Сознание как форма моделирования действительности в философии кратко

Обновлено: 04.07.2024

На данный момент ученые так и не пришли к согласию в вопросе определения понятия человеческого сознания. Основная проблема его изучения заключается в том, что, в отличие от других феноменов окружающего мира, человек не способен непосредственно наблюдать его. Существует несколько гипотез, описывающих данный феномен, однако для их развития не хватает экспериментальных данных.

Сознание человека — что это такое в философии и психологии

Сознание — система восприятия человеком информации из внешней реальности, способность к обработке и анализу этой информации. Сознание с биологической точки зрения — состояние активности головного мозга, связанное с речью, планированием событий в уме, рефлексией собственных и чужих действий.

При его правильной работе, человек способен успешно жить и функционировать в обществе других людей, следовать определенным нормам и правилам, воспринимать действительность без искажения. При различных изменениях в работе мозга его функции могут работать неправильно — например, человек видит несуществующие предметы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Поступки и действия, поддающиеся контролю, называются сознательными. Исследованием сознания, его различных форм, проявлений и характеристик занимаются ученые в рамках различных наук, таких как философия, психология, социология и биология.

В каких формах проявляется сознание, понятие общественного

Сознание существует в нескольких формах, наиболее часто выделяют индивидуальное и общественное. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Индивидуальное сознание — восприятие мира каждым конкретным человеком. Оно характеризуется совокупностью мыслей, чувств, идей, взглядов, эмоций человека, является уникальным для каждой отдельной личности. Индивидуальное сознание является частью и продуктом общественного, и в то же время формирует его.

Общественное сознание представляет собой духовное единство взглядов, мнений и идей определенного общества. В отличие от индивидуального, оно характеризуется широким масштабом взглядов и рассматриваемых вопросов, является более разнообразным и содержательным.

Общественное сознание затрагивает различные аспекты жизни — религию, политику, искусство, науку, право, законы, идеологию данного общества. В то же время каждый из этих аспектов может быть рассмотрен на двух уровнях — теоретическом и обыденно-практическом.

Какие формы представляют теоретический уровень сознания

Теоретический, также называемый научным, уровень представляет собой совокупность рациональных обоснованных теорий, отражающих суть явлений окружающей реальности.

Например, политическое сознание на теоретическом уровне представляет собой идеологию — систему взглядов и идей, характеризующих жизнь общества, а также цели, которые данное общество преследует.

Нравственное сознание на теоретическом уровне формирует мораль, религиозное — теологию, эстетическое — эстетику, правовое — правовую идеологию.

В каких формах проявляется обыденно-практическое сознание

Обыденно-практическое сознание поверхностно рассматривает суть явлений и вещей, формируется в процессе повседневной жизни, отражает эмоциональную оценку определенных явлений широкой массой людей. На данном уровне не раскрывается истинная суть вещей.

Так, на обыденно-практическом уровне политическое сознание формирует политическую психологию, нравственное — нравственность, религиозное — религию, эстетическое — подразумевает обыденное понимание красоты, правовое — правовую психологию.

Типы осознания (терминология Зигмунда Фрейда)

Зигмунд Фрейд выделял несколько типов осознания — сознательное, предсознательное и бессознательное.

Сознательное — те чувства и эмоции, которые человек осознает в определенный момент. Определенное явление окружающей реальности осознается человеком в течение небольшого периода времени, а затем, по мере переключения мозга человека на другое событие, данное явление переходит на уровень предсознательного или бессознательного.

Предсознательное — совокупность переживаний и опыта, находящихся в человеческой памяти, которые в любой момент можно без проблем перевести на уровень осознанности.

Бессознательное — самые примитивные переживания, опыт и инстинкты, несущие опасность личности человека, и вследствие этого вытесненные в самые труднодоступные уголки психики.

Спустя время Фрейд ввел в свою теорию еще несколько новых понятий — Ид, Эго и СуперЭго.

Ид представляет собой примитивные врожденные импульсы человека, не поддающиеся осознанию и функционирующие на бессознательном уровне. В основном Ид связано с биологическими потребностями — питанием, сном, сексом, и проявляется агрессивными и сексуальными импульсами. Со временем, когда человек взрослеет и приобретает опыт, более значительную роль начинают играть Эго и СуперЭго.

Эго — контролирует энергию Ид и принимает решения, находящиеся в рамках социальных норм. Эго также отвечает за интеллектуальные процессы. В отличие от хаотичного Ид, не заботящегося о самосохранении, Эго стремится обеспечить безопасность для индивида.

Оно формируется в процессе того, как человек понимает, что для удовлетворения примитивных потребностей, ему необходимо размышлять, прежде чем что-то сделать, то есть действовать осознанно.

Суперэго — отвечает за контроль над поведением человека, формирование ценностей и норм индивида. Оно формируется в процессе социализации, преимущественно в результате общения с родителями и наличия запретов на определенные действия. Благодаря наличию Суперэго человек может стать полноправной частью общества.

Формы сознания в философии

Каждая наука рассматривает феномен сознания с различных сторон. Основными вопросами, на которых фокусирует внимание философия, является природа человеческого разума и его связь с физическим миром. В XX веке данная философская проблематика получила огромное распространение. Ежегодно на эту тему выходило множество научных работ, и по сей день тенденция сохраняется.

В ХХ веке благодаря развитию кибернетики и практики создания быстродействующих электрических, а затем и электронных вычислительных машин (ЭВМ) надежды создать искусственный интеллект, равный человеческому, возникли вновь. Электронщикам стало ясно, что человеческий мозг, вся нервная система человека (как и животных) работает по принципу работы электронных устройств – по принципу двоичности: нерв может находиться либо в возбужденном состоянии, либо в состоянии покоя. Возбуждения эти имеют по существу ту же, что и в электронных машинах, биоэлектрическую природу. Человеческий мозг представляет собой огромную вычислительную машину, состоящую из нескольких десятков миллиардов нервных клеток, каждая из которых работает по принципу полупроводника: она либо возбуждена и пропускает электрический ток, либо находится в покое и препятствует прохождению возбуждения. Возникла надежда повторить (в сжатом модельном варианте, конечно) работу человеческого мозга и тем самым воспроизвести в искусственном устройстве человеческое сознание. На этом пути были достигнуты некоторые результаты. Уже на уровне простых электрических машин конструкторы научились воспроизводить безусловные рефлексы животных. Так называемая электрическая мышь, будучи включенной в работу, двигалась в пространстве, обходила препятствия, реагировала на световые раздражители, останавливалась перед непреодолимыми препятствиями, давала задний ход и т. п. Она работала по более или менее сложной программе, заложенной в работу ее узлов и механизмов. По этому же принципу работают современные электронные роботы, и не только промышленные, но и научно-демонстрационные, различные японские электронные няньки, дворники и т. п.

Однако и конструкторам, и ученым-электронщикам, и теоретикам кибернетики становится все более ясным, что ни у сегодняшних, ни у дальнейших поколений роботов человеческое мышление, сознание, самосознание, личность не возникают и не возникнут. Оптимисты становятся более осторожными, пессимисты же поднимают голову и высказывают свои аргументы в доказательство невозможности воспроизведения человеческого сознания в искусственных устройствах. Рассмотрим некоторые из этих аргументов.




Итак, и по соображениям чисто техническим (ограниченность наших знаний об обществе, которое нам предстоит моделировать), и по причинам моровоззренчески-философским (ограничения, накладываемые категориями цель – средство) мы не в состоянии построить модель мыслящей материи. Дело обстоит так, что мысль возникает лишь самопроизвольно, в результате саморазвития природы. Для того, чтобы построить модель этой системы, надо создать материальную систему, параллельную реальной и пустить ее в самостоятельное, независимое от нас существование, и тогда она, развиваясь по законам эволюции, через миллионы лет может быть и даст эффект сознания (если мы правильно все поняли и правильно все воспроизвели).

Но даже если людям удастся обмануть самих себя, и сделать, создать серию или хотя бы одного-единственного такого робота, о котором не то, что все люди не будут знать, сами создатели забудут, что он – машина, все равно этот робот будет мыслить не более, чем новорожденный ребенок: ведь ему придана лишь модель человеческого мозга, а считывать с этой модели нужную в данном обществе информацию и строить воображенные образы, - этому роботов надо еще научить. В таком случае, в каком возрасте, в облике человека какого возраста нужно будет его создать? Новорожденного младенца? Взрослого человека?

И, наконец, последнее: взбредет ли когда-нибудь в голову людям заниматься подобным крючкотворством? Даже если возникнет угроза иссякания родильных способностей женщин, легче будет все-таки родить ребенка естественным образом, чем тратить огромные средства на воспроизводство людей таким способом.

В ХХ веке благодаря развитию кибернетики и практики создания быстродействующих электрических, а затем и электронных вычислительных машин (ЭВМ) надежды создать искусственный интеллект, равный человеческому, возникли вновь. Электронщикам стало ясно, что человеческий мозг, вся нервная система человека (как и животных) работает по принципу работы электронных устройств – по принципу двоичности: нерв может находиться либо в возбужденном состоянии, либо в состоянии покоя. Возбуждения эти имеют по существу ту же, что и в электронных машинах, биоэлектрическую природу. Человеческий мозг представляет собой огромную вычислительную машину, состоящую из нескольких десятков миллиардов нервных клеток, каждая из которых работает по принципу полупроводника: она либо возбуждена и пропускает электрический ток, либо находится в покое и препятствует прохождению возбуждения. Возникла надежда повторить (в сжатом модельном варианте, конечно) работу человеческого мозга и тем самым воспроизвести в искусственном устройстве человеческое сознание. На этом пути были достигнуты некоторые результаты. Уже на уровне простых электрических машин конструкторы научились воспроизводить безусловные рефлексы животных. Так называемая электрическая мышь, будучи включенной в работу, двигалась в пространстве, обходила препятствия, реагировала на световые раздражители, останавливалась перед непреодолимыми препятствиями, давала задний ход и т. п. Она работала по более или менее сложной программе, заложенной в работу ее узлов и механизмов. По этому же принципу работают современные электронные роботы, и не только промышленные, но и научно-демонстрационные, различные японские электронные няньки, дворники и т. п.

Однако и конструкторам, и ученым-электронщикам, и теоретикам кибернетики становится все более ясным, что ни у сегодняшних, ни у дальнейших поколений роботов человеческое мышление, сознание, самосознание, личность не возникают и не возникнут. Оптимисты становятся более осторожными, пессимисты же поднимают голову и высказывают свои аргументы в доказательство невозможности воспроизведения человеческого сознания в искусственных устройствах. Рассмотрим некоторые из этих аргументов.

Итак, и по соображениям чисто техническим (ограниченность наших знаний об обществе, которое нам предстоит моделировать), и по причинам моровоззренчески-философским (ограничения, накладываемые категориями цель – средство) мы не в состоянии построить модель мыслящей материи. Дело обстоит так, что мысль возникает лишь самопроизвольно, в результате саморазвития природы. Для того, чтобы построить модель этой системы, надо создать материальную систему, параллельную реальной и пустить ее в самостоятельное, независимое от нас существование, и тогда она, развиваясь по законам эволюции, через миллионы лет может быть и даст эффект сознания (если мы правильно все поняли и правильно все воспроизвели).

Но даже если людям удастся обмануть самих себя, и сделать, создать серию или хотя бы одного-единственного такого робота, о котором не то, что все люди не будут знать, сами создатели забудут, что он – машина, все равно этот робот будет мыслить не более, чем новорожденный ребенок: ведь ему придана лишь модель человеческого мозга, а считывать с этой модели нужную в данном обществе информацию и строить воображенные образы, - этому роботов надо еще научить. В таком случае, в каком возрасте, в облике человека какого возраста нужно будет его создать? Новорожденного младенца? Взрослого человека?

И, наконец, последнее: взбредет ли когда-нибудь в голову людям заниматься подобным крючкотворством? Даже если возникнет угроза иссякания родильных способностей женщин, легче будет все-таки родить ребенка естественным образом, чем тратить огромные средства на воспроизводство людей таким способом.


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 11. Сознание

Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности (поиск способов существования и свободного развития личности, производство новых знаний, создание произведений искусства, прогнозирование будущего, принятие решений и др.). Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.

Сознание – сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность.

Многообразие отдельных состояний сознания образует еще одну группу его значений.

Вопрос о происхождении сознания

В философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа.

Существуют близкие к космической теории происхождения сознания:

• теория монад (Лейбниц): в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных первичных духовных единиц (монад), в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

• теория Толбета: Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

2. Сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животным, сложны (охота) и требуют большой работы сознания;

3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Основные подходы к проблеме сознания

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания.

Физикализм – крайне материалистический подход, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных фактов:

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ);

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

• теория вульгарных материалистов.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.

Между физикализмом и солипсизмом находятся:

• умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.

1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

Сознание и бессознательное

Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой.

Бессознательное: 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.

Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями, как:

1) непосредственное эмоциональное чувствование;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через со-причастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом (субсенсорном) восприятии, в непроизвольном запоминании и пр., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

Сознание

Сознание Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного

1. Историческое сознание и историчное сознание.

1. Историческое сознание и историчное сознание. - Историческим сознанием мы называем знание об истории. Но не как это знание о чем-то таком, что случилось, подобно тому как всегда и везде что-нибудь случается, но мы называем это знание историческим, только если оно

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание.

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание. - Сознание есть индивидуальная действительность существования как акт переживания (Erleben); оно есть универсальное условие всякого бытия-предметом для знающих субъектов, как сознание вообще; оно есть

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им

Сознание

Сознание Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое,

СУТ и сознание

СУТ и сознание Обратимся снова к сознанию и подсознанию, чтобы попытаться выяснить их содержание в АИ. Определить сознание можно примерно так: сознание — это ориентировка интеллекта в пространстве, времени, отношениях, своем состоянии и состоянии окружающего мира.

39. Сознание

235. Новое религиозное сознание или просто сознание?

235. Новое религиозное сознание или просто сознание? Одно из главных лукавств нашей философствующей интеллигенции (как дореволюционной, так и современной) состоит в том, что она, не желая показаться одномерно материалистической и атеистической, вступает в

216. СОЗНАНИЕ

216. СОЗНАНИЕ Я сознаю свой грех, и прегрешение мое всегда предо мною.Библия — Псалмы, 51:5Можете есть лучше на десять процентов, но спать будете — на пять.Гершфилд — Послушайте меняБудь господином своей воли и рабом сознания своего.Лазеров — Идиш энциклопедияСознание,

7 СОЗНАНИЕ

7 СОЗНАНИЕ Сознание – не вещь, которую можно разложить на части и поделить между вещами. Это исключительное право, бескрайняя Субстанция Первого Лица Единственного Числа настоящего времени.* * *То, что я воспринимаю, зависит от множества вещей: состояния моих физических и

Сознание

Сознание Перспективы переживаний НОР, психологии и традиционного шаманизма помогают физике находить ее основание. Чтобы лучше понимать физику, нам нужно лучше понимать переживания НОР в психологии и шаманизме. Давайте посмотрим, как различать повседневные феномены

Алайя-Видняна, сознание-вместилище, или остаточное сознание, — но что это за вещь?

Читайте также: