Списывание как развивающее орфографическое упражнение в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Орфографическая зоркость

Все мы знаем, что в начальных классах закладываются основы грамотного письма.

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

И перед педагогом всегда остро стоит проблема безошибочного письма учащимися. Бесконечные грамматические ошибки учеников - это всегда было очень обидно, досадно, порой просто опускаются руки.

Большинство детей знают (выучивают) орфографические правила, но вот применяют их в нужной ситуации далеко не все. Так как дети не замечают опасные места и, естественно, не применяют изученные правила.

Как научить ребенка видеть опасные места и находить свои ошибки?

Развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

режде всего, ученик должен уметь найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании.

УДОСТОВЕРИЛСЯ В БЕЗОПАСНОСТИ

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологические особенности памяти и восприятия ребенка.

Хороши будут только те приемы и средства, которые опираются на индивидуальные особенности младшего школьника .

4 вида восприятия - зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное составляют чувственную базу орфографического навыка.

Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти , другие словесно-отвлеченным .

Многие люди хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.

Чем больше органов чувств (по К.Д. Ушинскому) принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память детей.

Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия.

Рассмотрим некоторые группы упражнений, используемых при формировании орфографических навыков у младших школьников.

Зрительное восприятие

Зрительный метод обучения нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видят, а не так, как слышат.

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ.

Словарные слова

Использование опорных схем, памяток, алгоритмов

Зрительные диктанты

Карточки с выбором ответа

Письмо по памяти

Для развития зрительного фактора можно использовать следующие упражнения:

метод В.В. Репкина, т

таблиц Н.А. Зайцева

специально разработанных упражнений, содержащих примеры-ловушки для уточнения зоны применения правил .

Использование зрительных опор, помогающих усвоить орфограммы.

При составлении зрительных опор, нужно руководствоваться правилами, взятыми из учебников по русскому языку. Например:

1. Правописание разделительного мягкого знака (ь) в корне

согл. + Ь + е, е, и, ю, я

(Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, е, я, ю, и ).

построить опорную схему

Например , записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

Выпал пушистый снег.

Весной лес оживает.

Из берлоги вылезает сонный медведь.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы без них. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти.

зрительные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, выборочное списывание ( диктанты, начиная со 2 класса, пишем еженедельно . Перед написанием сложных диктантов за неделю на доске пишу трудные слова, которые встретятся в диктанте).

перед диктантом , изложением, сочинением - выписываю трудные слова и включаю их в работу на уроке. Дети читают их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.

Письмо по памяти (в 1 классе-3 строчки, во 2 классе-5 строчек, в 3 классе-7 строчек, в 4 классе-10 строчек.)

Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко

В конце первого класса даю детям цепочку из нескольких слов, написанную на ленте, демонстрирую в течение 9-15 секунд. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю. Чуть позже - в конце первого класса - ввожу зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.

Словарные слова - Мнемонические картинки

Упражнения на развитие орфографической зоркости в начальной школе - Рисунок 13

Памятки, алгоритмы ,

Метод моделирования похож на прием работы со схемой или алгоритмом, только данную схему или алгоритм ребенок составляет самостоятельно или совместно с педагогом.

Модель-памятка представляет собой краткое описание орфографического правила с помощью условных обозначений.

В процессе моделирования дети овладевают умениями обобщать, фиксировать опознавательные признаки орфограмм и каждый этап орфографического действия в графической, знаковой или буквенной форме.

Применение моделей делает абстрактные орфографические правила наглядными, что обеспечивает выполнение предметно-практических действий ребенка со словом.

Работа со словарем. Словарные слова записывают в общих тетрадях ( она у них одна на все 4 года). В начале недели записываем группу слов, на второй день на доске эти слова написаны с пропущенными буквами, на третий день ученики одного ряда пишут их под диктовку учителя. На четвертый день пишут на доске по памяти, на пятый день - словарный диктант. В конце года пишем словарные диктанты из 70-80 слов.

Исправление учащимся своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости.

Приёмы исправления орфографических ошибок использую разные. Работу над ошибками выполняем по памяткам, которые раздаю в первом классе.

В 1 и 2 классах на полях пишу номера орфограмм, в которых допущена ошибка, а в 3 и 4 классах орфограммы ученики определяют сами.

Ученик, получив тетрадь, принимается за поиск ошибок. Затем это слово ученик выписывает, подчёркивает ошибочно написанную букву, работает над ошибками по памятке.

Рукодвигательный фактор.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор: навык держания ручки, опре­деление положения тела, тетради, умение придерживаться стро­ки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д.

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать.

Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.

Л.С. Выготский: "Только там, где есть движение руки, тела ребенка, начинается движение его души и ума". Младший школьник любит "разговаривать" пальчиками, жестами. Каждый учитель может придумать свои жесты, разучить с детьми, а затем регулярно использовать их на уроках обучения грамоте. Это поможет повысить результативность и интерес к учебному предмету.

Помогут упражнения:

Чистописание целесообразно начинать с обсуждения, из каких элементов состоит буква, как она соединяется с другими буквами, с правилами ее написания. Обязательно проводится звуковой анализ. Звукобуквенный разбор слов заставляет ученика сравнивать произ­ношение и написание слова, учит видеть расхождение между ними, вызывает необходимость объяснять орфограммы.

Игра "Лишняя буква"

Цель : развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание . Каждый ребенок в своей группе получает по одной букве. Нужно составить слово, из предложенных букв, учитывая, что одна буква лишняя. (Например: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы)). Многократное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ ее несовместимости с ним.

Артикуляционный фактор.

Речевые кинестезии (проговаривание) - позволяют более точно воспринимать речь.

Еще в 1940-х годах видный российский нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется не зрительной памятью и не "механической памятью" руки, а работой речедвигательного аппарата : записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе (обычно не осознавая этого). Для того чтобы письмо было правильным, - необходимо особое, "орфографическое" прочтение слова. Именно в этой форме оно фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма ("орфографическое проговаривание").

Проговаривание.

При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направ­лять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание за­писанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконт­роль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

Методика П.С. Троцкого – орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.

Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова , многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода “наговор”.

Пусть ученик, читая или диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем.

Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.

Комментированное письмо . При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки .

Слуховой фактор.

Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе.

В докладе рсскрывается приём списывания как средство формирования орфографического навыка.

ВложениеРазмер
spisyvanie.docx 31.04 КБ
spisyvanie.ppt 189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

учитель начальных классов

2014-2015 учебный год.

Приём списывания как средство формирования орфографического навыка

Из этого можно сделать вывод, орфографическое проговаривание слов - непременное условие списывания текста. Причём важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст, как до начала письма, так и во время записи текста, что обусловлено самим механизмом перехода внутренней речи в письменную. Это наиважнейшее требование, предъявляемое к списыванию.

Однако не секрет, что особым успехом у учителей начальных классов списывание сегодня не пользуется. Учителя не видят никакой ценности в чётком выполнении каждого этапа этой работы, они уделяют этому очень мало внимания. Очень часто просто дают указание списать текст, не объясняя как, а несоблюдение некоторых методических требований ведёт к отсутствию определённого результата, что и вызывает недоверие к списыванию.

Проработав много лет в школе, я постоянно слышала от учителей, работающих в среднем звене, что дети, пришедшие из начальной школы, даже не умеют списать текст без ошибок. И это действительно так. Поэтому, я решила заняться исследованием вопроса списывания текста.

Списывание – это одно из самых важных умений, которым ученик овладевает в начальной школе. Для того чтобы списывать текст без ошибок, нужно:

• быть очень внимательным;

• уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;

• не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;

• иметь достаточно хорошую память, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.

Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно. А этому надо учить.

Нам кажется, что списать текст – это очень просто? Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались.

А наш ребенок только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?

В зависимости от того, требуется ли от учащихся в процессе списывания выполнение каких-либо заданий или нет, различают списывание простое и осложненное.

В этом случае перед ребёнком одна задача — воспроизвести без ошибок готовый текст. Преимущество такого вида списывания в том, что оно обеспечивает детям правильное зрительное восприятие слов и развитие навыков моторики руки. Важно различать списывание без заданий двух видов:

- списывание – копирование (побуквенное списывание, внимание сосредоточено на срисовывании букв);

- простое списывание (осмысленное списывание целыми словами, предложениями)

Обычно списывание начинается с маленьких слов.

1. Прочитай слово.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не надо спешить исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Если научить ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать он будет быстрее и легче.

Ребенок постоянно забывает, что нужно читать побуквенно, хотя знает, что так получается писать без ошибок? Нужно просто потренироваться и закрепить навык. Для этого предложите ребёнку забавное упражнение - cписывать инопланетное послание. Его можно создать на компьютере или написать от руки печатными буквами.

Идея такого упражнения состоит в том, что его невозможно прочитать, догадываясь, и выход – только побуквенное чтение и запоминание, которое уменьшает вероятность ошибок. При регулярном выполнении таких заданий списывание становится автоматическим. Кроме того, списывать такие послания весело и немного смешно. Можно еще придумать, чтобы это значило, и развить идею, превращая в игру.

Если ребенок читает побуквенно и все равно допускает ошибки

  1. Проверьте, возможно, школьник пытается прочитать и запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
  2. Бывает, что у ребенка плохая зрительная память и, читая про себя, ему сложно запомнить слова. Посоветуйте ему читать и проговаривать вслух, пусть и тихонько.
  3. Возможно, память настолько слабая, что невозможно запомнить даже несколько букв. В этом случае стоит немного позаниматься целенаправленно развитием памяти. Например, читая и воспроизводя инопланетные послания вслух или играя в другие игры.
  4. Еще одним фактором может быть недостаточная мотивация, когда ребенок не стремится сделать задание так хорошо, как может, и, даже понимая, что забыл написание слова, не заглядывает снова в учебник, а пишет как-нибудь. Попробуйте создать дополнительную мотивацию, например, дайте переписать рецепт для заболевшей зверушки, объяснив, что для того чтобы та выздоровела, нужно обязательно списать все советы доктора правильно. Придумывая упражнения для дополнительной мотивации, ориентируйтесь на индивидуальные интересы вашего чада.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

•Прочитывая слово целиком, и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.

•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются.

Впервые предложения дети списывают в прописи: Нина и Анна у сосны.

1. Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6. Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.

1. Прочитай весь текст, как говоришь.

2. Прочитай первое предложение, чтобы понять и запомнить его.

3. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли.

4. Найди опасные места (орфограммы) в списываемом предложении.

5. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).

6. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

7. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

8. Проверь написанное:

– читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

– подчеркни орфограммы в написанном;

– сверь каждую орфограмму в своей работе с исходным текстом.

9. Продолжай работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2.

10. Когда весь текст будет списан, прочитай его по тетради выразительно.

Все, кажется, очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Я увидела, что если обучение списыванию организуется по предложенным алгоритмам, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

В классе эти алгоритмы висит на видном месте, имеются они и у каждого ученика в виде памятки.

Во втором случае — списывание либо предшествует выполнению грамматического или орфографического задания, которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.).

В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание, которое все большее распространение получает со второго полугодия 1 класса.

Графические задания направлены на закрепление и совершенствование знаний и умений по фонетике и графике. Например, учащимся предлагается подчеркнуть гласные, согласные буквы, буквы, которые не обозначают звуков и т.д.

Грамматические задания условно можно разделить на две большие группы: морфологические и синтаксические.

Морфологические задания связаны с изучением частей речи и сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д.

Синтаксические задания имеют цель - научить соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, работать над деформированным текстом и т.д.

Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования. В основном, при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу.

Нередко в условии к упражнению, помещенному в учебнике, указывается несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных видах списывания. В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Например, слова, из которых учащиеся должны составить предложение, могут быть даны с пропущенными буквами.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию , что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

• Выпиши предложение, выражающее основную мысль текста. Восклицательное предложение, побудительное, вопросительное, повествовательное. Предложение, соответствующее схеме и т.д.

• Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

• Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

• Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

• Спиши слова определённой части речи.

В качестве материала для списывания могут предлагаться отдельные слова, сочетания слов, предложения, тексты.

При проведении упражнений в списывании важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали слова, предложения, но и умели обосновывать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные правила.

Не забывайте и о положительном подкреплении успеха. Пусть это всего лишь одно списанное без ошибок слово или предложение – обязательно похвалите, выразите восхищение тем, как грамотно переписаны все буквы! Ваше признание – это стимул двигаться дальше.

Учитесь вместе с ребенком, соревнуйтесь с ним, хвалите за успехи и не ругайте за неудачи. Списывание – это база, без нее достичь хороших результатов в будущем будет сложно.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В зависимости от того, требуется ли от учащихся в процессе списывания выполнение каких-либо заданий или нет, различают списывание простое и осложненное

1. Простое списывание В этом случае перед ребёнком одна задача — воспро­извести без ошибок готовый текст. Преимущество такого вида списывания в том, что оно обеспечивает детям правильное зрительное восприятие слов и развитие навыков моторики руки. Важно различать списывание без заданий двух видов: списывание – копирование (побуквенное списывание, внимание сосредоточено на срисовывании букв); простое списывание (осмысленное списывание целыми словами, предложениями)

2. Осложненное списывание. Во вто­ром случае — списывание либо предшествует выпол­нению грамматического или орфографического задания, которое проводится на материале списан­ного текста, либо включает в себя дополни­тельные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.). Графические задания. Грамматические задания условно можно разделить на две большие группы: морфологические и синтаксические. Орфографические задания .

Графические задания направлены на закрепление и совершенствование знаний и умений по фонетике и графике. Например, учащимся предлагается подчеркнуть гласные, согласные буквы, буквы, которые не обозначают звуков и т.д. 1. Спиши текст письменными буквами (не забудь про красную строку). 2. Под гласными буквами поставь точки красным карандашом. Мы были в парке. Там интересно. Там сосны, ели и липы. С ветки на ветку скакала белка. Спиши предложения, подчеркни мягкие согласные. Алёнка шла через полянку. Лесная трава стояла по пояс. Закачалась еловая ветка. Алёнка посмотрела вверх. Там сидела чудесная птичка. Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение. У тропинки с листика смотрит улитка. Кукла Мила смотрит на улитку. Улитка испугала Милу.

Морфологические задания связаны с изучением частей речи и сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д. Спиши текст. В 3 предложении подчеркни Имена существительные. В лесу. Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Синтаксические задания имеют цель - научить соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, работать над деформированным текстом и т.д. Списать тексты, расставить знаки препинания. Над словами указать части речи. Про зайца. Ветер срывал последние листья и кружил над лесом вода в лужах замёрзла зайка питался тонкими веточками спал он под густой елью там враг не найдёт зверька. Составить из слов каждой строчки предложения, записать их. в, журчат, лесу, ручейки, звонкие у, есть, Ромы, Мурка, кошка клёна, у, листочки, красивые белка, на, зиму, орехи, запасла

Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования. В основном, при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу. Найди в тексте 4 орфографические ошибки . Спиши текст правильно. В зоопарке. Ученики нашего класа ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На сонце грелись лвица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большым панцирем. Девочкам очень понравилась лисица. Спиши текст правильно. Пришла в_сна – красна. (Рас)пушилась (над) р_кой верба. Днем с крыш капают капельки. Тают на со_нце дли_ые сосульки. Пот_ мнели д_роги. Лё_ на озре п_синел. Около дерев_в ог_лилась з_мля. Прил_тели бел_носые грачи. Они важно (рас)хаживают (по) ч_рным влажным пашням и достают из ком_ев з_мли первых ч_рвяков.

Выборочное списывание, является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: • Выпиши предложение, выражающее основную мысль текста. Восклицательное предложение, побудительное, вопросительное, повествовательное. Предложение, соответствующее схеме и т.д. • Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. • Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. • Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. • Спиши слова определённой части речи. • Выпиши словосочетания. При проведении упражнений в списывании важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали слова, предложения, но и умели обосновывать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные правила.

Не забывайте и о положительном подкреплении успеха. Пусть это всего лишь одно списанное без ошибок слово или предложение – обязательно похвалите, выразите восхищение тем, как грамотно переписаны все буквы! Ваше признание – это стимул двигаться дальше. Учитесь вместе с ребенком, соревнуйтесь с ним, хвалите за успехи и не ругайте за неудачи. Списывание – это база, без нее достичь хороших результатов в будущем будет сложно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются такие вопросы, как понятие орфографического навыка в развивающем обучении, условия успешного формирования у учащихся навыка списывания, алгоритм списывания. После этого представлен сборник зрительных диктантов для списывания в 3 классе.

Цель данных упражнений - формирование особого способа смыслового чтения, включающего в себя активную смысловую ориентировку в орфографической форме текста и обеспечивающего тем самым интенсивное накопление в памяти орфографических образов единиц языка (слов, словоформ, словосочетаний).

СПИСЫВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

Орфографический навык в развивающем обучении.

Условия успешного формирования у учащихся навыка списывания.

Сборник зрительных диктантов для списывания в 3 классе.

Список использованной литературы.

При характеристики орфографической грамотности учащихся следует четко разграничивать две ее характеристики: орфографические умения (система орфографических действий, направленных на последовательное решение орфографических задач) и орфографический навык. В связи с этим не следует воспринимать орфографический навык как автоматизированное действие, которое предполагает знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма, так как почти любое орфографическое правило имеет ряд исключений, а очень многие орфограммы вообще не объясняются никакими правилами. Так, существует немало учащихся, хорошо знающих правила, умеющих их применять при выполнении орфографических упражнений и все-таки нередко допускающих ошибки на те же правила при самостоятельном письме. Вместе с тем встречаются и ученики, которые пишут достаточно грамотно, не зная никаких правил или не пользуясь ими.

В программе РО списывание рассматривается как форма работы с печатным текстом, в рамках которой должно быть планомерно обеспечено совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Необходимым условием их совмещения является возникновение перед читающим ребенком дополнительной задачи, требующей не только понимания текста, но и анализа его орфографической формы, то есть задача на списывание.

Таким образом, основная цель предусмотренного программой обучения списыванию состоит не в овладении данным видом письма, а в формировании особого способа смыслового чтения, включающего в себя активную ориентировку в орфографической форме текста и обеспечивающего тем самым интенсивное накопление в памяти орфографических образов единиц языка (слов, словоформ, словосочетаний).

Эта цель может быть достигнута только в том случае, если ребенок занимается списыванием не от случая к случаю, а систематически, изо дня в день на протяжении всего обучения в начальной школе.

Прежде чем обучать списыванию, учитель должен убедиться в том, что все ученики овладели умением свободно записывать тексты под диктовку, опираясь на послоговое проговаривание. Все слова и предложения, выделенные в Букваре как материал для письма, должны на первых порах записываться только под диктовку учителя и только в классе. Причем, должна быть четкая синхронизация операции проговаривания элементов слов и их записи (а, как правило, дети проговаривают текст значительно быстрее, чем записывают его, что приводит к нарушению ориентировочно-регулирующей функции проговаривания). Эффективным средством для достижения этой цели является организация письма в заданном темпе.

Чтобы смысловая ориентировка и проговаривание при списывании не утратили для ребенка всякий смысл, и списывание не превратилось в механическое копирование цепочки элементов текста, необходимо соблюдать следующие два условия.

Во-вторых, необходимо исключить возможность повторного обращения к тексту в процессе его записи. Это возможно в том случае, если списывание организовано по типу зрительного диктанта, то есть ученикам предлагается для списывания не текст из книги, а записанный на доске фрагмент текста ( обычно – предложение). Постепенно увеличивая объем до 7-9 слов и сложность предложений, учитель организует их запись по правилам списывания. И лишь убедившись в том, что эти правила реально выполняются всеми учениками, он может предложить им списать текст из книги первоначально в классе под своим наблюдением, а затем, через 2-3 урока, такое задание может быть предложено и в качестве домашнего.

Таким образом, при правильной организации обучения переход от письма под диктовку к списыванию может быть осуществлен к концу букварного периода, а к середине второго полугодия 1-го класса ученики должны овладеть умением правильно списывать текст, состоящий из слов, написание которых не расходится с произношением.

Алгоритм списывания на этом этапе состоит из 7 пунктов.

Внимательно прочитай предложение.

Повтори его, не заглядывая в текст.

Подчеркни все орфограммы.

Прочитай предложение орфографически.

Повтори еще раз, орфографически проговаривая все звуки.

Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Основная проблема, которая возникает перед учителем на заключительном этапе обучения списыванию, состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий в процессе письма. Только после того, как у учеников сформируется это умение, возможен переход к самостоятельному домашнему списыванию текстов по выбору учащихся (не ранее второго полугодия 2 класса), и только раз в неделю следует проводить контрольное списывание в классе. На списывание дома и в классе должно отводиться не более 10 минут.

Учитель должен осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся. Но этот контроль не должен сводиться к фиксации количества ошибок, допущенных учениками. Объектом контроля и оценки должны быть способы списывания и действия самоконтроля и самооценки ученика.

На этапе, когда ученики переходят к самостоятельному письму, требования к способам списывания необходимо дифференцировать. Если ученик обнаруживает при списывании устойчивую грамотность, внешние требования к способам его работы должны быть сняты.

При обеспечении описанных условий к середине 2-го класса большинство учеников овладеет умением осмысленно и грамотно списывать. Однако, как отмечалось выше, действительная цель обучения списыванию заключается не в умении грамотно списать текст, а в овладении особым способом смыслового чтения, включающим в себя орфографическую ориентировку в читаемом тексте. Овладение списыванием означает, что ученик уже умеет совмещать смысловую ориентировку в тексте с орфографической ориентировкой в нем. Дальнейшая задача заключается в том, чтобы автоматизировать это умение.

Для организации работы по списыванию на уроках русского языка в 3 классе я составила сборник зрительных диктантов. Так как основное содержание программы 3 класса составляют распространение закона письма на написание приставок, суффиксов и окончаний и завершение формирования орфографического действия, то все зрительные диктанты я разделила на несколько соответствующих тематических групп.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

По земле не ходит, на свет не глядит,

А на обед, на ужин все ее зовут. (Рыба)

Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)

ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась! (С. Михалков)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота. (С. Маршак)

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом. (С. Михалков)

Мы в часы мячом попали,

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон. (С. Михалков)

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Надевают ребята коньки,

Прохожие подняли воротники.

Все вверх дном перевернула,

И пошла искать сначала. (С. Михалков)

Вот потянулась лениво улитка,

Вот затворила улитка калитку,

Спрятала ключ и отправилась спать

В самую круглую в мире кровать. (И. Пивоварова)

МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Живет в моей квартире лев.

А это вам не кот, не чиж, не еж, не мышь,

Совсем наоборот. (И. Пивоварова)

Остер меч, да некого сечь.

Рожь поспела, берись за дело.

Какова мать, такова и дочь.

Речь как меч: сечет и правого, и виноватого.

Тишь , да гладь, да божья благодать.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. (Л. Толстой)

Он ходит по опушке

В лесной своей сторонке,

И у него веснушки,

Совсем как у девчонки. (П.Комаров)

Среднего роста, плечистый и крепкий,

Ходит он в белой футболке и кепке. (С. Маршак)

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. ( И. Демьянов)

Надо телят накормить, напоить,

Каждому надо подстилку сменить –

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Ветерку послушные. (С. Михалков)

Поспевает брусника, Стаи птиц улеьают

Стали дни холоднее. Прочь за синее море.

И от птичьего крика Все деревья блистают

В сердце только грустнее. В разноцветном уборе.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не жди лета долгого, а жди лета теплого.

Береги землю родимую, как мать любимую.

У горькой беды нет сладкой еды.

Плохая стоянка лучше доброго похода.

Маленькое дело лучше большого безделья.

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит. (С. Есенин)

Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять дней подряд

Он лечит несчастных зверят… (К. Чуковский)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. (Мяч)

В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим. (Часы)

Не сиди сложа руки – не будет и скуки.

Правда в огне не горит, в воде не тонет.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ЛИЧНЫ

Х ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ

Летчик водит самолеты –

Это очень хорошо.

Повар делает компоты –

Это тоже хорошо. (С. Михалков)

Она лежит, не плачет,

Глаза от света прячет.

Чтоб она у нас спала,

Снимем лампу со стола.

Отворяет двери нам

Знает всех по именам

Вера Николаевна. (А. Барто)

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит. (Ф. Тютчев)

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть. (С. Есенин)

Сердце матери лучше солнца греет.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ

Из пословицы слов не выкинешь.

За чем пойдешь, то и найдешь.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Раньше начнешь, раньше поспеешь.

На час опоздаешь – годом не наверстаешь.

В жару такой тропинкою

Идешь, идешь, идешь,

Присядешь, отдохнешь. (С. Михалков)

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного. (А. Пушкин)

ПРАВОПИСАНИЕ –ТСЯ И –ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить. (С. Михалков)

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем. (С. Михалков)

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Мы могли бы загордиться,

Не годится. (Б. Заходер)

Ветер по двору носится, ветер в комнату просится.

Каждому хочется радостно жить,

Чтобы учиться, расти и дружить.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Счастье не в воздухе вьется, а руками достается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жедек П. С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975.

Лурия А.Р. Очерки по психофизиологии письма. – М., 1950.

Некрасова Т.В., Олисова Л.Г., Репкин В.В., Старагина И. П. Организация РО рус. яз. 1 класс. Букварный период. – Томск, 1997.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

г. о. Электросталь

Прием списывания как средство формирования орфографического навыка.

Учитель: Котенева Татьяна Александровна

Говоря о формировании орфографического навыка, мы имеем в виду систему учебных действий, связанных с сознательным применением учениками правил правописания. Формируемое в процессе обучения родному языку орфографическое действие прежде всего состоит в том, чтобы, во- первых, научиться видеть орфограммы, т. е. составить орфографическую задачу, и, во- вторых, научиться ее решать, причем способы ее решения могут быть различны:

а) можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского письма

б) если орфограмма не поддается проверке, можно воспользоваться словарем

в) можно написать орфограмму по памяти.

у взрослого, поэтому ребенок пользуется подбором проверочных слов или словарем.

Чтобы" образы слов" у ребенка стали действительно "прочными", необходимо больше упражнений в правильном письме. И первым, и важнейшим из таких упражнений Д. Н. Ушаков называл списывание, т. к. по его мнению искусство правописания заключается в "глазу и в руке". А так как в русском языке лингвисты насчитывают около 60% непроверяемых и трудно проверяемых написаний, то лишь систематическое упражнение в

списывании помогут младшему школьнику самостоятельно справится с множеством орфографических проблем.

Нельзя недооценивать роль озвучивания внутренней речи при письме. Способ проговаривания при письме зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

Заслуживает внимание методика П. С. Тоцкого. Он предлагает целую систему упражнений утверждая, что "если слово повторять многократно. то движения органов речи останутся в памяти, они- то и решат на практике правописание слова". А чтобы накопить в памяти запас нужных слов, чтобы речевой аппарат приобрел навыки этих движений, необходимо, считает П.С. Тоцкий, выработать у себя привычку к орфографическому чтению, причем обучать надо ему с 1 класса.

Орфографическое проговаривание текста - неприменное условие списывания.

Необходимо проговорить списываемый текст до начала списывания и во время записи текста. Это важное требование, предъявляемое к списыванию.

Нужно, чтобы уч-ся при списывании отдавал себе отчет в смысле того, что списывает.

Первый этап списывании заключается в первичном прочтении учеником предложения целиком.

Второй этап заключается в активной орфографической ориентировке, т. е. обратить внимание ребенка на орфографическую форму списываемого предложения.

Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически, а затем проговорить его орфографически, не глядя в текст.

Третий этап - запись предложения при закрытой книге, проговаривая каждое слово вслух.

Для усиления орфографической ориентировки необходимо выделять орфограммы.

Внимательно прочитай предложение.

Повтори его, не заглядывая в текст.

Подчеркни в предложении все орфограммы.

Прочитай предложение орфографически.

Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

6.Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.

7.Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Такую работу нужно начинать с первых шагов обучения грамоте.

Систематичность в списывании - залог успеха, если дети привыкнут к тому, что каждый урок начинается с "орфографической зарядки", то задача учителя заключается лишь в том, чтобы разнообразить эти 5-10 мин интересными текстами.

Таким образом, подводя итог нашим рассуждениям о практической ценности приема списывания, мы можем смело утверждать, что рассматриваемый вид списывания - наиболее продуктивный и дает наилучший результат в процессе формирования орфографического навыка.

В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания, алгоритм записи слов под диктовку и методика проведения контрольного диктанта.

Адресуется для учителей начальных классов.


К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ :

свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др;

корректура текста (исправление ошибок).

Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;

списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;

списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

Как научит ребёнка правильно списывать?

Списывание как вид орфографического упражнения способствует формированию навыков правописания только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в тексте. При этом списывание должно быть соединено с правильным слуховым анализом слова и подкрепляться его правильным произношением.

Закрой образец и повтори по памяти.

Подчеркни все орфограммы. ( Ученики подчеркивают в образце. )

Прочитай по слогам так, как написано. Чётко проговаривай каждый слог.

Закрой образец (закладкой, листом) и повтори по памяти так, как будешь писать. Чётко проговаривай все слоги.

Диктуй себе по слогам и записывай. (О бразец закрыт. )

Проверь, все ли слоги ты записал. Прочитай свою запись по слогам. ( Образец закрыт )

Подчеркни орфограммы карандашом. (О бразец закрыт. )

Открой образец и сверь орфограммы, которые ты подчеркнул, с орфограммами в образце.

На первоначальном этапе обучения используется только полный алгоритм списывания , который осваивается под непосредственным руководством учителя. Если предложение длинное и ребёнок не может запомнить его целиком, оно разбивается на части. Каждая часть отрабатывается отдельно по памятке.

закрытый образец для п. 5-8 (памятка 1);

проговаривание при записи слов – вслух (1-й этап), шёпотом (2-й этап), про себя (3-й этап);

проверка написанного (ребёнок должен понимать, что работа считается законченной, если осуществлена её проверка).

Во 2 классе, не раньше второй четверти, вводится сокращенный алгоритм списывания (памятка 2).

(сокращённый алгоритм списывания)

Прочитай предложение и повтори его по памяти.

Прочитай предложение ещё раз так, как оно написано.

Диктуй себе каждое слово по ходу записи предложения.

Проверь написанное. Прочитай каждое слово. Открой образец и сравни написанное с образцом.

Контрольное списывание служит способом проверки сформированности умения списывать с печатного или рукописного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и правильно оформлять их на письме. Реализуя на практике принцип естественности процесса контроля, текст контрольного списывания следует напечатать на отдельных листах (по количеству учащихся в классе) шрифтом, который по высоте букв соответствует шрифту прописей, и раздать каждому ученику. Это обеспечит естественные для учащихся условия выполнения задания, так как основным видом списывания в период обучения грамоте являлось списывание с прописей, а не с классной доски.

Текст прочитывается вслух учителем, затем – учащимися.

Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

Самостоятельная запись текста учащимися.

Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Классификация обучающих диктантов:

по объему диктуемых единиц

словарные (отдельные слова);

по соотношению диктуемого и записываемого материала:

по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

предупредительные (перед записью);

комментированные (в процессе записи);

объяснительные (после записи);

по степени самостоятельности пишущего:

по источнику восприятия:

Обязательная последовательность введения приема письма под диктовку: отдельные буквы – отдельные слоги – отдельные слова – отдельные предложения – текст.

Методика проведения (запись букв, звуков ):

1.Учитель чётко произносит звук .

2.Учащиеся хором четко повторяют .

3. Учитель предлагает обозначить звук буквой и записать её в прописи.

4. Вводится прием проговаривания. Учитель демонстрирует, как во время письма нужно себе диктовать: (а-а-а), (о-о-о), (б) и т.д.

5. Учащиеся записывают букву с проговариванием.

6. Вводится приём проверки. Учитель медленно повторяет звуки, с ручкой в руке (ручка должна скользить в воздухе под буквой) проверяют буквы, которые они записали для обозначения этих звуков.

Запись под диктовку слогов осуществляется в следующем порядке:

Учитель чётко произносит слог.

Учащиеся хором повторяют.

Учащиеся диктуют себе слог в процессе его в процессе его записи (проговаривают).

Самопроверка. Учащиеся читают слоги, карандашом подчёркивают гласные.

Проверка. Учитель медленно повторяет слоги, учащиеся проверяют правильность своей записи.

Для записи слова под диктовку вводится алгоритм (памятка 3).

Алгоритм записи слова под диктовку

Проговори слово по слогам.

Выдели голосом ударный слог.

Диктуй себе по слогам.

В качестве образца записи под диктовку слова ( ученик записывает слово на доске ) приведём методику работы, описанную Н.А. Корфом:

Учитель диктует слово.

Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.

Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.

Ученик в процессе письма диктует себе слово. Учитель не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.

Запись под диктовку отдельного предложения .

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должна чётко знать цель каждого прочтения:

1-й раз – дети слушают, осмысливают, запоминают.

2-й раз – учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

1-й шаг – ученики хором повторяют предложение так, как будут писать – чётко проговаривают по слогам каждое слово.

2-й шаг – записывают, диктуя себе по слогам.

Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст 3 раза:

весь текст – для общего восприятия;

каждое предложение с паузами – для записи;

- Послушайте первое предложение.

- Диктуйте себе по слогам.

- Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

3) весь текст – для проверки.

Система использования различных видов диктантов

по формированию орфографического навыка

Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею

Устное объяснение орфограммы до записи текста

Объяснение орфограммы в процессе письма

Объяснение орфограммы после записи текста

Включение орфограммы в новые связи

Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы

Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоятельности учащихся

Слуховой диктант – орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста.

Предупредительный диктант – вид слухового диктанта. Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему.

Подготовленный диктант – разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

Объяснительный диктант – вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют правильность выполнения работы.

Похожие документы:

Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов Рекомендации к текущей проверке в 1-ом классе

Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов Рекомендации к текущей проверке в 1-ом классе В 1-ом классе домашние задания не .

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Томской области Дозморова Е. В., к п. н., проректор по нр тоипкро

. классов формы организации образовательного процесса должны быть переходными от начальной ступени образования к основной. Методическая . работы; устные упражнения; методические рекомендации (рекомендации размещены на . мер по проведению профессиональной .

Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме

. Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 Государственной итоговой аттестации по . такие упражнения: . орфографическим и пунктуационным). Основные виды ошибок в устных и письменных высказываниях Виды .

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов

. Методические рекомендации по . начального . основных задач данного пособия. Методические рекомендации . видах . (фонетическими, орфографическими, лексическими, . проведении учебно-исследовательской работы; осуществлять поиск нужной информации по . упражнения по . класса .

Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом пмпк для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития,

. и орфографических ошибок. . овладевает основными законами морфологии . В) — упражнение корректор­ского типа . Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов. Детям предлагаются два вида . , учителей начальных классов, студентов .

Читайте также: