Сравните письменность и школьное обучение в древнем египте и двуречье какая была у детей мотивация

Обновлено: 05.07.2024

Сравните письменность и школьное обучение в Древнем Египте и Двуречье. Какая была у детей мотивация к учению?

В Древнем Египте писали иероглифами на папирусах, а в Двуречье значками-рисунками на глиняных дощечках (клинопись). В школах Египта обучались и мальчики, и девочки, большое внимание уделялось письму, многократному переписыванию текстов. В школах Двуречья учились преимущественно мальчики, изучались письмо, язык, литература, основы арифметики и геметрии. Школы Двуречья имели библиотеки клинописных текстов.
Мотивацией к обучению детей в школе являлось то, что образованные люди (писцы) были самыми уважаемыми людьми, считались мудрецами и пользовались привилегиями.

В Древнем Египте писали иероглифами на папирусах, а в Двуречье значками-рисунками на глиняных дощечках (клинопись). В школах Египта обучались только мальчики. Девочки из богатых семей получали образование дома. При обучении большое внимание уделялось письму, многократному переписыванию текстов, также в школах изучали математику и астрономию.

Как и в Древнем Египте в шумерских школах учились только мальчики (девочки могли учиться дома). Они изучали клинопись, переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички ученых-звездочетов. Профессиональных писцов готовили в школах при храмах, которые существовали во всех крупных городах. Также ученики получали как базовые основы арифметики, так и более фундаментальные знания из области математики, лингвистики, литературы, географии, минералогии, астрономии. Школы Двуречья имели библиотеки клинописных текстов.

Мотивацией к обучению детей в школе являлось то, что образованные люди (писцы) были самыми уважаемыми людьми, считались мудрецами и пользовались привилегиями.

2. Какая письменность способствовала появлению на­шего алфавита?

Финикийская фонетическая письменность стала родоначальницей большинства современных алфавитов, в том числе и нашего. В финикийском алфавите каждому согласному звуку соответствовала буква.

3. Вы узнали, что первые законы появились очень дав­но, ещё до нашей эры. Подумайте, что может быть обще­го между современными законами и принятыми во време­на царя Хаммурапи.

Законы царя Хаммурапи стали первым в мире юридически обоснованным документом, имеющим четкие и продуманные формулировки, исключающие двусмысленность и охватывающие многие области юридических взаимоотношений между государством, гражданами, негражданами, а также отношение к имуществу и действиям.

Общее между современными законами и законами царя Хаммурапи:

  • едины для всех,
  • за преступление полагается наказание,
  • унифицируют нормы поведения в обществе,
  • стройность и однозначность формулировок,
  • оценка действий по закону, а не по справедливости.

Различие: законы царя Хаммурапи были отражением древней культуры, поэтому, согласно духу того времени, были очень кровавыми.

Кир II Великий

Происхождение Кира

Возможно, Кир был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов, основанной легендарным Ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу) Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Точный год рождения Кира неизвестен, считается что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. О его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. Греческий историк Ксенофонт также пишет о том, что уже в V веке до н. э. о жизни Кира Великого рассказывали по-разному. Есть несколько версий происхождения Кира II Великого. Например, по версии, записанной Ктесием, Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изреченное вавилонскими магами, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа.

Восстание против Мидии

Если верить Геродоту, утверждавшему, что правление Кира продлилось 29 лет, в 559 году до н. э. Кир стал вождём персидских оседлых племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Они находились в зависимости от мидийского царя. В 553 году до н. э. Кир выступил против мидийского царя Астиага. Геродот и Ктесий называют войну персов с мидянами восстанием, успех которого в значительной мере был обусловлен существованием в Мидии партии, недовольной Астиагом, и изменой. Согласно Геродоту, причиной войны между двумя этими царствами послужил заговор знатного мидийца Гарпага, которому, как уже говорилось выше, Астиаг нанёс жестокую обиду. Он сумел привлечь на свою сторону многих знатных мидийцев, недовольных суровым правлением Астиага, а затем подговорил Кира поднять восстание. Падение Мидии, кроме недовольства и измены, было облегчено и династическим кризисом: у Астиага не было наследника-сына.

Кир захватил мидийскую столицу Экбатану и объявил себя царём как Персии, так и Мидии, приняв при этом официальный титул мидийских царей. С захваченным в плен Астиагом Кир обошёлся милостиво и даже назначил его наместником Гиркании и женился на его дочери (здесь уже Кир, получается, был не сыном дочери Астиага, а её мужем). Мидия и мидяне и при Ахеменидах не были унижены и считались равноправными с персами. Экбатана продолжала сохранять значение столицы, деля эту роль с Персеполем, Пасаргадами и Сузами. Всё это обусловило в глазах окрестных народов взгляд на Персию, как на продолжение Мидии. У мидян персы заимствовали систему государственного управления, во многом восходящую ещё к ассирийской.

Завоевание Лидии

В 547 году до н. э. на сторону Кира добровольно перешла Киликия и предоставила ему военную помощь. За это Кир никогда не посылал в неё сатрапов, а оставил у власти местных правителей, которые должны были платить ему дань и в случае необходимости выставлять войско.

Таким образом, Кир вплотную подошёл к границам Лидийского царства — одного из самых могущественных государств Ближнего Востока, также претендовавшего на гегемонию в Малой Азии. В 547 году до н. э. лидийцы вторглись в Каппадокию. Туда же направился Кир, по пути пополняя свою армию из представителей тех народов, по территории которых он проходил.

У города Птерия, на восточной стороне реки Галис, произошла кровопролитная битва, но она закончилась безрезультатно и ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой. Крез отступил в свою столицу — Сарды и решил основательнее подготовиться к войне и попытаться получить более эффективную помощь от своих союзников: Египта, Спарты и Вавилона. Однако Кир, который знал о действиях и намерениях своего противника, решил застигнуть его врасплох и стремительно двинулся к Сардам. Жители Сард вовсе не ожидали такого нападения и узнали о нём, лишь когда персидские войска появились у стен города. Крез вывел свою армию, состоящую из конников, вооруженных копьями, на равнину перед Сардами. Кир по совету своего полководца, мидийца Гарпага, поставил всех следовавших в обозе верблюдов впереди войска, посадив предварительно на них лучников (военная хитрость, к которой впоследствии прибегали и многие другие полководцы). Кони в лидийском войске, почуяв незнакомый запах верблюдов и увидев их, обратились в бегство. Однако лидийские всадники соскочили с коней и стали сражаться пешими, но под напором войск Кира вынуждены были отступить в Сарды и запереться в акрополе. После 14-дневной осады персы взяли акрополь, пробравшись туда с неприступной и поэтому почти не охраняемой стороны, а Крез был взят в плен и доставлен к Киру.

Подчинение Вавилонии

Отношение Кира к вавилонянам и другим покорённым народам

После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта — Сирия, Палестина и Финикия — подчинились персам добровольно. Торговые города Финикии так же, как вавилонские и малоазийские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами.

Народам, которые были насильно поселены в Месопотамию вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны. Возвращение в Палестину иудеев, которых некогда увел в плен вавилонский царь Навуходоносор, было частным случаем этих общих мер Кира.

Вероятно, Киром был реабилитирован и финикийский Сидон, разрушенный ещё Асархаддоном и с тех пор утративший своё значение. По крайней мере, теперь снова в нём появляются цари. Привлекая на свою сторону иудеев и финикийцев, Кир готовил себе преданное население западных областей, имевших первостепенное значение, как база для операций против единственного оставшегося крупного государства — Египта, а также для создания флота, который мог стоять только в Финикии и пополняться финикийскими моряками.

Смерть Кира

Войну с Египтом при энергичном фараоне Амасисе Кир, очевидно, считал преждевременной и обратился против кочевых племен Ирана и Средней Азии. Неизвестно, тогда ли вошли в состав Персидского государства те области, которые перечисляются в списках Дария (Парфия, Дрангиана, Ария, Хорасмия, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Саки, Саттагида, Арахосия и Мака), или они были присоединены ещё до завоевания Вавилона.

Царствовал Кир 29 лет и погребен в Пасаргадах, где до сих пор сохранился памятник, считающийся его гробницей и напоминающий по стилю малоазиатские мавзолеи.

1. Сравните письменность и школьное обучение в Древнем Египте и Двуречье. Какая была у детей мотивация к учению?
В Египте иероглифы, в Двуречье клинопись. Те, кто овладел грамотой, не трудились в поле, жизнь была легче.

2. Какая письменность способствовала появлению нашего алфавита?
Создание финикийского алфавита, на основе которого появился греческий.

3. Вы узнали, что первые законы появились очень давно, ещё до нашей эры. Подумайте, что может быть общего между современными законами и принятыми во времена царя Хаммурапи.
Законы регулируют жизнь общества, наводят порядок в стране.

В Древнем Египте писали иероглифами на папирусах, а в Двуречье значками-рисунками на глиняных дощечках (клинопись). В школах Египта обучались и мальчики, и девочки, большое внимание уделялось письму, многократному переписыванию текстов. В школах Двуречья учились преимущественно мальчики, изучались письмо, язык, литература, основы арифметики и геометрии. Школы Двуречья имели библиотеки клинописных текстов.

Мотивацией к обучению детей в школе являлось то, что образованные люди (писцы) были самыми уважаемыми людьми, считались мудрецами и пользовались привилегиями.

Читайте также: