К числу скрытых функций школы как института образования относятся

Обновлено: 05.07.2024

Функция представляет собой роль, выполняемая определенным социальным институтом или процессом относительно целого. Потребности экономики в современном индустриальном обществе приводят к развитию грамотности в массах, а затем к подготовке большего числа квалифицированных специалистов. При этом если образование не справляется с поставленной задачей, то общество не получит развитых людей и высококлассных специалистов. Поэтому деятельность образовательной системы рассматривается как функция, если сохраняет стабильность и интеграцию общества. Функции и дисфункции института образования могут быть явными, то есть отчетливо выраженными или латентными, когда они неосознанны участниками образовательной системы. Явные функции образования являются ожидаемыми, необходимыми. Латентные функции являются непреднамеренным результатом деятельности образовательной системы или ее участников. Явные функции свидетельствуют о целях в рамках образовательного института, а латентные о результатах. К явным функциям образования относятся:

  • приобретение знаний и навыков,
  • подготовка к получению профессиональных знаний,
  • обучение профессиональным ролям,
  • усвоение основных ценностей общества.

Скрытые функции образования следующие:

  • приобретение социального статуса;
  • завязывание прочных связей,
  • поддержка выпускников во вступлении на рынок труда.

В научной литературе существуют различные теории о содержании функций образования и их систематизации. Согласно Л.М. Когану функции образования представлены:

  • трансляционной, подразумевающую трансляцию знаний и опыта от поколения к поколению (трансляционная),
  • ценностно-ориентировочную,
  • гуманистическую,
  • адаптационную.

Другой ученый - П.О. Кенкманн ориентируется на реализацию социальных программ посредством образования и выделяет следующие функции:

  • социальную, отвечающую за воспроизведение социальной структуры общества,
  • профессиональную, отвечающую за подготовку членов общества к выполнению профессиональных обязанностей,
  • гуманистическую, подразумевающую передачу знаний и культуры новым поколениям,
  • идеологическую, формирующую идейную направленность и жизненную позицию.

Готовые работы на аналогичную тему

В.Т. Лисовский дополнительно выделяет ещё моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, заключающуюся в воспитании политической культуры.

Основные функции образования можно разделить на:

  • социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
    • гуманистическая,
    • социальный контроль,
    • распространение культуры в обществе,
    • воспроизводство социальных типов культуры,
    • инновации в сфере культуры,
    • формирование и воспроизводство общественного интеллекта,
    • формирование ценностных ориентаций,
    • воспитательная функция,
    • обучающая функция,
    • социализация личности.
    • формирование профессиональной среды,
    • перераспределение ресурсов,
    • социальная селекция,
    • профессиональный отбор,
    • активизация социальных перемещений,
    • функция социального и культурного изменения,
    • профориентационная работа.
    • социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.

    Очень высоко взаимодействие и переплетение вышеназванных функций.

    Социально-культурные функции образования

    Гуманистическая функция отражается в единстве противоположных и при этом органически связанных таких процессов, как социализация и индивидуализация личности. В процессе социализации индивид учится общественным отношениям и трансформирует их в собственную внутреннюю сущность. Этот процесс индивидуален для каждого человека. Связь образования и прочих сфер общественной жизни реализуется через личность, которая включена в различные социальные связи. Гуманизация - это потребность общественного развития, направленного на личность. Технократизм индустриального общества к сожалению дегуманизирует отношения в социуме.

    Функция социального контроля в образовании позволяет определить место человека в обществе, его возможности, цели и способы вознаграждения за его деятельность.

    Распространение культуры в обществе помогает передавать между поколениями ценности культуры. Система образования играет важную роль в сохранении национальной культуры и ее уникальности. Человек, приобщаясь к культуре становится носителем национального сознания и национальной психологии.

    Образование способствует воспроизводству социальных типов культуры. Оно придает знанию технологичность и конструктивные формы, позволяет систематизировать, транслировать и накапливать знания. Таким образом передача знания и опыта приобретает динамичный, массовый характер.

    Общественная система образования передает только часть инноваций, которые достигнуты в культуре.

    Формирование и воспроизводство общественного менталитета включает в себя распространение знаний через обучение и привитие индивидам познавательных навыков. Система образования уже давно стала многоотраслевым комплексом, ее основная цель — передача знаний и развитие личности с интеллектуальным сопровождением развития общества. Образование формирует у молодых людей установки и жизненные идеалы, господствующие в обществе. Содержание образования зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, религии, морали, идеологии.

    Воспитательная функция образования обеспечивает процесс социализации личности. Обучающая функция образования обеспечивает овладение человеком знаниями, навыками и умениями.

    Описанные функции образования являются собой составными частями социализации личности.

    Социально-экономические функции образования

    Социальная селекция - важная функция формального образования.

    Она непосредственно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. В современном обществе поиск и воспитание талантливых личностей - часть государственной политики в области образования. Развитие науки и техники требует постоянного притока талантливых специалистов. Процесс селекции наиболее способных учащихся осуществляется автоматически, потому что внутренняя структура образования нацелена на отбор и дифференциацию учащихся по способностям и в соответствии с индивидуальными возможностями и ценностными ориентациями. Профессиональная селекционная функция образования заключается в воспроизводстве социальных классов, групп и слоев, обусловленных образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают разное образование, это позволяет занимать соответствующие места в системе разделения труда. Сегодня в обществе достижение определенного статуса обусловлено в первую очередь образованием, поэтому большое значение имеет функция активизации социальных перемещений.

    Функция социального и культурного изменения заключается в создании базы знаний для дальнейшего непрерывного образования. Она реализуется посредством научных исследований и открытий. Учебные заведения обязаны проводить профориентационную работу среди учащихся.

    Функции образования в социально-политической сфере

    Обязательным компонентом образования считаются правовые нормы и политические ценности, которые отражают интересы политической элиты. Превращение мира из биполярного в однополярный приводит к выделению функции обеспечения национальной безопасности. Безопасность определяется уровнем развития человеческих ресурсов.

    · завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

    Социальные институты образования выполняют следующие функции:

    · - социального воспроизводства /репродуктивную/;

    · - социального перемещения /изменения социального статуса/;

    · - социального регулирования и контроля;

    Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование

    репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит

    накопление непосредственно духовного и опосредованно материального богатства

    общества. Суть этой функции выражается через социально-экономическое развитие,

    которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования.

    Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в

    обществе. Образование дает основание для изменения социального статуса личности. В

    этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося. Последние

    включают три взаимосвязанные стороны: ретроспективную (осознание человеком своего

    социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиций и

    путей их достижения) и перспективную (выбор будущего социального положения и путей,

    этапов движения к нему). Образование предоставляет возможности осуществить все три

    стороны социальной ориентации.

    Культурно-репродуктивная функция отражает ту реальность, что в ходе учебно-

    воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранять и приумножать

    культурный пласт общества. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не

    штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число поколений участвует в этом,

    тем значимее проявляется культурно-воспроизводящая функция образования.

    Коммуникативная функция-это, главным образом, двусторонняя связь между

    образованием и окружающим миром. Ценности, которые усваивает личность в процессе

    обучения, воспроизводятся также и другими сферами жизнедеятельности общества:

    экономической, политической, наукой и т.д.

    Селективная функция образования выражается в естественной дифференциации

    учащихся по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.

    Функция социального регулирования и контроля проявляет себя в силу

    экономической и других форм зависимости образования как непроизводительной сферы

    деятельности людей. Через сферу образования происходит воздействие на внутренний

    мир учащихся и учителей в нужном направлении. Здесь происходит формирование

    уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также традициям, обычаям

    своего народа, региона и т.п.

    Инструментальная функция социального института образования проявляется в

    разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств

    подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах

    жизнедеятельности общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке

    превентивных мер против возможных вариантов девиантного поведения.

    Вопрос №27 Формальные и неформальные институты (на примерах).

    Социальный институт — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

    Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и неформальными.

    Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д.

    К формальным социальным институтам относятся:

    1. экономические институты- банки, производственные учреждения;

    2. политические институты- парламент, милиция, правительство;

    3. воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

    Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества.

    Институт семьи, как отмечал П.А.Сорокин, представляет собой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок. Она же является и первой мастерской, где из родившейся особи лепится человеческая личность. Продолжить, дополнить этот процесс призвана школа.

    Ребенок приходит в нее в шести-, семилетнем возрасте, а покидает уже во многом сформировавшейся личностью в 17—18 лет. Здесь он приобретает знания и умения, необходимые для дальнейшей жизни.

    Школа (от греч. schole) первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать философские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

    Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы общества, государства, личности. Применительно к такому ее пони­манию один из деятелей Великой Французской революции Ж.Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — (с.177) школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу народов и государств.

    Школа может рассматриваться и как культурно-образовательное пространство, в котором культивируется личностный и профессиональный рост педагогов, учащихся, их родителей как творческих личностей.

    Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заведение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореализации в конкретной сфере деятельности.

    Школа как развивающаяся система сохраняет то лучшее, что создано предыдущими поколениями, транслирует это достояние новым поколениям в процессе обучения, воспитания, в работе на уроке и во внеурочной деятельности. Она содержится как на средства государства, так и частными лицами, благотворительными обществами.

    По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образования они бывают начальными, неполными средними (основными), полными средними и высшими.

    В ряде стран мира, в дореволюционной и современной России они подразделяются по полу учащихся на мужские, женские и совместного обучения.

    В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на городские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д.

    1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    2) единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных (с.178) культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    3) общедоступность образования, адаптивность его системы, образовательных программ к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    5) свобода и плюрализм в образовании;

    6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждении.

    В отношении граждан, которые нуждаются в социальной помощи, предусматривается, что государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Для тех же, кто имеет отклонения в развитии, государство создает особые условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Для тех, кто имеет выдающиеся способности, возможно предоставление специальных государственных стипендий.

    Таким образом, за счет учета потенциалов разных категорий населения в школе как учебном заведении обеспечиваются соци­ализация человека, подготовка его к самостоятельной жизни за счет формирования самого образа жизни, принятого в обществе, в процессе обучения и воспитания; создаются условия для освоения учеником различных форм жизнедеятельности, развития духовного потенциала его личности.

    (с.179) Ведущими функциями школы являются: культурно-образовательная, регулятивно-воспитательная, коммуникативная, организационно-управленческая, социально-интегративная, производственно-экономическая, общественно-политическая (М. В. Шакурова). В новых условиях к ним добавились еще и охранно-защитная, превентивно-предупредительная, позволяющие обеспечивать права всех участников образовательного процесса, оказывать им помощь в социально-культурной адаптации.

    Для того чтобы школа как воспитательная организация успешно решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть присущи следующие качества:

    - открытость, непринужденность общения;

    - понимание, небезучастное отношение к человеку;

    - гласность, равенство в межличностных отношениях;

    - ориентация на проблему;

    - сослагательность, а не категоричность.

    Кроме того, современная общеобразовательная школа как институт воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.

    Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полноценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самовоспитанию, формированию особой воспитывающей среды.

    В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности большой части населения страны, нарастающего семейного неблаго­получия значительно усиливаются социальные функции школы:

    а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая — обеспечивает включение школьника в социальные отношения, поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смягчение социальной напряженности и конфликтов как в детской среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего социального расслоения общества;

    б) социально-преобразующая — направлена на подготовку новых поколений к жизни в демократическом государстве, их конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;

    в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;

    г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации;

    д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и подростков к культурному наследию человечества.

    Таким образом, современная школа призвана осуществлять социально и личностно ориентированное обучение и воспитание.

    (с.180) Сделать это она сможет, по мнению В. И. Загвязинского, если, во-первых, в ней сложилась воспитательная система, в которой гармонично сочетаются дидактическая и воспитательная подсистемы, управление и самоуправление, налажена связь со всеми другими институтами социализации. Во-вторых, если школа — открытая социально-педагогическая система. В-третьих, если в школе и в микрорайоне создана развивающая среда, обеспечивающая включение ребенка в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение или имитирующие это содержание. В-четвертых, если в реализацию целей социального воспитания включен весь педагогический коллектив, а не только социальный педагог. И, наконец, в-пятых, если развивается ученическое самоуправление, имеются возможности для проявления детской инициативы, свобода выбора формы и вида деятельности.

    В теории и на практике выделяются разные типы школ. Одни авторы подразделяют их на общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, с гимназическими и лицейскими классами, гимназии, лицеи. Другие — на школу учебы, в задачу которой входит охват как можно большего числа учеников и их вооружение прочными базовыми знаниями; селекционную школу, в которой за счет жесткой дифференциации, профилизации обеспечивается выпуск конкурентоспособной личности; общинную школу, в которой интегрируются образовательные, социокультурные и досуговые функции; школу — социокультурный комплекс.

    Таким образом, школа как социальный институт способствует усвоению подрастающими поколениями устойчивого комплекса правил, принципов, норм, установок, позволяющих им вписаться в определенную систему социальных отношений.

    «Школа (от греч. schole)первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать фило­софские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

    Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы обще­ства, государства, личности. Применительно к такому ее пони­манию один из деятелей Великой Французской революции Ж. Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу наро­дов и государств.

    Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заве­дение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, приро­де, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореали­зации в конкретной сфере деятельности.

    По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образо­вания они бывают начальными, неполными средними (основны­ми), полными средними и высшими.

    В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на город­ские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д.

    Для того чтобы школа как воспитательная организация успеш­но решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть при­сущи следующие качества:

    - открытость, непринужденность общения;

    - понимание, небезучастное отношение к человеку;

    - гласность, равенство в межличностных отношениях;

    - ориентация на проблему;

    - сослагательность, а не категоричность.

    Кроме того, современная общеобразовательная школа как ин­ститут воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.

    Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полно­ценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, спо­собствует сохранению традиций, преемственных связей, самовос­питанию, формированию особой воспитывающей среды.

    В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности боль­шой части населения страны, нарастающего семейного неблаго­получия значительно усиливаются социальные функции школы:

    а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая —
    обеспечивает включение школьника в социальные отношения,
    поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смяг­чение социальной напряженности и конфликтов как в детской
    среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего
    социального расслоения общества;

    б) социально-преобразующая — направлена на подготовку
    новых поколений к жизни в демократическом государстве, их
    конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;

    в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей
    на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;

    г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована
    на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных
    потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации;

    д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и
    подростков к культурному наследию человечества.

    Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому [25]. Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

    Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции. Но это функции, присущие всем институтам.

    В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядом охватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом деле старые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов — гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают её модификациями.

    В целом основные функции образования можно условно поделить на

    o социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.

    o социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;

    o социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;

    При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.

    Читайте также: