Спортивная школа вправе заниматься предпринимательской деятельностью

Обновлено: 30.06.2024

Вопрос

Может ли руководитель бюджетного образовательного учреждения заниматься предпринимательской деятельностью для личных целей

Ответ

В соответствии со ст. 23 Гражданского Кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

ст. 23, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

Российское законодательство не содержит прямого запрета на занятие предпринимательской деятельности гражданина, являющегося одновременно руководителем бюджетного образовательного учреждения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Спортивная школа в настоящее время не относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность (деятельность по реализации образовательных программ не осуществляется).
Относится ли спортивная школа, осуществляющая спортивную подготовку и относящаяся к учреждениям спорта, к учреждению, сотрудники которого должны обязательно привиться от кори?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Трудовая деятельность сотрудников спортивной школы и деятельность спортивной организации не требуют обязательного проведения профилактических прививок.

Обоснование вывода:
В силу ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению медицинских осмотров, профилактических прививок.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ*(1).
Статьей 35 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки, в частности, против кори. Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 N 125н, вакцинации и ревакцинации против кори подлежат взрослые до 35 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведения о прививках против кори; взрослые от 36 до 55 лет (включительно), относящиеся к группам риска (работники медицинских и образовательных учреждений, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сфер, вахтовики, сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через госграницу России), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках.
Вакцинация (ревакцинация) является добровольной: все граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок (абзац восьмой п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Однако в силу п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень).
Таким образом, вакцинация (ревакцинация) против кори должна быть в обязательном порядке проведена в отношении работников, выполняющих указанные в Перечне работы, и при условии, что они не болели этим заболеванием, не были привиты, были привиты однократно или не имеют сведений о прививках против кори.
По мнению специалистов Роструда, работодатель имеет право требовать осуществления прививки только в случае, если работа сотрудника входит в Перечень; в ином случае его требования неправомерны (смотрите, например, вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Поскольку, как следует из вопроса, в приведенной ситуации трудовая деятельность сотрудников спортивной организации и деятельность спортивной организации не подпадают под категории работ, поименованные в Перечне, работодатель не имеет права отказать в приеме на работу, отстранить от работы или уволить сотрудников в связи с тем, что они отказываются от профилактических прививок против кори.

К сведению:
Граждане, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подлежат обязательной вакцинации (п. 12 Перечня, п. 1.8 СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41).
Пункт 17 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образовательную деятельность как деятельность по реализации образовательных программ. При этом в число образовательных программ входят дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта. Соответственно, деятельность, осуществляемая спортивной школой, может быть признана образовательной деятельностью, если имеются признаки реализации программ дополнительного образования*(2).
Отметим, что обеспечить проведение иммунизации против кори в срок до 31.12.2019 обязаны и работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори (п. 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации")*(3).

23 августа 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В частности, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
*(2) Более подробно об этом смотрите в материале:
- Вопрос: В муниципальном бюджетном учреждении "Спортивно-оздоровительный комплекс" фактически создана спортивная секция для детей по плаванию по возрастам, работают тренеры, дети учатся плавать, выезжают на соревнования. Является ли данная деятельность образовательной и требующей лицензирования? Необходимо ли наличие в штате тренеров-преподавателей при такой деятельности? Необходимо ли заключение договоров с родителями на посещение секции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
*(3) Смотрите также следующий материал:
- Вопрос: Иностранные граждане, принятые работу по постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории РФ", должны быть привиты против кори до 31.12.2019. Будет ли действовать на территории РФ справка о прививке против кори, выданная иностранным государством? Какие сроки у этой прививки? Граждане какого возраста подлежат вакцинации? Какая предусмотрена ответственность за уклонение от проведения иммунизации против кори иностранных работников? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.)

Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке. Деятельность ее финансируется учредителем в соответствии с договором между ними. Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе и иностранных.

Допустимы любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные уставом.

Эффективность деятельности спортивных школ

Для оценки эффективности работы спортивных школ Комитетом по ФК и туризму установлены педагогические критерии.

На этапе начальной подготовке: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности, уровень освоения основ техники" видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. На учебно-тренировочном этапе: состояние здоровья, уровень физического развития, динамика уровня подготовки, освоение объемов нагрузки, теории. На этапе спортивного совершенствования: уровень физического развития, выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, динамика показателей, результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. На этапе спортивного высшего мастерства: стабильность результатов выступления на всероссийских и международных соревнованиях, число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России.

Научный анализ результатов работы спортивных школ показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. По оценке специалистов система подготовки спортивного резерва позволяет обеспечить конкурентное пополнение сборной команды России. Расчеты сделаны исходя из того, что по олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2мсмк, 8мс, 29 кмс.

Этапы подготовки Фактически имеется Оптимальная потребность
Начальный 70,6% 90,%
Учебно-тренировочный 27,1% 7,5%
Спортивного совершенствования 1,7% 1,2%
ВСМ 0,45% 0,3%

Для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7,28,168 и более 2 тысяч занимающихся на этапах многолетней подготовки. Эти расчеты могут служить основой для прогнозирования показателей подготовки спортивного резерва как источника пополнения сборных команд по разным видам спорта.

Контрольные вопросы

1. Понятие спортивных резервов.

2. Цели и задачи спортивной школы.

3. Организация, формы и этапы подготовки.

4. Организационная структура управления спортивной школой.

5. Критерии эффективности деятельности спортивных школ.

Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке. Деятельность ее финансируется учредителем в соответствии с договором между ними. Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе и иностранных.

Допустимы любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные уставом.

Эффективность деятельности спортивных школ

Для оценки эффективности работы спортивных школ Комитетом по ФК и туризму установлены педагогические критерии.

На этапе начальной подготовке: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности, уровень освоения основ техники" видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. На учебно-тренировочном этапе: состояние здоровья, уровень физического развития, динамика уровня подготовки, освоение объемов нагрузки, теории. На этапе спортивного совершенствования: уровень физического развития, выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, динамика показателей, результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. На этапе спортивного высшего мастерства: стабильность результатов выступления на всероссийских и международных соревнованиях, число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России.




Научный анализ результатов работы спортивных школ показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. По оценке специалистов система подготовки спортивного резерва позволяет обеспечить конкурентное пополнение сборной команды России. Расчеты сделаны исходя из того, что по олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2мсмк, 8мс, 29 кмс.

Этапы подготовки Фактически имеется Оптимальная потребность
Начальный 70,6% 90,%
Учебно-тренировочный 27,1% 7,5%
Спортивного совершенствования 1,7% 1,2%
ВСМ 0,45% 0,3%

Для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7,28,168 и более 2 тысяч занимающихся на этапах многолетней подготовки. Эти расчеты могут служить основой для прогнозирования показателей подготовки спортивного резерва как источника пополнения сборных команд по разным видам спорта.

С 01.01.2023 ст. 34.1 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

Статья 34.1. Организации, осуществляющие спортивную подготовку

(введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 412-ФЗ)

С 01.09.2020 до 01.01.2025 спортивная подготовка в РФ может осуществляться организациями, указанными в ч. 1 ст. 34.1 на основании государственного (муниципального) социального заказа (ФЗ от 13.07.2020 N 190-ФЗ).

1. Спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться на основании государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории Российской Федерации, в том числе центрами спортивной подготовки, а также организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта. Федеральные центры спортивной подготовки создаются на основании решений Правительства Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнений общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта. Региональные центры спортивной подготовки создаются на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.06.2016 N 153-ФЗ, от 13.07.2020 N 190-ФЗ, от 30.12.2020 N 524-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.09.2020 до 01.01.2025 ч. 1.1 ст. 34.1 действует в отдельных субъектах РФ, перечень которых утверждается Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ от 13.07.2020 N 189-ФЗ.

1.1. Исполнение государственного социального заказа на оказание государственных услуг по спортивной подготовке, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, осуществляется путем установления государственного задания на оказание таких услуг.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 190-ФЗ)

2. Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе использовать в своем наименовании слова "олимпийский", "паралимпийский", "сурдлимпийский" или образованные на их основе слова и словосочетания в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России и Сурдлимпийским комитетом России, если иное не установлено федеральными законами.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Правила приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, определяются учредителем, учредителями физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в ее уставе.

5. Организации, осуществляющие спортивную подготовку за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, вправе реализовать программы спортивной подготовки за пределами Российской Федерации в случае, если программами спортивной подготовки предусмотрено проведение спортивных мероприятий за пределами Российской Федерации.

6. При реализации программ спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, создают условия для охраны здоровья лиц, проходящих в них спортивную подготовку, а также обеспечивают расследование и учет несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку и не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки (далее - заказчик услуг по спортивной подготовке), во время прохождения ими спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе во время их участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки. Расследование и учет указанных несчастных случаев осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Учет платных услуг в сфере спорта: бюджетники и предприниматели

Около 70% объема рынка сферы физической культуры и спорта занимают услуги. И эта цифра растет с каждым годом. Поскольку не все бюджетные физкультурно-спортивные организации располагают в полной мере возможностями предпринимательской деятельности, сектор оказания платных услуг в сфере физкультуры и спорта постепенно занимают предприниматели.

Получение максимальной прибыли становится основным стимулом для работы, расширения перечня услуг и усиления конкуренции между коммерческими и бюджетными организациями.

Юридические лица: подготовка для оказания платных услуг

В первую очередь следует зарегистрировать спортивный клуб или центр в форме юридического лица или индивидуального предпринимателя. Учредителями могут выступать, как физические, так и юридические лица.

Особенности внебюджетной деятельности бюджетных организаций

По сравнению с коммерческими предприятиями, бюджетные организации, имеют более сложную структуру учета денежных средств.

Для того чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность в бюджетном учреждении, необходимо, в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ:

— получить разрешение на ведение внебюджетной деятельности у вышестоящей организации;

— закрепить разрешение в учредительных документах и в уставе учреждения;

— открыть лицевой счет;

— составить план финансово-хозяйственной деятельности, в котором четко прописаны статьи доходов и расходов бюджетной организации;

— согласовывать с вышестоящим учреждением и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения;

— раскрывать информацию о начисленных расходах в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются эти расходы финансовым результатом или нет.

Автоматизация учета платных услуг

Вне зависимости от источников финансирования, всем участникам рынка платных услуг в сфере спорта следует предпринять ряд шагов для того, чтобы вести деятельность в соответствии с текущим законодательством. Один из таких шагов — автоматизация учета платных услуг.

Несмотря на существующие различия в ведении предпринимательской деятельности, в бухгалтерии бюджетных и коммерческих организаций есть одинаковые участки, которые стоит автоматизировать для более эффективной работы. Программа для учета платных услуг должна удовлетворять следующим требованиям:

  • вести списки учащихся по подразделениям (группам, секциям, преподавателям), а также договоры с плательщиками за услуги;
  • настраивать любой используемый механизм начисления с учетом табеля посещений, льгот и т д.;
  • выполнять быстрое начисление согласно сделанным настройкам;
  • автоматически принимать оплату из банковских систем;
  • заводить корректировочные суммы начислений, производить возврат оплаты;
  • формировать бухгалтерские проводки по всем учетным операциям;
  • печатать списки должников, сводные ведомости, акты сверки с плательщиками за любой период;
  • печатать квитанции со штрих-кодом, легко настраивать желаемую форму квитанции;
  • получать быстрый доступ к полному объему информации по учащемуся;
  • передавать начисления по платным услугам в ГИС ГМП и принимать из нее информацию об оплате.

Юлия Вольхина, менеджер проектов

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: