Сознание как предмет психологического исследования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сознание (сознательное) – форма отражения объективной действительности в психике человека – высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.

Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется:

· интенциональностью, т.е. направленностью на предмет: сознание всегда – сознание чего-либо;

· способностью к рефлексии, самонаблюдению – осознание самого сознания;

· различной степенью (уровнями) ясности.

Сознание любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего – структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.

Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями.

· либо отождествлялось с некоей функцией психической, чаще всего – со вниманием или мышлением; в этом случае изучение сознания подменялось изучением соответственной функции. Все это порождало мнение, что сознание для психологии научной – фикция.

Согласно З. Фрейду, сознание – одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания – роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно – для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики.

Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут – общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре:

· социальным происхождением и строением – это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками;

· разделенностью между двумя субъектами;

· направленностью на объект.

Сознание — это термин, который до настоящего времени является трудным для определения, поскольку применяется и истолковывается в широком спектре научных дисциплин. Эта категория может включать мышление, восприятие, воображение, самосознание и др.

Сознание — это состояние психической жизни индивида, которое выражено через субъективное переживание событий внешнего мира и жизни самого человека. Оно является формой, в которой объективная действительность отражена с помощью человеческой психики.

В соответствии с культурно-историческим подходом характерная особенность сознания представлена тем, что промежуточное звено между объективной реальностью и сознанием включает элементы общественной и исторической практики. Все это дает возможность выстраивать объективные (общепринятые) картины мира.

В отечественной психологии сформировалось общепринятое понимание сознания, как высшей формы психики, возникающей в человеческом обществе при появлении коллективного труда, общения, языка и речи. Данный принцип излагали в своих трудах С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохов, А. Н. Леонтьев.

Сознание в психологии

Суть сознания принято определять через способность человека к абстрактному (вербальному) мышлению. Его орудием и средством является язык, возникший в человеческом обществе. Посредством языка происходит познание законов природы и общества.

Л. С. Выготский писал, что сознание представляет собой рефлексию действительности субъектом, определение им своей деятельности и самого себя. Сознательно, по мнению исследователя, то, что можно передать в качестве раздражителя на другие системы рефлексов (то, что способно вызывать в них отклик).

Готовые работы на аналогичную тему

Индивидуальное сознание существует лишь при наличии общественного сознания и языка, который является его реальным субстратом. Сознание не было изначально, оно не порождается природой, а возникает по причине существования общества. По этой причине сознание не всегда постулат и не условие психологии, а представляет собой ее проблему (предмет конкретного научно-психологического исследования).

Элементы сознания по Выготскому включают словесные значения в качестве системы, которая действует как единое целое. Эта работающая система представляет собой состояние бодрствования, специфическую человеческую характеристику бодрствования.

С позиции Б. Г. Ананьева сознание может выступать как элемент эффекта действия. Первоначальными фактами сознания являются следующие составляющие:

  • Восприятие,
  • Переживание индивидом результатов своих собственных действий.

Сознание как предмет психологии

Такая трактовка существовала долгое время, но Г. Ф. Лейбниц стал развивать другую точку зрения. В соответствии с ней сознание — это лишь часть психических процессов (внешняя часть). В качестве необходимого условия сознания выступает активное селективное внимание, которое избирательно направляется в сторону отдельных явлений внутреннего (памяти) и внешнего мира (образ восприятия).

Существует отдельный раздел психологии — психология сознания. С ее помощью были заложены основы научной психологии в качестве самостоятельной дисциплины. Психология сознания неправомерно сузила класс психических явлений и ограничила их лишь сознательным опытом. Она помогла сформулировать большую часть законов функционирования психики, которые не были опровергнуты до сегодняшнего дня.

Джеймс рассматривал сознание как приспособительный акт, созданный природой для выживания в изменяющихся условиях. Сознание, по его мнению, не является плоскостной картинкой, а некоторым изменчивым, непрерывным потоком функциональных актов. Остановить их можно только в том случае, если исходить из законов кратковременной памяти.

Поток наделен характеристикой ограниченности и свойством выбора объектов, на который он направлен (селективностью). Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу является одним и тем же. Таким образом, внимание представляет собой непрерывный, изменчивый, индивидуальный и избирательный поток.

Механизмы внимания по Джеймсу полностью зависят от его произвольности. Для непроизвольного внимания характерна настройка органов чувств, сенсибилизация, изменение системы кровообращение. В случае с произвольным вниманием речь идет об идеационном центре, формирующем состояние готовности в отношении среды.

Другое положение заняла концепция сознания, которая берет истоки во французской социологической школе. Основная идея этой школы, которая относится к психологической проблеме сознания, состоит в наличии индивидуального сознания. Оно проявляется при воздействии на человека сознания общества. Под его влиянием происходит социализация и интеллектуализация психики.

Таким образом, интеллектуализированная и социализированная психика человека и представляет собой его сознание. Но в данной концепции полностью была сохранена психологическая бескачественность сознания. Лишь теперь сознание представляют в качестве некоей плоскости, на которой происходит проекция понятий и концептов, которые составляют содержание общественного сознания.

Представления человека о психических явлениях менялись в процессе исторического развития и вместе с тем менялся пред­мет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

1.психология - наука о душе;

2.психология - наука о сознании;

3.психология - наука о поведении;

4.психология - наука о психике.

Само название психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.

Душевная деятельность протекает на двух уровнях:

ü восприятий, мыслей, желаний – есть у всех.

ü наблюдений этих восприятий - требует самоорганизации.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли). Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная пси­хология была господствующим направлением. И именно в рамках дан­ного направления и конце XIX в. стал весьма широко использовать­ся метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причин­но-следственная связь психических явлений. В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. По мнению В. Вундта, первое, что человек обнаруживает в себе – это сознание, его существование главный и безусловный факт. Основная задача ПС – анализ состояния и содержания сознания. Сознание – внутренний субъективный опыт, данный нам непосредственно. Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Функцонализм

3.1. Явления сознания.

У. Джеймс:сознание не структура, а процесс (динамическое целое). Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Его невозможно остановить, ни одно состояние сознания не повторяется – тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Надо изучать не ощущения, а акт этого ощущения, не зрительный образ, акт зрения. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим. Поток сознанияимеет различную скорость течения в отдельных частях: в устойчивых частях– остановочные пункты чувств заняты впечатлениями, которые, не изменяясь, могут созерцаться умом (неопределенно), в изменчивых частях –переходные промежутки от одного устойчивого состояния сознания к другому: непроизвольные (происходят как бы сами собой) и произвольные (организуются и направляются).

3.2. Свойства сознания.

o каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания,

o в границах личного сознания его состояния переменчивы (тождественным м.б. воспринимаемый нами объект, а не ощущения),

o всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений (1.осознание душевных состояний, предшествующих временному пробелу и следующих за ним, как части одной личности, 2.перемены в качественном содержании сознания происходят постепенно),

o одни объекты оно воспринимает охотно, другие – отвергает (все время делает между ними выбор, первичный выбор на уровне органов чувств, а затем отбор на уровне сознания). Внимание удерживается на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны.

Элементарный психический факт –мысль, принадлежащая кому-либо. Личное сознание –связанные последовательности мыслей, сознаваемые как таковые.Психологический метод:анализ цельных, конкретных состояний сознания, сменяющих друг друга.

Психоанализ

4.1. Явления сознания

o Сознание - в теории психоанализа - состояние человека в здравом уме, твердой памяти; способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах. Сознание-слуга бессознательного.

o Фрейд (психодинамическая концепция; основной их постулат – личность изменяется): сознание – небольшая часть ума, она включает то, что мы сознаем каждый момент. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания.

o Юнг:Центром сферы сознания является Эго. Оно представляет собой компонент psyche (души), включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

4.2. Свойства сознания

o Фрейд: что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Определенное содержание осознается лишь в течение короткого времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

o Юнг:сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций (сознание – сцена, освещенная прожектором).

Когнитивные подходы к УК

Особенности коммуникатора.

Особенности аудитории.

Ответ:

Когнитивные подходы к УК

Особенности коммуникатора.

Компетентность. Существуют разные способы демонстрации компетентности коммуникатора.

- На компетентность коммуникатора указывают также особенности письменной речи. Например, существуют некоторые особенности научных статей, подчеркивающие компетентность их авторов.

- Социальный статус. Чем выше социальное положение коммуникатора (например, средний класс по сравнению с низшим), тем выше оценка его компетентности (Foon, 1986).

Эффект компетентности имеет ограничение. В некоторых случаях человек, который похож на слушателя, оказывает на его точку зрения большее влияние, чем эксперт.

Искренность.Коммуникатор оказывает большее влияние, когда аудитория воспринимает его как:

• не имеющего намерения убедить слушателей в правильности своей точки зрения.

• не желающего решить за счет аудитории свои собственные проблемы.

Искренним признается тот коммуникатор, предложения которого противоречат его интересам. В частности, прокурор, ратующий за оправдание подсудимого, окажет большее влияние, чем адвокат, выступающий в поддержку этой позиции.

Способами демонстрации неискренности коммуникатора являются предостережения,которые включают в себя:

- предупреждение о неискренности коммуникатора;

Внешняя привлекательность коммуникатора.Внешне привлекательный коммуникатор оказывает большее влияние на мнение аудитории, чем внешне непривлекательный.

Все перечисленные выше факторы - компетентность, искренность, надежность, личная и внешняя привлекательность коммуникатора, а также его принадлежность к меньшинству и большинству, определяют степень доверия к нему.

Особенности аудитории.

Интерес к особенностям аудитории характерен, в первую очередь, для сторонников когнитивного направления. К настоящему времени выделено большое количество особенностей реципиентов, оказывающих влияние на эффективность убеждающего воздействия. Эти особенности подразделяются на:

· интеллектуальные особенности (уровень интеллекта, знания, когнитивные ресурсы, опыт контр-аргументации, амбивалентность аттитюдов, оценка возможности вынести правильное решение, доступность и воспринимаемая надежность эвристик, непосредственный опыт взаимодействия);

· особенности самооценки и мотивационно-потребностной сферы (самооценка, наличие потребности, в т.ч.потребность в осмыслении информации, разные виды мотивации, функции аттитюдов; важность рассматриваемой проблемы);

· аффективные характеристики (настроение);

· личностные черты (полезависимость, локус контроля);

· социодемографические характеристики (возраст, профессия)

Особенности аудитории

2. В состав аудитории входят люди, обладающие высокой самооценкой. Это особенно важно, если решение проблемы требует незамедлительных действий. Люди с низкой самооценкой легче теряют контроль над ситуацией в результате сильного страха и, стараясь, защититься, отказываются от активных действий. Таким образом, для людей с низкой самооценкой запугивание должно быть не очень сильным или решение проблемы не должно требовать немедленных действий.

3. Слушатели не уверены в своих аттитюдах относительно предмета обсуждения.

Реакция окружающих

6. Когда присутствует социальная поддержка обсуждаемой позиции.

Социодемографические характеристики

w вступления, содержащего краткий пересказ того, что именно коммуникатор собирается рассказать в дальнейшем;

w основной части, в которой перечислены аргументы оратора;

w лаконичного заключения с указанием на то, что именно оратор показал в своей речи. Зачастую в заключении повторяется мысль, уже произнесенная во вступлении.

- Примеры.Примеры позволяют коммуникатору точно и образно объяснить свою точку зрения.

Сознание как предмет психологии

Представления человека о психических явлениях менялись в процессе исторического развития и вместе с тем менялся пред­мет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

1.психология - наука о душе;

2.психология - наука о сознании;

3.психология - наука о поведении;

4.психология - наука о психике.

Само название психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.

Душевная деятельность протекает на двух уровнях:

ü восприятий, мыслей, желаний – есть у всех.

ü наблюдений этих восприятий - требует самоорганизации.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли). Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная пси­хология была господствующим направлением. И именно в рамках дан­ного направления и конце XIX в. стал весьма широко использовать­ся метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причин­но-следственная связь психических явлений. В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. По мнению В. Вундта, первое, что человек обнаруживает в себе – это сознание, его существование главный и безусловный факт. Основная задача ПС – анализ состояния и содержания сознания. Сознание – внутренний субъективный опыт, данный нам непосредственно. Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.


Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. Вундт был крупным ученым и занимался различными направлениями: философией, физиологией, физикой и т.д. В середине 70-х годов он отвоевал у своего начальства 4 комнаты, и где-то в 1875 году открылось отделение. А в 1879 году это отделение стало называться институтом, потому что туда впервые приняли студентов. Именно поэтому 1879 год считается годом рождения психологии.

У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).

Исходя из своих исследований, Вундт выделяет первое свойство сознания - организованность, структурированность. Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные.

В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление - это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.

Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания.

Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).

Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых.

Удовольствие – неудовольствие. Например, когда испытуемого просят вслушаться и выделить отдельный удар метронома, то в этот момент он, скорее всего, испытывает неудовольствие.

Возбуждение – успокоение. Вундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувство или эмоция это всегда отношение к какому-то предмету. Так и возбуждение-успокоение не проявляется само по себе, а является чувственной окраской какого-то впечатления. Например, чувственная окраска впечатления при восприятии цвета. Воспринимаем красный цвет – испытываем возбуждение, голубой – успокоение, фиолетовый – депрессию.

Напряжение – разрядка. Когда человек ожидает, что сейчас прозвучит удар метронома, то это ожидание вызывает эмоциональное напряжение. А когда событие происходит, то наступает разрядка.

Как уже говорилось, сознание организовано. Элементы в поле сознания образуют связи, они структурированы. Таким образом, поле сознания есть структура, и в центре этой структуры есть центральная точка – это то, на что мы в данный момент обращаем внимание. Эту фокусную точку, фокус внимания тоже окружает определенная область. Можно сказать, что вокруг этой фокусной точки есть центральная часть поля сознания, которое называется поле внимания.

Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет предел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.

Из истории донаучной психологии

Сначала будем говорить на языке, который способен сопоставить психологию житейскую и научную.

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
Вступление

Сколько существует факультет психологии МГУ, столько деканы просят ректора сделать их естественными факультетами. Это во многом изменило бы статус факультета. И тем не менее ректоры всегда отвечают, что психология стремится быть естественной, но при этом всегда остаётся гуманитарной.

Но если мы отважились дать хотя бы грубое определение психики, то, продолжая ряд, дадим определение сознания. Именно сознание было первым предметом научной психологии. В школьных представлениях о философии, в курсах обществоведения, например, встречается определение: сознание суть высшая форма психики. Обе характеристики (отражение и регуляция) надо ещё раз уточнить, но теперь это будут характеристики сознания:

Индивидуальность есть совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Конечно, индивидуальностью, как и психикой, обладает не только человек, но и животное. У тех кто любит животных или содержит их, например, у сотрудников зоопарка, конечно, есть развёрнутое представление об индивидуальности их питомцев. Иногда все посетители зоопарка кажутся им на одно, лицо, а вот животные, которых любишь и за которыми ухаживаешь, обладают индивидуальностью. И тогда мы, сами того не заметив, можем подвести маленький итог.

Наука о психике и сознании, о психических процессах, где рассматривается любой субъект, сегодня именуется общая психология. А вторая ветвь, там, где рассматривается индивидуальность – психология индивидуальных различий, дифференциальная психология. Эти две ветви всегда дополняли друг друга. Есть представление о человеке вообще и, конечно, должно быть представление об индивидуальных особенностях каждого.

Раз есть два значение у слова психология, то конечно, как минимум два значения должно быть у слова психолог. Первое значение ясно – представитель науки. Есть, конечно, и второе. Помимо научного есть и житейское значение, в котором психологом является каждый человек, потому что в общении с другими каждый вынужден быть житейским психологом. Соответственно и психология всегда будет не только научной, но и житейской. Между ними не надо устраивать конкуренции. Научная психология сравнительно молода, а житейская всегда существовала и всегда будет существовать. Мы всю эту тему посвятим сравнению психологии научной и житейской.

Вопрос 1. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии

Из истории донаучной психологии (психологическое знание внутри житейской практики)

Тщеславие определим как низменное стремление к почету. А тщеславный вот какой человек. В гостях за обедом он старается занять место рядом с самим хозяином. Возвращая взятую в долг меру серебра, он старается отдать ее целиком новой монетой. После торжественного шествия с всадниками он велит рабу отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ, но в шпорах, красуется, разгуливая по рынку.

В книге Теофраста мы встречаем различные индивидуальные портреты. Это первый этап дифференциальной психологии: описать факт, прежде чем его обобщить.

Умен. Тот, кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается.

Неразумно. Не объяснив в чем дело бранить, человека. Не зная сути дела, поступать как другие. Стараться выгадать на мелочах.

Из желания показать себя. Увидев у кого-то книгу, тут же выхватит ее и листает. Если двое дерутся, поддаст одному под бок. Если спорят – лезет судить, кто прав, кто неправ.

Житейская психология часто использует метафорическое сравнение. Чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животным, растением, иногда предметом. А психоаналитик Фрейд скажет, что это элементарные проекции.

Очень напоминает столичный чиновник тыкву: растет незаметно и быстро. Уездный начальник – тигра: чуть шевельнется – жертвы. Монахиня – мышь: вечно прячется.

Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическое определение темпераментам. Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре. Многие писатели дали нам характеристики типов темперамента.

В научной психологии основания для выделения типов изменились. Современный физиолог скажет, что темперамент основан на свойствах нервной системы. Но удивительно, что Павлов будет выделять свойства нервной системы , затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.

20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов:

эмоционально устойчивый экстраверт - сангвиник,
эмоционально устойчивый интроверт – флегматик,
эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик,
эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик.
По Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуально-конкретный случай или портрет.

Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.

Сознание как первый предмет психологии
Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон. Психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).

Личность в общественной истории

Личность существует, как минимум в паре. Она нужна для того, чтобы ученик, прихожанин, ребенок, что сделали? Присвоили социальные нормы. Где идет личностная работа, на уровне каждого индивида, она идет как присвоение социальных норм. Присвоение социальных норм, вот что главное и вы знаете, здесь нет разницы, пометим в скобочках, если только это будет понятно. Здесь нет разницы между усилием и насилием. Иногда человек или юноша, перед тем, как войти в общество, удерживает долгий пост, ему наносят, как сказали бы, телесные повреждения, рисунок какой-то на коже выполняют. Ему больно, как организму. Нам кажется со стороны, с нашей стороны, что его бедного насилуют, его надо пожалеть, на самом деле, он совершает личностное усилие, которое необходимо для вхождения в общество. И здесь нет разницы между насилием и усилием, она, эта разница появится значительно позже в современном обществе. Вот подведем итог, по традиционному обществу.

Стал по стойке смирно: - да, я культурный.

- Потому, что я соблюдаю социальные правила, хожу спокойно во время перемены, отдыхаю.

Кто здесь прав? Давайте пригласим для ответа, какого-нибудь современного автора. Этот автор Клод Леви-Стросс, специалист по древним легендам. Леви-Стросс говорит: первый культурный запрет – это запрет инцеста, это запрет на кровосмешение. Нельзя заключать браки внутри своей семьи. Надо выйти за ее пределы. Если заключаться браки будут внутри семьи, семья умрет. Биолог скажет – умрет физически, а культуролог, социолог так не скажет, он скажет: вот есть два общества, а казалось бы внутри одного, есть юноши и девушки, заключающие браки между собой, почему бы этого не делать? Почему-то обращаются к другому обществу, происходит обмен женихами и невестами. Леви-Стросс объясняет, зачем это нужно. Потому, что если этого не было бы, то не было бы обмена знаками, обмена языком. А если человек перестанет пользоваться знаками, он исчезнет как человек. Причем знаете, самое неприятное в том, что когда из традиции вышел - назад вернуться уже нельзя. Это все равно как из детства вышел, столкнулся с проблемами, их уж ой как много проблем, хочется опять назад в счастливое детство. Не бывает. Хочешь назад в традицию, а попадаешь в орхайку. Но это особый разговор.

Читайте также: