Сферы деятельности психолога кратко

Обновлено: 12.06.2024

Глава 2. Профессиональный психолог как ученый–исследователь

Глава 3. Профессиональный психолог как прикладник и практик

4. Основные сферы деятельности практических психологов

В настоящее время в России наиболее развитой является служба практической психологии образования. Однако психолог–практик может работать и в других сферах человеческой жизнедеятельности.

Задачи и основные проблемы психологической службы в народном образовании

В качестве цели Службы рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

К основным задачам Службы относятся:

• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие гармонизации социально–психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям обучающихся, воспитанников;

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• профилактика и преодоление отклонений в развитии детей, подростков и молодежи;

• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно–методических пособий;

• подготовка и создание условий психолого–педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;

• научно–методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.

Основные проблемы Службы практической психологии в системе образования решаются в рамках трех основных направлений деятельности:

1. Научное направление предполагает решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности службы практической психологии образования, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.

2. Прикладное направление связано с необходимостью решения проблем психологического проектирования образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров.

3. Практическое направление нацелено на решение конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания непосредственной психологической помощи.

Проблемы на каждом из указанных направлений решаются специалистами соответствующей квалификации.

Представление о практической психологии бизнеса, рекламы и менеджмента

Во многом сходными по проблематике являются такие направления практической психологии, как психология рекламы и менеджмента (управления).

Психология управления в нашей стране имеет более давнюю историю, чем психология бизнеса и рекламы, и вследствие этого является более разработанной и научно обоснованной. В настоящее время психология управления занимается следующими основными вопросами: типы, стили и виды управления; специфика управленческих действий на разных уровнях, способы и методы убеждения; учет индивидуальных особенностей и мотивация подчиненных в управленческой деятельности; психологические основы эффективных управленческих решений; типы корпоративных культур; влияние руководителя на социально–психологический климат в коллективе; вертикальные и горизонтальные коммуникации руководителя и его личностные характеристики; эффективные информационные технологии в управленческой деятельности и ряд других.

Рассматриваемые направления практической психологии тесно взаимосвязаны, о чем можно судить по многим совпадающим вопросам. Психолог, работающий в рекламном деле, в бизнесе, в государственном учреждении или на промышленном предприятии, должен оказывать психологическую помощь руководителю и способствовать эффективному труду всего персонала.

Психологическая помощь семьям

Семейная психотерапия в настоящее время определяется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в преодолении разнообразных психологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т. п.

Одним из основоположников семейной психотерапии в России и в мире считается И. В. Маляревский. В последние годы выделились следующие основные направления семейной психотерапии:

• психодинамическое (Аккерман, Франклин, С. М. Бабин, В. Я. Костерева и др.);

• системное и стратегическое (Хэйли, С. И. Чаева, Э. Г. Эйдемиллер и др.);

• позитивное (Н. Пезешкиан)\

• эклектичное (Э. Г. Эйдемыллер, А. И. Захаров).

По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкому (1989), в семейной психотерапии выделяются четыре этапа:

1) диагностический (семейный диагноз);

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Большое значение при проведении семейной психодиагностики имеет принцип стереоскопического анализа: психологическая информация, полученная от одного члена семьи на односторонних встречах, должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии.

В целях преодоления внутрисемейного конфликта психотерапевт берет на себя роль посредника между конфликтующими членами семьи, а также помогает эмоционально отреагировать его последствия. На этапе реконструкции семейных отношений терапевт организует совместное обсуждение проблем либо в семье, либо в тренинговых группах, включающих несколько семей. Поддерживающий этап семейной психотерапии характеризуется работой по закреплению у членов семьи навыков эмпатического общения и расширившегося ролевого диапазона. В это время проводятся консультирование и психокоррекция в естественных условиях жизни семьи.

К методам семейной психотерапии относятся: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990), групповая дискуссия, тренинг конструктивного спора, проработка новых форм поведения и др.

Наиболее часто применяются во время семейной психотерапии следующие приемы (Т. М. Мишина, 1983):

1) эффективное использование молчания;

2) умение слушать;

3) обучение с помощью вопросов;

4) повторение (резюмирование);

5) суммарное повторение;

6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта;

8) проигрывание ролей;

10) анализ видеомагнитофонных записей.

Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями

И психодиагностика, и — в последующем — психокоррекция семейных трудностей осуществляются, как правило, в процессе семейного консультирования и семейной психотерапии. Специфические особенности такой работы определяются конкретными запросами, исходящими от одного из членов семьи или семьи в целом.

Специфическими особенностями психологической помощи семьям являются отказ от концепции болезни, акцент на многомерном анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуации через рассмотрение широкого диапазона возможных решений.

Работа с семьей направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены семьи могут дать друг другу.

По направленности психологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или ее отсутствия;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характеру психологическая помощь семье реализуется в следующих формах:

1) психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам психологической информации;

2) организационные меры (направление на дополнительную консультацию у психоневролога, психиатра, сексолога и у других специалистов);

3) осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий;

4) рекомендации способов общения, методов обучения и воспитания;

5) выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т. д.

Можно привести основные принципы и правила психологической помощи семье (Эйдемиллер Э. Г., 1994; Карвасарский Б. Д., 1999):

4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

5. Проведение собственно психологической работы (консультации, коррекции, терапии), во время которой укрепляется вера клиентов в успех и улучшение ситуации, обсуждаются сложившиеся стереотипы поведения и ищутся новые, иногда используются приемы трансовой визуализации, ведущие к созданию образа желаемой ситуации.

40 Мюнстерберг, 1997. — С. 29–31.

Организационное оформление практической психологии в нашей стране

Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны теоретические и организационные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации первых подразделений этой службы. Именно в это время начинают создаваться первые психологические службы и психологические консультации.

В настоящее время к ним относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и различные профессиональные психологические консультации — служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи входят в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в Вооруженных силах, промышленности и образовании.

Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение объекта, включающее его исследование, объяснение, описание и прогнозирование развития, а также психологическое управление данным объектом (человек, группа), а также психологическое управление — воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.

Рассматривая организацию как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько организационных уровней и соответствующих этим уровням задач:

  • уровень всей организации. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, психологического обеспечения рекламной деятельности и т. п.;
  • уровень первичного коллектива. Наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;
  • уровень отдельного человека. На этом уровне психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.

1.3.2. Основные сферы деятельности практических психологов

В настоящее время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране:

  • — система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур;
  • — система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы);
  • — клинические и другие медицинские учреждения;
  • — экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.);
  • — центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.

Работа в каждой из этих сфер предполагает следующие варианты реализации психологом своего профессионального предназначения (О.В.Соловьева, 1997): психологическая консультация, клуб и социальная организация. Работая в психологической консультации, психолог ведет прием клиентов, предлагая им определенные средства социально-психологического воздействия. Своеобразие работы в клубном пространстве связано с тем, что любая клубная структура объединяет свободно собравшихся людей, поэтому психологу приходится считаться с их интересами. Работа в организации предполагает закрепление за психологом ряда служебных функций, реализация которых порой выходит за рамки его профессиональной ответственности.

Психологи в экономической сфере изучают психологические закономерности функционирования различных форм трудовой и управленческой деятельности, решая при этом следующие задачи:

  • — научное исследование персонала и анализ организационной структуры — профессионально-психологический отбор и расстановка кадров, диагностика профессиональной компетентности, выявление стиля деятельности и потенциала управленческого аппарата, оценка необходимости организационных изменений и консультирование руководителей; социально-психологическое изучение коллектива;
  • — оптимизация социально-психологического климата в коллективе, профилактика межличностных и межгрупповых конфликтов;
  • — развитие персонала — выявление потребностей обучения и развития, оценка эффективности программ обучения, методическое обеспечение различных форм профессионального обучения, определение и оптимизация факторов, влияющих на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту;
  • — планирование и оптимизация профессиональной среды — эргономический анализ деятельности, изучение факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособности работников, предупреждение негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев;
  • — оказание психологической помощи специалистам в предупреждении и разрешении личностных проблем; повышение социально-психологической компетентности; коррекция неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств;
  • — психологическое изучение потребителя продукции предприятия (организации), психологическое обеспечение рекламной деятельности.

Клинические психологи, работая в основном в структурах медицинских учреждений, изучают причины различных отклонений в поведении людей, психосоматических расстройств и заболеваний, интеллектуальных и эмоциональных дефектов и дискомфорта, индивидуальных и социальных дисфункций и ведут с ними психокоррекционную и реабилитационную работу, разрабатывают совместно с другими специалистами (педагог, психиатр, социальный работник) различные развивающие программы и программы сопровождения.

Психологи в сфере народного образования изучают и оптимизируют психологические факторы, влияющие на успешность обучения и самочувствие обучаемых; развивают их познавательные способности; осуществляют консультирование преподавателей, обучаемых и их родителей по вопросам учебно-воспитательного взаимодействия, преодоления личностных проблем; проводят психологическую экспертизу учебных средств, дидактических приемов и методов учебных занятий на предмет их эффективности.

При этом общим полем деятельности педагога и психолога является личность учащегося, классный коллектив и учебная деятельность. Действуя в этом пространстве, предоставляя психодиагностическую информацию, психолог должен помочь своим коллегам — педагогам решать следующие задачи:

  • — построение учебной деятельности, психологически адекватной познавательной деятельности обучаемого и особенностям учебного предмета;
  • — актуализация педагогом внутренних (психических) ресурсов ученика;
  • — адаптация содержания и методики представления учебного материала к психологическим особенностям учащихся.

Психологи-консультанты, проводящие обслуживание населения в рамках специализированных центров и служб психического здоровья, в службах семьи и брака, помогают клиентам, обращающимся за помощью, приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей и обращения с реальностью; улучшить адаптацию к меняющимся условиям; разрешить проблемы, связанные с выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными и физическими недостатками.

Профессия "психолог": особенности и преимущества специальности

Востребованность в психологах в России растет с каждым годом. Проблемы во взаимоотношениях со второй половиной, трудности подросткового возраста, сезонные депрессии – люди поняли, что эти и многие другие проблемы сложно одолеть без помощи специалиста. Психологи помогают обрести гармонию, лучше понять близкого, быстро находить выход из напряженной ситуации.

Чем занимается психолог

Основное место работы психолога – это школы, детские сады, интернаты, центры психологической помощи, частная практика. Специалисты при помощи проверенных методик определяют способности, индивидуальные качества школьников, воспитанников и выстраивают отдельную для каждого программу обучения.

Коррекционная работа также входит в компетенцию психологов. Они помогают детям преодолевать сложные моменты жизни, формировать модели поведения в критических ситуациях. Однако почти половину рабочего времени приходится отдавать бумажной волоките: составлению психологических характеристик, отчетов, планов работ и т.д.

Отделы кадров различных предприятий также становятся местом работы многих специалистов. Они трудоустраиваются менеджерами по персоналу и выполняют ряд следующих функций:

    ✔ Подбор кадров с учетом результатов оценки личных качеств
    ✔ Помощь новым работникам в адаптации
    ✔ Проведение обучающих тренингов
    ✔ Грамотная расстановка рабочего места сотрудников на основе анализа психологической совместимости
    ✔ Содействие в разработке методов управления

Цель работы психолога в корпорации – повысить показатели эффективности компании, максимально мотивировать персонал.
Знание психологии и инструментов воздействия на сознание людей также востребованы в массмедиа, рекламе, политической деятельности, юриспруденции. Психолог может вести частную практику, заниматься наукой в своей сфере.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

    ✔ Возможность помогать людям решать их проблемы.
    ✔ Постоянный личностный рост.
    ✔ Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям.
    ✔ Обретение внутреннего спокойствия.
    ✔ Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя.

✔ Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу.
✔ Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Интенсивное общение с незнакомыми людьми также является недостатком профессии. Не каждый может постоянно контактировать с посторонними. Если это обстоятельство напрягает, вызывает негативные эмоции, лучше отказаться от идеи стать психологом.

Личные качества психолога

Проявление искреннего интереса к проблемам клиента и умение уважать человека – ключевые качества психолога. Быть хорошим специалистом ему помогают знания и освоенные навыки.

Толерантность – еще одно качество, которое необходимо при работе с людьми. Психолог ни в коем случае не должен показывать свое раздражение, недовольство человеком. Если вы выбрали эту профессию, но не можете быть спокойными в общении с людьми, необходимо развивать в себе это умение.


Какие качества еще пригодятся психологу:

✎ Умение слушать. Зачастую человеку, обратившемуся за помощью к психологу, достаточно выговориться и услышать слова поддержки.
✎ Эмоциональный интеллект. Это способность понимать природу чувств, быстро находить общий язык с людьми.
✎ Коммуникабельность. Психолог должен быть общительным. Люди не должны чувствовать вашего плохого настроения, утомленности от работы. Если вы не умеете этого скрывать, лучше поменять сферу деятельности.
✎ Умение хранить конфиденциальную информацию. При решении чужих проблем приходится быть в курсе подробностей их личной жизни. Психолог не должен никому о них распространяться.

Специалист по психологии должен уметь находить индивидуальные решения каждой проблемы. Поэтому ему нужно всегда быть готовым обучаться методикам, получать новые знания.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты и институты страны. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные учебные заведения.

Поступать в вузы можно после 11 класса, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации. Какие предметы нужно сдавать при поступлении, каждый вуз определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме ЕГЭ по следующим предметам:
✎ Русский язык
✎ Иностранный
✎ Биология
✎ В некоторых вузах математика и история

Возможны также дополнительные экзамены. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих военных или стражей порядка.

В 2022 году для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов:
• МГУ им. Ломоносова
• Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
• Российский государственный социальный университет (РГСУ)
• Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
• Московский городской педагогический университет (МГПУ)
• Российский университет дружбы народов (РУДН)

Сколько лет учиться на психолога, зависит от формы обучения:
• 4 года составляет срок студенчества по очной форме
• 3,5 года получают второе высшее
• 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Где искать работу

Какая зарплата у психолога

Зарплата психолога колеблется в пределах 15 – 95 тыс. рублей по России. Ее размер зависит от обязанностей, места и стажа работы.
В регионах специалисты получают 15 – 20 тыс. рублей.
В Москве – 45 – 95 тыс. рублей.
Один часовой прием у столичного частнопрактикующего психолога может стоить 2,5 – 4 тыс. рублей.
На месячный доход частника влияет количество клиентов.

Карьерные перспективы специалиста

Карьерный рост психолога зависит от совершенствования и расширения его навыков, применяемых им методик, востребованности его услуг. На предприятии такой специалист может вырасти от рядового сотрудника до начальника HR-службы, заместителя руководителя по кадровым вопросам. Успешный психолог со временем может открыть свой коммерческий кабинет по оказанию психологической помощи. Но чтобы быть востребованным, специалисту недостаточно диплома о высшем образовании. Необходимо постоянно обучаться, повышать квалификацию на курсах и тренингах, учиться новым методикам психодиагностики и помощи, заявлять о себе.

Что ждет специальность в ближайшем будущем

Работа мышления, психологические качества, причины их проявления – ключевые объекты изучения психологами. Дипломированные специалисты будут всегда востребованы на рынке труда. Только они могут оказывать профессиональную помощь попавшим в критические ситуации. Специалист помогает людям использовать собственные внутренние ресурсы как для личностного роста, так и карьерного.
В ближайшие годы потребность в психологах только будет расти. В первую очередь будут востребованы специалисты с дипломами топовых вузов.

Источник: ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.


Описание

Психология – это научная дисциплина о функционировании психики и поведении людей и животных, объединяющая в себе естественно-научный и гуманитарный подходы. Она включает в себя фундаментальную (законы и механизмы психической деятельности), прикладную (психологические явления в естественных условиях) и практическую психологию(практическое применение психологических знаний).

Сам психолог – это в большинстве случаев специалист в области практической психологии. Однако вопреки расхожему мнению он не является врачом, а потому он не имеет права выписывать лекарственные препараты и ставить диагноз, как психиатр. Его основная цель – это исправление и улучшение душевного и психического состояния клиента, а также оказание ему эмоциональной поддержки и помощи в решении различных внутренних и поведенческих проблем. По-настоящему профессиональный психолог должен знать возрастные и характерные особенности людей, а также в деталях понимать всевозможные психологические явления, и, самое главное, он должен понять чувства своего клиента и проявить к нему максимальное расположение.

Специализации

Современная практическая психология делится на множество направлений, но ниже представлены в наибольшей степени популярные и востребованные

Психолог-консультант

Это специалист, который проводит индивидуальные консультации для своих клиентов, проводит психологическую диагностику, направляет их ,давая им нужные советы и рекомендации по решению психологической проблемы. Важнейшие профессиональные качества, которыми он должен обладать – это эмпатия и наблюдательность, а также беспристрастное отношение к клиенту.

Педагог-психолог

Это достаточно универсальный специалист, работающий в образовательном учреждении (обычно школа), где отвечает за социальную адаптацию учащихся, за их поведение и психологическое развитие, работает с учащимися как на уровне коллектива, так и индивидуально, а также несет ответственность за психологическое просвещение и развитие детей.

Семейный психолог

Специалист, работающий с семьями, а также с парами, находящимися в длительных отношениях. Естественно, его основная задача – постараться помочь членам семьи понять друг друга и устранить между ними всевозможные конфликты и разногласия. И действительно, сеансы у опытного, знающего психолога не пройдут даром – клиенты смогут преодолеть личностный и семейный кризис, найти поход к детям и просто наладить свои отношения. По-настоящему профессиональному семейному психологу необходимо знать основы общей и клинической психологии, разбираться в психологии развития, понимать все тонкости семейных и межличностных отношений, а также уметь применять психодиагностику и методы семейной терапии.

Спортивный психолог

Психолог-психотерапевт

Специалисты данного направления, в основном, имеют и базовое психологическое, и дополнительное психотерапевтическое образование. Необходимо отметить, что в отличие от врача-психотерапевта, он не имеет медицинского образования, однако, несмотря на это он все равно дает психологические консультации на более глубоком уровне, чем обычный психолог-консультант.

Психоаналитик

Это специалист, который рассматривает психологическую проблему, как совокупность сознательных и подсознательных процессов. Для того, чтобы понять причину некоторых странностей своего клиента, он использует технику анализа переноса, т.е. пытается помочь ему найти эту причину в старых воспоминаниях.

Клинический психолог

Специалист, оказывающий помощь клиентам с различными видами зависимости (алкоголизм, никотиновая, наркотическая, и т.д.), и аддикции (интернет-зависимость, игромания, психогенное переедание и т.д.), кроме того, он работает с пациентами, у которых есть небольшие психологические отклонения, например акцентуация(особая уязвимость человека в некоторых ситуациях). Так же, как и психолог-психотерапевт, он не является врачом, поскольку не имеет медицинского образования, а потому не может ставить диагнозы своим клиентам.

Детский психолог

Это специалист, который выявляет проблему ребенка, изучая особенности его развития, и не только оказывает ему психологическую помощь и поддержку, но и пытается помочь наладить общение между ним и родителями.

Детский психолог изучает особенности развития ребенка, оказывает ему психологическую помощь и поддержку и помогает наладить контакт с семьей. Фото: Иван Вислов

Плюсы

Сама работа замечательна тем, что она:

  • Представляет собой особый научный интерес, а также дает ценный опыт.
  • Приносит удовлетворение, ведь она связана с помощью людям и делает их жизнь намного счастливее.

Минусы

Хотя многие аспекты профессии психолога кажутся весьма привлекательными, все же у этой работы есть свои недостатки:

  • Не слишком высокая популярность профессии в нашей стране.
  • Большее преимущество, превосходство у тех, кто получал образование в престижных заведениях.
  • Невысокий уровень зарплаты у обычных психологов
  • Работа подразумевает высокий уровень ответственности, а иногда может приводить ко внутреннему изнеможению
  • Крайне мало бюджетных мест в вузах.

Где получить образование

Перед желающими выучиться на психолога выбор очень широк, ведь область психологии необъятна, она включает в себя множество направлений и специализаций, обучение которым предлагают немалое количество российских вузов. Что касается курсов, то в случае с психологией имело бы смысл рассматривать только курсы повышения квалификации, поскольку овладеть какой-либо новой специальностью дополнительно, не имея базы в виде высшего психологического образования, практически невозможно.

Технологии с каждым днём делают нашу жизнь все комфортнее и продуктивнее. А ведь за каждым приложением стоит целая команда программистов, превращающих бессмысленный для несведущих код в сайт любимого магазина, видеозвонок бабушке в Австралию или виртуальную крепость для вашей кредитки

Учебные заведения

Среди известных заведений, дающих возможность получить такое образование можно назвать:

Институт Практической Психологии и Психоанализа:

Институт занимает первое место по общему количеству направлений. Готовит психологов-консультантов и психотерапевтов. Сотрудничает с ведущими международными психотерапевтическими обществами, располагает уникальными практическими базами

Санкт-Петербургский государственный университет:

Университет предлагает множество таких интересных направлений, как конфликтология, клиническая психология, деловое общение, а также готовит спортивных психологов и специалистов, применяющих новейшие технологии в работе с детьми-аутистами.

Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ):

Этот университет – база Психологического института РАО В его стенах готовят студентов по многим интересным направлениям, его выпускники – юридические, судебные, детские, клинические психологи, психологи-консультанты, психологи-педагоги, психотерапевты и т.д. В университете есть даже такие необычные направления, как патопсихологическая диагностика и клинико-психологическая помощь ребенку и семье

Курсы

Среди достаточно популярных организаторов курсов повышения квалификации по психологии можно назвать:

Санкт-Петербургскую Академию последипломного образования

Организация проводит обучение и в очной, и в полу-заочной, и в дистанционной форме. В ее рамках проходит множество различных платных курсов, разработанных по ФГОС (государственным стандартам), в том числе и по психологии, например

Восточно-Европейский институт психоанализа

Основанный в 1991 году, институт стал первым учреждением совершенно нового типа, специализирующимся на изучении психоанализа, и с тех пор является одним из лучших учебных заведений России и стран СНГ по данному направлению. И как продвинутый ВУЗ, этот институт также проводит курсы повышения квалификации, например

Востребованность

Устройство на работу и карьера

В этой сфере успешность трудоустройства тесно связана с выбранным направлением. – Сейчас у начинающего специалиста будет больше шансов построить достойную карьеру, если он решит стать психологом-тренером в информационном бизнесе, правда, для хорошего заработка все же потребуются достаточно глубокие знания в области IT-технологий, маркетинга и бизнеса, и помимо этого, некоторые финансовые вложения. Еще одна возможность стать успешным психологом и сделать себе имя – это заняться частной практикой, правда сначала это потребует немалых денег на рекламу и привлечение клиентов.

Уровень зарплаты

Уровень зарплаты психолога целиком и полностью зависит от той же выбранной им сферы деятельности. – Например, зарплата педагога-психолога в обычной московской общеобразовательной школе редко бывает выше 45.000-50.000 рублей в месяц, знающий, опытный психотерапевт в частной клинике получает за тот же месяц около 100.000 рублей, а достаточно известный психолог-консультант, работающий с клиентами на дому может зарабатывать несколько сотен тысяч и даже больше ежемесячно.

Перспективы в будущем

Судя по той крайне непростой ситуации, в которой сейчас находится Россия, и по той панике, которая уже охватила стольких людей, можно предположить, что в совсем недалеком будущем роль психолога возрастет в разы, ведь именно бизнес-психологи помогут предпринимателям удержать в руках фирмы и предприятия, а психологи-консультанты окажут многим психологическую помощь и моральную поддержку в столь тяжелое время.

Мария Игоревна Суботич, клинический психолог

Психология безумно интересная наука и профессия! Она очень разнообразна включает в себя множество отраслей - от диагностики до терапии, от детской и семейной до взрослой, от индивидуальной и до групповой.

Но самым захватывающим и важным в психологии и психотерапии, на мой взгляд, является столкновение двух и более личностей в работе (личности терапевта и клиента). Особенно если мы говорим о консультировании или психотерапии. Именно поэтому неотъемлемой частью работы психолога является посещение им супервизий (частных или индивидуальных) и интервизий. На супервизии психолог может обсудить трудности в работе с клиентом или пациентом, получить помощь от супервизора как в приобретении навыков, так и в проработке своих эмоций, волнений или опасений относительно клиента. На интервизии собираются коллеги и так же в безопасной обстановке, делятся своими кейсами, случаями, помогают отреагировать эмоции относительно клиента и обсуждают, какие техники можно использовать в работе. Мне кажется, в нашей сфере очень важно получать поддержку от коллег, а еще - не стоять на месте и постоянно развиваться. Психология не стоит на месте, сейчас очень много различных подходов и обучений.

Несмотря на то что в нашей стране юридически не оформлен этический кодекс психолога, тем не менее в профессиональных сообществах он существует. И клиенты должны помнить, что как минимум они всегда имеют право попросить у психолога диплом о высшем образовании (это обязательно) и сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по психотерапии. Если вы чувствуете, что психолог вам не подходит или как-то нарушает ваши границы, вы всегда имеете право это обсудить с ним или найти себе другого специалиста. Я уверена: для каждого клиента есть свой специалист.

Читайте также: