Выясните какое влияние оказывала византия на развитие руси кратко

Обновлено: 03.07.2024

Большое влияние на развивающееся русское государство, а в особенности на его культуру, оказала великая Византия.

Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. н.э. Так же она вошла в историю как Восточная Римская империя. Столицей её был город Константинополь (ныне Стамбул). Основу среди населения этого государства составляли греки.
В годы своего высшего могущества при императоре Юстинеане Великом в 6 веке Византийская империя занимала следующие территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Северная Африка, Апенинский полуостров, часть Пиринеев, вся территория современной Греции, часть Сирии. Византия была центром христианской ортодоксальной веры, т.е. православной церкви. В Византийской империи, особенно в Константинополе, было очень много замечательных храмов, в которых находились прекрасные фрески, иконы и мозаики. Новые территории византийцы покоряли не только с помощью завоеваний, но и сильным культурным воздействием. Они так же отличалась умением прекрасно вести дипломатию.

Византийское искусство


Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы. Греческие иконописцы обнаружили, что уплощение фигур и сведение их к простым силуэтам, делает персонажи бестелесными, подобными ангелам. Византийцы отказались от многопланового пейзажа и пришли к решению сделать фон в виде своеобразных знаков архитектурного ландшафта или пейзажа, или в виде чистой однотонной плоскости. Эту плоскость они покрывали золотом. На иконах они изображали Иесуса Христа, Богородицу или святых, которым молились.

Византийское искусство передало в наследие человечеству неоценимое: храмы, фрески, мозаики, иконы и другие богатства. Византийцы также оставили в наследство своё превосходное умение возведения храмов, иконописания, вышивания. Многие из них перебрались частью в Италию, частью на Русь. Вклад Византии в мировую культуру очень велик.

Культурное влияние Византии на Русь

Киевская Русь имела морскую границу с Византией через Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось нередко контактировать с богатым южным соседом. На первых порах русские князья нередко воевали с Византией (Олег, Игорь, Святослав). Русы нередко делали набеги на Византию, которой иногда даже приходилось откупаться от них, когда они воевали против нескольких народов. По настоящему греки стали считаться с русами, когда те уничтожили Хазарский Каганат, который был врагом Константинополя.

Русы и греки не только воевали между собой, но и торговали. Византия оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир принял решение сделать Русь полностью православной. Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. Но принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами Русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги.

Византия помогала Руси стать православным государством. Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы. Часть жителей Византийской империи переехало жить на Русь. Русские строили храмы по греческому образцу. Наши предки получали от Византии православные иконы. Благодаря чему Русь очень возвысилась в культурном и религиозном отношении. Византийское искусство сыграло в этом плане большую роль.



Византийские фрески в Спасо-Преображенском соборе, в Пскове. Работы XII века.

После захвата османами Константинополя в 1453 г. пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог - дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. В связи с чем правоприемницей Византии, как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Нередко русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния и др.
В России много замечательных храмов, соборов, церквей и монастырей, в которых висят очень красивые иконы. Вклад Византии в русскую и в мировую культуру сложно переоценить.

византийская церковь в России


Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород. XII в. Византийский стиль.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытывала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства -- иконы и миниатюры манускриптов.

Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.

Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

Аватар

Именно из Восточной Римской империи (Византии) в Древнерусское государство после крещения пришла культура, заменившая собою прежнюю языческую. Потому Константинополь стал для Киева и других русских городов образцом архитектуры, живописи, книжности и других достижений цивилизации. Вся православная культура Киевской державы берёт своё начало в греческой земле, чаще всего греками были и мастера, приносившие её на русские земли и только здесь обучавших местных учеников. Потому влияние Византии можно назвать определяющим.

Ален_Делон
04.08.2019 оставил(а) комментарий:

Византия была крупнейшим и сильнейшим государством, соседствующим с Русью. Она оказала важнейшее на культурное и религиозное развитие Руси. Именно из Византии на Русь пришли православие и письменность. Тесные политические и экономические связи скреплялись междинастическими браками, а русские дружины воевали на стороне Византии против её врагов.

Западная часть Рима через 80 лет пала под давлением варваров, а Восточная часть – Византия, осталась наследницей Древнего Рима.

Рисунок 1. Византия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Византия существовала в течение тысячелетия пока в 1453 г не пала под напором турок-османов.

Византия нуждалась в крепкой и сильной армии для защиты своей территории. Держать крупную армию и платить жалование солдатам позволяла торговля между Западом и Востоком – Византия контролировала причерноморские торговые пути, а Константинополь был посредником в этом деле.

Император, с целью укрепления своего влияния в регионе, выдавал своих дочерей за руководителей, примыкавших к Византии государств.

Аристократы, скупавшие землю у военных поселенцев, становились властителями (сеньорами) и имели свои собственные военные отряды.

Во время борьбы аристократии с императором, опорой для него становился простой народ.

В изданном указе устанавливалось право покупки земли, если хозяин продавал её. Приоритетное право принадлежало родственникам, затем соседям и односельчанам.

Готовые работы на аналогичную тему

Для защиты личной собственности прописаны были и другие меры. Находясь между двумя агрессивными народами, соседями булгарами и русами, Византии приходилось лавировать, периодически стравливая их между собой.

Русы переплывали Черное море на больших ладьях в огромном количестве и осуществляли опустошительные набеги на Византию.

Летописи тех времен рассказывают о свирепых русах, которые своими набегами сотрясали волжско-камских булгар, Поволжье, хазар, прикаспийские владения халифата.

Русские в Константинополе впервые появились в 838 г, в это время к василевсу Феофилу прибыла делегация от народа росс, а затем она в составе Византийской делегации оказалась в Западной Европе при дворе Людовика Благочестивого.

Византийцев в Киевской Руси воспринимали как торговых важных партнеров, однако все вопросы торговли решались только через военные походы.

Киевские князья Аскольд и Дир совершили первый поход в 860 г, а второй поход, как говорит летопись, состоялся под началом князя Олега в 911 г.

В результате этого похода был заключен договор с Византией. По договору между Киевом и Византией устанавливались дружественные отношения, определялся порядок выкупа пленных, наказания за преступления.

Договор создавал благоприятные условия для взаимной торговли и давал возможность русским купцам жить в Византии, посещать общественные бани, что было большим доверием к иностранцам.

Политическое и правовое влияние Византии на Русь

Отношения Византии с Русью были обусловлены традиционализмом идеологических установок, заключавшихся в римском имперском универсализме.

Византийская дипломатия была довольно гибкой, она балансировала между традиционной теорией и реальностью.

Во взаимоотношениях с Русью византийская дипломатия использовала принципы и методы, которые включали в себя установление межгосударственных договорных отношений.

Эти отношения вводили международную политику в правовое русло и препятствовали оказанию военного давления, разгрому городов, неожиданным набегам.

Особенно это влияние проявилось в период формирования великорусского государства в XIV-XVI веках.

Важное место в межгосударственных отношениях уделялось церемониям приемов, торжественным обедам, официальным и неофициальным беседам. В русской истории было важное событие, связанное с браком князя Ивана III Васильевича и племянницы последнего императора Византии Софьи, при которой утвердились обычаи и порядки византийского двора.

Это отразилось и на Великом князе, который вдруг возвысился в глазах современников и одним своим видом стал внушать страх.

Положение Древней Руси на международной арене браком князя и Софьи было укреплено.

Иван III очень хочет показать, что Москва является преемницей Константинополя во всех отношениях и с этой целью вводит обряд венчания на царство, объединяет московский герб с византийским.

На гербе красуются московский Георгий Победоносец, убивающий змея, и византийский двуглавый орел. Позже, Иван IV Грозный по аналогии с византийским императором, называет себя царем.

На Руси стали возникать монастыри, и церковь превращается в богатую организацию, а митрополит на Руси назначается с согласия византийского императора.

Что касается правового влияния Византии, то русские познакомились с византийским правом до принятия христианства, а греко-русские договоры X века проникнуты элементами византийского права.

Церковные и светские византийские права греческим духовенством были внесены после принятия христианства.

Между государствами торговые и политические отношения регулировались договорами, которые заключались в ходе многих походов, а их содержание представляло собой нормы византийско-русского права.

Поскольку договоры были международными, то и фиксировали межгосударственные нормы. По договору 945 г. Русь взяла на себя обязательство не претендовать на крымские владения Византии.

После поражения русских войск в болгарском Доростоле между Святославом Игоревичем и императором Иоанном Цимисхием в 971 г. был заключен ещё один договор, правда, его условия были для Руси неприятны – Русь должна была прекратить нападения на Византию.

Рисунок 2. Отношения Византии и Руси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важную роль в международных отношениях в это время, судя по договорам, играли купцы. За границей они не только торговали, но, имея связи с иностранными дворами, ещё выступали в роли дипломатов.

Отношения Византии и Руси

Византии сегодня не существует, но именно она, в свое время, оказала большое влияние на культурную и духовную жизнь Древней Руси.

Византия и Древняя Русь граничили через Черное море и контактировали друг с другом с IX века. Контакты сначала были враждебные, русы часто совершали набеги, но постепенно вражда закончилась.

После уничтожения Хазарского каганата, угрожавшего Константинополю, обе страны наладили торговые и дипломатические связи. Были и династические браки, например, Мария, мать Владимира Мономаха, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

Византия дала Руси христианскую религию. От византийцев были унаследованы особенности церковного пения, иконописи, православного подвижничества.

Из Византии в XII веке на Русь была привезена икона Божией Матери, одна из величайших христианских святынь – сегодня она известна как Владимирская.

После принятия христианства на Руси между странами окрепли торговые связи. На Русь из Византии шли ткани, вино, пряности, а уходили меха, рыба, икра.

Шло развитие и культурного обмена, например, знаменитый иконописец Феофан Грек, писал иконы в новгородских и московских храмах.

Менялась и архитектура – на Руси впервые началось строительство каменных зданий – Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Новорожденным младенца на Руси давали при крещении греческие имена – Александр, Андрей, Софья, Галина, Петр, Георгий, Андрей.

Из Византии на Русь привозили первые книги, которые позже переводили на русский язык, например, жития святых. Кроме духовных произведений, были и художественные.

Основой славянской письменности является греческое уставное письмо и этим русские обязаны деятелям византийской культуры Кириллу и Мефодию.

После крещения Руси во многих городах, в частности, в Киеве и Новгороде, по византийскому образцу открывали школы. В Москве в 1685 г по просьбе патриарха Иоакима была открыта славяно-греко-латинская академия. В русской столице эта академия стала первым высшим учебным заведением.

Все учебные заведения в свою программу включали греческий язык, потому что основная часть священных текстов была написана на греческом языке. Изучение истории, культуры и искусства Византии – родины православия, было в России престижной и важной областью гуманитарного знания.

Византия прекратила свое существование в 1453 г после захвата Константинополя османами, но, несмотря на это, Россия не забыла о Византии.


В течение долгого времени, а это около пяти столетий, Византия и Русь находились в тесных отношениях. Становление древнерусского государства происходило при разнообразных контактах и столкновениях с византийцами. Влияние византийской культуры и системы организации жизни прослеживается во всех сферах жизнедеятельности Руси. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Русь переняла многие положения из межгосударственных договоров с Византией.

В настоящее время многие научные работники рассматривают время взаимодействия Руси с Византией с точки зрения, нахождения в этом процессе новых плюсов и минусов, которые каким-либо образом повлияли или могли бы повлиять на дальнейшее развитие страны.

Цель данной работы – сформировать представление о влияние Византии на Русь, принятии христианства на Руси и их историческом значении.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить границы влияния Византии на Русь;

2. дать характеристику языческой Руси;

3. познакомиться с крещением Руси князем Владимиром;

4. отметить историческое значение принятия христианства на Руси.

Практическая значимость: Данную работу можно использовать в качестве основы, для написания дальнейших научных исследований.

В конце 9 века Византия, именуемая Римской (РОМАИОН) Империей, находилась в расцвете, на голову превосходя Запад и по технологиям, и по культуре. Уже тогда Русь попала под влияние Византии. Влияние Византии на Русь было длительным – на протяжении 600-700 лет.

1.1 Политическое влияние Византии

Одно из важных событий в русской истории - это брак князя Ивана III Васильевича с Софьей, племянницей последнего императора Византии. Она утвердила много порядков и обычаев византийского двора. В следствие этого церемониал стал величественнее и торжественнее. Так же брак с Софьей положительно повлиял, как заметили современники, и на самого царя, который возвысился в их глазах до не досягаемой высоты. Этот брак укрепил положение Руси на международной арене.

На Руси обряд на царство был введен впервые Иваном III с целью того, чтобы показать, что Москва является приемником Константинополя. А также он объединил Московский герб с Византийским: Георгия Победоносца убивающего змея, с Византийским двуглавым орлом 3 . Позже Иван VI Грозный приводил себя в сравнение с византийским императором.

Назначение митрополита на Руси до XV века происходило с согласия византийского патриарха. С течением времени по аналогии с Византией на Руси стали строить монастыри, а церкви превратились в подобие богатых организаций.

1.2 Правовое влияние Византии

Еще до принятия христианства русские успели познакомиться с византийским правом. А договоры русских с греками X в. Буквально проникнуты византийскими элементами права, регулировавшие их отношения во время пребывания русских в Царьграде. Византийские права, церковные и светские, были внесены греческим духовенством после принятия христианства.

Торговые и политические отношения между государствами регулировались договорами, заключенными в ходе многих походов. За торговые отношения отвечали три договора заключенные в 911, 945, 971 г. г. Содержание договоров представляет собой нормы византийско-русского права, относящегося к международному торговому, процессуальному и уголовному праву. Так как эти договоры международные, они фиксируют межгосударственные нормы, а так же они имеют яркое отражение древнерусского права.

После похода на Византию князя Олега в 907 году, был заключен договор 2 сентября 911 года. Благодаря именно этому договору были восстановлены дружественные отношения государств, определен порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершенные в Византии купцами обеих стран, и на мой взгляд самое главное, что изменил этот договор, так это береговое право: вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега должны были оказать помощь в их спасении.

После неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 году и повторного в 944 году, так же был заключен договор, в июле 945. Для пользования установленными льготами русские послы и купцы должны были иметь при себе княжеские грамоты, по договору 945. После чего Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии.

В июле 971 года между князем Святославом Игоревичем и императором Иоанном Цимисхием был заключен еще один договор после поражения русских войск в болгарском Доростоле. Он был составлен в весьма неблагоприятных условиях для Руси: договор обязал Русь прекратить нападения на Византию. Судя по договорам с Византией в X веке ясно, что купцы играли немало важную роль в международных отношения Руси. Так как иногда они не просто совершали куплю за границей, но и выступали в роли дипломатов, имея серьезные связи с иностранными дворами и общественными верхами.

Так же в договорах указывается смертная казнь, штрафные санкции и меры по поимке рабов, кроме того в договорах была реализация права кровной месте и других норм права 4 .

Источником по истории древнерусского права и русско-византийских отношений, является не что иное, как договоры Руси с Византией.

Рецепция византийского права.

Многие памятники византийского права были переведены церковниками на древнерусский язык.

1.3 Духовное влияние Византии

Русь встретилась с Византией в то время, когда она была страной большого торгового мореплавания, развитой строительной техники и искусства, великих городов, по сравнению с которыми парижи и лондоны были жалкими деревнями, стадионов, университетов (почему-то забывают, что византийские университеты были старше западноевропейских на 500 лет и имели гораздо большую долю светских наук), величественных соборов, огромных библиотек, лучшей в мире медицины, источником законодательных норм для остального мира (достаточно вспомнить Свод Юстиниана, Эклоги, где проявляется стремление законодателей сделать юстицию безденежной и равно доступной для всех, Крестьянский закон, защищающего права крестьян-общинников, Градский закон, церковный Номоканон).

Культурно языковое влияние было одним из самых важных. Здесь стоит предоставить слово А.С. Пушкину: "Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность" 6 .

Кстати Россия приняла, не только христианство от Византии, но и несколько сопутствующих его техник, такие как зодчество, письменность (практически скопировав родной язык) и музыку. Русь практически сразу стала самым большим и сильным государством благодаря всему этому. Пришедшее из Византии христианство буквально собрало Русь из кусков в одно целое, - именно поэтому она станет в дальнейшем самым большим и великим государством мира. И образовалась вера русская на 100 лет вперед, предавшая сплоченность, способность к самопожертвованию. Она латентно будет существовать даже в официально атеистические времена, адаптируя коммунистическую идеологию. За что собственно и огромное спасибо Византии.

Безусловно, влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Древней Руси имеет всемирно-историческое значение.

В период становления государства Древней Руси Византия как самая культурная в то время страна Европы помогла Руси выйти из мрака язычества, содействовала Руси в обретении своего государственного достоинства, явилась для Руси источником славянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской культуры 7 .

Вслед за Византией на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в обеспеченную организацию, имевшую в своем владении многочисленные земли.

Древняя Русь приняла множество порядков и обычаев византийского двора, таких как обряд венчания на царство, государственные титулы, объединение Московского герба с гербом Византии.

Многие межгосударственные нормы были переняты из русско-византийских договоров.

Вообще верование восточных славян являлись весьма сложным религиозным представлением, так как человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, верили в силу, которая дает жизнь, поклоняясь земле, верили в ее плодородие. С древних времен огонь земли связывали с огнем неба – солнцем, дающим тепло и свет. Вера людей в очищающую силу огня подтверждалась тем, что они прыгали через костер в ночь Ивана Купалы. После того как земледелие стало основным видом хозяйства и изменились социальные отношения, человек стал олицетворять те природные явления, с которыми больше всего был связан быт землероба. Существует два разных мнения о духовном состоянии славянских народов. В первом - крещение киевлян рассматривается современными церковными авторами, как культурное развитие древнерусского общества византийских эталонов, культуры нашими предками, якобы не имевшим за душой ничего кроме природной гениальности. С другой стороны, более глубокое рассмотрение культурного наследия нашей страны показывает, что степень развития русского искусства была уже достаточно высока ко времени принятия христианства.

Становление русской государственности в еще более древние времена. По некому предположению носильное насаждение христианства возможно только при условии единого, сильного государства. Известный факт, что массовая христианизация встретила яростный отпор со стороны язычников

Речь о христианстве на Руси пошла задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. На протяжении долгого времени языческие верования и обычаи у восточных славян оставались неизменными, и переплетались с христианскими праздниками.

Принятие православия определило новую историческую судьбу, положив конец языческому варварству. И позволило войти в христианскую семью народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочнения государства и развитие связей древней Руси.

2.1 Русь на пороге крещения

До 988 г., до крещения Руси русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Однако, все образы богов не были так же ясны, как, например, в греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Рядом стояло развитие культа предков, который был связан с родовым бытом славян. Весь этот культ проникала вера в загробную жизнь. Она отражалась в том веровании, что родоначальник потомства считался живущим покровителем своего рода, его обоготворяли, в том, что души умерших населяли поля, леса, воды. Одним словом вся природа была одухотворена людьми. Свершались различные обряды. Которые были нацелены на то, чтобы человек участвовал во всех свершениях, происходящий в природе. Именно так создался перечень праздников, связанных с культом предков и с почитание природы.

Уже в княжение Игоря, примерно в 912 году, в Киеве уже существовала христианская церковь св. Илии. Немало христиан входило и в дружину самого князя Игоря. Также христианкой являлась его жена св. княгиня Ольга, но однозначной информации о времени и месте принятия ею крещения не существует. Однако, принято считать, что она крестилась в 957 году в Константинополе. Основываясь на этих фактах, можно однозначно сказать, что киевляне были знакомы с христианской верой еще при первых варяжских князьях. 9

С помощью злодеяния и храбрых варягов в 980 году князь Владимир овладел государством, но, не смотря на такие меры, он вскоре доказал, что достоин быть государем. Достижения Владимира Сятославовича в области внешней политики стали основой для укрепления его власти на Руси. Военное могущество князя росло с каждым его успешным походом и сражением. Уже к концу 80-х гг. X в. власть Владимира не нуждалась в поддержке со стороны языческого населения. Однако его дружина и сам князь ощущали острую нужду в христианской религии, которая могла бы окончательно обосновать феодальный строй на Руси. 10

2.2 Крещения князя Владимира и киевлян

Что касается вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира, то существует несколько версий. Первая версия утверждает, что князь крестился в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму), по второй версии Владимир принял крещение в 987 году в Киеве, а по третьей – в 987 году в Васильеве, недалеко от Киева. Не смотря на то, что существует несколько версий, стоит признать наиболее правдивой вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор указывают на 987 год, опираясь на другие исторические факты.

Князь Владимир в Корсуни женится на Анне, сестре императора Василия II и Константина, в надежде на то, что он получит поддержку с их стороны, в особенности с организацией церковного управления и развитием духовной культуры. После возвращения из Киева со своей супругой и греческим духовенством, а также привезя разнообразную церковную утварь и святыни, Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси.

2.3 Крещение других русских земель

Введение христианства на Руси встретило отпор со стороны предводителей язычников – волхвов. Хотя принятие новой веры и было вполне законно, оно все же встретило открытую борьбу в некоторых городах Руси. Князь и его христианское окружение однозначно не могли не предвидеть такого поворота событий. И для того, чтобы предотвратить сплочение оппозиционеров религиозной политике князя Владимира, было решено в кратчайшие сроки подчинить себе главные городские центры Руси, где проживала местная знать, обладавшая собственными дружинниками и диктовавшая свою волю сельскохозяйственной округе.

К сожалению, точных данных о крещение других регионов страны нет. Скорее всего, их обращение в христианство проходило по аналогии с городскими центрами.

Основываясь на разновременных источниках, которые связаны между собой, можно сказать, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства, что не означает вовсе, что все жители Руси были обращены в христианство. 12

2.4 Роль принятия христианства

Принятие христианства стало толчком к объединению всех народов русского общества. Постепенное вытеснение языческих обрядов и традиций стало началом гуманизации общества. Принятие христианства явилось основой к становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под его влиянием развились храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. Особенно значимым культурным переворотом стало введение единой письменности.

Вследствие христианизации рождается новый тип государственности Киевской Руси, которая приобретает большинство признаков византийской формы. Светская власть тесно взаимодействует с церковной властью, непосредственно главенствуя над ней. XI век ознаменован началом оформления церковной юрисдикции на Руси: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Также церковь играет значительную роль в международных делах, которые связаны с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Однозначно именно благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, что значит, что она стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако, не смотря на все плюсы христианизации Руси, есть некоторые отрицательные последствия данного процесса. Принятое православие стало причиной обособления Руси от западноевропейской цивилизации. Также Русское государство и Русская православная церковь попали в изоляцию от остального христианского мира после того, как пала Византия.

В заключение хотелось бы отметить, что цель данной работы достигнута, поскольку были рассмотрены точки взаимодействия Руси и Византии, изучено влияние Византии на развитие Руси, раскрыты основные этапы принятия христианства на Руси, и было обозначено историческое значение этих процессов.

К концу X века, когда Русь приняла христианство, окончательно сложился классический византийский стиль, сохранявшийся почти без изменений около полутора столетий.

Речь о христианстве на Руси пошла задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. На протяжении долгого времени языческие верования и обычаи у восточных славян оставались неизменными, и переплетались с христианскими праздниками.

Принятие православия определило новую историческую судьбу, положив конец языческому варварству. И позволило войти в христианскую семью народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочнения государства и развитие связей древней Руси.

Основываясь на разновременных источниках, которые связаны между собой, можно сказать, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства, что не означает вовсе, что все жители Руси были обращены в христианство.

Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа: V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин. – М.: Мысль, 1999.

Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. - М.: Рольф, 1999.

Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000

Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века.– М., 1994.

Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987

1  Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века.– М., 1994, с. 12

2  Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа: V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин. – М.: Мысль, 1999.- 829 с.

3  Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. - М.: Рольф, 1999.-352 с.

4  Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

5  Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. – 656 с.

7  Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.6-7.

10  Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. - с. 104-120

11  Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. – с. 116

12  Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. – с.116

13  Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.6-7.

Читайте также: