Спасибо что живой краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Первоначально премьера была назначена на 24 июля 2011 года и приурочена к 31-й годовщине со дня смерти поэта и актёра, но затем её перенесли на осень 2011 года. Затем на одном из рок-фестивалей была названа новая дата — 31 декабря 2011 года [4] . 25 июля вышел второй трейлер фильма и была названа окончательная дата выхода его на экран — 1 декабря 2011 года [5] .

Содержание

Сюжет

В 1979 году КГБ Узбекской ССР готовит операцию по разоблачению жуликов — организаторов концертов ведущих артистов в Узбекистане. Для этого вербуют работников ташкентской филармонии: кассира и Фридмана, одного из главных организаторов таких концертов. Они соглашаются сотрудничать с КГБ УзССР при организации концертов Владимира Высоцкого.

На второй концерт в этот же день прибывает видный партийный деятель, 1 секретарь обкома компартии Узбекистана, перед которым буквально лебезит Фридман. Сева опасается за здоровье Высоцкого, о чём и сообщает Фридману и Леонидову. Оба они настаивают на том, что концерт должен состояться. Сева Кулагин выходит на сцену, пытаясь предотвратить выход Высоцкого, и поёт его песню. Но зал его освистывает. Выходит сам Высоцкий, требует прекратить освистывание, даёт ему допеть песню до конца и начинает выступать сам. В ходе выступления становится понятно, что Высоцкому очень плохо, он буквально падает в конце выступления. Завершающая песня концерта звучит фонограммой по громкой связи. В конце первым начинает аплодировать секретарь обкома, аплодисменты которого подхватывает зал.

Таня, остановившаяся в Бухаре в одном номере с Высоцким, отправляется вместе со всей остальной компанией на базар, чтобы купить ковёр для Севы. Высоцкий, одетый в местный чапан и тюбетейку, разыгрывает импровизированное представление, в результате которого Сева покупает ковер за 180 руб. вместо 250.

В финальных титрах фильма сообщается, что Высоцкий умер ровно через год после своей клинической смерти в Бухаре, 25 июля 1980 года.

В ролях

Съёмки

Съёмки продолжались пять лет, всего более 100 съёмочных дней — смены продолжались по 12 часов, а то и более. Из-за финансового кризиса съёмки то замораживались, то снова продолжались. Съёмочная группа насчитывала 850 человек, не считая массовки. На съёмки затрачено 12 (по другим данным — 20) млн. долларов США [10] .

Прокат



Стартовав в рекордном для российского фильма количестве залов — 1 400, картина собрала по итогам первого зимнего уик-энда (1—4 декабря) более 11 млн долларов. Это один из лучших стартовых показателей для отечественных картин [12] .

За второй уик-энд (8—11 декабря) картина собрала ещё 6,4 млн долларов, оставшись лидером кинопроката СНГ [13] . Таким образом, собрав за 11 дней проката более 21 млн долларов, картина окупила как производственные (12 млн), так и рекламные (5 млн) затраты [14] .

За период с 22 по 25 декабря прокат фильма принёс 0,76 млн долларов [2] .

По состоянию на 8 января 2012 года общие сборы картины составили 27,4 млн долларов.

На DVD фильм вышел 6 января 2012 года.

Критика

Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Я получаю из всех стран мира большое количество вопросов о моей реакции на фильм […] До сих пор я отказывалась об этом говорить, ибо считаю, что эта картина оскорбляет Высоцкого, его искусство, его память, а также нашу общую жизнь. Она была создана с помощью его старшего сына. Это уже меня шокировало. И я видела, как сын хвастается тем, что, добиваясь для актёра наибольшего сходства с Высоцким, они сделали копию из силикона с посмертной маски Володи, которую я сама сняла. Это не только скандально, а даже страшно. Это аморально и неэтично. И если бы я была верующей, я бы сказала, что это грех. Я в отчаянии и в печали.

Если жизнь и творчество Высоцкого тебе интересны — не ходи. Ибо там тебя ждёт жесточайшее разочарование.

А ведь можно было снять кино о том, кто написал замечательные стихи и спел замечательные песни. О том, кого любила вся страна. О том, кто играл лучшие роли в лучшем театре страны, кто снимался в самых любимых народом фильмах. Можно было снять фильм о трагедии человека, который многого добился, но был вынужден бороться с собой и наркозависимостью в последний год жизни. Можно было снять фильм о противостоянии таланта и пошлости. Ни то, ни другое, ни третье не получилось. И даже не планировалось.

  • Кинокритик Максим Эйдис уличает создателей фильма в воспевании дифирамбов в адрес КГБ [26] :
  • Киновед и кинокритик Юрий Богомолов об авторах [27] :

И это всё, что они смогли сказать? Как-то ничтожно мало в сравнении с теми техническими усилиями и творческими талантами, что они затратили на клонирование феноменального человека. И неизмеримо меньше того, что он сказал своими балладами.
Надо ли было тревожить загробную жизнь поэта только для того, чтобы посмаковать его земные подвиги и потешить тщеславие тех, кто овладел технологией кинематографического клонирования?

Самое лучшее, что вы можете сделать, зная Высоцкого и любя его или не зная его вовсе, — это не ходить и не смотреть этот фильм, не тратить своего времени и душевных сил, не поддаваться постыдному любопытству, чтобы не гневаться потом на увиденное или уж, тем более, чтобы не стыдиться, как я стыжусь сегодня.
А ещё не надо отдавать честно заработанные деньги тем, кто делает такое кино. Эти люди не должны заниматься кинематографом. И без того наша культура переживает отчаянные времена, так ещё такие люди наносят удар и по культурному наследию, которым Высоцкий безусловно является…

“Высоцкий. Спасибо, что живой”. Детальный разбор (смотреть онлайн)

Высоцкий. Спасибо, что живой
Кратко о фильме Высоцкий. Спасибо, что живой (2011):

Действие фильма разворачивается в 1979 году, когда на одном из концертов Высоцкому становится плохо с сердцем. Он переживает клиническую смерть.

Рецензия фильма Высоцкий. Спасибо, что живой (2011):

Трейлеры:

Первоначально премьера была назначена на 24 июля 2011 года — на день 31-й годовщины со дня смерти поэта и актёра, но затем её перенесли на осень 2011 года, затем, на одном из рок-фестивалей была названа новая дата — 31 декабря 2011 года. 25 июля 2011 года вышел второй трейлер фильма и была названа окончательная дата выхода на экран — 1 декабря 2011 года

В конце лета 2011 вышел заключительный, третий ролик, из которого мы узнаем что фильм повествует о пяти днях 1979 года, когда Владимир Семёнович Высоцкий на гастролях в Узбекистане в Бухаре пережил клиническую смерть.

11 ноября 2011 стартовал сайт фильма “Высоцкий. Спасибо, что живой”. Прекрасный сайт на html5. Навигация немного страдает, правда, но огромный пласт работы верстальщиков и программистов вызывает только восхищение.

Высоцкий. Спасибо, что живой

Посетители сайта могут окунуться в ностальгическую атмосферу, послушать записи пьес с участием Владимира Высоцкого, записи песен в его исполнении, просмотреть множество архивных материалов (рукописей и газет), фото и видео из его личного архива. Большинство материала было представлено частными коллекционерами специально для сайта фильма.

Настоящим — вы можете посмотреть роли в кино, в театре, послушать записи на кассетах и что самое для меня важное (так как я коллекционирую винил) — послушать пластинки Высоцкого.

И будущим — посвященным именно этому фильму.

Интрига с ролью Высоцкого

Высоцкий. Спасибо, что живой

Решение образа Высоцкого – совершенно революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого.

Шесть месяцев Петр Горшенин создавал свою уникальную технологию грима для главного героя:

То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда. В моем личном опыте было достаточно эпизодов работы над образами известных людей – например, Сталин в двух картинах. Но это совершенно другое. Сталина из ныне живущих мало кто видел, да и задача добиться идеального сходства не стояла.

С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности — в мировой практике ничего подобного не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах — тоже в основном стилизация, также, как наш Сталин, потому что речь обычно идет об 1м или 2х съемочных днях, когда это не главный герой… У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача: главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история.

Для грима в качестве эскизов использовались около 500 фотографий из архива Высоцкого. Нам была важна не только физическая идентичность, но и чтобы на актере все это выглядело гармонично и естественно для его партнеров, чтобы человеку, стоящему с ним рядом, и в голову не приходило, что это грим. Что касается ощущений от воссоздания образа, то я и мечтать не мог, что прикоснусь так близко к Высоцкому. Я был в девятом классе, когда он умер. Было такое жуткое чувство, что мы потеряли что-то серьезное. Что вот он был — необыкновенный, единственный, неповторимый. И такого никогда больше не будет. Я думаю, им невозможно не восхищаться, невозможно не любить его. Я эту работу пропускал через пальцы, через сердце, через мозг, иногда по ночам вскакивал и в мастерскую бежал. В процессе работы мы для себя открыли Высоцкого заново. Мы купили все его диски, полное собрание, и всю работу делали под его песни, под его музыку…

Высоцкий. Спасибо, что живой


Работа над гримом происходит следующим образом: изготовляется точная копия лица актера. На этой модели создается тончайшая скульптура из скульптурной массы — воска, пластилина, другого скульптурного материала — и воссоздается искомое лицо, другое по антропологии. Когда новая скульптура готова, ее можно посмотреть на экране в разных ракурсах, в 3D. Но создавая скульптуру, необходимо учесть, насколько органично впоследствии эта пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она органичным и естественным продолжением того объема, которого нет у актера. Необходимо соблюсти все нюансы мимики пластически, заложить поры, морщинки… Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора. Проверялась толщина скульптурного слоя — для этого использовалась специальная игла с рисочками. Благодаря ей художник понимает, как будет тянуться кожа, как она будет сокращаться.

Когда скульптура готова, с нее снимается форма, в форму заливается сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получается комплект пластических деталей. Грим героя — не маска. Таких форм и деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб — все отдельно. Когда первый комплект деталей изготовлен, устраиваются пробы. Актера гримируют, снимают. Когда актер начинает мимировать, становится ясно, где и что необходимо доработать. Для этого каждый раз приходится лепить новую скульптуру. Таких доработок было девять. Грим исполнителя главной роли ежедневно занимал 4 часа. Еще полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать.

Высоцкий. Спасибо, что живой

Никита Высоцкий (сын актера) уточнил, что имени актера мы не узнаем никогда.

Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий.

Высоцкий. Спасибо, что живой

Еще ни одной строки сценария не было написано, а мы уже решали, кого пригласим на роль, как мы его будем стричь, как мы его будем учить на семи струнах играть, а потом убедились: кто бы это ни был – а у нас было несколько актеров, и актеров хороших — это все равно будет не Высоцкий. Если нет максимального внешнего подобия у героя, этого героя нельзя называть Владимиром Высоцким. Просто нельзя. Высоцкий – это фильмы, спектакли, видеозаписи концертов, огромное количество фотографий. Он до сих пор крупным планом на экране. Высоцкий – вот он. А наш, если бы мы поставили, допустим, известного актера, был бы не Высоцкий. Мы могли найти, условно говоря, двойника. Есть такие люди, которые деньги зарабатывают: кто-то Ленин, кто-то Сталин. И такие же есть Высоцкие. Мы их смотрели. Да, он ходит, он пытается говорить, как Высоцкий. Ну, так у Джигурды немножко получается. Но экран такие вещи не разрешает. Они не выдерживают первого же крупного плана.

Я испытываю огромное уважение к нашему безымянному исполнителю и надеюсь, что ему воздастся когда-нибудь по его огромным заслугам.

Кто же играет Высоцкого в фильме?

Режиссер Алексей Рудаков раскрыл тайну. Объясняя волшебство перевоплощения Безрукова в Высоцкого, рассказал, что актеру накладывали не просто грим, а пластическую маску. В своем блоге Рудаков написал о том, что, когда он видит кадры с Высоцким-Безруковым, у него возникает жутковатое ощущение. К тому же, знакомый косметолог рассказала Алексею, что у актера возникли очень серьезные проблемы с кожей лица – он слишком долго и часто находился в маске.

Актерский состав:

Оксана Акиньшина — подруга поэта Татьяна (прообраз — Оксана Афанасьева)

Оксана Акиньшина. Высоцкий. Спасибо, что живой

Алла Покровская — мать Высоцкого

Алла Покровская. Высоцкий. Спасибо, что живой

Сергей Шакуров — отец Высоцкого

Сергей Шакуров. Высоцкий. Спасибо, что живой

Владимир Меньшов — режиссёр (прообраз — Юрий Любимов)

Владимир Меньшов. Высоцкий. Спасибо, что живой

Иван Ургант — Сева Кулагин, друг и коллега Высоцкого

Иван Ургант. Высоцкий. Спасибо, что живой

Андрей Смоляков — Виктор Михайлович Бехтеев, полковник КГБ

Андрей Смоляков. Высоцкий. Спасибо, что живой

Анна Ардова — Изабелла Юрьевна, директор Дома культуры

Анна Ардова. Высоцкий. Спасибо, что живой

Максим Леонидов — Павел Леонидов, импресарио и друг Высоцкого

Максим Леонидов. Высоцкий. Спасибо, что живой

Андрей Панин — Анатолий Федотов, личный врач Высоцкого

Андрей Панин. Высоцкий. Спасибо, что живой

Владимир Ильин — Серый пиджак

Владимир Ильин. Высоцкий. Спасибо, что живой

Дмитрий Астрахан — Леонид Фридман, организатор концертов Высоцкого в Узбекистане

Дмитрий Астрахан. Высоцкий. Спасибо, что живой

Сергей Безруков — Юра, коллега Владимира Высоцкого / Владимир Высоцкий

Высоцкий. Спасибо, что живой кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Высоцкий. Спасибо, что живой (2011): смотреть онлайн
Высоцкий. Спасибо, что живой (2011): смотреть онлайн

информация о фильме

Пётр Буслов

Никита Высоцкий

Игорь Гринякин

Анна Лазарева

Анатолий Максимов , Константин Эрнст , Никита Высоцкий , Михаэль Шлихт , Пол Хет , Алексей Кублицкий , Станислав Довжик , Николай Попов , Александр Горохов (III)

Сергей Безруков , Оксана Акиньшина , Андрей Смоляков , Максим Леонидов , Андрей Панин , Владимир Ильин , Иван Ургант , Дмитрий Астрахан , Сергей Шакуров , Алла Покровская , Шухрат Иргашев , Анна Ардова

В фильме разыграна остросюжетная драма по мотивам реальных событий, охватывающая пять дней из жизни легендарного актера театра и кино, трибуна и поэта Владимира Высоцкого. События происходят летом 1979 года во время концертного турне по Узбекистану, в Бухаре, за год до преждевременной смерти Высоцкого. КГБ плетет заговор, чтобы разом покончить с карьерой народного любимца. Тот балансирует на грани между жизнью и смертью - у Высоцкого случается сердечный приступ, и он переживает клиническую смерть. Провидение, впрочем, распорядилось по-своему с несгибаемым вольнодумцем и его коварными преследователями.

последнее обновление информации: 24.09.21

трейлер >>

критика

Премьера "Высоцкого" Петра Буслова раз и навсегда сняла вопрос, на котором продюсеры выстроили всю пиар-компанию фильма: кто сыграл Высоцкого. Да не все ли теперь равно кто? Если при первом появлении на экране "Высоцкий" навевает лишь легкомысленные ассоциации с персонажами "Планеты обезьян" Тима Бертона, то затем внушает нарастающий, смешанный с отвращением ужас, как восковая кукла мадам Тюссо. Хваленый виртуозный грим, якобы гарантировавший стопроцентное сходство с героем, парализовал актера, ограничив его мимику парой робких гримас, речь — одной, неизменной интонацией, пластику свел к нечеловеческому страху перед лишним движением, опасным для грима.<>
"Живым" на экране может стать только герой, претворенный актером в образ. "Как живыми" бывают только зомби. В связи с этим особенно циничным издевательством кажется подзаголовок фильма: "Спасибо, что живой".

Журнал "Коммерсантъ Weekend", №46 (3642), 02.12.2011

Зрелище, на мой взгляд, вышло тяжелое.<>
В самом замысле продюсеры явно вдохновлялись недавним французским фильмом об Эдит Пиаф: разрушая традицию высокопарных байопиков, они сосредоточились на драме распада популярного актера, певца и поэта. В основе сюжета - реальная история о том, как во время гастролей в Узбекистане Высоцкий едва не упал на сцене и пережил клиническую смерть за год до фактической.<>
При этом Высоцкий в фильме - отнюдь не главный герой. Перед нами триллер о сетях, опутавших знаменитого поэта: его окружают дельцы-хапуги, зашибают на нем крупные бабки, и разговоры идут исключительно о левых концертах, о постоянном мухлеже и незаконных заработках. Высоцкий в фильме - объект, а не субъект: его открыто используют, а если и тревожатся о его подорванном здоровье, то как о здоровье курицы, несущей золотые яйца.<>
Петр Буслов в этой картине режиссером может быть назван условно: перед нами сугубо продюсерский продукт. Он задуман амбициозно, рассчитан тщательно, в нем предусмотрены необходимый саспенс, нужная доля патетики и обкатанный в телешоу "Пусть говорят" лозунг-принцип "Давай подробности!". Но уж слишком очевидна застарелая привычка ни в грош не ставить свою аудиторию и, как говаривал в свое время Константин Эрнст, "чесать ей пятки".

Deutsche Melle
Кино | 08.12.2011

В декабре в России и Германии состоялась премьера фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой". У немецкого зрителя, помимо трудностей с переводом, фильм вызвал эффект дежавю, когда на экране пустили слезу коварные гэбисты.

В фильме разыграна остросюжетная драма по мотивам реальных событий, охватывающая пять дней из жизни легендарного актера театра и кино, трибуна и поэта Владимира Высоцкого. События происходят летом 1979 года во время концертного турне в Узбекистане, за год до преждевременной смерти Высоцкого. КГБ плетет заговор, чтобы разом покончить с карьерой народного любимца. Тот балансирует на грани между жизнью и смертью. Провидение, впрочем, распорядилось по-своему с несгибаемым вольнодумцем и его коварными преследователями.

Сценарий к фильму написал сын барда Никита Высоцкий. Режиссер фильма - Петр Буслов. Среди продюсеров - бывший высокопоставленный культработник ГДР, а ныне один из влиятельнейших кинобизнесменов России Михаэль Шлихт (Michael Schlicht). Имя исполнителя главной роли не называется. Список задействованных актеров приводится полностью, но кто из них - Смоляков или Безруков - скрывается за сложным гримом экранного Высоцкого, оставлено в тайне. В Германии фильм идет не во всех крупных городах. И получил он здесь неоднозначные отклики.

Первый блин - не комом

В онлайновом издании еженедельника Spiegel Маттиас Шепп (Matthias Schepp) пишет: "Фильм стоил девять миллионов долларов. Во что были вложены эти деньги, сразу видно: миллион продюсеры потратили на сложный грим. При этом использовалась посмертная маска Высоцкого, более 500 фотографий были занесены в компьютерную программу, отснятый материал оптимировали с помощью трехмерных компьютерных технологий, так называемой CGI (Computer-Generated Imagery). Впервые в кино было реконструировано всем хорошо известное лицо. Эксперимент можно считать успешным".

Lost in translation

Кинообозреватель Вольфрам Ханеман (Wolfram Hannemann) был разочарован. Прежде всего его смутило отсутствие перевода названий и текстов песен Высоцкого. "Даже критические песни остались без перевода. Думай, мол, что хочешь, когда звучит русская речь", - в возмущении констатирует кинокритик в своем блоге.

Но даже после устранения "трудностей перевода" фильм, по его мнению, оставляет желать лучшего: "Вместо того чтобы быть обычным биопиком, фильм, снятый на манер триллера с трэшевыми интерлюдиями, застревает в нескольких днях из жизни знаменитого барда". Киноблогер рекомендует немецким кинозрителям ознакомиться с биографией и творчеством Владимира Высоцкого до того, как идти в кино, потому что "фильм Петра Буслова не дает зрителю ни малейшего шанса".

"Владимир Высоцкий для России - это то же, что для остального мира Серж Генсбур", - вводит своих читателей в тему немецкое кинематографическое издание Schnitt. Автор рецензии, Екатерина Васильева (Ekaterina Vassilieva), находит, что "в биопике Петра Буслова нет психологического портрета Высоцкого. Фильм жестко и последовательно преследует свои развлекательные намерения, причем одержимость внешними деталями жанрового кинематографа здесь доведена почти до пика возможного".

Впрочем, кинокритик находит и хвалебные слова в адрес создателей фильма: "Большим достоинством следует считать то, что напряжение, рождающееся из фабулы, получает сильный эмоциональный заряд через фигуру главного персонажа, который подан исключительно положительно. Разбитый наркотиками Высоцкий сохраняет свое достоинство. Чем хуже он себя чувствует физически, тем больше его концертное турне напоминает мученический путь святого, движимого верой в свое призвание. Фильм рисует жизнь Высоцкого как самопожертвование, которое возвращает человечность гнетущей советской реальности. Даже спецслужбист не остается равнодушным и переживает переоценку ценностей (по испытанному рецепту, который уже прекрасно зарекомендовал себя в фильме "Жизнь других".

Рыцарь без страха и упрека

Параллель с оскароносным немецким фильмом "Жизнь других", в котором слезу сострадания с инакомыслящими пускает офицер гэдээровских спецслужб, отмечает и обозреватель кинопортала kino-zeit.de Бьянка Пирингер (Bianka Piringer). В целом она дает фильму Петра Буслова сдержанно-миролюбивую оценку: "В нем много лирики и дифирамбов, и все же он попадает в точку. Потому что, так же как и для его сына, для большинства людей Высоцкий был презирающим смерть вольнодумцем, которого было невозможно заставить молчать".

По заказу нового времени

Но что именно составляло ауру Высоцкого? Ответ на этот вопрос тщетно пытается найти в фильме Буслова обозреватель издания Filmdienst Ральф Шенк (Ralf Schenk): "За кадром остались мечты и грезы о социализме с человеческим лицом, амбивалентность отношений между властью и искусством. Вместо этого фильм делает ставку на грубую игру в кошки-мышки с показными эффектами, в которой всемогущие гэбисты плетут коварный заговор, но терпят поражение, сломленные могучей духовной и физической силой певца. Все это банально и поверхностно, даже без попытки воссоздать переменчивую атмосферу тех лет. Фильм и не стремится передать надорванный шарм, поэзию и боль поэта, а использует его исключительно как центральный элемент остросюжетной драмы".

Зомби с ботоксом

Синефил с ником "antaris" пишет на сайте moviepilot.de: "Фильм портит плохой сценарий. В принципе не очень хорошо, когда сын – единственный автор. И это здесь лишний раз подтверждается. Персонаж не раскрывается изнутри. Отличный грим делает его не только плоской фигурой, но и смешной. Мимика - как у накаченных ботоксом гламурных леди. Неестественный цвет лица неприятно контрастирует с цветом зубов, вызывая невольные ассоциации с зомби. И еще большая проблема состоит в том, что фильм не может решиться, чем он хочет быть: мелодрамой (неполучившейся), биопиком, комедией или политическим триллером? Всего есть понемножку. Все очень дорого сделано. По сути, фильм отражает вкус новых богатеев: дорого, но без стиля. Жаль. Высоцкий, надо полагать, не раз уже перевернулся в гробу".


По поводу "управляемой демократии"

Невразумительной с эстетической точки зрения, но познавательной с точки зрения социальной считает картину "Высоцкий. Спасибо, что живой" кинообозреватель Оливер Хайльваген (Oliver Heilwagen). На сайте kunstundfilm.de он пишет: "Фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" - это яркая картина нравов советской России, но не брежневских времен, а эпохи Путина-Медведева. Бывшие длинноволосые студенты, певшие под гитару Высоцкого, сменили прически и заняли ключевые позиции в обществе. Всем важна быстрая прибыль, как и тогда, на концертных турне Высоцкого. КГБ-ФСБ держит под контролем страну и дает деньги на широкоформатный памятник потускневшему народному герою своей молодости: о "дорогих мертвых" - ничего, кроме хорошего".

По итогам первой прокатной недели в Германии фильм Петра Буслова "Высоцкий. Спасибо, что живой" в десятку самых популярных фильмов не попал. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Владимира Высоцкого, как отмечают немецкие обозреватели, в Германии толком не знают. Жаль только, что, клюнув на сравнения легендарного советского барда с Сержем Генсбуром, Бобом Диланом и Вольфом Бирманом, немецкий зритель, проведя два часа в кинозале, так и не поймет, за что же так любили и любят эти загадочные "русские" Владимира Высоцкого.

О чем Фильм Высоцкий. Спасибо, что живой (Высоцкий. Спасибо, что живой)

8.5

Оригинальное название:
Высоцкий. Спасибо, что живой

Страна: Россия

Год выхода: 2011

Режиссер: Петр Буслов

Описание и сюжет

Фильм посвященный замечательному и выдающемуся актеру, поэту, музыканту Владимиру Высоцкому, показывает один из самых драматичных периодов его жизни. Особенно в конце 70-х годов, как известно, Владимир был самым знаменитым человеком в стране.

Он - кумир миллионов. Но его силы истощены. Он больше не может писать стихи, играть… Его муза оставила его. На одном из концертов Владимира Семеновича подвело сердце… Он пережил клиническую смерть. Это подкосило его сильнее всего.

В этой картине передана вся тягостная, гнилая атмосфера того времени, с которой Высоцкий никак не мог смириться. Да и стоило ли? Бездарность театральных чиновников, преследование спецслужбами и политической элитой. Владимир Семенович не мог с этим смириться. И боролся до конца.

Высоцкого сыграл актер Сергей Безруков. Но, в фильме, даже при детальном рассмотрении актера, мы видим колоссальную схожесть с Владимиром Семеновичем. В титрах указано, что Высоцкий играет сам себя. Символично, не так ли? Память о великих людях навсегда в сердцах людей…


Высоцкий. Спасибо, что живой (2011)

биографический, драма
Режиссер: Петр Буслов
В ролях: Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Максим Леонидов
Премьера: 1 декабря 2011 года
Смотри на

Летом 1979 года измотанный, измученный имярек собирается в Париж – навестить жену и лечь в наркологическую клинику. Но в клинику он не хочет, и вместо этого едет в Узбекистан – чтобы собирать народную любовь, давать левые концерты и, в итоге, почти что умереть на новеньком ковре в номере "люкс" лучшей гостиницы города Бухары.

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Кадр из фильма

Наверное, это самая амбивалентная и странная картина из тех, что выходили на российские экраны таким количеством копий в последние годы. Ее ни в коем случае нельзя назвать проходной – напротив, она долго не отпускает, именно за счет своей болезненности. Технически это одна из самых безупречных работ, что мы видели под грифом "российское кино"; красивая картинка, поразительная аутентичность атмосферы, прекрасный саундтрек плюс мощная режиссура: очевидно, что Буслов – человек большого таланта, и его свойство делать драму на ровном месте и усугублять ее на неровном не уступает аналогичному умению Кристофера Нолана. При этом драматургия фильма, мягко говоря, вызывает вопросы – и если бы в титрах напротив позиции "сценарист" стояла другая фамилия, фильм вызывал бы возмущение, граничащее с омерзением.

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Кадр из фильма

В основу картины положен реальный эпизод, случившийся на среднезиатских гастролях Высоцкого за год до его смерти; шестнадцатилетнему Никите Высоцкому эту историю рассказал на поминках Всеволод Абдулов. Именно ее пять лет назад, когда зашла речь о байопике, Высоцкий-младший захотел превратить в художественный фильм. Тут сразу надо сказать, что авторы ни разу не утрудились объяснениями, и те зрители, которые совсем не в курсе биографических деталей, запутаются в первые несколько минут. Это, наверное, и неплохо: Высоцкий и Буслов делали продукт внутреннего пользования.

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Кадр из фильма

Финальные титры украшает стыдливое предупреждение о том, что "все совпадения случайны, все персонажи вымышлены", несмотря на то, что в основу произведения положена история живого человека. Имена участников событий изменены – врач Анатолий Федотов стал Анатолием Нефедовым, Абдулов – Всеволодом Кулагиным, а юная возлюбленная поэта Оксана Афанасьева приобрела черты Оксаны Акиньшиной и имя Татьяна Ивлева. Настоящих фамилий при этом не называется: Кулагин – это "собирательный образ друга", Татьяна – "собирательный образ любви", ну а Нефедов, очевидно, "собирательный образ врача". Эта драматургическая коллизия, в сочетании с болезненным, клинтиствудовским соблюдением остальных деталей, выглядит странно: авторы гордо рассказывают, как искали натуру, как восстанавливали автомобиль Высоцкого, подняв архивные документы, включая VIN код машины, как нашли тот самый занавес, который опускался на сцену концертного зала Бухары в тот прекрасный вечер. Внешность и, главное, голос Высоцкого воссозданы с макабрическим тщанием – несмотря на то, что в некоторых эпизодах пластический грим выглядит, как маска, сходство просто удивительное и работа проделана огромная. Самый сомнительный ход создателей картины – сокрытие имени исполнителя главной роли: якобы, если назвать это имя, зритель будет все два часа оценивать работу гримеров и художников компьютерной графики (зато теперь все два часа зритель гадает, кто же сыграл заглавного героя, а потом пишет в интернете об идентификации через ушные раковины). Но, главное, зачем все это?

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Кадр из фильма

Высоцкий-младший говорит, что хотел показать рождение стихотворения "Мой черный человек в костюме сером" (которое, кстати, даже поклонники знают не очень хорошо) – именно его, откуда и взята заглавная строчка "спасибо, что живой", киношный Высоцкий в конце картины записывает буквально на коленке. Но вместо истории о деструктивности гения у Высоцкого с Бусловым получился очень дорогостоящий, прекрасно сделанный, временами бессвязный монолог сына на могиле отца – тут и ярость, и ненависть, и тоска, и бесконечные упреки покойному: как ты мог, как ты мог, больно, больно, больно. Вы думаете, он был гений? Всеобщий любимец? Смотрите: морфинист, слабый, растлитель малолетних, изменник, жертва. Гений, да. Как ты мог. В фильме собрались, как в капле, все слухи о Высоцком, которые наложились на кинематографические штампы. Прекрасная девица, готовая пожертвовать собой ради любви? Сheck. Раскаявшийся чекист? Check. Хитрый импресарио? Check. Наркотическая ломка? Check. То, что все это правда, делает сценарий еще более ходульным (та самая ситуация, когда "расскажешь – никто не поверит"). Чего тут не хватает? Только горящего дома и извлеченного оттуда младенца. Но и этот пошлый сюжет нашел свое место в картине: во время клинической смерти Высоцкий видит будущего сценариста своего байопика, румяного малыша Никиту, в качестве метафоры жизни – посреди какой-то тайги он, Высоцкий, вытаскивает забуксовавшую машину своей семьи из грязи, а в это время ему в подключичную артерию вводят кодеин.

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Кадр из фильма

Но даже слабый сценарий, даже плакатные реплики, даже восковая маска, из которой проглядывают чьи-то живые глаза, не затмевают главного – невероятной харизмы Высоцкого и дурацкой, детской грусти от того, какого отличного, какого живого человека мы все потеряли. И это ощущение – достойное оправдание существования этого фильма.

Первого российского блокбастера, снятого по личным мотивам, а не только для того, чтобы заработать немножко денег.

Читайте также: