Список литературы для внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

Обновлено: 02.05.2024

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Грамотеи”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

ВложениеРазмер
vneurochnaya_deyatelnost_gramotei.docx 52.35 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Грамотеи”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по кружку “Юный лингвист”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к кружку “Грамотеи” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка “Грамотеи” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Грамотеи” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения кружка “Грамотеи” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах :

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа внеурочной деятельности

Учитель : Янковская Ирина Васильевна

Москва 2015 год

I .Пояснительная записка_____________________________3-4с.

II . Цели и задачи курса________________________________5с.

III . Особенности программы

IV . Формы проведения занятий_________________________6с.

V . Основные методы и технологии______________________7с.

VI . Описание места курса в учебном плане_______________7с.

VII . Планируемые результаты________________________7-9 с.

VII . Содержание программы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса._________________________________________15с.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса._________________________________________21с.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса.________________________________________26с.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса.__________________________________________34с.

IX . Средства, необходимые для реализации программы.__35с.

X . Список литературы._____________________________36с.

Пояснительная записка

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель и задачи курса.

Цель курса : расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса :

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах :

сознательность и активность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями ;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"





Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Чернилевская, О.Н.Организация внеурочной художественной деятельности младших школьников [Текст] / О. Н. Чернилевская // Начальная школа. - 2015. - №9. - С.75-78.

Яковлева, Т.В.Проектная деятельность в процессе внеурочной работы по русскому языку в начальной школе [Текст] / Т. В. Яковлева // Начальная школа. - 2015. - №9. - С.69-73.

Наумова, Н.И. Лингвистические исследовательские задачи - одно из средств формирования универсальных учебных действий во внеурочной работе [Текст] / Н. И. Наумова // Начальная школа. - 2015. - №8. - С.72-75.

Морук, Л.А.Внеурочная деятельность как условие воспитания читательской культуры школьников [Текст] / Л. А. Морук // Методист. - 2015. - №1. - С.41-44.

Снеткова, И.А. Лингвистическая игра по русскому языку [Текст] : 5-6-е кл. / И. А. Снеткова // Все для учителя. Русский язык и литература. - 2014. - №7. - С.43-45.

Подгорная, Л.Г.Организация занятий по русскому языку во внеурочной деятельности [Текст] / Л. Г. Подгорная // Начальная школа. - 2014. - №3. - С.35-38.

Шутан, М.И.Принципы моделирующей деятельности школьников на уроке литературы [Текст] / М. И. Шутан // Литература в школе. - 2014. - №2. - С.22-27.

Бочкова, Е.М.Использование кинофрагмента на уроках литературы в старших классах [Текст] / Е. М. Бочкова // Литература в школе. - 2014. - №1. - С.26-28.

Лебедь, Л.В.Использование регионального компонента учителем-словесником во внеклассной работе [Текст] / Л. В. Лебедь // Региональная школа управления. - 2013. - №3. - С.19-26.

Москаленко, Т.Н.Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку [Текст] / Т. Н. Москаленко // Практические советы учителю. - 2013. - №6. - С.30-33.

Колесниченко, С.В.Использование творческой мастерской на уроках русского языка или во внеклассной работе [Текст] / С. В. Колесниченко // Практические советы учителю. - 2013. - №6. - С.2-4.

Аншукова, Л.Инсценировка пословиц и поговорок [Текст] : занятие по русскому фольклору / Л. Аншукова // Педагогическая техника. - 2013. - №1. - С.29-30.

Новикова, Л.И.Турнир знатоков русского языка [Текст] / Л. И. Новикова, О. Н. Левушкина // Русский язык в школе. - 2012. - №8. - С.37-42.

Кравцова, О.И.Предметный кружок по русскому языку [Текст] : 2 кл. / О. И. Кравцова // Практические советы учителю. - 2012. - №2. - С.36-40.

Григорян, Л.Внеклассная работа по русскому языку в школе [Текст] / Л. Григорян // Сельская школа. - 2007. - №1. - С.81-86.


- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО с изменениями и дополнениями);

Цель

Обеспечение языкового развития учащихся, помощь в овладение им речевой деятельностью, основами грамматики, показать учащимся, что художественный текст создан по законам языка

Задачи

- Через язык приобщить школьников к художественной культуре

- Через язык развивать творческие возможности учащегося

- Приобщить учащихся к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей

Читайте также: