Справка по контрольно оценочной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

без изменения по дходов к системе конт роля и оценки в процессе обучения.

Проблема оценки школьных достижений всегда была в центр е внимания

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ « Об образовании в

организации в установленной сф ере деятельност и относятся:

10) осуществление текущего контр оля успеваемост и и промежуточ ной аттестаци и

обучающихся, установление и х форм, пери одичности и по рядка проведения ;

11) индивиду альный учет результатов о своения обучающи мися образовательн ых

программ, а так же хранение в ар хивах инф ормации об эт их результатах на бумажных

13) проведение са мообследования, обеспечение функционирования внутренней

◦ функция организации (комплекс организационного обеспечен ия и

сопровождения осуществлен ия оценки качества образования, включающий в себя

организацион ное обеспечение, технол огии и инструмент арий о ценивания, учеб но -

методический комплекс, обеспечиваю щий подготовку специалистов и нормативное

◦ функция контроля (комплекс действий, направленных на осуществление сбора

и на копления информации как основы для последующего аналитическог о

◦ функция анализа (комплекс аналитического обобщения (включая анализ и

синтез) получаем ой информаци и с ее последующей интерпретац ией) .

На уровне ОО ис пользуются след ующие оценочные процедуры :

- промежуточ ная аттестация (за четверт и, полугодие, год, проведение ВПР и т.д.)

Нормативное – но рмативные документ ы федеральн ого уровн я:

Указ Президента РФ «О национальн ых целях и стратегическ их за дачах развития

Федеральной службы по надзору в сфе ре образ ования и наук и от 16 марта 2018 года

N 05- 71 «О направл ении рекомендаций по повышению объе ктивности о ценки

Положение о формах, перио дичности и порядке текущ его контроля успеваем ости и

Положение о б обучении по индивидуал ьному учебн ому плану .

Положение о рабочей програм ме учебно го предм ета, курса, дисциплины (мо дуля).

Положение о случаях и порядке организации индивидуаль ного отбора в класс ы

профильного обучения для п олучения с реднего общего образования.

Содержательное : оц еночные материалы, КИМы и т.п.; цель - получение достоверной

информации об уровне учебн ых достижений обучающ ихся.

1) кодификатор – разраб отка критериев п о всем диагностическ им работам ;

1) формирование пере чня показателей о ценки общего о бразования;

2) формирование пере чня показателей о ценки сформи рованности УУД;

3) выявление факторов, влияющих на результаты : контекстная информация

( профессиональ ные характерист ики учителей : стаж, категория, нагрузка ,

курсовая подготовк а и т.п., условия обучения в школе : количество часов по

программе, нап олняемость клас са, социально - экономическ ие условия и т.п. )

1) Оценивание не должн о осуществляться ради оценивания. Данные, полученны е

в ход е оценивания уровня знаний, должны применяться для о бновления

стратегии и хода ее реализации и, к конечном счете, должны привести к

2) Для того, чтобы процесс измерения был эффективным, он должен

соответствовать цели, с которой предприни мается. О ценивание может помоч ь

распознать и более точно определит ь пр облемы во всей образоват ельной

системе школы и м ожет способствовать разработк е конкретных ме р .

3) Оценивание, само по се бе, не улучш ит качество и усл овия обучени я, а вот

достоверные данные о достижениях обучающихся могут способств овать

разработке страт егии по улучшению с итуации с обучением.

Множество результатов различных исследований, которы е лежат мертвым грузом.

Неумение учителя использовать эти р езультаты в повседневной работе ил и

нежелание использовать эти результаты в повседневной п рактике. О тсюда: не

создается систе ма работы учителя по ликвидации пробелов в учебных достижения х

учащихся; по повышению качества образования учащихс я (по достижению базового

и повышенного уровней достиж ений предметн ых результатов); по выстраиванию

системной деятельности использования результатов учебных достижений учащ ихся в

Главные де терминанты качества школ ьного образован ия

Качество школь ного образова ния в основн ом определяется качеством

профессиональ ной подготовки педагогов (по результатам PISA - м еждународна я

программа по оцен ке образовательн ых достижен ий учащ ихся P ISA (Pr ogramme for

International Student Assessme nt) – это междунар одное сопоставитель ное

исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки

Качество образова ния зависит от кач ества професси ональной п одготовки педаг огов:

- по вышени е квалификации на различных курсах не только в региональном ИРОСТе,

но и в других образовательных ор ганизациях, в том числе дистанционно. Если

учитель пост оянно обучается, он развивается, он знает о разл ичных нововведени ях,

старается использо вать в своей работе элементы инновационных практик, а это в

свою очередь будет способствовать повышению мо тивации обучения у чащихся,

активному включению их в образоват ельный процесс и повыше нию качест ва их

Качество образовательных достижений школьни ков в основном определяется

качеством учебных заданий , предлагаемых им пе дагогами (по результатам ITL -

Международное исс ледование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in

International Reading Literacy Study) – это международное сопоставит ельное

Одним из в идов диагностическ их работ являются ВПР – единые измерители;

единая система о ценивания, развит ие форм и метод ов стандартизиров анного

оценивания ; возм ожность сопоставления свое й О О с р езультатами региона и РФ;

анкетирование ОО , аналитика (анализ факторов успешности, содержате льных

п роб лем, выявление зон риска и т.п.) . И здесь обязательно четкое выполне ние всех

Направления сов ершенствов ания общего образ ования:

1. Усиление внима ния к форми рованию функц иональной грамот ности

2. Повышение у ровня познавател ьной самостоятель ности учащи хся

4. Повышение и нтереса учащи хся к изучению математ ики и естестве ннонаучных

5. Повышение эф фективности раб оты с одаренным и и успешными учащимися

6. Повышение эф фективности и нвестиций в об разование

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффек тивным, но и

интересным для детей. Поэтому в своей работе он должен использовать не только

общепринятые формы контроля ( самост оятельная и контрольна я работ ы, устны й

опрос у доски и так далее), но и систематически изобретат ь, внедрять свои средства

Таким образом, оценк а – гибкий инструмент , который используется для

мотивации и у правления учебн ой деятельностью уч ащихся. При этом акце нт делаетс я

Овладение учащимися умением самок онтроля об еспечива ет комфорт в обучении,

снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием,

Выставляя оценку, необходимо подумать: что и как я оцениваю? Все ли я

сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой,

какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, з автра п осле этой отметки:

возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной

деятельности или эта отметка н е будет стимулировать его к работе, оставит его

равнодушным, выз овет отрицательную реакцию к изучению предмета, п осещению

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневает ся

в справедливост и спрашиваемы х знаний и не обходи мости треб уемых умений, есл и

он убежден, что м ожет постигнуть треб уемое, что полученн ая отметка зависит тольк о

от него самого и степени его усердия, то это действительно б удет способствовать его

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования.

Принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предполагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

1) оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

2) оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

3) критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Помимо вышеуказанной цели систему оценивания необходимо сориентировать на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Таким образом, проблему оценивания необходимо рассматривать исключительно в контекстведругой – более серьёзной , более масштабной проблемы начальной школы – проблему формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Фактически, необходимо сделать так, чтобы оценивание стало одним из принципов образования в обновляемой начальной школе. До недавнего времени ставил отметки и оценивал у нас только учитель.

В наши дни наряду с оценкой учителя рядом становится и самооценка ученика.

Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

Благополучное развитие конкретной детской самооценки возможно только в ситуации сложившейся положительной общей самооценки, то есть безусловного общего принятия ребенка окружающими. Особенно важно это для первоклассников, тем более для тех, кто такой самооценки в семье не имеет и потому в большей степени, нежели другие дети, нуждается в поддержке и принятии его учителем. В начале школьной жизни 6 – 7 летний ребенок находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих взрослых людей (А.В. Захарова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Виноградова). Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию.

Выделяют следующие этапы и фазы становления действий контроля и оценки.

а) В рамках начального этапа образования:

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

б) В ходе учебного года:

1 фаза – совместной (учащимися и учителем) постановки и планирования задач года (сентябрь);

2 фаза – коллективного решения предметных задач года (октябрь – первая половина апреля);

3 фаза – рефлексивная (вторая половина апреля – май).

На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.

Рассмотрим этапы, содержание и результаты контрольно-оценочной деятельности младших школьников в ходе всего начального этапа образования.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (светофоры или смайлики, линеечки, оценочные листы, лесенки успеха и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.

Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы);

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.

Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учащихся могут:

– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности.

На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут :

– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;

– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

К середине – концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. Опишем её основные черты.

Необходимый уровень – ориентировка на общегосударственный минимум требований (стандарт).

Базовый уровень – требования программы.

Максимальный уровень – объём возможностей, который выходит за пределы общих требований программы.

2) Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:

1 – 2 балла – необходимый уровень;

3 – 4 балла – базовый уровень;

5 – 6 баллов – максимальный уровень.

Во время урока учитель может выдавать ученикам карточки с баллами, сумма которых потом переносится либо в рабочий журнал учителя, либо, если достигнута договорённость с администрацией школы, проставляется карандашом в официальный журнал. Также баллы успешности могут быть получены учениками за выполнение самостоятельных и контрольных (проверочных) работ.

3) Баллы успешности легко переводятся в пятибалльные отметки официального журнала.

Один балл успешности (частичное освоение необходимого уровня) соответствует тройке, но её рекомендуется избегать выставлять в официальный журнал.

Два балла успешности (полное освоение необходимого уровня) соответствуют четвёрке.

Три балла успешности (частичное освоение базового уровня) соответствуют четвёрке с плюсом.

Четыре балла успешности (полное освоение базового уровня) соответствуют пятёрке.

Пять и шесть баллов успешности (выход на максимальный уровень) соответствуют пятёрке с плюсом.

4) По результатам изучения темы каждый ученик набирает определённое количество баллов успешности. Если число баллов равно числу уроков, то он получает зачёт на необходимом уровне по теме. Если число баллов превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на базовом уровне, то ученик получает зачёт на базовом уровне. Если число баллов существенно превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на максимальном уровне – ученик получает зачёт на максимальном уровне.

Если сумма баллов не позволяет получить зачёт, ученик перед началом новой темы пишет пятиминутную работу по карточкам, представляющую собой выбор одного задания либо необходимого, либо базового уровня.

5) В течение года должны быть запланированы 3 – 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития для данного предмета. В задании каждой линии должен быть выбор уровня сложности: необходимый (2 балла), базовый (4 балла) или максимальный (6 баллов).

На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. Подобная работа на данном этапе обучения может эффективно строиться в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов . Со стороны учащихся предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы), план подготовки к работе с ними, собственные действия пятиклассников по отношению к малышам, знаково-символические средства для решения поставленных задач, собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления

Полный цикл контрольно-оценочной деятельности учащихся по итогам начального этапа образования должен включать:

– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);

- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

- сопоставление полученных данных с образцом;

- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

Как говорилось выше, становление действий контроля и оценки состоит не только из этапов, но и из фаз, на которые делится учебный год.

Итак, первая фаза учебного года может занимать от двух до четырех недель и составляет основное содержание первого месяца учебного года – сентября.

Основные ее задачи:

- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;

- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;

Третья (рефлексивная) фаза учебного года является необходимой составляющей всего образовательного процесса. Она состоит из следующих этапов:

- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;

- анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных в начале задач учебного года и установление соответствующих причин;

Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно, чтобы оценен был каждый вид деятельности ребенка, на каждом ее этапе. Традиционно учитель оценивает итоги деятельности ребенка (ответил на вопрос, решил задачу, выделил орфограмму т.п.). Системность же оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), оценку планирования (правильно ли выделил последовательность действий), оценку хода выполнения (туда ли движется при выполнении).

Именно систематичность в оценивании обеспечивает понимание критериев и создает базу для самооценивания детьми своего труда. Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения (что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).

Важно понимать, что стратегии оценивания — это не краткое завершение урока, а его центральная часть.

Учащиеся нуждаются в информации и руководстве, для того чтобы планировать следующие шаги в обучении. Учитель может точно указать ученику его сильные стороны и посоветовать, как их развить: быть конструктивным в отношения слабостей; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу.

Довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимся, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл. При таком подходе возникает ряд проблем:

1. Отсутствуют стимулы для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далёк от ожидаемого.

2. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному учащемуся, а по прошествии некоторого времени уже может их (причин) и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.

3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнёрском взаимодействии семьи и школы.

Решить проблемы во многом помогает критериальное самооценивание заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет мотивировать всех учащихся. Это происходит потому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится сейчас. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, изложены письменно и доступны для всех.

Критерии оценки работы

П - правильность выполнения

+ высокий уровень (нет ошибок)

+ выше среднего (1-2 ошибки)

+ средний (3-4 ошибки)

+ ниже среднего (много ошибок)

+ низкий (совсем не справился с заданием)

К - красота, аккуратность

+ высокий уровень (Мне нравится как написал)

+ выше среднего (Нравится, но есть исправления, недочёты)

+ средний (Не очень красиво и правильно написал буквы)

+ ниже среднего (Мне не нравится: грязно, плохо написано)

+ низкий (написано плохо, нельзя прочитать)

Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки оформления работы.

Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнение ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен то ставит крестик выше или ниже.

Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.

Ещё одним инструментом самооценивания является свидетельство . Существенное преимущество этой методики состоит в том, что она позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определённое время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее время. Методика может применяться на любом предмете и практически в любом классе. Разумеется оформление свидетельства и способы самоанализа могут меняться в соответствии с возрастом и готовностью учеников к подобной работе. Свидетельство включает перечень пройденных тем и таблицу, в которой ученики отмечают усвоение данной темы. Цветом они обозначают то, в какой мере освоил пройденный материал. Показателем для них может быть, например, количество правильно выполненных проверочных работ. Дети сами оценивают свои знания по результатам самостоятельных работ. Если какая-то тема на усвоена, то над ней нужно поработать, чтобы опять сдать её и закрасить в зелёный цвет клеточку данной темы.

Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".

Оценить 1227 0

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.

Антонова Марина Ивановна

учитель начальных классов высшей категории МБОУ Лицей № 25 города Димитровграда Ульяновской области

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.

Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.

Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике.

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам

5 уровней усвоения учебного материала

Низкий – действия на узнавание

Удовлетворительный –действия по воспроизведению на уровне памяти

Средний - действия по воспроизведению на уровне понимания

Достаточный – действия по применению знаний в знакомой ситуации

Высокий - действия по применению знаний в незнакомой ситуации

Согласно нормативному документу:

Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.

Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.

Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.

Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.

Контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

• Что должно проверяться?

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический промежуточный и итоговый.

Текущий контроль - подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.

Промежуточный контроль - проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Итоговый контроль - производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

-определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой

- обнаружение достижений и успехов учащихся

- указание путей совершенствования, углубления знаний, умений

- создание условий для включения школьников в активную деятельность

- обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

- воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Что оценивать во время проведения поурочного

1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:

• воспроизведение учебного материала,

• владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях

• мобильность знаний м

• степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач

• процесс учебной деятельности учащихся

• познавательные и общеучебные умения

• использование рациональных способов выполнения заданий

• проявление интереса к учению

• стремление к достижению поставленной цели

• индивидуальные и личностные качества

и тематического контроля

учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

тематический контроль

учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

Дидактические требования к организации оценки знаний:

Новые формы контроля

Несколько иные приёмы деятельности, помогающие формировать логичность мышления и видение ситуации в целом, т.е. системное мышление:

•Эвристическая беседа (с использованием проблемных вопросов).

•Перекрёстная дискуссия. После обсуждения вырабатывается общая позиция по вопросу.

•Составление синквейна по изученному материалу.

•Работа на доказательство факта.

•Составление кластера по изученному материалу. Этот приём позволяет в наглядной форме систематизировать изученный материал, восполнить недостающие сведения.

Выставляя оценку, хочется, чтобы главное - это не мнение коллег, администрации, диагностика мониторинговых исследований. Думайте: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.

Учитель заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу.

Оценка обязательно комментируется.

Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок.

Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания

Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.

Проверяйте регулярно рабочие тетради.

Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.

Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы.

Продумывайте формы опроса заранее.

Важно поурочное оценивание!

Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме.

Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.

Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

П А М Я Т К А
по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять отрицательную оценку:
1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
9. Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету.
10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

Новые формы оценивания знаний

На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.

Из этого вытекают три функции учителя нового типа :

1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.


Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Читайте также: