Сознание как парадокс кратко

Обновлено: 25.06.2024

Работа содержит 1 файл

Сознание.docx

Если жизнь есть сознание, прежде всего, и существуют уровни сознания, то очевиден факт, что чем больше сознания, выше его уровень, тем "больше" жизни. Мы всегда говорим о количестве прожитых лет и забываем об их качестве. Качество очень важно. Сделаю вывод из личного опыта осознанных сновидений: там, в ясных снах, "больше" жизни, жизнь - качественней. Потому что уровень осознания выше. Это выражается в остроте, качестве и отчётливости восприятия - качестве работы воспринимающих органов чувств и эмоций! (вкус, запах, радость. ), это заключается в глубине и вневременности всех переживаний.

Получается парадокс. То, что мы считаем нереальным, иллюзорным, незначительным, не стоящим нашего внимания и как бы не существующим, а именно, - сновидения, - на самом деле есть более высокого уровня качественная жизнь (если перенести туда своё дневное сознание), чем реальная жизнь наяву, в физическом мире!

2. Специалист, изучающий парадокс времени: Задумывался ли кто-нибудь о тайне времени, этом непостижимом понятии. Время напрямую связано с эффектами сознания. В детстве время кажется долгим, длинным. Восприятие мира сопряжено с особой глубиной. Он максимально способно к погружению. К старости временная линия непостижимо скручивается, съёживается. Время имеет свои циклы, периоды ускорений и замедлений. Оно может свёртываться и разворачиваться. Оно не одно и то же сейчас и, скажем, 100 лет назад. Когда ждешь, время тянется медленно, и незаметно пролетает, когда нам интересно и радостно. Время можно самому сужать, раздвигать, останавливать (например, в медитации). Время связано с потоком мыслей. Можно в теле снов путешествовать в реальное будущее или прошлое. В самом сне - другое время. Трудно вообразить себе, как секунда и вечность могут быть равнозначны, уравновешенны.

За секунду перед смертью мы можем увидеть всю свою жизнь. И в ту же секунду смертельной опасности можно попасть в особое состояние - раздвинуть время. Секунда может казаться целым обычным часом. В таком состоянии можно успеть многое сделать. Оно связано с открытием полового и пупочного энергоцентров, и активно используется в восточных единоборствах. Войдя в это измерение, воин может нанести с десяток ударов противнику, в то время как тот всего один ответный удар. Возможно состояние, когда времени нет вовсе, потому что нет движения и развития. Время ещё один аспект и загадка сознания.

Вы когда-нибудь переживали кратковременную потерю памяти? Вы получали удар по голове? Вас будили внезапно? Вы бывали в состоянии измененного сознания? Тогда вы можете вспомнить, что для окружающих ситуация течет по-прежнему, а вы не понимаете, кто вы, как здесь оказались и что происходит. Это всего лишь сбилась настройка вашего сознания из-за изменения процессов в мозге.

Ты – это возможность воспринимать. Ты новый каждый миг. Ты проходишь через смерть постоянно, просто каждый раз ты берешь информацию о себе из памяти. Нет разницы, проснулся ты в старом теле, или тебя восстановили по атомам через тысячу лет, или ты возник в другом теле. Ты – эффект, окрашиваемый в личность памятью, а не сама та личность, о которой говорит тебе память.

  1. Резиновая перчатка, набитая тряпками, проецируется как своя собственная. Удар по ней молотком – человек чувствует боль.
  2. Пиноккио: два человека садятся друг за другом. Тому, кто сзади, завязываются глаза, он одной своей рукой держит свой нос, другой водит по носу впередисидящего человека. Создается ощущение, что у человека длинный нос(заканчивается там, где нос впередисидящего). ]

Ученый и продюсер делают выводы: А теперь самые главные выводы.

ВАС нет. Точнее сказать, такого, какого вы обычного себе представляете. Вы – это то, что чувствует себя. А не человек с вашей фамилией, паспортом, друзьями, памятью и знанием. В том числе и ваше представление о себе, попадающее в ваше же восприятие.

Ты уснул и не знаешь, разрушен ли твой мозг или нет. Если он не разрушен – новый эффект с утра восстановят старую картину твоей личности. Причем личность не будет искать голову, человек может ехать на поезде или лететь на самолете. Эффект возникнет там, где будет голова. Если за время сна головы станет две – личность появится в каждой из них. Но личность наивно будет считать себя живущим в этом теле с рождения. Она примет все, что подскажет память. Которая является лишь связанными определенным образом нейронами.

Те законы, которые после замыкания нейронов производят эффект, дающий в результате сознание – не принадлежат человеку и не зависят от него. Это общие законы природы. Человек беспомощен в этом плане. И сознание не принадлежит человеку – он лишь невольная призма этих законов. Поэтому после смерти физического условия – тела сознание будет возникать в любом подходящем условии, воспроизводя новые личности.

Что такое смерть? Технически это прекращение работы сознания после распада связей условия, в котором оно возникает как эффект. То есть нейронной сети мозга. Распад может быть временный или постоянный. Связи могут восстановиться утром. Мозг можно скопировать и воспроизвести через тысячи лет.

  1. Итак, вот первый парадокс. В некоем селе проживает парикмахер. Парикмахер бреет всех мужчин, но только тех, которые не бреются сами. Вопрос — бреет ли парикмахер сам себя?

Если мы скажем — бреет, то входим в противоречие с той частью утверждения, в которой говорится, что парикмахер бреет только тех мужчин, которые не бреются сами. Если мы скажем — не бреет, то входим в противоречие с тем, что парикмахер бреет всех мужчин, которые не бреются сами.

Положение, как видите, безвыходное. Формальная логика приводит к противоречию.

Этот парадокс был предложен вниманию логиков относительно недавно. Что же касается следующего примера, то ему столько лет, сколько насчитывает дошедшая до нас цивилизация.

  1. Эпименид из Крита сказал: все критяне лжецы. Поскольку сам Эпименид тоже критянин, то, значит, фраза неверна. Но если фраза неверна, то, значит, не все критяне лжецы.

Таких парадоксов можно придумать бесчисленное количество. Можно создать некую систему условностей, которая спасает формальную логику, пострадавшую в этом простом примере. Но мы не станем заниматься этими "спасательными" работами, ибо гибнет словосочетание, не имеющее отношения к жизни (к опыту). Действительно, подойдем к утверждению Эпименида с придирчивостью естествоиспытателя и зададим несколько вопросов подобному критянину.

— Вы говорите, что все критяне лжецы. Как это проверить?

— Что же, — ответил он, — спросите их, какого цвета лист белой бумаги, и вы увидите, что все они скажут, что это черная бумага.

— Превосходно. Пожалуйста, теперь взгляните вы сами на этот вот лист белой бумаги — какого он цвета?

— Что вы глупости спрашиваете? Конечно, белый!

— Совершенно верно. Но ведь вы же критянин. Значит, когда вы говорили, что все критяне лжецы.

— Ну, разумеется, я себя не включал в это число.

Как видите, парадокс уничтожен на корню, как только мы постарались поставить слова на надлежащее им место — слуг опыта.

Разумеется, формальная логика всегда может быть спасена введением дополнительных ограничений или условий. Это, однако, нас сейчас не интересует. Мы достигли своей цели — показали на нескольких примерах, в какие тупики может завести игра словами.

Пресуппозиции

Пресуппозиции – это аксиомы реальности, создаваемой речью. Что является пресуппозицией выяснить очень легко: поставьте перед фразой отрицание и то, что не измениться – это как раз и есть пресуппозиция.

- Скажи, как ты меня сильно любишь.

- Не говори, как ты сильно меня любишь, - сильная любовь осталась.

- Выходя из комнаты ты вспомнишь обо мне

Как это работает: пресуппозиции создают реальность, в которой существуют только нужные выборы.

Пресуппозиции характерны тем, что отвлекают сознание, которое достаточно процедурно и прямолинейно – при помощи вопросов, выборов, последовательных инструкций.

Но такие штуки плохо работают на людей, которые лучше разбираются в процессе или не ловятся на такие штуки. Например, спросить 5-тилетнего ребенка:

- Антон, ты почистишь зубы до или после мультфильма?

- Нет, - совершенно неправильно отвечает он.

Но в более взрослом возрасте он уже ловится на похожие конструкции. Хотя и не на все.

Речевые парадоксы

Речевые парадоксы – это просто один из способов разрушения привычного мышления, возможность выйти за рамки. Что, естественно, обозначает разрушение старых убеждений. И образование новых. Вот такая вот меняющаяся стабильность, она же стабильная изменчивость.

Примеры речевых парадоксов:

Когда за этим предложением не наблюдают, оно написано по-немецки.

Девять слов назад это предложение ещё не началось.

Это предложение состояло бы из десяти слов, если бы оно было на пять слов короче.

Если бы это предложение не существовало, кто-нибудь придумал бы его.

Если бы я дописал это предложение,

Не напоминает ли это предложение о Пушкине?

Если равны половины, то равны и целые. Полупустой стакан равен полуполному; следовательно, пустой стакан равен полному.

Психологи рассматривают сознание как фундаментальную проблему психологии. Биологи изучают становление сознания в контексте жизни, эволюции живого и встроенности сознания в структуру реальности. Философия стремится объединить все эти варианты изучения сознания и на их основе создать свое объяснение загадок человеческого сознания.

image

Попытки воспроизвести одушевленность приборным путем порождает интересный парадокс, дающий новый взгляд на жизнь и смерть. Отличающийся от привычных нам представлений. Все может быть намного интереснее. Давайте рассмотрим основные логические тезисы. Для начала разложим распространенное в настоящее время понятие о сознании на составные части — условие (мозг), содержание (личность), и функционал (восприятие). Возможно, направления трансгуманизма и технологического бессмертия ошибаются.

Тезис первый. Мозг

Если заменить все атомы или молекулы нашего мозга, ничего не произойдет. Так как они меняются в течении жизни в результате обмена веществ. Мы зависим от структуры нейронных сетей, а не от материи, их слагающих.

Замена всех молекул равносильна созданию новых копий. Законы природы, поддерживающие информационную составляющую мозга, должны работать одинаково в идентичных копиях. Парадокс Корабля Тесея в данном случае не имеет смысла. В каждой копии возникнет клон вашего сознания, но с собственной дальнейшей судьбой. Парадокс телепортации Парфита, описывающий телепортацию и уничтожение оригинала, предполагает, что оригинал все равно испытает эмоции умирания, а его клон будет все-таки другим существом. Правда, тут не совсем понятно, как они узнают, кто из них исходный образец, а кто копия. Если оригинал и копии не будут знать, кем они являются, они не смогут определить, кто из них кто. Если их не перемещать в пространстве, а оставить в одном помещении и они очнутся вне модуля телепортации, на соседних больничных койках — они сами запутаются. А если копий будет несколько? А если не размножать, а сокращать копии? Взять несколько одинаковых копий слить в одну, количество эффектов восприятия и личностей также сократится до одного. И восприятие в нем не сможет сказать, кого именно из копий не стало, а кто остался.

Тезис второй. Личность

Наше представление о себе часто выглядит как представление о личности. Но теоретически вас можно отдать нейрохирургу и стереть память, изменить чувства, привычки, настройки. Пересадить другие части тела. Что тогда останется о вас? Наконец, мы меняемся со временем, считая себя самим собой. С какого момента делать слепок?

Мы не ум, не чувства, не память и не тело. Мы то, что будет воспринимать изменения этого нейрохирурга после наркоза. Мы — функция восприятия. Чистая Табула раса, возможность восприятия. А личность состоит из информации памяти. Нам можно заменить память во время сна, и мы станем другой личностью. Только что созданной копии можно включить воспоминания о ее жизни на протяжении тысяч лет. Можно тысячелетнему мозгу создать иллюзию, что он только создан. В том числе можно сознанию, существующему ограниченно время, дать ощущение бессмертия и бесконечного существования. Копии можно дать воспоминание, что она оригинал, а оригиналу внушить, что он копия. И восприятие честно будет считать себя тем, что покажет ему память.

Тезис третий. Восприятие

Если вас разобрать на атомы, аккуратно перенести их и из них же, в таком же порядке, собрать снова. Будете ли собранная версия вами? Считать, что ваше восприятие неотрывно существует в вашем теле с момента рождения — это заблуждение. Восприятие — это функция, эффект, существующий только в настоящем времени. Когда вы засыпаете, оно пропадает. И каждое утро оно новое. Каждый день, каждый миг новые электроны производят новый эффект. Точно такой же, но не тот же. Сознание и личность будут такими же, но не теми же. Если рассматривать вас, как функцию восприятия, а не тела или личности, то нет никакой связи между вами вчерашним и вами завтрашним. Эту связь предоставляет лишь формат памяти.

Усложним логический эксперимент. Если вас разобрать на атомы и создать из других атомов — будет ли эта копия вами? Да. А если из половины ваших атомов создать копию? А если несколько одинаковых копий телепортировать в одно тело, какое из сознаний какой копии исчезнет? Парадокс Парфита тут не имеет значения. Просыпание в оригинале и копиях будет равнозначным. Так как восприятие отсутствовало во время сна у оригинала, и также новое возникло у копии.

А если в момент сборки изменить личность, память и тело? На 5%? На 50%? На 100%? Собрать вообще другое тело. Возникнет ли там сознание? Если не нарушить принципы, необходимые для возникновения, то возникнет. Будет ли оно вами? Смотря что считать под понятием ВЫ. Вы будете другой личностью в другом теле. Что осталось от вас?

Восприятие не привязано к личности. Ему все равно, где возникать. Было бы подходящее условие. Нет никакой бирки на восприятии, которая сообщает о преемственности личности. С таким же успехом вы (как восприятие или информационный комплекс) можете возникнуть в следующий раз в любом условии и теле. Что воспринимает — то и существует. Именно восприятие является принципом одушевленности. Без восприятия тело и личность не имеют смысла.

Нейронные связи текущего мозга сообщат новому восприятию, кто оно и сколько живет в этом теле. Особенность в том, что память привязана к телу в виде его нейронных связей, и с его разрушением пропадает. У восприятия не может быть другого опыта. Поэтому восприятие справедливо считает себя запертым в родном теле и не может иметь другого опыта.

Механизм восприятия

Механизм основан на различии. Если вы не ощущаете разницу между цветами и освещенностью контуров предметов — у вас отсутствует зрение. Если вы не воспринимаете различия от одной продумываемой мысли от другой — у вас не работает мышление. Не ощущаете разницу между ощущениями, эмоциями, чувствами, разницу образов в памяти, разницу между бытием и небытием — вас вообще не существует. А фиксировать различие и получить функцию наблюдателя можно только в настоящем времени, о чем мы писали ранее.

Интересные выводы

Оба распространенных представлений — религиозное (что мы продолжаем существование после смерти), и атеистическое (что мы исчезаем навсегда после смерти) — могут быть одинаково ошибочными. Они основаны на отождествлении себя с личность. Если предложить, что мы не личность, а восприятие — картина меняется. Вся идея копирования мозга и трансгуманизма — это лишь новая техническая попытка сохранить себя любимого. Раньше на этом рынке работала религия. Но что именно копировать и сохранять никто не поясняет, так как никто пока не понимает работу сознания. Причем, даже понятие МЫ здесь исчезает. Так что с реинкарнацией это сравнивать нельзя.

Кроме того, техническая попытка получить восприятие, или одушевленность, наталкивает на следующий вывод. Среда, в которой оно существует, должна поддерживать формат данной работы. Если мысль, эмоция, ощущение зарождается у нас в мозге, то не мы этому заслугой. Мы пока даже не понимаем, как они зарождаются и как работает сознание. Это создают законы природы нашего мира. Которые четко знают положение нейронных сетей и происходящий в данный момент процесс. Единый формат этих взаимодействий поддерживает процессы, куда мы не перемещались в пространстве и времени. Мир не то чтобы подсматривает за нами — он это все производит. Верующие называют это Богом, атеисты — обезличено Природой, философы — панпсихизмом.

Не мы это придумали и контролируем. Мы лишь безвольный результат деятельности окружающего мира. Жизнь может быть вечной. Правда, не в том формате, который вы ожидали. Мы восприятие, эффект преломления электрических импульсов в нейронных сетях, кочующий из тела в тело на протяжении эволюции. Часть природы и вечной жизни. Которую нельзя уничтожить. Но потом как вспоминаются скотобойни, и вообще дикая природа. Где голод, страх и боль — наиболее распространенные ощущения. Где до половозрелого возраста доживает менее 10% молодняка. Даже как-то предельно понятна забота о каждом живом существе, как о себе самом. Тем не менее, все это дает грандиозную пищу для размышлений.

Тогда как можно считать наш мир бескрайними унылыми просторами холодного Космоса? Это весьма живая и насыщенная система, содержащая в себе все варианты свойств, чувств, ощущений. Которые могут в нем возникнуть. Это некая среда разработки и существования.

4.10. Парадоксы-антиномии

4.10. Парадоксы-антиномии От софизмов следует отличать логические парадоксы (греч. paradoxos – неожиданный, странный). Парадокс в широком смысле слова – это нечто необычное и удивительное, то, что расходится с привычными ожиданиями, здравым смыслом и жизненным опытом.

4.12. Парадоксы-апории

4.12. Парадоксы-апории Отдельной группой парадоксов являются апории (греч. aporia – затруднение, недоумение) – рассуждения, которые показывают противоречия между тем, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем и т. п.) и тем, что можно мысленно

Парадоксы времени

Парадоксы времени Предыдущая глава фактически была посвящена проблеме существования мира в пространстве, теперь же обратим внимание на его существование во времени. Что это вообще такое — время? Очевидный ответ: количественная характеристика потока происходящих

Парадоксы морали

Парадоксы морали Автономная мораль с ее претензией на абсолютность неизбежно оборачивается парадоксальностью. Обладая изначальностью по отношению к сознательной (целесообразной) человеческой деятельности и будучи тем самым, ее пределом, мораль не может обнаружиться

25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность

25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность Сознание — это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять

1. Можно ли избавиться от сознания с помощью самого сознания?

1. Можно ли избавиться от сознания с помощью самого сознания? Сознание находится сейчас в гораздо худшем положении, чем когда-то давно, точнее, до Бытия и Времени, находилось Бытие. Бытием просто не занимались, ибо не могли ему дать дефиницию, считали его самым общим, а

ПАРАДОКСЫ

ПАРАДОКСЫ И ХИТРЕЦЫ

ПАРАДОКСЫ И ХИТРЕЦЫ В Древней Греции пользовался большой популярностью рассказ о крокодиле и матери. Крокодил выхватил у женщины, стоявшей на берегу реки, ее ребенка. На ее мольбу вернуть ребенка крокодил, пролив, как всегда, крокодилову слезу, ответил: — Твое несчастье

ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ

ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ Американский образец демократии, сформировавшийся в XVIII–XIX веках, фактически представлял демократию меньшинства, типичным носителем которой выступал белый, протестант, домовладелец. Так называемое политическое участие — претензия быть

§ 17. Две стороны исследования сознания и его коррелятивная проблематика. Направления описания. Синтез как изначальная форма сознания

§ 17. Две стороны исследования сознания и его коррелятивная проблематика. Направления описания. Синтез как изначальная форма сознания Если же начало и то направление, в котором будут ставиться задачи, уже стали ясными для нас, то мы благодаря нашей трансцендентальной

2. Изменение формы утопического сознания и стадии его развития в новое время а) Первая форма утопического сознания: оргиастический хилиазм анабаптистов

2. Изменение формы утопического сознания и стадии его развития в новое время а) Первая форма утопического сознания: оргиастический хилиазм анабаптистов Решающим поворотным пунктом в истории нового времени был - под углом зрения нашей постановки проблемы - тот момент,

Парадоксы – пища для ума

Истины и парадоксы

Истины и парадоксы Научно-техническая революция поставила ряд сложных философских и психологических вопросов, живо волнующих умы в сегодняшнем мире. Несмотря на ошеломляющую новизну, которую вносит в нашу жизнь бурное развитие науки и техники, многие из этих вопросов

ПАРАДОКСЫ НЕТОЧНОСТИ

МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ

МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ

МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ запись закреплена

- Сознание как парадокс: Аллахвердов В.М.

Я уверен, что философия, а вслед за ней и психология мучается в беспросветных страданиях просто потому, что философские, да и психологические построения, опираются на весьма туманные и зачастую просто ошибочные представления о сознании. Может, достаточно изменить взгляд на природу сознания и тогда хотя бы появится надежда на разрешение парадоксов?
Психология, однако, оказалась просто пресыщена парадоксами. Большинство современных психологов, не зная, как к ним подступиться, запретили себе вообще о них думать, а чтобы не чувствовать себя ущербными, объявили их рационально неразрешимыми. Иначе говоря, психологи, не видя выхода, предпочли профессионально успокаивать себя психотерапевтически-ми пассами: теоретический хаос – это хорошо, поскольку, когда не известно, куда идти, то тогда вперед можно двигаться сразу во все стороны. И это замечательно, а главное – правильно! Раз все опоры сомнительны, то и любое исследование, всегда на что-либо опирающееся, не может приблизить нас к познанию истины. А потому – да здравствует "доброжелательный" (в устах одних психологов), а еще лучше "принципиальный" (в устах других) эклектизм, опирающийся на подлинную свободу, даруемую психологии ничем не ограниченными и вроде бы самыми современными методологическими концепциями – такими, например, как анархизм и постмодернизм. Прав А. Ю. Агафонов: "Тот коллапс, в котором оказалась отечественная психология, есть прямое следствие обесценивания рационализма".
Казалось бы, тьма нерешенных вопросов делает психологию самой перспективной для теоретиков наукой, ведь наличие неразрешимых загадок – наилучший повод для их деятельности. Если нет загадок, то, что же тогда разгадывать? Однако любая наука хочет быть хоть немного уверенной в своих основаниях, пусть в полной мере это никогда и не удается. К сожалению, основания психологии выглядят слишком уж шаткими и противоречивыми. Не потому ли психология до сих пор чувствует себя Золушкой на Королевском балу Науки, смиренно ожидая неизбежного превращения своих достижений, кажущихся такими драгоценными, в ни кому не нужную тыкву? Для продвижения вперед иногда стоит остановиться и приглядеться к собственным позициям. Это непросто. Иногда возникает чувство, что, даже ударившись о космическое дно не подлежащих пониманию проблем, ты все еще продолжаешь слышать стук снизу. Впрочем, размышлял Сократ, мудрый человек знает, что он ничего не знает. Однако это знание ведет к прогрессу, а не к отчаянию.
Я предлагаю позволить себе, наконец, перестать делать вид, что мы понимаем больше, чем на самом деле понимаем. Давайте внимательно присмотримся к парадоксам и головоломкам, от одного лишь приближения к которым мутнело в глазах не у одного поколения исследователей. Однако не будем стоять перед ними, дрожа от ужаса, а попробуем поискать выход из их тяжелых объятий. И. Кант называл людей, дружащих с парадоксами, логическими эгоистами, ибо, писал он, они не считаются с общепризнанными взглядами и упорно предлагают публике утверждения, противоречащие общему мнению. Но тут же добавлял: парадокс пробуждает душу к вниманию и исследованию, а обыденность, лежащая в основе общего мнения, навевает сон. Разумеется, в полной мере оценить, насколько предложенный в этой книге подход звристичен, можно только в конце пути. Вот я и приглашаю всех подготовиться к совместному и, смею надеяться, удивительному путешествию. И да не страшат нас лабиринты, наполненные неизведанным!

Все мы представляем себе, что такое сознание, но только до тех пор, пока об этом не задумываемся. А стоит задуматься, как почти все, что мы о нем знаем, покрывается пеленой тумана. Тем не менее, все, что мы знаем, мы знаем только потому, что об этом думаем, это осознаем. Явление осознания – самый очевидный факт на свете. Это признавали даже такие разные мыслители, как Р. Декарт и У. Джеймс. Вся трагедия в том, что объяснение этого очевидного факта не может быть столь же очевидным, ибо само сознание не знает, откуда и как оно возникает. X. Ортега специально поясняет, почему столь трудны размышления о природе сознания. Чтобы составить себе отчетливое впечатление о каком-либо предмете, говорит он, его необходимо мысленно изолировать, вычленить из окружения. Однако сознание – это такая вездесущая вещь, которая неизменно входит для нас в состав всех других предметов. "Оно есть неизбежный привесок ко всему, что мы воспринимаем и о чем думаем, однообразный и неустранимый, неотлучный спутник всех прочих предметов и явлений". Как же нам определить, что такое сознание, спрашивает Ортега, если оно присутствует во всем, что мы воспринимаем?
Никто не знает, как, когда и почему у такого блистательного физиологического автомата, каким является человеческий организм, возникают и исчезают субъективные переживания. Никто не знает, куда сознание уходит во время сна и уходит ли вообще. Никому не удалось сформулировать надежные критерии наличия осознаваемых переживаний. То, что переживается мной как данное моему сознанию, т. е. как непосредственно очевидное (любимый термин отцов-основателей психологии), не может быть передано другому лицу в качестве столь же непосредственно очевидного. И о сознании у кого-то другого, кроме себя, можно только предполагать, но не знать. Конечно, общаясь с другими людьми, мы верим, что у них есть сознание. В противном случае, зачем так много времени своей недолгой жизни мы тратим на разговоры? Более того, каждый человек в нормальном состоянии даже способен дать словесный отчет о том, что он сейчас осознает. Впрочем, как можно узнать, что его слова действительно соответствуют наличию у него субъективной реальности?

• Если учёный не знает, что он ищет, то он никогда не поймёт того, что нашёл.

• У. Джеймс рассказывал, как он попробовал на себе воздействие "веселящего газа". Он испытал особое переживание, которое дало ему подлинное чувство понимания мира. В этом состоянии он изо всех сил старался запомнить то, что понял. Однако, когда действие "веселящего газа" прошло, Джеймс ничего не смог восстановить в памяти. Тогда, как настоящий исследователь, он повторил свой эксперимент. И снова пережил то же чувство глубочайшего постижения великой тайны. Невероятным усилием воли он заставил себя записать самые главные несколько слов на бумаге. И когда снова пришёл в сознание, то рванулся к этому листку, чтобы, наконец, узнать тайну бытия. С трудом он разобрал нацарапанные каракули и к своему немалому удивлению прочёл: "повсюду пахнет нефтью". Может, действительно, это и есть то самое главное, что нам никак не удаётся понять-кто знает?

• Поэтому учёные грустят: новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения - просто рано или поздно её оппоненты умирают.
_____________________________________________
Виктор Михайлович Аллахвердов (25 декабря 1946, Таллин) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии СПбГУ. Член Президентского совета Российского психологического общества (РПО), руководитель Санкт-Петербургского отделения РПО, член Экспертного совета РПО, член Координационного совета РПО.

Аллахвердов является автором оригинальной концепции сознания (психологики), в рамках которой сознание рассматривается как некий логический аппарат принятия решений, составления гипотез об окружающем мире и их проверке. Его работы наиболее близки к идеям о природе психики Джорджа Келли и различных представителей когнитивной психологии. По инициативе Аллахвердова среди российских психологов прошёл ряд дискуссий о методологии современной психологической науки.

- Аллахвердов В.М. - Опыт теоретической психологии.-1993

Теоретическая психология в этой книге строится по канону естественных наук. Самые разные психические и социальные явления (от порогов чувствительности и феноменов интерференции до природы научного открытия и агамных запретов в первобытной культуре) рассматривается с единой, хотя и несколько непривычной точки зрения.
Ключом к пониманию всех этих явлений служит взгляд на психическую деятельность как на деятельность субъекта по проверке собственных гипотез, созданных одновременно в нескольких независимых познавательных контурах. В этом же контексте анализируется экспериментально обнаруженный автором феномен неосознанного негативного выбора.
От читателя не требуется каких-либо предварительных психологических знаний, а предполагается лишь интерес к духовной жизни человека, навык в логических рассуждениях и знакомство со способами обработки экспериментальных данных.

- Аллахвердов В.М. - Сознание как парадокс.-2000

В книге известного петербургского психолога Виктора Михайловича Аллахвердова предлагается оригинальная авторская концепция о взгляде на сознание как на механизм проверки догадок об окружающем.
Книга адресована всем, кого интересует сфера человеческого поведения и его изменения.

- Аллахвердов В.М. - Психология искусства.Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений.-2001

Почему произведения искусства вызывают такие эмоциональные переживания? Почему в них так много разных несуразиц и противоречий? Известный петербургский психолог проф. В.М.Аллахвердов предлагает новую психологическую теорию, объясняющую природу эмоционального воздействия произведений искусства. Новый взгляд на известные произведения искусства, безусловно, заинтересует всех, кто увлекается искусством и психологией, причем не только профессионалов, но даже студентов и школьников. Книга поможет иначе осмыслить пушкинского Сальери, стихи Хайяма и Пастернака, прозу Бунина и Хэмингуэя, полотна Пикассо и Эль Греко. Концепция отличается интеллектуальной красотой, само же эссе создано как художественное произведение в соответствии с писанными автором законами.Пожалуй, впервые в рамках авторского издания приводится не только комментарий культуролога, но и стенограмма обсуждения этой работы известными российскими философами и психологами.

- Аллахвердов В.М. - Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.-2003

С разных сторон рассматривается самое загадочное явление человеческой психики - сознание. Как разгадать его тайну? Как распутать коварные головоломки и разрешить вечные проблемы, над которыми бились лучшие умы человечества? В книге предлагается оригинальный подход к тайне сознания.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Видеокурс

Пошаговый видеокурс "Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?"

Что значит стать "слабой" для мужчины?

Как быть, если из отношений уходят внимание и забота?

О какой женщине мужчина мечтает заботиться?

Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?

Статистика

Статей на сайте: 607

Проблема сознания как логический парадокс

Величие этой тайны подчеркивают попытки ее раскрыть, ибо полученные результаты скорее наводят ужас, чем обнадеживают.

Сознание, подводит обескураживающий итог своим изысканиям Ж.-П. Сартр, есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть.

Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способен осознавать окружающий мир и собственные переживания. Мы воспринимаем мир и самого себя с непосредственной очевидностью. Если я, допустим, хочу есть, то мне не надо ни с кем советоваться, чтобы узнать, действительно ли я хочу есть. А если слышу шум дождя на улице, то понимаю, что, выходя из дома, должен взять зонтик, а не затыкать уши. И незачем выяснять, если я читаю книгу, действительно ли это я читаю, а не кто-то другой. Я просто знаю обо всем этом — и все тут. Казалось бы, в чем проблема? Сам по себе факт наличия сознания настолько исходно очевиден, что еще в XVII в. Р. Декарт говорил о нем как о самом достоверном факте на свете, а в XIX в. один из основателей современной психологии У. Джемс называет уверенность людей в существовании сознания самым фундаментальным постулатом психологии.

Часто говорят, что у животных сознания нет и быть не может. Но разве можно это высказывание как-либо проверить? Ведь о наличии сознания у кого-то другого, кроме себя, я могу только предполагать, но не знать. А на вопросы ни одно животное (есть у него сознание или нет) никогда не сможет ответить. Еще менее похоже на проверяемое утверждение, что наше сознание не исчезает вместе со смертью тела, а перемещается в некие другие сферы, — в этом случае даже спрашивать некого. Как же можно объяснить сознание?

Все мы как-то представляем себе, что такое сознание, но только до тех пор, пока не задумываемся об этом. А стоит задуматься, тут-то и возникают проблемы: как объяснить то, что и так очевидно? Ведь объяснить — это значит найти такой способ рассуждения, чтобы непонятное и неясное стало очевидным. Однако возникновение сознания не может быть следствием каких-то процессов самого этого сознания (в противном случае сознание должно было бы существовать еще до того, как оно возникло), а значит, природа сознания не может быть дана нам с той непосредственной очевидностью, которая присуща самим объясняемым явлениям сознания. Хотя бы поэтому любое рассуждение о сознании всегда будет сложнее и туманнее, чем то переживание ясности, изначальной очевидности, которое дается нам сознанием. Но может ли удовлетворить объяснение, которое превращает ясное в более туманное?

Сознание ускользает от объяснения. Впрочем, прежде всего надо договориться, как вообще можно что-либо (объяснить. Существует много разных путей познания: логический, мистический, практический, путь естественной науки и путь науки гуманитарной. И надо выбрать сам путь, на котором мы будем искать объяснение, в соответствии с этим выбрать язык, на котором мы сможем это объяснение описать, и, наконец, выбрать критерии, позволяющие принимать решение об успешности (удовлетворительности) сделанного объяснения.

Все материалы из данного источника: Куликов Л.В. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

Величие этой тайны подчеркивают попытки ее раскрыть, ибо полученные результаты скорее наводят ужас, чем обнадеживают.

Сознание, подводит обескураживающий итог своим изысканиям Ж.-П. Сартр, есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть.

Читайте также: