Специфика эффективности туристско краеведческой деятельности в эколого образовательном процессе доу

Обновлено: 05.07.2024

“А воля, а простор, природа, прекрасные
окрестности городка, а эти душистые
овраги и колыхающиеся поля, а розовая
весна и золотистая осень разве не были
нашими воспитателями? Зовите меня
варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт
имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию
педагога…”
К.Д. Ушинский

Это, так сказать, малая Родина. А если говорить о большой… В нашем представлении Древняя Русь ассоциируется с бескрайними просторами полей, вольным полетом птицы, стремительным бегом коня.

Впечатляющий образ Руси нарисовал поэт Алексей Константинович Толстой.

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле.
Гой, ты родина моя!
Гой, ты лес дремучий!
Крик полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев, В.Н. Татищев, В.Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

По мнению Б.М. Неменского, искусство родного края – тот дои, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано.

В отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинским, Е.А.Флериной, А.П.Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Направлением нашей работы мы избрали “Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения”, что и позволяет нам решению задач оздоровления наших детей. На совещании педагогов дошкольного учреждения средством решения этой проблемы мы избрали туристско-краеведческую деятельность с детьми старшего возраста. Так как наш поселок находится в окружении полей и лесов, целью нашей работы является: научить детей замечать и любить красоту родного края.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию.

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

2. Туристско-краеведческая деятельность и ее роль в формировании личности ребенка.

Детей дошкольного возраста часто называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В процессе ознакомления дошкольников с родной природой воспитывается бережное отношение к ней. С самого раннего детства ребенок приучается беречь зеленые насаждения на своем участке, на улице, в парке, заботиться о животных, особенно о птицах, которые помогают охранять урожай полей, садов и огородов от вредителей.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, собирание грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой он бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.

Туристические походы, путешествия, экспедиции являются самой доступной и эффективной формой краеведческой работы.

И именно туристско-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.

Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.

Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.

Мы стараемся в своей работе не упустить возможность обратить внимание наших детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений в природе.

Целенаправленная систематическая работа по охране природы позволяет подключить детей к улучшению экологической проблемы родного поселка и его окрестностей.

С помощью наших воспитателей и родителей, дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав, принимают активное участие в изготовлении гербариев, поделок из природного материала.

Наш детский сад в своей работе придерживается принципов парциальной программы на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой “Наш Дом – Южный Урал”.

Работа по ознакомлению детей с историей родного края, является обязательной составной частью наших туристических прогулок, учитывая региональный компонент этой программы. Ребенок получает жизненный опыт в процессе восприятия различных предметов и явлений общественной жизни.

У ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, закладываются основы национального самопознания, формируются первичные представления о традициях и культуре народа.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Растения, накапливая лучистую энергию солнца, обогащают воздух необходимым для дыхания кислородом. Большинство из них выделяют летучие сильно пахнущие вещества, которые убивают микробов – возбудителей различных болезней. На прогулках и экскурсиях дети вдыхают чистый воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахами цветов и трав, что оздоравливает их организм.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

3. Содержание, формы и методы туристско-краеведческой деятельности в малокомплектном детском саду.

Туристско-краеведческая деятельность в нашем дошкольном учреждении имеют тесную связь с другими продуктивными видами деятельности детей: аппликацией, рисованием, трудом. Организуя данные виды деятельности с детьми мы решили приобщить дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала.

В своих работах, при изображении природных объектов, дети используют собственные впечатления от прогулок, экскурсий, наблюдений. Это делает работы детей выразительными, эмоциональными, помогает точнее изобразить их.

Также туристско-краеведческая деятельность в нашем детском саду является средством повышения задач оздоровления детей, способствует их физическому развитию, используя и дополняя навыки и умения, полученные на занятиях по физической культуре, проводимые физ.инструктором.

Наш поселок расположен в окружении реки, лесов, полей, а дошкольное учреждение расположено рядом с искусственно созданным водоемом.

Исходя из этого:
цель нашей туристско-краеведческой работы:
– научить ребенка жить в согласии с природой, замечать и любить красоту родного края.

Коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой следующие задачи:

  1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы;
  2. Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  3. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему поселку, стране;
  4. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Туризм в детском саду – это большая серьезная игра, внутри которой присутствуют другие игры.

Приобщать детей дошкольного возраста к туризму и краеведению мы начинаем со старшей группы. Программный материал подбираем в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.

То, насколько успешным будет результат нашей туристско-краеведческой деятельности, во многом зависит от регулирования нагрузки во время туристических прогулок.

Длительность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной активности на привале должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Основные показатели Первая прогулка Последующие прогулки
Длительность, км До 1,5 3,5–4,0
Продолжительность, ч До 1,5 3,5
Время непрерывного движения, мин До 15 25
Продолжительность промежуточного привала, мин Около 10 5 (иногда не проводится)
Вес рюкзака, кг 1,5 1,5

По дороге дети рассматривают цветы, деревья, прислушиваются к пению птиц, стараются уловить запахи природы.

Наша туристско-краеведческая работа предполагает три этапа:

  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности в повседневной жизни;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
  • Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;


Работа первого этапа осуществлялась в основном в игровой форме.

Задачи первого этапа мы решаем через ряд мероприятий, которые проводятся через различные формы:

– проведение тематических физкультурных занятий;
– проведение гимнастики;
– досугов и развлечений.

Предполагаемый результат I этапа:

  • дети подготовлены к участию в походах на 2–3 км.
  • Изучение азбуки туристов и законов леса;
  • Формирование навыков экологического труда.

Работа второго этапа осуществлялась с помощью трудовой деятельности детей.

Задачи второго этапа мы решается следующим образом:

  • Дети изучают туристическое снаряжение, правила укладывания рюкзака;
  • Во время путешествий дети учатся разжигать костер по всем правилам, ставить палатку;
  • Постоянно оказывают помощь в наведении порядка у озера, убирают в специальные мешки, оставленные банки, бумагу, стекло;
  • Учатся лечить растения на поврежденных местах ствола, ветки;
  • Знакомятся с легендами и историей родного края (наведением реки, улиц, памятных мест).

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, мы всю работу строим в игровой форме.

В этом помогают праздники: “День Нептуна”, “В гостях у старичка Лесовичка”, “Лесная аптека”, “Зеленая аптека”, с участием любимых сказочных героев детей – лесных обитателей, Водяного, Лешего, Лесовичка, Хозяйки медной горы и др.


Предполагаемые результаты второго этапа:

1. Дети освоили азбуку туриста и законы леса;

2. Дети с большим энтузиазмом очищают экологическую тропу, полянку, сквер, расположенный рядом с детским садом, от посторонних предметов, проявляют заботу о родной природе;

3. У детей бережное и заботливое отношение к природе, дети не пройдут мимо надломленной ветки, обязательно проявят желание “полечить”;

4. Дети рассказывают о своей улице, об истоках названия родного поселка.



  • Освоение маршрута по усложненной местности, с подъемом на гору (находящуюся вблизи плотины).

На третьем этапе ведется работа по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

1. Сформирован стойкий познавательный интерес. Задают много вопросов, пытаются сами найти ответы;

2. Гуманное отношение к окружающей природе. Дети соблюдают заповеди леса:

  • Не поднимай шума в лесу;
  • Уходя, оставляй место чистым;
  • Не рви растений и т.д.

3. Физическая выносливость. Дети без трудностей преодолевают маршрут длиной 5–6 км.

4. Достаточный объем знаний о растительном и животном мире. Это конкретные представления о системе биологических потребностей человека, животного, растений; знания основных правил поведения человека в экосистеме, обеспечивающих сохранение их целостности.

5. Сформированно эмоциональное восприятие природы.


Тематический план туристско-краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение 1)

Словарь терминов. (Приложение 2)

Список используемой литературы. (Приложение 3)

Конспект занятия по краеведению “Путешествие по родному поселку”. (Приложение 4)

Конспект “Праздник Нептуна (на воде). Поход к реке Уй.” (Приложение 5)

Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады, когда осень дарит желтые, красные и оранжевые краски, от которых нельзя отвести глаз, и когда видят яркие цветы на зелёном лугу. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.В материале рассказано о эколого-краеведческой работе в ДОУ.

ВложениеРазмер
statya.docx 25.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

В процессе эколого - краеведческой работы у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность , творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады, когда осень дарит желтые, красные и оранжевые краски, от которых нельзя отвести глаз, и когда видят яркие цветы на зелёном лугу. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Любой край неповторим. Марийский край – это сказочные пейзажи, множество рек, озёр и заповедных лесов, место, где богатый растительный мир, а так же царство зверей и птиц. Природа республики поражает своим великолепием и богатством.

Работа объединения экологии и краеведения, основой которого является формирование у детей эколого-краеведческого миропонимания, является в течение ряда лет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе родного края.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Труд детей в природе дает реальные результаты, вызывает у них радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами - путешествий и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, составили карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Путяша. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники, травы, ведь на территории нашего детского сада произрастает более 10 видов деревьев, 15 видов трав, 6 видов кустарников, есть представители царства грибов, насекомые. Все объекты на маршруте описаны в специальном паспорте экологической тропы. Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины марийских художников, С.Подмарёва, Б.Пушкова, Н.Карпова, П.Горбунцова, изображающих пейзажи, мы приучаем детей видеть красоту родной природы. Имея запас необходимых знаний, они с удовольствием придумывают рассказы по картине

Мы считаем, что произведения детского литературного творчества способны обогатить детей впечатлениями, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость. Мы читаем детям произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого , а также классиков марийской литературы С. Чавайна, В. Колумба, М.Казакова.

Таким образом, эколого – краеведческая работа в ДОУ ведется систематически, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Местный материал доступен ребенку для освоения, именно на нем он понимает свою связь с окружающим миром, осознает значимость наследия родного края, учится разбираться в проблемах окружающего мира.

Автор: Пушкина Елена Николаевна

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тобольск

Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.

Данные компетенции реализуются с помощью:

- освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности;

- своей ответственности за качественное методическое обеспечение образовательного процесса в ДОО;

- расширения собственного образовательного пространства.

Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

Нормативный срок освоения: 2020-2021 уч. год.

Основания для разработки:

В соответствии с ФГОС ДО задачами познавательного развития детей дошкольного возраста является воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы, а также формирование у детей первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. (Раздел II., п. 2.6.).

Реализация данных задач будет результативнее и эффективнее, если их рассматривать в рамках эколого-краеведческого образования детей дошкольного возраста.

Благодаря эколого-краеведческому содержанию образовательного процесса воспитанники легче будут осваивать основы экологической культуры, умения и навыки взаимодействия с природой родного края. Эффективнее будут формироваться эмоционально-ценностное отношение и активная жизненная позиция по отношению к истории и культуре своей малой родины.

Именно в дошкольный период у детей должно сложиться элементарное представление об окружающем природном и социальном мире, понимание особенностей жизни людей и животных.

Если мир станет близким и понятным с детства, то у дошкольника сформируется необходимость в изучении географических и исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить культуру своего народа, что будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления и социального развития.

Однако, эколого-краеведческое обучение и воспитание дошкольников невозможны без соответствующего методического сопровождения образовательного процесса, а также без сознательного участия педагогов и родителей в реализации задач по данному направлению. Координация усилий всех участников образовательного процесса очень важна.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение по организации эколого-краеведческого образования детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности.

Цель и задачи темы по самообразованию

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам методического сопровождения эколого-краеведческого образования детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Задачи:

  1. Создать условия для организации эффективной системы эколого-краеведческого образования воспитанников , включающие научно-методическое, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение, проектирование содержания управленческой деятельности, взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
  2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на формирование экологической и краеведческой культуры детей .
  3. Сформировать профессиональные компетенции педагогов по вопросам ознакомления детей с окружающим природным и социальным миром на основе индивидуализации образовательного процесса.
  4. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для всех участников образовательных отношений.
  5. Обобщить и транслировать накопленный управленческий опыт среди педагогического сообщества на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Ожидаемые результаты:

План деятельности по теме самообразования

Планирование методической деятельности включает основные направления профессионального саморазвития старшего воспитателя.

1. Научно-методическое обеспечение

Направления деятельности

по теме

Содержание управленческих действий

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации:

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других старших воспитателей по вопросам организации эколого-краеведческого образования в ДОО.

2.

Ознакомление с нормативной, научной и методической литературой по теме

  1. Карты развития детей от 3 до 7 лет / Под ред. Щербакова В. – М.: Национальное образование, 2016.
  2. Лесина С. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Диагностика. Планирование. Конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей. – М.: Просвещение, 2015.
  1. Изучить современные подходы к диагностике личностных и профессиональных качеств педагога из пособий Ю.А. Афонькиной:

Основная часть литературы изучается в сентябре-октябре,

затем по мере поступления новинок методической литературы

3.

Разработка учебно-методического комплекта

2. Оформление презентаций:

3. Составление методических заданий и тестов:

4. Разработка мастер-класса:

5. Разработка сценариев:

6. Написание рекомендаций и консультаций для родителей и педагогов:

7. Изготовление буклетов:

8. Составление электронной библиотеки методических материалов для воспитателей.

Туристско-краеведческая деятельность является одним из важных направлений в обучении детей 6-7 лет. С помощью нее дети могут получить знания об истории, культуре, развитии своего города, области, края. Имея такие знания, у детей формируется желание жить, трудится в своем городе, селе, области, крае, не уезжая в большие города.

В дошкольном возрасте происходит достаточно быстрое развитие интенсивное развитие эмоциональной нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому туристско-краеведческая деятельность должна вводится в детском саду – в том возрасте, когда начинается процесс становления ребенка как личности.

Туристско-краеведческая деятельность в детском саду является одним из главных способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию нравственных качеств и воспитанию любви к своей малой родине. Она позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город – это часть великой страны, историей и культурой которой нужно и должно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Туристско-краеведческая деятельность является тем значительным педагогическим средством, способствующим вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Педагогический процесс с точки зрения концепции дошкольного воспитания рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте ребенок получает основы личностной культуры, ее основы, соответствующие общечеловеческим духовным ценностям. В состав основы личностной культуры входит в том числе и ориентировка ребенка в окружающей его природе, в явлениях общественной жизни, предметах, которые созданы руками человека, в явлениях своей жизни и деятельности, в себе самом.

Одним из основных факторов формирования исторического и патриотического сознания детей дошкольного возраста является их ознакомление с историей родного края. Важность развития познавательных интересов детей дошкольного возраста в этой сфере вызвана социальным запросом общества. Дети окажутся приобщенными к культуре родного края, тем больше, чем глубже, полнее, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, культуре, истории, традициях.

Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных дидактических принципов педагогики: от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

1. «Использовать народный опыт непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);

2. Участвовать в краеведческой деятельности детям совместно со взрослыми;

3. Родные, близкие, работники детского сада должны совместно вести работу по усвоению детьми традиционных культурных эталонов;

Основная идея туристско-краеведческой деятельности заключается в формировании у детей 6-7 лет системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие дидактические принципы:

1. Принцип историзма.

Этот принцип реализуется путем сохранения хронологической последовательности описываемых явлений и отнесения их к трем временным параметрам: прошлое – настоящее – будущее. Так, если с детьми изучают историю родной местности, города, села (прошлое, то следует знакомить их и с их современным состоянием (настоящее, а также перспективами обновления и развития (будущее). Этот подход обучает детей глубже понимать и осмысливать всю последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, а также содействует тому, что у детей последовательно формируется историческое мышление.

2. Принцип гуманизации.

Этот принцип предполагает то, что педагог со своим умением и опытом может встать на позицию ребенка, может учитывать его точку зрения, его чувства, эмоции, не игнорировать ребенка, а видеть в нем полноправного человека и партнера, а также ориентироваться на общепринятые понятия, такие как: любовь к родине, семье и своему Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Заключается в том, чтобы создать ребенку оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого ребенка в процессе освоения им знаний о родном крае. Для этого необходимо учитывать возраст детей, накопленный ими опыт, эмоциональную и познавательную сферу и их особенности.

4. Принцип интегративности.

Предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников, с социокультурными объектами города: выставками, библиотеками, музеями. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

5. Принцип наглядности.

Заключается в наглядном донесении до детей информации, которая была бы интересна и доступна, это делается путем изготовления пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.

В процессе формирования основ туристско-краеведческой деятельности ребенок :

- «определяет свою социальную роль в обществе;

- получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

- овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;

- имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

- развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;

- приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

- развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Важным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда, которая позволяет ребенку в определенном предметно-развивающем пространственном окружении приобрести идеалы, овладеть культурой и развить эстетический вкус. Предметно-развивающая среда таким образом выполняет две функции: информационную и развивающую.

Важнейшим условием эффективности и результативности туристско-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста является понимание их родителями необходимости патриотического воспитания, их помощь воспитателям в этом направлении. Работа с родителями может проходить в форме коллективных обсуждений нюансов проведения будущих экскурсий, прогулок, походов, выработке совместных решений. Прежде всего, следует проинформировать родителей о начале и содержании туристической подготовке детей; дать советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня ребенка, проведению закаливающих мероприятий; дать рекомендации, как подготовить одежду и личное снаряжение ребенка для кратковременных туристских прогулок. Далее следует спланировать содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми. Целью этого этапа работы является создание у детей дошкольного возраста правильного позитивного психологического настроя на новый для них вид деятельности. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к предстоящим экскурсиям и прогулкам: больше знать, уметь и быть готовым ко всякого рода трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в разнообразную деятельность : познавательную, двигательную, игровую, художественно-творческую.

Основными формами туристско-краеведческой деятельности детей дошкольного возраста является тематическая прогулка, экскурсия, поход. Основным методом воспитания в данном направлении можно отнести игровой, поскольку именно игровые приемы являются основой развития ребенка в дошкольном возрасте, придают эмоциональную окрашенность каждому путешествию в окружающий мир. Основной формой познания окружающего мира является в данном случае наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, лепку, создание фотоотчета, аппликации, конструирование.

Экскурсии и прогулки за пределы детского образовательного учреждения можно проводить, начиная с пятилетнего возраста. В детском саду дети старшей и подготовительной групп обладают повышенной степенью самостоятельности и организованности, это является обязательным условием проведения длительных прогулок за пределами детского учреждения. Здесь речь идет о дошкольном туризме, решающем не только воспитательные и образовательные задачи, а также и оздоровительные задачи, которые совершенствуют двигательные способности детей, и способствуют тому, что дети осваивают простейшие туристские умения и навыки. Для детей старшего дошкольного возраста туристская прогулка является вполне приемлемой и доступной формой организации деятельности детей. Туристские прогулки оказывают ярко выраженный оздоровительный эффект, который получается как следствие разнообразной двигательной активности, а также совместного воздействия на организм ребенка природных факторов : воздуха, солнца, воды. Дети старшего дошкольного возраста при занятиях туристической деятельностью ведут целесообразную двигательную активность, которая им необходима при так называемом двигательном голоде. Если такие туристские прогулки проводятся регулярно, у детей старшего дошкольного возраста активизируется двигательный режим.

Туристскими прогулками может заниматься любой ребенок, если у него отсутствуют серьезные патологии. Туризм это прекрасное средство оздоровления, которое общедоступно и рекомендуется всем взрослым и детям. А универсальность туризма в том, что он всесезонен. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступно освоение простейших туристских умений и навыков, значительно обогащающих их двигательную деятельность и закладывающих фундамент для более серьезных занятий туризмом позже в школьные годы. У детей, занимающихся туризмом, появляется первый походный опят и необходимые навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, ставить палатку, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему). А самое главное, у детей, занимающихся туризмом, формируются качества личности, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни это самостоятельность, ответственность, самоорганизация и воля. На развитие всех психических процессов дошкольников, а также внимания, мышления и памяти, оказывает благотворное влияние изучение начальных основ спортивного ориентирования (движение по карте, знание топографических знаков, работа с компасом) .

Туристские прогулки это не только яркие и положительные эмоции, это возможность узнать себя, оценить свои способности, показать свои силы и преодолеть новые препятствия. Туризм, как и любой другой вид спорта, способствует формированию дисциплины и порядка, который необходим ребенку с малых лет, это также возможность интересно и содержательно организовать свой досуг. Если интересно и увлекательно организована туристская прогулка или любая другая двигательная деятельность в природных условиях, у детей возникает интерес заниматься физической культурой, спортом и мотивация вести здоровый образ жизни.

Любая туристская прогулка для детей подготовительной группы начинается с ознакомления их с историей родного города и края. В процессе этого восприятия у детей развивается любознательность, появляются различные вопросы, на которые они со взрослым находят ответы, тем самым формируются мышление, речь, расширяется кругозор и закладывается основа национального самосознания.

Удивительный мир природы воздействует на детей старшего дошкольного возраста своим разнообразием и новизной. У ребенка возникает желание узнать и раскрыть все тайны природы. Педагог должен не упустить возможность помочь ему в этом, обращая внимание на красоту и особенности сезонных изменений. Вместе с воспитателем дети узнают о родном крае, собирают лекарственные травы, помогают исчезающим видам животных. С целью экологического образования детей проводятся туристско-краеведческие прогулки тематического характера. Такая прогулка характеризуется тем, что в нее включена природоохранная работа, дети участвуют в различных экологических акциях. Одним из эффективных методов ознакомления детей с историей родного края и воспитания чувства патриотизма является прогулка по историческим достопримечательностям родного города.

Чувство любви к родной природе - одно из составляющих патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе нужно начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. При этом более важен не объем знаний, а создание ярких образов природных объектов и явлений. Важно, чтобы ребенок полюбил родную природу. Информация, данная воспитателем при знакомстве с городом, селом, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к созидательной деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать, слепить и т. д. то, о чем он только что услышал, увидел; рассказать родителям и друзьям то, что он узнал от воспитателя.

Экскурсия - важная форма туристско-краеведческой деятельности, помогающая педагогу в его воспитательной работе с детьми. Она вызывает интерес у детей и помогает взрослым найти нужную направленность в общении с ними, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.

Туристско-краеведческая деятельность воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины, а это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.

На уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира и положительного эмоционального отношения к ним влияют формы, средства, методы и приемы туристско-краеведческой деятельности, а самое главное, формирование детского опыта на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Формирование элементарных представлений у детей 6–7 лет о России как о родной стране, об Иркутской области, о родном городе МБДОУ № 114 Перспективный план Формирование элементарных представлений у детей 6-7 лет о России, как о родной стране, об Иркутской области,.

Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет Аннотация: в статье показана эффективность использования дидактических игр в работе по развитию представлений о форме предметов у детей.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Шарова Ирина Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Н.В. Курилова, старший воспитатель

им. М.Ф. Леонова с. Приволжье

Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе познавательные отношения к природе, к окружающему миру. Используя краеведение как метод экологического воспитания дошкольников, можно содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. Основным направлением в эколого - краеведческой работе является формирование экологической культуры дошкольников, знакомство с растительным и животным миром родного края.

В основу реализации краеведческого направления положены следующие принципы:

Принцип развивающего обучения.

Принцип тематического планирования материала

В рамках ФГОС образовательный процесс в ДОО строится по трем основным направлениям деятельности взрослых и детей: непрерывная образовательная деятельность,

совместная деятельность, самостоятельная деятельность.

Давайте рассмотрим каждое направление экологического воспитания с учетом краеведческого аспекта.

Совместная деятельность. Для реализации задач эколого - краеведческой работы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среды в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними. На территории детского сада создана экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях. Задачей тропы является расширение элементарных сведений об объектах, и явлениях окружающей природы, воспитание экологической культуры. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых делах. На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, проводят наблюдения. На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах педагоги рассказывают: о птицах родного края, об их охране, о деревьях, растущих в лесах и их полезных свойствах, о цветах, насекомых.

Знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности с педагогом, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в трудовой деятельности, в книжном уголке. Созданные условия для экологического образования в группах: уголок природы, уголок для экспериментирования, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования позволяет детям закрепить и применить полученные знания на практике в самостоятельной деятельности.

Знакомство детей с природой родного края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999.

4.Рыжова Н. А. Программа "Наш дом - природа": блок занятий "Я и природа" / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005.

Читайте также: