Специфика педагогического исследования кратко

Обновлено: 04.07.2024

Любое исследование в области педагогики считает своей целью получение новых представлений о совершенствовании и эффективности учебного и воспитательного процесса в различных областях, а также усовершенствование тех средств и методов педагогического воздействия, которые уже существуют. Педагогика находится на стыке многих наук: общественных, гуманитарных, медицинских, биологических и даже технических. Примером тому – теория и методика профессионального обучения в области компьютерных технологий. Однако организация педагогического исследования по своей структуре, направленности и методологической основе имеет ряд особенностей.

Прежде всего, следует отметить, что педагогические исследования по своей сути неоднородны: их условно можно подразделить на три группы:

  • Фундаментальные,
  • Прикладные,
  • Методические разработки.

Фундаментальные педагогические исследования

Фундаментальные педагогические исследования в своей первооснове имеют теоретические положения, обобщения о сути, характере и взаимосвязи педагогических явлений, теоретические концепции, которые могут послужить отправной точкой развития педагогических систем на основе научно-обоснованного прогнозирования и выявления закономерностей. К результатам таких исследований можно отнести, например, концепцию В.Ф. Шаталова, новые направления в педагогической науке, — в частности, энвайронментальную педагогику или педагогику сотрудничества.

Прикладные педагогические исследования

Прикладные педагогические исследования направлены на более детальное изучение отдельных (частных) сторон педагогики и ученного процесса. К ним также можно отнести многие методические концепции и системы с той лишь разницей, что они, в отличие от фундаментальных педагогических исследований, не затрагивают весь характер и строй педагогической науки в целом. В качестве примера таких исследований и созданных на их основе разработок можно отнести систему подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, новаторские методики обучения иностранным языкам (например, получившую широкое распространение и признанную практически во всем мире одной из самых эффективных коммуникативную методику), различные концепции инклюзивного образования и воспитания.

Методические разработки

Методические разработки являются частью как общей педагогики, так и методики обучения и воспитания по областям знаний и представляют собой разработку конкретных методических положений и рекомендаций, состоятельность которых подтверждается экспериментальным путем. При этом основами подобных разработок всегда являются уже известные теоретические положения. Именно последняя группа исследований получила наиболее широкое распространение в практике исследовательской деятельности вузов и научно-исследовательских институтов как в России (где многие из них существуют на базе Российской Академии Образования), так и за рубежом.

Особенности организации педагогического исследования

Решение подобной проблемы является целью исследования, то есть тем, ради чего оно проводится. Но для того, чтобы эта цель была достигнута, необходимо определиться с выбором объекта, предмета и задач исследования, а впоследствии с его ходом. Следует отметить, что цели и задачи исследования – понятия не синонимичные: достижение одной цели может потребовать решения нескольких (и даже многих) задач. Например: провести анализ научной литературы по проблеме исследования, выявить уровень сформированности навыков и умений на момент начала исследования, разработать методическую технологию и проверить на практике ее методическую состоятельность.

Выявленная методическая состоятельность и эффективность разработанной методической технологии, концепции или системы является критерием научной новизны. Это действительно по праву можно считать новшеством в науке, ранее не известным.

Большинство исследований, посвященных теории и методике обучения и воспитания, предполагает наличие экспериментальной фазы, которая, как правило, включает в себя три этапа:

  • Констатирующий – когда педагогом-исследователем путем изучения сформированности навыков и умений в избранной части учебного процесса на момент начала исследования констатируется их уровень;
  • Обучающий – когда разработанная исследователем методическая технология или система внедряется в учебный процесс и ведется наблюдение в течение длительного периода времени за тем, насколько эта технология или система эффективна, и не влечет ли ее использование снижение качества учебного процесса в целом;
  • Контрольный – когда проводится в масштабе определенной выборки сравнительный анализ результатов уровня сформированности тех или иных навыков и умений среди тех участников выборки, в работе с которыми данная технология была использована, и среди тех, в процессе обучения которых она не была задействована. На основании обработки результатов контрольного этапа эксперимента можно делать выводы об эффективности данного нововведения.

Современные педагогические исследования часто публикуются в виде монографий, диссертационных работ, учебных пособий и методических рекомендаций.

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Каждое научное изыскание обязательно должно быть спланировано, продуманно. Важно чтобы все действия и решения были логичными и последовательными.

Особенности педагогического исследования

Педагогическое исследование обладает рядом специфических черт.

Во-первых, объектом исследования выступают результаты учащихся, поведение или отношения индивидов, задействованных в педагогическом процессе. Практически 90% педагогических научных изысканий призваны решить актуальные проблемы системы образования, педагогики и психологии.

Главные составляющие педагогического исследования

Из чего состоит педагогическое исследование?

Во-вторых, в педагогическом исследовании возможно использование как общенаучных, так и специфических методов. Для сбора информации и проверки гипотезы обязательно проведение эксперимента.

В-третьих, педагогические исследования напрямую затрагивают жизнь учащихся и педагогов. Они устанавливают способы взаимодействия преподавателей и школьников/студентов, методы обучения, достоинства и недостатки каждого способа освоения программы, образовательные стандарты и т.д.

Педагогическое исследование призвано привнести новшества в образовательную среду, улучшить ее отдельные элементы и стороны.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Последовательность проведения педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой тщательно спланированное мероприятие. Чаще всего оно носит лабораторный характер, когда организатор учитывает максимум факторов, регулирует условия проведения, вмешивается в образовательный процесс, проверяя действие выдвинутой идеи.

Программа педагогического исследования

Основные этапы программы педагогического исследования

В программе педагогического исследования выделяют два основных этапа: методологический и процедурный.

Методологическая стадия предполагает планирование исследования: определение цели, задач, формулирование гипотезы, конкретизацию объекта и предмета, методов изучения и решения проблемы. На данном этапе целесообразно провести предварительный сбор информации, изучить существующие методы решения проблемы, их пробелы.

Процедурная стадия предназначена для проведения эксперимента и сбора доказательной базы, проверки гипотезы. Здесь организатор научного изыскания должен провести конкретные действия: наблюдение за испытуемыми, внедрение новой методики или иного мероприятия. Все полученные в ходе процедурной стадии результаты должны быть моментально зафиксированы, а в дальнейшем проанализированы.

Логика педагогического исследования

Данная категория призвана упорядочить все действия исследователя. Логика педагогического исследования предполагает, что организатор осуществляет все мероприятия в строгой последовательности. Притом каждое из реализованных действий привносит свои особенности, условия и изменения. Все запланированные сценарии должны быть логичными, следовать одно за другим.

Логика педагогического исследования строится по следующему алгоритму:

На этом этапе автор научного изыскания должен определиться с темой, выделить интересующую его и в то же время актуальную проблему, ознакомиться с популярными и действующими методиками, теоретическими аспектами, а затем выдвинуть собственное предположение-решение.

С чего начать педагогическое исследование?

Основные этапы подготовки педагогического исследования

Здесь автор научной работы должен ознакомиться с существующими принципами и теориями, а затем провести собственный эксперимент для подтверждения или опровержения выдвинутой им гипотезы. Важно, чтобы ход исследования был подробно расписан, а все полученные информационные данные приложены к работе в полном объеме.

Здесь организаторы чаще всего прибегают к практическим (эмпирическим) методикам исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, математическое моделирование, статистическая обработка материалов и пр. В некоторых случаях возможно привлечение сторонних экспертов. Например, социальный педагог, психолог и пр. Важно собрать максимально полную теоретическую и практическую базу.

Данный этап предполагает анализ полученных результатов, сравнение с действующими стандартами, подведение итогов относительно проверки гипотезы, а также разработка рекомендаций.

Здесь исследователю важно описать ход научного изыскания, отметить наиболее важные моменты, указывающие на истинность или ложность его идеи.

Педагогическое исследование может носить, как практический, так и теоретический характер. Организатору необходимо тщательно разобраться в изучаемой теме, проблеме и предложить радикальные меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса или научной мысли. Все мероприятия в дальнейшем формируются в отдельный проект, который подлежит защите и публикации в виде монографии, диссертации и пр.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое исследование: принцип, этапы, методы.

"Нет ничего практичнее хорошей теории"

Роберт Кирхгоф (1824–1887)​

Педагогика существует как наука и как практика. Педагогика всегда выступает синтетической наукой и включает в себя несколько направлений. В современной педагогике научные исследования и их практическая реализация осуществляется по следующим направлениям:

педагогическая антропология, то есть развитие человека в обучении и воспитании, в зависимости от возрастных периодов, индивидуальные технологические особенности развития человека, а также изучает содержание сущности и структуры педагогического воздействия;

педагогическая аксиология, то есть нравственное, моральное воспитание, правовое образование, процессы формирования социально- и личностно-значимых, а также жизненно-значимых ценностей;

педагогическая социология, то есть организация и управление учебно-воспитательным процессом, различными педагогическими системами, а также школой, как социальным институтом;

педагогическая культурология, то есть содержание обучения и воспитания человека – основные нормативные документы, пособия, учебники;

педагогическая экология, то есть содержание, структура, сущность, организация процесса учебно-познавательной и педагогической деятельности.

Педагогическое исследование организуется и осуществляется по одному из вышеназванных направлений.

Педагогическое исследование в своей основе имеет концепцию, как систему идей, реализуемых через педагогическую деятельность, то есть этапы:

постановка целей и задач;

определение объекта и предмета зависимых и независимых переменных;

определение принципов исследования, отражающих методологическую основу;

определение этапов и методов исследования.

Проблема исследования формируется согласно внешним и внутренним противоречиям между отдельными компонентами педагогической системы, а также между педагогической системой в целом и внешним фактором, влияющими на педагогическую систему.

Гипотеза – система предположений об изменении зависимых переменных в результате действия независимых.

Зависимые переменные есть педагогические явления, различного рода психические свойства, изменяемые в ходе исследования.

Независимые переменные есть педагогические средства, используемые в исследовании.

Объект – область исследования.

Предмет – конкретная, интересуемая часть области исследования.

Цель исследования – это планируемый результат.

Принципы исследования – система регулятивных норм, которые определяют научность и практическую значимость исследования.

Методы педагогического исследования – это пути, способы познания объективной реальности. Методы педагогических исследований делятся на следующие:

методы изучения педагогических явлений,

а) теоретический (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование, конструирование и т.д.);

б) эмпирический (изучение литературы, наблюдение, анкетирование и т.л.);

2) методы обработки результатов педагогических исследований:

а) качественные (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование, классификация);

б) количественные (оценка в баллах, преимущественно методы математической статистики).

Особенности педагогических исследований:

характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания;

эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам запрещены;

в педагогике выводы формируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме.

Любое исследование должно отвечать ряду критериев:

- валидность (методы должны измерить какое-то явление);

- репризатотивность (распространенность результатов).

Конечной целью любого педагогического исследования является выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, установление закономерности.

Принципы исследования система регулятивных норм, которые определяют научность и практическую значимость исследования:

принцип формальнологический (характеризует внутренние и внешние противоречия);

принцип историзма (изучение явления в процессе его развития);

принцип сопоставимости теории и практики.

Любая теория должна преломляться в практику, вырабатывая методику и технологию.

1. Научное исследование-это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Под исследованием в области педагогике понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Наука-это лишь одна форма общественного сознания. Но педагогическая деятельность может найти отражение не только в ней. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Стихийно-эмперическое знание первично. Оно существовало всегда и существует ныне: получение знаний не отдельно от практической деятельности людей. Источником знания являются разнообразные практические действия с объектами.

Специфика научного познания состоит прежде всего в том, что научной работой занимаются специальные группы людей, а стихийно-эмперическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно нацелено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.

В истории науки создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эмпирическое познание такими средствами не располагает.

Специфика научного исследования по педагогике.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогике или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Педагогические исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна педагогического исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели выявления проблемы, тенденции, направления.

Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.

Цель в педагогическом исследовании должна быть направлена на получение нового научного значения о педагогическом процессе.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Никогда нельзя ставить перед собой глобальные цели, их невозможно достигнуть,они должны быть сформулированы конкретно и достижимо. Цель исследования обычно составляет решение проблемы. Цель - переформулированная проблема.

3. Основные подходы к классификации научных исследований:

1) целостный подход; 2) личностный подход; 3) деятельностный подход;

4) полисубъектный подход; 5) культурологический подход; 6) этнопедагогический подход; 7) антропологический подход.

Системный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются, не изолировано, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

Системный подход требует реализации и принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики, которая иногда неправомерно понимается как некоторая линейная цепочка, отражающая естественное движение знания от теории через эксперимент к практической деятельности.

Научно-педагогическое исследование основывается на точно установленных фактах, которые допускают их эмпирическую проверку. Оно опирается на уже известные теории, отличается целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов. В нем дифференцированно решаются эмпирические, логические и познавательные теоретические задачи, проводится четкое разграничение между твердо установленными и гипотетическими знаниями.

В наиболее кратком виде научно-педагогическое исследование можно определить как применение общего научного метода к решению проблемы в области воспитания и обучения, теории и истории педагогики.

Научное исследование представляет собой единство содержания (социальной информации), знаковой (литературной) и материально-конструктивной (технологической) формы. Оно выполняет социальную и коммуникативную функции, служит средством общения и передачи знаний между учеными и практиками. Форма исследования (вид публикации), содержание, язык должны отвечать своему социальному назначению, потребностям той группы лиц, для которой она предназначена.

Исследования в педагогике проводятся в самых различных областях: дидактике, теории воспитания, школоведении, методологии, истории народного образования и педагогики, специальной педагогике и др.

Анализ классификаций педагогических исследований показывает, что принципы деления работ основаны на учете различных целей науки и практики, требований и запросов потребителей к характеру получаемой информации

Можно выделить два основных подхода к классификации педагогических исследований: библиографический и науковедческий.

Библиографический подход основан на необходимости получать

информацию об имеющихся публикациях, отбирать работы по определенным направлениям. темам, проблемам, выявлять круг вопросов, которые изучались или обсуждались авторами. Разработка различных библиографических классификаций потребовала определения предмета педагогики, ее места и связей с другими науками.

Науковедческий подход дает возможность учитывать взаимоотношения между наукой, техникой, производственной деятельностью, цели, задачи и результаты исследования.

Все подходы правомерны. Они отражают объективные потребности различных лиц в той или иной информации. В зависимости от подхода строится соответствующая классификация.

Конкретно-научная методология каждой науки раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике - это целостный, личностный, деятельностный, полисубьектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Целостный подход в педагогике появился в противовес функциональному, при котором изучается какая-либо сторона педагогического процесса безотносительно к тем изменениям, которые происходят в это же время в нем в целом и в личности. Суть функционального подхода заключается в том, что изучение педагогического процесса осуществляется без учета его как целостности, как системы с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении поставленных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого. Главная идея целостного подхода выражается в том, что свойства целого не являются суммативным порождением свойств его элементов.

Целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

Личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Деятельностный подход тесно связан с личностным. Деятельность-это преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие – то структурные моменты, организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет её как иллюзорную, как отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно – положительная мотивация для такого освоения. Признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, ещё не есть деятельностный подход. Он требует специальной работы по формированию деятельности ребёнка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует обучения его целеполаганию и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подходвытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает своё человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат её общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подходкак конкретно – научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно – творческий.

Аксиологический аспектобусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Технологический аспектсвязан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она – её первая всеобщая определённость. Личностно – творческий аспектобусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид – носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества. В связи с этим в русле личностно – творческого аспекта культурологического подхода освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Читайте также: