Спортивные праздники в доу как форма физкультурно оздоровительной работы

Обновлено: 08.07.2024

Доводилось ли вам слышать такую забавную песенку?

В каждом маленьком ребенке –

И в мальчишке, и в девчонке –

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило.

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, руками дрыгать.

А иначе он взорвется неизвестно от чего.

Несмотря на то, что эта песенка шуточная, она довольно точно отражает одну важную психофизическую особенность детей: их повышенную жизненную активность, стремление к постоянному пребыванию в движении. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, своеобразное и непринужденное взаимопонимание.

Глава 1. Физкультурный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Такая работа с детьми ценна и тем, что создает условия для эмоционально психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает настрой к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.

Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и родителей единством цели и общими задачами.

Анализ научно-методической литературы и опыт организации физкультурно-спортивных праздников позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.

В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.

Доминирующие задачи в празднике могут быть следующие:

По двигательному содержанию праздники и спортивные досуги делятся следующим образом:

Комбинированные

Строятся на основе сочетания разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений. Их преимуществом является возможность привлечь детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в спортивных играх и забавах.

На основе спортивных игр

Проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, лыжным гонкам.

На основе спортивных упражнений

Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (ходьба на лыжах, катание на санках, катание на велосипеде и т. д.). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида.

На основе подвижных игр, аттракционов, забав

Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специального оборудованной площадки. К участию в нем можно привлекать детей всех возрастов и взрослых.

Интегрированные

В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и многое другое.

Методика организации любого праздника (или досуга) достаточно сложный процесс. При составлении плана-сценария необходимо:

  • обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузок;
  • предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
  • чередовать массовые и индивидуальные задания;
  • сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее трансляции. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов и т. д.

Если спортивный досуг может проводить как воспитатель, так и инструктор по физическому воспитанию, то проведение праздника необходимо поручить ведущему, обладающему профессиональными качествами педагога-организатора. Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.

Жюри выбирается заранее из 3 - 5 человек. Необходимо продумать, как жюри будет озвучивать результаты.

Это может происходить по-разному:

1-й вариант. После каждого соревнования один член жюри объявляет результат и обоснование поставленного балла.

2-й вариант. После всех соревнований один член жюри объявляет результаты по каждому виду и затем подводит общий итог.

3-й вариант. На видном месте вывешивается табло, на котором обозначаются результаты после каждого этапа. Табло может быть как традиционным, так и необычным (например, корзины, в которые забрасываются мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Или можно выстраивать башню из строительного материала: чья башня выше, тот и победил.

Если физкультурные досуги и развлечения проводятся один раз в месяц, то физкультурные праздники должны проводиться, начиная со средней группы, не менее двух раз в год. Их продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей. В средней группе детского сада продолжительность праздника составляет 45 минут, в старшей и подготовительной группах – до одного часа. Физкультурный праздник проводится в спортивном зале или на воздухе в любое время года.

Зимние праздники

Зимние праздники требуют особой подготовки. Зимой праздник проводится в ясный день без обильного снегопада при температуре не больше 10 – 12 градусов мороза.

При проведении спортивного праздника особые впечатления у детей оставляет еще и непосредственно период подготовки к нему. Тогда все события, направленные на большую совместную цель, приносят огромное эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяя целенаправленные усилия детей и взрослых. А сам праздник надолго остается в памяти детей как яркое событие, повлекшие радостные переживания.

Но в силах взрослых создать максимально удобные условия, для того чтобы дети могли иметь возможность восполнять недостаточную двигательную активность в холодный календарный период. Поэтому все поощрения оживленных; физических действий детей на улице приобретают особенную ценность. Одним из способов создания для дошкольников подобных обстоятельств является проведение для них специальных праздников. Сочетание нужных физических упражнений с воздействием свежего воздуха станет высоко результативным средством закаливания детей, при этом у них потребность в спортивных достижениях.

Дети всегда с интересом наблюдают за подготовкой к празднику. Но и воспитатели привлекают детей к посильной помощи. Так, в зимнее время дети могут помочь в разметке участка на секторы для разных видов соревнований, расчистке катка, прокладывании лыжни, создании снежной горки, крепости и лабиринта. Кроме того, дети охотно принимают участие в процессе подготовки нужного инвентаря для праздника, элементов костюмов, других атрибутов. Конечно, все нагрузки должны быть соотнесены с возрастом.

Перед проведением ряда спортивных праздников часто необходимо сделать разметку участка на специальные секторы, в которых дети занимаются разными видами соревнований. Такую разметку удобно выполнять разведенной густой синькой или анилиновым красителем, равномерно размешанным в теплой воде. Намеченные для оформления линии сначала трамбуют ногами, затем по ним осторожно широкими кисточками проводят нужные разметки. Лучше, если для такой работы выбран морозный день. Тогда после раскраски участка цветные линии поверху еще осторожно поливают водой, лучше – при помощи лейки. После замораживания они окажутся под ледяной коркой в таком виде лучше сохранятся на более долгий срок, пока позволят погодные условия.

Летние праздники

Спортивные летние праздники, проводимые в летнюю пору, давно зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Вынесенные из помещения на естественные природные ландшафты подобные мероприятия неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях, когда их двигательная подготовленность должна найти свое проявление в необычных условиях и неожиданных игровых ситуациях.

Дети занимаются последующим углублением приобретенных ранее двигательных навыков, принимая участие в разнообразной физкультурной дельности – в упражнениях, подвижных играх и аттракционах, эстафетах, в танцевальных и ритмико-двигательных элементах. Внезапно изменившееся окружение существования детей оказывает свое влияние на их психофизическое состояние. Во время решения поставленных перед ними подвижных задач они начинают действовать с большим воодушевлением и эмоциональным подъемом, стремясь к достижению нужных результатов, тем самым активнее совершенствуясь физически. Сознание детей обогащается новыми представлениями и знаниями, у них пробуждаются новая волна интереса к окружающему миру, понимание цели и направленности физкультурного праздника определенной тематики.

Совершенно естественно, что спортивный летний праздник может быть организован не только на участке конкретного дошкольного учреждения. Для этого вполне подойдут лужайка парка, поле стадиона. Наконец, естественные условия природного окружения — лесная полянка, луг, берег озера, реки, моря. От того, какое конкретно место выбрано для проведения праздника, во многом зависят его тематика, сценарный план, будущее оформление и особенности подготовительной работы. Конечно, при составлении программы праздника на природе, как и любого другого, следует учитывать специфику климатических условий данного региона, особенности национальных традиций края.

Во время праздников, проводимых на природе, реально пригласить к детям гостей — бывших воспитанников этого детского сада, спортсменов, родителей, которые могут стать не только болельщиками проводимых спортивных поединков, но и участниками конкурсов, которые проводятся специально для них, или показательных выступлений.

Если зимой много внимания рекомендуется уделять играм, связанным со снегом, то в летних подвижных играх есть своя особенность: нередко во время выездов за город, если позволяет погода, для детей устраивают купания в местных водоемах — реке, озере. Тогда уместным бывает проведение праздника, когда все игры и развлечения дети выполняют в воде. Содержание такого праздника совершенно отличается от всех остальных, потому что в его продолжение дети демонстрируют свои умения по выполнению элементарных правил держания на воде. По большей части это обычно бывают тренировочные движения - погружение в воду корпуса, лица и головы, прыжки, ходьба по мелководью, движения руками, скольжение, всплывание, игры с предметами.

Разумеется, что в преддверии проведения летних праздников должны быть тщательно проверены предназначенные для спортивных конкурсов территории лесной лужайки или площадки. На них не должно находиться никаких низких или трухлявых пней, глубоких осыпных оврагов,
осколков от стекол, торчащих из земли обрезков проволоки
и прочих помех, угрожающих здоровью детей. Аналогичным образом заранее готовятся участки рек, прудов и озер, предназначенные для проведения на их территории водных праздников. Кроме того, медработник делает замеры температуры воды и воздуха, которые должны соответствовать требованиям к закаливанию детей дошкольного возраста. Так, температура воздуха в день, когда готовится к проведению водный праздник, должна быть не менее 24 градусов, а поды
не менее 19 - 20 выше нуля.

Праздники в условиях помещений

Проведение спортивного праздника в условиях дошкольного детского учреждения преследует цель не только специальной технической и физической подготовки детей, но и повышения эмоциональности, которая заранее способна будоражить любого будущего участника спортивных состязаний. И сам праздник, торжественность которого обычно подчеркнута красочностью места проведения, звучанием музыки, помпезными церемониями открытия и закрытия, влияет на формирование у детей чувства красоты, хорошего вкуса и воображения.

Чтобы день праздника отличался от всех остальных, его необходимо сопроводить нарядной специальной атрибутикой — оформлением зала, изготовлением праздничных деталей. Так, дети могут принять участие в создании эмблем для будущих соревнований, изготовлении различных поделок, которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.

Если подразумевается, что в игре вместе с дошкольниками принимают участие взрослые, например их родители, то при его подготовке и проведении должна быть соблюдена главная цель - создание в первую очередь праздника для детей.

При оформлении помещения для спортивного праздника уместно вывесить на стену плакат с приветствием участников, а также плакаты спортивной тематики. Приветствуется и создание приуроченного к конкретной дате нарядного стенда с фотоповествованием о проведении предыдущего праздника.

Если же кто-то из родителей владеет видеокамерой, то, снимая проводимые в детском саду мероприятия, в которых участвует его ребенок, он получит целую видеолетопись, рассматривая которую впоследствии он сможет наблюдать за тем, как ребенок рос и развивался.

Глава 2. Из личного опыта работы

Составляя сценарии физкультурных праздников, я придерживаюсь традиционного порядка в подборе и расположении материалов. Обычная структура любого праздника состоит из своеобразного зачина – элемента открытия праздника, когда ведущий объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будут проходить все конкурсы – по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимают участие в выполнении спортивных игровых заданий, аттракционов. В финале праздника ведущая приносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители и все играющие. Без наград не остается никто. В задания соревнований я включаю знакомые детям движения: ходьба, бег, прыжки, подскоки, метание.

Участие в празднике дает детям возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу, что в свою очередь, способствует эмоционально положительному общению детей и родителей в разных ситуациях. Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, как ребенок ведет себя в коллективе сверстников, какова его физическая подготовка, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания. Видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от взаимного общения. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру близких взрослых, к укладу жизни семьи. Поэтому я стараюсь, как можно чаще приглашать родителей на развлечения, досуги, праздники.

У старших дошкольников все по другому. Для них важен и сам процесс соревнования, и выигрыш, поэтому всегда есть команды. Эстафеты, игры оцениваются в баллах, в конце подводится итог. Как правило, праздник организуется для одной группы, которая делится на две команды. Дети и родители никогда не противопоставляются друг другу - они всегда в одной команде, вместе выигрывают и проигрывают.

Праздник с родителями я начинаю с торжественного марша и разминочных упражнений, чтобы разогреть организм и подготовить его к основным нагрузкам. Для разминки подбираю упражнения в парах.

Основная часть праздника – комплекс забавных игр с бегом, лазанием, всяким напряжением сил. Вот некоторые из них:

  1. 12 – 14 шагов дневная норма ребенка;
  2. Велосипед не просто забава – это средство укрепления здоровья ребенка;
  3. Настольный теннис развивает ловкость, силу, выносливость, координацию движений;
  4. Ребенок в 6 лет может прыгать в длину с места на 1 м, а с разбега – на 1,8 м.

Физкультурные праздники являются одной из форм организации двигательной деятельности детей в детском саду.

Физкультурные праздники создают условия для возникновения эмоционально-психологического благополучия, воздействуют на духовный настрой и благотворно влияют на детскую психику.

Дети на празднике чувствуют себя свободно и радостно. Им хочется играть, двигаться общаться. В результате укрепляется как физическое, так и психическое здоровье детей.

При совместной подготовке к физкультурным праздникам между взрослыми и детьми устанавливаются более тесные отношения, возникает взаимопонимание, появляются новые чувства.

Привитие детям интереса к физической культуре, совершенствование двигательных умений, укрепление здоровья детей, формирование у детей естественной потребности вести здоровый образ жизни, развивать физические способности детей, доставлять детям радость от спортивных праздников и физкультурных развлечений.

Оценить 933 0

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №7

Усть-Лабинский район ст.Ладожская

Воспитатель: Брехова Е.В.

Спортивные праздники и развлечения как эффективная форма физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ.

Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живём, физкультурно – оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью дошкольного учреждения. В соответствии с этим, особую актуальность приобретает поиск новых форм физкультурно – оздоровительной работы . В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого детского сада, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений и шумных праздников , воспитывающих у ребёнка потребности в двигательной активности и эмоциональном восприятии жизни. Я считаю, что именно в движении, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в нем.

2 слайд - актуальность.

Актуальность физкультурно – оздоровительной работы заключается в том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. страдают гиподинамией.

Привитие детям интереса к физической культуре, а также совершенствование двигательных умений посредством физкультурных праздников и развлечений .

4 слайд – задачи.

1. Укреплять здоровье детей, обеспечивать всестороннее, комплексное и полноценное физическое развитие .

2. Совершенствовать уже имеющиеся физические умения и навыки, развивать новые ;

3. Формировать у детей естественную потребность вести здоровый образ жизни;

Как утверждает В. Л. Страковская, праздник – это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребёнка положительные эмоции. Физкультурные праздники и развлечения являются эффективной формой оздоровительной работы с детьми .

Проводимые физкультурные праздники и развлечения нацелены не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, развитие высокой двигательной активности детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствующее функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности , делающее его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми!

Физкультурные развлечения помогают детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, в достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой, то есть побуждает детей к двигательной активности.

Сейчас вы видите на слайдах физкультурные праздники и развлечения , которые я проводила в своей группе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что физкультурные праздники и развлечения вызывают у детей повышенный интерес к двигательной активности, дают им возможность реализовать естественную потребность в движении, закрепляют двигательные умения и навыки, а также доставляют им огромное удовольствие и радость.

Праздники и развлечения сплачивают коллектив, воспитывают командный дух и, конечно же, дарят огромное количество незабываемых эмоций и ярких впечатлений, а они просто необходимы каждому ребёнку!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спортивные досуги и развлечения как форма здоровьясбережения детей в ДОО.

Проведение физкультурных досугов и развлечений – эффективные формы физического развития дошкольников Воспитатель Смоликова Ксения Владимировна Музыкальный руководитель Чемакина Софья Николаевна МБДОУ № 49 г.Апатиты Мурманской области

Проведение физкультурных досугов и развлечений – эффективные формы физического развития дошкольников

Воспитатель Смоликова Ксения Владимировна

Музыкальный руководитель Чемакина Софья Николаевна

МБДОУ № 49 г.Апатиты Мурманской области

Актуальность: Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Растить детей здоровыми, эмоциональными, сильными — задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают: - физкультурный досуг; - развлечения; - физкультурные праздники.

Актуальность:

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Растить детей здоровыми, эмоциональными, сильными — задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.

Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

- физкультурный досуг;

- развлечения;

- физкультурные праздники.

Физкультурно-спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, пения, викторин, конкурсов и аттракционов. Праздник – это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу. Важнейший итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Физкультурно-спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.

Праздник – это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу. Важнейший итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Доминирующие задачи в физкультурном празднике и досуге: 1. Формировать здоровый образ жизни. 2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира. 3. Позабавить детей, доставить им удовольствие. 4. Демонстрировать спортивные достижения. 5. Воспитывать интерес к государственным праздникам. 6. Формировать познавательную активность.

Доминирующие задачи в физкультурном празднике и досуге:

1. Формировать здоровый образ жизни.

2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.

3. Позабавить детей, доставить им удовольствие.

4. Демонстрировать спортивные достижения.

5. Воспитывать интерес к государственным праздникам.

6. Формировать познавательную активность.

Не следует увлекаться репетициями заданий-выступлений, важно сохранять у детей интерес к разным видам игр и упражнений Недопустим отбор детей показывающих отличные результаты, необходимо участие всех Принципы организации мероприятий Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых Необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности

Не следует увлекаться репетициями заданий-выступлений, важно сохранять у детей интерес к разным видам игр и упражнений

Недопустим отбор детей показывающих отличные результаты, необходимо участие всех

Принципы

организации

мероприятий

Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых

Необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности

Методика. Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей. Предназначается для одной, двух групп дошкольного учреждения. Длительность: - младшая и средняя группы – 20-30 минут; - старшая группа - 35-40 минут; - подготовительная группа – 40-50 минут.

Методика.

Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

Предназначается для одной, двух групп дошкольного учреждения.

Длительность:

- младшая и средняя группы – 20-30 минут;

- старшая группа - 35-40 минут;

- подготовительная группа – 40-50 минут.

Физкультурные праздники и досуги могут быть различные по содержанию и организации: Первый вариант. Комбинированные (сочетание разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений). Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей. Второй вариант. На основе спортивных игр Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга и строятся в две колонны (команды). Капитаны команд подходят к судье (воспитателю), приветствуют друг друга. Воспитатель дает задание.

Физкультурные праздники и досуги могут быть различные по содержанию и организации:

Первый вариант. Комбинированные (сочетание разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений). Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей.

Второй вариант. На основе спортивных игр

Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга и строятся в две колонны (команды). Капитаны команд подходят к судье (воспитателю), приветствуют друг друга. Воспитатель дает задание.

Третий вариант. На основе спортивных упражнений

Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку.

Четвертый вариант . На основе подвижных игр, аттракционов, забав (не требует сложного инвентаря).

Пятый вариант. Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности и т. д.).

Физкультурный досуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую инициативу, воображение музыкальный слух.

01 (21)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ДОУ – это физкультурно-спортивные досуги, развлечения, праздники, спартакиады и тематические занятия. При подготовке и проведении физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий дети не только увеличивают свои знания и умения в области физкультуры и спорта, но и получают возможность проявить двигательную активность, инициативу, самостоятельность и творчество, что благотворно влияет на их физическое и личностное развитие.

Совместные игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты – основные составляющие любого физкультурного досуга или спортивного праздника в детском саду. Все это способствует гармоничному физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений и морально-волевых качеств.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду строятся на основе сочетания разных видов физических упражнений: танцевальных разминок, гимнастики, подвижных и спортивных игр, эстафет и развлечений. Такие мероприятия помогают решать следующие задачи в физкультурно-образовательной деятельности в ДОУ:
• обогащать детей знаниями в области физкультурно-оздоровительной, спортивной, исторической, культурной и других областях человеческой деятельности,
• прививать детям любовь к занятиям физической культурой и спортом, закреплять знания и умения, полученные на физкультурных занятиях,
• развивать внимание, наблюдательность, координацию движений, умение преодолевать препятствия, а также воспитывать в детях целеустремленность, настойчивость, чувство коллективизма и дружелюбия
• создавать доброжелательную атмосферу, доставлять радость детям.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся в спортивном зале, на уличной спортплощадке с применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря, с использованием природного материала, игровых пособий, самодельного инвентаря.

01 (32)

Подготовка к таким мероприятиям– это особый, сложный процесс, который включает в себя составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.д.

Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 20-30 минут для детей 3-4 лет, 40–45 минут для детей 4–5 лет, 60 минут для детей 6–7 лет.

При составлении сценария праздника учитываются следующие требования:
• обеспечение постепенного возрастания психической и физической нагрузки;
• чередование физических нагрузок с эмоциональными разрядками (использование стихов, песен, загадок, пальчиковых игр и т.д.);
• чередование массовых и индивидуальных игр и заданий (если это можно);
• участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

coо)

Особое внимание уделяется подбору музыки. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания.

Как правило, инструктор по физической культуре возлагает на себя роль ведущего, и должен быть не только артистичен, но и уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий праздника по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание зависит от возраста участников и вида праздника. Это, как правило, сказочные персонажи, которые появляются неожиданно и разыгрывают перед детьми небольшое представление. Персонажи участвуют вместе с детьми в соревнованиях, проводят с ними разминку или дети учат героя каким-то навыкам и умениям.

Каждое такое физкультурно-оздоровительное мероприятие вносит неоценимый вклад в гармоничное физическое развитие наших детей.

Читайте также: