Педагогический анализ лекционного занятия кратко

Обновлено: 01.07.2024

- мультимедиапроектор, ноутбук, экран;

- атласная лента шириной 5 см, белая, синяя и красная по 20 см (каждому);

- булавка, 15 штук;

- белые полубусины, 3 штуки (каждому);

Структура наблюдения за ходом занятия

Этапы занятия

Оценка деятельности педагога

1 этап: организационный.

Задача: приветствие всех участников занятия, подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Организационный этап занятия педагог провел поэтапно. Занятие педагог начал с приветствия всех участников. Обозначил цель и задачи занятия. Определил этапы работы на занятии. Активизировал внимание на главных аспектах.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям, к выполнению практических работ.

3 этап: повторение пройденного материала.

Задача: краткий обзор предыдущего занятия.

Содержание этапа: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

4 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

Педагогом была поставлена учебно-познавательная цель деятельности. Для пробуждения у учащихся заинтересованного отношения к содержанию деятельности педагог использует особые приемы: подводящий диалог, работа над теоретическим понятием.

На занятии учащиеся самостоятельно раскрывали часть нового материала на основе имеющихся у них знаний. Постановка задач и цели на занятии была совместной, что позволило повысить мотивацию к учебной деятельности и сконцентрировать внимание обучающихся.

5 этап: основной (освоение в активной форме предлагаемого образовательного материала или информации).

Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в определенной форме (индивидуальная, групповая, фронтальная). Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Составляющие данного этапа:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание этапа: Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Содержание этапа: Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием выполняемых действий (ориентировочная основа действий).

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Содержание этапа: Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание этапа: Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

На данном этапе педагог использует мультимедийную презентацию, поддерживает познавательную активность группы, в процессе задействованы все обучающиеся. Происходит актуализация опорных знаний, активизируется познавательный интерес обучающихся.

Педагог знакомит детей с историей Российского флага. В процессе активного диалога дети актуализируют свои знания о цветах флага. Педагог рассказывает о разнообразных способах использования ленты-триколор, подкрепляя теорию наглядными материалами. На занятии педагог старается организовать внимание учащихся на главном.

После изложения нового материала педагог ставит перед обучающимися практическую задачу по изготовлению броши. Дети актуализируют имеющиеся навыки и начинают работу. Педагог оказывает необходимую помощь, контактирует с детьми, дружелюбен. Старается стимулировать самостоятельную работу детей. В процессе практической деятельности педагог обращает внимание на алгоритм изготовления броши. Дети имеют навыки по созданию подобных работ, педагог лишь изменяет форму конечного изделия. Это позволяет создать новые условия для реализации имеющихся у детей навыков.

6 этап: игровая или творческая часть занятия.

Задача: закрепление информации, освоенных способов действий.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д. (в зависимости от направленности программы)

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности); конструирование, моделирование, инсценировка, музицирование и т.д. (в зависимости от направленности программы).

7 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, их коррекция.

Содержание этапа: Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

На контрольном этапе педагог ставит основную задачу - выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по данной теме. И если потребуется, в процессе работы скорректировать их. Педагог наблюдает за правильностью выполнения практической деятельности учащимися.

8 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание этапа: Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы (когнитивная, деятельностная, эмоциональная, ценностно-смысловая рефлексия). Детям предлагается самим дать оценку информации, подвести итог общей деятельности на занятии (или общему рассуждению), выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации. Педагог может предложить следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, что получилось и что не получилось, что нужно сделать в следующий раз, чтобы получилось, в чём ценность занятия, с каким настроением уходят с занятия?

9 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации. Педагог поощряет ребят за учебную работу, даёт качественную оценку деятельности каждому обучающемуся, рекомендации по коррекции отдельных действий (педагогическое оценивание). Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

На итоговом этапе педагог поощряет учащихся за успешную работу, дает качественную оценку деятельности каждому.

10 этап: информационный.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание этапа: Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Достижение цели занятия:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ ЗАНЯТИЯ:

1) достигнут запланированный результат занятия (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем ( дети работали инициативно, с интересом, говорили на занятии больше, чем Педагог, ушли с занятия, желая продолжить работу).

Цель занятия достигнута. Педагог добился осмысления учебного материала всеми обучающимися.

На протяжении занятия наблюдалась активная работа учащихся. Взаимодействие педагога с обучающимися можно назвать хорошим – все желающие получали необходимую помощь. По завершении занятия у каждого ребенка была готова его работа.

Достоинства занятия

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

При заполнении данной части анализа занятия эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты:

1. Соответствие темы занятия учебному плану и календарному учебному графику в программе педагога.

2. Структура занятия и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов занятия типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие занятия месту в теме, разделе курса, связь занятия с предыдущими и последующими занятиями).

3. Научно-теоретический уровень занятия (место занятия в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).

4. Готовность материально – технического оснащения занятия: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

5. Готовность педагога и учащихся к занятию: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

6. Построение занятия: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся,

8. Соответствие методики проведения занятия возрастным особенностям учащихся, направленности программы.

9. Деятельность педагога на занятии по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

10.Учебная деятельность учащихся на занятии, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

11. Система учёта и оценки знаний и умений учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, умений, мотивированность и объективность педагогического оценивания.

Содержание учебного материала соответствует цели занятия .

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Используются разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и предполагающие их включение как субъектов деятельности на всех этапах занятия .

В ходе занятия использовались групповая форма работы. Педагог эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога.

Не в полной мере использовались возможности самостоятельной работы обучающихся.

Большее внимание уделялось эмоциональному компоненту, чем деятельностному.

Разнообразить дидактический материал – сделать его разноуровневым, классифицировать по возрасту.

Использовать различные приёмы для рефлексии детей (когнитивной, деятельностной, ценностно-смысловой).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Организация прохождения педагогической практики…………. 5
1.1. Программа прохождения педагогической практики…………………. 5
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины………. 8
Глава 2. Методическая разработка учебных занятий……………………. 9
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1……… 9
2.2. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №2……… 11
2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия………… 13
2.4. Технологические карты лекционных и практического занятий……. 16
2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1…………………. 16
2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2…………………. 17
2.4.1. Технологическая карта практического занятия…………………….. 18
Глава 3. Анализ лекционного и практического занятий………………….. 19
3.1. Анализ лекционного занятия Дымовой Д……………………………. 19
3.2. Анализ практического занятия Полушина А………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………….. 27
Приложение…………………………………………………………………. 28

Содержимое работы - 1 файл

Отчет по практике 4 курс Самойловой Марины (2).doc

3. АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЙ

3.1 Анализ лекционного занятия

Преподаватель: Дымова Дарья, ПП-402

Дисциплина: Общая психология

Курс: 1 курс

Тема: История и современное состояние психологии мотивационных процессов.

Тема лекции сформулирована корректно, отражает основное в содержании лекции.

Цель: Сформировать представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов.

Цель лекции соответствует теме и содержанию. Цель озвучена студентам, так же разъяснены задачи занятия, присутствует мотивация аудитории.

План занятия:

1. Понятие и классификации потребностей в психологии.

2. Понятие мотива и мотивации.

3. Концепции мотивации.

4. Система мотивационных факторов.

Лекция четко структурирована, разделение на пункты плана верно и понятно.

Список литературы, как и план, был предоставлен на доске.

  1. По месту в учебном плане – текущая.
  2. По характеру изложения – информационная.
  3. По содержанию – научная.

Дарья озвучила основные понятия, прежде чем переходить к объяснению материала.

Лекция соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.

Лекция характеризуется четкостью и логичностью изложения материала.

Изложение лекции соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.

Объяснены новые термины и понятия. В конце каждого вопроса плана, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: конспект занятия.

Визуально предоставлены тема лекции, план и список литературы. Других наглядных материалов нет, так как они и не нужны в данном вопросе.

Темп, повторы материала и объяснение способствовали удобному конспектированию студентов.

Были использованы следующие методы обучения:

1. Монологические (объяснение, устное изложение). Дарья объясняла материал, приводя интересные и запоминающиеся примеры, продиктовывала основные моменты лекции.

Были использованы следующие принципы обучения:

  1. Научности (терминология научная, достоверность научного знания, ссылка на известных психологов, занимавшихся проблемой);
  2. Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану лекции);
  3. Доступности (материал был доступным, понятным, все новые термины были разъяснены);
  4. Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателей на студентов);
  5. Информационной избыточности (предоставленные примеры, как из научной литературы, так и из собственного опыта).

В конце каждого пункта плана и занятия преподаватель спрашивала о наличие вопросов у студентов. С легкостью, доступным языком разъясняла неясные моменты.

Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, умеет говорить четко, в размеренном темпе, меняя в нужных моментах интонацию и громкость голоса. С самого начала и до последней минуты лекции был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.

Лекция принесла студентам большую информационную ценность.

В конце лекции, благодаря краткому опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, цель лекции была достигнута: представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов у студентов первого курса ИПиП было сформировано.

3.2 Анализ практического занятия

Преподаватель: Полушин Антон, ПП-401

Дисциплина: Организационное поведение

Курс: 3 курс, психология менеджмента.

Тема: Понятие и сущность организационного поведения.

Тема практического занятия сформулирована корректно.

Цель: не озвучена

План семинарского занятия:

    1. Понятие организационного поведения
    2. Взаимосвязь организационного поведения с другими областями научного знания.
    3. Охарактеризуйте субъекты организационного поведения.
    4. Возникновение и история развития организационного поведения как науки.

Семинарское занятие четко структурировано.

Вид семинара:

    1. По дидактической цели: обзорный (обобщающий) семинар;
    2. По способу и характеру проведения: репродуктивный (традиционный) семинар.

Список литературы предоставлен вместе с планом занятия заранее в бумажном и электронном видах.

Так как основные понятия были озвучены Антоном на лекциях, на семинарском занятии их не было.

В начале занятия преподаватель замотивировал студентов на дальнейшую успешную работу, обсудив с ними задачи семинара.

В конце каждого вопроса преподаватель просил отвечающего сделать вывод, если студент не смог этого сделать, либо ответ был не полным, Антон добавлял свои размышления на эту тему. А так же задавал отвечающему вопросы или просил об этом группу.

Мотивация студентов продолжалась и во время самого занятия, при помощи оценок и положительных отзывов со стороны преподавателя.

Семинар проходил по четкой структуре:

    1. Организационный этап;
    2. Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия;
    3. Подведение итогов занятия.

В процессе занятия были использованы следующие методы обучения:

Были использованы следующие принципы обучения:

Материал семинарского занятия соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.

Время, ушедшее на семинар, соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.

В конце каждого вопроса, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: студенты записывали основные положения каждого вопроса

Визуально предоставлены тема занятия, план вопросов, список литературы и практическое задание, а также таблицы и схемы.

Преподаватель легко и понятно отвечал на все вопросы студентов, что свидетельствовало о том, насколько хорошо он владеет материалом.

Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, а также регулировать выдачу информации самими студентами. С самого начала и до последней минуты занятия был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.

Практическое занятие принесло студентам большую информационную ценность.

Профессионально- педагогическая практика является важнейшей частью подготовки педагогов и психологов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования науки российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И.

Таврическая академия (структурное подразделение)

Факультет математики и информатики

Педагогический анализ лекционного занятия

Симферополь, 2017 г.

Педагогический анализ лекционного занятия по математическому анализу

Общие сведения

Тема занятия: П роизводная и дифференциал.

Учебная дисциплина: математический анализ

Группа, курс, факультет: группа 101, 1 курс, факультет математики и информатики.

Дата и время проведения: 28 февраля, 09.50 – вторая пара.

Количество студентов на занятии / общее количество студентов в группе: 19/22

Содержание и структура лекции

Учебный материал был подан в информационной форме. Лекция в учебном курсе является тематической. Цели лекции образовательная, воспитательная, развивающая были доведены до слушателей.

План лекции был доведен до аудитории в начале лекции, на протяжении всей лекции преподаватель следовал плану.

Способ изложения учебного материала, который определяет структуру лекции является концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

На протяжении всей лекции четко прослеживается структура (вступление, основная часть, выводы).

Содержание лекции включало в себя: научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Связь с предыдущим и последующим материалом. Содержания лекции соответствовала дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Педагогическая деятельность преподавателя. Методы обучения

Методика проведения лекции

Методика проведения лекции включала в себя: методическую обработку излагаемого материала— выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Преподаватель обходился без опорных материалов, проявлял богатство и образность языка, интонационное разнообразие речи. Регламент занятия выдержан в полной мере. Все вопросы были рассмотрены.

Руководство работой студентов

Для активизации познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Преподаватель вовлекал слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала с помощью проблемных вопросов и разбора ситуаций.

Преподаватель создавал возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске.).

Лекторское мастерство преподавателя включала в себя: знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости несогласования и т. д.).

Учебная деятельность студентов

Образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции реализованы в полной мере.

Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Лекция будет способствовать дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме.

Студенты усваивали лекционный материал хорошо, вели ли записи в конспектах. Реакция слушателей выражалась в задавании вопросов, на которые преподаватель давал полные ответы.

Вывод:

Тема затронутая в этой лекции является очень важной для студентов и не только для данной группы. Информация полученная во время лекции станет мотивационной в дальнейшем изучении данной темы. Лекция была проведена преподавателем на высоком уровне.

Преподаватель – Галанина О.Н. – старший преподаватель кафедры СПК.

№п/п Что оценивается Качественная оценка Баллы
1. СОДЕРЖАНИЕ
1. Научность А) в соответствии с требованиями
Б) популярно В) ненаучно
2. Проблемность А) ярко выражена
Б) отсутствует
3. Сочетание теоретического с практическим А) выражено достаточно
Б) представлено частично
В) отсутствует
4. Доказательность А) убедительно
Б) декларативно
В) бездоказательно
5. Связь с профилем подготовки специалиста А) хорошая
Б) удовлетворительная В) плохая
6. Структура лекции А) четкая
Б) расплывчата В) беспорядочная
7. Воспитательная направленность А) высокая
Б) средняя В) низкая
8. Соответствие учебной программе А) полностью соответствует
Б) частично соответствует
9. Использование времени А) используется рационально
Б) излишние траты на организационные моменты

В) время используется нерационально

В) монотонная, скучная

Выводы и предложения:

Согласно учебно-методическому комплексу и рабочей программе предмет изучается в 6 и 7 семестре, на изучение данной темы отводится 144 часа, из которых отводится 56 часов на аудиторную работу (лекционное занятие – 28 часов, семинарские занятия – 28 часов) и 88 часов на самостоятельную подготовку студентов.

Проводя педагогический анализ лекционного занятия, проводимого к.псх.н. доцентом кафедры Сагеевой Е.Р., отмечаем следующие положительные моменты:

• Соответствие учебного материала, использованного преподавателем для подготовки к лекции, программному материалу и поставленным задачам учебного занятия, соблюдение критериев подбора фактического материала – научность, познавательность, системность, последовательность, отражение профессиональной направленности.

• Отличный выбор вида лекционного занятия – академическая лекция с использованием наглядности и мультимедийного сопровождения, целью которой стало донести до внимания студентов основные положения по теме занятия.

• Ярко выражена четкая структура лекционного занятия, продуманность введения, переходов от одного вопроса к последующему, их взаимосвязь.

• Свободное владение учебным материалом.

• Повышенный интерес аудитории, присутствие элементов диалога и дискуссии между студентами и лектором. Основная информация предлагалась студентам под запись, но формой лекции являлось монологическое высказывание.

• Корректное составление плана, объемное и правильно оформленное содержание лекции.

• Систематичное, доступное и последовательное изложение учебного материала. Высокая культура речи, умеренно выдержанная мимика и жестикуляция. Тактичность, но вместе с тем в меру требовательное отношение к студентам.

Рекомендации преподавателю:

• Использовать более яркие примеры из практической деятельности, подтверждая теоретические положения лекционного материала.

• Усилить межпредметные связи, связь с производством, практикой, жизнью.

• Для подготовки лекционного материала использовать учебную и дополнительную литературу последних лет издания.

• В конце лекционного занятия студентам предложить список рекомендуемой литературы по теме лекционного занятия для самостоятельной подготовки.

Читайте также: