Что такое музыкальная одаренность в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

Кореневского района Курской области

Методический доклад

1. Детская музыкальная одаренность__________________ 6

2. Особенности проявления музыкальной одаренности___8

Исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, считают, что изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание возможностей всех детей. Это позволяет, по мнению А.И. Доровского. более отчетливо увидеть формы и факторы успеха мыслительного процесса, который в других случаях кажется интуитивным, не анализируемым. Разгадку тайны одаренности к искусству, в частности, следует искать не в том, что художнику дано нечто такое, чем обделены другие люди, а в том. каким образом он раскрывает невероятные возможности человеческих способностей. Поэтому чрезвычайно важно знать об особенностях развития одаренных детей, специфических истоках их творческого ума.

В работах по проблемам общего и специального музыкального образования (Б.Д. Критский, В.Г. Ражников, В.П. Сраджев, Л.В. Школяр, Г.М. Цьшин и др.), отмечается, что сложившаяся в музыкальном образовании практика воспитания, развития и обучения не составляет необходимого единства в воздействий на личность ученика, поскольку у многих педагогов наблюдается отсутствие ясного понимания особенностей личностного и художественного развития учеников, а существующий опыт индивидуальной педагогической работы плодотворен только в той части, которая направлена на формирование профессионала и не гарантирует личностного и художественного развития обучаемого.

Между тем в истории русского специального музыкального образования (в частности фортепианного) и в практике выдающихся педагогов-музыкантов современности, основанной на его традициях, можно найти много примеров успешного воспитания и развития одаренных детей, что позволяет ему и по сей день занимать одну из передовых позиций в мировом исполнительстве. Но в то же время факты выдающихся успехов многих отечественных композиторов и исполнителей, по мнению В.Г. Ражникова, не могут восприниматься как реальный результат действий музыкально-художественной педагогической системы, поскольку они являются проявлением уникального взаимодействия выдающихся педагогов и выдающихся учеников.

Детская музыкальная одаренность

Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми.

Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность. Вместе с тем в теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Об этом уже было сказано выше. Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различии по одаренности.

Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью.

Поэтому первая точка зрения описывает, скорее, одаренность детей и подростков, вторая в большей степени соответствует подростковому и юношескому периоду, а третья – музыкальной зрелости. Так, еще в начале века, Г. Ревеш подчеркивал, что детскому творчеству не достает оригинальности в форме и композиции, в планомерности и целостности; у него нет интенсивной силы в изображении мысли и внутренней связи с личностью творца. Вывод его категоричен: за исключением музыки, вообще нельзя говорить об одаренности в детстве или в начале подросткового возраста.

Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и поэтому период между тринадцатью и двадцатью годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, обнаруживающиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами.

Особенности проявления музыкальной одаренности

Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные периоды развития. Раньше всего, по мнению этого исследователя, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование (психомоторика), которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты. На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки, и только затем - творческая одаренность, расцвет которой наступает между двадцатью и тридцатью годами. В другой работе Г.Ревеш показывает, что композиторский талант в раннем возрасте проявляется гораздо реже, чем исполнительский.

Итак, понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамического, становящегося, многомерного.

Существует три критерия оценки музыкальных (впрочем, не только) способностей и одаренности.

Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способность и одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний. В одной из этнических 5щин Нигерии, к примеру, очень маленькие дети обучены пению, танцам, навыкам игры на барабане, что вместе составляет основу музыкальной культуры этой общины. К пяти годам все дети здесь обладают репертуаром в сотни песен, легко исполняют сложные танцевальные движения и владеют комплексом исполнительских данных на ударных. Европейцу любой из таких детей показался бы вундеркиндом. (Не отсюда ли рождаются представления о том, что некоторые человеческие сообщества музыкально более одаренные, чем другие).

Нужно сказать, что понятие музыкальной одаренности возникает там, где есть профессионалы, профессиональное обучение. А музыкальные вундеркинды как наиболее яркое воплощение феномена музыкальной одаренности в европейской культуре появились лишь в середине 18 века.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г.Караян начал учится игре на фортепиано с трех лет, а с пяти начал выступать в публичных концертах. П.Сарасате в пять лет играл в присутствии королевы Изабеллы, в восемь дал первый публичный концерт, а в десять лет его игра производила ошеломляющее впечатление.

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (композитор А.Даргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно - на шестом году).

Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Исследователи отмечают что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

Для него есть основания, в частности, применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый теми умственного развитая, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого сказать нельзя.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков одаренности. Достижения ребенка не являются прямым и достаточным показателем его будущего потенциала: нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, и при самых благоприятных, казалось бы, условиях могут оказаться чем-то временным, преходящим.

В психологии все больше накапливается данных о внутренних условиях умственного развития в годы детства, когда (в отличие от зрелости) свойства возраста являются одновременно и предпосылками становления интеллекта. Индивидуальное психологические особенности выдающегося ребенка, например, его необычайная познавательная активность, впечатлительность, нужда в умственной нагрузке связаны с быстрым созреванием, т.е. со спецификой именно детских лет жизни.

Едва ли не главная трудность оценки признаков одаренности у ребенка состоит в том, что в них индивидуальное и возрастное выступают совместно, в единстве. Так, повышенная потребность в умственных усилиях, выделяющая ребенка среди других — весьма благоприятный признак. Но останется ли у него это свойство как индивидуальная особенность и с наступлением зрелости? Тяга к умственному напряжению в единстве с темпом развития и связанные с этим умственные достоинства могут оказаться во многом зависящими от возрастного этапа. Поэтому неосновательными были бы утверждения о постоянстве ранних признаков одаренности.

Проявления музыкальной одаренности и музыкальных способностей в значительной степени зависят от возраста. Музыкальные способности развиваются раньше всех других, но о разном приходится говорить на разных возрастных этапах: если уже в детские годы могут проваляться замечательный музыкальный слух, феноменальная память, невероятная обучаемость, то лишь к юношескому возрасту на первый план выступает индивидуальность музыкального самопроявления. Становление музыкальной одаренности происходит в какой-то мере независимо от языкового, умственного и личностного развития и вместе с тем в теснейшей связи с ними. Это является одной из существенных причин трудности прогноза.

Возрастное вносит существенный вклад в формирование одаренности, но может и маскировать собственно индивидуальный потенциал ребенка. Часто — в сторону преувеличения: связанное с определенным периодом развития, возрастное может создавать видимость того, что потом не подтвердится. Это относится и к творческим проявлениям детей. Например, если старший дошкольник много и выразительно рисует, значит ли это, что и на последующих возрастных этапах у него окажутся особые изобразительные способности? Или если старшеклассник начал писать стихи, изобретательно и эмоционально, значит ли это, что его увлечение выражает индивидуальный поэтический дар? Слишком многие жизненные факты указывают на то, что вероятность развитая таланта здесь не столь велика, что тут, скорее, выступают возрастные особенности. Дошкольному детству свойственно рисовать, юности — писать стихи

Б. М.Теплов в связи с проблемой прогноза отмечал, что следует различать предвидение будущего масштаба свершений и оценку качественных особенностей дарования. Он писал о лом, что высота одаренности обнаруживается лишь но результатам жизненного дела человека, а ее направленность, своеобразие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в той или иной успешности выполнения разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов. Вопросы прогноза, когда речь идет о детях, одни из самых трудных и самых ответственных. Нельзя недооценивать их сложности.

1. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М. Просвещение, 1983, 190с

2. Теплов Б. М, Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985.-Т. 1. -328с.

3. Цыпин Г. М, Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: - Интерпракс, 1994.-384с.

Одарённость – это системное развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижение человека, более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется ярким, очевидным, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки. (Богоявленская Д.Б)

ВложениеРазмер
pedagogicheskaya_statya_odaryonnye_2018.docx 20.57 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта

«Родителям и педагогам не следует оставлять без внимания

ранние признаки способностей детей,

Одарённость – это системное развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижение человека, более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется ярким, очевидным, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки. (Богоявленская Д.Б)

* Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно – творческой деятельности.

*Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно – творческих способностей.

*Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной); удовлетворение потребности детей в самовыражении

  • Пение (исполнение песен сольно, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения, инсценирование песен на различную тематику)
  • Театрализованная (поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, обеспечить самостоятельность),
  • Музыкально – игровое и танцевальное творчество
  • Игра на детских музыкальных инструментах (пианино)

Эта тема очень актуальна и прежде всего для самого детского дошкольного учреждения. Прежде всего, необходимо воспитать и вырастить личность ребёнка – это трудоёмкая педагогическая работа, которая нуждается в поддержке как со стороны ребёнка, так со стороны и педагога. Успешная социализация дошкольника – это большой вклад дошкольного образования и будущего нашей страны. Мы педагоги должны выявить, воспитать одарённость в каждом ребёнке, создать условия обеспечивающих выявление и развитие их потенциальных возможностей и это – становится приоритетной задачей нашего государства и общества.

Новизна музыкальной одарённости детей очень обширна и объёмна, она во многом зависит от самого педагога – как профессионала своего дела. В первую очередь подбор музыкального репертуара, сценических образов, реализации творческого потенциала ребёнка. Активная концертная деятельность детей.

Музыкальные конкурсы посвященные

Важно, что работа с одарёнными детьми проходит именно в дошкольном детстве, чтоб ребёнок почувствовал свой результат – свои достижения, свои радости и огорчения, своё маленькое! Но мастерство! И в этом нужна ему педагогическая поддержка – нас педагог! Я – педагог творческий создаю свои авторские сценарии, спектакли для педагогов – детей – родителей. Сочиняю стихи, поэмы, былины и воплощаю своё творчество в детскую жизнь, для реализации совместной педагогической работы.

Дети – это наше будущее! Будущее нашей страны! Наша радость и гордость!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в логопедическом детском саду.

Музыка, музыкаьлное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психиеск.


Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"

В практической деятельности для развития ритмических навыков детей необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много.


Педагогический проект "Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в процессе игровой деятельности по ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие является основным направлением развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО отмечает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей.


Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных.


Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов».


Сертификат «Мыловарение для детей дошкольного возраста как элемент детского творчества: практический инструментарий».

- это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.

Музыкальная одаренность

- это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки, как таковой.

Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.

Музыкальность можно рассматривать как совокупность отдельных, не связанных между собой талантов, которые сводятся в пять больших групп:

музыкальные ощущения и восприятие;музыкальное действование;музыкальная память и музыкальное воображение;музыкальный интеллект; музыкальное чувствование.

Музыкальную одаренность

невозможно рассматривать в отрыве от музыкального слуха, который бывает гармоническим и мелодическим, абсолютным и относительным.

Выделяются три основные музыкальные способности:

- Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе - эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

-Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

-Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, —

дар Божий.

Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Вот это нечто иное заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от обученности. Людей способных и даже очень способных – много, а одаренных – единицы!

Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность. Музыкальная одаренность ярко проявляется тогда, когда имея феноменальные способности и яркую неповторимую индивидуальность, человек достиг выдающихся творческих результатов.

Показатели музыкальности и наличия способностей у детей :

- сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве (ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку);

- стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть на музыкальных инструментах).

Определение музыкального слуха у ребёнка педагогом музыки или тестирование ребёнка на наличие музыкальных способностей :

1. Попросите ребенка подойти к фортепиано. Сыграйте ему по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше?

2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга) и спросите, сколько звуков он слышит теперь? Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.

4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу и попросите ребенка повторить.

5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Определение чувства ритма.

Вот несколько приемов для определения чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время прослушивания детей.

- Простучите или прохлопайте в ладоши (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.

- Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной маршевой музыки.

- Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает что его нельзя развить.

Автор: Бунтури Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад№14, г. Екатеринбург
Описание материала: Данный материал представляет собой статью методического характера, адресованную педагогам, занимающимся музыкальным развитием детей дошкольного возраста, а также заинтересованным воспитателям и родителям. В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с музыкальной одарённостью детей 3-7 лет, а также представлен свой педагогический опыт работы с музыкально-одарёнными детьми.
Цель: Развитие и поддержка творчества музыкально-одарённых детей.



Как определить одаренность, как её выявить, а потом развивать дальше? Нужно ли сопровождение одарённому человеку? Эта проблема интересовала людей еще много столетий назад.

Читая жизнеописание высокоодарённых от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано:

- Так маленький Моцарт уже в 5 лет играл свои концерты для изысканной публики. Отец, видя уникальные способности сына, поставил своей задачей развить эти способности. Одарённость и упорный труд помогли юному музыканту достигнуть вершин своего таланта.

- Выдающиеся успехи в раннем детстве показали К.Брюллов, И.И. Мечников, В.Гюго, Ф.Шуберт, и этот список можно долго продолжать.
Появление на свет одарённых людей происходило и продолжает иметь место во всех столетиях. Только каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо.

Сегодня в обществе новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Напомню, что в зависимости от преобладания того или иного уровня психической организации, который наиболее значим для конкретного вида деятельности, одарённость делится на:

1. Академическая одаренность

2. Творческая одаренность:
- художественная;
- музыкальная;
- литературная;
- конструкторская.

3. Психомоторная одарённость:
- спортивная;
- хореографическая.

4. Коммуникативная:
- социально-личностная;
- лидерская.

По роду своей деятельности большое внимание я уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности. Подробнее остановлюсь на этапах проводимой мною работы.

1) с педагогами – провожу беседы, анкетирование "Как распознать одаренность" по методике Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч; диагностику общей одарённости по А.Савенкову;

2) с детьми – осуществляю наблюдение в свободной деятельности, провожу индивидуальное тестирование, заполняю Карту выявления признаков музыкальной одарённости детей (Приложение 1)

3) с родителями - это индивидуальные встречи-беседы, анкетирование на выявление склонностей и интересов детей по методике "Карта одаренности" Хаана и Каффа, делаю анализ полученных результатов.

Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

- создание портфолио достижений ребёнка и его демонстрация на итоговом общем родительском собрании;

Подводя итог, подчеркну, что одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, создавая новое в различных сферах жизни.

Читайте также: