Как сделать школьный проект по литературе

Обновлено: 08.07.2024

В этом разделе собраны творческие исследовательские проекты по литературе учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, которые затрагивают такие темы работ, как роль литературы в нашей жизни, литература как вид искусства, литература и живопись, стили и жанры литературы. В творческих работах и проектах по литературе раскрываются и характеризуются такие понятия, как произведение, пословицы и поговорки, рассказ, роман и поэма, пьеса, стихотворение и поэзия, басня и сказка. Некоторые проекты по литературе изучают биографию и творчество нобелевских лауреатов в области литературы и других выдающихся авторов: Чехов, Гоголь и Бажов, Тютчев, Есенин, а также Пушкин и Крылов.

* Технология метода проектов описана ниже!

Интерпретация лирических и эпических текстов с использованием активных и интерактивных методов, приемов, форм организации учебно-познавательной деятельности

Для того чтобы деятельность ученика в ходе изучения и анализа произведения была приоритетной, необходимо использовать активные формы обучения. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала.

В контексте новой образовательной парадигмы, когда на смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научит учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе интеллектуальном труде, актуально развитие проектной деятельности в системе литературного образования старшеклассников.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Что же такое проектирование? Проектирование – это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учётом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта предусматривает изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.

Проектная деятельность на уроках литературы – это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.

При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения – это познавательная деятельность.

В результате этой работы у школьника формируется отношение к автору, событиям, героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни – это ценностно- ориентационная деятельность.

Создание проекта – это всегда создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть элемент творческой деятельности.

Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими учащимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент он выполняет коммуникативную деятельность.

Представляя проект, учащийся пытается заинтересовать слушателей своей темой и изменить их отношение к автору, художественному произведению, героям, а это уже преобразовательная деятельность.

Специфика литературного образования старшеклассников такова, что применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через выполнение различных типов проектов способствовать формированию творческой личности, а также позволит реализовать стремление учащихся к получению качественного и современного образования.

Проектная деятельность предполагает высокий уровень развития продуктивного воображения, конструктивного стиля мышления, изобретательских способностей, творческой интуиции, чувства нового, перспективного видения и социальной активности.

Во ФГОС отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Технология подготовки и реализации проекта по литературе

Организационные особенности проектной деятельности связаны в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа. В связи с этим рассмотрим этапы, которые необходимы для подготовки и реализации проекта по литературе (на примере исследовательского проекта):

  1. Этап ориентирования.
  2. Этап планирования.
  3. Этап сбора информации (ознакомление с научной литературой).
  4. Этап обработки материала (структурирование информации).
  5. Этап реализации проекта (выполнение).
  6. Этап оформления результатов работы: создание проектной папки и постера для презентации.
  7. Этап презентации результатов проекта (защита).
  8. Этап оценивания проекта.
  9. Этап рефлексии.

Остановимся на содержании этих этапов подробнее, определим задачи каждого из них и наметим ожидаемые результаты.

1.Этап ориентирования.

Основные задачи Ожидаемые результаты
Познакомить с технологией проектов Углубленное представление о типах проектов по литературе
Определить мотивацию работы над проектом Определение перспектив защиты проекта

На этом этапе объясняется, что такое проектная деятельность, учащиеся знакомятся с типологией проектов, особенностями работы над проектом (самостоятельность работы, работа с источниками), намечают перспективы защиты проекта (выступление на конференции, участие в конкурсах), представляют примерную тематику и формы будущих проектов.

2. Этап планирования.

Основные задачи Ожидаемые результаты
Сформулировать тему исследования, основополагающий вопрос и проблемные вопросы Четкая формулировка темы исследования, основополагающего вопроса и проблемных вопросов
Определить цель, задачи проекта Составленная программа исследования
Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задачи проекта Письменно оформленный документ- план работы
Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта Точный график выполнения плана
Определить ответственного за каждый пункт плана (если проект групповой) Список ответственных за реализацию каждого пункта плана
Указать необходимые ресурсы и источники их получения Перечень необходимых ресурсов и источников их получения

План должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях с указанием точных цифр и дат. На этом этапе проводится обсуждение разных идей проекта и осуществляется выбор одной идеи.

Для успешной организации исследовательской деятельности учащихся необходимо тщательно продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта.

Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть чтобы:

  • побуждать школьников к сравнению фактов, к самостоятельной оценке событий, объяснению явлений, интерпретированию сведений и т.п.;
  • связать изучение одной темы с другими темами и дисциплинами;
  • обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю.

Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:

  • не иметь единственного и очевидно правильного ответа;
  • вызывать интерес у учеников;
  • предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу;
  • иметь широкий культурологический диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь между различными областями знаний и объектами изучения.

Основополагающий вопрос был сформулирован так:

В чем тайна женского образа в творчестве А.А.Блока?

Проблемные вопросы проекта выглядели так:

  • Каковы истоки формирования представления А.А.Блока о женском идеале?
  • Каким было влияние современников на личность и мировоззрение А.А.Блока?
  • Какие реальные прототипы послужили основой для создания женских образов в творчестве А.А.Блока?
  • Каков женский образ, воплощенный в творчестве А.А.Блока?
  • Какими художественными приемами А.А.Блок создает женские образы в различные периоды творчества?

3.Этап сбора информации (ознакомление с научной литературой)

Основные задачи Ожидаемые результаты
Прочитать и проанализировать литературу по проблеме исследования Углубление знаний по проблеме. Корректировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов.
Сформулировать основную цель проекта Уточнение цели проекта
В соответствии с целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

4.Этап обработки материала (структурирование информации)

Основные задачи Ожидаемые результаты
Структурирование полученной информации Составленные сравнительные таблицы, схемы, характеристики. Написанный черновой вариант исследовательской работы

5.Этап реализации проекта (выполнение)

Основные задачи Ожидаемые результаты
Создать готовый продукт (реализовать проект) Создание готового продукта (выбор реформы продукта проектной деятельности определяется на этапе планирования)

6.Этап оформления результатов работы: создание проектной папки и постера для презентации

Основные задачи Ожидаемые результаты
Показать ход работы проекта или проектной группы Оформленная проектная папка (портфолио) со всеми рабочими материалами и постер для презентации

7. Этап презентации результатов проекта (защита)

Оценка выполненного проекта не должна быть только формальной.

Прежде всего количественная и качественная оценка проекта важна для учащихся, чтобы в будущем осуществлять более серьезные проекты и на более высоком уровне.

В качестве основных критериев оценивания могут выступать:

9.Этап рефлексии

Основные задачи Ожидаемые результаты
Проанализировать выполнение поставленных задач Аналитические материалы
Обсудить результаты совместной деятельности и ее эффективность Дискуссионное обсуждение
Соотнести полученные результаты с поставленной целью Отчет о работе над проектом
Определите цель будущей проектной деятельности Постановка цели будущей проектной деятельности на основе приобретенного опыта

Для себя поставили цель: выявить общее и изменившееся в образах и содержании произведений писателей ХIХ и ХХI веков: А.С.Пушкина и Л.Е.Улицкой.

Почему же люди, живущие рядом, позволяют так поступать с ними? Почему терпят капризы и обиды, даже если зло исходит от родного человека – матери, т.е. Мур?

Ребята должны исследовать жизнь Анны Федоровны и убедиться, что эти произведения во многом перекликаются. Это видно в сходстве тем, поставленных в них проблем, общих мотивах.

Подготовка проекта в школе, умение учеником грамотно представить свою работу — это результат требований современной образовательной программы. В современной школе проекты требуют выполнять на компьютере. Как создать школьный проект.

Предполагается, что проектная деятельность раскрывает в ребенке способность мыслить и действовать творчески, формирует самостоятельность в поиске информации и ее обработке, учит ребенка готовить презентацию и представлять ее публике.


Чтобы понять, с чего начать школьный проект, нужно выбрать его тип. Школьные проекты бывают:

  • исследовательские — изучают, рассматривают тему под разными углами; подготавливается, как научное исследование (выдвигают и проверяют гипотезу);
  • практические, практико-ориентированные — результатом становится решение конкретной задачи, которое можно использовать в жизни;
  • творческие — результатом становится творческий продукт, смонтированное видео, плакат, театрализованное представление, новая развивающая игра, спортивная игра;
  • информационные — содержат в себе результаты сбора информации, которую затем представляют публике;
  • ролевые — проекты, в которых распределяют роли, устанавливают правила взаимодействия между участниками. Результат такой работы становится известным только по окончанию, ученики пробуют себя в новых ролях и ситуациях, учатся разрешать конфликты, находясь в образе выбранной роли.

Материалы, презентация, то, из чего состоит и как выглядит школьный проект, будет напрямую зависеть от выбранного типа проекта.

Как написать проект в школе

Все начинается с выбора темы и понимания конечной цели. Она должна быть понятной, четкой и ясной. Чтобы работа продвигалась быстро, ученику тема должна быть интересна. Иначе никакой пользы от проектной деятельности не будет. Не получится успешно защитить проект, который не интересен даже ее создателю.

  1. Подготовительный. Определяемся с темой и целью.
  2. Планирование. Выясняем, что нужно для проекта в школе, с какими источниками информации будем работать, как будем ее собирать и анализировать. Решаем, в каком виде будем представлять результаты работы.
  3. Исследование. Собираем и уточняем информацию, выполняем исследовательские задачи.
  4. Выводы. Анализируем информацию, формулируем выводы.
  5. Оформление. Учителя каждого конкретного образовательного учреждения выдвигают свои требования, как составлять проекты в школе, и выдают образцы оформления.

На этапе планирования решают, в каком виде представить информацию. Тогда же и определяются, какая нужна программа для создания школьного проекта на компьютере. В школе для проектов в рамках учебного класса достаточно использовать графический редактор Word. В нем набирают текст, дополняют его картинками.

Как оформить проект

Оформление проекта в младших классах

Чем младше класс, тем меньше текста и больше картинок. Ведь ребенок не только сдает распечатанный проект, но и должен уметь рассказать, о чем в нем написано, ответить на вопросы.

Оформление проекта в старших классах

Чем старше ученик, тем более строгие требования выдвигают к содержанию, качеству, количеству информации, отображенной в проекте, и к его оформлению.

Как сделать проект для школы в 9 класс, пошагово

Проект должен иметь четкую структуру:

  • титульник;
  • содержание;
  • введение с описанием цели, области, в которой ведется работа, с указанием способов, которыми эта цель будет достигнута;
  • описание работы, процесса со всеми стадиями, составляющими, всеми этапами;
  • анализ хода работы, что происходило, с какими проблемами столкнулись, как их преодолели;
  • заключение, где оценивают и анализируют конечный результат; рассматривают перспективы применения работы, как и где можно использовать результаты проекта;
  • библиография — указать все использованные в работе источники и ссылки;
  • приложения (если необходимы).

Когда работа будет готова, ученик переходит к подготовке презентации. Презентацию удобно делать в программе PowerPoint — это простой, комфортный инструмент, отлично подходящий для подобных целей. В презентации школьник отражает основные аспекты проекта, наполняет ее графикой. Опираясь на презентацию с текстом и картинками, гораздо легче донести мысли до слушателей. Такой формат презентации удобен для докладчика: ключевые фразы текста перед глазами не дают разбежаться мыслям, даже если что-то забудется от волнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Актуальность темы, цель, задачи, новизна исследования.

Актуальность.

Современный ученик средней школы имеет не достаточно глубокий материал о поэзии, особенно по творчеству М. Цветаевой.

Это объясняется не только пренебрежительным отношением к русской стихотворной классике и художественной литературе в целом, но и содержанием школьных учебников, в которых поэты представлены, по существу, 2-3-мя стихотворениями. Поэтому мы с моим научным руководителем решили более углубленно и полноценно проанализировать и сопоставить произведения Цветаевой и Лермонтова, посвященные теме одиночества.

В этом и заключается актуальность нашей научной работы

Целью работы является изучение творчества М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой через сопоставление их поэтических систем, нахождение общности лирических произведений.

Задачи исследования:

выявить развитие мысли поэтов, путем сопоставления двух произведений;

показать каким образом реализация потенциальных свойств языка позволяет поэту выразить художественными средствами свое понимание мира, свою философскую позицию.

Новизна исследования заключается в том, что рассматривается творчество двух поэтов разных поколений – М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой – в поэзии которых большое место уделяется теме одиночества.

II. Общая характеристика вопроса.

Лирике Лермонтова второй половины 30-40-х годов свойственна новая направленность. Если ранние стихотворения поэта – своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека, то в последние годы его жизни непосредственная пылкость чувств сменяется глубоким философским раздумьем о сущем, отдельные мотивы творческих исканий сливаются в целостный неповторимый лермонтовский мир.

Начинается подведение итогов пережитого: передается состояние души уже не романтической – печальной, тоскующей, а усталой, он ищет свежих сил и предчувствует близкий перелом.

А поэтический дар М. Цветаевой не только не отменяет писательского труда, но и обретает поэта на непрекращающийся, ежедневный подвижнический труд.

Страстным душам Цветаевой и Лермонтова нигде нет умиротворения, поэтому многочисленные их стихи пронизаны мотивом одиночества.

Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.

Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Расцвет его творчества приходится на период мрачного десятилетия, поэтому неслучайно в его лирике звучат ноты разочарования, обреченности и тоскливого одиночества. Одиноким чувствует себя парус, белеющий далеко в море:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается в том,

что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственно и интеллектуальным требованиям.

Тема борьбы, неволи, узничества, тоски вливается в центральный мотив, проходящий через все творчество Лермонтова – мотив одиночества.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Одиноко он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!…что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы!

И только соприкасаясь с природой, поэт видит утешение, чуждое людским страстям.

…Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил.

Лирический повествователь стихотворения находится в открытом, распахнутом мире. Устремленная вдаль дорога, над ним – открытое небо. Герой Лермонтова в этом стихотворении – не узник, мечтающий о победе, а человек, погруженный в открытую и свободную стихию природы.

Герой анализируемого стихотворения ищет той свободы, которая не противоречит законам природы. Не требует постоянного бунта.

Последняя (пятая) строфа соединяет надежду на любовь, то есть достижение личного счастья и слияние с образами мифологической и космической жизни. Дуб, у корней которого поэт хотел бы погрузиться в свой полный жизни сон, - образ дерева, соединяющего небо и землю. Таким образом, полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться поэт, - это приобщение к природе в ее таинственном величии, удовлетворение жажды любви – выход из одиночества и погружение в мир древних преданий и мифов. Этот идеал соединяет пейзажную и любовную лирику с темой народа и родины, остро звучащей в последних стихотворениях Лермонтова. Покой, воля и счастье – вот та полнота жизни, которая выводила лирического героя лермонтовского стихотворения из устойчивого для всей лирики поэта одиночества.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков. В тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит ни времени, ни миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности: что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейшей – сер!… С этой безмерностью в мире мер?! Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. Поэтический дар Цветаевой очень многолик: вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества.

Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, М. Цветаева, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов. Цветаева уже теряла надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи – как крик живой, но истерзанной души:

В Бедламе – нелюдей,

С волками площадей.

Это, конечно, отчасти полемическая крайность, отчасти добросовестное заблуждение, в известной мере объяснимое одиночеством и растерянностью поэта, знавшего силу своего таланта, но не сумевшего выбрать правильного пути. В глубокий час души и ночи,

Нечислящийся на часах,

Я отроку взглянула в очи

Нечислящиеся в ночах.

В огромном городе моем – ночь,

Из дома сонного иду прочь,

И люди думают: жена, дочь, -

А я запомнила одно – ночь.

Идите же! – мой голос нем,

И тщетны все слова.

Я знаю, что ни перед кем

Не буду я права.

За то, что мне прямая неизбежность –

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид.

8 декабря, 1913г.

Сегодня ночью я одна в ночи,

Бессонная, бездомная черница! –

Сегодня ночью у меня ключи

От всех ворот единственной столицы.

Своеобразное воплощение получила в творчестве поэта тема преступления и наказания и его искупления, а также отведено место теме одиночества.

Ключевые понятия стихотворения – он и она, взаимоотношения мужчины и женщины, страдания покинутой возлюбленной. В тексте стихотворения они выделяются с помощью:

повторов (я – мне – меня; ты – тебе; сам, мой, милый).

Стихотворение начинается антитезой, которую создают стилистические антонимы вчера – нынче и контекстуальные антонимы глядел (в глаза) – косится (в сторону).

Лирическая героиня сравнивает поведение возлюбленного до и после расставания с ним; в синтаксическом строе текста (неполных предложениях, бессоюзных конструкциях) передаются горькие размышления одинокой женщины, внезапно оставленной любимым человеком. Мгновенность и коренной характер жизненных изменений подтверждают строки:

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен (лексические антонимы),

Живой, а я остолбенелая. (контекстуальные авторские антонимы).

Вырисовывается эмоциональное поле качеств, состояния субъекта. Здесь присутствуют ключевые слова (мужское и женское начала: я – мой – тебе).

Повтор вопросительной конструкции с прямой речью, заключающий в себе риторический вопрос, ответ на который все же читается между строк, сопровождается словами автора с целым набором лексических синонимов: вопль, стон (я скажу), создающих семантическое поле звучащей речи (слуховое). Голос женщины с высоких регистров плача постепенно становится почти спокойным, ясным, грустным.

Мы видим перепады настроения страдающей женщины: то ей все безразлично, то все страстно волнует и кровь, - вода, - в крови, в слезах умылася!

Кольцо судьбы замыкается в трех звеньях.

Ненужность, нелогичность бытия одинокой покинутой женщины выражена одноструктурными эпитетами с семантикой отрицательной эмоций. Она одинокая, представляет собой символическую картину жизни, наполненную любовью и лишенной ее.

Глагол сделать в таком контексте становится многозначным, приобретает силу эмоциональной оценки; нейтральный глагол семантизируется, получая большую смысловую нагрузку: сделал уже не безобидное действие, а действие разрушительное, получающее отрицательный знак эмоционального восприятия.

После брошенного в лицо изменнику обвинения лирическая героиня выбирает смерть как средство избавления от мук:

Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть – садовница.

Замедленный темп речи, полный раздумий женщины, как бы подводящей итоги своего существования на земле, создается употреблением вставной конструкции и дистантной инверсией (яблоко… спелое).

оличество слогов одной строки колеблется от 7 до 10. причем каждая четная на слог – два длиннее предыдущей нечетной. Рифма перекрестная, в нечетных стихах – мужская, в четных – дактилическая, глагольная и именная. Разговорные слова нередко соседствуют с просторечием: нынче, косится. Остолбенелая (ср. с действительным причастием прошедшего времени остолбеневшая), зрячая, умылася; 2) употребляются фразеологизмы разговорного стиля (жизнь выпала копейкой ржавою).

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите не суда, не милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога дальняя…

И стон стоит вдоль всей земли:

Вчера еще – в ногах лежал!

Ровнял с китайскою державою!

В раз обе рученьки разжал, -

Жизнь выпала копейкой ржавой!

Детоубийцей на суду

Стою немилая, не смелая.

Я и в аду тебе скажу:

Спрошу я стул, спрошу кровать:

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот что, ты милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе – я сделала?

Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступаетса Любовь,

Там подступает Смерть – садовница.

Итог анализа.

М. И. Цветаевой, можно сделать вывод: эти стихотворения объединены одной темой – темой поэта и поэзии. И если стихотворение Цветаевой напоминает лирическую песню-плач, в которой жалобы, вопли, отчаяние покинутой одинокой женщины сменяются чувством обиды и ненависти, то в стихотворении М. Ю. Лермонтова слышится отчаяние, грусть. Оба эти стихотворения пронизаны мотивом одиночества.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит,

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…..

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб, в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

СОПОСТАВЛЕНИЕ.

Цветаева М. И.

Лермонтов М. Ю.

1. Марина – русская поэтесса.

Михаил – русский поэт.

2. Родилась в г. Москве 26 сентября – осенью.

Родился в г. Москве 15 октября – осенью.

Основные мотивы в лирике.

3. Свобода, борьба, одиночество.

4. Ноты разочарования, тоска, обреченность.

5. Любовь к жизни, поиск любви, жизнь в разлуке.

6. Стихи начала писать с 6 лет, печататься с 16-ти.

Начал писать с 6 лет; серьезные, самостоятельные – с 15 лет.

7. Многие стихи посвящены поэтам.

8. Дар – точно и метко рассказать о своем времени.

9. Любимый поэт – А. С. Пушкин. Сильные переживания о гибели поэта.

10. Успокоение находят в общении с природой.

11. Предельно искренни в своих чувствах.

12. Трудная жизнь, чувство боли и трагического конца.

13. Ранние произведения – поэтический дневник.

14. Жизнь была насыщена творчеством.

15. Некоторые стихи переложены на музыку и стали песнями и романсами.

Знать материал и продолжать исследовать творчество поэтов М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой – это значит повышать духовный рост, глубже мыслить и тоньше чувствовать, а также проявлять интерес к дополнительным поискам; обогащать ум и сердце художественными впечатлениями, сохраняя при этом живой интерес к книге, театру, искусству в творчестве поэтов, вырабатывая в себе любознательность, желания делать себя как личность и постоянно совершенствовать свой духовный мир.

Материал лирических произведений имеет право фрагментарно и полностью пойти на уроки литературы 8 – 11 классов.

Поэзия этих великих людей вдохновила на создание небольшого стихотворения:

Часто мне, закрадываясь в душу,

Одиночество, тоска и грусть

Не дают покоя, хоть и трушу,

Нечего поделать, ну и пусть.

Молча в одиночестве сижу я.

Подступает к горлу грусти ком,

Думаю, тоскую, достаю я

С полки шкафа книжного тот том.

Том, который грусть мою рассеет,

Одиночество сотрет в песок

И тоску Внезапно он развеет

В душу влившихся стихов, как сок.

Кто в шахматы играть умеет, кто в лото,

Поэт же нить таланта выпускает.

Кто создал стих, спасибо им за то,

Еще спасибо тем, кто их читает.

Воспеть хочу я творческих людей

Неутомимо пылких, одаренных.

Накал их новизны в стихах, страстей

И чувств мечтаний окрыленных.

Тернисты и нелегки их пути.

То в гору лезут, то падут с гранита.

У края бездны сам, но хочется спасти

Того, чья жизнь до дна испита.

Дерзай, бери от жизни жар.

Он был судьбой к рождению подвязан

Мыслителю, поэту в дар

За труд, нести который он обязан.

Литература по М. Ю. Лермонтову:

М. Ю. Лермонтов. Сочинения в 2 т.

М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, М., 1989г.

Литература по М. И. Цветаевой:

Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т., М., 1980г. т. 1.

Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т., М., 1980г. т. 2.

Карнаух Н. Л., И. В. Щербина. Литература. Письменные работы по литературе. (9-11 классы), 2

изд. Стереотипное; М.; Дрофа, 2004г.

Критерии оценки содержания индивидуального проекта

Оценка (в баллах)

При выборе темы учитывается:

Актуальность и важность темы;

Научно-теоретическое и практическое значение;

Степень освещенности данного вопроса в литературе.

Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.

Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.

2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях

1 балл – имеют место

0 баллов – отсутствуют

Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;

Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям

Планирование, определение последовательности и сроков работ

Проведение проектных работ или исследования

Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.

Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.

Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования

Форма работы должна соответствовать содержанию.

Читайте также: