Спортивная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Лонгитудинальные исследования проводились в 2003-2015 гг. на базе образовательных учреждений г. Омска в условиях комплексного физического воспитания. В исследовании приняли участие 248 детей 4-11 лет. Педагогическое тестирование проводилось по методикам А.И. Кравчука и В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона, Л.Б. Кофмана. Определение этапов формирования двигательных способностей проводилось на основе: сравнительного анализа двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности детей, учёта сенситивных периодов их развития, а также достоверных корреляционных связей, имевших место внутри и между видами подготовки.

Развитие двигательных способностей детей характеризуется следующими этапами:

5- й год жизни - формирование в соответствии с возрастом за счёт оптимизации в развитии независимо от пола;

6- 7-й годы жизни - совершенствование за счёт сохранения оптимизации развития, а также опережающего развития отдельных из них независимо от пола;

9- й год жизни - формирование двигательных навыков за счёт накопления резервных возможностей и опережающего развития функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - оптимизация, у девочек - опережающее развитие;

10- й год жизни - становление двигательных навыков за счёт продолжающегося накопления резервных возможностей и оптимизации в развитии функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - опережающее развитие, у девочек - оптимизация;

11- й год жизни - становление двигательных навыков за счёт продолжающегося накопления резервных возможностей и опережающего развития функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - оптимизация, у девочек - опережающее развитие.

Ключевые слова: дошкольники, младшие школьники, двигательные способности, физическое воспитание, оптимизация, опережающее развитие, накопление резервных возможностей.

Актуальность. Современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, низкий уровень физической подготовленности у более половины из них [12] требуют обновления подходов в реализации как организованного физического воспитания, так и тренировочного процесса. Это возможно при учёте современных данных относительно развития двигательных способностей ребёнка.

Анализ научной и методической литературы по вопросу развития двигательных способностей детей выявил, что подавляющее большинство исследований представлены данными срезовых исследований развития либо отдельных двигательных способностей, либо их группы в специально организованных условиях, как правило, с однонаправленным воздействием.

Таким образом, проблема исследования состоит в недостатке знаний об особенностях формирования с возрастом двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания.

Целью исследования является определение возрастных периодов формирования двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания.

В исследовании приняли участие 248 детей 4-11 лет, из них 155 дошкольников (77 мальчиков и 78 девочек) среднего и старшего дошкольного возраста, распределенные в шесть групп, и 93 младших школьника (45 мальчиков и 48 девочек), распределённые в три группы (табл. 1).

В основе комплексного физического воспитания лежало концентрированное обучение детей двигательным действиям с учётом сопряжённого развития физических качеств и функционально-двигательных способностей. Концентрированное обучение реализовывалось в условиях применения технологического и системно-технологического подходов. Планирование образовательного процесса по физической культуре в дошкольных учреждениях и начальной школе предполагало учёт предметных занятий (уроков), тематических мероприятий разной направленности и режимных моментов.

  • по восьми тестам двигательной подготовленности: движения руками (балл), движения ногами (балл), ходьба (балл), бег (балл), равновесие (с), прыжки (см), метание (балл), лазание (балл);
  • семи тестам физической подготовленности у дошкольников: выносливость (кол-во раз за 30 с), ловкость (с), быстрота (кол-во раз за 5 с), скоростная сила (см), динамическая сила (кол-во раз), статическая сила (с), гибкость (см) и девяти тестам у младших школьников: те же и общая выносливость (м), силовая выносливость (кол-во раз);
  • четырем тестам функционально-двигательной подготовленности: дифференцировка силовых напряжений (кг), дифференцировка пространственных параметров (см), ориентационная способность (с) и координация движений рук и ног (град).

Определение этапов формирования двигательных способностей проводилось на основе [13]:

  • сравнительного анализа двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности детей (учитывалось количество детей, имевших по окончании учебного года нормативный уровень развития двигательных способностей, соответствующий возрасту);
  • учёта сенситивных периодов развития двигательных действий, физических качеств и функционально-двигательных способностей;
  • учёта достоверных корреляционных связей с высоким коэффициентом корреляции (r > 0,7), имевших место как внутри вида подготовки (между показателями двигательной, физической или функционально-двигательной подготовленности), так и между видами подготовки (между всеми показателями).

Учитывались только те двигательные способности, которые совпадали в четырех группах дошкольников из шести и двух группах младших школьников из трёх.

Результаты исследования. В условиях комплексного физического воспитания к окончанию учебного года качественное освоение двигательных действий отмечалось у около 80 % детей дошкольного и младшего школьного возраста и его сохранение на начало следующего года - у более половины из них.

В развитии двигательных способностей детей в условиях комплексного физического воспитания после достижения нормативного уровня развития и его совершенствования отмечаются этапы:

  • оптимизация в развитии двигательной способности - совпадение высокого уровня развития двигательной способности с её сенситивным периодом;
  • резервное развитие двигательной способности -увеличение во времени периода умеренного или ускоренного роста двигательной способности в сравнении с возрастными особенностями её развития, либо сохранение на начало учебного года возрастного уровня в развитии двигательной способности у более половины детей [2, с. 13];
  • опережающее развитие двигательной способности - несмотря на замедленное развитие двигательной способности, в определённом возрасте отмечается её рост.

К закономерностям формирования двигательных навыков детей, выявленным в ходе анализа результатов исследования, относятся (табл. 2):

Особенности комплексного физического воспитания

Направленность

Образовательные учреждения

Физическое воспитание дошкольников

Программа комплексного концентрированного обучения основным движениям [5]

Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания технологический подход) [12]

Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания системно-технологический подход) [8] (2009-2012 гг. - основное содержание - базовые элементы лыжной подготовки (А.Г. Шабалина, 2014) [7]

Физическое воспитание школьников

Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания системно-технологический подход, вариативная часть (30%) - спортивное ориентирование (Е.В. Штыкова, 2006)

Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания системно-технологический подход, вариативная часть (30%) - базовые элементы туристского многоборья (Н.Ю. Ломовцева, 2009) [10]

Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания системно-технологический подход, вариативная часть 30% - базовые элементы волейбола)

Развитие физических качеств характеризуется гетерохронностью и поэтапностью (табл. 2):

Заключение. В период с 5-го по 11-й год жизни развитие двигательных способностей (двигательных навыков, физических качеств, функционально-двигательных способностей) детей в условиях комплексного физического воспитания характеризуется следующими этапами (табл. 3:)

5- й год жизни - формирование двигательных способностей в соответствии с возрастом за счёт оптимизации в развитии независимо от пола;

6- 7-й годы жизни - совершенствование двигательных способностей за счёт сохранения оптимизации в развитии, а также опережающего развития отдельных из них независимо от пола;

9- й год жизни - формирование двигательных навыков за счёт накопления резервных возможностей и опережающего развития функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - оптимизация, у девочек -опережающее развитие;

Этапы развития двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания

Примечание. Двигательные навыки: ДР и ДН - движения руками и ногами, Х - ходьба, Б - бег, П - прыжки, Р - равновесие, Л - лазанье, М - метание. Физические качества: Лк - ловкость, Бс - быстрота, СтС - статическая сила, В - выносливость, ОбВ - общая выносливость, СкС - скоростная сила, ДС - динамическая сила, Г - гибкость, СВ - силовая выносливость. Функционально-двигательные способности: ДСН - дифференцировка силовых напряжений, ДПП - дифференцировка пространственных параметров, ОС - ориентационная способность, КС - координация движений рук и ног.

Особенности развития двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

Таблица 3.jpg

10- й год жизни - становление двигательных навыков за счёт продолжающегося накопления резервных возможностей и оптимизации в развитии функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - опережающее развитие, у девочек - оптимизация;

11- й год жизни - становление двигательных навыков за счёт продолжающегося накопления резервных возможностей и опережающего развития функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - оптимизация, у девочек - опережающее развитие.

С учетом выше изложенного можно констатировать, что реализация комплексного физического воспитания по истечении двух лет позволяет сформировать фундамент для освоения детьми сложных по структуре двигательных действий с высоким уровнем координации, что, в свою очередь, создаёт условия для привлечения детей к активным занятиям физкультурно-спортивной направленности, а также для предварительного спортивного отбора.

FORMATION OF MOTOR ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN IN THE COMPLEX PHYSICAL EDUCATION

М. Mukhina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk. Contact information for correspondence; 644009, Omsk, Maslennikova str., 144

Current state of children's health requires updating of approaches in the implementation of physical education, what can be possible with an allowance for the present data regarding development of motor abilities.

The long-term studies were conducted in 2003-2015 at the educational establishment in Omsk city within the conditions of complex physical education. 248 children at the age of 4-11 took part in the study. The pedagogical testing was conducted according to the methods of A. I. Kravchuk and V. I. Lyakha, G. B. Meixon, L. B. Kofman. The stages of the motor abilities formation were determined on the basis of: comparative analysis of motor, physical and functional-motor preparedness of children, consideration of sensitive periods of their development, as well as reliable correlation relationships, which were found inside and between types of training.

Development of children's motor abilities is characterized by the following stages:

  • the fifth year of life is a formation in accordance with their age due to the optimization in the development regardless of gender;
  • the sixth and the seventh years of life is a perfection due to keeping the optimization in the development, as well as the rapid growth of some of them regardless of gender;
  • the eighth year of life is a formation due to the optimization in the development regardless of gender;
  • the ninth year of life is a formation of motor activities due to accumulation of the reserve capacities and the rapid growth of functional-motor abilities regardless of gender; the optimization in the development of boys' physical qualities was discovered, the girls showed their rapid growth;
  • the tenth year of life is a formation of motor skills due to ongoing accumulation of the reserve capacities and the optimization in the development of functional-motor abilities regardless of gender; the rapid growth in the development of boys' physical qualities was found and girls showed optimization;
  • the eleventh year of life is a formation of motor skills due to ongoing accumulation of the reserve capacities and the rapid growth of functional-motor abilities regardless of gender; the optimization in the development of boys' physical qualities was discovered, the girls showed their rapid growth.

Keywords: preschool children; primary school age children; motor abilities; physical education; optimization; rapid growth; accumulation of reserve capacities.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация и проведение оздоровительно - воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возвраста. Компоненты здорового оброза жизни, варианты спортивных досугов и развлечений. Физкультурный досуг повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Организация оздоровительно – воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Анализируя состояние здоровья детей, мы обратили внимание на то, что при поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, растет количество детей с III группой здоровья, часто болеющих. Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье своих детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.

Направление активной деятельности на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет нашим ребятам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуации реального мира, повседневной жизни.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Компоненты здорового образа жизни:

-рациональная двигательная активность;

-развитие дыхательного аппарата;

-сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

ГОРЕЛКИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

ГУСИ-ЛЕБЕДИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место — луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лага, летают.

Актуальность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, которая является одним из существенных условий всестороннего развития детей. Малоподвижное положение за рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма детей, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Общая двигательная активность детей снижается по мере их взросления, в силу увеличения учебной нагрузки. Дефицит двигательная активность в режиме дня в значительной мере обуславливает появления гипокинезии, которая может вызвать изменения в организме детей. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же в сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.

Придавая особую значимость роли двигательной активности, необходимо определить приоритеты.

На начальном этапе был проведен анализ учебной и научно-методической литературы. Разработан и определен период тестирования физических способностей детей, который состоял из трех этапов в начале, средине и в конце учебного года.

На втором этапе в течение учебного года проводилось педагогическое наблюдение двигательной активности детей в рамках режима дошкольного учреждения, а также проведено тестирование физического развития детей по заранее разработанному плану.

Заключительный этап исследования включал в себя анализ и обобщение полученных данных.

Результаты и их обсуждение. При систематических занятиях в спортивных секциях детей младшего школьного возраста происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма детей. Этому, главным образом, способствуют положительное влияние дополнительных факторов на закрепление умений и навыков физических упражнений.

Регулярные занятия физическими упражнениями в спортивных секциях приводит к увеличению капиллярной сети мышц. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя капилляры не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ во время мышечной работы по сравнению с состоянием покоя возрастает. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физическая нагрузка должна быть систематической, разнообразной и не вызывала переутомления.

Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Это объясняет, тот факт, что когда ученик сидит и думает над сложной задачей и вдруг чувствует потребность пройтись по комнате. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Результаты педагогического наблюдения, характеризующий уровень двигательной активности свидетельствует, что до 75 – 80 % дневного времени дети находятся в не подвижном положении. Анализ произвольной двигательной деятельность составляет примерно до 18 – 24 % в режиме дневного пребывания в дошкольном учреждении.

Средние показатели развития физических способностей занимающихся детей в спортивных секциях на 15 – 20 % выше. Масса тела соответствует возрастным нормативным требованиям, окружность грудной клетки на 1,5 – 2 см больше, сила сжатия кисти выше 2,5 – 3,5кг, а жизненный объём легких на 0,5 – 1 литр превышает средне статические показатели учеников, не посещающих спортивные секции. Таким образом, можно утверждать с достаточной точкой вероятности, что дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют относительно достаточную двигательную активность, которая в свою очередь является одним из необходимых условий гармонического развития личности.

1. Занятие в спортивных секциях положительно воздействует на достаточность двигательной активности детей младшего школьного возраста. Применение здоровьесберегающих формы работы, способствуют всестороннему и гармоничному развитию подростков.

2. Дефицит двигательной активности рекомендуется восполнять занятиями в спортивных секциях и оздоровительных центрах, что в дальнейшем позволит школьникам избежать нарушения скелетно мышечного аппарата, сердечнососудистой и центральной нервной системы.

3. Динамика физического развития детей имеет устойчивую взаимосвязь с двигательной активностью детей, что подтверждает выше изложенный материал.

1. Абдульманова Л. В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998. – С.187-225.

3. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Гаев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. – С.-П.: РГПУ им.Герцена А. И., Союз. – 2000. – 159с.

4. Змановский Ю. Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребёнка // Дошкольное воспитание. – 1978. – №8. – с. 45-51.

5. Хрущёв С. В. Двигательная активность детей и оздоровительная роль физической культуры // Вопросы охраны материнства и детства. – 1978. - №2. – с.13-15.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте.

Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе.

Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста

Введение.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта. Ведётся совместная работа учителей начальной школы, физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья.

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.

В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание идеи о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся школы.

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте

Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.

Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.

В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.

На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.

Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка с плохой осанкой, то также безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.

Твердый распорядок предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. О том, что движение способствует здоровью, люди знали еще давно. Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т.е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузки. Семилетний ребенок проводит 3-4 часа за партой в школе, потом 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же просиживает у телевизора. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.

Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам. И наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.

Физкультура в школе в начальных классах продолжает обучать детей:

• правильно дышать, сочетать дыхание с движением;

• усложненным ходьбе и бегу;

• бегу с препятствиями;

• начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;

• подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;

• метать мяч в цель на разном расстоянии;

• лазать различными способами по гимнастической стенке;

• элементам спортивно-командных игр;

• часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.

Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе

Основная роль в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и внеурочного дня, для организации внеклассной и спортивно-массовой работы может принадлежать школьному совету коллектива по физической культуре.

Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц, которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в группах лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия в группах (ЛФК) проводятся с детьми отнесенным к специальной медицинской группе (СМС) имеющие отклонения в состоянии здоровья, которым противопоказана усиленная физическая нагрузка. Занятия в группах (ЛФК) могут носить как постоянный, так и временный характер, в зависимости от заболевания.

Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.

Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния.

Специальные задачи по подготовке юных спортсменов решают группы подготовки ДЮСШ. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом. В зависимости от специфики видов спорта культивируемых в школе могут создаваться филиалы ДЮСШ при школе. Важной организационно-педагогической проблемой является отбор учащихся в группы начальной подготовки ДЮС.

В группы начальной подготовки ДЮСШ осуществляется по принципу осуществления массовости спорта, а затем уже с целью достижения определенных спортивных результатов. Создание в структуре школы такого звена позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям большое количество учащихся. Данная группа начальной подготовки ДЮСШ - должна являться самостоятельной структурной единицей школы, которая должна решать главную задачу – привлечение к физической культуре и спорту максимального числа школьников средствами ОФП на базе одного из видов спорта. Важно помнить, что в этих группах, учащиеся должны приобщаться к спорту в целом.

Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного лагеря, позволяющего осуществлять круглогодичную учебно-тренировочную работу с учащимися.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезными.

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка мальчики! '', '' А, ну-ка девочки! '', '' Папа, Мама – Я спортивная семья! '', '' Кожаный мяч '', '' Белая ладья '', '' День прыгуна '', открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках.

Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Одним из обязательных условий является обеспечение этого мероприятия медицинского обслуживания.

Основным показателем результативности дня здоровья является массовость. Поэтому, при проведении главное внимание уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы. Временно освобожденные врачом от занятий физической культурой учащиеся также находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе.

Физкультурно-оздоровительная программа школы включает в себя:

- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;

- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний ;

- организацию экскурсий, походов, прогулок;

- организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;

- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;

- привлечение родителей и других представителей взрослого населения

Для физической и психологической разгрузки учащихся созданы спортивные секции, кружки. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах.

В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика составляет не менее 2-х часов в день. Такой объём достигается благодаря проведению гимнастики перед началом учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр во время перемен, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

В школе для учащихся 1-5 классов в течение урока обязательно проводится физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1-5 минут, считается 15-20-я минута урока, поэтому учитель планирует его так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физминутку и перейти к следующему этапу обучения.

Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен. Между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока – 15 минут.

При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки для 1-5 классов, стадиона и спортивного городка на территории школьного двора.

Результатом отличной спортивной подготовки стали высокие показатели детей в районных соревнованиях. Примечательно то, что выпускники школы, продолжая обучения в ССУЗах и ВУЗах, входят в состав спортивных команд этих заведений, участвуют в соревнованиях.

Заключение.

Главной целью образования всегда считалось развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. Стремительный темп научно-технической революции неизбежно приводит к возрастанию учебных нагрузок, которые не способствуют улучшению здоровья учащихся.

Компьютеризация современной школы, внедрение вычислительной техники в учебный процесс без должного соблюдения возрастных ограничений отрицательно сказываются на здоровье, приводя к развитию резкого утомления у детей и подростков.

Наш бурный XXI век можно без преувеличений назвать веком гиподинамии, или пониженной подвижности, и гипокинезии – уменьшение силы и объема движений. Поэтому охрана здоровья детей одна из важнейших задач нашего времени. Ведь правильное, гармоничное развитие детей – залог здоровья будущих поколений. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого ребенка – это отношение человека к своему здоровью. Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

Спортивные соревнования должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей и взрослых.

Основная задача – довести до детей, что здоровье это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни – самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

В целях пропаганды здорового образа жизни предполагается использовать следующие формы работы со школьниками: конкурсы рисунков, газет и плакатов, конкурсы сочинений, проведение бесед на классных часах.

Читайте также: