Специфика общения во внеурочной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Остановимся на кратком содержании структурных компонентов.

1. Титульный лист. Должен содержать: наименование общеобразовательного учреждения; где, когда и кем утверждена данная программа; название программы; направленность; возраст детей, на которых рассчитана программа; сроки ее реализации; фамилию, имя, отчество, должность ее автора; название населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы.
2. Пояснительная записка. Должна содержать: направленность программы; ее актуальность; цели и задачи; возраст детей, их психолого-педагогическую характеристику; сроки реализации; краткое обоснование ценностных ориентиров и логика формирования содержания курса, форм и режима занятий (дел); выделение результатов (личностных, метапредметных, возможно предметных), на которые может оказать влияние реализуемый курс.
3. Учебно-тематический план. Должен содержать: перечень разделов, тем программы; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия. Необходимо помнить, что внеурочная деятельность, является практико-ориентированной, не должна подразумевать большое количество лекционных занятий. Особое внимание нужно уделить и формам (игры, беседы, походы, экскурсии, конкурсы, конференции, выставки). Учитывается так же и каникулярное время.
4. Содержание изучаемого курса. Раздел может содержать краткое описание материала при изучении детьми тем, включенные в учебно-тематический план программы. Учитывать нужно оптимальность объема.
5. Мониторинговая карта определении личностных и метапредметных результатов освоения курса.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установок обучающихся, отражение их индивидуально-личностных позиций, специальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты предполагают освоение обучающимся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.
6. Описание методического (УМК) и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Структура методического обеспечения курса (УМК) может предполагать совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала и дополнительных рекомендации по эффективному внедрению курса.
В самом общем виде комплексное учебно-методическое обеспечение может быть представлено тремя компонентами:
1. информационное обеспечение: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, справочники;
2. алгоритмы деятельности: инструкционные карты, лабораторно-практические задания, задачники, демонстрационные и раздаточные учебные материалы;
3. контрольно-измерительные материалы: сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты и др.
7. Список литературы. Должен содержать перечень публикаций и электронных источников, в которых дана важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для детей и их родителей, участвующих в реализации избранного курса.
Таким образом, внеучебная деятельность – это обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьника, которая должна усилить интерес к изучению того или иного элемента. Роль внеурочной деятельности велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц. Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному постижению учащимися предмета, развивает их познавательные интересы и способности. Во взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда эта взаимосвязь нарушается, и внеурочная деятельность строится лишь на узком интересе учащихся, ученик может плохо успевать по предмету. Практика показывает, что только в гармонии урочной и внеурочной деятельности можно достичь высоких образовательных результатов.


В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования взаимодействия детей в процессе и вследствие этой деятельности.

Ключевые слова: культура межличностного общения, внеурочная деятельность, формирование культуры, общение младших школьников

В настоящее время перед обществом остро стоит проблема развития социального взаимодействия людей в целом и младших школьников в частности. Современному школьнику необходима стабильная способность понимания себя и окружающих людей, своих отношений с другими членами общества, предсказывания межличностных событий. Только на таком фундаменте можно вырастить и воспитать сознательную, требовательную по отношению к себе и своему делу, творческую личность, способную оперативно действовать в изменчивых условиях жизни, умеющей строить межличностное общение. Но не во всех случаях этот фундамент строится удачно.

Существует острая проблема детских взаимоотношений, притягивающая внимание не только педагогов, но и психологов. Изучение ! вопроса межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми имеет большое значение для общества.

Межличностные отношения формируются в дошкольном возрасте и наиболее прогрессируют в младшем школьном возрасте. Навыки первых межличностных отношений являются основой для развития личности ребенка.

Межличностные отношения детей являются важнейшим жизненным звеном. Дети, общаясь друг с другом, получают удовольствие, поэтому тянутся и наиболее охотно участвуют в коллективных занятиях, стремясь к сотрудничеству.

Становление культуры межличностных отношений, начиная со школьной скамьи, является социально значимым для всего общества нашей страны. Уровень сформированности навыка межличностных отношений показывает степень успешности освоения программы школьного образования.

Важнейшим условием для гармоничного развития ребенка является его взаимодействие со сверстниками и прочими людьми во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, предполагающей неформальное общение. В процессе коллективной внеурочной деятельности происходит социальное становление личности: ребенок осваивает жизненные ценностные ориентиры; перенимает важный социальный опыт; учится правильно воспринимать окружающую действительность; формирует интересы, влияющие на всю дальнейшую жизнь; учится социальному межличностному взаимодействию.

Автором была предложена гипотеза, которая основана на идее о том, что процесс формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности будет наиболее результативным, если:

‒ обоснована внеурочная деятельность как фактор формирования культуры межличностного общения младших школьников;

‒ разработана и введена модель формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности;

‒ выявлены и обоснованы условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности.

Отталкиваясь от положений ФГОС ООО нового поколения, определено, что среда воспитания и развития учащихся в условиях воспитательного процесса общеобразовательной школы включает в себя урочную, внеурочную и общественно-значимую деятельность. В исследовании была поставлена задача изучения внеурочной деятельности как фактора формирования культуры межличностных отношений младших школьников.

На данной основе было определено содержание и организация внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста: повышение уровня духовно-нравственного развития, ведущая роль учителя, расширение форм деятельности, коллективного взаимодействия, выявление и применение способностей, интересов, возможностей и склонностей школьников, требования к результатам деятельности, ее познавательный характер, коррекция условий, необходимых для индивидуального развития каждого ученика.

Основываясь на положениях ФГОС ООО, нами была проведена опытно — экспериментальная работа, направленная на выявление воспитательного воздействия внеурочной деятельности на формирование культуры межличностных отношений младших школьников, и создана педагогическая модель формирования культуры межличностных отношений младших школьников, эффективность которой была проверена в экспериментальной работе.

  1. Организация внеурочной деятельности, направленной на формирование культуры межличностных отношений младших школьников.
  2. Разработка и применение диагностического аппарата, направленного на выявление уровня сформированности межличностных отношений младших школьников.
  3. Анализ, оценка и коррекция процесса формирования культуры межличностных отношений младших школьников.

Основные принципы, на которых было основано наше экспериментальное исследование: учет индивидуальных особенностей младшего школьного возраста и его специфики, принцип культурологического подхода, принцип связи обучения с жизнью, принцип добровольности, принцип сотрудничества.

‒ разработка педагогической диагностики;

‒ изучение индивидуальных особенностей младших школьников;

‒ разработка и организация мероприятий внеклассной деятельности, направленной на формирование культуры межличностных отношений младших школьников;

‒ влияние педагога на учащихся посредством требований, убеждения, поощрения, нравоучения, личного авторитета, приказов, совета, личного примера, просьбы;

‒ создание определенных ситуаций, заставляющие учащихся пересматривать свое личное отношение к происходящему, проявлять характер, выражать позицию, формировать положительные межличностные отношения, совершать поступки;

‒ выявления причин, по которым младший школьник потерпел неудачу, добился успехов, а также рассмотрение путей преодоления возникших трудностей;

‒ общение при личном контакте.

Предполагаемый результат работы:положительная динамика, рост культуры межличностных отношений младших школьников.

Также в исследовании было сформулировано несколько педагогических условий формирования культуры межличностного общения младших школьников:

  1. Организация детского коллектива и его сплочение, что способствует развитию личности младшего школьника, совершенствованию характера взаимоотношений между участниками коллектива, повышению уровня развития коллектива.
  2. Организация участия младших школьников в общественно значимой деятельности, направленной на удовлетворение потребности детей в общении не только со сверстниками, но и взрослыми, формирование навыков сотрудничества.
  3. Использование индивидуально ориентированных средств и форм формирования культуры межличностных отношений младших школьников.
  4. Взаимодействие с семьями учащихся и сотрудничество с ними, целью которого является приобретение ими опыта и знаний формирования культуры межличностных отношений у младших школьников в условиях семьи.
  5. Достижение воспитательных результатов в личностном и метапредметном развитии младшего школьника, которые будут являться подтверждением сформированности культуры межличностных отношений.

Таким образом, проделанная работа по формированию культуры межличностных отношений, а также повторно проведенная диагностика, позволившая определить динамику развития межличностных отношений между младшими школьниками, доказали эффективность внеурочных занятий. Подтвердилась гипотеза, основанная на идее о том, что процесс формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности будет наиболее результативным, если:

‒ дана сущностная характеристика культуры межличностного общения младших школьников;

‒ обоснована внеурочная деятельность как фактор формирования культуры межличностного общения младших школьников;

‒ разработана и введена модель формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности;

‒ выявлены и обоснованы условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности.

Экспериментально проверены педагогические условия формирования культуры межличностного отношения младших школьников во внеурочной деятельности:

1) сплочение детского коллектива, что способствует развитию личности младшего школьника, повышению уровня коллективизма, совершенствованию характера взаимоотношений участников коллектива;

2) организация участия младших школьников в общественно-значимой деятельности, удовлетворяющей потребности в общении со взрослыми и сверстниками и способствующей формированию навыков сотрудничества;

3) использование индивидуально ориентированных форм и средств формирования культуры межличностных отношений младших школьников;

4) взаимодействие с семьями учащихся с целью приобретения ими опыта и знаний формирования культуры межличностных отношений младших школьников в условиях семьи;

5) достижение воспитательных результатов в личностном и метапредметном развитии младшего школьника, что будет являться подтверждением сформированности культуры межличностных отношений.

Их внедрение в образовательный процесс школы во внеурочное время, согласно проведенному экспериментальному исследованию, будет способствовать эффективному развитию личностно значимого смысла умения создавать и поддерживать позитивные межличностные отношения, способствующие избеганию конфликтов, поддержанию баланса в совместной деятельности и личном общении.

Однако проведенное исследование не раскрывает полностью изучаемую проблему. Дополнения требуют такие темы, как подготовка педагогов к формированию культуры межличностного общения младших школьников, сотрудничество педагогических коллективов с учреждениями дополнительного образования, касающегося изучаемой проблемы и т. п.

  1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций // Психология / Л. С. Выготский. — М., 2002.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М., 2014.
  3. Замолоцких, Е. Г. Теория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников: Дис. … д-ра пед. наук / Е. Г. Замолоцких. — М., 2005.
  4. Козлова, Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед наук / Е. В. Козлова. — Оренбург, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, межличностное общение, школьник, формирование культуры, отношение, младший школьник, младший школьный возраст, условие формирования культуры, детский коллектив, метапредметное развитие.

Ключевые слова

внеурочная деятельность, культура межличностного общения, формирование культуры, общение младших школьников

культура межличностного общения, внеурочная деятельность, формирование культуры, общение младших школьников

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников.

- формирование культуры отношений младших школьников формируется только в том случае, если он чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны педагога. Эмоциональное отношение учителя определяет характер эмоциональных переживаний детей.

Роль межличностных отношений в психологическом развитии.

В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений.

Особенности формирования межличностных отношений.

Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на

Ключевые слова: младший школьник, межличностные отношения, психологический климат

Изучив актуальный уровень развития межличностных отношений младших школьников.

Игра как метод формирования межличностных отношений.

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений.

Формирование экологической культуры младших школьников.

Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе.

Цель: формирование нового экологического сознания и мировоззрения у школьников, повышение экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях реализации программы.

Социально-психологические аспекты развития межличностных.

В основе развития межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников лежит потребность в общении, и эта потребность с возрастом изменяется. Данная потребность удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член детского коллектива занимает.

Внеурочная деятельность младших школьников

Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития.

Организационно-педагогические условия социально.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, КТД, младший школьник, методы, приёмы.

В школьном коллективе обеспечивается всестороннее развитие личности и создаются

Внеурочная деятельность — это один из видов деятельности школьников.

Социально-коммуникативное развитие младших школьников.

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Формирование социально-коммуникативных универсальных действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, коммуникативная компетенция.

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции в начальной школе. Представлена актуальность проблемы, характеристика коммуникативной компетенции, особенности компетенции в младшем школьном возрасте, рассмотрены методы обучения, формирующие коммуникативную компетенцию, характеристика внеурочной деятельности в начальной школе. Так же проанализирован педагогический опыт по формированию коммуникативной компетенции в начальной школе, где доказывается возможность ее формирования у младших школьников во внеурочной деятельности.

В современном обществе общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Достижение данных требований становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые формируют не только в учебной деятельности, но и во внеурочной.

Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования коммуникативных навыков младшего школьника. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить готовность и способность к сотрудничеству обучающегося с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми [1].

С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает:

  • эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
  • когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
  • поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.) [5].

Коммуникативная компетенция младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми: большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне (ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет). В общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения. Эти методы обучения имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции обучающихся наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация методов обучения. [4].

В соответствии с ФГОС НОО коммуникативные компетенции личности формируются не только в процессе урочной, но и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность, направленная на формирование коммуникативных компетенций младших школьников, обладает определенной спецификой. К числу таких особенностей следует отнести, во-первых, преобладание диалогических, дискуссионных форм взаимодействия учителя и учащегося; во-вторых, широкое участие в подготовке, проведении и рефлексии происшедшего на занятии самих обучающихся; в-третьих, метапредметную и личностную проблематику; в-четвертых, деятельностную структуру, предполагающую активность младшего школьника, наличие конечного результата; в-пятых, педагогическое разнообразие форм. Наиболее популярными формами внеурочной деятельности, способствующими эффективному формированию коммуникативных компетенций младших школьников, можно назвать внеурочные аудиторные занятия, образовательные путешествия, сценические действа (спектакль, акция и т.д.), игры и соревнования, квесты, досугово-развлекательные мероприятия. Тематика их разнообразна, содержание преимущественно развивающее [7].

После диагностики самооценки уровня коммуникативного развития, она провела обследование обучающихся в этом же классе по критериям оценки уровня речевого развития обучающихся, составленными учителями-логопедами Богаковой С.Е., Князьковой Т.Н., Плоскиной О.В., Лысюк С.Н., Телковой.

По данным обследования высокий уровень – имеют только 16% обучающихся (4 человека). Эти обучающиеся активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учётом ситуации, легко входят в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражают свои мысли, средний уровень – 28% (7 человек) – слушают и понимают речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Ниже среднего – 32% (8 человек) - слушают и понимают собеседника, но сами неохотно вступают в диалог, затрудняются вести его, участвуют в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражают свои мысли. Низкий 16% (4 человека) - малоактивны и малоразговорчивы с детьми и педагогами, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их. Очень низкий – 8% (2 человека) - неактивны и неразговорчивы.

По результатам диагностик, педагог начала работу по формированию коммуникативной компетенции младших школьников посредством внеурочной деятельности [2].

Направления системы организации ее внеклассной работы:

  • организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами);
  • организация работы с одаренными детьми.

Так же, Наталья Владимировна использует современные педагогические технологии:

  • технология развития критического мышления (ТРКМ) авт. Шамова Т.И., Давыденко Т.Н.;
  • технология проблемного диалога (Е.Л.Мельникова).

Работая по данной системе в течение трех лет, педагог провела промежуточное мониторинговое исследование коммуникативной компетенции младших школьников.

  • высокий уровень – 17%;
  • средний уровень – 61%;
  • низкий уровень – 21%.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна [2].

Внеурочная деятельность школьников – понятие, включающее все различные виды деятельности младших школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, социализации.

Можно отметить, что внеурочная деятельность оказывает особое влияние на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы. Личность младшего школьника развивается в общении, творчестве и неформальной обстановке, вместе с тем, внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения младших школьников, их мыслительные способности и дарования, склонности детей, расширяет их кругозор и воспитывает в них высокие нравственные качества.

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) Игровая деятельность;

2) Познавательная деятельность;

3) Проблемно-ценностное общение;

4) Досугово-развлекательная деятельность;

5) Художественно – эстетическое творчество;

6) Социальное творчество;

7) Трудовая деятельность;

8) Спортивно-оздоровительная деятельность;

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативных учебных действий.

Каково же значение коммуникативной компетенции младшего школьника?

Во - первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски, его реальный ответ будет хуже имеющих знаний, и соответственно, оценка будет ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности.

В - третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия будущей жизни.

Исходя, из выше изложенного, во внеурочное время, в своём классе я стараюсь использовать разные формы виды работ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.

1) мы много рассказываем с учащимися на определенные темы. (О природе, о здоровье, семье и т. д.)

3) Проводим диалогическую форму общения.

Сюда входят ролевые, деловые, познавательные игры. Некоторые дети участвуют в качестве ведущих на мероприятиях. Участвуют в проектах.

Приступая к работе нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

Однако я думаю, что формирование базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен урок, личность развивается в общении, в неформальной обстановке.

Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы:

-повышает эрудицию школьников,

-создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

Составляющими коммуникативных умений являются:

-умение понимать и принимать мнение другого;

-умение решать конфликт;

-умение адекватно оценивать себя и других.

В классе я с детьми провожу разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т. д.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "даёт" ребёнку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.

Итак, внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению — не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.

1. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007.

2. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011.

Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались.

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников с нарушением слуха Доклад подготовила воспитатель структурного подразделения "Детский сад" школы - интернат №23 г. Белгород Кондрашина Маргарита Александровна.

Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников Словарный запас ребёнка-школьника является важнейшей характеристикой его интеллектуального развития. Ведь именно в 6 -7 летнем возрасте.

Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Формирование элементарных знаний о правах ребенка в коммуникативной.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Коммуникативная деятельность всегда начинается.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.

Читайте также: