Значение культурологической подготовки педагога в профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Общие вопросы реализации культурологического подхода в образовательном процессе, его системообразующая роль обсуждаются в работах В.И. Андреева, Ю.А. Бельчикова, Е.В. Бондаревской, А.А. Кирсанова, А.Н. Ростовцева, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.

Роль культурологической подготовки как средства формирования профессионального мышления, овладения полноценными теоретическими знаниями и практическими умениями рассматривается в трудах А. И. Арнольдова, Н.Г. Багдасарян, Л.П. Буевой, В.Е. Родина, Е.В. Семенова, С.А. Тангяна и др.

Базовые принципы построения культурологических дисциплин в вузе представлены в публикациях А.А. Велика, И.Ф. Кефели, В.М. Межуева, Ю.В. Рождественского, А.Я. Флиера и др.

Значение культурологических умений в повышении коммуникативной компетентности обсуждается в трудах И.А. Зимней, А.С. Карпова Т.А. Китайгородской, А.В. Мудрика и др.

Вместе с тем актуальными остаются вопросы, связанные с процессом формирования межкультурной компетенции будущего специалиста на основе культурологического подхода.

В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Наиболее распространенным является определение ее как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.

По словам О.Н. Козловой, сегодня не только в образовании, но и в нем тоже, решается вопрос о выборе основного принципа формирования целостного социокультурного пространства. Посредством культурологического подхода выявляются действительно значимые с педагогической точки зрения взаимосвязи между:

- интернационализацией в основных сферах социальной жизни и национальной самобытностью культур;

- стандартизацией образования и разнообразием социокультурных ориентации обучающихся;

- социокультурными трансформациями и ценностно-культурными традициями социокультурных групп;

- глобализацией образования и воспитания и индивидуализацией педагогических воздействий.

Культурологический подход имеет существенное значение для определения путей и тенденций развития межкультурной компетенции будущего специалиста. Если говорить об этом подходе как теоретико-прикладной области в сфере языковой педагогики, то он приобретает дополнительно целый ряд социально - педагогических функций. Во-первых, культурологический подход обеспечивает изучение общетеоретических основ развития поликультурной языковой личности обучаемого в процессе соизучения языков, культур и цивилизаций. Во-вторых, он концентрирует внимание на ценностно-ориентационном содержании культуроведческого образования средствами соизучаемых языков и исследует диапазон социализирующего воздействия иноязычного общения обучаемых. В-третьих, он позволяет определять принципы культуроведческого образования средствами соизучаемых языков с учетом социокультурного контекста их изучения и обучения им. В-четвертых, культурологический подход позволяет обратиться к проблемам отбора культурологического материала для учебных целей, его структурирования для различных образовательных контекстов и разработки технологии экспертной оценки культуроведческого наполнения учебной литературы.

Если рассматривать культурологический подход в контексте образовательной практики, то он обогащает профессионально-педагогические функции современного педагога.

Н.В.Кузьмина выделяет в структуре профессионально-педагогической деятельности пять основных функций: гностическую (познавательную), конструктивную, коммуникативную, информационную, организационную.

Более развернутый перечень таких функций представлен в работах Ю.К.Васильева, А.И.Щербакова и других исследователей, которые выделяют информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую функции.

Мы считаем, что именно в этих функциях наиболее наглядно проявляются возможности использования культурологического подхода в качестве инструмента профессиональной деятельности преподавателя. Используя метод наложения, рассмотрим указанные функции в контексте культурологического подхода.

Культурологический анализ как средство поиска и переработки социокультурной информации расширяет личностное информационное пространство самого преподавателя, увеличивая объём профессионального тезауруса и обогащая индивидуальную картину мира.

Развивающая функция. Данная функция связана с развитием познавательных способностей студентов. Известно, что обучение приобретает развивающий характер лишь при целенаправленном управлении умственной деятельностью обучающихся.

На основе культурологического подхода преподаватель имеет возможность формировать у студентов способность решать различные типы учебно-познавательных задач: распознавать и классифицировать различные явления и факты культуры; выявлять и сравнивать существенные общие и отличительные признаки социокультурных феноменов; выделять и описывать нравственные и эстетические составляющие в объектах культуры; осуществлять поиск социокультурной информации; выделять социокультурные проблемы; строить оценочные шкалы и т.д.

Как видим, культурологический подход при решении задач развивающего характера выступает в качестве специфического дидактического средства, обеспечивающего формирование у студентов готовности к широкой поисковой деятельности в постоянно меняющейся социокультурной среде.

В этой связи культурологический подход обеспечивает интеграцию усвоенных знаний через раскрытие существенных связей социокультурных явлений и процессов, через овладение способами и приёмами культурологического познания, которые обеспечивают применение социокультурных знаний в жизненных ситуациях.

Благодаря применению культурологического подхода как средства реализации мобилизационной функции педагога возможно формирование таких интеллектуальных умений, которые позволяют студенту самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, пополнять и преобразовывать её в зависимости от конкретных задач обучения.

Конструктивная функция. В рамках проектно-конструктивной деятельности педагога его собственные культурологические знания и умения способствуют решению следующих дидактических задач:

- производить отбор и систематизацию социогуманитарного материала в соответствии с целями и задачами учебного процесса и современными социокультурными запросами и тенденциями;

- осуществлять дидактическую переработку разнообразной культурологической информации в материал учебной дисциплины с целью усиления его гуманистической направленности;

- выделять важные с точки зрения культурологического развития обучающихся дидактические единицы - идеи, принципы, основные понятия, факты, проблемы культурологического характера и др.;

- устанавливать междисциплинарные и внутридисциплинарные связи с целью формирования у студентов целостного социогуманитарного знания, основ культурологического восприятия социальных явлений и процессов.

Коммуникативная функция. А.В. Мудрик выделяет три группы коммуникативных умений: умение организовываться и ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать окружающих людей (понимать их настроение, характер, читать экспрессию их поведения); умение ориентироваться в ситуациях общения, знать и выполнять правила общения, умение сотрудничать в различных видах деятельности (коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое.

А.А. Леонтьев определяет два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и деятельностно-ориентированный. По мнению автора, данные типы коммуникативной деятельности обладают коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

И.А. Зимняя считает, что коммуникативная деятельность проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности коммуникативного процесса. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу, в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей участников образовательного процесса.

Культурологический подход, реализуемый в рамках коммуникативной функции, воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения, закладывает основы коммуникативной компетенции. Существенное значение в этой связи приобретает культурологическая подготовленность самого педагога, ибо она способствует адекватному транскультурному общению. Такое общение, наряду со знанием культуры другого народа, предполагает владение определёнными культурологическими умениями (соотносить знания об иноязычной культуре со знаниями своей культуры, вести себя в соответствии с требованиями этикета другого народа, выбирать адекватные способы решения коммуникативной задачи и др.).

Организаторская функция. Организаторская деятельность преподавателя заключается в последовательной реализации разнообразных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности студентов, в создании организационно-педагогических условий для выявления их задатков и развития интересов, индивидуальных способностей. В рамках организаторской деятельности культурологический подход способствует решению следующих педагогических задач:

- формирование определённых традиций при организации студенческого коллектива, в котором закладываются соответствующие формы и правила его существования, формируется готовность использовать и интерпретировать усвоенные в процессе обучения культурные образцы в русле актуальных потребностей развития общества;

- организация и обеспечение необходимого взаимодействия образовательного учреждения и социума;

- создание психолого-педагогических условий для оптимизации социальной адаптации и активного самоопределения студентов в новой социально-экономической и культурной среде;

- организация внеаудиторной воспитательной работы культурологического направления (история искусств, зарубежная литература, межкультурная коммуникация со студентами других стран и т.д.).

Мы считаем, что культурологический подход особо проявляется в деятельности преподавателя, осуществляющего обучение иностранным языкам, поскольку в этом процессе решаются проблемы поликультурного воспитания, предполагающего учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических групп и предусматривает:

- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с различными традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ на культурно образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Иначе говоря, поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, сохранения культурной идентичности различных народов. Однако решение такой задачи возможно только в образовательном процессе.

Весьма интересной в этой связи представляется точка зрения Н.В. Бордовской и А.А.Реана на соотношение образования и культуры, которое рассматривается ими в разных аспектах:

- в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

- через формирование поликультурного образования;

- через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

- через пути и способы развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры студентов);

- через описание и прогнозирование образа культурного и образовательного человека конкретной исторической эпохи, раскрытие специфики культурно-образовательной сферы человека;

- через обобщение, сохранение и возрождение культурно - образовательных традиций народа, этноса, нации.

Каково же место культурологического подхода в системе языкового образования?

В.В. Сафонова в этой связи использует понятие культуроведческого наполнения учебных программ и учебной литературы по иностранному языку. Автор останавливается на некоторых существенных различиях между культуроведением как одной из областей культурологического знания и культуроведением как теоретико-прикладной областью языковой педагогики.

Если рассматривать культуроведение как одну из культурологических наук, то это такая область научного знания, которая на контрастивно-сопоставительной основе изучает:

- образ жизни и вариативность стилей жизни стран в культурных сообществах и соотносимых с ними социальных ценностей, норм, традиций и обычаев;

- социокультурный портрет стран, их народов и языков, функционирующих в разных культурных сообществах;

- ценностно-смысловые аспекты духовной, физической и материальной культуры соизучаемых сообществ;

- историко-культурный фон и особенности исторической этнической памяти;

- культурное наследие, культурную идентичность и ментальность соизучаемых народов;

- социокультурные аспекты коммуникативного поведения членов культурного сообщества;

- социокультурные нормы поведения в условиях межкультурной коммуникации.

Если же говорить о культуроведении как о теоретико-прикладной области в сфере языковой педагогики, то оно приобретает целый ряд дополнительных социально-педагогических и методических функций. В.В. Сафонова выделяет следующие функции:

- изучение общетеоретических основ развития поликультурной языковой личности обучающегося в процессе соизучения языков, культур и цивилизаций;

- концентрация на ценностно-ориентационном содержании культуроведческого образования средствами соизучаемых языков и исследование диапазона социализирующего воздействия иноязычного учебного общения;

- определение принципов культуроведческого образования средствами соизучаемых языков с учетом социокультурного контекста;

- обращение к проблемам отбора культуроведческого материала для учебных целей, его методического структурирования для различных образовательных контекстов и разработки технологии экспертной оценки культуроведческого наполнения учебной литературы.

В свою очередь отметим, что именно в языковой педагогике можно обратиться к проблемам построения многоуровневой модели культуроведческого образования - самообразования, а также технологий социокультурного образования средствами иностранных языков.

Таким образом, культурологический подход выступает средством реализации культуроведческого образования, задачами которого при обучении иностранным языкам являются:

- развитие культуры восприятия современного многоязычного мира;

- комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности обучаемых;

- развитие у обучающихся полифункциональной социокультурной компетенции, помогающей им ориентироваться в изучаемых типах культур и цивилизаций и соотносимых с ними коммуникативных норм и форм общения; в стратегиях социокультурного поиска в незнакомых культурных сообществах; в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях современного межкультурного общения;

- развитие культуры систематизации и интерпретации фактов;

- развитие умений описания родной культуры в терминах, понятных для членов международных сообществ;

- обучение технологиям защиты от культурного вандализма, культурной ассимиляции, культурной дискриминации;

- создание условий для культурного творчества.

Достижения этих задач обеспечивается использованием таких принципов, как дидактической кулътуросообразности, диалога культур и цивилизаций, доминирования методически приемлемых проблемных культуроведческих заданий. Остановимся на характеристике этих принципов.

Принцип дидактической кулътуросообразности, прежде всего, учитывается при отборе культуроведческого материала для учебных целей. Е.В. Кавнатская считает, что в соответствии с данным принципом при отборе фактов и событий культуры, способов их интерпретации следует:

- определить ценностный смысл и ценностную значимость отбираемых материалов для формирования у обучающихся неискаженных представлений об истории и культуре соизучаемых народов, вариативности стилей их жизни и культурообогащающих взаимовлияний;

- прогнозировать опасность проникновения искажённых культурных воззрений в учебной аудитории и возможности манипулирования культурными представлениями обучаемых;

- установить целесообразность использования культуроведчеекого материала с учётом возрастных особенностей и интеллектуального потенциала обучаемых;

- определить наличие такого культуроведческого материала, на основе которого возможно ознакомление обучающихся со способами защиты от культурной агрессии и культурной дискриминации.

Принцип диалога культур и цивилизаций требует от преподавателя анализа культуроведческого аутентичного и частично аутентичного материала с точки зрения потенциальных возможностей его использования при моделировании в учебной аудитории такого культурного пространства, погружение в которое строится по принципу расширяющего круга культур и цивилизаций.

При разработке методической модели культурологического обогащения иноязычной практики данный принцип требует ответа на вопрос о том, насколько реально создаются условия для поликультурного развития языковой личности обучающихся; для подготовки их к выполнению в обществе роли культурного посредника в ситуациях межкультурного общения; для развития у обучающихся общепланетарного мышления и этики поведения, а также таких качеств, как социокультурная наблюдательность, культурная непредвзятость, готовность к общению в инокультурной среде.

Мы согласны с мнением В.В. Сафоновой, что принцип диалога культур и цивилизаций предполагает также, что при формировании культурного пространства в условиях иноязычного учебного общения должен использовать культуроведческий материал о родной стране, который позволяет развивать у обучающихся культуру представления родной культуры в иноязычной среде, а не только интерпретировать иную культуру.

Принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий. Данный принцип ориентирует преподавателя на построение такой методической модели, при которой обучающиеся в процессе решения постепенно усложняющихся культуроведческих задач:

- тренируются в сборе, систематизации, обобщении и интерпретации культуроведческой информации;

- овладевают стратегиями культуроведческого поиска и способами интерпретации культуры;

- развивают межкультурную коммуникативную компетенцию, которая помогает им ориентироваться в соизучаемых типах культур и соотносимых с ними коммуникативных нормах, в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях современного межкультурного общения; формирует и углубляет представления не только о специфических различиях в культурах, но и об их общих чертах в общепланетарном смысле;

- участвуют в творческих работах культуроведческого и коммуникативно-познавательного характера.

В качестве методической доминанты при решении задач социокультурного образования средствами соизучаемых языков выступает иерархическая система проблемных культуроведческих заданий, при составлении которых необходимо обращать внимание на: степень достоверности материала; уровень когнитивной, языковой, речевой и социокультурной сложности; методическую приемлемость и эффективность этих заданий для подготовки обучаемых к выполнению роли культурного посредника и роли субъекта диалога культур.


Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя

Необходимость культурологической подготовки будущих учителей априори доказана большинством учёных, исследующих проблемы профессиональной школы. Это обусловлено целым рядом факторов.

Во-первых, неуклонно возрастают требования к уровню подготовки учителя, усиливается творческое начало, свобода в его деятельности, существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры. Влияние уровня культуры на успешность педагогической деятельности особенно сказывается в условиях принятия учителем ответственных решений, непредсказуемости и неопределенности последствий, отсутствия полной информации о предметной области деятельности и о результатах реализации решения (обратной связи) и чётких критериев выбора оптимальной логики решения проблемы. Кроме того, необходимо отметить, что культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания.

В-третьих, современный учитель — это человек, обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во взаимосвязи интересы общества, отдельных групп и свои личные; умеющий создавать комфортные условия для общения, жизнедеятельности, поддерживать работоспособность и устойчивость в работе различных систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры.

В-четвёртых, приобщение будущих педагогов к современной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования у них духовности. Нравственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе приобщения студенческой молодежи к нравственно-духовной деятельности, которая является основой для личностного освоения культуры.

В-пятых, активное приобщение студенческой молодежи к сокровищам мировой и народной культуры в форме духовно- творческой деятельности является, пожалуй, единственным и незаменимым средством самореализации творческой личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил. Особенно необходима культурологическая подготовка студенту педвуза, ибо его будущая профессиональная деятельность постоянно связывается с нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой действий и событий, постановкой задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и воспитания, стратегий поведения, реализацией самых разнообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий.

Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры

Компонент педагогической культуры

Педагогическую культуру (ПК) мы рассматриваем как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности. Профессиональная культура учителя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование (см. схему 1).
Признавая глубину и обоснованность системы компонентов ПК (см. схему 1), рассмотрим другую, более общую совокупность основных компонентов, включающих: аксиологический, технологический, эвристический и личностный. Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры.

1. Аксиологический компонент педагогической культуры
2. Технологический компонент педагогической культуры
3. Эвристический компонент педагогической культуры
4. Личностный компонент педагогической культуры

1. Аксиологический компонент педагогической культуры

2. Технологический компонент педагогической культуры

СХЕМА 2 СТИЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ

3. Эвристический компонент педагогической культуры

4. Личностный компонент педагогической культуры

3.1. необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя: Введение в педагогическую деятельность, В.А. Мижериков, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Пособие относится к числу актуальных и своевременных учебных книг, выходящих в связи с переходом на новое содержание педагогического образования и введением в действие новых государственных стандартов педагогического образования, отражает современные треб

3.1. необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя

Необходимость культурологической подготовки будущих учителей априори доказана большинством учёных, исследующих проблемы профессиональной школы. Это обусловлено целым рядом факторов.

Во-первых, неуклонно возрастают требования к уровню подготовки учителя, усиливается творческое начало, свобода в его деятельности, существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры. Влияние уровня культуры на успешность педагогической деятельности особенно сказывается в условиях принятия учителем ответственных решений, непредсказуемости и неопределенности последствий, отсутствия полной информации о предметной области деятельности и о результатах реализации решения (обратной связи) и чётких критериев выбора оптимальной логики решения проблемы. Кроме того, необходимо отметить, что культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания.

В-третьих, современный учитель — это человек, обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во взаимосвязи интересы общества, отдельных групп и свои личные; умеющий создавать комфортные условия для общения, жизнедеятельности, поддерживать работоспособность и устойчивость в работе различных систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры.

В-четвёртых, приобщение будущих педагогов к современной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования у них духовности. Нравственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе приобщения студенческой молодежи к нравственно-духовной деятельности, которая является основой для личностного освоения культуры.

В-пятых, активное приобщение студенческой молодежи к сокровищам мировой и народной культуры в форме духовнотворческой деятельности является, пожалуй, единственным и незаменимым средством самореализации творческой личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил. Особенно необходима культурологическая подготовка студенту педвуза, ибо его будущая профессиональная деятельность постоянно связывается с нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой действий и событий, постановкой задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и воспитания, стратегий поведения, реализацией самых разнообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий.

Введение в педагогическую деятельность

Введение в педагогическую деятельность


Успех общественных преобразований, осуществляющихся в нашем обществе, невозможен без участия в деле воспитания нового поколения учителей, обладающих новаторским стилем мышления и высокой художественной культурой. Учитель, имеющий высокие ценностные ориентиры, хороший художественный вкус, наделенный способностью к культурному самоопределению и большим творческим потенциалом, способен передать все это своим ученикам. Чтобы наделить этими качествами будущих учителей, необходима реализация культурологического подхода к их профессиональной подготовке.

Очень важным условием реализации культурологического подхода к профессиональной подготовке учителя является его духовно-нравственное развитие. Духовный потенциал специалиста определяется степенью его причастности к национально-культурным ценностям. В рамках реализации культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей большая роль должна отводиться процессу более углубленного освоения материала по отечественной художественной культуре.

Изучение материала этого раздела проводится в рамках студенческого научного общества. Это дает возможность каждому студенту осуществить индивидуально-творческий подход в процессе освоения этого материала и сформировать личный опыт творческой практической деятельности.

Кроме того, это способствует решению и еще одной задачи. В настоящее время, когда в образовательном процессе основной акцент делается на развитии абстрактно-логического мышления, образное мышление развивается недостаточно. Развитие у студентов образного мышления лучше всего осуществлять в процессе знакомства с древней культурой, поскольку важнейшей особенностью архаического сознания являлось освоение мира при помощи образных представлений [5, с. 23]. Причем, конкретно-образное мышление в ту пору явно превалировало над абстрактно-логической формой мышления [1, с. 24, 30]. Это было свойственно и древним славянам [2, с. 70], благодаря чему ими была создана богатая и самобытная художественная культура. Поэтому, желая решить проблему развития образного мышления у будущих учителей, необходимо обратить особое внимание на изучение культуры древних славян.

Метод конкретно-образных ассоциаций заключается в поиске образных соответствий в различных сферах народного художественного творчества. Например: выявить отражение образа птицы в народных песнях, загадках, быличках, сказках, пословицах, в резьбе по дереву (домовая резьба, деревянные ковши и другие бытовые предметы, вырезанные в форме птиц,), в вышивке, в женских костюмах, в русских народных говорах (напр., кокошник — от слова кокошь ‛петух’). Такой подход поможет осуществить логическую взаимосвязь между отдельными видами народного творчества, которые будут представлены во взаимодополняющем единстве. Это сообщит цельность данному интегративному материалу.

Метод опоры на язык заключается в том, чтобы попытаться выявить смысловую связь между этимологически родственными словами на основе конкретно-образных ассоциаций. Правда, это довольно трудная задача, однако попытки провести исследование в данном направлении помогут активизировать творческое мышление и привести подчас к довольно интересным результатам.

Метод исторических параллелей заключается в том, чтобы найти (по возможности) соответствующие примеры в культурах других народов. Это поможет расширить кругозор студентов и увидеть сходство между различными культурами. Также это научит рассматривать отечественную культуру в контексте мировой культуры, гармонично сочетая знания о ценностях отечественной художественной культуры с представлениями об общечеловеческих ценностях.

Кроме того, углубленное изучение отечественной культуры, ее истоков формирует интерес, понимание и любовь к народному искусству, что, в свою очередь, играет большую роль в патриотическом воспитании студентов. Это также положительно скажется на формировании профессиональных качеств будущих педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): образное мышление, культурологический подход, профессиональная подготовка будущих учителей, развитие, студент, студенческое научное общество, будущая профессиональная деятельность, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, начальная школа.

Читайте также: