Сравнительная характеристика этапов возникновения метода проектов в россии и за рубежом кратко

Обновлено: 05.07.2024

подавания и классно-урочная система обучения были провозглашены как единственно верные [6].

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование метода проектов в современной школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:

отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных рабо-тать с проектами;

слабую разработанность методики проектной работы;

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития как за рубежом, так и в нашей стране. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.

1) ориентация учащихся на получение знаний в ходе самостоятельного и ответственного выполнения проекта;

2) ориентация на действительность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

3) ориентация на продукт, предусматривающая применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата.

В первой половине XIX века идея метода проектов из Архитектурной Академии во Франции распространяется также на территории немецкоязычных стран, из Европы метод проектов переходит в Америку: в 1879 году при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана Школа ручного обучения (Manual Training School), где был использован метод проектов.

Детальное исследование метода учебных проектов было проведено в работах американского ученого и педагога Э. Коллингса. Им была предпринята первая в мире попытка классификации учебных проектов. Э. Коллингс выделял основные их типы:

1) экскурсионные проекты – это проекты, предполагающие изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

2) трудовые (конструктивные) проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта, например, изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство стены для школьного театра и др.;

3) игровые проекты – это детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.;

4) проекты рассказывания (повествовательные проекты) – это рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания и т.п.

В отечественной педагогике методика проектного обучения начала развиваться практически параллельно с американскими исследованиями данной проблемы. Первые попытки раскрытия сущности проектной деятельности на общепсихологическом уровне предприняты в исследованиях К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.), Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), А.Р. Лурии (1902-1977 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889- 1960 гг.) и др.

Всю выше изложенную эволюцию проектного обучения, начиная с конца XIX века, можно рассматривать как этап доминирования метода проектов в образовательном процессе, когда данный метод рассматривался в качестве основной формы и универсального метода обучения.

Между тем в зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах, Японии и многих других странах данный метод нашел широкое распространение и приобрел большую популярность.

В 70-е – 80-е гг. XX в. происходит переосмысление концепции метода проектов и начало возрождения проектного обучения в отечественной школе.

Ряд ученых (Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский и др.) в своих работах начинают разрабатывать методологические основы проектной деятельности, а В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков высказывают мысль о том, что метод проектов является элементом методики практико ориентированной науки, выражающей новый тип научности и научного познания окружающего мира.

На современном этапе модернизации школьного образования учебные проекты выступают не в качестве отдельных учебных дисциплин или предметов, а в рамках или в дополнение к ним.

В задачи дисциплины входят:

  • формирование представления обучающихся о проектной деятельности;
  • развитие творческого и системного междисциплинарного мышления, самостоятельности при реализации проектов;
  • формирование способности планомерного целенаправленного поиска и обоснованного выбора новых эффективных решений;
  • развитие навыков вывода, анализа промежуточных результатов индивидуальной или проектной деятельности;
  • формирование чувства ответственности за конечный результат и за качество создаваемого продукта.

Основные понятия проектной деятельности

Несмотря на значительное количество инновационных технологий организации учебного процесса, для решения задачи подготовки специалистов, компетенции которых (профессиональные, социальные, личностные) соответствуют приоритетным направлениям и особенностям развития российской экономики, особый интерес представляет проектное обучение.


Проектное обучение (практико-ориентированное обучение, метод проектов) - вид учебной деятельности студентов, при которой обучающиеся в процессе работы над определенными проектами по заказам промышленных предприятий вовлекаются в проектную деятельность.

По результатам исследования молодежного рынка труда стран Европы, студенты, проходившие обучение с использованием технологии проектного обучения, находят работу по специальности более быстро, изначально получают более высокую заработную плату и лучше приспособлены к решению задач инновационного развития экономики.

Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретных задач в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

С проектной деятельностью мы сталкиваемся в своей жизни постоянно. К ней можно отнести многое из того, что мы делаем. От небольших проектов, занимающих дни или недели (например, организации дня рождения или встречи друзей) до крупных проектов, продолжающихся месяцы (например, подготовка выпускной работы или книги) или даже годы (например, строительство стадиона).


1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.

2. Преподаватель при этом становится не просто носителем готовых знаний, а преподавателем-наставником, который сопровождает и активизирует самостоятельную деятельность студентов по решению практически или теоретически значимой проблемы.

3. Проектная деятельность обучающихся предусматривает командную работу. Каждый участник проекта решает индивидуальные задачи, но есть задачи, которое могут быть решены исключительно в коллективном взаимодействии. Формирование команды проекта – важная часть предстартовой подготовки и процесса реализации проекта.


5. Междисциплинарный подход в проектной деятельности – это способ реализации проекта, для осуществления которого необходима интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей.


На горизонтальной оси - уровень вовлеченности проектной команды:

  1. участники команды являются исполнителями (отрицательный показатель вовлеченности);
  2. тема проекта заранее сформулирована заказчиком - принятие темы;
  3. задана своя тема (реализация того, что задумали сами участники команды) - лидерский уровень вовлечения.

На вертикальной оси - уровень интегральной сложности проектов (необходимые компетенции, полезность проекта, как много ресурсов требуется для реализации проекта):

  1. отдельный продукт для пользователей;
  2. сложный продукт (много разных взаимосвязанных продуктов).

Проект находится в первой четверти графика. На отрицательной четверти находится то, что мы можем назвать курсовой или лабораторной работой (участники являются исполнителями, получаемый продукт будет банальным, нет никакой новизны).

График представляет собой обратную зависимость: чем выше сложность проекта, тем ниже будет вовлеченность участников. Чем более самостоятельно сформирована тема, тем ниже будет сложность проекта.

В некоторых случаях возникают ситуации, когда проект находится в отрицательной части графика. Например, когда уровень проекта настолько сложный, что участники не принимают его как проект и превращаются в исполнителей. Другой типичный случай, когда сформулированная участниками тема их очень увлекает, но результат, к которому они движутся, является банальным.

История проектной деятельности в России и за рубежом


Первый этап (1590–1765 гг.) характеризуется началом проектной деятельности в Европе, что явилось результатом разделения труда между теми, кто обязан был представить проект в той или иной знаковой форме и теми, кто отвечал за его осуществление на практике.

Как метод деятельностного подхода в обучении он возник еще в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Затем, основанная в 1671 г. Королевская академия архитектуры в Париже в 1702 г. объявила конкурс строительных планов, эскизы которых были названы проектами. Студенты в работе над проектом должны развивать фантазию и приходить к оригинальному решению.

В первой половине XIX века замысел метода проектов из Архитектурной академии во Франции распространился в Германии в форме идей рабочей школы.

Из Европы метод переходит в Америку. В 1879 г. при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана школа ручного обучения, где был в ходу тот самый метод проектов.

Второй этап (1765–1880 гг.) – использование проектов в качестве метода обучения в педагогической практике – создание проектов здесь является результатом интеграции различных областей науки и практики.

Третий этап (1880–1915 гг.) – формирование системного проектирования объектов, применение в производственном обучении и в общеобразовательных школах. Именно в этот период метод проектов был впервые внедрен в российскую систему образования С. Т. Шацким (1905 г.).


Под руководством С.Т. Шацкого работала целая группа российских педагогов по внедрению метода проектов в образовательную практику. После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Он нашел свое отражение в идеях советских педагогов, на практике его применял А.С. Макаренко.

Четвертый этап (1915–1955 гг.) – переосмысление метода проектов в процессе крупных социокультурных изменений, вызванных научно-технической революцией. В основу проектного метода обучения были положены идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи.


Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать, представить обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные или новые знания, которые предстоит приобрести.

Современные исследователи истории отечественной педагогики отмечают, что превалирование метода проектов в школе в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. В 1931 году данный метод был полностью запрещен в России. Причинами официально стали: неподготовленность педагогов работать с проектами, отсутствие разработанных методик проектной деятельности, чрезмерное увлечение методом проектов шло в ущерб другим методам, отмена оценки и аттестатов, индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменены коллективными зачетами по каждому выполненному заданию.

Пятый этап (1955–1985 гг.) – период международного распространения: связан с попытками выявления психологических и психофизиологических механизмов деятельности проектировщика.

До 1965 г. метод проектов не практиковался в отечественной педагогике, а с середины 80-годов в связи с переходом на личностно-ориентированный подход к обучению стал широко внедряться в современную педагогическую практику. В начале XXI века метод проектов стал применяться и в дошкольных учреждениях. В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как одна из важных и перспективных технологий педагогического процесса.

Седьмой этап – с 2002 года по настоящее время. В современной педагогике проектное обучение, аккумулировав в себе все позитивные стороны, можно реализовать уже не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним – как компонент образовательных систем.

Интеграция образовательного процесса с производственной деятельностью и интересами предприятий-работодателей на основе проектного обучения является частью Программы развития Ивановского государственного политехнического университета в образовательной сфере.

В целях централизации, увеличения эффективности и создания возможностей тиражирования лучших практик в 2019 году создан Проектный офис - коллегиальный орган управления проектной деятельностью университета, в качестве которого выступает общественно-деловой совет при ректоре университета, сформированный из числа сотрудников различных структурных подразделений. Задачи Проектного офиса: методологическое и организационное обеспечение проектного подхода к реализации образовательной деятельности, формирование портфеля проектов, развитие системы цифрового мониторинга за ходом реализации проектов, координация действий всех участников проектной деятельности.


Для внедрения проектного подхода в образовательный процесс разработано Положение о проектной деятельности обучающихся в ИВГПУ, актуализированы образовательные программы бакалавриата, обучающихся по ФГОС 3++.

Одним из важнейших структурных компонентов учебных планов является проектный модуль, в который входят практика, курсовые проекты и работы, семинары, выпускная квалификационная работа.

К проектной деятельности привлекаются студенты всех направлений подготовки, начиная со второго года обучения, а для студентов первого курса введена дисциплина "Основы проектной деятельности", направленная на освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности, которые будут положены в основу формирования проектных компетенций.

Для взаимодействия студентов, проектных команд и представителей организаций-заказчиков в расписании учебных занятий выделено время для проектной работы (график размещен на официальном сайте университета в разделе "Расписание").


Инициатором проекта может выступить не только внешний заказчик – индустриальный партнер или любая другая организация, а также и руководитель направления подготовки или основной образовательной программы (ООП), преподаватель, сотрудник или студент университета, который предлагает проектную идею и осуществимую концепцию ее реализации, оформив соответствующую проектную заявку. Размещение проектных заявок и выбор проектов обучающимися осуществляется весь календарный год.

Результаты проектной деятельности обучающихся представляются на семинарах, круглых столах, конференциях, хакатонах, выставках и на иных мероприятиях в виде рефератов, докладов, научных статей, аналитических отчетов, бизнес-планов и бизнес-моделей стартапов, эскизных проектов/макетов/прототипов изделий или продуктов, курсовых работ/ курсовых проектов, выпускных квалификационных работ. Информация о наиболее значимых проектах публикуется на официальном сайте ИВГПУ и в СМИ.

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на применение и приобретение новых знаний путем самоорганизации и самообразования обучающихся.

Метод проектов был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать знания, которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

- проблематизация учебного материала;

- связь обучения с жизнью ученика, игрой, трудом.

4) проекты рассказывания – сюда входят рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, Е.С. Полат, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности, обучающихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.

В 1929 – 1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, школьники оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели. Однако данная цель часто носила лишь узкопрактический характер и не в полной мере способствовала должному развитию обучающихся.

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея метода проектов не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и педагогов состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Метод проектов характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Содержание проектной деятельности школьников усложняется по мере предыдущих, более простых проектных заданий. Проект помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

Общей особенностью метода проекта является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей. Метод проектов является более продуктивным методом, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются обучающимися в процессе поиска информации для решения практических задач. Поиск решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность, активность.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания по предмету.

3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

В методе проектов используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранного языка. К ним относятся, прежде всего, разнообразие, проблемность, учение с удовольствием, эгофактор.

1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе – это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, фронтальная), и разнообразие типов упражнений.

2. Проблемность означает, что обучающиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем.

3. Безусловно, важно, чтобы школьник обучался с удовольствием. Подросток обучается продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

4. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрагивают интересы обучающихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Новизна метода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д. В методе проектов используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения обучающиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка – ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо – до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. Из этого следует, что проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал. Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома. Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

Читайте также: