Специфика повседневной профессиональной деятельности сотрудников школы

Обновлено: 04.07.2024

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.

Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.

Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т. е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

  1. умственные;
  2. дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т. д.);
  3. перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
  4. организаторские качества;
  5. волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
  6. коммуникативные;
  7. тактичность;
  8. педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
  9. динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
  10. эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
  11. оптимистическое прогнозирование;
  12. креативность [1] .

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К. К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.

Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства. Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности.

Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

Таким образом, динамическая структура личности образуется в процессе взаимодействия четырех групп качеств:

  1. социально обусловленных качеств личности;
  2. уровня ее подготовленности (опыт личности);
  3. особенностей ее отдельных психических процессов;
  4. биологически обусловленных особенностей личности (темперамент, тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки).

Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:

  1. требования как к представителю общества и исполнителю социального заказа (идейно-политические и нравственно-педагогические качества, убеждения, мотивы поведения, общеличностные качества и черты характера, чувство долга и ответственности);
  2. требования, касающиеся индивидуального опыта (теоретическая и методическая подготовленность по преподаваемому предмету, педагогическая и психологическая грамотность, специальные профессиональные умения и способности — познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские, общее развитие);
  3. требования к развитию психических процессов (педагогическое мышление, эмоционально-волевые качества);
  4. требования к психофизическим особенностям личности (состояние здоровья, темперамент, уравновешенность, приспособленность человека к требованиям профессии).

Профессиональные качества и свойства в структуре личности К. К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.

А. К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:

  1. мотивацию личности (гражданскую, познавательную, самообразовательную направленности личности);
  2. свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
  3. интегральные характеристики личности, определяющие ее неповторимость и уникальность (педагогическое самосознание; индивидуальный стиль деятельности; креативность как творческий потенциал).

Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т. д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков).

В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности учителя:

  • направленность;
  • знания;
  • способности;
  • умения.

Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.

Л. Ф. Спирин определяет направленность личности учителя как мировоззренческую позицию, определяющую систему активных отношений педагога к профессиональной деятельности и ее основному объекту — ребенку и проявляющуюся в духовных и социальных потребностях личности, в ее взглядах, в мотивах поведения, в установках, ожиданиях, идеалах [5] .

Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.

Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:

  1. выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;
  2. формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности;
  3. формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства;
  4. становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда [7] .

Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством.

Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:

  1. научно-теоретическую, отражающую степень владения учителем основами науки и учебным предметом;
  2. психолого-педагогическую, фиксирующую уровень владения основами педагогики и психологии (умение проводить научно-педагогический анализ программ и учебников; умение формулировать педагогические цели; владение знаниями возрастной физиологии, возрастной и педагогической психологии; владение методами обучения и воспитания);
  3. методическую, свидетельствующую об уровне овладения методикой обучения и воспитания (владение учебным материалом, владение учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения, умение организовать учебную и внеклассную работу по предмету и воспитательную работу) [8] .

Н. С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,

Н. В. Кузьмина определяет способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности (рефлексивный уровень) и нахождению наиболее продуктивных способов получения в ней искомых результатов (проективный уровень) [14] .

Исследования советских психологов и педагогов Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование.

В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

  1. личностные способности (характерологические черты): расположенность к детям, выдержка и самообладание;
  2. дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые способности, академические способности;
  3. организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением): организаторские способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).

Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф. Н. Гоноболин считает:

  • умения понимать ученика;
  • доступное изложение материала;
  • организаторские способности;
  • педагогический такт;
  • предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок;
  • способность проектировать качества своих учеников и др.

А. И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:

Н. В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:

  • педагогическую наблюдательность;
  • педагогическое воображение;
  • педагогический такт;
  • распределение внимания;
  • требовательность.

Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:

  • умение найти верный тон и стиль общения с детьми;
  • овладевать и управлять их вниманием;
  • выбирать оптимальный темп обучения;
  • управлять проявлением своих чувств;
  • убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся.

Педагогическая техника включает две группы умений:

  1. умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи);
  2. умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия).

Ю. И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.

Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Деятельность учителя направлена на:

  • проектирование;
  • конструирование учебного процесса и его осуществление.

Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, А. И. Щербаков и др.):

гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);

— -организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);

— -коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т. д.)).

Н. В. Кузьмина и А. И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты. [19]

Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.

Список литературы:

[1] См.: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967; Крутецкий В. Н. Психология. — М., 1980.

[2] Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 125.

[3] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — С. 134.

[4] Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — С. 36-37.

[5] Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М., 1997. — С. 11.

[6] Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — С. 22.

[7] См.: Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М., 1988.

[8] См.: Учитель-методист — наставник стажера. — М., 1988. — С. 60 — 61.

[9] Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. — М., 1979. — С. 51.

[10] Там же, с. 51 — 52.

[12] Яковлев Н. С. Записки директора школы. — М., 1987. — С. 32.

[13] Крутецкий В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983. — С. 36.

[14] См.: Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — С. 8, 14 — 15.

[15] Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. — С. 38 — 39.

[16] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — С. 146.

[17] Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. — С. 223.

[18] Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979. — С. 15

[19] См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976.

[20] Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. — С. 76.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиональная деятельность педагога в школе.

Станченко Елена Николаевна, учитель

МОУ СОШ № 16 пос. Хани Республика Саха (Якутия).

1.Проблемы современного образования.

В современном мире проблемы образования находятся в центре внимания как в экономически развитых , так и в развивающихся странах. Эти проблемы обсуждаются на международных конференциях по образованию, а также на конференциях различного уровня в отдельных странах. Такое внимание к образовательной сфере вполне объяснимо.

Образование в нашем мире обусловливает личное и общественное развитие.

В современном обществе образование:

оказывает влияние на продуктивность национальной экономики, способствует развитию науки, технологическим преобразованиям, социально- культурным изменениям, влияет на отношение человека к окружающей среде;

способствует формированию у людей умений понимать, слушать друг друга, уважительно относиться к другим культурам, иным взглядам;

играет основополагающую роль в развитии и укреплении духовного, интеллектуального и культурного сотрудничества стран;

имеет важное значение в сохранении природной среды и решении экологических проблем;

является источником развития личности, расширяет возможности человека. формирует отношение к миру, обществу, другим людям, самому себе;

способствует повышению социальной мобильности, а также доходов и качества жизни людей.

Сегодня именно образование определяет прогресс общества и всей человеческой цивилизации. Поэтому обновление современной школы, учреждений профессионального образования, всей системы образования и воспитания – актуальная задача для всех стран.

Только наличие эффективной системы образования позволит государству быть независимым и процветающим.

Обновление современной школы и образование в целом ориентировано на развитие следующих актуальных направлений: освоение школьниками информационных технологий, использование активных методов и технологий обучения, профилизация старшей школы.

В XXI веке широко внедряются инновационные формы образования и методы обучения:

информационно – коммуникативные технологии;

метапредметный подход и др.

2. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль

в осуществлении учебно-воспитательной работы.

При освещении вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно идет речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников".

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания "Заслуженный учитель", "Учитель-методист", "Старший учитель".

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

3.Особенности профессиональной деятельности педагога в школе.

Чем же занимается учитель в современной школе? Каждый к кому будет обращен этот вопрос, ответит: учит, воспитывает детей, преподает, выставляет оценки, проводит собрания с родителями.

Все эти действия педагога вполне очевидны. Вот он приходит на урок, отмечает отсутствующих, начинает спрашивать домашнее задание, вызывая учеников к доске; прохаживается по классу, наблюдая за учащимися. Потом объясняет, используя доску, карты, картины наглядные пособия. Если остается время, закрепляет то, что объяснил на уроке, потом задает домашнее задание. На первый взгляд кажется все просто и понятно.

Однако за этими видимыми учениками действиями скрывается и много других, невидимых. Что же это за действия?

Много времени занимает подготовка к уроку. Нужно просмотреть очередную тему, перечитать методические пособия, решить, какие из рекомендаций можно использовать на уроке.

В ряде случаев необходимо перечитать художественный текст, решить намеченные на урок задачи, подобрать наглядный и дидактический материал (карточки с заданиями, тесты, кроссворды и др.).

Самое трудное - продумать, как построить урок, решить в какой последовательности, что и как делать на уроке, как организовать работу разных учащихся (более сильных и более слабых, интересующихся и не интересующихся предметом), какие виды работ осуществить на уроке.

Предварительная работа учителя отражается в его плане или конспекте урока. В течении дня у педагога несколько уроков, поэтому и планов нужно составить несколько.

Дома учитель часто проверяет письменные работы учащихся (сочинения, диктанты , контрольные работы, контурные карты, рабочие тетради и др.).

Это весьма трудоемкая работа.

В начале учебного года педагог должен спланировать работу в зависимости от того, в каких классах он будет преподавать. Это так называемое календарно – тематическое планирование изучения программного материала.

В конце четверти или полугодия учитель выставляет ученикам итоговые оценки по предмету, отчитывается перед администрацией о выполнении учебной программы. Классный руководитель выставляет итоговые оценки учащихся в классный журнал и ведомости успеваемости, сообщает родителям об успехах их детей.

В течение рабочего дня педагоги обычно по графику де­журят на переменах и в столовой, поддерживая порядок и дисциплину. Учителя младших классов сопровождают детей в столовую, гардероб, организуют их отдых на пере­мене.

Учителя постоянно повышают профессиональный уро­вень: знакомятся с достижениями в областях педагогики и психологии, выступают с докладами, обсуждают проблемы развития образования, своей школы, пути совершенствова­ния обучения и воспитания детей.

Это далеко не все виды деятельности, которые выполняет учитель. Иногда ему приходится заниматься дополнительно с учениками, пропустившими занятия.

Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна.

Это профессиональная деятельность педаго­га, направленная на организацию воспитательной среды, повседневной жизни ребят, на управление образными вида­ми деятельности школьников, на оказание учащимся помо­щи в решении значимых для них проблем.

Осуществляется эта деятельность классным руководителем, педагогом - организатором, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, психологом. Но глав­ное действующее лицо — классный руководитель.

В начале года классный руководитель должен составить план воспитательной работы с классом. В плане предусма­триваются коллективные мероприятия: экскурсии, трудо­вые дела, тематические классные часы, родительские со­брания, праздники и другие занятия. По окончании уроков учителя проводят занятия кружков, секций, клубов. Эта работа тоже планируется заранее.

Деятельность классного руководителя сложна. Каждый день приносит заботы, радости, волнения, огорчения, про­блемы, которые требуют неотложного решения. Содержание, формы взаимодействия классного руководителя с воспитан­никами определяются рядом факторов: особенностями обра­зовательного учреждения, класса, возраста, потребностями учащихся и родителей, должностным статусом и функциями воспитателя, наконец, личностными качествами.

Чем занимается классный руководитель? Он изучает склонности, интересы, характеры воспитанников. Это помо­гает ему понять детей, создать благоприятные условия для развития каждого, решить проблемы учащихся, связанные с общением с одноклассни ками, учителями, родителями.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность детского коллектива: познавательную, трудовую, досуговую, спортивную, творческую и др. При этом педагог стремится стать помощником, советчиком, он побуждает детей к активности и самодеятельности. Во всех видах со­вместной деятельности классный руководитель отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей. В центре его внима­ния — воспитание духовности, привитие общечеловеческих норм нравственности.

В зависимости от возраста учеников классный руководи­тель выполняет разные роли: в младшей школе он опекун; в основной и старшей — куратор, друг, наставник. Отноше­ния между ним и воспитанниками должны выстраиваться на основе сотрудничества, сотворчества.

Кроме того, учителя несут ответственность за жизнь и здоровье детей.

Каковы права учителя общеобразовательного учреждения?

Каждый педагог имеет право на обоснованный самостоя­тельный выбор и использование методики обучения и вос­питания, учебников, пособий, методов оценки знаний обу­чающихся.

Учитель имеет право на повышение своей профессиональ­ной компетентности в высших образовательных учреждени­ях, а также в учреждениях системы переподготовки и по­вышения квалификации.

В связи со сложным характером труда педагог имеет право на удлиненный отпуск в летний период (продолжи­тельностью 56 календарных дней), на получение пенсии за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет. В регионах России педагогическим работникам также предоставляются дополнительные льготы.

Учитель имеет также и определенные обязанности. Как и права, они довольно широки. Педагог должен:

соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на ра­боту, своевременно и точно выполнять распоряжение ад­министрации;

стремиться к повышению качества педагогического про­цесса, проявлять творческую инициативу, использовать результаты инноваций;

соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, санитарии, гигиены, экологической и противопо­жарной безопасности;

быть внимательным к детям, родителям, членам педаго­гического коллектива;

систематически повышать свой профессиональный уро­вень, квалификацию, коммуни кативную культуру;

регулярно проходить медицинские осмотры.

Не каждый человек может заниматься педагогической деятельностью. Необходимо призвание. Учитель должен любить свое дело, быть увлечен процессом обучения и воспитания.

Прежде всего человек должен обладать определенными профессиональными качествами, необходимыми для выполнения конкретной профессиональ ной деятельности.

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса.

1. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. И. Прозу ментовой. — Барнаул; Томск, 1997.

2. Инновационное обучение: стратегия и практика: матери­алы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования (Сочи, 3 —10 октя­бря, 1993 г.) / под ред. В.Я.Ляудис. — М., 1994.

3. Костикова М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования: мате­риалы научно-практической конференции. — Чита, 1998. — Ч. 1.

4. Клименко Т.К. Взаимосвязь традиций и инноваций в си­стеме педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1997. — Ч. 1.

5. Лихачев Б. Т. Лекции по педагогике. — М., 1995.

6. Педагогика / под ред. Ю.К.Бабанского. — М., 1983.

7. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учеб. посо­бие. — М., 1997.


1. Проблемы современного образования.

В современном мире проблемы образования находятся в центре внимания как в экономически развитых, так и в развивающихся странах. Эти проблемы обсуждаются на международных конференциях по образованию, а также на конференциях различного уровня в отдельных странах. Такое внимание к образовательной сфере вполне объяснимо.

Образование в нашем мире обусловливает личное и общественное развитие.

В современном обществе образование:

- оказывает влияние на продуктивность национальной экономики, способствует развитию науки, технологическим преобразованиям, социально- культурным изменениям, влияет на отношение человека к окружающей среде;

- способствует формированию у людей умений понимать, слушать друг друга, уважительно относиться к другим культурам, иным взглядам;

- играет основополагающую роль в развитии и укреплении духовного, интеллектуального и культурного сотрудничества стран;

- имеет важное значение в сохранении природной среды и решении экологических проблем;

- является источником развития личности, расширяет возможности человека. формирует отношение к миру, обществу, другим людям, самому себе;

- способствует повышению социальной мобильности, а также доходов и качества жизни людей.

Сегодня именно образование определяет прогресс общества и всей человеческой цивилизации. Поэтому обновление современной школы, учреждений профессионального образования, всей системы образования и воспитания — актуальная задача для всех стран.

Только наличие эффективной системы образования позволит государству быть независимым и процветающим.

Обновление современной школы и образование в целом ориентировано на развитие следующих актуальных направлений: освоение школьниками информационных технологий, использование активных методов и технологий обучения, профилизация старшей школы.

В XXI веке широко внедряются инновационные формы образования и методы обучения:

- информационно — коммуникативные технологии;

- метапредметный подход и др.

2. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы.

При освещении вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно идет речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

3. Особенности профессиональной деятельности педагога в школе.

Чем же занимается учитель в современной школе? Каждый к кому будет обращен этот вопрос, ответит: учит, воспитывает детей, преподает, выставляет оценки, проводит собрания с родителями.

Все эти действия педагога вполне очевидны. Вот он приходит на урок, отмечает отсутствующих, начинает спрашивать домашнее задание, вызывая учеников к доске; прохаживается по классу, наблюдая за учащимися. Потом объясняет, используя доску, карты, картины наглядные пособия. Если остается время, закрепляет то, что объяснил на уроке, потом задает домашнее задание. На первый взгляд кажется все просто и понятно.

Однако за этими видимыми учениками действиями скрывается и много других, невидимых. Что же это за действия?

Много времени занимает подготовка к уроку. Нужно просмотреть очередную тему, перечитать методические пособия, решить, какие из рекомендаций можно использовать на уроке.

В ряде случаев необходимо перечитать художественный текст, решить намеченные на урок задачи, подобрать наглядный и дидактический материал (карточки с заданиями, тесты, кроссворды и др.).

Самое трудное — продумать, как построить урок, решить в какой последовательности, что и как делать на уроке, как организовать работу разных учащихся (более сильных и более слабых, интересующихся и не интересующихся предметом), какие виды работ осуществить на уроке.

Предварительная работа учителя отражается в его плане или конспекте урока. В течение дня у педагога несколько уроков, поэтому и планов нужно составить несколько.

Дома учитель часто проверяет письменные работы учащихся (сочинения, диктанты, контрольные работы, контурные карты, рабочие тетради и др.).

Это весьма трудоемкая работа.

В начале учебного года педагог должен спланировать работу в зависимости от того, в каких классах он будет преподавать. Это так называемое календарно — тематическое планирование изучения программного материала.

В конце четверти или полугодия учитель выставляет ученикам итоговые оценки по предмету, отчитывается перед администрацией о выполнении учебной программы. Классный руководитель выставляет итоговые оценки учащихся в классный журнал и ведомости успеваемости, сообщает родителям об успехах их детей.

В течение рабочего дня педагоги обычно по графику дежурят на переменах и в столовой, поддерживая порядок и дисциплину. Учителя младших классов сопровождают детей в столовую, гардероб, организуют их отдых на перемене.

Учителя постоянно повышают профессиональный уровень: знакомятся с достижениями в областях педагогики и психологии, выступают с докладами, обсуждают проблемы развития образования, своей школы, пути совершенствования обучения и воспитания детей.

Это далеко не все виды деятельности, которые выполняет учитель. Иногда ему приходится заниматься дополнительно с учениками, пропустившими занятия.

Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна.

Это профессиональная деятельность педагога, направленная на организацию воспитательной среды, повседневной жизни ребят, на управление образными видами деятельности школьников, на оказание учащимся помощи в решении значимых для них проблем.

Осуществляется эта деятельность классным руководителем, педагогом — организатором, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, психологом. Но главное действующее лицо — классный руководитель.

В начале года классный руководитель должен составить план воспитательной работы с классом. В плане предусматриваются коллективные мероприятия: экскурсии, трудовые дела, тематические классные часы, родительские собрания, праздники и другие занятия. По окончании уроков учителя проводят занятия кружков, секций, клубов. Эта работа тоже планируется заранее.

Деятельность классного руководителя сложна. Каждый день приносит заботы, радости, волнения, огорчения, проблемы, которые требуют неотложного решения. Содержание, формы взаимодействия классного руководителя с воспитанниками определяются рядом факторов: особенностями образовательного учреждения, класса, возраста, потребностями учащихся и родителей, должностным статусом и функциями воспитателя, наконец, личностными качествами.

Чем занимается классный руководитель? Он изучает склонности, интересы, характеры воспитанников. Это помогает ему понять детей, создать благоприятные условия для развития каждого, решить проблемы учащихся, связанные с общением с одноклассниками, учителями, родителями.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность детского коллектива: познавательную, трудовую, досуговую, спортивную, творческую и др. При этом педагог стремится стать помощником, советчиком, он побуждает детей к активности и самодеятельности. Во всех видах совместной деятельности классный руководитель отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей. В центре его внимания — воспитание духовности, привитие общечеловеческих норм нравственности.

В зависимости от возраста учеников классный руководитель выполняет разные роли: в младшей школе он опекун; в основной и старшей — куратор, друг, наставник. Отношения между ним и воспитанниками должны выстраиваться на основе сотрудничества, сотворчества.

Кроме того, учителя несут ответственность за жизнь и здоровье детей.

Каковы права учителя общеобразовательного учреждения?

Каждый педагог имеет право на обоснованный самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, пособий, методов оценки знаний обучающихся.

Учитель имеет право на повышение своей профессиональной компетентности в высших образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

В связи со сложным характером труда педагог имеет право на удлиненный отпуск в летний период (продолжительностью 56 календарных дней), на получение пенсии за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет. В регионах России педагогическим работникам также предоставляются дополнительные льготы.

Учитель имеет также и определенные обязанности. Как и права, они довольно широки. Педагог должен:

- соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на работу, своевременно и точно выполнять распоряжение администрации;

- стремиться к повышению качества педагогического процесса, проявлять творческую инициативу, использовать результаты инноваций;

- соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, санитарии, гигиены, экологической и противопожарной безопасности;

- быть внимательным к детям, родителям, членам педагогического коллектива;

- систематически повышать свой профессиональный уровень, квалификацию, коммуникативную культуру;

- регулярно проходить медицинские осмотры.

Не каждый человек может заниматься педагогической деятельностью. Необходимо призвание. Учитель должен любить свое дело, быть увлечен процессом обучения и воспитания.

Прежде всего человек должен обладать определенными профессиональными качествами, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности.

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса.

1. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. И. Прозументовой. — Барнаул; Томск, 1997.

2. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования (Сочи, 3 —10 октября, 1993 г.) / под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994.

3. Костикова М. Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1998. — Ч. 1.

4. Клименко Т. К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1997. — Ч. 1.

5. Лихачев Б. Т. Лекции по педагогике. — М., 1995.

6. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.

7. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учеб. пособие. — М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, учитель, педагог, ребенок, современная школа, урок, воспитательная работа, воспитательный процесс, домашнее задание, значительный вклад.

Похожие статьи

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Использование современных технологий в воспитательной.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Изменение роли учителя в современной школе

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Сотрудничество классного руководителя.

Система работы администрации школы, учителей-предметников, классного руководителя должна

Классный руководитель и учителя-предметники решают общие образовательные и воспитательные задачи.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации.

Особенности воспитательной деятельности классного.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей.

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике.

Роль учителя в современной школе. Автор: Горохова Юлия Витальевна.

Какую роль он отводил учителю в образовательном процессе?

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Построение образовательной среды современной школы.

Роль и миссия учителя в современном образовательном.

учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний, информационный тип общества, учебный процесс, современная начальная школа, значительная роль, гуманитарное мышление, роль учителя. Творчество педагога как норма.

Понятие и сущность профессиональной деятельности классного руководителя современной общеобразовательной школы

Классный руководитель – это авторитетный педагог, который имеет стаж работы в общеобразовательной школе не менее пяти лет, ему поручается вести организованную и целенаправленную воспитательную работу с учащимися конкретного класса.

Классный руководитель параллельно с осуществлением воспитательной работы с определенным классом ведет преподавание одного из учебных предметов.

Классный руководитель является центральным лицом воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. Его назначение осуществляется директором школы, из числа наиболее авторитетных и опытных педагогов.

Основной задачей классного руководителя является организация целенаправленной учебно-воспитательной работы в вверенном ему классе.

Вся учебно-воспитательная работа, которую проводит классный руководитель, организуется во внеурочное время, по заранее составленному плану. В ходе данной работы классный руководитель занимается воспитанием коллективизма, укреплением дисциплины, повышением уровня знаний.

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе школы. Ответственность за их выполнение он несет перед руководством школы и органами народного образования.

Таким образом, деятельность классного руководителя общеобразовательной школы многогранна и разностороння. Достижение поставленной цели возможно только в том случае, если работа осуществляется классным руководителем по определенной системе.

Система работы классного руководителя современной общеобразовательной школы

Готовые работы на аналогичную тему

Система работы классного руководителя – это совокупность взаимосвязанных воспитательных мероприятий, направленных на достижение определенной цели воспитания.

Система работы классного руководителя предусматривает продуманный набор материала, который доступен для освоения учащимися, а также умелое использование им наиболее эффективных методов и средств воздействия на учащихся.

Система включает в себя следующие компоненты:

Совокупность всех разделов работы классного руководителя современной общеобразовательной школы составляет сложную систему, являющуюся основой его профессиональной деятельности.

Педагогические требования к классному руководителю

Классный руководитель, в отличие от других педагогов, выполняет дополнительные функции, которые очень важны для воспитания учащихся и формирования у них социально значимых личностных качеств. Именно поэтому классный руководитель должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и иметь ряд личностных качеств.

Педагогические требования, предъявляемые к личности классного руководителя современной общеобразовательной школы:

Читайте также: