Военно космическая деятельность россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Космические войска Вооруженных сил РФ были созданы в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 24 марта 2001 года.

Первые воинские формирования космического назначения были образованы в 1955 году, когда постановлением правительства СССР было принято решение о строительстве научно‑исследовательского полигона, ставшего впоследствии всемирно известным космодромом Байконур.

В 1957 году в связи с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли был создан Командно‑измерительный комплекс управления космическими аппаратами (ныне ‑ Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова, ГИЦИУ КС). В этом же году в городе Мирный Архангельской области было начато строительство полигона, предназначенного для пусков межконтинентальных баллистических ракет Р‑7 ‑ нынешнего космодрома Плесецк.

4 октября 1957 года частями запуска и управления космическими аппаратами был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли "ПС‑1", а 12 апреля 1961 года ‑ запуск и контроль полета первого в мире пилотируемого космического корабля "Восток" с космонавтом Юрием Гагариным на борту. В дальнейшем все отечественные и международные космические программы осуществлялись с непосредственным участием воинских частей запуска и управления космических аппаратов.

В 1964 году для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Министерства обороны СССР. В 1970 году ЦУКОС было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства обороны. В 1982 году ГУКОС и подведомственные ему части были выведены из состава Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и подчинены непосредственно министру обороны.

В 1992 году в соответствии с Указом президента РФ от 27 июля 1992 года были созданы Военно‑космические силы (ВКС) Министерства обороны РФ, в состав которых вошли космодром Байконур, части запуска космических аппаратов полигона Плесецк, Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами. Первым командующим ВКС был назначен генерал‑полковник Владимир Иванов.

В 1997 году согласно Указу президента РФ от 16 июля "в соответствии с потребностями обороны и безопасности, а также реальными экономическими возможностями страны" произошло слияние ВКС РФ с Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) и войсками ракетно‑космической обороны (РКО) Войск ПВО.

В 2001 году в связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России высшим политическим руководством страны было принято решение о создании на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и управления космическими аппаратами, а также войск РКО нового рода войск ‑ Космических войск. 26 марта 2002 года министром обороны РФ был вручен личный штандарт командующему Космическими войсками.

3 октября 2002 года Указом президента РФ введен День Космических войск, отмечаемый ежегодно 4 октября.

Космические войска РФ предназначены для решения следующих задач:

‑ обнаружение начала ракетного нападения на РФ и ее союзников;

‑ борьба с баллистическими ракетами противника, атакующими обороняемый район;

‑ поддержание в установленном составе орбитальных группировок космических аппаратов военного и двойного назначения и обеспечение их применения по целевому назначению;

‑ контроль над космическим пространством;

‑ обеспечение выполнения Федеральной космической программы России, программ международного сотрудничества и коммерческих космических программ.

В состав Космических войск входят объединение ракетно‑космической обороны (РКО), Государственные испытательные космодромы Министерства обороны Российской Федерации Байконур, Плесецк и Свободный; Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова; управление по вводу средств РКО; военно‑учебные заведения и части обеспечения.

Объединение РКО включает соединения предупреждения о ракетном нападении (ПРН), противоракетной обороны и контроля космического пространства (ККП). На его вооружении ‑ радиолокационные, радиотехнические, оптико‑электронные, оптические средства, которые управляются из одного центра, функционируют по единому замыслу в реальном масштабе времени с использованием единого информационного поля.

Управление орбитальными группировками космических аппаратов осуществляется Главным испытательным центром им. Г.С. Титова. Для создания, поддержания и восполнения отечественной орбитальной группировки космических аппаратов предназначены государственные испытательные космодромы Плесецк, Свободный и Байконур.

Объекты Космических войск размещены по всей территории России и за ее границами. За рубежом они дислоцируются в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане.

По состоянию на конец 2007 года орбитальная группировка РФ состояла из 100 космических аппаратов. Из них 40 спутников оборонного назначения, 21 ‑ двойного назначения (способны одновременно решать военные, социально‑экономические и научные задачи) и 39 космических аппаратов научного и социально‑экономического назначения. С 2004 года она увеличилась в полтора раза.

На вооружении Космических войск - спутники видовой разведки (оптико‑электронной и радиолокационной разведки), радиоэлектронного контроля (радио‑ и радиотехнической разведки), связи (серии "Космос", "Глобус" и "Радуга") и глобальная система спутниковой навигации для войск (серии "Ураган"). Вывод спутников на заданную орбиту обеспечивают ракеты‑носители легкого ("Старт‑1", "Космос‑3М", "Циклон‑2", "Циклон‑3"), среднего ("Союз‑У", "Союз‑2", "Зенит") и тяжелого ("Протон‑К", "Протон‑М") классов.

Основным космодромом для запуска космических аппаратов военного и двойного назначения является космодром Плесецк. Его основу составляют технические и стартовые комплексы для ракет космического назначения "Молния‑М", "Союз‑У", "Союз‑2", "Циклон‑3", "Космос‑3М", "Рокот".

В структуру Космических войск входят военные образовательные учреждения: Военно‑космическая академия (ВКА) им. А.Ф.Можайского (г. Санкт‑Петербург), Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск им. маршала авиации Е.Я.Савицкого (г. Пушкин), Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск (г. Кубинка), Военно‑космический Петра Великого кадетский корпус (г. Санкт‑Петербург).

С 4 июля 2008 года командующим Космическими войсками является генерал‑майор Остапенко Олег Николаевич.


Первые части и учреждения запуска и управления космическими аппаратами (КА), начали создаваться в нашей стране в 1955 г. с принятием решения о строительстве в Казахстане полигона для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет (ныне - космодром Байконур).

Для организации управления космической деятельностью в 1960 г. в Министерстве обороны СССР было образовано 3-е управление Главного управления ракетного вооружения, которое в 1964 г. было преобразовано в Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Министерства обороны, а в 1970 г. - в Главное управление космических средств (ГУКОС) МО СССР. В 1982 г. ГУКОС и подведомственные ему части были выведены из состава Ракетных войск стратегического назначения и подчинены непосредственно министру обороны СССР – создано управление начальника космических средств Министерства обороны.

В августе 1992 г. были созданы Военно-космические силы Министерства обороны РФ, в состав которых вошли космодромы Байконур, Плесецк и с 1994 г. космодром Свободный, а также Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами (ГИЦИУ КС), Военно-инженерная космическая академия и 50 ЦНИИ МО РФ.

С 1957 г. части и учреждения запуска и управления КА обеспечили запуск и управление полетом более 3000 космических аппаратов, выполняют задачи по обеспечению национальной безопасности в космической сфере, принимают участие в реализации всех совместных международных пилотируемых проектов и проектов фундаментального исследования дальнего космоса. В тесном сотрудничестве с широкой кооперацией научных и промышленных организаций проведены летные испытания более 250 типов космических аппаратов военного, социально-экономического и научного назначения.

Наиболее продуктивным периодом в истории отечественной военно-космической деятельности был период 1970–1980-х гг., когда в ракетно-космическую технику на десятилетия вперед были заложены научно-технический, производственный заделы, реализуемые и в настоящее время. Были созданы и приняты на вооружение космические системы ПРН, разведки, связи, навигации. Орбитальная группировка стала постоянно действующей и начала активно использоваться в интересах решения задач и обеспечения повседневной деятельности Вооруженных Сил. Системы ПРН и ПРО были поставлены на боевое дежурство.

Все эти и многие другие отечественные и международные космические программы на протяжении более 50 лет осуществлялись с непосредственным участием воинских частей запуска и управления космическими аппаратами и воинских формирований ракетно-космической обороны (РКО), на базе которых в 2001 г. и были созданы Космические войска. При этом учитывалось, что космические силы и средства, силы и средства РКО имеют единую сферу решения задач - космос, а также близкую кооперацию предприятий промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.

За 10-летний срок активной деятельности Космическими войсками проведено и обеспечено проведение более 230 пусков ракет-носителей, которыми выведены на орбиты более 300 космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Среди них аппараты связи, навигации, картографии, дистанционного зондирования Земли, телекоммуникации, научные аппараты и т.д.

Средствами контроля космического пространства осуществлено предупреждение о более 900 опасных сближениях космических объектов с международной космической станцией.

Дежурными силами Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова проведено около 2,5 млн сеансов управления космическими аппаратами.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации с 1 декабря 2011 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации создан новый род войск – Войска воздушно-космической обороны (ВВКО).

Войска ВКО сформированы на базе соединений и воинских частей Космических войск, а также войск оперативного стратегического командования воздушно-космической обороны Военно-воздушных сил.

Создание Войск ВКО было продиктовано объективной необходимостью в объединении сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности России в космосе и из космоса, с воинскими формированиями, отвечающими за противовоздушную оборону (ПВО) страны, в целях создания единой системы воздушно-космической обороны.

С 1 августа 2015 г. Войска воздушно-космической обороны вошли в состав нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации — Воздушно-космических сил России.

Космические войска РФ

Космические войска Российской Федерации являются родом войск центрального подчинения, предназначены для своевременного предупреждения высшего военно-политического руководства о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны отдельных районов, отражения нападения противника в космосе и из космоса, обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ в мирное и военное время.

Рассмотрим более подробно Космические войска России, историю их создания, основные задачи, чем оснащены и вооружены, когда отмечают профессиональный праздник.

История создания

  • Первые части космического назначения были сформированы в 1955 году в составе артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона.
  • В 1964 году для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1970 году оно было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН.
  • В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств МО СССР.
  • В 1992 году Управление начальника космических средств преобразовано в род сил центрального подчинения — Военно-космические силы (ВКС).
  • В 1997 году Военно-космические силы для повышения эффективности управления войсками и экономии оборонного бюджета были включены в состав Ракетных войск стратегического назначения. В связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России Указом Президента в 2001 году на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и РКО создан самостоятельный род сил — Космические войска. При этом учитывалось, что космические силы и средства, силы и средства РКО имеют единую сферу решения задач — космос, а также близкую кооперацию предприятий промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.
  • С 1 декабря 2011 года Космические войска входят в состав Войск воздушно-космической обороны.
  • С 1 августа 2015 года воссозданы как род войск в составе ВКС ВС России.

Космические войска

Основные задачи

Космические войска решают широкий спектр задач, основными из которых являются:

  • наблюдение за космическими объектами и выявление угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости – парирование таких угроз;,
  • обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении;
  • осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначения в полете и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией;
  • поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач.

Состав космических войск

  • Командование Космических войск;
  • Главный центр предупреждения о ракетном нападении;
  • Главный центр разведки космической обстановки;
  • Управление по вводу новых систем и комплексов Космических войск;
  • Соединения противоракетной обороны;
  • Главный испытательный центр имени Германа Титова;
  • Государственный испытательный космодром Плесецк.

Государственный испытательный космодром Плесецк

Численность личного состава Войск воздушно-космической обороны РФ — 165 000 человек.

Вооружение ВКС

На службе

Объекты Космических войск размещены по всей территории России и за ее границами. За рубежом они дислоцируются в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане.

Орбитальная группировка

Орбитальная спутниковая группировка России на сентябрь 2015 года является второй в мире и состоит из 149 аппаратов. Совместно с орбитальными группировками стран СНГ — 167 аппаратов.

Для сравнения, самой крупной орбитальной группировкой обладают США, которым принадлежат 446 искусственных спутников. На третьем месте находится Китай со 120+ спутниками. Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съемки Земли.

Учебные заведения

Подготовкой офицеров для космических войск занимаются:

На космодроме

Профессиональный праздник

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 10.12.1995 № 1239 4 октября стал официальным праздником — Днем ракетных войск стратегического назначения и Днем военно-космических сил.

Согласно указу Президента Российской Федерации от 3 октября 2002 года, 4 октября отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной.

Военная космическая деятельность традиционно включает в себя обеспечение доступа в космос, разведку, связь, навигацию и контроль передвижений на суше, на море, в воздухе и в космосе, включая системы предупреждения о ракетном нападении.

Представления государств о военных угрозах, связанных с космической деятельностью, выражаются в двух аспектах: угрозы с применением космических систем и угрозы в отношении космических систем. Международные дискуссии об этом активизировались в 2000-е годы в связи с американской программой создания стратегических систем противоракетной обороны и в связи с китайским и американским экспериментами по уничтожению своих спутников в 2007 и 2008 годах, соответственно. Однако реальные экономические, технические и политические возможности военного использования космоса отличаются от общеупотребляемых риторических фигур.

Военная космическая деятельность традиционно включает в себя обеспечение доступа в космос, разведку, связь, навигацию и контроль передвижений на суше, на море, в воздухе и в космосе, включая системы предупреждения о ракетном нападении.

Сегодня наиболее развитыми военными космическими программами обладают Соединенные Штаты, Россия, Китай: 147, 84 и 58 из 352 военных аппаратов, находящихся на орбите, соответственно. Это обусловлено внешнеполитическими интересами, выходящими далеко за пределы их границ. Европейские члены НАТО вместе обладают немногим более 30 военных спутников, остальные принадлежат другим государствам.

При этом всего на орбите находится свыше 1420 аппаратов. И коммерческие аппараты связи и дистанционного зондирования земли также могут использоваться военными тех государств, в чьей юрисдикции находятся компании-владельцы.

Орбитальный маневр

Одно из наиболее перспективных направлений – создание спутников, способных маневрировать на околоземной орбите. Важно понимать, что с развитием ионных двигателей эту опцию получают все более совершенные микроспутники. В 2005–2010 годах Соединенные Штаты запускали несколько экспериментальных аппаратов, обладающих такими возможностями. В 2014 году Россия также запустила малый спутник, который самостоятельно передвигался на околоземной орбите. Орбитальное маневрирование позволит создавать гибкие спутниковые системы: концентрировать их над зоной конфликта, модернизировать их компоненты без замены спутников целиком и т.д.

В то же время международное общественное мнение укреплено в мысли, что маневрирующие спутники в условиях конфликта могут быть использованы для уничтожения спутников противника. Принципиальных технических ограничений для такого шага нет, но эта затея для развитых стран представляется совершенно бессмысленной – затрачиваемые ресурсы при гипотетическом результате и его политических последствиях ничем не оправданы.

В условиях, когда вокруг Земли находятся сотни аппаратов, а противник использует десятки из них, включая коммерческие спутники, ему не принадлежащие, уничтожение нескольких спутников никак не может повлиять на ситуацию. Более того, вне зависимости от политической ситуации и на достаточном уровне точности для решения военных задач можно использовать глобальные навигационные системы GPS (США), ГЛОНАСС (Россия) и создаваемую европейцами систему Galileo.

Следовательно, гораздо более эффективным способом лишения противника доступа к космическим системам станет не их уничтожение, а подавление каналов связи между спутниками и его принимающими устройствами в зоне конфликта. И зачастую это гораздо удобнее делать с помощью наземных систем, а не за счет развертывания специальных спутников.

Еще раз подчеркнем – описанная аргументация работает для стран, являющихся ответственными участниками системы международных отношений, вовлеченных в мировую торговлю и обладающих современными вооруженными силами. Но эта аргументация не работает применительно к политическим режимам наподобие Северной Кореи, движущие мотивы которых сводятся к удержанию власти правящей группой и слому существующих международных правил игры.

Такие режимы сами мало зависят от космических систем, и потому уничтожение спутников других государств может стать для них хорошей возможностью для внешнеполитического шантажа. Учитывая удешевление платформ для создания малых спутников и доступа в космос, такую угрозу со стороны аутсайдеров международных отношений стоит иметь в виду. И здесь как раз могут потребоваться активные меры защиты космических систем, включающие маневрирование в космосе.

Контроль околоземного пространства

Высокую важность в последние годы приобрели космические системы контроля околоземного пространства, позволяющие получить полную картину космической деятельности разных государств, а также конвертировать это в усиление безопасности и внешнеполитический капитал. Первенство здесь также принадлежит американской стороне.

Соединенные Штаты, помимо развитой наземной инфраструктуры, расположенной в разных точках мира и позволяющей контролировать околоземную орбиту, имеют три спутниковых системы. Среди них: орбитальная система космического наблюдения (Space Based Surveillance System, SBSS), космическая система сопровождения и наблюдения (Space Tracking and Surveillance System, STSS) и геосинхронные спутники системы выявления космических объектов (Geosynchronous Space Situational Awareness Program, GSSAP). При этом к 2020 году американские военно-воздушные силы планируют заменить единственный существующий спутник SBSS, расположенный на солнечносинхронной орбите, тремя новыми геосинхронными аппаратами малого размера.

Система STSS состоит из трех спутников, два из которых выполняют функции демонстраторов технологий и интегрированы с морским компонентом американской противоракетной обороны. Соответственно, главными объектами для нее являются баллистические ракеты и боеголовки, которые она может отслеживать на всех участках полета.

Система GSSAP на сегодняшний день является самой новой – в июле 2014 года были запущены оба ее спутника. Их особенность состоит в возможности орбитального маневрирования, что позволяет им с относительно близкого расстояния изучать интересующие космические аппараты, выводимые другими странами на геосинхронные орбиты. Конечно, в данном случае речь идет о ситуациях, когда этими самыми странами не заявлено назначение новых космических объектов.

С развитием технологий и промышленности появление аналогичных систем вероятно и у других крупных участников освоения космоса, к тому же для этого не требуется развертывания больших спутниковых группировок. Вместе с тем, такие системы становятся необходимыми, когда экономическая и политическая деятельность страны и ее ключевых партнеров критически зависит от спутниковых систем этой страны. Сегодня это актуально только для Соединенных Штатов и зависящих от них в сфере безопасности европейских стран.

Таким образом, для России пока нет нужды тратить ограниченные ресурсы на создание собственной спутниковой системы глобального контроля космического пространства. Достаточно поддерживать контроль орбиты над своей территорией с помощью наземных систем.

Экспериментальный вектор развития военной деятельности в космосе с 2010 года демонстрирует американский беспилотный космический корабль многоразового использования X-37B. Этот аппарат способен на протяжении многих месяцев находиться в околоземном пространстве, за счет двигателей менять свою орбиту, совершать посадку на аэродром и после необходимого обслуживания снова отправляться в космос.

Еще одно достоинство X-37B – наличие отсека, куда устанавливается оборудование в зависимости от выполняемых кораблем задач. Таким образом, космоплан может играть роль тяжелого спутника разведки и связи, может выступать носителем микроспутников и, гипотетически, автоматическим ремонтным кораблем.

Однако в настоящее время X-37B служит научной лабораторией американских военно-воздушных сил, демонстратором технологий, и говорить о его рутинном использовании в ближайшие годы преждевременно. Также необоснованными представляются и разговоры о том, что космоплан может стать носителем высокоточных вооружений и/или средством уничтожения спутников. Аргументы здесь те же самые, что и применительно к маневрирующим спутникам, – несоответствие затрачиваемых ресурсов и вероятного результата.

Попытки создания гиперзвуковых летательных аппаратов стали еще одним экспериментальным направлением военной космической деятельности. Такие аппараты перемещаются в верхних слоях воздушного пространства и по суборбитальной траектории и управляются с помощью космических систем. При этом запуск может осуществляться с использованием ракеты-носителя легкого класса.

Именно гиперзвуковое движение открывает дорогу к практической реализации концепции быстрого глобального неядерного удара (Prompt Global Strike), сформулированной в 2000-е годы в США. Американцы в 2010–2011 годах дважды испытали над Тихим океаном аппараты HTV-2, целью которых был сбор телеметрии и других данных о полетах в атмосфере на скоростях до 20М. После проведенных экспериментов исследовательская работа на этом направлении пока вернулась в лаборатории. В области гиперзвуковых летательных аппаратов, фактически стирающих границу между атмосферой и космосом, исследовательские программы сегодня имеют Россия и Китай.

Это также ставит проблему, что любые нынешние и будущие комплексы противоракетной обороны должны противодействовать всем суборбитальным целям. И насколько можно судить, для современной России гиперзвуковые технологии интересны, в первую очередь, в контексте повышения возможностей ее стратегических сил по преодолению противоракетных систем.

Что касается Китая, то эта страна в 2014 году провела три летных эксперимента с гиперзвуковыми аппаратами Wu-14, чья скорость достигала 10М. В контексте создания китайской глобальной навигационной системы и постепенного наращивания Пекином национальной группировки спутников это может означать стремление к приобретению в ближайшие десятилетия возможностей глобального неядерного удара. Вероятно, китайская техника будет уступать американской, но окажется достаточной для решения военных задач за пределами КНР.

В связи с этим необходимо учитывать, что концепция быстрого глобального удара в американском, китайском или любом другом исполнении может и не реализоваться. Но наработанные новые знания и технологии точно будут использованы в создании новых поколений аэрокосмической техники в военных и коммерческих целях. Это означает, что России необходимо продолжать именно фундаментальные исследования в этой сфере и, возможно, без привязки к созданию конкретных систем.

И снова противоракетная оборона

С военной космической деятельностью связана американская программа противоракетной обороны. Системы стратегической ПРО можно относить к сфере космической деятельности, поскольку они предполагают перехват боеголовок, летящих по суборбитальной или низкоорбитальной траектории. К тому же она выполняет свои задачи, опираясь на спутники и наземные средства контроля космического пространства.

При этом, как уже говорилось выше, для государств уничтожение единичных вражеских спутников никак не влияет на безопасность и не создает никакого военного превосходства в случае конфликта. И учитывая тот факт, что противоракетные системы могут себе позволить только развитые в экономическом и политическом отношении страны, риск боевого, а не экспериментального использования этих систем в качестве противоспутникового оружия можно считать стремящимся к нулю.

Космос начинается на земле

К военной космической деятельности также относится совершенствование и повышение устойчивости наземной космической инфраструктуры. Именно наземная инфраструктура обеспечивает эксплуатацию спутников, а сами спутники используются в интересах потребителей, находящихся на суше, на море и в воздухе, и связаны с ними через чипы спутниковой навигации, телефоны и т.д.

В этом контексте весьма показателен пример американской системы Raiders, предназначенной для распознавания постороннего воздействия на каналы связи со спутниками. Весной 2013 года было завершено развертывание этой системы, состоящей из пяти мобильных антенн в разных точках мира, включая космодром на мысе Канаверал, Гавайские острова, Японию, Германию (местоположение еще одной антенны не указывалось).

Эта система призвана защищать связь через коммерческие спутники, а также каналы связи американских войск за рубежом, которые тоже зачастую используют коммерческие космические системы. И понятно, что перехват информации, идущей через спутники, подавление каналов связи или нанесение ударов по наземной космической инфраструктуре доступны гораздо большему числу государств и негосударственных игроков, чем создание и использование собственных спутников.

Более того, Соединенные Штаты как страна, чья деятельность в наибольшей мере зависит от космических систем, вынуждены тратить наибольшее количество ресурсов на защиту своих преимуществ. В то же время все остальные игроки (за исключением американских союзников) в зависимости от вероятности вооруженного конфликта с США являются или могут оказаться заинтересованными в сокращении этих преимуществ.

В контексте всего вышесказанного можно заключить: нынешний этап развития военной космической деятельности имеет несколько основных векторов. Во-первых, это повышение устойчивости и гибкости спутниковых систем – за счет технологий орбитального маневрирования, автоматических многоразовых аппаратов и т.д. Во-вторых, это развитие систем контроля космического пространства. В-третьих, это развитие систем радиоэлектронной борьбы и противодействия таким системам. В-четвертых, это исследования гиперзвукового движения и совершенствование противоракетных технологий, позволяющих в перспективе бороться с аппаратами, перемещающимися с гиперзвуковой скоростью.

В свете всего вышесказанного для России представляется оптимальным следующий подход к собственной военной космической программе:

  • Сосредоточиться на повышении надежности собственных спутниковых систем;
  • Создавать условия для развития коммерческих космических систем, которые в случае необходимости могут быть использованы военными. Это снизит издержки обеспечения вооруженных сил космическими системами;
  • Сделать приоритетом фундаментальные научные исследования в космической сфере, что в перспективе улучшит и российскую военную безопасность.

Ценность военно-космического паритета самого по себе ведет к неоправданным издержкам. России необходимо исходить из идеи, что размер военной спутниковой группировки прямо пропорционален уровню экономического развития страны и роли космических систем в ее хозяйственной деятельности.

2017г., июль
"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Читайте также: