Способы разработки проектов в доу

Обновлено: 25.06.2024

Являясь много лет экспертом по аттестации педагогических работников, сталкиваюсь с проблемой в разработке и оформлении педагогических проектов у педагогов детского сада, поэтому хочу поделиться моделью написания педагогического проекта, которая является методической разработкой по его написанию. Надеюсь, что она будет полезной в работе.

1. Титульный лист.

  • Полное наименование образовательного учреждения
  • Название проекта
  • По доминирующей деятельности: (игровой, познавательный,творческий, исследовательский, практико-ориентированный).
  • По количеству участников: (групповой, коллективный, парный, индивидуальный)
  • Характер контактов: (среди детей одной группы, среди детей нескольких групп, среди детей дошкольного образовательногоучреждения).
  • По продолжительности: - краткосрочный (1или несколько занятий-1-2 недели); - среднесрочный (1 или 2 недели-месяц);

- долгосрочный (1 месяц- полугодие и дальше).

  • Заявитель: дети (возрастная группа).
  • Автор проекта: должность Ф.И.О.
  • 20… год

2. Структура проекта.

  • Проблема: описывается проблема, затронутая данным проектом.
  • Актуальность темы:

Не сформированы представления о том, для чего нужна мама

Дать представление о маме, ее важности и нужности, зачем она нужна

(проблема, целеполагание – организационный этап)

Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов:

Все ответы, которые дали дети

Что мы хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

  • Цель проекта: ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в( педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта.
  • Задачи проекта:действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

3. Этапы проекта.

1. Организационный.

1. Педагог (воспитатель)- раскрывает проблему.

2. Педагог - определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.

3. Дети - вхождение в проект.

4. Родители - вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2. Планирование деятельности.

1. Педагог - изготовление пособий для проекта;

- беседы (например, о геометрических фигурах);

- беседы (например, о цветах);

- изготовление игр; подбор имеющихся игр;

- обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,

- продумывание практической, экспериментальной деятельности;

- чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т.д.

2. Дети - разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

3. Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр..

3. Заключительный

То, что можно подержать в руках:

  • программа
  • методические рекомендации
  • методическая разработка
  • анкеты и пр.

На какие результаты вы рассчитываете?

Что будет являться продуктом вашего проекта?

Результаты диагностики, анкетирования, экспересс опроса и т.д.

4. Паутинка проекта.

По образовательным областям. (например)

Рифмопластика и т.д.

Чтение худож. литературы.

5. План осуществления проекта. (основной этап)

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

(заключительный этап)

6. Ожидаемый результат:

Критерии оценки результатов по диагностике……

(прописывается конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектом и в соответствии с этим выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий).

7. Продукт проекта:

8. Диагностика детей на начало работы по проекту.

Знание 8 цветов

Знание 8 форм

Диагностика детей на конец работы по проекту.

Знание 8 цветов

Знание 8 форм

9. Презентация проекта.

Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.

10. Рефлексия.

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?

- Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями. Воспитатель должен отвечать на вопросы:

Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?

Что нужно изменить или учесть в следующий раз?

Что удалось, что не удалось и почему?

(Описываются ответы на поставленные вопросы).

11. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

Желаю всем успехов в педагогической деятельности!

Комментарии

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения…

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гнев, агрессию)

Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

ВложениеРазмер
prezent.sem-prakt.sposoby_razrab.proektov.docx 27.04 КБ
spos._razrab_proektov_v_dou-_sayt.pptx 1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 с. Раевский муниципального района Альшеевский район РБ

Ст. воспитатель Гильманова Т.М.

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.

Задачи: - познакомить коллег с различными способами разработки проектов в ДОУ,

- способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук; 3 стола, 3 листа бумаги формата А4, упаковка фломастеров, ручки, смайлики трёх видов по количеству участников, круги (красный, жёлтый, зелёный) по количеству участников.

План с еминара- практикума:

1. Способы разработки проектов в ДОУ.

Ход семинара- практикума:

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с внедрением в образовательный процесс ДОУ метода проектов, поговорим о способах разработки проектов и попробуем спланировать проекты разными способами. В начале для настроя на работу предлагаю игру на сплочения коллектива.

-кто пришел сегодня в юбке;

- у кого подавленное настроение;

-у кого короткая стрижка;

- кто испытывает трудности в работе по проектам со своей группой;

- кто любит золотые украшения;

-кто испытывает затруднения в составлении ежедневных планов;

-у кого карие глаза;

- кто иногда опаздывает на работу;

-у кого ничего не болит;

- кто не знает, как общаться с родителями;

-кто любит играть роли;

- кто не жалеет, что выбрал профессию воспитателя;

- кто любит заниматься с детьми.

Что же такое проект? Кто его организовывает - ребёнок или взрослый? А кто его выполняет?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Существуют разные способы разработки проектов. Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Вы знаете какие- нибудь способы разработки проектов?

Существует несколько способов разработки проектов:

• СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

А) Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

!Полезно будет придумать с детьми разные символы сбора информации.

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

Т.к. мы только начинаем вводить проекты, я взяла картинку из интернета.

Начиная работу по методу проектов, очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС.

Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

В этом поможет нам системная паутинка.

Указываем ведущий вид деятельности в каждой области.

Как вы думаете, почему так назвали?

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно - в дошкольное образование.

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок.

Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Например, у нас – олень (как символ животного).

Каждая главная ветвь имеет свой цвет. В детском саду рисуют не более 5 ветвей. Над каждой линией – ветвью пишется печатными буквами только одно ключевое слово.

Детьми подрисовывается рисунок- маркер. Например, дикие животные- рисуем дерево, домашние- домик и т.д.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями таким же цветом.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Далее в ходе обсуждения рисуют ветви второго, третьего и т.д. порядка, дети ставят рисунок- маркер.

Вот- готовый вид карты. Глядя на нее, дети смогут в любой момент рассказать о том, что изображено, вспомнить большой объём информации.

Глядя на неё, давайте попробуем охарактеризовать свойства мыслительных карт , благодаря которым она поможет нам в работе:

- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Прошу каждого участника взять карточку- смайлик и пройти за стол с соответствующим маркером- таким образом мы разделимся на 3 группы.

1 группа - способом "Системная паутинка проекта";

2 группа - способом "Модель трёх вопросов";

Давайте ещё раз посмотрим на слайды и вспомним все рассмотренные сегодня способы составления проектов.

У вас на столах листы формата А4, цветные фломастеры, ручки.

Вам в помощь - выведенная на слайд подсказка по способам составления проектов.

Время выполнения- 5 минут. Команды представляют свои проекты по окончанию времени.

Презентация разработанных педагогами способов составления проектов.

Как вы думаете, достаточно ли будет интересен и полон проект, разработанный лишь по одному из этих способов? Конечно, более полным будет проект при использовании нескольких из рассмотренных способов.

Прошу оценить качество вашего участия в семинаре.

Зелёный круг: узнала много нового, информация полезная, буду использовать в работе;

Жёлтый круг: информация знакомая, буду использовать в работе;

Красный круг: узнала много нового, но мне не интересно, не буду использовать в работе.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

Познавательное развитие. Ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы : … . Речевое развитие. Ведущая деятельность - коммуникативная , формы: … . Физическое развитие. Ведущая деятельность - двигательная , формы: … . Социально-коммуникативное развитие . Ведущая деятельность - игровая , формы: … . Художественно- эстетическое развитие. Ведущая деятельность - продуктивная , формы: … . Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами: … .

Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание) Мы понимаем. ( представляется осознанная проблема для решения и о риентиры-ценности) Мы ожидаем. ( дается описание предполагаемых целей - результатов) Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы) Мы намереваемся. ( контекст действий, планируемых поэтапно) Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера) Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ: 1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. 2. Основная идея , проблема или слово располагается в центре . 3. Для изображения нужно использовать рисунки, картинки . 4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет . 5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. 6. Ветви должны быть изогнутым и, а не прямыми (как ветви дерева). 7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. 8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

СВОЙСТВА мыслительных карт: Наглядность Привлекательность Запоминаемость Своевременность Творчество Возможность пересмотра

Системная паутинка: Познавательное развитие. Ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы : … . Речевое развитие. Ведущая деятельность - коммуникативная , формы: … . Физическое развитие. Ведущая деятельность - двигательная , формы: … . Социально-коммуникативное развитие . Ведущая деятельность - игровая , формы: … Художественно- эстетическое развитие. Ведущая деятельность - продуктивная , формы: … . Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами: … . Метод мыслительных карт

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.

Ход мастер - класса.

Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

Имя свое назови,

Соседу руку протяни

И улыбку подари.

А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло и т. д.

Что же собой представляет ПРОЕКТ?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?



• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. Приложение 3.


Представление проектов. Приложение 4, 5.




Благодарю всех за участие в мастер - классе. Желаю вам успеха.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Написание протокола МО педагогов Протокол №1 заседания районного методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района. от 29.08.2012г. Присутствовало: 15 человек.

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитатель : Канина Анастасия Александровна

Содержание мастер-класса

Цель : создание системы работы по внедрению проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс.

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей ;

- способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования ;

Ход мастер-класса .

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка , воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с внедрением в образовательный процесс ДОУ проектной технологии , поговорим о способах разработки проектов и попробуем в группах спланировать проекты разными способами . В начале для настроя на работу предлагаю поиграть в игру.

Всем участникам нужно пройти в круг. Я буду называть некий признак, если он к вам относится - меняетесь местами между собой, не возвращаясь на прежнее место.

-кто пришел сегодня в юбке;

- у кого короткая стрижка;

-кто испытывает затруднения в составлении ежедневных планов;

-у кого двое детей;

- кто иногда опаздывает на работу;

-у кого ничего не болит;

- кто не знает, как общаться с родителями;

-кто любит играть роли;

- кто не жалеет, что выбрал профессию воспитателя;

- кто любит заниматься с детьми.

2. Теоретическая часть.

Эта притча ещё раз нам напоминает, как важно формировать у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество. Все эти качества позволяет успешно реализовать проектная деятельность .

Что же собой представляет ПРОЕКТ ? Напомню, что проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проблема (выбор темы) .

Проектирование или планирование .

Презентация. (Виды презентации : отчет исследовательской работы,

научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.) .

Классификация тематических проектов в ДОУ

1. По доминирующей в проекте деятельности :

- информационный (практико-ориентированный)

2. По предметно- содержательной области :

- Монопроекты (одна образовательная область)

- Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации :

4. По характеру контактов :

- С воспитанниками одной группы

- С воспитанниками нескольких групп

- С воспитанниками всего ДОУ

5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог) :

- Краткосрочные (1 – 3 недели)

- Средней продолжительности (до месяца)

- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)

1. Исследовательско-творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели) .

2. Ролево-игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

3. Информационный (практико-ориентированный) . Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)

4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы , при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Существуют разные способы разработки проектов , которые могут использовать как педагоги, так и педагоги совместно с детьми. Давайте с ними познакомимся.

Дальше планируется работа в центрах активности.

Мы продолжаем тему космоса. Дети решают, с чего они начнут. Что в каком центре на эту тему можно сделать? (выдвигают свои предложения) Составляется системная паутинка по проекту .

Далее предлагаете детям подумать, кто в каком центре будет действовать? Дети расходятся по центрам для работы.

Подключить родителей в проект можно так же написав такое объявление :

«Дорогие мамы и папы!

Пока мы ещё маленькие, но, когда вырастем большими, обязательно станем космонавтами или космическими туристами.

В космос без специальной подготовки, конечно, не полетишь. Мы хотим много узнать о космосе вместе с вами и воспитателями, а для этого нам понадобится ваша помощь. Мы будем вам благодарны, если вы принесете для нас бумагу, старые журналы, картинки, книги о космосе, коробки.

Заир-Бек Елена Сергеевна доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

• Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание) .

• Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности) .

• Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов) .

• Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы) .

• Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно) .

• Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера) .

• Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта ).

Например, на утреннем сборе воспитатель рассказывает детям, что, зайдя вчера в магазин обратила внимание, что все покупают мишуру, елочные игрушки. Как вы думаете зачем?

• Мы озабочены. (Приближается праздник) .

• Мы понимаем. (Что нужно украсить группу к Новому году) .

• Мы ожидаем. (Нарядно оформленную елку) .

• Мы предполагаем. (Можно украсить елку гирляндами, шарами, снежинками и т. д.) .

• Мы намереваемся. (Подготовить наряд для елки) .

• Мы готовы. (Сделать на елку гирлянду, слепить шары, разучить песни, выучить стихи и т. д.).

• Мы обращаемся за поддержкой. (К родителям, воспитателю и т. д.) .

Ментальные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет) . Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

С помощью мыслительной карты можно также планировать деятельность в центрах активности.

3. Практическая часть.

Педагоги разрабатывают и представляют проекты .

Педагогам предлагаются яблоки красного и зеленого цвета. Если материал был для вас полезным и понятным – вы прикреплаете красное яблоко, если материал был для вас не увлекателен или у вас остались вопросы – зеленое яблоко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, стоящую перед воспитанниками. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Лугавская СОШ № 19 д-сад

Семинар – практикум на тему:

с. Лугавское, 2017 г.

Метод проектов.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, стоящую перед воспитанниками. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. (Слайд 2.)

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Ход мастер - класса.




А теперь подойдите друг к другу и попрошу садиться по группам. Данная игра позволит быстро сформировать социально активные подгруппы.


Команды готовы. Сейчас вам выдается листок бумаги и 1 карандаш. Ваша задача молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это отводится 1 минута.

Данная игра развивает чувство делового сотрудничества в участниках.


Что же собой представляет ПРОЕКТ?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Рассмотрим типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой) (Слайд 4).

Тип проекта

Возраст детей

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Проект должен состоять из следующих этапов: (Слайд 5).

Проблема (выбор темы). Постановка проблемы, заданная конкретной темой.

Проектирование или планирование. Следующий этап требует постановки цели и план его достижения.

Поиск информации. Важным и объемным этапом проекта является работа с информацией.

Презентация. Способность доказать и правильно преподнести свой труд исследования, легче всего в презентации. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.).

Портфолио. Каждому участнику проекта предоставляется право использовать свои труды для портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, поэтому при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Рассмотрим эту модель. Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как мы узнаем это?


Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме. Педагог ориентируется сам и помогает сориентироваться детям в способах получения и уточнения знаний. Дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. (Слайд 7).


Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок должен добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово фрукты ассоциируется у нас с формой, следующая ветвь – цвет. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, продукт, может ассоциироваться со здоровьем, витаминами и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Системная паутинка (Слайд 8).

В ней перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям ФГОС ДО (на слайде вашему вниманию представлены эти области, которые вам уже знакомы):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельности в рамках проекта во время режимных моментов.

Важно в работе над проектом следовать оформлению отчета исследования, структура которого представлена на слайде (Слайд 9).

Структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

Визитной карточкой отчета является правильно оформленный титульный лист, на котором указаны: название проекта, тип проекта, временные рамки проекта и автор проекта.

Титульный лист.

Следующей важной аргументацией работы выступает новизна и оригинальность сформулированной темы исследования.

Тема проекта.

Тема проекта подразумевает определение цели исследования.

Цель проекта.

Затем из цели вытекают задачи исследования: образовательные, развивающие и воспитательные.

Задачи проекта.

Перечисление всех видов детской деятельности и форм совместной деятельности в ходе проекта представляются в системной паутинке.

Системная паутинка проекта.

Задачи проекта определяют ожидаемые результаты исследования.

Ожидаемые результаты проекта.

Краткое содержание проекта включает в себя следующие этапы:

подготовительный, деятельностный и завершающий. На этих этапах описывается краткая деятельность всех участников проекта.

Следующим этапом в структуре оформления проектной документации является описание продукта проекта.

Описание продукта проекта.

Демонстрация продуктов проекта окружающим представляется в презентации (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

Презентация проекта.

Практическая часть (Слайд 10).

Выбор темы проекта.

Разработка исследования с использованием новых способов проектов.

Представление продукта проекта и рефлексия.


Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем это?

Книгу делают из бумаги

Как появилась книга?

Сходить в библиотеку.

Книги бывают разными: о природе, сказки, стихи

На чем раньше писали люди?

Найти информацию в компьютере.

Купить книгу можно в магазине

Когда книга стала бумажной?

Прочитать в энциклопедии.

Книги пишут писатели, а художники рисуют картинки

Как делают книгу?

Побывать в типографии.

Пример символов сбора информации.



В заключении хочется прочитать притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Благодарю всех за участие в семинаре - практикуме.

Желаю вам успеха! (Слайд 11).

Библиографический список

1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] // М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] // М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Журнал/Детский сад будущего – галерея творческих проектов. [Текст] // Роспечать. 2013.- №2 (11). С. 9-16.

4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Читайте также: