План семинарского занятия по теме активные методы обучения в высшей школе

Обновлено: 04.07.2024

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Выделяют 3 уровня активности:

• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

-Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

-Использование игровых форм;

-Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

-Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

-Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

-Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

-Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшнее занятие…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

-Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

-Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

-Деятельностный подход в обучении.

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Основные формы и методы активного обучения

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

В настоящее время широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:

– автоматизированного обучения и т. д.

Эти и другие методы активного обучения делятся на две группы: а) имитационные; б) неимитационные. А имитационные, в свою очередь, – на игровые и неигровые.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.

Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.

Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:

1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).

2. Избранный метод (методы) проведения занятий.

3. Соответствующая ему форма (формы).

Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых.

Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем. Он представляет собой схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности обучаемых с указанием времени, методологических способов и средств исполнения.

В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает:

– целевые установки обучаемым на самостоятельную работу;

– основную литературу, необходимую для подготовки;

– проблемные задачи и задания;

– вопросы для самоконтроля обучаемых.

Таким образом, единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов.

Проблемно-ситуационные методы обучения

Творчески мыслить надо учить на всех занятиях, так как они требуют активности, волевых эмоциональных качеств, длительной подготовки и напряженного труда.

Ведущее место в этом занимает проблемная лекция.

Таким образом, проблемная лекция в отличие от традиционной учит обучаемых думать. Приобщаясь к изучению учебных проблем, обучаемые учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.

Организация проблемного обучения на семинаре требует от преподавателя основательной теоретической и методической подготовки. Преподаватель, проводя семинар, должен стремиться к тому, чтобы превратить его в творческую дискуссию.

Правильный выбор формы проведения семинара способствует реализации этой цели.

Наиболее часто применяются следующие формы семинарских занятий:

– развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия;

– устные доклады с последующим обсуждением;

– обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными обучаемыми и до семинара прочитанных всей группой:

– комментированное чтение первоисточников;

– решение задач и упражнений на самостоятельность мышления.

Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара.

Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.

Дискуссии, как правило, должна предшествовать интеллектуальная разминка.

Ее целевое назначение:

– интеллектуальный настрой на творческую мыслительную работу, динамичное и системное решение учебных задач;

– оперативный контроль уровня подготовленности слушателей к данному занятию.

Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся в конечном итоге к способам (методам) решения (разрешения) проблемных ситуаций.

а) Метод активного диалога (дискуссии).

Диалог предполагает активный двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения.

В свою очередь, отдельные методы активного обучения имеют диалоговую форму, например индивидуальное собеседование и др. В их основе лежит диалог в многообразных его выражениях. Одно дело, диалог на уровне обсуждения обычных, повседневных явлений, другое – диалог на уровне научно-теоретического собеседования.

Однако во всех случаях диалог создает новую педагогическую сферу в системе обучения, которая не приемлет назидания, указания, господства и подчинения, административного произвола со стороны обучающих.

б) Модульный метод.

Модуль представляет собой определенный объем знаний учебного материала, а также перечень практических навыков, которые должен получить обучаемый для выполнения своих функциональных обязанностей.

Основным источником учебной информации в модульном методе обучения является учебный элемент, имеющий форму стандартизированного пакета с учебным материалом по какой-либо теме или с рекомендациями (правилами) по отработке определенных практических навыков.

Учебный элемент состоит из следующих компонентов:

– точно сформулированной учебной цели;

– списка необходимой литературы (учебно-методических материалов, оборудования, учебных средств);

– собственно учебного материала в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;

– практического задания для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу;

– контрольной работы, соответствующей целям, поставленным в данном учебном элементе.

Путем набора соответствующих учебных элементов формируется учебный модуль на основании требований конкретной темы или выполняемой работы.

Цель разработки учебных модулей заключается в расчленении содержания каждой темы на составляющие элементы в соответствии с военно-профессиональными, педагогическими задачами, определяемыми для всех целесообразных видов занятий, согласовании их по времени и интеграции в едином комплексе.

в) Метод анализа конкретных ситуаций.

Приобщение слушателей к анализу конкретных ситуаций должно осуществляться поэтапно, по нарастающей сложности от темы к теме.

Процедура проведения семинара с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:

I этап: введение в изучаемую проблему.

Введение должно ориентировать обучаемых на предмет предстоящего разговора, нацеливать их не на перечисление, а, напротив, на вдумчивый поиск, анализ и т. д.

II этап: определение условий проведения семинара и постановка вопросов.

Учебная группа делится на несколько подгрупп, работающих над ситуационными задачами, подученными от преподавателя на предыдущем занятии. Эти занятия могут быть разными (но в пределах одной и той же темы) или же одинаковыми для всех подгрупп. Возможно и первоначальное знакомство с ситуацией непосредственно в ходе семинарского занятия.

III этап: групповая работа над ситуацией.

IV этап: групповая дискуссия.

Проведение групповой дискуссии требует как от преподавателей, так и от обучаемых тщательной предварительной подготовки, которая занимает примерно в 2–3 раза больше времени, чем проведение самого занятия.

V этап: итоговая беседа.

Подводится итог коллективной работы над ситуацией. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех групп.

г) Метод случаев.

Цель его – оформить умение применять на практике полученные обучаемыми ранее знания и закрепить основные понятия по предмету.

Занятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части.

1-я фаза – передача и изучение обучаемыми информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы обучаемые изучили его самостоятельно.

2-я фаза – имеет целью формирование у обучаемых умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями.

3-я фаза – нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной.

4-я фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания.

5-я фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии.

6-я фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам.

Этот метод, называемый иногда мозговым штурмом, разработан а США в 1930-е годы, как метод коллективного генерирования новых идей первоначально в научных коллективах, а впоследствии при обучении в вузах.

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.

– объединение творческих усилий группы в целях поиска выхода из сложной ситуации;

– коллективный поиск решения новой проблемы, нетрадиционных путей решения возникших задач;

– выяснение позиций и суждений членов группы по поводу сложившейся ситуации, обстановки и т. п.;

– генерирование идей в русле учебной, методической, научной проблемы.

1. Формирование (создание) проблемы, ее разъяснение и требования к ее решению.

2. Подготовка обучаемых. Уточняются порядок и правила проведения атаки. При необходимости создаются рабочие группы (по четыре–шесть человек) и назначаются их руководители.

4. Контратака. Этот этап необходим при достаточно большом наборе решений (идей). Путем беглого просмотра можно определить методом сравнений и сопоставлений невозможность одних решений, наиболее уязвимые места других и исключить их из общего списка.

е) Пражский метод.

Игровые методы обучения

Активные методы обучения делятся на две группы: имитационные и неимитационные, а первые, а свою очередь, – на игровые и неигровые. В группу имитационных игровых методов входят: деловые игры; ролевой тренинг или разыгрывание ролей; стажировка в определенной должности; управленческие игры и разновидности других игр.

Таким образом, игровые методы – эффективные методы обучения уже потому, что процесс восприятия теоретической информации осуществляется не только посредством слова, но и через организацию деятельности слушателей.

а) Бригадно-ролевой метод

Суть его состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучаемых, передав им часть обязанностей преподавателя.

Можно также предложить следующую методику проведения занятий с использованием этого метода: при подготовке к семинарскому, практическому или классно-групповому занятию обучаемые разбиваются на пятерки, члены которых исполняют несколько ролей – рецензента, докладчика, задающего вопросы и отвечающего на них, и секретаря семинара.

б) Индивидуально-коллективный метод

Сущность метода состоит в следующем. В начале занятия или накануне его учебная группа разбивается на три равные по количеству человек подгруппы: А, Б и В. Порядок разбивки может быть: по списку; по столам; произвольный.

В каждой подгруппе выбирается лидер (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории (учебном классе).

Преподаватель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия. Иногда тема может быть объявлена заранее. Обучаемые, используя подготовленные учебные материалы (литературу, ТСО, наглядные учебные материалы и т. д.), в течение отведенного времени (примерно двухчасового времени и до 70–75% четырехчасового занятия) изучают материалы по заданной теме.

в) Организационно-деятельностная игра

В отличие от деловых игр, основная задача которых сводится к овладению заданными функциями ролевого поведения, цель организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня. Вторая цель – развитие рефлексивного компонента творческого мышления.

Таким образом, умелое применение активных методов и форм обучения в учебном процессе выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной подготовки специалистов.

Семинар - это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения. Цели проведения могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Успех всего семинара с применением дискуссии и особенно на этапе его подготовки во многом зависит от эффективности самостоятельной работы учащихся.

ВложениеРазмер
sushchnost_seminara-diskussii_kak_aktivnogo_metoda_obucheniya.docx 37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения

Семинар - это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения. Цели проведения могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Успех всего семинара с применением дискуссии и особенно на этапе его подготовки во многом зависит от эффективности самостоятельной работы учащихся. Другими словами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работу учащихся.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой - умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. Как уже отмечалось, при подготовке к семинару и в процессе его проведения к учащимся предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что и создает более благоприятные условия, чем на обычном уроке, для организации дискуссий, создания индивидуальной и коллективной работы учащихся, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.

Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.

Cеминар- дискуссия предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, поэтому главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину) [2]

-развитие творческого профессионального мышления;

- профессиональное использование знаний в учебных условиях:

- овладение языком соответствующей науки;

- навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. [3]

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

1. повторение и закрепление знаний;

3. педагогическое общение.

Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов. Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы. По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:

- углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;

- отработке методологии и методических приемов познания;

-выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;

-приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;

-выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;

- осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.

Семинарские занятия являются эффективной формой организации обучения в СПО, с которыми органично сочетаются лекции. В условиях роста значимости семинаров наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося. Семинарские занятия выполняют ряд основных функций.

1.Познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов.

2.Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий. Во время таких занятий происходит воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации в учебно-познавательной деятельности и организации досуга.

3. Семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижении студентами науки еще задолго до экзаменов, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны в освоении изучаемой дисциплины.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.

Выделяют три типа семинаров:

Просеминар - это занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Его цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками, поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

На занятиях в техникуме практикуется 3 типа семинаров:

1. семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;

2. семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы семинар исследовательского типа с тематикой;

3. семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Семинар – это продукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива. Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего.

Спецсеминар – семинар, проводящийся на старших курсах, представляющий школу общения начинающих исследователей по научной теме. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1. узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2. вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения, их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

В ходе семинара важнейшую роль играет ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов. По итогам работы преподаватель делает выводы, раскрывает возможность студентов в научных исследованиях.

Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:

1. от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема;

2.от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленности;

3.от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.

В практике семинарских занятий в техникумах можно выделить ряд форм:

а) семинар - беседа;

г) семинар – пресс-конференция;

д) комментированное чтение;

1.Семинар-беседа проводится в форме развернутой беседы по разработанному преподавателем плану с кратким вступлением и заключением, предполагает подготовку к занятиям всех слушателей по вопросам плана. Такая форма позволяет вовлечь большинство слушателей в активное обсуждение темы.

2.Семинар-заслушивание, предполагает обсуждение докладов и рефератов.

3.Семинар-дискуссия предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-дискуссия проводится в форме диалогического общения участников. Он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

4.Семинар — пресс-конференция является одной из разновидностей докладной системы. По всем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким) подготовить краткие доклады.

5.Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара в виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.

6.Коллоквиумы-собеседования преподавателя со студентами обычно проводятся с целью выяснения знаний по той или иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часы для студентов, не проявивших активности на семинарах. Чаще коллоквиумы проводятся в часы семинарских занятий.

Остановимся подробнее на особенностях семинара-дискуссии как наиболее коллективной форме работы студентов. Семинар-дискуссия предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-дискуссия проводится в форме диалогического общения его участников.

Функции действующих лиц на семинаре-дискуссии могут быть различными (таблица 1).

Функции действующих лиц на семинаре-дискуссии

Излагает в краткой форме сущность защищаемой точки зрения, позиции

Аргументирует, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика, может представлять статистические сведения, факты

Высказывает собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу (отличающуюся от от избранной докладчиком) и приводит контрпримеры и контраргументы

Ответственен за сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет их достоверность

Осуществляет материально-техническое обеспечение (плакаты, схемы, диаграммы и т. д.)

При учебном сотрудничестве можно использовать такую схему действий:

1) определить проблему;

2) сформировать небольшие группы, распределить роли;

3) донести итоги обсуждения до группы.

Таким образом, семинар – дискуссия – это специально подготовленный и организованный научный спор на актуальную тему, в котором участвуют члены группы постоянного состава, и стороны аргументировано отстаивают свои позиции. Семинар - дискуссия как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.

В результате рассмотрения теоретических основ проведения семинарского занятия можно сделать вывод о том, семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой - умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы.

Существует ряд форм семинарского занятия, такие как: семинар-беседа, семинар-заслушивание, семинар-дискуссия, семинар – пресс-конференция, комментированное чтение, семинар-коллоквиум

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.

5. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.

7.Завьялов В.В., Усова А. В Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Педагогика,2011г.-215с.

11. Мануйлов, В. Современные технологии в инженерном образовании

/ В. Мануйлов // Вестник высшей школы. 2013. - № 3 – С. 117.

12.Матюшкин А. М.Проблемные ситуации в мышлении и обучении.—М.: Просвещение, 2003. - 432с.

Психологическая структура дискуссии как умственной (мыслительной и речевой) деятельности. Требования к проведению учебной дискуссии.

Метод деловой игры в обучении психологии.

Значение тренинга как метода обучения психологии.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2010.

Борисова Н.В. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры. – М., 2008.

Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2006.

Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Уч. пособие. – М, 2001.

Емельянов Е.Ю. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 2005.

Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. – СПб., 1997.

Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: ВШ, 2001.

Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. – М., 1991. – 320 с.

Методические указания по проведению практических занятий

Просмотр видеозаписи лекции и урока по психологии и их анализ.

Вопросы для подготовки к занятию

Методические приемы поддержания интереса, стимулирования познавательной и коммуникативной активности студентов на занятиях.

Деловые игры и психологические тренинги при преподавании психологических дисциплин.

Преподаватель психологии: способности, умения и личностные качества, необходимые для успешной работы.

Стили педагогического общения преподавателя со студентами.

Слагаемые авторитета преподавателя. Психологические характеристики авторитетного и неавторитетного преподавателя психологии.

Овладение преподавателем психологии способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы), организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомимика, вокальная выразительность).

Основные проблемы, встречающиеся в педагогической деятельности преподавателей психологии.

Психологические особенности, трудности молодых преподавателей психологии.

Основы индивидуальной работы преподавателя психологии со студентами (учет типа темперамента студента, познавательных интересов).

Проблема педагогического общения. Учебные конфликты и способы их предупреждения.

Выбрать вопрос для подготовки из списка (также можно предложить другой, интересующий вас вопрос, но в рамках темы практического занятия).

Разработать на основе выбранного вопроса фрагмент лекции с использованием интерактивных методов обучения (эвристическая беседа, учебная дискуссия, мозговой штурм, деловая игра).

Представить фрагмент лекции на практическом занятии.

Оценка за выполнение задания выставляется на основе анализа фрагмента лекции, который должен соответствовать принципам обучения психологии.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Психологическая структура дискуссии как умственной (мыслительной и речевой) деятельности. Требования к проведению учебной дискуссии.

Метод деловой игры в обучении психологии.

Значение тренинга как метода обучения психологии.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2010.

Борисова Н.В. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры. – М., 2008.

Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2006.

Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Уч. пособие. – М, 2001.

Емельянов Е.Ю. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 2005.

Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. – СПб., 1997.

Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: ВШ, 2001.

Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. – М., 1991. – 320 с.

Методические указания по проведению практических занятий

Просмотр видеозаписи лекции и урока по психологии и их анализ.

Вопросы для подготовки к занятию

Методические приемы поддержания интереса, стимулирования познавательной и коммуникативной активности студентов на занятиях.

Деловые игры и психологические тренинги при преподавании психологических дисциплин.

Преподаватель психологии: способности, умения и личностные качества, необходимые для успешной работы.

Стили педагогического общения преподавателя со студентами.

Слагаемые авторитета преподавателя. Психологические характеристики авторитетного и неавторитетного преподавателя психологии.

Овладение преподавателем психологии способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы), организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомимика, вокальная выразительность).

Основные проблемы, встречающиеся в педагогической деятельности преподавателей психологии.

Психологические особенности, трудности молодых преподавателей психологии.

Основы индивидуальной работы преподавателя психологии со студентами (учет типа темперамента студента, познавательных интересов).

Проблема педагогического общения. Учебные конфликты и способы их предупреждения.

Выбрать вопрос для подготовки из списка (также можно предложить другой, интересующий вас вопрос, но в рамках темы практического занятия).

Разработать на основе выбранного вопроса фрагмент лекции с использованием интерактивных методов обучения (эвристическая беседа, учебная дискуссия, мозговой штурм, деловая игра).

Представить фрагмент лекции на практическом занятии.

Оценка за выполнение задания выставляется на основе анализа фрагмента лекции, который должен соответствовать принципам обучения психологии.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: