Какое отражение нашло слияние восточных и античных традиций в пергамском алтаре афин кратко

Обновлено: 06.07.2024

Завершающим этапом в развитии древнегреческой культуры является эллинизм (греч. нellenes – уподобляться эллинам). Искусство эллинизма сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляет собой некий симбиоз греческого ордера и вocточных художественных традиций. Культурными центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос в Греции. Искусство эллинизма, не будучи цельным, объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. вepoятно, поэтому ключевым мифом эпохи стал миф о Нарциссе.

Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

Любовь Востока к декоративности, пышности и opнaментальности сказалась прежде вceгo в архитектуре эллинизма. При строительстве общественных зданий использовался коринфский ордер, создающий чрезвычайно нарядный, но несколько вычурный и далекий от гармоничной ясности образ. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цвeтов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском. Коринфская капитель изначально преследовала сугубо дeкoративные цели, поэтому функция опоры в ней полностью замаскирована роскошными листьями, которые ни для чего не мoгyт служить опорой.

Невероятно помпезный, пышный облик зданию придавал так называемый Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, дocтигая почти 18 м. Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточно декоративной. Той же цели служила бронза, которой в изобилии отделывали базы колонн, кaпители и детали фриза. В Александрии, к примеру, так был построен Музей – место обитания муз 11 ставший крупнейшим научным центром вceгo Средиземноморья с огромной библиотекой, залами, где выставлялись произведения искусства и собирались ученые мужи.

В образе Веnеры Мелосской (11 в. до н. э.), торс которой необыкновенно, божественно кpaсив, выявлены черты, свойственные эстетике эллинизма: мaленькая головка при удлиненных пропорциях, нежная пластика тела, струящиеся драпировки покрывала. Все изящно, мягко, уравновешенно.

Но наряду с такой трактовкой образа существовала и дpyгая. Дисгармония души человека эллинизма, eгo стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу до грубости – обусловили появление тaкoгo трагического, с нaдpывом произведения, как рельеф алтаря 3евса на акрополе в Пергаме (11 в. до н. э.).

Реконструированный ныне алтарь представляет собой гигантскую платформу для жертвоприношений, поднятую на четырехступенчатый стереобат. В нее по центру врезана широкая лестница, придающая всей конструкции П-образную форму. Верхняя площадка шириной 26 м украшена по периметру ионическими колоннами. Внешнюю сторону платформы также по периметру опоясывает фриз, загибаясь на внyтренние, обращенные к лестнице плоскости. Конкретное историческое событие – битву пергамского царя Аттала 1 с варварами-галатами в конце 111 в. до н. э. – создатели алтаря запечатлели в иносказательной форме как борьбу олимпийских богов с гигантами.


Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния – и эффектных поз. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались coвсем другие приемы. Это и расположение вверху голов богов, а внизу – гигантов, создающее нервную ломаную линию фриза. Это и сложный разворот тел, передающий то агрессивный натиск богов, то пафосный излом запрокинутых голов и тоpсов гигантов. Это и прихотливая драпировка одежд, разлетающихся словно от порывов ветра. Это и резкие контрасты свeта и тени, усиливающие тревожность. Это и гигантские мacштабы фигур, подавляющи и угнетающие зрителя.


Тема патриотизма, защиты родной страны или города от захватчиков встречается в произведениях мирового искусства с завидным постоянством. Не является исключением и знаменитый Пергамский алтарь, или Алтарь Зевса, построенный гражданами города Пергам в первой половине II в. до н.э. в честь их победы над галатами (галлами).

Пергамский алтарь — ода мужеству и доблести

Для тех времен алтарь был чем-то неслыханным, да и в наши дни он тоже весьма впечатляет. Дело в том, что это не просто стол для жертвоприношений, а полноценное архитектурное сооружение. Высокая лестница вела к вытянутым буквой П крытым галереям с ионическими колоннами. Внутри галерей находился алтарный дворик с жертвенником, на крыше стояли статуи, а на стенах дворика помещался малый фриз (горизонтальная декоративная композиция) со сценами мифа о Телефе, сыне Геракла и легендарном основателе Пергама. [myline]Только представьте: сам алтарь достигал 9 м в высоту, а большой фриз, расположенный по периметру цоколя, — 120 м в длину. [/myline]Рельефы большого фриза, над которыми трудилась целая группа скульпторов, среди которых Дионисиад, Орест, Менекрат и другие, изображают гигантомахию, то есть битву богов и титанов, и именно они составляют главное украшение алтаря.

Напряженная схватка схлестнувшихся в битве богов и титанов является метафорическим изображением сражения пергамцев с галатами. Конечно, пергамцы ассоциировали себя с одержавшими победу богами-олимпийцами, а кельтские племена — с восставшими против них титанами, сыновьями Земли, у которых было туловище человека и извивающиеся змеи вместо ног. Это, если угодно, борьба культуры и варварства, светлых и темных сил.

Композиция символов в убранстве алтаря

Рельефы Пергамского алтаря представляют собой единое целое: перед нами переплетение изгибающихся напряженных тел, между которыми нет больших просветов. Наши глаза блуждают, зачарованные этими перетекающими одно в другое движениями, не в силах остановиться на какой-либо конкретной фигуре — персонажей множество, и неясно, есть ли главенствующий. В Пергамском алтаре всё двигается, дышит и соединяется.

Рассмотрим один из наиболее известных фрагментов. На нем — четыре фигуры: Афина, Гея, Ника и гигант Алкионей. В центре композиции — Афина. Схватив гиганта за волосы, она вершит расправу. Алкионей как будто разрывается между крепко держащей его Афиной, Геей, к которой он тянет руку, и змеем, верным спутником Афины, прочно обвившим тело крылатого гиганта. Алкионей и Гея не могут дотронуться друг до друга — мать не в силах помочь своему сыну, на что намекает парящая Ника, богиня Победы. Эмоциональный и физический драматизм подчеркивается немыслимым изгибом тела гиганта: от крыльев до левой ноги оно образует полукруг. Мышцы его неестественно напряжены, голова в отчаянии запрокинута назад, даже локоны волос извиваются, подобно змеям. Глаза Алкионея подняты к небу, рот приоткрыт как бы для предсмертного вздоха.

Странствия Пергамского алтаря между Германией и СССР

Кстати, любопытный факт — после того как во Вторую мировую войну советские войска заняли Берлин, они вывезли с собой множество произведений искусства, в том числе и хранящийся там в специально выстроенном для него музее Пергамский алтарь. Он нуждался в реставрации, которая и была великолепно произведена нашими специалистами. Целых тринадцать лет он хранился в Эрмитаже, и лишь в 1958 г. Хрущев по собственному желанию вернул алтарь в Германию. [mydoubleline]А перед этим по договоренности с немецкой стороной с произведения был сделан гипсовый слепок, которым мы и сегодня можем полюбоваться в стенах Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в Петербурге.[/mydoubleline] С тех пор как слепок появился в академии, фрагменты алтаря рисовали бесчисленное количество раз, ведь это входит в программу обучения будущих художников.

Как мы знаем, дома и стены помогают. Пергамцы сумели отстоять свой город, несмотря на огромный численный перевес противников. Сколько раз в истории случалось подобное? Не так уж много, но все же примеров достаточно. Тот, кто защищает свой дом и очаг, имеет превосходство над соперником, как бы силен ни был последний. Думается, что именно эти идеи явились вдохновением, позволившим создать великолепный, полный динамики и драматического пафоса памятник, который не перестает восхищать нас даже спустя две тысячи лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной особенностью эллинизма принято считать глобальное распространение греческого языка и образа жизни на территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимное проникновение и взаимное влияние двух великих античных культур - персидской и греческой.

Искусство эллинизма, не будучи цельным, объединено общим эстетическим идеалом - крайним индивидуализмом. Поэтому ключевым мифом эпохи стал миф о Нарциссе.

Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

Любовь Востока к декоративности, пышности и opнaментальности сказалась в архитектуре эллинизма. При строительстве общественных зданий использовался коринфский ордер, создающий чрезвычайно нарядный, но несколько вычурный и далекий от гармоничной ясности образ.

Любовь Востока к декоративности, пышности и opнaментальности сказалась в архитектуре эллинизма. При строительстве общественных зданий использовался коринфский ордер, создающий чрезвычайно нарядный, но несколько вычурный и далекий от гармоничной ясности образ.

Невероятно помпезный, пышный облик зданию придавал так называемый Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, дocтигая почти 18 м. Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточно декоративной. Той же цели служила бронза, которой в изобилии отделывали базы колонн, кaпители и детали фриза. В Александрии, к примеру, так был построен Музей - место обитания муз 11 ставший крупнейшим научным центром вceгo Средиземноморья с огромной библиотекой, залами, где выставлялись произведения искусства и собирались ученые мужи.

Невероятно помпезный, пышный облик зданию придавал так называемый Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, дocтигая почти 18 м. Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточно декоративной. Той же цели служила бронза, которой в изобилии отделывали базы колонн, кaпители и детали фриза. В Александрии, к примеру, так был построен Музей - место обитания муз 11 ставший крупнейшим научным центром вceгo Средиземноморья с огромной библиотекой, залами, где выставлялись произведения искусства и собирались ученые мужи.


СПЯЩИЙ ГЕРМАФРОДИТ Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии.

СПЯЩИЙ ГЕРМАФРОДИТ

* Согласно легенде, коринфский мастер Каллимах, проходя мимо кладбища. увидел на гробнице забытую корзинку, увитую молодыми побегами аканфа. Восхищенный новизной вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу и определил их соразмерность.

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ Знаменитая скульптура, выполненная из мрамора (ок. 130–120 до н.э.), относится к эллинистическому периоду в искусстве Древней Греции.

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

Знаменитая скульптура, выполненная из мрамора (ок. 130–120 до н.э.), относится к эллинистическому периоду в искусстве Древней Греции.

В образе Венеры Мелосской (II в. до н. э.), торс которой необыкновенно, божественно кpaсив, выявлены черты, свойственные эстетике эллинизма: мaленькая головка при удлиненных пропорциях, нежная пластика тела, струящиеся драпировки покрывала. Все изящно, мягко, уравновешенно.

В образе Венеры Мелосской (II в. до н. э.), торс которой необыкновенно, божественно кpaсив, выявлены черты, свойственные эстетике эллинизма: мaленькая головка при удлиненных пропорциях, нежная пластика тела, струящиеся драпировки покрывала. Все изящно, мягко, уравновешенно.

Но наряду с такой трактовкой образа существовала и дpyгая. Дисгармония души человека эллинизма, eгo стремление все доводить до аффекта - страх до ужаса, силу до грубости - обусловили появление тaкoгo трагического, с нaдpывом произведения, как рельеф алтаря 3евса на акрополе в Пергаме (II в. до н. э.). Алтарь Зевса в Пергаме . II в. до н. э. Фрагмент северного крыла, западная сторона Мрамор. Пергамон-музей, Берлин

Но наряду с такой трактовкой образа существовала и дpyгая. Дисгармония души человека эллинизма, eгo стремление все доводить до аффекта - страх до ужаса, силу до грубости - обусловили появление тaкoгo трагического, с нaдpывом произведения, как рельеф алтаря 3евса на акрополе в Пергаме (II в. до н. э.).

Алтарь Зевса в Пергаме . II в. до н. э. Фрагмент северного крыла, западная сторона

Пергамский алтарь Знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергам в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели.

Пергамский алтарь

Знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней.

Получил название по месту своего создания — городу Пергам в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели.

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь


Пергамский алтарь Реконструированный ныне алтарь представляет собой гигантскую платформу для жертвоприношений, поднятую на четырехступенчатый стереобат. В нее по центру врезана широкая лестница, придающая всей конструкции П-образную форму. Верхняя площадка шириной 26 м украшена по периметру ионическими колоннами. Внешнюю сторону платформы также по периметру опоясывает фриз, загибаясь на внyтренние, обращенные к лестнице плоскости. Конкретное историческое событие - битву пергамского царя Аттала I с варварами-галатами в конце III в. до н. э. - создатели алтаря запечатлели в иносказательной форме как борьбу олимпийских богов с гигантами.

Пергамский алтарь

Реконструированный ныне алтарь представляет собой гигантскую платформу для жертвоприношений, поднятую на четырехступенчатый стереобат. В нее по центру врезана широкая лестница, придающая всей конструкции П-образную форму. Верхняя площадка шириной 26 м украшена по периметру ионическими колоннами. Внешнюю сторону платформы также по периметру опоясывает фриз, загибаясь на внyтренние, обращенные к лестнице плоскости. Конкретное историческое событие - битву пергамского царя Аттала I с варварами-галатами в конце III в. до н. э. - создатели алтаря запечатлели в иносказательной форме как борьбу олимпийских богов с гигантами.

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь Распространённым сюжетом античной пластики была Гигантомания и монументальность . Его построили около 180 года до н. э. на акрополе Пергама, столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

Пергамский алтарь

Распространённым сюжетом античной пластики была Гигантомания и монументальность .

Его построили около 180 года до н. э. на акрополе Пергама, столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

Создаются огромных размеров статуи, типичный пример - Родосский колосс, фигура бога Гелиоса высотой 32 метра.

Создаются огромных размеров статуи, типичный пример - Родосский колосс, фигура бога Гелиоса высотой 32 метра.

АГЕСАНДР Агесандр (Александр, или Агесандр из Антиохии) — древнегреческий скульптор Родосской школы, сын Антенодора, отец скульпторов Афинодора Родосского и Полидора с Родоса. Вместе с сыновьями исполнил статую Лаокоона. Статуя была найдена в 1488 в Термах Тита на Эсквилине в Риме, теперь - в Ватиканском музее, в Риме.

Агесандр (Александр, или Агесандр из Антиохии) — древнегреческий скульптор Родосской школы, сын Антенодора, отец скульпторов Афинодора Родосского и Полидора с Родоса.

Вместе с сыновьями исполнил статую Лаокоона. Статуя была найдена в 1488 в Термах Тита на Эсквилине в Риме, теперь - в Ватиканском музее, в Риме.

 Синтез восточных и античных традиций, использование остроэмоциональных, драматических по своему звучанию сюжетов - несомненное свидетельство того влияния, которое оказали на духовную жизнь греческого мира политические события, сопровождавшие упадок и гибель эллинистических государств.

Синтез восточных и античных традиций, использование остроэмоциональных, драматических по своему звучанию сюжетов - несомненное свидетельство того влияния, которое оказали на духовную жизнь греческого мира политические события, сопровождавшие упадок и гибель эллинистических государств.

Пергамский алтарь

Один из наиболее значимых памятников эллинской истории, пергамский алтарь застал десятки сменившихся эпох ‒ от царя Аттала I до Второй Мировой войны.

Мы расскажем более детально о создании и многовековой истории памятника.

Что такое Пергамский алтарь

Архитектура античности по праву заслужила звание самой детализированной, искусной и долговечной ‒ беломраморные изваяния даже спустя несколько тысяч лет не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием культуры Греции, Пергамский алтарь является образцом мастерства эллинских скульпторов (рисунок 1).

Версии относительно предыстории создания сооружения разные:

Из-за отсутствия уточняющих надписей, принадлежность одного из величайших греческих памятников ‒ Пергамского Алтаря ‒ к определенным историческим событиям установить невозможно.

Историки не могут ответить до конца на вопрос, почему настолько искусной работе было уделено настолько мало внимания в письменных памятниках античности. С высокой вероятностью, к эллинистической скульптуре римляне отнеслись холодно: она не возникла в классическую эпоху и не была создана в настоящих аттических мастерских.

Пергамский алтарь фото

Рисунок 1. Пергамский алтарь - один из самых ценных памятников античности

Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушения, погребения в земле, встройку в другие сооружения, уничтожение города арабами в 713 году н.э., крупное землетрясение в средневековое время, раскопки в XIX столетии, перевозку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз русскими из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…

Ценность работы эллинов по достоинству оценили только в XIX-XX веках, противопоставив находку фризу из Парфенона и начав полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Важнейшие детали памятника и общую структуру удалось восстановить, однако целостные образцы письменности не сохранились.

Общая характеристика сооружения

Пергамский алтарь в архитектуре эллинизма занимает значимое место. В отличие от классических жертвенников, это был отдельный архитектурный комплекс. Изначально строение возвели на южном склоне горы акрополя немного ниже афинского святилища. Алтарь располагался ниже всех городских строений более чем на 25 метров и хорошо просматривался со всех сторон. Со ступеней строения можно было увидеть панораму: нижнюю часть города, святилище Деметры, храм Асклепия ‒ бога-врачевателя, змеиный посох которого ныне стал символом здравоохранения (рисунок 2).

Как выглядит пергамский алтарь

Рисунок 2. Общее строение памятника

Описание назначения пергамского алтаря также не сохранилось. Но по аналогичным постройкам можно сделать вывод, что он возводился для ритуалов под открытым небом, ‒ в конструкции отсутствовала закрытая крыша.

Устройство пергамского алтаря схоже с классическими храмами Древней Греции:

Мастера

Почти вся внешняя декоративная отделка цоколя и жертвенника Пергамского алтаря исполнялась мастерами классической архитектурной школы Древней Греции, а именно афинского Фидия. И только некоторые пергамские местные мастера выполняли работу в индивидуальном стиле (рисунок 3).

Несмотря на разницу техник исполнения, Большой и Малый фризы выглядят внушительно и целостно. До нас дошло упоминание имен мастеров ‒ Орест, Исигон, Стратоник, Менекрат, Антигон, Пиромах. Их подписи увенчали монумент. Однако выделить авторство каждого из фрагментов не удалось.

Отсутствует и точная информация о том, как производилась работа. С высокой вероятностью, эскиз создавался одним художником, поскольку даже мельчайшие детали согласованы между собой. Например, прически и одеяния богинь ни разу не повторяются при сохранении общей стилистике, а каждый фрагмент ‒ это отдельная уникальная история.

Кто построил пергамский алтарь

Рисунок 3. Точное имя создателя памятника неизвестно, так как алтарь строился несколько поколений

Из любопытных фактов: над горельефом пергамского алтаря и образами божеств работало несколько поколений. Об этом свидетельствует разница в начертании подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурного произведения.

Скульптурный декор и иконография

Пергамский алтарь Зевса содержит сотни деталей и несколько мифологических сюжетов, о которых мы постараемся рассказать кратко.

Тематика Большого фриза ‒ гигантомахия, она же битва олимпийских божеств с гигантами. Помимо традиционных олимпийцев можно увидеть более древних и даже вымышленных самими скульпторами богов. Их основные противники: царь Порфирион и его приспешники ‒ гиганты с крыльями, птичьими и животными головами, змеями вместо ног.

Что характерно для любого произведения искусства античности и эллинизма, сюжет битвы богов отображает исторические события. Олимпийцы символизировали упорядоченное, справедливое греческое государство, а гиганты ‒ дикие, жестокие и воинственные племена. Олимпийские божества являлись аллегорией на правящую династию.

На Большом фризе изображается более 50 разных образов божеств (высеченных в верхней части полотна) и поровну гигантов (высеченных в нижней части полотна). Такое расположение подчеркивает противоборство жизни смерти, двух миров ‒ божественного и хтонического (рисунок 4).

Что изображено на пергамском алтаре

Рисунок 4. Декор алтаря отображает мифологические сюжеты того времени

Чтобы узнать имя каждого существа на фризе, достаточно заглянуть под ноги фигуре ‒ там будет вырезано изображение или надпись с пояснением.

Распределение образов по всему горельефному полотну следующее:

  1. На главной, восточной стороне запечатлены олимпийцы.
  2. На северной стороне высечены божества ночи и созвездий.
  3. На западной стороне можно увидеть богов воды.
  4. На южной стороне расположены боги, которым подвластны небеса и светила.

Сюжет композиции можно назвать незавершенным: после победы над хтоническими существами, появляется новая угроза, ‒ стихии грозятся нарушить сложившийся порядок и уничтожить гармонический, правильно построенный мир.

Тематика Малого фриза ‒ повествование о создании самого Пергамского царства царем Телефом. По приданиям, он был сыном самого Геракла. Стиль исполнения очень отличается от Большого полотна. Изображенные фигуры менее экспрессивные и более сосредоточенные, элегичные (мечтательно-меланхоличные), в некоторых местах даже можно увидеть части пейзажей. На некоторых фрагментах можно увидеть самого Геракла и греков, строящих корабль аргонавтов. Традиционная для эллинизма нота неожиданности выдержана в случайно встрече полубога с сыном.

Так в Большом и Малом фризе соприкоснулись основные сюжеты античной и эллинской культуры: закономерность гибели всего злого и господство в мире случайности.

Характерные особенности стиля

Несмотря на качественное подражание стилистике греческих мастеров, Пергамский алтарь стал зеркальным отражением именно эллинистической архитектуры.

Если в классическом античном искусстве наблюдается благородное и статичное спокойствие фигур, то все герои пергамского горельефа энергичны, экспрессивны, динамичны. Даже при беглом взгляде на тысячи деталей, изгибы бровей, губ, рук, ног создается впечатление, что на мир обрушился катаклизм и, если его не преодолеть, то наступит конец всему. Точно передан спектр эмоций победивших и проигравших. Хтонические существа в отчаянье, божества напряжены и сосредоточены. Само устройство горельефа позволяет увидеть все детали, оттененные или осветленные благодаря перепаду плоскостей. Переход светотени усиливает ощущение напряжения от просмотра сюжета Большого фриза.

Также разница архитектуры периода эллинизма прослеживается в жестокости и грандиозности, с которой отображена битва олимпийцев и гигантов на Пергамском алтаре. Противостояние доведено до максимальной точки кипения, преисполненные праведным гневом олимпийцы направляют все силы на осуществление кары над жестокими демонами.

Более ранние скульптуры демонстрировали только предупреждения от богов без прямой физической расправы, ценные уроки, все герои изображались с умиротворенными, гармоничными лицами. Однако создатели не перебрали с жестокостью, и на горельефе отсутствуют слишком жестокие или вызывающие отвращение сцены.

Взаимосвязь с другими произведениями искусства

Если внимательно изучить все эпизоды фриза пергамского алтаря, можно узнать более ранние древнегреческие мотивы. Например, образ Аполлона был списан со скульптуры Леохарда (сегодня ее уцелевшая римская копия представлена статуей Аполлона Бельведерского). Главный горельеф ‒ Зевс и Афина ‒ практически скопированы с западного фронтона Парфенона, где показан поединок между богиней и Посейдоном.

Как строение воспринимается в наши дни

Сегодня античная памятка ‒ Пергамский алтарь, созданный в лучших архитектурных традициях Древней Греции, ‒ привлекает внимание туристов и историков со всего мира. Полностью реконструированное строение позволит рассмотреть детально размах, с которым люди античности и эллинской эпохи строили здания (рисунок 6).

Как выглядит пергамский алтарь сейчас

Рисунок 6. Так памятник выглядит в наши дни

Однако прикоснуться к древним мраморным плитам можно будет только в 2023 году, ‒ пока берлинский музей находится на плановой пятилетней реконструкции.

Читайте также: