Как сделать школьный проект по литературе
Обновлено: 08.07.2024
В этом разделе собраны творческие исследовательские проекты по литературе учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, которые затрагивают такие темы работ, как роль литературы в нашей жизни, литература как вид искусства, литература и живопись, стили и жанры литературы. В творческих работах и проектах по литературе раскрываются и характеризуются такие понятия, как произведение, пословицы и поговорки, рассказ, роман и поэма, пьеса, стихотворение и поэзия, басня и сказка. Некоторые проекты по литературе изучают биографию и творчество нобелевских лауреатов в области литературы и других выдающихся авторов: Чехов, Гоголь и Бажов, Тютчев, Есенин, а также Пушкин и Крылов.
* Технология метода проектов описана ниже!
Интерпретация лирических и эпических текстов с использованием активных и интерактивных методов, приемов, форм организации учебно-познавательной деятельности
Для того чтобы деятельность ученика в ходе изучения и анализа произведения была приоритетной, необходимо использовать активные формы обучения. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала.
В контексте новой образовательной парадигмы, когда на смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научит учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе интеллектуальном труде, актуально развитие проектной деятельности в системе литературного образования старшеклассников.
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Что же такое проектирование? Проектирование – это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учётом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта предусматривает изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.
Проектная деятельность на уроках литературы – это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения – это познавательная деятельность.
В результате этой работы у школьника формируется отношение к автору, событиям, героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни – это ценностно- ориентационная деятельность.
Создание проекта – это всегда создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть элемент творческой деятельности.
Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими учащимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент он выполняет коммуникативную деятельность.
Представляя проект, учащийся пытается заинтересовать слушателей своей темой и изменить их отношение к автору, художественному произведению, героям, а это уже преобразовательная деятельность.
Специфика литературного образования старшеклассников такова, что применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через выполнение различных типов проектов способствовать формированию творческой личности, а также позволит реализовать стремление учащихся к получению качественного и современного образования.
Проектная деятельность предполагает высокий уровень развития продуктивного воображения, конструктивного стиля мышления, изобретательских способностей, творческой интуиции, чувства нового, перспективного видения и социальной активности.
Во ФГОС отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технология подготовки и реализации проекта по литературе
Организационные особенности проектной деятельности связаны в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа. В связи с этим рассмотрим этапы, которые необходимы для подготовки и реализации проекта по литературе (на примере исследовательского проекта):
- Этап ориентирования.
- Этап планирования.
- Этап сбора информации (ознакомление с научной литературой).
- Этап обработки материала (структурирование информации).
- Этап реализации проекта (выполнение).
- Этап оформления результатов работы: создание проектной папки и постера для презентации.
- Этап презентации результатов проекта (защита).
- Этап оценивания проекта.
- Этап рефлексии.
Остановимся на содержании этих этапов подробнее, определим задачи каждого из них и наметим ожидаемые результаты.
1.Этап ориентирования.
Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Познакомить с технологией проектов | Углубленное представление о типах проектов по литературе |
Определить мотивацию работы над проектом | Определение перспектив защиты проекта |
На этом этапе объясняется, что такое проектная деятельность, учащиеся знакомятся с типологией проектов, особенностями работы над проектом (самостоятельность работы, работа с источниками), намечают перспективы защиты проекта (выступление на конференции, участие в конкурсах), представляют примерную тематику и формы будущих проектов.
2. Этап планирования.
Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Сформулировать тему исследования, основополагающий вопрос и проблемные вопросы | Четкая формулировка темы исследования, основополагающего вопроса и проблемных вопросов |
Определить цель, задачи проекта | Составленная программа исследования |
Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задачи проекта | Письменно оформленный документ- план работы |
Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана |
Определить ответственного за каждый пункт плана (если проект групповой) | Список ответственных за реализацию каждого пункта плана |
Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения |
План должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях с указанием точных цифр и дат. На этом этапе проводится обсуждение разных идей проекта и осуществляется выбор одной идеи.
Для успешной организации исследовательской деятельности учащихся необходимо тщательно продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта.
Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть чтобы:
- побуждать школьников к сравнению фактов, к самостоятельной оценке событий, объяснению явлений, интерпретированию сведений и т.п.;
- связать изучение одной темы с другими темами и дисциплинами;
- обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю.
Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:
- не иметь единственного и очевидно правильного ответа;
- вызывать интерес у учеников;
- предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу;
- иметь широкий культурологический диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь между различными областями знаний и объектами изучения.
Основополагающий вопрос был сформулирован так:
В чем тайна женского образа в творчестве А.А.Блока?
Проблемные вопросы проекта выглядели так:
- Каковы истоки формирования представления А.А.Блока о женском идеале?
- Каким было влияние современников на личность и мировоззрение А.А.Блока?
- Какие реальные прототипы послужили основой для создания женских образов в творчестве А.А.Блока?
- Каков женский образ, воплощенный в творчестве А.А.Блока?
- Какими художественными приемами А.А.Блок создает женские образы в различные периоды творчества?
3.Этап сбора информации (ознакомление с научной литературой)
Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Прочитать и проанализировать литературу по проблеме исследования | Углубление знаний по проблеме. Корректировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов. |
Сформулировать основную цель проекта | Уточнение цели проекта |
В соответствии с целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
4.Этап обработки материала (структурирование информации)
Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Структурирование полученной информации | Составленные сравнительные таблицы, схемы, характеристики. Написанный черновой вариант исследовательской работы |
5.Этап реализации проекта (выполнение)
Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Создать готовый продукт (реализовать проект) | Создание готового продукта (выбор реформы продукта проектной деятельности определяется на этапе планирования) |
6.Этап оформления результатов работы: создание проектной папки и постера для презентации
Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Показать ход работы проекта или проектной группы | Оформленная проектная папка (портфолио) со всеми рабочими материалами и постер для презентации |
7. Этап презентации результатов проекта (защита)
Оценка выполненного проекта не должна быть только формальной.
Прежде всего количественная и качественная оценка проекта важна для учащихся, чтобы в будущем осуществлять более серьезные проекты и на более высоком уровне.
В качестве основных критериев оценивания могут выступать:
9.Этап рефлексии
Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Проанализировать выполнение поставленных задач | Аналитические материалы |
Обсудить результаты совместной деятельности и ее эффективность | Дискуссионное обсуждение |
Соотнести полученные результаты с поставленной целью | Отчет о работе над проектом |
Определите цель будущей проектной деятельности | Постановка цели будущей проектной деятельности на основе приобретенного опыта |
Для себя поставили цель: выявить общее и изменившееся в образах и содержании произведений писателей ХIХ и ХХI веков: А.С.Пушкина и Л.Е.Улицкой.
Почему же люди, живущие рядом, позволяют так поступать с ними? Почему терпят капризы и обиды, даже если зло исходит от родного человека – матери, т.е. Мур?
Ребята должны исследовать жизнь Анны Федоровны и убедиться, что эти произведения во многом перекликаются. Это видно в сходстве тем, поставленных в них проблем, общих мотивах.
Подготовка проекта в школе, умение учеником грамотно представить свою работу — это результат требований современной образовательной программы. В современной школе проекты требуют выполнять на компьютере. Как создать школьный проект.
Предполагается, что проектная деятельность раскрывает в ребенке способность мыслить и действовать творчески, формирует самостоятельность в поиске информации и ее обработке, учит ребенка готовить презентацию и представлять ее публике.
Чтобы понять, с чего начать школьный проект, нужно выбрать его тип. Школьные проекты бывают:
- исследовательские — изучают, рассматривают тему под разными углами; подготавливается, как научное исследование (выдвигают и проверяют гипотезу);
- практические, практико-ориентированные — результатом становится решение конкретной задачи, которое можно использовать в жизни;
- творческие — результатом становится творческий продукт, смонтированное видео, плакат, театрализованное представление, новая развивающая игра, спортивная игра;
- информационные — содержат в себе результаты сбора информации, которую затем представляют публике;
- ролевые — проекты, в которых распределяют роли, устанавливают правила взаимодействия между участниками. Результат такой работы становится известным только по окончанию, ученики пробуют себя в новых ролях и ситуациях, учатся разрешать конфликты, находясь в образе выбранной роли.
Материалы, презентация, то, из чего состоит и как выглядит школьный проект, будет напрямую зависеть от выбранного типа проекта.
Как написать проект в школе
Все начинается с выбора темы и понимания конечной цели. Она должна быть понятной, четкой и ясной. Чтобы работа продвигалась быстро, ученику тема должна быть интересна. Иначе никакой пользы от проектной деятельности не будет. Не получится успешно защитить проект, который не интересен даже ее создателю.
- Подготовительный. Определяемся с темой и целью.
- Планирование. Выясняем, что нужно для проекта в школе, с какими источниками информации будем работать, как будем ее собирать и анализировать. Решаем, в каком виде будем представлять результаты работы.
- Исследование. Собираем и уточняем информацию, выполняем исследовательские задачи.
- Выводы. Анализируем информацию, формулируем выводы.
- Оформление. Учителя каждого конкретного образовательного учреждения выдвигают свои требования, как составлять проекты в школе, и выдают образцы оформления.
На этапе планирования решают, в каком виде представить информацию. Тогда же и определяются, какая нужна программа для создания школьного проекта на компьютере. В школе для проектов в рамках учебного класса достаточно использовать графический редактор Word. В нем набирают текст, дополняют его картинками.
Как оформить проект
Оформление проекта в младших классах
Чем младше класс, тем меньше текста и больше картинок. Ведь ребенок не только сдает распечатанный проект, но и должен уметь рассказать, о чем в нем написано, ответить на вопросы.
Оформление проекта в старших классах
Чем старше ученик, тем более строгие требования выдвигают к содержанию, качеству, количеству информации, отображенной в проекте, и к его оформлению.
Как сделать проект для школы в 9 класс, пошагово
Проект должен иметь четкую структуру:
- титульник;
- содержание;
- введение с описанием цели, области, в которой ведется работа, с указанием способов, которыми эта цель будет достигнута;
- описание работы, процесса со всеми стадиями, составляющими, всеми этапами;
- анализ хода работы, что происходило, с какими проблемами столкнулись, как их преодолели;
- заключение, где оценивают и анализируют конечный результат; рассматривают перспективы применения работы, как и где можно использовать результаты проекта;
- библиография — указать все использованные в работе источники и ссылки;
- приложения (если необходимы).
Когда работа будет готова, ученик переходит к подготовке презентации. Презентацию удобно делать в программе PowerPoint — это простой, комфортный инструмент, отлично подходящий для подобных целей. В презентации школьник отражает основные аспекты проекта, наполняет ее графикой. Опираясь на презентацию с текстом и картинками, гораздо легче донести мысли до слушателей. Такой формат презентации удобен для докладчика: ключевые фразы текста перед глазами не дают разбежаться мыслям, даже если что-то забудется от волнения.
I. Актуальность темы, цель, задачи, новизна исследования.
Актуальность.
Современный ученик средней школы имеет не достаточно глубокий материал о поэзии, особенно по творчеству М. Цветаевой.
Это объясняется не только пренебрежительным отношением к русской стихотворной классике и художественной литературе в целом, но и содержанием школьных учебников, в которых поэты представлены, по существу, 2-3-мя стихотворениями. Поэтому мы с моим научным руководителем решили более углубленно и полноценно проанализировать и сопоставить произведения Цветаевой и Лермонтова, посвященные теме одиночества.
В этом и заключается актуальность нашей научной работы
Целью работы является изучение творчества М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой через сопоставление их поэтических систем, нахождение общности лирических произведений.
Задачи исследования:
выявить развитие мысли поэтов, путем сопоставления двух произведений;
показать каким образом реализация потенциальных свойств языка позволяет поэту выразить художественными средствами свое понимание мира, свою философскую позицию.
Новизна исследования заключается в том, что рассматривается творчество двух поэтов разных поколений – М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой – в поэзии которых большое место уделяется теме одиночества.
II. Общая характеристика вопроса.
Лирике Лермонтова второй половины 30-40-х годов свойственна новая направленность. Если ранние стихотворения поэта – своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека, то в последние годы его жизни непосредственная пылкость чувств сменяется глубоким философским раздумьем о сущем, отдельные мотивы творческих исканий сливаются в целостный неповторимый лермонтовский мир.
Начинается подведение итогов пережитого: передается состояние души уже не романтической – печальной, тоскующей, а усталой, он ищет свежих сил и предчувствует близкий перелом.
А поэтический дар М. Цветаевой не только не отменяет писательского труда, но и обретает поэта на непрекращающийся, ежедневный подвижнический труд.
Страстным душам Цветаевой и Лермонтова нигде нет умиротворения, поэтому многочисленные их стихи пронизаны мотивом одиночества.
Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.
Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Расцвет его творчества приходится на период мрачного десятилетия, поэтому неслучайно в его лирике звучат ноты разочарования, обреченности и тоскливого одиночества. Одиноким чувствует себя парус, белеющий далеко в море:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается в том,
что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственно и интеллектуальным требованиям.
Тема борьбы, неволи, узничества, тоски вливается в центральный мотив, проходящий через все творчество Лермонтова – мотив одиночества.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Одиноко он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!…что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят – все лучшие годы!
И только соприкасаясь с природой, поэт видит утешение, чуждое людским страстям.
…Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил.
Лирический повествователь стихотворения находится в открытом, распахнутом мире. Устремленная вдаль дорога, над ним – открытое небо. Герой Лермонтова в этом стихотворении – не узник, мечтающий о победе, а человек, погруженный в открытую и свободную стихию природы.
Герой анализируемого стихотворения ищет той свободы, которая не противоречит законам природы. Не требует постоянного бунта.
Последняя (пятая) строфа соединяет надежду на любовь, то есть достижение личного счастья и слияние с образами мифологической и космической жизни. Дуб, у корней которого поэт хотел бы погрузиться в свой полный жизни сон, - образ дерева, соединяющего небо и землю. Таким образом, полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться поэт, - это приобщение к природе в ее таинственном величии, удовлетворение жажды любви – выход из одиночества и погружение в мир древних преданий и мифов. Этот идеал соединяет пейзажную и любовную лирику с темой народа и родины, остро звучащей в последних стихотворениях Лермонтова. Покой, воля и счастье – вот та полнота жизни, которая выводила лирического героя лермонтовского стихотворения из устойчивого для всей лирики поэта одиночества.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков. В тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит ни времени, ни миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности: что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейшей – сер!… С этой безмерностью в мире мер?! Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. Поэтический дар Цветаевой очень многолик: вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества.
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, М. Цветаева, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов. Цветаева уже теряла надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи – как крик живой, но истерзанной души:
В Бедламе – нелюдей,
С волками площадей.
Это, конечно, отчасти полемическая крайность, отчасти добросовестное заблуждение, в известной мере объяснимое одиночеством и растерянностью поэта, знавшего силу своего таланта, но не сумевшего выбрать правильного пути. В глубокий час души и ночи,
Нечислящийся на часах,
Я отроку взглянула в очи
Нечислящиеся в ночах.
В огромном городе моем – ночь,
Из дома сонного иду прочь,
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно – ночь.
Идите же! – мой голос нем,
И тщетны все слова.
Я знаю, что ни перед кем
Не буду я права.
За то, что мне прямая неизбежность –
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид.
8 декабря, 1913г.
Сегодня ночью я одна в ночи,
Бессонная, бездомная черница! –
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы.
Своеобразное воплощение получила в творчестве поэта тема преступления и наказания и его искупления, а также отведено место теме одиночества.
Ключевые понятия стихотворения – он и она, взаимоотношения мужчины и женщины, страдания покинутой возлюбленной. В тексте стихотворения они выделяются с помощью:
повторов (я – мне – меня; ты – тебе; сам, мой, милый).
Стихотворение начинается антитезой, которую создают стилистические антонимы вчера – нынче и контекстуальные антонимы глядел (в глаза) – косится (в сторону).
Лирическая героиня сравнивает поведение возлюбленного до и после расставания с ним; в синтаксическом строе текста (неполных предложениях, бессоюзных конструкциях) передаются горькие размышления одинокой женщины, внезапно оставленной любимым человеком. Мгновенность и коренной характер жизненных изменений подтверждают строки:
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен (лексические антонимы),
Живой, а я остолбенелая. (контекстуальные авторские антонимы).
Вырисовывается эмоциональное поле качеств, состояния субъекта. Здесь присутствуют ключевые слова (мужское и женское начала: я – мой – тебе).
Повтор вопросительной конструкции с прямой речью, заключающий в себе риторический вопрос, ответ на который все же читается между строк, сопровождается словами автора с целым набором лексических синонимов: вопль, стон (я скажу), создающих семантическое поле звучащей речи (слуховое). Голос женщины с высоких регистров плача постепенно становится почти спокойным, ясным, грустным.
Мы видим перепады настроения страдающей женщины: то ей все безразлично, то все страстно волнует и кровь, - вода, - в крови, в слезах умылася!
Кольцо судьбы замыкается в трех звеньях.
Ненужность, нелогичность бытия одинокой покинутой женщины выражена одноструктурными эпитетами с семантикой отрицательной эмоций. Она одинокая, представляет собой символическую картину жизни, наполненную любовью и лишенной ее.
Глагол сделать в таком контексте становится многозначным, приобретает силу эмоциональной оценки; нейтральный глагол семантизируется, получая большую смысловую нагрузку: сделал уже не безобидное действие, а действие разрушительное, получающее отрицательный знак эмоционального восприятия.
После брошенного в лицо изменнику обвинения лирическая героиня выбирает смерть как средство избавления от мук:
Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть – садовница.
Замедленный темп речи, полный раздумий женщины, как бы подводящей итоги своего существования на земле, создается употреблением вставной конструкции и дистантной инверсией (яблоко… спелое).
оличество слогов одной строки колеблется от 7 до 10. причем каждая четная на слог – два длиннее предыдущей нечетной. Рифма перекрестная, в нечетных стихах – мужская, в четных – дактилическая, глагольная и именная. Разговорные слова нередко соседствуют с просторечием: нынче, косится. Остолбенелая (ср. с действительным причастием прошедшего времени остолбеневшая), зрячая, умылася; 2) употребляются фразеологизмы разговорного стиля (жизнь выпала копейкой ржавою).
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите не суда, не милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога дальняя…
И стон стоит вдоль всей земли:
Вчера еще – в ногах лежал!
Ровнял с китайскою державою!
В раз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала копейкой ржавой!
Детоубийцей на суду
Стою немилая, не смелая.
Я и в аду тебе скажу:
Спрошу я стул, спрошу кровать:
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что, ты милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе – я сделала?
Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступаетса Любовь,
Там подступает Смерть – садовница.
Итог анализа.
М. И. Цветаевой, можно сделать вывод: эти стихотворения объединены одной темой – темой поэта и поэзии. И если стихотворение Цветаевой напоминает лирическую песню-плач, в которой жалобы, вопли, отчаяние покинутой одинокой женщины сменяются чувством обиды и ненависти, то в стихотворении М. Ю. Лермонтова слышится отчаяние, грусть. Оба эти стихотворения пронизаны мотивом одиночества.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит,
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…..
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб, в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
СОПОСТАВЛЕНИЕ.
Цветаева М. И.
Лермонтов М. Ю.
1. Марина – русская поэтесса.
Михаил – русский поэт.
2. Родилась в г. Москве 26 сентября – осенью.
Родился в г. Москве 15 октября – осенью.
Основные мотивы в лирике.
3. Свобода, борьба, одиночество.
4. Ноты разочарования, тоска, обреченность.
5. Любовь к жизни, поиск любви, жизнь в разлуке.
6. Стихи начала писать с 6 лет, печататься с 16-ти.
Начал писать с 6 лет; серьезные, самостоятельные – с 15 лет.
7. Многие стихи посвящены поэтам.
8. Дар – точно и метко рассказать о своем времени.
9. Любимый поэт – А. С. Пушкин. Сильные переживания о гибели поэта.
10. Успокоение находят в общении с природой.
11. Предельно искренни в своих чувствах.
12. Трудная жизнь, чувство боли и трагического конца.
13. Ранние произведения – поэтический дневник.
14. Жизнь была насыщена творчеством.
15. Некоторые стихи переложены на музыку и стали песнями и романсами.
Знать материал и продолжать исследовать творчество поэтов М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой – это значит повышать духовный рост, глубже мыслить и тоньше чувствовать, а также проявлять интерес к дополнительным поискам; обогащать ум и сердце художественными впечатлениями, сохраняя при этом живой интерес к книге, театру, искусству в творчестве поэтов, вырабатывая в себе любознательность, желания делать себя как личность и постоянно совершенствовать свой духовный мир.
Материал лирических произведений имеет право фрагментарно и полностью пойти на уроки литературы 8 – 11 классов.
Поэзия этих великих людей вдохновила на создание небольшого стихотворения:
Часто мне, закрадываясь в душу,
Одиночество, тоска и грусть
Не дают покоя, хоть и трушу,
Нечего поделать, ну и пусть.
Молча в одиночестве сижу я.
Подступает к горлу грусти ком,
Думаю, тоскую, достаю я
С полки шкафа книжного тот том.
Том, который грусть мою рассеет,
Одиночество сотрет в песок
И тоску Внезапно он развеет
В душу влившихся стихов, как сок.
Кто в шахматы играть умеет, кто в лото,
Поэт же нить таланта выпускает.
Кто создал стих, спасибо им за то,
Еще спасибо тем, кто их читает.
Воспеть хочу я творческих людей
Неутомимо пылких, одаренных.
Накал их новизны в стихах, страстей
И чувств мечтаний окрыленных.
Тернисты и нелегки их пути.
То в гору лезут, то падут с гранита.
У края бездны сам, но хочется спасти
Того, чья жизнь до дна испита.
Дерзай, бери от жизни жар.
Он был судьбой к рождению подвязан
Мыслителю, поэту в дар
За труд, нести который он обязан.
Литература по М. Ю. Лермонтову:
М. Ю. Лермонтов. Сочинения в 2 т.
М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, М., 1989г.
Литература по М. И. Цветаевой:
Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т., М., 1980г. т. 1.
Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т., М., 1980г. т. 2.
Карнаух Н. Л., И. В. Щербина. Литература. Письменные работы по литературе. (9-11 классы), 2
изд. Стереотипное; М.; Дрофа, 2004г.
Критерии оценки содержания индивидуального проекта
Оценка (в баллах)
При выборе темы учитывается:
Актуальность и важность темы;
Научно-теоретическое и практическое значение;
Степень освещенности данного вопроса в литературе.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.
2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях
1 балл – имеют место
0 баллов – отсутствуют
Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям
Планирование, определение последовательности и сроков работ
Проведение проектных работ или исследования
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.
Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
Форма работы должна соответствовать содержанию.
Читайте также: