Сознание как высший уровень психического отражения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Единство высших психических функций образует то, что человека отличает от животных: сознание – высший уровень отражения объективной реальности и высший уровень саморегуляции.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, который присущ человеку как общественно – историческому существу. Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Предпосылкой возникновения сознания выступает мозг, который сам является продуктом труда и общественной деятельности человека. Ведущими факторами возникновения сознания были: труд и язык. Трудовая деятельность: 1)основана на употреблении и изготовлении орудий труда, их сохранении для последующего использования; 2) осуществляется в условиях совместной коллективной деятельности, носит общественный характер; 3) направлена на общую цель и существенно отличается от любых действий животных, т.к. определяет продуктивный характер и способ трудовых действий; 4) направлена на преобразование внешнего мира. Благодаря сознанию человек занимает особое положение в природе.

Выделяют следующие свойства сознания: активность (проявляется в том, что психическое отражение объективного мира носит не пассивный характер); интенциональность – направленность на предмет (сознание всегда – сознание чего-либо, без предмета оно не существует); способность к рефлексии (самопознанию); сознание имеет мотивационно – ценностный характер (почему я так поступаю, каковы у меня ценности?).

Сознание может иметь различную степень ясности. Сознание увеличивается или уменьшается, отчасти утрачивается во сне, полностью утрачивается при обмороке.

Сознание любого индивида уникально. В сознании выделяют: центральную область – фокус сознания и периферию. Движение сознания и его непрерывное изменение отражаются в понятии потока сознания. Его содержание определяется следующим законом: актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который направлено то, или иное действие.

Выделяют следующие виды сознания: политическое сознание, религиозное, обыденное, научное, экстравертированное (поверхностное, оно меняется в течение дня).

Самосознание

Компоненты самосознания:

· сознание тождественности, зачатки которого возникают в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

· сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

· социально – нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Однако, область психического шире области осознанного. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание). Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание Другому. Два других уровня связаны с понятием неосознаваемых психических процессов.

Контрольные вопросы по теме:

1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

2. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

3. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

4. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

5. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?

6. Как соотносятся психика и сознание?

7. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.

Литература:

2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Пед. общество России, 2001.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977

5. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1983.

6. Основы психологии / Под ред. Столяренко Л.Д. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

7. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пос. для студентов пединститутов /Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990.

Сознание – это высшая форма обобщенного отражения, свойственная для человека. Сознание отражает объективные устойчивые свойства и закономерности окружающего мира, формируя у индивида внутреннюю модель внешнего мира, в результате чего происходит познание и преобразование окружающей действительности.

Сущность феномена сознания

А. Н. Леонтьев занимался исследованием закономерностей психического развития. Он осуществлял это в контексте материалистического понимания психики в качестве высшей формы отражения объективной реальности (деятельностный подход). При исследовании вопроса происхождения ощущения и механизмов чувственного отражения Леонтьевым были выделены и охарактеризованы основные этапы развития психики.

В своей эволюции психика проходит ряд этапов, которые начинаются с сенсорного, а завершаются перцептивным и далее интеллектуальным этапом. В завершение происходит формирование сознания. Сознание представляет собой особенность психики, которая становится продуктом общественно–исторического развития. Возможность существования сознания связана с применением и производством орудий труда, началом использования элементов языка, знаний и норм поведения в обществе.

Для объяснения возможностей совершенствования психики человека на основании общественного опыта И.П. Павловым было введено понятие первой и второй сигнальной системы.

Первая сигнальная система представляет собой тип сигнальной системы, предполагающий ориентировку животных на непосредственный раздражитель (например, зрительный, слуховой, тактильный сигнал, связанный с приспособительными условными и рефлекторными реакциями).

Вторая сигнальная система в большей степени концентрируется на знаковых, прежде всего словесных, сигналах. На их основе происходит формирование временных нервных связей.

Готовые работы на аналогичную тему

Для людей характерно объединенное действие этих двух сигнальных систем. По этой причине И. П. Павлов предложил рассматривать специфические типы высшей нервной деятельности с преобладанием соответствующей системы. В зависимости от этого художественный тип определяется в качестве преобладания первой сигнальной системы, мыслительный — второй системы. Средний тип уравновешен по данному признаку.

Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Эта форма свойственна человеку и предназначена для отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающей среды. Благодаря ей у людей происходит формирование внутренней модели внешней реальности. Сознание помогает познавать и менять окружающий мир.

Функция сознания в качестве высшей формы отражения состоит в создании целей деятельности, когда предварительно осуществляется мысленное построение действий и предвидение их результатов. Этот процесс призван для обеспечения разумного регулирования человеческого поведения и деятельности.

В сознание входит соответствующее отношение человека к окружающей среде и к окружающим людям. Принято выделять несколько свойств сознания:

  • Построение отношений;
  • Познание;
  • Процесс переживания.

Отсюда следует непосредственное включение мышления и эмоциональной сферы в процессы сознания. Основная функция мышления представлена определением объективных отношений между явлениями внешней реальности. Основной функцией эмоций является создание субъективного отношения человека к людям, предметам, явлениям.

В структуре сознания происходит синтез данных форм и видов отношений. Они способствуют определению, как организации поведения, так и глубинных процессов самооценки и самосознания. Существуя реально в едином потоке сознания, образы и мысли способны окрашиваться с помощью эмоций и становятся переживаниями.

Развитие сознания происходит у индивида преимущественно в социальных контактах. В филогенезе оно совершенствовалось и становилось возможным при условии активного воздействия на природную среду в условиях ведения трудовой деятельности. Сознание проявляется только при существовании языка, речи. Эти процессы возникают в одно время с сознанием в процессе труда.

Первичный акт сознания представлен актом идентификации с символами культуры. Они организуют человеческое сознание и делают человека человеком. За выделением смысла, символов и идентификации с ним идет выполнение и активная деятельность детей в области воспроизведения образцов поведения, речи и мышления. Сознание характеризуется активной деятельностью ребенка, отражающая окружающий мир и регуляцию поведения.

Слои сознания

В психологии выделяют следующие слои сознания:

Первое из них состоит из биодинамических свойств движения и опыта действий, а также включает чувственные образы. Рефлективное сознание представляет собой сознание для сознания. Оно заключает в себя значение и смысл.

Значение представляет содержание общественного сознания. Его усвоение происходит людьми и состоит в операционных значениях, предметных, вербальных значений, житейских и научных значений (понятий).

Смысл является субъективным пониманием и отношением к ситуации, информации. Так, непонимание можно связать со сложностями в осмыслении значений. Процесс взаимной трансформации значения и смысла (осмысление значения и обозначение смысла) выступает в качестве средства диалога и взаимопонимания.

В пределах бытийного слоя сознания решаются сложные задачи. Это связано с тем, что для эффективного поведения в соответствующей ситуации часто требуется актуализация необходимого образа и нужной двигательной программы. Таким образом, образ действия должен вписаться в образ мира. Идейный, понятийный мир, сфера житейских и научных знаний должны соотносится со значением.

Мир производственной, предметной (практической) деятельности должен соотноситься с биодинамической тканью движения и действия (бытийным слоем сознания). Представления, воображение, культурные символы и знаки соотносятся, как правило, с чувственной тканью (бытийным сознанием).

Психика есть и у животных и у человека, сознание только у человека. Выготский считал, что сознание — это динамическая смысловая сфера, состоящая из эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. По Выготскому сознание также это комплекс высших психических функций (понятийное мышление или абстрактно-логическое произвольное внимание, логическая память, воля, творческое воображение).

Считается, что на возникновение сознания повлияло два фактора:

  1. совместная орудийная деятельность (орудия труда);
  2. общение с помощью речи.

Сознание развивается только в социуме, в общении с другими людьми, поэтому сознание развивается на речевой основе.

Основные особенности или черты сознания

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности в мыслительном построении действий и осознании результатов, что обеспечивает регулирование деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышлении и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Тема 1. Возраст в сознании человека

. этапе. Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ____________________________________________________________________________________________________________ б) . считаю? В это время я перестала думать о каких-то загадочных мирах, перестала играть в куклы. Мои мысли были заняты совсем .

Выделяют два слоя сознания (Зинченко В.П.):

— свойства движений, опыт действий,

— Значение (Содержание общественного сознания, усеваемого человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.)

— Смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации).

Функции сознания:

  1. отражательная.
  2. порождающая (творчески-креативная)
  3. регулярно-оценочная
  4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: отражение мира; мышление о нем; способы регуляции человеком своего поведения; сами процессы рефлексии; свое личное сознание.

Структура сознания по А.В.Петровскому

  1. совокупные знания о мире;
  2. разделение субъекта и объекта, и отношение субъекта к объекту;
  3. целеполагающая деятельность.

Структура сознания (по Леонтьеву): выделяют два слоя сознания: бытийный и рефлексивный. Бытийный слой включает в себя биодинамическую ткань движения и чувственный образ; Рефлексивный слой сознания содержит: значения и смысл.

  • Чувственная ткань – чувственные составляющие конкретных образов реальности.

Функции чувственной ткани – это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности.

  • Значение – обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке; идеальная модель мира в общественном сознании. С помощью значении осуществляется опосредованное отражение человеком мира.

Функции значения: 1. Связь индивидуального сознания с обществом (заимствования из общественного сознания); 2. Означение мира, представление объективного знания об объекте.

  • Личностный смысл – отношение, которое создается в жизни человека. Это значение значения.

Функции личностного смысла – пристрастность сознания. Осознание – расширение круга деятельностей. Отсюда несовпадение личностного смысла и значения.

Свойства сознания:

  1. ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура
  2. неоднородно – центр и периферия (зона ясного сознания – фокус и зона сознаваемого)
  3. имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома).

Элементы сознания:

Объективные

Субъективные

Ощущения – модальность, интенсивность, протяженность.

Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость.

Чувствования – эмоциональные переживания:

Представления – связь ощущений

Удовольствие – неудовольствие

Напряженность – разрядка

Возбуждение — успокоение

Вопрос № 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.

Сознание и его характеристики. Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание — это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание — это общественный продукт.

1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе.

3. Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей.

4. Четвертая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений.

В целом сознание характеризуется 1. Активностью (избирательностью), 2. интенциональностью (направленностью на предмет), 3. мотивационно-ценностным характером. 4. Различными уровнями ясности. Генезис сознания Гиппенрейтер

В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.

Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву — получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности — совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий и др.

Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности — биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица — действие.

Леонтьев придерживается позиции К. Маркса о сущности сознания. Маркс говорил о том, что сознание есть продукт общественно-исторических отношений, в которые вступают люди, и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В процессах, порождаемых этими отношениями, происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека в форме сознания. Леонтьев пишет, что сознание есть «открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредовании, возникающих в ходе становления и развития общества.

По Выготскому, компонентами сознания являются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: — биодинамические свойства движений, опыт действий, — чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

— Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. — Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движен л . и действия (бытийного слоя сознания).

Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания).

Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески — креативная), 3) регулярно-оценочная, 4) рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: • отражение мира, • мышление о нем, • способы регуляции человеком своего поведения, • сами процессы рефлексии, • свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания

Специфическая форма поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека.

Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной).

У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Читайте также: