Специфика деятельности школы интерната

Обновлено: 02.07.2024

Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате.

Типовое положение
об общеобразовательной школе-интернате
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612)

1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, воспитательную и финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных общеобразовательных школ-интернатов.

Положение является типовым для следующих видов общеобразовательных школ-интернатов: общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий-интернатов, лицеев-интернатов, санаторно-лесных школ, санаторных школ-интернатов. Для негосударственных общеобразовательных школ-интернатов Типовое положение выполняет функцию примерного.

2. Общеобразовательная школа-интернат (далее именуется - школа-интернат) создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

3. Деятельность школы-интерната строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности, автономности и светского характера образования.

4. Школа-интернат в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением.

Организация деятельности школы-интерната

5. Школа-интернат создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для обучения, воспитания и проживания детей и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Порядок открытия, реорганизации и ликвидации школы-интерната определяется законодательством Российской Федерации.

7. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму школы-интерната. Учредителем (учредителями) государственной школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителем (учредителями) муниципальной школы-интерната является орган местного самоуправления. Допускается совместное учредительство школы-интерната, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений и организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц. Учредительными документами школы-интерната являются решение учредителя (договор между учредителями) о ее создании, а также ее устав, утвержденный учредителем (учредителями).

8. Отношения между учредителем (учредителями) и школой-интернатом определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Права юридического лица у школы-интерната в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее государственной регистрации. Как юридическое лицо она имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

10. Право на образовательную деятельность и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у школы-интерната с момента выдачи ей соответствующей лицензии (разрешения).

11. Школа-интернат проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

12. Школа-интернат в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в образовании объединений в форме ассоциаций и союзов.

13. В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате.

14. Количество классов в школе-интернате определяется в соответствии с санитарными нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса.

15. Наполняемость каждого класса и воспитательной группы школы-интерната не должна превышать 20 человек. При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных групп с меньшей наполняемостью.

16. При проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах, трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, а также во время практических занятий по информатике и вычислительной технике, физике и химии допускается деление на две группы класса с наполняемостью: в городских школах-интернатах - 20 человек, в сельских 15 человек.

При наличии необходимых средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1-3 классов при изучении иностранного языка.

Образовательный процесс и организация быта воспитанников

17. Образовательный процесс в школе-интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой-интернатом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

18. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате.

19. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников.

20. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях основывается на принципе добровольности.

В школе-интернате не допускается принуждение воспитанников к вступлению в общественные объединения и организации, в общественно-политические движения и партии, а также принудительное привлечение их к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

21. Воспитанники школы-интерната могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе школы-интерната, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.

22. В период летних каникул администрация школы-интерната оказывает содействие в организации отдыха воспитанников в оздоровительных, молодежных и туристских лагерях, лагерях труда и отдыха.

23. По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам - и в другие дни.

Участники учебно-воспитательного процесса, работники
школы-интерната, их права и обязанности

24. Участниками учебно-воспитательного процесса в школе-интернате являются воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников (лица, их заменяющие).

25. Направление детей в школу-интернат осуществляется государственным или муниципальным органом управления образованием.

Прием детей в школу-интернат осуществляется в порядке, определяемом ее уставом.

Дети - члены одной семьи (братья и сестры) подлежат направлению в одну школу-интернат, за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание должно осуществляться раздельно.

26. Зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (лиц, их заменяющих), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием.

27. В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).

В тех районах, где отсутствуют образовательные учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школу-интернат могут быть приняты данные категории детей.

Прием детей в школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.

Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае, если на данной территории нет общеобразовательного учреждения.

28. При приеме воспитанника в школу-интернат он и его родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены с ее уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в этой школе-интернате.

29. Права и обязанности воспитанников и их родителей (лиц, их заменяющих) определяются уставом школы-интерната и иными, предусмотренными этим уставом актами.

30. За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.

31. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем.

32. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими рекомендациями по организации питания.

33. По окончании школы-интерната воспитанникам выдается бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.

Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.

34. Воспитанники школы-интерната имеют право на:

получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

выбор формы обучения; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

участие в управлении школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом;

уважение, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

35. Воспитанники обязаны выполнять устав и правила внутреннего распорядка школы-интерната в части, относящейся к ним, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу школы-интерната.

Взаимоотношения педагогов и воспитанников школы-интерната строятся на основе уважения человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается.

36. Медицинское обслуживание воспитанников школы-интерната осуществляется штатным или специально закрепленным за школой-интернатом органом здравоохранения медицинским персоналом, который наряду с администрацией школы-интерната несет ответственность за сохранность жизни и здоровья, физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима дня.

37. Выпускникам школы-интерната, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца о получении соответствующего образования, заверенный печатью общеобразовательной школы-интерната.

38. Порядок комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления.

39. Работники школы-интерната имеют право на участие в управлении этой школой-интернатом в порядке, определенном ее уставом, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

40. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники школы-интерната имеют право самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний воспитанников.

41. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам школы-интерната, определяются законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением, уставом школы-интерната, правилами внутреннего распорядка, квалификационными характеристиками работников образовательных учреждений.

42. Педагогические работники школы-интерната периодически проходят медицинские обследования, которые проводятся за счет средств ее учредителя (учредителей).

43. В обязанности медицинских работников школы-интерната входят:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;

организация и проведение углубленных медицинских осмотров воспитанников, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацией и качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников;

формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников и работников школы-интерната, а также ведение санитарно-просветительской работы среди родителей воспитанников (лиц, их заменяющих).

44. Управление школой-интернатом осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Типовым положением и ее уставом.

45. Общее руководство школой-интернатом осуществляет выборный представительный орган - совет.

Порядок избрания членов совета и вопросы его компетенции определяются уставом школы-интерната.

В целях содействия школе-интернату в воспитании, содержании и обучении детей, защите их прав и интересов может создаваться попечительский совет.

46. Непосредственное руководство школой-интернатом осуществляет директор.

Наем (прием) на работу директора государственной школы-интерната осуществляется в порядке, определяемом ее уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор муниципальной школы-интерната назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.

47. Директор школы-интерната несет ответственность за исполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом школы-интерната.

Имущество и средства школы-интерната

48. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за школой-интернатом.

Объекты собственности, закрепленные за школой-интернатом, находятся в ее оперативном управлении.

Школа-интернат владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за школой-интернатом, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленного за школой-интернатом имущества осуществляется собственником этого имущества (уполномоченным им органом).

Имущество школы-интерната составляют также здания, сооружения, оборудование, инвентарь и иное имущество, приобретенные ею за счет собственных средств, а также денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.

49. Школа-интернат должна быть обеспечена в соответствии с установленными нормативами помещениями, сооружениями и оборудованием, необходимыми для осуществления образовательного процесса, проведения спортивномассовых мероприятий, оказания медицинской помощи, организации питания, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, досуга, быта и отдыха воспитанников.

50. Школа-интернат в установленном порядке может создавать подсобное сельское хозяйство, учебно-производственные мастерские.

51. Деятельность школы-интерната финансируется ее учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы-интерната являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

кредиты банков и других кредиторов;

имущество, закрепленное за школой-интернатом собственником (уполномоченным им органом);

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

52. Финансирование школы-интерната осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида школы-интерната.

Привлечение школой-интернатом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров ее финансирования за счет средств учредителя (учредителей).

53. Школа-интернат вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.

54. Школа-интернат устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников школы-интерната на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда.

55. Школа-интернат может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2671

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу

самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.

Классификация школ-интернатов в России.

1. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие,

слабослышащие и т. д)

3. Для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см., напр. ,

состоящие на учёте в детской комнате полиции, или задерживаемые за

бродяжничество, с другими поводами).

По образовательной программе:

2. Специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин.

3. Коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.

Общеобразовательные школы-интернаты.

1. Начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

2. С углубленным изучением предметов (напр., физико-математические

школы-интернаты и т. п.)

5. Санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты

6. кадетские корпуса

7. спортивные интернаты

Коррекционные школы-интернаты.

Обозначаются номером типа по следующему списку:

1. Для глухих и слабослышащих детей

2. Для слабослышащих детей

3. Для слепых и слабовидящих детей

4. Для слабовидящих детей

5. Для детей с нарушениями речи

6. Для детей с ДЦП

7. Для детей с ЗПР

8. Для детей с умственной отсталостью

Наконец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том

числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными

возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Преподавательский состав и их цели работы.

Цель: создание благоприятного эмоционального климата в коллективе,

психологического условий для развития потенциала личности воспитанников,

коррекции и компенсации нарушений в индивидуальном развитии; приобретения

опыта социальных отношений

- Создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;

- Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- Формирование социальной адаптации детей и подростков.

- Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с умственной отсталостью;

- Использование приемов и средств учебной, игровой и трудовой деятельности;

- Дифференцированный подход, перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;

- Дозировка учебных нагрузок;

- Применение специальных форм и методов обучения;

- Для детей, которые имеют специфические речевые нарушения, организованные занятия по развитию речи;

- Укомплектованы и функционируют группы лечебной физкультуры и специальные медицинские группы;

- Работа с детьми высокого уровня тревожности, с детьми, которые испытывают трудности в общении;

- Коррекция сенсорной сферы детей, стимулирование и развитие их эмоциональной, познавательной и речевой активности;

- лечебно-восстановительной работы;

- Приоритетная ориентация детей на трудовую деятельность;

- Работа по социально-психологической адаптации и самореализации учащихся как приоритетное направление деятельности школы-интерната.

4. Социальный педагог.

- Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;

- Выявление воспитанников социальной группы риска;

- Изучение интересов, способностей и склонностей детей;

- Составление индивидуальных карт развития;

- Диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;

- Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;

- Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;

- Диагностика причин не успешности в овладении социально-бытовыми навыками.

Цель: формирование физического здоровья у воспитанников

- Своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;

- Коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

Образовательная цель – это приобретение воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для достижения успеха в жизни, которая реализуется через участие в оказании комплексной специализированной помощи детям, имеющим речевую патологию и непосредственное индивидуальное сопровождение речевого развития ребенка, включающее помощь конкретному ребенку.

Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья через помощь его семье в решении проблем обучения и воспитания.

Основными задачами логопедической службы являются:

- Выявление и предупреждение различных отклонений в речевом развитии воспитанников школы;

- Комплексная углубленная первичная динамическая диагностика речевого развития ребёнка;

- Проведение коррекционно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию речевых отклонений;

- Коррекция дефектов звуковой стороны речи;

- Коррекция лексико-грамматических категорий и развитие связной речи;

- Коррекция нарушений письменной речи;

- Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей учащихся школы, предполагающая оказание консультативной помощи по вопросам речевого развития ребёнка, применения средств и способов профилактики речевых отклонений и закрепление речевых навыков;

- Разработка педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на профилактическом уровне.

Организация работы логопеда :

- Для оказания логопедической помощи воспитанникам школы создаются речевые группы. Зачисление обучающихся на логопедические занятия осуществляется на основании заключений ПМПК, диагностических данных логопедического обследования и утверждается приказом директора школы-интерната.

- Логопедические группы комплектуются с учё том возраста и структуры речевого дефекта: в 1-ом классе только из учащихся 1-го класса; во 2-6 классах из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам.

- Наполняемость групп 2 – 4 обучающихся.

- Сроки коррекционного обучения устанавливаются индивидуально, с учетом основного дефекта, и согласовывается с администрацией школы.

- Продолжительность подгрупповых занятий 20-45 минут. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

- Индивидуальные и групповые занятия проводятся 2-4 раза в неделю.

- В случае нарушений речи, обусловленных дизартрией и органической дислалией (нарушением строения и подвижности артикуляционного аппарата, проводятся индивидуальные дополнительные занятия по 15-20 минут с каждым ребенком.

- На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободное от классных занятий время. По договоренности с администрацией и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

- Содержание логопедических занятий определяется программами, разрабатываемыми исходя из особенностей речевого и психофизического развития детей их индивидуальных возможностей, принимаемыми и реализуемыми в школе.

- Документация и отчетность учителя – логопеда.

- На ребенка, зачисленного в речевую группу, логопед заполняет речевую карту, где отражается полная картина состояния речевого развития ребенка, делается речевое заключение.

а) План индивидуальной коррекционной работы составляется на каждого ребёнка;

б) Перспективный план логопедической работы, в котором предусматривается: проведение бесед и консультаций с участниками образовательного процесса школы, проведение открытых логопедических занятий для логопедов и родителей, участие в педсоветах, семинарах, консультациях, М. О., конференциях и т. д., работа с родителями;

в) Планы фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (тематической и на каждое занятие);

г) Тетрадь взаимосвязи логопеда с педагогами класса (учитель, воспитатель) по контролю и закреплению речевых навыков обучающихся;

д) Журнал учета посещаемости и фиксации логопедических мероприятий;

е) Паспорт (картотека) логопедического кабинета (речевого уголка).

- В конце учебного года все логопеды пишут отчёт об эффективности проведенной работы, сдают его заместителю директора, которых подаёт сводный отчет.

- Сроки хранения логопедической документации за учебный год не менее 3-х лет.

Анализ работы МО воспитателей Коу во Землянской школы-интернат за 2016–2017 учебный год. МО воспитателей работало по теме: Совершенствование методического уровня воспитателей. Цель: Совершенствование методического уровня воспитателей,.

Особенности организации и содержание работы танцевального кружка в специальной коррекционной школе IIIV вида У детей с ограниченными возможностями здоровья двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных.

План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

План работы по преемственности между ДОУ и школы Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным.

Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Детство - период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике.

Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в ДОО Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в ДОО. Задачи обучения диалогической речи определяются программой дошкольного.

Школа-интернат в современной образовательной системе

Boarding school in the modern educational system

Волошин Светлана Николаевна,

преподаватель кафедры практической психологии Дрогобычского государственного педагогического университета им. Ивана Франко.

В статье исследуется воспитательный смысл пространственно-предметной среды общеобразовательной школы-интерната, который выражается в том, что она должна стать основой для удовлетворения базового психосоциального средового подхода в воспитании потребностей воспитанников. Анализируется воспитательная система современных школ-интернатов. Подчеркивается, что для большинства воспитанников школ-интернатов неизвестно чувство собственника, они, в большинстве своем не ценят всё, что для них создано.

Ключевые слова : школа-интернат, воспитание, образовательная система, образовательное пространство, воспитания, внеурочная деятельность.

This article deals with the meaning of educational space-objective environment in the field of boarding school, which is reflected to the basis for relating the psycho-social environmental approach to the education needs of students. The modern educational system of boarding schools is analyzed in the paper. It is emphasized that the sense of ownership is unknown for the most pupils of boarding schools, they mostly don’t appreciate all that were created for.

Keywords : boarding school, education, education system, educational environment of education, extracurricular activities.

Дети, лишенные родительской опеки – общегосударственная проблема, одним из аспектов решения которой является специализированная психологическая помощь детям, адаптирующимся в социальной среде. Воспитанники учреждений интернатного типа требуют специального коррекционного воздействия, которое состоит из комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие потенциальных возможностей социального становления.

Существует настоятельная потребность в осмыслении специфичности социально-педагогических условий, создаваемых в интернатах по социализации детей.

Анализ социально-педагогических исследований свидетельствует о возрастающем интересе ученых к проблеме ранней социализации детей. Определены социально-педагогические условия обогащения детской субкультуры, формирования социальных представлений, методы воздействия на становление положительных взаимоотношений сверстников (В. Абраменкова, Б. Ананьев, И. Бех, Л. Выготский, И. Зверева, А. Капская, О. Кононко, А. Мудрик, В. Петровский, С.Рубинштейн и др.).

На разных этапах общественного развития интернаты в советское время называли общежитиями для учащихся детей и подростков, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

Сегодня в системе образования достаточно скромное место по численности и очень важное по значению занимают общеобразовательные школы-интернаты разных типов, воспитанниками которых являются дети и подростки с определенными социально-психологическими проблемами в жизни и такие, которые имеют недостатки в физическом и умственном развитии.

В статье рассматриваются проблемы воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах-интернатах следующих типов: общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки; общеобразовательные школы-интернаты для детей, которые по определенным причинам не имеют возможностей воспитываться и обучаться по месту жительства; общеобразовательные школы-интернаты смешанного типа.

Теоретическую основу нашего исследования составили основные идеи Я. Каменського, Я. Корчака, А. Макаренко, Й. Песталоцци, Ф. Прокоповича, С. Швацького о народном и общественном характере воспитания; фундаментальные труды таких ученых как: А. Бондарь, В. Галузинський, Б. Кобзарь, Б. Мельниченко, В. Слюсаренко и других, в которых рассматривались проблемы обучения, воспитания, трудовой подготовки, организации отдыха, досуга детей в учебных заведениях интернатного типа; историко-педагогические исследования В. Липинского, М. Стельмаховича, В.Ступарика, О.Сухомлинского, которые анализируют развитие образования.

Практика функционирования общеобразовательных школ-интернатов подтвердила, что:

- школы-интернаты были и есть удачной формой эффективного сочетания общественного и семейного воспитания детей и подростков;

- школы-интернаты выполняли в период их становления и выполняют в современных условиях ведущую социально-педагогическую функцию предотвращения девиантного и делинквентного поведения детей и подростков;

- школы-интернаты способствуют педагогической и социальной реабилитации воспитанников.

Почему же тогда возникла необходимость поиска новых моделей общеобразовательных школ-интернатов и даже встал вопрос о целесообразности их функционирования вообще?

Во-первых, кардинальные политические и социально-экономические изменения в обществе активизировали проблемы детства: количество больных детей, неблагополучные семьи, наркомания, склонность детей и подростков к правонарушениям, рост числа социальных сирот и т.д. Остро также встала проблема экологии развития детей и подростков в Украине.

В-четвертых, организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах-интернатах не ориентирована на осуществление социализации воспитанников с учетом реалий современной динамичной жизни общества.

Наблюдается отсутствие потребности в здоровом образе жизни. Низки показатели самоконтроля и саморегуляции. Многие из них не берегут личное и школьное имущество, не ценят чужую и собственную работу. Вызывают беспокойство значительные отклонения в социальном и духовном развитии воспитанников.

Считаем, что в XXI веке гуманное педагогическое мышление должно способствовать обновлению функционирования общеобразовательных школ-интернатов как педагогических систем, в эпицентре которых – ребенок с его радостями, болями, проблемами, сомнениями, сознательным выбором линии жизни, позиции взгляда на мир.

Это возможно, по нашему мнению, при следующих условиях:

- важным есть ускоренный переход от сложившейся учебно-дисциплинарной, закрытой модели школы-интерната к открытой, личностно-развивающей воспитательной системе;

- проблемы обучения и воспитания в школах-интернатах требуют системного и синергетического подходов, внедрение инновационных педагогических технологий как необходимого условия развития личности;

- актуальным является создание инновационных проектов учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков в рамках специальных программ на базе существующих общеобразовательных школ-интернатов (учебно-реабилитационные центры, образовательно-воспитательные комплексы, реабилитационно-воспитательные комплексы и т.д.);

- актуальной есть проблема оптимизации структуры интернатных учреждений на государственном, региональном и местном уровнях с учетом необходимости, целесообразности, возможности удовлетворения интересов и потребностей детей и подростков.

Эта парадигма должна базироваться на лучших национальных, культурных и воспитательных традициях, учитывая уроки истории украинского народа, собственные ресурсы и возможности государства обеспечивать духовное и профессиональное творчество педагогической общественности.

Анализ функционирования общеобразовательных школ-интернатов показал, что каждая из них является социально-педагогической системой, в которой можно выделить три основные подсистемы: а) организационно-управленческую; б) психолого-педагогическую; в) административно-хозяйственную.

В свою очередь каждая из этих подсистем включает иные подсистемы. В частности, психолого-педагогическая подсистема включает два основных компонента: дидактический и воспитательный. Исследования подтвердили, что в большинстве общеобразовательных школ-интернатов (81%) социально-педагогическая система – это формальное и функциональное объединение подсистем не обеспечивает целостности в достижении поставленной цели. Это означает, что каждая социально-педагогическая система может быть воспитательной системой.

Для конструирования определенной модели воспитательной системы в школе-интернате необходимо учитывать, что одной из его основных свойств является целостность, отражающая не только объект в целом, но и процессы и механизмы объединения частей в это целое. Важное значение для системного исследования имеет выяснение вопроса о составляющих и структуре воспитательной системы.

Исходя из научных основ общей теории систем (Р. Акофф, А. Берг,
Л. Берталанфи, К. Боулдинг, Н. Винер, В. Садовский, Н. Щуркова и др.). И учитывая взгляды ученых на воспитательные системы как результат системного подхода в воспитании (Л. Новикова, А. Куракин, В. Кара, Н. Щуркова и др.), выделяем основные блоки воспитательной системы: цели, определенные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создана), деятельность, которая обеспечивает ее реализацию; субъекты деятельности, ее организуют и принимают в ней участие, отношение, рождающиеся в деятельности и общении и которые интегрируют субъекты в некую общность; среду системы, которая осваивается субъектами; управления, обеспечивает интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

По нашему мнению, воспитательная система школы – это способ жизнедеятельности школьного коллектива, все компоненты которого подлежат определенным целям и обеспечивают в процессе своего функционирования достижения заданного результата определенных пределов развития нравственных качеств личности.

Исходными точками создания воспитательной системы общеобразовательной школы-интерната мы считаем цель и результат, ориентация на который способствует развитию системы. Целью гуманистической воспитательной системы общеобразовательной школы-интерната должно быть обеспечение воспитанникам возможности сознательного выбора линии жизни, умение жить в новых общественных условиях жизнью, достойной человека.

Результатом воспитательной системы мы определяем личность как носителя моральной системы национальных и общечеловеческих ценностей, гармонично и разностороннее развитую, способную к саморазвитию и самореализации.

Другие составляющие воспитательной системы – это механизм реализации цели и достижения результата.

Следует также заметить, что сущность воспитательной системы школы всегда обусловлена конкретными чертами социальной действительности: уровнем общественного развития государства, региональными условиями (экономическими, культурными, национальными), локальной ситуацией в конкретной школе.

Моделируя воспитательную систему общеобразовательной школы-интерната, закладывая в нее разнообразные элементы, их связи, альтернативные пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что станет основой в дальнейшем для самоорганизации системы.

Считаем, что конструирование воспитательных систем общеобразовательных школ-интернатов на основе личностно-ориентированного воспитания способствует обновлению и развитию этих воспитательных заведений в контексте целенаправленного развития индивидуальности.

Современные исследования, практика функционирования общеобразовательных школ-интернатов свидетельствуют, что социально-педагогический потенциал этих учреждений не исчерпан, он в значительной степени остается нереализованным.

Ребенок в учреждениях общественного воспитания – это, прежде всего, не объект воспитания, а человек. Когда мы воспринимаем его как ученика, то это лишь частичное восприятие. Ребенок должен восприниматься в первую очередь как член семьи, для которого школа-интернат – это дом, в котором протекает жизнь.

Углубленного исследования требуют феномены сиротства, особенно социального. Эти воспитанники требуют специфических методов в воспитательной работе. Среди важных задач общеобразовательных школ-интернатов выступают задачи компенсационного и реабилитационного характера, то есть те, которые восстанавливают корректировки педагогических воздействий, в частности семейного воспитания, а также негативных особенностей личностного развития ребенка, обусловленных его предыдущим жизненным опытом.

Среди ученых-педагогов мнение, что сиротство – это особое социальное и духовное состояние ребенка, которое следует воспринимать как своеобразное хроническое заболевание, подвергаться лечению в случае возвращения ребенка в семью.

Именно эти проблемы в работе с детьми-сиротами, детьми, родители которых лишены родительских прав, детьми с девиантным и делинквентным поведением могут быть решены, если в общеобразовательной школе-интернате будет организован реабилитационно-воспитательный процесс.

Реабилитационно-воспитательный процесс – это процесс индивидуального развития ребенка, организованный на основе оптимального сочетания учебно-воспитательного и компенсаторно-реабилитационного процессов в общеобразовательной школе-интернате.

Практически мало исследована проблема создания и эффективного использования в воспитательной работе среды общеобразовательной школы- интерната.

Реалии современной жизни все больше подводят исследователей к необходимости учитывать возрастающую роль пространственно-предметной среды в развитии детей. В этом контексте актуальны концепция Н. Селивановой [2] которая с научной точки зрения представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка и современные исследования особенностей среды в связи с проблемами социализации, социальной адаптации, социального воспитания (Б. Алмазов, В. Бочарова, З. Гала-Гузова, В. Семенов, В. Сластьонин), поисками личностного смысла жизни (Ю.Бродський), практики функционирования и развития воспитательных систем (В. Караковський, Л.Новикова, В.Семенов), теории воспитательных моделей и систем (М. Макурова, И. Кулешова и др.).

Воспитательный смысл пространственно-предметной среды общеобразовательной школы-интерната выражается в том, что она должна стать основой для удовлетворения базовых потребностей воспитанников:

- потребность быть здоровым;

- потребность в защищенности, безопасности;

- потребность в уважении, признании;

- потребность в смысле жизни;

- потребность в самореализации;

- потребность в удовлетворении, в наслаждении.

Актуальными для общеобразовательных школ-интернатов остаются также проблемы трудового воспитания и участие воспитанников в производительном труде, что является важным средством их подготовки к жизни в будущем. Большинству воспитанников этих учреждений неизвестно чувство собственника, они не ценят все, что для них создано. Бесплатность отдаляет наших воспитанников от реальных условий жизни.

1. Бондар А.Д., Кобзар Б.С. Навчально-виховна робота в школах-інтернатах i групах подовженого дня. – К.: Вища школа, 2005. – 303 с.

2. Вугрич В.П. Подолання в учнів шкіл-інтернатів деформацій у моральному вихованні // Теоретико-методичні засади виховання і соціально-педагогічної реабілітації учнів – К.: Вища школа, 2001. – С.79-87.

3. Iгнатова О.І. Виховуємо самостійність // Теоретико-методичні проблеми виховання соцiальної зрілості учнів шкіл-інтернатів: Наук.-метод. зб. – К.: IПВ АПН України, 2000. – С. 83-92.

4. Канiшевська Л.В. Педагогічні основи виховання соціальної зрілості учнів старших класів шкіл-інтернатів для дітей сиріт та дітей, які залишилися без піклування батьків. – К.: Стилос, 2003. – 163 с.

5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 2006. – 160 с.

6. Кобзар Б.С., Постовойтов Є.П., Слюсаренко В.Г. Управління виховною роботою в школі-інтернаті. – К.: КМIВУ, 1996. – 268 с.

Поступила в редакцию 16.12.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Понятие и назначение коррекционных образовательных учреждений

Коррекционные образовательные учреждения - это образовательные учреждения, основной задачей которых является обучение, воспитание и социальная адаптация детей, имеющих различные отклонения в развитии.

На сегодняшний день коррекционные образовательные учреждения делятся на восемь видов:

  • Коррекционные (специальные) образовательные учреждения 1 вида. Занимаются воспитанием и обучением детей, у которых полностью отсутствует слух. Осуществляется формирование словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
  • Коррекционные учреждения 2 вида. Созданы для воспитания и обучения детей, имеющих частичную потерю слуха (от рождения, либо в дошкольном или школьном возрасте). Осуществляется работа по коррекции слуха, социализации в обществе.
  • Коррекционные учреждения 3 и 4 видов, направлены на воспитание и обучение детей, имеющих нарушения зрения. Проводится работа, направленная на коррекцию зрения, обучение навыкам чтения и общения, трудовым навыкам для последующей успешной социализации.
  • Коррекционные учреждения 5 вида, занимаются воспитанием и обучением детей с тяжелой речевой патологией.
  • Коррекционные учреждения 6 вида, направлены на воспитание и обучение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Учреждения данного вида занимаются не только воспитанием и обучением таких детей, но восстановление и коррекцией двигательных умений и навыков.
  • Коррекционные учреждения 7 вида, направлены на воспитание, обучение и последующую социализацию детей имеющих различную степень задержки психического развития. Создаются необходимые условия для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
  • Коррекционные учреждения 8 вида, занимаются воспитанием и обучением детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии.

Необходимо отметить, что система образования в коррекционных школах и интернатах 1-6 видов основана на общеобразовательной программе общего образования. Система обучения в учреждениях 7 и 8 видов осуществляет на основании специально разработанных коррекционных программ.

Особенности обучения в коррекционных школах и интернатах

Основной целью образования в коррекционных школах и интернатах является помощь социальной адаптации ребенка и его последующая интеграция в социуме. Исходя из этого, в системах образования учреждений данного типа, имеется ряд особенностей.

Особенности методологии коррекционного образования заключается в том, что она основана на психических и физиологических особенностях детей, имеющих различные виды отклонений. Согласно методологии коррекционного образования, в специализированных школах и интернатах к детям осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход, наличие специального оборудования и материалов, использование специальных педагогических технологий, методов, средств, приемов, наглядности и дидактики. Организация режима дня, наполняемость классов, питание и т.д., также ориентированы на особенности отклонений у детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, методология образования в коррекционных школах и интернатах значительно отличается от методологии общеобразовательной школы. Это связано с наличием отклонений в психологическом и физическом развитии у детей и необходимости проведения коррекционной работы с ними.

Особенность цели, стоящей перед системами образования в коррекционных школах и интернатах. Если в общеобразовательной школе основная цель – это получение учащимися знаний, для их последующего применения и использования в практической деятельности. То в коррекционных учреждениях цель несколько иная. Основной упор делается на воспитание и социализацию детей с отклонениями. Помимо этого детей формируют трудовые, физические и нравственные навыки, развивают навыки самообслуживания. Исходя из этого, коррекционные учреждения оснащены мастерскими, где дети могут не только получить необходимые умения и навыки, но совершенствовать их.

Особенность организации воспитательно-образовательного процесса. В коррекционных школах и интернатах воспитательно-образовательный процесс состоит из двух частей. Первая часть осуществляется в первой половине дня и включает в себя учебные занятия, которые проводит педагог. Во второй половине дня реализуется вторая часть – после обеда и прогулки дети занимаются с воспитателями, по специально составленным для каждого учащегося программам. Занятия, проводимые воспитателями, направлены на обучение правилам дорожного движения, правилам поведения за столом и в обществе и т.д. А также проводятся экскурсии, ролевые игры, практические занятия и др.

Таким образом, особенности систем образования в коррекционных школах и интернатах различного типа обусловлены особенностями выявленных у детей отклонений. Именно поэтому важно как можно раньше выявлять отклонения, с целью их успешного преодоления и коррекции.

Большое значение имеет уровень подготовки педагогических кадров коррекционных учреждений. Педагогические работники должны не только обладать необходимой квалификацией для работы с такими детьми, но и быть морально готовы к встрече с ними. В связи с чем, в настоящее время актуальной является работа, проводимая государством, по направлению подготовки кадров в области дефектологии.

Педагоги коррекционных образовательных учреждений должны иметь полное представление о видах нарушений развития ребенка, причинах их возникновения, а также о методах работы по преодолению и коррекции нарушений. Все данные знания в совокупности являются фундаментом коррекционной педагогики.

Организационно-экономическая характеристика образовательного учреждения. Особенности финансирования бюджетных организаций, источники и механизмы финансирования школы-интерната. Особенности бухгалтерского учета в образовательных учреждениях России.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 31.10.2014
Размер файла 28,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Организационно-экономическая характеристика образовательного учреждения

1.1 Характеристика учреждения

2. Особенности финансирования бюджетных организаций

2.1 Источники и механизмы финансирования учреждений образования

2.2 Особенности бухгалтерского учета в образовательных учреждениях

образовательный учреждение финансирование

В системе образования Московской области функционирует 611 дошкольных образовательных учреждений, 585 школ, 46 учреждений начального и 29 среднего профессионального образования, 116 учреждений дополнительного образования, 33 вуза, включая филиалы и представительства, 85 негосударственных образовательных учреждений.

Важным направлением реформирования образования является внедрение нового механизма распределения бюджетных ресурсов в РСО и перевод учреждений образования на финансовую самостоятельность. С 2002 года учреждения образования области финансируются пропорционально количеству учащихся, что значительно упорядочило финансовые потоки в региональной системе образования и существенно повлияло на деятельность образовательных учреждений в целом. Наличие в образовательных учреждениях свободных ученических мест, появившихся вследствие демографической ситуации, позволяет жителям крупных населенных пунктов области выбирать учреждение для получения образования собственного ребенка. Администрация и педагогические коллективы образовательных учреждений для привлечения учащихся (а значит и финансов) активно занимаются изучением их потребностей и стремиться удовлетворить их.

Финансовая самостоятельность образовательных учреждений активизирует также деятельность их руководителей по привлечению социальных партнеров и дополнительных (внебюджетных) источников финансирования, необходимых для развития учреждения.

Объектом учебной практики выступает - государственное образовательное учреждение Московской области Московская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4, расположенное по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы 61.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Характеристика учреждения

Школа существует с 1962 года. В настоящее время в ней обучается 219 учащихся, функционирует 21 класс - комплект. В 2002 году школа-интернат № 1 получила статус областной экспериментальной площадки. Коллектив работает над темой "Индивидуальная траектория развития учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке в условиях интетрантного учреждения". Всего работатают в школе 38 педагогов и 30 воспитателей. Учащиеся школы активно принимают участие в областных и районых соревнованиях.

Основными целями деятельности ГОУ являются:

· оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в обучении, развитии и социальной адаптации,

· оказание консультативной помощи родителям, законным представителям, педагогам образовательных учреждений,

· методическая и организационная помощь образовательным учреждениям по вопросам реабилитационно-коррекционной деятельности.

Свою деятельность общеобразовательное учреждение строит на следующих принципах:

2. Принцип комплексного подхода. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь может быть эффективна только в том случае, когда она имеет комплексный характер и направлена не только на коррекцию и развитие психологических функций и качеств, но и на общее укрепление и развитие ребенка: его соматического здоровья, двигательной сферы, расширение круга его знаний и представлений об окружающем мире, обогащение его эмоционального мира, укрепление и обогащение его связей с другими людьми, сформированность знаний, умений и навыков.

3. Принцип единства диагностики и коррекционно-развивающей работы. Только на основе тонкой дифференциальной диагностики возможен выбор правильных коррекционных воздействий.

4. Принцип учета закономерностей возрастного развития. Необходимо строить коррекционное воздействие так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

5. Принцип деятельностного подхода означает опору коррекционно-развивающей работы, на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода означает необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

ГОУ реализует следующие программы:

1. Программы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей, имеющих проблемы в развитии, их родителей, специалистов, работающих с данной категорией детей.

2. Коррекционно-развивающие программы работы с детьми с ограниченными возможностями.

3. Программы индивидуального обучения родителей приемам эффективного взаимодействия с детьми.

4. Программы психолого- медико -педагогического консультирования.

5. Программы тренингов для сотрудников специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

6. Психокоррекционные программы, направленные на компенсацию аномалий развития.

7. Программы психотерапевтической помощи

Направления деятельности согласно лицензии:

Коррекционно-развивающие программы для дошкольников.

Коррекционно-развивающие программы для школьников.

Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Индивидуальное обучение родителей.

Интегрированные программы развития личности для детей разного возраста.

Для достижения поставленной цели образовательное учреждение осуществляет следующие виды деятельности в соответствии с техническим заданием:

1. проводит анализ накопленного в системе специального (коррекционного) образования Московской области опыта социальной адаптации детей с различными проблемами в развитии, оценивает актуальный и потенциальный уровень социальной адаптации учащихся;

2. экспериментально изучает адаптационные возможности и особенности психики детей с проблемами в развитии (особенности восприятия окружающего мира, особые образовательные потребности, формирование личностной и познавательной сферы психики в процессе учебной деятельности);

3. разрабатывает на основе проведенных исследований методические рекомендации и программы дополнительного образования и внеклассной коррекционно-развивающей работы для практического использования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях области.

2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Источники и механизмы финансирования учреждений образования

За образовательными учреждениями, в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом, учредитель (учредители) закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в постоянное (бессрочное) пользование.

По своей юридической конструкции образовательное учреждение, как государственное, так и негосударственное, ни при каких условиях не может быть собственником своего имущества. Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (статья 296 Гражданского кодекса РФ), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п.1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ). Уставом учреждению в рамках его специальной правоспособности может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы. Как правило, это возмездное предоставление услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения (образовательных, научно-исследовательских, культурных и т.д.). Эти доходы, как и приобретенное за их счет имущество, должны оставаться собственностью учредителя и поступать лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.

Основным источником финансирования Российской системы образования являются средства бюджетов различного уровня, несмотря на значительное повышение в последнее десятилетие роли внебюджетных источников. В соответствии со статьей 41 Федерального закона "Об образовании", деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках финансовых трансфертов в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований.

Термин многоуровневое финансирование применяется в тех случаях, когда финансирование тех или иных мероприятий или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств.

Руководителям образовательных учреждений в условиях систематического недофинансирования часто приходится маневрировать существующими финансовыми ресурсами. При недостатке или задержке поступлений по бюджетному финансированию учреждением используются внебюджетные средства. При поступлении денежных средств из бюджета, вполне понятным и логичным бывает желание руководителя образовательного учреждения восстановить затраченные внебюджетные средства и использовать их в иных направлениях финансово-хозяйственной деятельности. Однако, по мнению финансовых органов, подобные действия являются недопустимыми. Подобная позиция контролирующих органов связана с особенностями изложения соответствующих положений в Бюджетном Кодексе РФ. Бюджетному учреждению при недостатке бюджетных средств разрешено использовать для выполнения заданий органа исполнительной власти, в ведении которого он находится, средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества в соответствии с п.6 ст.254 БК РФ. Одновременно при этом действующим бюджетным законодательством не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности. Исходя из этих норм, органы федерального казначейства не имеют правовых оснований санкционировать возмещение временно позаимствованных внебюджетных средств образовательного учреждения за счет средств федерального бюджета.

Российская практика финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений знает различные способы их финансирования.

В Московской области введен норматив подушевого финансирования на одного учащегося.

1400 ОБРАЗОВАНИЕ ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ВРЕМЕННЫХ НОРМАТИВАХ МИНИМАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В редакции законов Московской области от 10.02.98 N 6-з, от 23.10.98 N 27-з, от 15.12.99 N 34-з, от 10.07.2001 N 42-з>

1. Учреждения образования

1.1. Детские дошкольные учреждения

Норматив затрат на текущее содержание 1 воспитанника ДДУ в год

8920 руб. в год на одного воспитанника

1.2. Специальные школы

Норматив затрат на текущее содержание 1 учащегося в специальных школах в год

49390 руб. в год на одного учащегося

1.3. Коррекционные школы-интернаты

Норматив затрат на текущее содержание 1 учащегося в коррекционных школах-интернатах в год

37730 руб. в год на одного учащегося

Следовательно, из бюджета Московской области в 2006 году было направлено на среднее профессиональное образование 104 175 тыс. руб. (табл. 2.2)

Читайте также: