Специфика управленческого труда в доу заключается в том что

Обновлено: 08.07.2024

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ организация считается созданной с момента ее государственной регистрации. С этого же момента возникают гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, и связанные с этой деятельностью обязанности. Организация и регистрация трудовой деятельности обязательна как для юридического лица, так и для индивидуального предпринимателя.

На современном предприятии с его сложными технологическими процессами и большим количеством работников необходима рациональная организация трудового процесса. Организация труда на предприятии - это система мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для эффективного использования рабочего времени, материалов и техники в интересах роста производства, повышения производительности труда и создания нормальных, здоровых условий для работы.

В функциональном смысле организация труда на предприятии - это деятельность по установлению и изменению порядка взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом для достижения заранее поставленной цели трудовой деятельности.

Основы организации труда:

Разделение труда - закрепление за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций.

Кооперация труда - установление системы производственной взаимосвязи между работниками.

Нормирование - установление научно обоснованных норм затрат труда на выполнение какой-либо работы.

Организация рабочих мест - рациональное их устройство за счет оснащения и планировки.

Организация обслуживания рабочих мест - кооперация труда между основными работниками и работниками вспомогательных служб и подразделений.

Разработка рациональных способов выполнения работы.

Создание безопасных и здоровых условий труда.

Подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

Организация оплаты и материального стимулирования труда.

Воспитание дисциплины труда, поддержка трудовой активности и творческой инициативы.

Планирование и учет труда - осуществляется для установления необходимых общих трудозатрат, численности персонала, фонда заработной платы.

Организационные условия труда не только на его производительность, но и на здоровье и работоспособность работника.

Организация труда персонала на предприятиях и в организациях подразумевает конкретные формы и методы соединения людей и техники в процессе труда.

Организация труда персонала – это целая наука, которая постоянно обогащается новыми данными, отслеживает передовой опыт новых организационных решений.

Рациональная организация труда персонала заключается в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. В статье 22 Трудового кодекса сказано, что организация охраны труда на предприятии – обязанность работодателя.

Организация охраны труда на предприятии контролируется органами Федеральной инспекции труда в лице Гострудинспекции, Гостехнадзора, Госэнергонадзора, Госсанэпидемнадзора и других федеральных и региональных органов по труду.

Важные сферы жизни предприятия - организация и нормирование труда. Под нормированием труда понимают установление, в частности, норм рабочего времени на выполнение конкретной работы. Правильная организация и нормирование труда повышают заинтересованность работников в повышении производительности труда.

Организация управленческого труда имеет свою специфику. Труд управленца зачастую невозможно нормировать, ибо показателем его успешной работы являются финансовые результаты деятельности компании. Многочисленные опросы свидетельствуют, что организация труда руководителя зачастую имеет серьезные недостатки. Многим руководителям не хватает управленческой культуры, комплексности в организации труда. Они перегружены текущей работой, недостаточно уделяют внимание перспективным вопросам. Неправильная организация управленческого труда приводит к снижению результативности работы, к задержкам на службе. Чтобы организация управленческого труда была эффективной, руководители должны составлять план личной работы, предварительно анализируя положение дел, продумывать каждый вид работы, группировать их в зависимости от цели, содержания, объема и последовательности их выполнения, определять продолжительность, сроки начала и окончания каждой операции.

Научная организация труда руководителя - процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Если руководитель четко реагирует на все новое, что появляется в области организации труда, и систематически внедряет его в свою практику, то можно говорить о научной организации труда.

Научный подход к организации труда позволяет наилучшим образом соединить в процессе производства технику и людей, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение трудоемкости и рост производительности труда. Он направлен на сохранение здоровья работников, обогащение содержания их труда.

Организация контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями возложена на Федеральную инспекцию труда. Такой вывод можно сделать на основании положений ст. 353 ТК кодекса РФ.

Изменение организационных условий труда – основание для внесения изменений в трудовой договор, а в отдельных случаях (при несогласии работника) и для его расторжения (ч. 4 ст. 74 ТК РФ).

Управленческим трудом называется трудовая деятельность, а также различные работы и операции по исполнению сотрудниками управляющей функции в той или иной организации. Качество исполнения управленческих функций напрямую зависит от эффективности деятельности предприятия или фирмы. Как правило, специфика управленческого труда состоит в том, что результаты этой трудовой деятельности находятся вдалеке от момента и места его выполнения и лишь в итоге составляют результаты функционирования всей организации в целом.

Особенности управления

Специфика управленческого труда

Работа сотрудников по управлению имеет определенный характер и технологические различия. Содержание и особенности управленческого труда состоят из различных факторов.

Умственный труд сотрудников, принадлежащих к аппарату управления, состоит из трех основных видов их деятельности:

  1. Административно-организационная и воспитательная деятельность. Работники в области управленческого труда осуществляют прием различной информации и ее передачу в другие инстанции, а также доводят всевозможные управленческие решения до исполнителей и контролируют их непосредственное исполнение.
  2. Конструктивная и аналитическая деятельность. Сотрудники-управленцы воспринимают поступившую информацию, анализируют ее и впоследствии занимаются подготовкой соответствующих эффективных решений.
  3. Информационно-техническая деятельность. Ее суть заключается в осуществлении документационных, учебных, вычислительных и формально-логических операций.

Предметом такой деятельности, как управленческий труд, является информация – ее поступление, восприятие, анализ и переработка. Средствами управленческого труда являются вычислительная техника и человеческий интеллект, а результатами – управленческие решения и контроль над их выполнением.

Технологические особенности этого вида деятельности заключаются в следующем:

  1. Управленческий труд в отношении к конечным производительным результатам на производстве каких-либо видов благ или услуг всегда несет опосредованный характер. Это значит, что управленческий труд не имеет отношения к созданию непосредственной потребительской стоимости, а направлен на управление сотрудниками той или иной организации, которые заняты производством каких-либо материальных благ или сферой услуг, и через них – основными и вещественными элементами производства.
  2. Управленческий труд, как правило, несет в себе специфически выраженный и творческий характер, интуиция и опыт также играют в нем главенствующие роли.
  3. Сложность такого управленческого труда в целом определяется непосредственной сложностью всех функций управления организацией, а также степенью самостоятельности исполнения этих функций и частоты выполнения каких-либо отдельных элементов, вычлененных из всего трудового процесса. В то же время сложность определяется и уровневой иерархией управления.
  4. Управленческий труд требует от участников данного вида трудовой деятельности высокого уровня навыков управления в организации, которые определяются длительностью работы в управленческом аппарате, а также масштабами и качеством работы, выполняемой ими.

Работники управленческого труда подразделяются на руководящие должности, специалистов и исполнителей, в зависимости от содержания и характера трудовой деятельности.

Руководители

Задача руководителей в области управленческого труда – определить цели своего предприятия и непосредственное направление его деятельности, а также выполнять подбор и расстановку кадров, координировать работу всех исполнителей и подчиненных, обеспечивающих в организации эффективную коллективную производственную деятельность.

Специалисты

Специалисты, в свою очередь, занимаются разработкой и последующим внедрением новых или улучшенных методов и форм организации производственного процесса, управления и труда, экономических и технических нормативов. Кроме того, специалисты должны обеспечить представителей коммерческой деятельности соответствующим набором документов и материалов.

Исполнители

Исполнители (служащие) могут выполнять самую разнообразную работу, которая связана с непосредственным обеспечением деятельности руководства и специалистов. Такой работой может являться сбор, фиксация, передача, множительные работы, обработка поступившей информации, оформление документации и т.д.

Эффективность управленческого труда

Технологические особенности управленческого труда стоят рядом с таким понятием, как эффективность. Но эффективность деятельности сотрудников аппарата управления определяется никак не количеством подготовленных и выполненных документов, выданных предписаний и расчетов, а непосредственно прогрессивностью и результативностью.

Эффективность управленческой деятельности делится на такие виды, как экономическая и социальная.

Экономическая эффективность

Основой оценивания является отношение количества затрат на управленческую деятельность к стоимости единицы определенного продукта или же ко всему объему на производстве. Действительной эффективностью в таком случае следует считать ту ситуацию, когда количество затрат на управленческие нужды не изменилось (или же незначительно увеличилось), но в то же время улучшилось качество управления.

Социальная эффективность

Принципы рациональной организации управленческого труда

Специфика и содержание управленческого труда должны включать в себя и компонент рационализации данного вида деятельности, который должен достигаться за счет минимизации трудовых затрат в управленческом процессе.

В основе такой рациональной организации труда управленцев лежат несколько основополагающих принципов.

Комплексность

Указывает на то, что проблемы, связанные с организацией управленческого труда, должны решаться с разных сторон с учетом всех аспектов деятельности управления персоналом.

Системность

Учитывая, что принцип комплексности направлен на полноту рассмотрения проблемы управления в соответствии со всеми направлениями, данный принцип содержит в себе их увязку и взаимное согласование, а также устранение возникших противоречий. В результате должна создаваться большая система трудовой организации, в составе которой все подсистемы согласованы между собой.

Регламентация

Подразумевает под собой установление и последующее строгое соблюдение каких-либо положений и правил, инструкций, указаний, нормативов и других документов, которые основаны на объективно существующих закономерностях развития управленческой системы. При этом должен выделяться круг определенных вопросов, которые требуют жесткой регламентации, и круг вопросов, для которых требуются лишь какие-нибудь рекомендации.

Специализация

Суть этого принципа заключается в закреплении за каждым из подразделений организации определенного набора работ и функций с возложением на эти подразделения полной ответственности за конечный результат управленческой деятельности.

Стабильность

Согласно данному принципу, трудовой коллектив должен взаимодействовать и работать в установленных условиях стабильности его решаемых задач, функций и состава этого коллектива. Естественно, нельзя исключать динамику развития коллектива. Главное, чтобы изменение состава и содержания задач обуславливалось объективно нужными потребностями и происходило преимущественно на научной основе.

■ представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности:

- организационно-административной и воспитательной;

- аналитической и конструктивной;

■ участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

■ предмет труда - информация;

■ средство труда - организационная и вычислительная техника;

■ результат труда - управленческое решение;

■ ключевые функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Информация в управлении образовательными системами (УОС)

Информация в управлении образовательными системами- строго оп­ределенный комплекс статистических, психолого-педагогических и каче­ственных сведений, способствующих осуществлению целостного педагоги­ческого процесса в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

Требования к управленческой информации

- полнота и всесторонность; - четкость формулировок;

Специфика управленческого труда в образовательном учреждении

> каждое образовательное учреждение очень индивидуально в своей работе;

> управленческий труд не является обособленным;

> труду руководителя образовательного учреждения свойственно большое раз­нообразие составляющих его частей;

> большая напряженность ритма, возникновение неожиданных стрессовых си­туаций;

> специфичен объект управления;

> один из объектов управления (педагогический коллектив) является одновре­менно и субъектом управления;

> широк круг общения - педагоги, сотрудники, дети разного возраста, родите­ли, общественность и др.;

> своеобразен труд педагога, трудно поддающийся жесткому программирова­нию и объективной оценке;

> педагогический коллектив является трудовым коллективом особого типа и др.

Ø демократизация и гуманизация;

Ø системность и целостность;

Ø взаимосвязь единоначалия и самоуправления;

Управленческий трудв образовательном учреждении

Управление- системный процесс планирования, организации, мотивиро­вания и контроля, позволяющий сформулировать и достичь целей функ­ционирования организации

Управлять - значит привести к успеху других.

Специфические особенности управленческого труда

■ представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности:

- организационно-административной и воспитательной;

- аналитической и конструктивной;

■ участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

■ предмет труда - информация;

■ средство труда - организационная и вычислительная техника;

■ результат труда - управленческое решение;

■ ключевые функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Информация в управлении образовательными системами (УОС)

Информация в управлении образовательными системами- строго оп­ределенный комплекс статистических, психолого-педагогических и каче­ственных сведений, способствующих осуществлению целостного педагоги­ческого процесса в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

Требования к управленческой информации

- полнота и всесторонность; - четкость формулировок;

Специфика управленческого труда в образовательном учреждении

> каждое образовательное учреждение очень индивидуально в своей работе;

> управленческий труд не является обособленным;

> труду руководителя образовательного учреждения свойственно большое раз­нообразие составляющих его частей;




> большая напряженность ритма, возникновение неожиданных стрессовых си­туаций;

> специфичен объект управления;

> один из объектов управления (педагогический коллектив) является одновре­менно и субъектом управления;

> широк круг общения - педагоги, сотрудники, дети разного возраста, родите­ли, общественность и др.;

> своеобразен труд педагога, трудно поддающийся жесткому программирова­нию и объективной оценке;

> педагогический коллектив является трудовым коллективом особого типа и др.

П.И. Третьяков отмечает, что важным направлением совершенствования управления является рациональная организация труда на всех уровнях. Исследования подтверждают, что в любом учреждении около 90% всех действий и служебных отношений поддаются относительной стандартизации и нормированию.

Цель рациональной организации труда руководителей ДОУ – повысить его результативность. Достижение этой цели возможно за счет, во-первых, всемерной экономии и рационального использования времени, сил и средств, во-вторых, создания и рационального использования наиболее благоприятных условий труда.

Экономить время, это значит, прежде всего, уметь оценивать его количественно, т.е. определять, сколько времени необходимо для выполнения того или иного вида деятельности, точно устанавливать время начала и окончания различных видов деятельности; планировать свой труд, регламентируя его во времени; регламентировать труд подчиненных при выполнении всех видов деятельности; вести учет затрат личного времени, совершенствовать формы и методы организации труда путем рационального использования оптимальных средств, искать и находить в огромном многообразии дел резервы времени.

Значительно экономит время его учет при планировании различных видов деятельности, анализ планируемого и фактически затраченного времени. Многократный учет и анализ расходуемого времени дают возможность вывести определенную закономерность, характерные причины потерь рабочего времени; установить нормативы личных затрат на отдельные виды работ, что и будет положено в основу более рациональной организации и планирования личной работы руководителя ДОУ.

Труд руководителя объективно обусловлен и вместе с тем имеет творческий характер. С одной стороны, организация работы руководителя подчинена определенным закономерностям, принципам, правилам, а с другой стороны эти правила имеют весьма условный характер, требуют их творческого осмысления. Правила служат лишь исходным пунктом для активной работы руководителя над совершенствованием стиля работы, навыков и умений, методов организации своего труда, но знания их позволяют принципиально правильно организовать личный труд.

Многие общие правила организационной работы сформулированы в трудах А.К. Гастева, Я. Зеленовского, Г. Котарбинского и др. Современные ученые В.И. Зверева, Ю.Л. Конаржевский, П.И. Третьяков, также уделяют этому вопросу немало внимания.

Решающим условием любой работы является определение ее конечной цели.

Цели организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ определяются планом ее работы, а формы и средства их реализации непременно должны найти свое отражение в личном плане его работы. Задача планирования личного труда заключается в том, чтобы сосредоточить силы на главных направлениях. План руководителя ДОУ – реальное отражение предстоящей целенаправленной деятельности руководителя педагогического коллектива. В своей деятельности он ограничен временем – годом, кварталом, месяцем, неделей или днем. Форма планов, применяемая в практике ДОУ разнообразна.

Выбор оптимального варианта плана личной работы заведующего осуществляется с позиции удобства пользования им, возможности перспективного планирования с учетом годового плана ДОУ, соотнесенности его разделов с основными видами деятельности руководителя.

План-график работы заведующего ДОУ на месяц, отвечающий указанным требованиям, позволяет руководителю каждый раз, прежде чем составить его вновь, обратиться к годовому плану работы ДОУ, проанализировать все его разделы на планируемый период. Это одновременно способствует углублению анализа работы ДОУ в целом, без чего невозможна успешная реализация намеченного. План-график на месяц служит эффективным инструментом борьбы с текучкой.

Технологические схемы планирования личного труда руководителя образовательного учреждения, предложенные В.И. Зверевой, позволяют предельно облегчить, довести до автоматизма чисто технические операции планирования. Причем очень важно, чтобы избранные руководителем метод, техника оперативного планирования применялись постоянно. Лишь в таком случае они станут привычным, действенным средством в борьбе за экономию времени руководителя.

Процесс организации личного груда руководителя ДОУ творческий процесс, включающий использование тематических каталогов научной литературы библиотеки заведующего, нормативных документов и материалов, вошедших в постоянно действующий личный фонд руководителя, разнообразных картотек, памяток для контроля; сбор, накопление и использование документов и других материалов, составленных руководителем и его заместителями в ходе управления ДОУ.

В.И. Зверева, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков, предлагают различные циклограммы деятельности руководителя образовательного учреждения и его заместителей, в которых сгруппированы периодически повторяющиеся виды деятельности, определена их продолжительность и последовательность в течение всего учебного года.

В практике ДОУ используется циклограмма деятельности на учебный год и неделю. Непродолжительность недели определила характер построения ее циклограммы по дням недели. Каждый день труда руководителя в этой циклограмме ограничен содержательным аспектом таких видов деятельности, которые концентрируют в себе два или три направления. Творческое применение циклограмм деятельности руководителя в практике ДОУ значи-иньно сокращает непроизводительные расходы времени руководителя, стабилизирует его труд, способствует синхронности работы всего коллектива ДОУ, росту эффективности и качества груда.

4. Самооценка результативности организационно-педагогической деятельности – основа ее самосовершенствования

Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Вследствие этого оценка ее чаще всего дается опосредованно – по результатам деятельности педагогического коллектива и достигнутому уровню развития дошкольников. Действительно, по оценке эффективности работы ДОУ можно судить и о качестве управления воспитательно-образовательным процессом в ней. При этом соотношение достигнутых результатов с требованиями, предъявляемыми к ДОУ, может служить отправным критерием оценки как работы всех звеньев, так и эффективности управленческой деятельности руководителя ДОУ.

В современной педагогической науке предлагается несколько вариантов самооценки руководителем своей деятельности. В.И. Зверева предлагает такие подходы:

Сбор информации для оценки организационно-педагогической деятельности руководителя по ее важнейшим показателям:

2. Программу самооценки организационно-педагогической деятельности, которая даст четкое представление о том, что необходимо совершенствовать, а показатели помогут сориентироваться в выборе системы мер по самосовершенствованию деятельности. Для руководителя дошкольного образовательного учреждения очень важным является этап подбора и подготовки исполнителей, определенная организация отношений между ними и самооценке результатов деятельности исполнителей. Для него важно использовать критерии самооценки организационно-педагогической деятельности.

3. Исследователи отмечают, что необходимо использовать программу для изучения и эффективности организационно-педагогической деятельности руководителя независимыми экспертами. Сравнение результатов самооценки организационно-педагогической деятельности руководителя и оценки ее результативности независимыми экспертами по одним и тем же показателям или с использованием разных методик, несомненно дополнят друг друга в поиске резервов совершенствования управленческой деятельности руководителей дошкольного образовательного учреждения.

1. Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? – Минск, 1997.

2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.

3. Колодяжная Т.Н. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Вып. I. – Ростов н/Д: Учитель, 2002.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 24706
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: