Спортивная школа нуждается в ремонте как озвучить проблемы

Обновлено: 05.07.2024

Сложная задача

По данным Росстата, сегодня в стране функционирует более 42 тыс. школ, в которых учатся 15 млн детей. Из них 2,21 млн школьников учатся в две смены, порядка 9 тыс. детей занимаются в три. Замглавы Минпросвещения России Павел Зенькович ранее отмечал, что самая сложная ситуация с количеством смен в регионах с высокой рождаемостью: Северный Кавказ и Бурятия. По словам экс-заместителя председателя по социальным вопросам Ольги Голодец, к 2020 году ожидается увеличение количества школьников до 19 млн человек, а в 2017 году в России не хватало 6 млн школьных мест.

В аварийном состоянии находятся более 700 школ, 9 тыс. нуждаются в капитальном ремонте, 2 тыс. зданий не имеют туалетов.

Центральное отопление, водопровод и канализация отсутствует в 2,85% школ, в селах – 19%. Эти проблемы актуальны для Ненецкого автономного округа, Хакасии, Хабаровского края, Тувы и многих других регионов.

По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики, в 90-е годы в стране было почти 70 тыс. школ, численность которых к настоящему времени сократилась на 28 тыс. В первую очередь школы ликвидируются в селах.

Ранее представитель министерства сообщал, что финансирования недостаточно для выполнения всех задач согласно плану первого этапа программы. Всего для полной ее реализации потребуется около 3 трлн рублей. Источники средств – федеральные и местные бюджеты, частные финансы. Ответственными исполнителями назначены профильное министерство, Минстрой РФ и высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ.

Мнение эксперта

Последние 20 лет проблема ветхих и аварийных школ остро нуждается в решении. Большей части образовательных учреждений по 60 лет.

Ветхие школы с износом более 50–60% требуют капитального ремонта: ремонт крыши, стен, полов или коммуникаций.

После его проведения здания могут еще прослужить. Аварийные же учреждения ремонту не подлежат. В любой момент там может обрушиться потолок, стены или пол. Находиться в таком помещении опасно. В этом случае эксплуатация подобной школы запрещается.

По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, есть регламент, по которому государство понимает, что школу необходимо признать аварийной или ветхой.

«У каждого здания есть свой срок службы. Он зависит от конструкции: деревянная, кирпичная или каменная. Для любого типа материала есть максимальный срок его использования. Точно также и по коммуникациям. Каждая школа построена согласно проекту, который отвечает всем нормам (СНиПам, СанПиНам и т.д.) в годы приемки здания ведомственными комиссиями. Со временем, конечно, появились новые требования.

Ежегодно специальные комиссии проверяют все школы в России на готовность учреждений к новому учебному году. Часто школы, в которых выявлены нарушения, все равно допускаются к работе.

Как считает директор, это происходит из-за невозможности отвечать всем требованиям при отсутствии средств.

«В России сегодня очень разбалансированы бюджеты. Муниципалитеты должны содержать в надлежащем состоянии все сети объектов социальной инфраструктуры: больницы, школы, детские сады и так далее. Это полностью их ответственность. Но это слишком большой объем сетей, который они не тянут финансово.

«Деньги, конечно, вкладываются недостаточные, но часто это связано и с самой местностью.

Например, в Иркутской области активно взялись за обеспечение всех школ канализацией. Все даже сделали, но локальные сети не справились, не потянули нагрузки.

Вместе с тем эксперт полагает, что вкладывать все дефицитные средства в обновление старых зданий не стоит. Необходимо не забывать делать серьезные вложения в человеческий капитал и инфраструктуру.

«В странах Азии много современных школ, но много и таких, где дети учатся и развиваются просто под открытым небом. Тут главное – найти баланс. Понять, как можно использовать возможности школы для наилучшего развития ребенка. Тогда будет эффект.

Не надо сидеть в запертой коробке. Для обучения стоит применять также внешкольные пространства: театры, музеи, библиотеки, технопарки и тому подобное.

Народный контроль

Последние несколько лет активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) проблему ветхих и аварийных школ пытаются решить выездными проверками.

Специалисты уже оценили состояние более 500 учреждений в 85 субъектах РФ. В 50% случаев были выявлены серьезные нарушения и плохие условия обучения детей.

После рейда школы ОНФ направляет все необходимые обращения и жалобы в нужные ведомства, следит за решением проблемы в каждом конкретном случае. Общественники уже добились устранения выявленных недостатков во многих образовательных учреждениях. Выездные мониторинги зданий продолжаются и по сей день.

Каждый желающий может оставить на сайте общественников информацию о школе, где требуется срочное устранение всех нарушений.

На момент написания статьи получить комментарии от ОНФ не удалось. Организация сослалась на длительную командировку специалиста по проекту.

Родительская помощь

Проблему нехватки финансирования и частичной модернизации школ отчасти решают за счет бюджета родителей. Многие из них готовы добровольно вкладывать средства на разные нужды образовательных учреждений. Система родительского софинансирования школьных вопросов не всегда прозрачна.

Законно в школе могут собирать деньги с родителей только на курсы, дополнительные занятия, репетиторство, секции, кружки: все, что не входит в программу госстандартов.

Питание, внешкольные мероприятия, учебно-методические материалы на дополнительные уроки тоже за счет семейного бюджета. На ремонт, закупку оборудования и мебели, благоустройство территории родители могут сдавать деньги только на добровольной основе.

Отметим, что три года назад президент России Владимир Путин заявил, что в стране не должно остаться ветхих школ. Средства для этого выделяются. Дети должны учиться в комфортных условиях и иметь равные возможности для старта.

Практически на каждом школьном собрании учителя говорят о ремонте школы. Причём администрация, как правило, ставит родственников учеников уже перед фактом о возникших насущных проблемах. Пока родители приходят в себя от полученной информации, представители попечительского совета или родительского комитета могут уже раздавать листочки, на которых вы добровольно соглашаетесь с приведённым перечнем и обещаете полностью участвовать в процессе. Законны ли такие действия, можно ли отказаться принимать в них участие, разбираемся сегодня вместе с редакцией Homius.

Как законно не делать ремонт в школе

Все ремонтные работы должны проводиться специализированными компаниями с обязательным заключением договоров с указанием гарантийных сроков
ФОТО: news.pn/ru

Кто должен выполнять ремонт в школе

Все обеспечение школы, в том числе и учебниками, и материалами финансируются за счёт казны. Причём для текущих работ выделяются средства, запланированные для выполнения государственного задания. Капитальный ремонт, согласно утверждённой смете, обеспечивается за счёт статей местного бюджета, в эту стоимость входят и работы по его проведению.

Поэтому ни сдавать денег, ни участвовать в ремонте физически родители не обязаны. Даже добровольные пожертвования на это идти не должны. На практике встречается такая ситуация, что если кто-то не может или не хочет сдавать деньги, его обязуют отрабатывать взносы физическим участием в ремонте. Это прямое нарушение Закона о бесплатном образовании.

Родители могут помочь сделать кабинет уютнее, но только на добровольных началах

Законодательные нормы

Администрация школы получает и самостоятельно распределяет подушевое финансирование на проведение текущего ремонта и обеспечение учебного процесса. В случае экономии средств, она может направлять их в специальный фонд материального поощрения своих сотрудников. На практике, существует система премирования учителей за надлежащее содержание кабинетов.

Иными словами, если родители собрали деньги на ремонт и провели его своими силами, выделенные из казны средства пойдут в качестве премирования тем, кто организовал этот процесс, то есть администрации. Родители должны не просто спонсировать, но и пригласить за свой счёт мастеров или выполнить определённые работы самостоятельно.

Не всегда родители могут своими силами качественно выполнить работы

Администрация ежегодно рапортует о проведённых мероприятиях, а чиновники о том, что финансирование проведено в полном объёме. Теперь становится понятно, зачем школа постоянно организует процесс покраски стен и замену линолеума. Здесь ответ очевиден.

Когда администрация заставляет учителей собирать деньги или просить их о физической помощи, те сами порой не знают, что на всё это уже выделены средства. Руководство учебного заведения говорит своим сотрудникам, что если не можешь убедить родителей – выполняй работы самостоятельно. Поэтому в летнее время многим приходиться красить стены и полы своими силами.

Цветовое оформление помещений также важно для полноценного развития ребёнка, не все оттенки можно использовать в школе и родители не всегда об этом знают

Зачем нужны ежегодные текущие ремонты школ

Ежегодная покраска стен связана с проверками готовности образовательного заведения к новому учебному году. Представители местной власти, Роспотребнадзора, ОВД, Роспожнадзора и ОВД проводят инспектирование школ на соответствие нормам санитарной и пожарной безопасности, а также на предмет готовности кабинетов принять новых учеников. Поэтому к подготовке администрация практически всегда привлекает родителей. И не только расставить цветы в кашпо и вымыть окна, но и для проведения косметического ремонта.

Ежегодная комиссия должна проверить каждую школу на предмет готовности к новому учебному году

Ежегодная комиссия должна проверить каждую школу на предмет готовности к новому учебному году
ФОТО: xn----7sbbajmca0all6a6aoic4v.xn--p1ai

Школы привыкли к материальной или физической помощи родителей, ведь намного проще обратиться к тем, кто от них зависит, чем попросить вышестоящую организацию утвердить требуемые расходы. Ведь здесь отказ может негативно сказаться на отношении к ребёнку.

Но если бы родители могли по первому желанию выполнять все прихоти, вряд ли они учили бы своих детей в государственном учебном заведении. Они бы предпочли частную школу у нас или за границей. У нас учатся дети тех, кто не может позволить себе такое образование. Поэтому, когда чаша терпения родителей переполняется, всё выливается в жалобы, дополнительные проверки и увольнения. Администрация не должна забывать про законодательные акты.

Часто помощь родителей завуалированно называют благотворительностью

Заключение

Если вы категорически не согласны с проведением ремонта своими силами, а также против участия в его финансировании, просто напишите заявление на имя директора школы. Он обязан предоставить ответ с подробным обоснованием требований в письменной форме. Исходя из практики, уже на этом этапе все проблемы будут сняты, и не потребуется идти за помощью в вышестоящую организацию. Ведь гораздо проще всё решить мирным путём.

Расскажите в комментариях, приходилось ли вам участвовать в ремонте школы или сдавать на него деньги? Как вы на это реагировали?


Пока не рухнут стены?

2 млн школьников занимаются в зданиях, требующих капитального ремонта. И некоторые учителя решили: больше так продолжаться не может.

Уволенная Елена Носова.

Уволили за правду

Видео вызвало огромный резонанс. Но через неделю после его обнародования учительница лишилась работы.


Убили своими руками?

Сергей Погодин.

Однако в Управлении образования Псковской обл. молчат — неизвестно, будут ли выделены деньги на дальнейший ремонт.


Русский — в столовой

Есть проблемы в некоторых школах Новосибирска. В гимназии № 3 занятия иногда проходят в столовой — кабинетов на всех не хватает, а на реконструкцию здания и пристройку нет денег. В школе № 57 Дзержинского р-на родители не могут добиться капремонта несколько лет. Со стен сыплется штукатурка, а физкультура проходит в коридоре — спортзал в таком состоянии, что гораздо больше шансов угробить, а не укрепить здоровье детей.

И такая ситуация во многих регионах. Достанет ли у местных чиновников совести отремонтировать классы?


Школу спасли сами

И всё же есть примеры, где проблемы с приведением школ в рабочее состояние удаётся решить.

Так, в Екатеринбурге родители и педагоги, объединившись, заставили чиновников отремонтировать родную школу.

Скандал разгорелся в августе 2017 г. Роспотребнадзор проверил школу № 84 на улице Листопадной, 4 (19-й военный городок), и запретил проводить там уроки: и детям, и учителям находиться в здании было опасно. В школе более 50 (!) лет не проводился капитальный ремонт. Замены требовало всё: кровля, электропроводка, сантехника, трубы, стены. Учатся там 700 ребятишек, половина из которых — дети военнослужащих. Из-за юридической казуистики военные и городские власти перекладывали друг на друга ответственность за проведение ремонта.

В итоге родители собрали митинг, а потом кинули клич в соцсетях с просьбой всем неравнодушным помочь стройматериалами и мужскими руками. Лишь после такой огласки власти приняли решение выделить 1,5 млн руб. из городского и областного бюджетов. Совместными усилиями здание привели в порядок.

Местные власти понимают значение школы и не жалеют сил, чтобы её сохранить. В 2000-м в её здание переселили администрацию, библиотеку и детсад. Школу обеспечили современной техникой, учителям платят приличные зарплаты, а лучшие ученики могут рассчитывать на небольшие стипендии. Поддерживают школу и финские власти.

Есть надежда, что государство активнее подключится к решению проблемы. Министр образования Ольга Васильева сообщила: на ремонт всех старых школ нужно 10 млрд руб. Есть планы привлечь частные компании в рамках государственно-частного партнёрства.

Ведь сдвинулся же с мёртвой точки вопрос строительства новых школ.


В чей карман залезть? В родительский!

На 2018 г. федеральный бюджет выделил на образование 663 млрд руб. — на 68 млрд больше, чем в 2017 г. Рост расходов даже превысил уровень официальной инфляции, чего не было уже несколько лет. Увеличиваются расходы и по госпрограмме развития образования, в этом году на неё запланировано 481 млрд руб.

К сожалению, обычные школы этих баснословных сумм не видят. Потому что финансовое обеспечение школ по большей части — забота регионов и местных властей. И если у первых бюджеты зачастую бедные, то у вторых и вовсе нищие. А потому при планировании школьных бюджетов о расходах на ремонт даже не вспоминают — найти бы деньги на зарплаты учителям и учебники детям.

Школа № 127 в Перми.

Ремонта три года ждут?

« Федеральный центр в последние годы выделяет существенные средства на строительство новых школ (в 2017 г. открылось больше сотни новых школ. — Ред.), — объясняет директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — А вот проблема текущего ремонта, приведения школ в надлежащее состояние часто уходит на второй план. Первостепенная ответственность регионов — это заработная плата педагогов (надо выполнять майские указы президента), учебники и прочие учебные расходы. Поскольку школы находятся в муниципальной собственности, то за содержание и ремонт зданий отвечают местные власти. Причём деньги на текущий ремонт должны выделяться раз в три года. Однако на деле такая строчка расходов в бюджетах муниципалитетов практически отсутствует.

Если же нужно отремонтировать крышу, стены, заменить полы или привести в порядок туалеты — это считается капремонтом. И суммы там фигурируют совсем другие. Выделяться они должны отдельной целевой субсидией со всей необходимой проектной документацией. Муниципалитеты же в последние годы вынуждены изыскивать средства на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала (субсидия региона выделяется в основном на педагогический состав). В отдельных регионах на зарплаты администрации потратили стимулирующую часть зарплаты педагогов, что спровоцировало громкие скандалы. Так что у муниципалитетов средств на ремонт практически нет.


Да, в школу регулярно приходят пожнадзор, другие ведомства, которые выписывают предписания об устранении нарушений. Но предписание — недостаточное основание для того, чтобы муниципалитет выделил деньги. Директор должен сам думать, где их искать. И ты хоть обыщись, если деньги по нормативу выделены только на зарплату, учебные расходы и оснащение учебного процесса.

В итоге можно только посочувствовать родителям, на которых давит школьная администрация, чтобы они софинансировали приведение учебных заведений в порядок. Мало того, многие родители готовы добровольно помогать школе, если бы эта работа была организована прозрачно, с участием управляющего совета школы. Неумение школьной администрации открыто, честно вести диалог с родителями, использовать их помощь (необязательно денежную), нерациональное расходование средств (например, закупка дорогостоящего оборудования, которое потом не используется), неумение применять конкурсные процедуры для привлечения подрядчиков и тем самым экономить деньги ещё больше ухудшает ситуацию«.


Своя кубышка

«Судя по данным опросов, многие директора школ ожидают ещё больших проблем с оснащением и поддержкой материально-технической базы школ, — считает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. — Однако там, где произошло укрупнение школ, руководство в целом воспринимает ситуацию с бóльшим оптимизмом, чем раньше, утверждая, что жить им стало легче. Видимо, это связано с тем, что они получают более значительные суммы в своё распоряжение, им легче решать насущные проблемы. Кроме того, надо учитывать, что введение стимулирующей части заработной платы учителей дало директорам больше инструментов воздействия на педколлектив: одних миловать, а у других, наоборот, ухудшать материальное положение. То, что директора с большей свободой распоряжаются деньгами, привело их к большей удовлетворённости финансовым положением даже без увеличения финансирования. Справедливости ради надо сказать, что число недовольных зарплатой учителей впервые за долгие годы стало снижаться. Не устраивает зарплата 59,1% учителей, в прошлом году таких было 64%.



Среди многих причин тому сопутствующих, обозначены низкий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточное количество спортивных залов и необходимость реконструкции имеющихся.

С позиций собственного опыта и наблюдений предлагаю свое видение на указанную проблему.

В контексте сказанного, не удивляет тот факт, что в СанПинах (санитарные нормы и правила к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), принятых в 2010 году и действующих по сей день, не обозначена такая норма как потребность в кв. м. на одного ученика при эксплуатации спортивных сооружений в рамках реализации учебной программы по физкультуре. Иначе большая часть школ не прошла бы государственной аккредитации по предоставлению качественных услуг по физкультуре. По всей видимости, СанПины разрабатывались на основе четкого представления о серьезном дефиците спортсооружений в системе школьного образования.

Но, о такой идиллии многим школам, и особенно тем, что расположены в районах старой плотной застройки, приходится только мечтать. Значит, изъяны преподавания физкультуры в таких школах запрограммированы на долгие годы. Такой факт гарантирован и тем, что в отсутствии внешней экспертизы качества преподавания физкультуры в конкретной школе, говорить о создании каких-то условий, повода нет: спортзал есть и ладно. Проблемы попросту замалчиваются.

Но высветить их можно. Если исходить из того, что спортивные залы в былые времена в основном строились (да и сейчас строятся) в формате 12 х 24 м, что составляет 288 кв. м, а СанПин наполняемости класса — это 25 обучающихся, то санитарная норма на одного школьника при эксплуатации спортзала получается в 11,5 кв.м. Исходя из этого, можно для каждой школы рассчитать процент обучающихся, оказание услуг которым осуществляется в рамках нормы, а оставшиеся проценты рассматривать как долю риска в оказании услуг, не отвечающим требованиям. На основе таких расчетов при полной инвентаризации спортивных сооружений общеобразовательных учреждений и должна быть создана программа обеспечения спортивными залами. В открытом доступе должен быть размещен список школ, в порядке очереди претендующих на реконструкцию спортивной базы.

Об авторе: Шевченко Валерий Николаевич, учитель физической культуры высшей категории, ГБОУ СОШ № 152.

Как известно, развитие невозможно без постоянного решения проблем, которая перед нами ставит жизнь. Возникли проблемы - необходима цель, появилась цель – поставили задачи, решили задачи – получили результат и перешли на новый виток в спирали развития. И снова проблема – цель – задачи – результат.

Проблемами развития МБОУ ДОД ДЮСШ являются следующие аспекты.

Во-первых - финансирование. Бюджетных денег не просто катастрофически не хватает – их иногда совсем нет. В решении этой проблемы нам помогают спонсоры, сдача зала в аренду.

Но решение главных проблем спортивной школы – стимулирование профессионального роста педагогического коллектива, увеличение числа занимающихся в школе, достижения спортивных результатов – напрямую связано с государственной поддержкой. С целью решения важнейших организационных проблем детско-юношеского спорта необходимо не только принять действенные меры по сохранению и развитию ДЮСШ, но и решить вопрос о целевом финансировании независимо от ведомственного подчинения.

Во-вторых - кадровое обеспечение. На современном этапе это тем более актуально, так как во главу угла ставятся оздоровительный и воспитательный моменты в учебно-тренировочном процессе школы. Почему проблема стоит сегодня так остро?

1. Специфичность деятельности. Высшие и средние специальные учебные заведения готовят учителей физической культуры, а тренеров по видам спорта нет. Поэтому нет, и не может быть готовых специалистов.

2. Престижность профессии не достаточно высока в современных условиях, не достаточно оплачиваем и труд тренеров-преподавателей.

3. Учебно-тренировочный процесс и спортивно-массовая работа должны сопровождаться медицинским контролем и обеспечением.

Тренеру-преподавателю одновременно приходится быть педагогом, психологом, медиком.

Для решения этих проблем:

- ведётся профессиональная подготовка и переподготовка специалистов;

- привлекаются высококвалифицированные кадры, ориентированные на оказание

профессиональных физкультурно-оздоровительных услуг подрастающему поколению;

- привлечение студентов старших курсов учреждений высшего и среднего профессионального образования к организации физкультурно-массовой работы в ДЮСШ;

- для повышения престижности разрабатывается система стимулирования тренеров-преподавателей, включающая в себя материальное стимулирование в виде разовых премий и систему доплат по итогам учебного года. Например, за высокий уровень подготовки воспитанников – призёров соревнований, за творчество, за сохранность контингента занимающихся;

- для решения проблемы формирования привлекательности здорового образа жизни у детей и подростков необходима целенаправленная деятельность всех средств массовой информации по созданию позитивного образа молодого человека, занимающегося физической культурой и спортом, а так же действенная социальная реклама всех информационных служб.

К важнейшим проблемам, на решение которых так же сконцентрирована деятельность МБОУ ДОД ДЮСШ, относятся:

- повышение качества учебно-тренировочного процесса;

- расширение внеучебных форм занятий физической культурой и спортом;

- увеличение числа физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;

- развитие физкультуры и спорта среди детей, отнесённых к специальной медицинской группе.

Вывод: правильное видение и понимание проблем учреждения, пути их решения, профессиональный и квалификационный уровень тренеров-преподавателей школы безусловно является фактором, способствующим улучшению характеристики учреждения, при условии роста уровня молодых педагогов.

Целенаправленная социально-ориентированная физкультурно-спортивная работа среди учащихся в конечном итоге позволит снизить уровень вовлечения в преступную и другую асоциальную деятельность. Увеличение числа детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, позволит многократно сэкономить средства, затрачиваемые на лечение различных заболеваний среди данной категории населения и на процесс перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Осуществление мероприятий, предусмотренных деятельностью МБОУ ДОД ДЮСШ, позволит улучшить физкультурно-спортивную инфраструктуру города, сохранить рабочие места или создать новые, а так же даст реальный шанс изменить состояние здоровья детей и подростков, повысить уровень их физической подготовленности, что, в конечном итоге, повлияет на экономическое и нравственное оздоровление общества.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, в работе учреждения имеются как слабые, так и сильные стороны. Педагогический коллектив должен принять меры для улучшения работы в своих слабых областях, одновременно укрепляя свои сильные стороны.

Предполагаемые результаты:

- улучшение состояния здоровья детей, подростков и учащейся молодежи;

- формирование у воспитанников грамотности в области культуры здоровья;

- повышение эффективности организации и проведения массовой физкультурно-оздоровительной работы и спортивной работы на основе внедрения новых технологий в области физической культуры и спорта, диагностических процедур оценки уровня здоровья обучающихся, уровня физической подготовленности воспитанников;

- установление контактов с общественными организациями, которые занимаются проблемами сохранения и укрепления здоровья и научно-методическим обеспечением в этой области;

- работа педагогического коллектива по повышению квалификации и создание условий для самореализации и творческого профессионального роста работников;

Предполагаемые меры по обеспечению материально-технического развития МБОУДОДДЮСШ:

· обеспечение спортивным инвентарём,

· работа с благотворительными фондами и другими организациями.

Предложения в адрес Министерства молодёжной политики, спорта и туризма Оренбургской области.

Информировать о литературных изданиях, выставлять нормативную документацию, необходимую для деятельности ДЮСШ, о спортивных достижениях воспитанников ДЮСШ области.

Читайте также: