятельности является обработка полученных результатов, сравнение их с первоначальной гипотезой.

Какова классификация современных педагогических технологий? Таблица, предложенная Селевко, содержит универсальные методики. Они в равной степени подходят для всех образовательных областей. Например, разновидностью ИКТ – технологий являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Ребята получают навыки работы с разнообразными источниками информации, самостоятельно составляют свои образовательные маршруты.

педагогические технологии классификация таблица

Педагогика сотрудничества

С целью реализации гуманно-личностного подхода к ученику, в современных школах создаются все условия для осознанного выбора ребятами направления для своей будущей профессиональной деятельности.

Коллективные творческие дела были особенно популярны во времена существования традиционной советской системы образования. Ребята целыми классами помогали людям пожилого возраста убирать дрова, носить воду. В настоящее время данная технология возвращается в образовательные учреждения в виде волонтерской деятельности. Педагоги вместе со своими воспитанниками стараются бескорыстно помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. МАО (методика активного обучения) представляет собой сумму педагогических приемов и действий, которые направлены на организацию учебной деятельности. С помощью определенных средств создаются условия, которые мотивируют ребят к инициативному, самостоятельному и творческому изучению нового материала в процессе образовательной деятельности.

Нюансы традиционных методик

Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения. В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала. При подготовке к урокам педагог занимается поиском самых эффективных способов изложения новых знаний, наглядности, которая сопровождает его рассказ. Изложение информации, которая определяется границами учебной программы, в основном предполагает монолог педагога. Именно по этой причине часто в учебном процессе появляются многочисленные проблемы:

  • незначительные навыки самостоятельной деятельности школьников;
  • низкая культура общения;
  • отсутствие развернутого полноценного ответа школьников на рассматриваемый вопрос;
  • минимальное внимание аудитории, отсутствие желания работать в команде.

Причина кроется вовсе не в нежелании детей работать и учиться, а в специфике самой педагогической технологии. Учитель вынужден рассказывать материал, предусмотренный учебным планом, ребенок учит информацию, получает за ответ оценку. В класс педагог приходит с готовым заданием, его задача в подчинении класса определенному режиму, вовлечении ребят в учебную деятельность. Ни о каком индивидуальном развитии личности в таком случае речи не идет. Для того чтобы всеми воспитанниками был усвоен минимальный объем информации, происходит многократное повторение материала, используется промежуточный, итоговый виды контроля.

Заключение

Те требования, которые выдвигает современное общество к педагогу, образовательному процессу, предполагают применение инновационных методик и приемов работы. Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают выбор таких методик работы, которые бы способствовали гармоническому развитию школьников. Ушли в прошлое те времена, когда учитель был главным действующим лицом на уроке. ФГОС предполагают активное участие в образовательном процессе самого школьника, помощь ему в поиске эффективных путей для повышения интеллектуального уровня, выбора направления для будущей профессиональной деятельности. Все разновидности образовательных педагогических технологий, классификация по ФГОС которых представлена в ОУ, помогает учителю успешно справляться с задачами, поставленными перед ним Министерством образования РФ.

Читайте также: